История и этнология. Факты

История Хазарского каганата, крупнейшего и сильнейшего государства Восточной Европы в VIII-IX веках до сих пор вызывает много вопросов. Каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. Угры, тюрки, ираноязычные аланы — они были и завоевателями этих территорий, и побеждёнными. На эти и другие вопросы отвечает книга востоковеда Новосельцева «Хазарский каганат».

В издательстве «Ломоносовъ» вышла книга известного востоковеда Анатолия Новосельцева «Хазарский каганат». Новосельцев (1933-1995) известен как крупнейший отечественный востоковед, в том числе — один из лучших исследователей хазар.

В книге «Хазарский каганат» он рассматривает версии происхождения этого этноса, устройство их государства и как оно повлияло на историю Восточной Европы.

Новосельцев, в частности, приводит мнения зарубежных и отечественных историков и археологов. Например, историк Грушевский отмечал роль Хазарии(до Х века) как заслона Европы от новых кочевых азиатских орд, справедливо считая Хазарскую державу в VIII-IX веках сильнейшим государством Восточной Европы. А американский историк Данлоп считал, что Хазарское государство существовало вплоть до XIII века (хотя его разгром русами в конце Х века сильно ослабил и фрагментировал каганат).

Интересна идея венгерского историка Барта о том, что Хазария была торговым государством (а не кочевым или полукочевым). Примечательно его наблюдение, что практически все поселения каганата были расположены в бассейнах рек. Это, кстати, общая характерная черта для Восточной Европы той поры, в том числе и для Руси.

Один из разделов книги Новосельцева касается вопроса этнического происхождения хазар. Как известно, каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. С разрешения издательства «Ломоносовъ» мы публикуем отрывок из книги Анатолия Новосельцева, в котором рассказывается об этническом составе Хазарии.

«С IV века вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдалённых районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское)население, с которым и вступили в этнические контакты. На всём протяжении IV-IX веков в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно.

Кочевники гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства. Однако своих предшественников — алан, роксолан и т.д. — они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом. В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники гуннского объединения устремились сразу после разгрома своих главных врагов — алан. Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда в основном в его центральной части, а их ближайшие родственники массагеты-маскуты — в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана. Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев)с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно, и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен.

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар, а прежде всего племя савиров — тех самых савиров (сабиров), чьим именем, по свидетельству ал-Мас’уди, тюрки называли хазар.

Впервые сабиры-савиры появляются в источниках для Восточной Европы в связи с событиями 516/517 года, когда, пройдя Каспийские ворота, они вторглись в Армению и далее в Малую Азию. Современные исследователи единодушно считают их выходцами из Западной Сибири.

Можно с большим основанием считать, что савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири, и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. Создается впечатление, что это было значительное племенное объединение юга Западной Сибири. Однако продвижение с востока тюркских орд теснило савиров и заставляло их группами покидать исконную территорию. Так савиры вместе с гуннами или позже, под нажимом каких-то врагов, перешли в Восточную Европу и, оказавшись на Северном Кавказе, вступили в контакты с разноэтническим местным населением. Они входили в различные племенные объединения и порой их возглавляли.

В период приблизительно со второго десятилетия до 70-х годов VI века о савирах в этом районе особенно часто упоминают византийские авторы, прежде всего Прокопий Кесарийский, а также Агафий. Как правило, савиры находились в союзе с Византией и воевали против Ирана, а это свидетельство того, что обитали они вблизи знаменитых укреплений Чоклы-Чоры (Дербента), которые как раз в первой половине VI века были заново укреплены и приняли форму, сохранившуюся до наших дней.

А затем савиры как-то сразу исчезают почти из всех источников о Северном Кавказе, хотя память о них сохранилась в хазарских преданиях, изложенных царем Иосифом. В то же время в «Армянской географии» савиры присутствуют среди племён Азиатской Сарматии к востоку от хонов (гуннов), чунгаров и менд (?) до реки Талд, которая отделяет азиатских сармат от страны апахтарков. Известие это содержится в разделе «Ашхарацуйца», который производит впечатление сложной комбинации разновременных источников. Здесь много неясного, в том числе этнонимы «чунгары» и «менд»; непросто идентифицировать и реку Талд (возможно, это Тобол).Но слово «апахтарк» объяснимо из среднеперсидского языка как «северные», а потому возможно предположить, что эта часть текста восходит к несохранившимся вариантам сасанидских географий, которыми автор «Ашхарацуйца», несомненно, пользовался. И тогда это известие относимо к VI веку. Правда, продолжение этого текста опять выглядит странным, ибо там сказано, что эти апахтарк (мн. число) — туркестанцы,у них царь («таговар») хакан, а хатун — жена хакана. Эта часть явно искусственно «пристёгнута» к предыдущей и появиться могла в связи с Тюркским каганатом, обитатели которого были «северными» жителями по отношению к Ирану.

Вполне возможно, что именно Тюркский каганат стал виновником гибели Савирского союза. Вероятно, с этим событием связано переселение части савир в Закавказье, о котором говорит византийский историк VI века Менандр Протектор. Это, очевидно, те самые «сабартойаспалой», об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный, хотя он ошибочно связывает их переселение с событиями IX века (войной«турок» и печенегов).

То, что Константин Багрянородный ошибается, доказать несложно. Писавший в начале Х века Ибн ал-Факих упоминает савир как ас-савардийа. Ал-Мас’уди по реке Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они — ветвь армян. Армянский историк первой половины Х века Иованнес Драсханакертци помещает севордик (мн. число, ед. число — севорди) недалеко от города Гянджа. Если севардийцы в первой половине Х века были арменизированы, как полагает В.Ф.Минорский, то это не могло произойти при жизни двух-трёх поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX века, скорее всего в VI-VII веках.

Крушение Савирского союза было, по-видимому, заметным событием в истории Восточной Европы той поры, и лишь ограниченность наших источников не позволяет определить его масштабы. После этого савиры, помимо Закавказья, появляются под названием савар в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария.

Но какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя коса, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним «хазары», хотя можно предположить и другие варианты. Возможно, именно это тюркское племя затем, в течение второй половины VI века и позже, ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Среди этих ассимилированных племён была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др. Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках, а для начала Х века — и в Среднем Поволжье(в форме баранджар). С этим этнонимом связан город Баланджар, который, очевидно, идентичен Варачану. Что касается басилов, то на них стоит остановиться особо, хотя не исключено, что басилы и баланджар — одно и то же.

(Хазарская монета)

Басилы несколько раз упоминаются Мовсесом Хоренаци в разделах его истории, связанных с полулегендарным изложением деятельности древнеармянских царей (Валаршака,Хосрова и Трдата III), причём один раз они выступают вместес хазарами, что для II-III веков, конечно, нереально. Эти сведения не поддаются точному комментированию, они разве только свидетельствуют о том, что в Армении V-VI веков знали племя басилов. В «Ашхарацуйце» сильный народ басилов («амранайбаслацазгн») помещён на реке Атиль, очевидно, в её низовьях.

Но вспомним, что Михаил Сириец называет Барсилию страной алан. Из этого можно предположить, что первоначально барсилии (басилы) — аланское (иранское)племя, которое затем было тюркизировано и в Восточном Предкавказье слилось с хазарами, а в Западном — с булгарами. Последнее подтверждается сведениями Ибн Русте и Гардизи о булгарском племени (в тексте Ибн Русте «синф» — «вид, разряд», у Гардизи «горух» — «группа») барсула (у Гардизи —дарсула). Всего у этих авторов три группы (вида) булгар: барсула, эсгал (аскал) и блкар, то есть собственно булгары. Если сопоставить это с делением волжских булгар у Ибн Фадлана, то обнаружим любопытную вещь. Ибн Фадлан, кроме собственно булгар, называет племя аскал, но не упоминает барсилиев. Зато у него есть род ал-баранджар, и это, возможно, подтверждает идентичность тюркизированных басилов (барсилов) и баланджар.

Источники дают довольно противоречивые сведения об этнической принадлежности хазар. Часто их причисляют к тюркам, однако само применение этнонима «тюрки» было вплоть до XI века не всегда определённым. Разумеется, в Средней Азии, да и в халифате IX-Х веков хорошо знали тюрок, из которых формировалась гвардия халифов. Но одно дело знать«своих» тюрок, а другое — разобраться в пестроте этносов, гулявших в буквальном смысле этого слова по обширным степным пространствам Евразии. Среди этих орд тюрки в IX-Х веках безусловно преобладали, поглощая не только остатки иранцев, но и угров. Последние частью входили в политические объединения, в которых главную роль играли тюрки, и когда те же угры от них откалывались, название тюрок могло какое-то время за ними оставаться, как было с венграми в первой половине Х века.

В целом же писатели того времени ясно видели текучесть степного населения и его преемственность. Например, Менандр Протектор писал, что турки прежде назывались саками. В этом его утверждении, как и в упорном наименовании армянскими источниками северокавказских кочевников гуннами или арабскими источниками хазар в VIII веке тюрками, надо видеть не только дань исторической традиции, но и осознание того факта, что жившие прежде на Северном Кавказе гунны или тюрки не исчезли, а слились с теми же хазарами и потому могли с ними отождествляться. В период, когда тюрки стали господствующим этническим элементом в степях от Алтая до Дона (IX-Х века), мусульманские авторы часто включали в их число и финно-угров, и даже иногда славян.

(Реконструкция столицы Хазарии — города Итиль)

Но некоторые арабские писатели IX-Х веков всё же отделяли хазар от тюрок. Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе, довольно сильно отличаясь от других тюркских языков, наиболее распространенных в IX-Х веках(огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире. Этим, очевидно, и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что мусульманские авторы дают противоречивые данные о языке хазар. В XI веке, когда Махмуд Кашгарский составлял свой знаменитый «Словарь тюркского языка», хазарский язык уже исчезал, и его лексику учёный не фиксировал. Но язык булгар Махмуд в своём лексиконе использует, а это твёрдое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар. Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы.

Славянские племена, как мы уже говорили, расселялись в зоне лесов и лесостепи. А в степи с древних времен господствовали кочевники-скотоводы. В VI веке гуннов сменили авары, подчинившие часть славянских племен на Дунае. В VII-VIII вв. власть над степями перешла к хазарам. Они, как и родственные им гунны и авары, говорили на тюркских языках и добились господства над многими тюрко- и ирано-язычными народами Причерноморья и Северного Кавказа. Среди тюркских народов были и болгары, которые не покорились хазарам. Они откочевали за Дунай и вместе с жившими за Дунаем славянами создали свое государство — Болгарию. Другая кочевая орда болгар отступила на Среднюю Волгу, где появилось государство Волжская Болгария.


Воин-кочевник из Причерноморья.

Хазары покорили и племена славян, жившие близко к степям, в Среднем Поднепровье, — полян, северян, радимичей и вятичей на Оке. Кочевники-скотоводы не могли обойтись без земледельцев — ведь им и их скоту, в первую очередь боевым коням, нужен был хлеб. Поэтому они требовали от земледельцев дани. Славяне-земледельцы воспринимали ее как иго — ярмо, которое надели на них, словно на пахотных животных.

Летопись рассказывает, что поляне оказались под властью хазар после смерти легендарных основателей Киева. Правитель хазар — каган (хан ханов) потребовал дани, и поляне прислали ему в качестве дани мечи. Мудрые хазарские старцы предрекли правителю: от этой дани добра не будет, мы добились её саблями — оружием, заточенным с одной стороны, а мечи полян обоюдоострые. С этим более грозным оружием данники одолеют хазар и «будут брать дань с нас и других стран». Так и сбылось, пишет Нестор: в 965 году князь Святослав разбил войско кагана.

Хазарский воин IX век. У него прямой меч, заточенный с одной стороны, боевая секира и лук с колчаном, полным стрел. Конская уздечка и пояс украшены серебряными бляшками.

Утвердившись на Северном Кавказе, хазары стали совершать походы в Закавказье и Крым — причерноморские владения Византии. Но из Передней Азии навстречу им двинулась другая волна завоевателей. Это были арабы, силой меча распространявшие новую религию — ислам. В начале VIII века они разбили хазар, но не смогли завладеть степями Причерноморья.

Чтобы управлять разными народами Восточной Европы и договариваться с исламским Арабским халифатом и христианской Византией, хазарам нужна была собственная религия, признаваемый другими народами писанный закон. Хазарский правитель не мог стать мусульманином или христианином: он оказался бы в зависимости от халифа или византийского императора. Но в городах, попавших под власть хазар в Северном Причерноморье, — Фанагории, Таматархе (Тмутаракани), Боспоре (Керчи) жили еврейские общины, которые исповедовали иудаизм — религию Ветхого завета. А его почитали и мусульмане, и христиане. Поэтому хазарский каган выбрал иудаизм.

В устье Волги — хазары называли ее Итиль — была построена столица Хазарского каганата, тоже Итиль (археологи до сих пор не могут найти этот город). В кирпичном дворце и окружавшем его квартале жили каган, его воевода (бек) и другие хазары, принявшие иудаизм. В другом квартале обосновались мусульмане, в том числе гвардейцы кагана, выходцы из среднеазиатского государства Хорезм. В Итиле была и община христиан и даже жили язычники — славяне и русь. В низовьях Дона с помощью византийских архитекторов каган возвел белокаменную крепость Саркел (белая башня), защищавшую центр его владений.

Византия хотела подчинить своему влиянию Хазарский каганат. В 861 году туда была направлена миссия во главе с выходцем из греческого города Солуни (Фессалоники) в Македонии Кириллом, или Константином, за свою ученость прозванным Философом (Кирилл — монашеское имя, которое Константин принял перед смертью). В Херсонесе, главном византийском городе Крыма, Константин выучил еврейский и другие языки. При дворе кагана он вел богословские диспуты с учеными иудеями и даже добился того, что несколько хазарских семей приняли христианство. Сам же каган остался верен иудейской религии.
Однако миссионерский опыт вскоре пригодился Константину.

ХАЗАРЫ, ов, мн. Т. н. «лица южной национальности». Все базары купили хазары. назв. древнего народа, жившего в 7 10 вв. от Волги до Кавказа … Словарь русского арго

Современная энциклопедия

Тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат … Большой Энциклопедический словарь

ХАЗАРЫ, ар, ед. арин, а, муж. Древний народ, образовавший в 710 вв. государство, простиравшееся от нижней Волги до Кавказа и Северного Причерноморья. | жен. хазарка, и. | прил. хазарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Хазары - ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, переселившийся из Зауралья в Восточную Европу после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали государство Хазарский каганат, после разгрома которого князем Святославом Игоревичем … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на… … Энциклопедия Кольера

Зар; мн. Тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в 4 в. после гуннского нашествия и кочевавший в Западно Прикаспийской степи (с середины 7 в. образовал Хазарский каганат). * Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам… … Энциклопедический словарь

хазары - ХАЗАРЫ, ар, мн (ед хазарин, а, м). Древний тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия в IV в., кочевавший в Западно Прикаспийской степи, живший по реке Терек и в дельте Волги (с середины VII века образовал Хазарский… … Толковый словарь русских существительных

Кочевой тюрко язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60 х гг. 6 в. Х. были покорены Тюркским каганатом (См. Тюркский каганат). С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Хазары (изд. 2014 г.) , Олег Ивик, Владимир Ключников. Хазары - один из самых загадочных народов раннего Средневеко вья. Среди ученых идут споры даже о том, кого называть этим словом. Хазары не оставили черепков, которыепозволили бы их идентифици…
  • Хазары , Олег Ивик, Владимир Ключников. Хазары - один из самых загадочных народов раннего Средневековья. Среди ученых идут споры даже о том, кого называть этим словом. Хазары не оставили черепков, которыепозволили бы их…

Хазары – одно из кочевых, воинственных племен, обитавших в древности на территории современного юга России.

Постепенно хазары захватили обширные территории от Черного моря до Нижнего Поволжья и превратились в сильное государство – Хазарский каганат.

Наибольшее могущество оно приобрело примерно в VII-X веках нашей эры. Столицей государства был город Итиль в устье Волги, недалеко от нынешнего города Астрахань.

Что мы знаем о хазарах

Все, что сегодня мы знаем о хазарах — это лишь гипотезы ученых разных стран. Они опираются на немногочисленные письменные и археологические источники. В основном это западноевропейские и арабские документы и хроники.

Этимология самого слова «хазары» не имеет однозначной трактовки.По некоторым сведениям хазары были кочевым тюркоязычным народом, или союзом тюркских племен, во главе которого стоял правитель — каган.

Но по мере расширения Хазарский каганат стал включать в свой состав многочисленные народности. Все они говорили на разных языках, имели разные верования. Мусульманство, христианство, иудаизм, язычество – все эти религии процветали здесь.

По отрывочным сведениям предполагается, что сам каган с наследниками примерно в VIII веке перешел в иудаизм. Как бы там ни было, Хазарский каганат прославился своей веротерпимостью.

Некоторые источники сообщают о случаях, когда жители придерживались трех вероисповеданий одновременно.Постепенно хазары создали процветающее государство.

Они много воевали, были искусными дипломатами, успешно вели международную торговлю. И все же в X веке Хазария приходит в упадок. Решающую роль в этом сыграло Древнерусское государство.

Сначала новгородский князь Святослав Игоревич разгромил в 965 году хазарское войско. Позднее князь Владимир вновь идет походом на Хазарию и накладывает на неё дань. Дальнейшие сведения о государстве становятся отрывочными и постепенно исчезают.

Краткая летопись хазар

  • 626г. – тюркско-хазарское войско захватывает Дербент.
  • 650г. — хазары получают независимость.
  • 700г. – первое упоминание в западноевропейской литературе.
  • VIIIв. – арабо-хазарские войны. Столица в городе Итиль.
  • 859г. — хазары берут дань со славянских племен.
  • 861г. — Константин (св. Кирилл) крестит хазар.
  • 965г. – разгром хазарского войска Святославом.
  • XIIIв. – хазар завоевывают монголы.

Короткая, но яркая история Хазарии тревожит умы ученых и писателей, во многом оставаясь загадкой. Не случайно одно из своих причудливых сочинений классик европейской литературы Милорад Павич назвал просто – «Хазарский словарь».

— народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Происхождение их с точностью неизвестно. Константин Багрянородный считает их тюрками и переводит хазарское название города Саркела — белая гостиница. Байер и Лерберг тоже принимают их за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый — белый город, второй — желтый город. Автор статьи, помещенной в "Beytr ä ge zur Kenntniss Russlands" (I, 410), признает их за венгров; Френ относит их к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир — грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки — армянами и т. д.

Существует интересное письмо еврея Хисдаи (см. ст. Евреи), казнодара одного арабского государя в Испании, к хозарскому кагану и ответ кагана: каган считает X. потомками Форгомы, от которого ведут свое происхождение грузины и армяне. Подлинность этого письма, впрочем, сомнительна. Достоверные сведения о хазарах начинаются не раньше II-го века по Р. Х., когда они занимали земли к северу от Кавказских гор. Тогда у них начинается борьба с Арменией, большей частью победоносная, и тянется до IV в.

С нашествием гуннов хазары скрываются из глаз истории до VI в. В это время они занимают большое пространство: на востоке граничат с кочевыми племенами тюркского племени, на севере — с финнами, на западе — с болгарами; на юге владения их доходят до Аракса. Освободившись от гуннов, хазары начинают усиливаться и угрожать соседним народам: в VI в. царь персидский Кабад устроил на севере Ширвана большой вал, а сын его Хозрой построил стену для ограждения от X. В VII в. хазары заняли территорию болгар, воспользовавшись раздорами среди них после смерти царя Кровата. С этого века начинаются сношения X. с Византией.

Xазарские племена представляли большую опасность для последней: Византии приходилось давать им подарки и даже родниться с ними, против чего ополчается Константин Багрянородный, советуя бороться с хазарами при помощи других варваров — аланов и гузов. Императору Гераклию удалось привлечь на свою сторону хазар в борьбе его с Персами. Нестор называет хазаров уграми белыми. У хазарских племён на Таврическом полуострове, в бывших владениях болгар, нашел убежище Юстиниан II, женившийся на сестре хазарского кагана. В 638 г. халиф Омар завоевал Персию и разгромил соседние земли.

Попытка Х. противодействовать завоевательному движению арабов кончилась неудачно: столица их Селиндер была взята; только поражение арабов на берегах реки Боланджира спасло страну хазар от полного опустошения. В VIII в. Х. вели 80-летнюю войну с халифатом, но должны были (хотя и позже встречаются их нападения на земли халифата) просить у арабов в 737 г. мира, который и был дан им под условием принятия ислама. Неудачные войны на юге вознаграждались до некоторой степени успехами на севере: около 894 г. хазары в союзе с гузами разгромили печенегов и венгров, живших на севере от Таврического полуострова; еще раньше они подчинили себе приднепровских славян и брали с них "по беле от дыма".

Таким образом в IX в. их владения простирались от северной части Кавказа до земель северян и радимичей, т. е. до берегов рек Десны, Сейма, Сулы и Сожа. В Χ в. их владения еще расширились, но близка уже была гибель. Русское государство крепло и собирало воедино разрозненные славянские племена. Уже Олег столкнулся с Хазарским каганатом, подчинив себе некоторых хазарских данников. В 966 (или 969) г. Святослав Игоревич двинулся в Хозарию и в решительной битве одержал полную победу. Хазария пала.

Остаток народа хозарского некоторое время еще держался между Каспийским морем и Кавказскими горами, но затем смешался с соседями. В русских летописях последнее указание на хозар сохранилось под 1079 г., но имя хозарянин встречается в XIV и даже XV в. при перечислении разных слуг московских князей. Хазары, подобно болгарам, были народ полуоседлый.

Зимою, по описанию Ибн-Даста, они жили в городах, а с наступлением весны переселялись в степи. Главным городом их после разгрома Селиндера был Итиль, стоявший близ того места, где теперь Астрахань. Население Хозарии было разноплеменное и разноверное. Сам глава государства — каган — принял в XVIII в., по словам Фоцлана и Массуди, иудейство вместе с своим наместником и "порфирородными" — боярами; остальная масса населения исповедовала частью иудейство, частью ислам, частью христианство; были и язычники.

Существует предание (см. "Acta Sanctorum", II, 12—15), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что X. просили у императора Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. Очень оригинальный характер носили у хазар правление и суд. Арабские писатели Х-го в. рассказывают, что хотя главная власть принадлежала кагану, но управлял не он, а его наместник пех (бег?); каган, по всей вероятности, имел только религиозное значение. Когда новый наместник являлся к кагану, последний накидывал ему на шею шелковую петлю и спрашивал полузадохшегося "пеха", сколько лет он думает править. Если он к назначенному им сроку не умирал, то его умерщвляли.

Каган жил совершенно замкнуто в своем дворце, с 25 женами и 60 наложницами, окруженный двором из "порфирородных" и значительной стражей. Народу он показывался раз в 4 месяца. Доступ к нему был открыт "пеху" и некоторым другим сановникам. После смерти кагана старались скрыть место его погребения. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Начальствовал над ним "пех". Для суда у хазар было 9 (по Ибн-Фоцлану) или 7 (по Гаукалу и Массуди) мужей: двое судили по иудейскому закону, двое — по магометанскому, двое — по Евангелию, один назначен был для славян, русов и др. язычников.

Торговля в Хазарском каганате была транзитная: они получали товары из Руси и Болгарии и отправляли их по Каспийскому морю; дорогие товары шли к ним из Греции, с южных берегов Каспийского моря и Кавказа. Складочным местом для товаров был Хазеран — одна из частей Итиля. Государственные доходы составлялись из проезжей пошлины, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурою. Монеты собственной у хазар не было.