К д бальмонт я был в избушке. Урок литературного чтения

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Оформление и оборудование :

  1. выставка книг К. Бальмонта;
  2. портрет К. Бальмонта;
  3. таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
  4. иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

Ход урока

1. Вводная беседа

– Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

2. Сообщение темы урока, задач

– Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета» . / Слайд 3.

Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

– Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?

– А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

– Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

СОЛНЦЕ , ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ , ЦВЕТЫ , РОСА ? / Слайд 4.

Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

«Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Значит, что стянул наш герой?

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов) .

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  1. озорник
  2. добрый
  3. храбрый
  4. смелый
  5. отважный
  6. фантазер
  7. дерзкий

Слайд 8

Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?


Разделы: Начальная школа

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Оформление и оборудование :

  • выставка книг К. Бальмонта;
  • портрет К. Бальмонта;
  • таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
  • иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

Ход урока

1. Вводная беседа

– Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

2. Сообщение темы урока, задач

– Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета» . / Слайд 3.

Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

– Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?

– А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

– Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

СОЛНЦЕ , ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ , ЦВЕТЫ , РОСА ? / Слайд 4.

Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

«Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов) .

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  • озорник
  • добрый
  • храбрый
  • смелый
  • отважный
  • фантазер
  • дерзкий

Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?

Детский мир

Детский мир


Землеройки, и кроты,
Снова детские цветы.


Незабудки расцветают,
Маргаритки щурят глаз,
Подорожники мечтают -
Вот роса зажжет алмаз.


Близок стал мне мир живых,
И змеистые дорожки
Повели к кустам мой стих.


Все цветы на зов ответят,
Развернув свои листки
А в ночах твой путь осветят
Между травок светляки.

Утро («Деточка, птичка моя…»)


Деточка, птичка моя,
Дверку открой.
Это я,
Мальчик твой.
Ты котенком меня назвала,


Ну, скорей же, открой,
Это я.



Старуха злая была строга.





Узнаю тайны - и был таков.

Сказочки


Помнишь, миленький дружок,
Помнишь, деточка моя:
«Петушок, да петушок,
Золотой он гребешок»,
Сказку сказывал я.


Засмеялась ты в ответ,
Засмеялась: «Ха, ха, ха!
Вот какой смешной поэт!
Не хочу я, нет, нет, нет,
Говорить про петуха».


Я про козлика тогда
Начал сказку говорить,
И журчала нам вода.
Если б, если б нам всегда
В этих сказочках быть!







Заиньку белого ежели убьют,

Кошкин дом


Мышка спичками играла,
Загорелся кошкин дом
Нет, давай начну сначала,
Мышка спичками играла,
Перед Васькой, пред котом.


Промяукнул он на мышку, -
А она ему: «Кис-кис»

Вдруг усы его зажглись.


Погубила ревность злая,
Кошкин дом сгорел до тла.
«Этой мышке помогла я»,
Спичка молвила, пылая. -
Мышка до сих пор цела.

Детская песенка


Одуванчик вздумал взять
Замуж маргаритку.
А червяк, чтоб не отстать,
Замуж взял улитку.


И ликуют два цветка,
Счастливы друг другом.
И улитка червяка
Назвала супругом.


Но мгновенно улетел
Одуванчик белый.
Маргаритке был удел
Стать вдовой несмелой.


А с улиткой каблуком
Вмиг была расправа,
Что же стало с червяком,
Я не знаю, право.

Глупенькая сказка


Курочки-хохлаточки
По дворику ходили.
Улиточки-рогаточки
По травкам след водили.


Черненькая бархатка
В платьице запала.
Черненькая бархатка
В складочках пропала.


Деточка закрыла
Усталые глазки.
Дышит - и не слышит
Глупенькой сказки.

Трясогузка


Трясогузка, возле лужи,
Хвост тряся исподтишка,
Говорила «Почему же
Всем стихи, - мне нет стишка?


Я ли бегаю не прытко?
Я ли мошек не ловлю?
Иль стихам нужна улитка?
Вот уж гадость Не терплю».


Трясогузка, чудо-птица,
Ты милей мне ярких звезд.
Ты… Но скрылась баловница,
Повернув свой быстрый хвост.

Смешной старик


Вот какой смешной старик,
Школьный дядька наш
Дал нам много скучных книг,
Но забыл смешной старик
Дать цветочных чаш.


Книги пусть читает он,
У него очки.
Он так стар и так учен,
Нам приятней видеть клен,
Хмель и васильки.


Книги пусть читает он,
И сидит в шкафах.
Мы же любим небосклон,
Сад в живых цветах.


На лугу большие кучи
Свеже вырытой земли.
Лето Жарко. Полдень жгучий.
Дым стоит вдали.


Города во тьме возводят,
Строят замки под землей,
И, уродливые, ходят
Под моей ногой?


Зажигают вырезные
Лампы в царстве темноты?
Нет, ошибся. То - слепые
Черные кроты.

Русалочка


Русалка с звонким хохотком,
Таким хрустально-чистым,
И в этом воздухе ночном,
Так лунно-серебристом,


Меня звала, и мне плела
Такие небылицы,
Моя разумность вдруг прошла,
И стал я легче птицы.


И в воду, прямо в воду к ней, -
Удержат ли обрывы!
Но, горе храбрости моей,
Русалочки смешливы.


Я захлебнулся, чуть дышу,
Они меня щекочут,
Как лягушонок, я пляшу,
А им-то что, хохочут.


И надавали мне шлепков,
Таких, сказать обидно.
Мелькнул их рой, и был таков.
Я - мокрый! Как мне стыдно!

За грибами


Вот мы дружною семьей -
За грибами, в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.


Был он тихий - темный бор,
Пасмурно глядел
А как наш раздался хор,
Весь он загудел.


Закрутился тенор твой,
Загремел мой бас,
Наш товарищ фистулой
Подбодряет нас.


Белка слушала во сне,
И с размаху - прыг.
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.


Ну, товарищи, вперед,
Врассыпную вдруг.
Тот, кто первый - гриб найдет,
Он мой лучший друг.


Только, братцы, примечай,
Вот вам уговор:
Чтобы этот гриб, пускай,
Был не мухомор.

Колыбельная песня


Детка, хочешь видеть Рай?
Все забудь и засыпай.
Лишь храни мечту свою,
Баю-баюшки-баю.


Ты устала, отдохни,
В Небе светятся огни.
И лампадка говорит:
Спи, малютка, Небо спит.


Баю-баю-баю-бай,
Потихоньку засыпай,
Что увидишь ты во сне,
Расскажи поутру мне.


Ты увидишь светлый Рай,
В нем цветы себе сбирай.
Будем вместе мы в Раю,
Баю-баюшки-баю.


Прочь от елочки хмурной,
Мимо роз и гвоздик,
До сирени лазурной
Пробегает родник.


Отдает он прохладу
И листам и цветам,
Серебрится по саду,
Потерялся вон там.


За зеленой оградой,
Где летают стрижи,
Он возник серенадой
В честь желтеющей ржи.

Новый день


Небосвод сегодня новый,
Свежий, светлый, бирюзовый,
За ночь мылся он дождем,
У зари он занял, рано,
И белила, и румяна,
И лазурности притом,
От лучистой желтой пыли
Облака его прикрыли
Вскипом белых покрывал,
И звенит наш день веселый,
И припали к розам пчелы,
Нежа розовый бокал.

Раковинки


Раковинки, камешки, игрушки,
Сказки-травки в зеркале реки.
Жил Старик и говорит Старушке: -
Мы с тобой зачахнем от тоски.


Говорит Старушка: Что же, Старый,
Создавай ты Море для людей.
Я создам ручьи, лесные чары,
Жить тогда нам будет веселей.


Люди кораблей себе настроят,
Будут петь, браниться, и кричать.
Если ж мысли их забеспокоят,
Ключ лесной им будет отвечать.


Дети прибегут играть на взморье,
Море что и бросит для детей
Им забава, нам, седым, подспорье,
Будет Старым в мире веселей.


Зашумело Море кругземное,
Притаились по лесам ручьи.
Помолчат - и разольются вдвое,
Парус забелел, бегут ладьи.


И живет Старик, легко Старушке,
По ручьям проходят огоньки
Светят травки, малые подружки,
Раковинки, камешки, пески.


Отчего цветет цветок,
Разгадать никто не мог.
Но цветок всегда цветет,
День за днем, за годом год.


И за годом год, всегда,
Светит вечером Звезда.
И для нас, века веков,
Нет разгадки лепестков.


Но зачем разгадка мне,
Если я молюсь Весне,
Если я в вечерний час
Рад, что вот, Звезда зажглась.


Но зачем загадка снов,
Если нежен лик цветов,
Если вводят нас цветы
В вечный праздник Красоты.

Детский мир


Белки, зайки, мышки, крыски,
Землеройки, и кроты,
Как вы вновь мне стали близки!
Снова детские цветы.


Незабудки расцветают,
Маргаритки щурят глаз,
Подорожники мечтают -
Вот роса зажжет алмаз.


Вплоть до самой малой мошки,
Близок стал мне мир живых,
И змеистые дорожки
Повели к кустам мой стих.


Все цветы на зов ответят,
Развернув свои листки
А в ночах твой путь осветят
Между травок светляки.

Утро («Деточка, птичка моя…»)


Деточка, птичка моя,
Дверку открой.
Это я,
Мальчик твой.
Ты котенком меня назвала,
Ты сказала мне - мальчик, поэт.
Ты причудливой с первых мгновений была,
И ко мне возвратилось младенчество лет.
Я принес тебе свежие маки с росой,
Зацелую тебя, светлоглазка моя.
Ну, скорей же, открой,
Это я.


Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши, и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.


Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.


Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны - и был таков.

Сказочки


Помнишь, миленький дружок,
Помнишь, деточка моя:
«Петушок, да петушок,
Золотой он гребешок»,
Сказку сказывал я.


Засмеялась ты в ответ,
Засмеялась: «Ха, ха, ха!
Вот какой смешной поэт!
Не хочу я, нет, нет, нет,
Говорить про петуха».


Я про козлика тогда
Начал сказку говорить,
И журчала нам вода.
Если б, если б нам всегда
В этих сказочках быть!


Заинька беленький хвостиком моргал,
Заинька в садике вкусного искал.
Заиньку в садике садовник увидал,
Выстрелил в заиньку, выстрел не попал.


Заинька прочь ушел, пошел он в огород,
В грядках капустных стал сильный недочет.
Заиньку отдали амке под надзор,
Амкает амка, но зайка ловкий вор.


Заиньку белого вьюга бережет,
Заиньку полночь в обиду не дает
Заиньку белого ежели убьют,
Что же нам песенки веселые споют!

Кошкин дом


Мышка спичками играла,
Загорелся кошкин дом
Нет, давай начну сначала,
Мышка спичками играла,
Перед Васькой, пред котом.


Промяукнул он на мышку, -
А она ему: «Кис-кис»
«Нет», - сказал он, - «это - лишку»,
И за хвостик хвать плутишку,
Вдруг усы его зажглись.


Погубила ревность злая,
Кошкин дом сгорел до тла.
«Этой мышке помогла я»,
Спичка молвила, пылая. -
Мышка до сих пор цела.

Детская песенка


Одуванчик вздумал взять
Замуж маргаритку.
А червяк, чтоб не отстать,
Замуж взял улитку.


И ликуют два цветка,
Счастливы друг другом.
И улитка червяка
Назвала супругом.


Но мгновенно улетел
Одуванчик белый.
Маргаритке был удел
Стать вдовой несмелой.


А с улиткой каблуком
Вмиг была расправа,
Что же стало с червяком,
Я не знаю, право.

Глупенькая сказка


Курочки-хохлаточки
По дворику ходили.
Улиточки-рогаточки
По травкам след водили.


Черненькая бархатка
В платьице запала.
Черненькая бархатка
В складочках пропала.


Деточка закрыла
Усталые глазки.
Дышит - и не слышит
Глупенькой сказки.

Трясогузка


Трясогузка, возле лужи,
Хвост тряся исподтишка,
Говорила «Почему же
Всем стихи, - мне нет стишка?


Я ли бегаю не прытко?
Я ли мошек не ловлю?
Иль стихам нужна улитка?
Вот уж гадость Не терплю».


Трясогузка, чудо-птица,
Ты милей мне ярких звезд.
Ты… Но скрылась баловница,
Повернув свой быстрый хвост.

Смешной старик


Вот какой смешной старик,
Школьный дядька наш
Дал нам много скучных книг,
Но забыл смешной старик
Дать цветочных чаш.


Книги пусть читает он,
У него очки.
Он так стар и так учен,
Нам приятней видеть клен,
Хмель и васильки.


Книги пусть читает он,
И сидит в шкафах.
Мы же любим небосклон,
Вольных смехов светлый звон,
Сад в живых цветах.


На лугу большие кучи
Свеже вырытой земли.
Лето Жарко. Полдень жгучий.
Дым стоит вдали.


Города во тьме возводят,
Строят замки под землей,
И, уродливые, ходят
Под моей ногой?

Те, кто хочет попасть в волшебную сказку, должны читать стих “У чудищ” Бальмонта Константина Дмитриевича. У поэта высоко развито чувство прекрасного и фантазия. В произведении герой надел шапку-невидимку и пошел в гости к сказочным злодеям – Бабе-яге, Кощею Бессмертному и Змею Горынычу. Именно их и назвал автор чудищами. Но несмотря на то, что они страшные, герой их не боится, так как он невидим. Но в то же время, в нем самом нет зла и он не хочет причинить вреда. Почему? На это есть несколько причин. Первая – он чувствует себя ребенком, а любой ребенок хочет стать героем сказки. Вторая причина – он хочет узнать их тайны, которые они скрывают от добрых героев сказок. Автор сам отмечает – “Узнаю тайны – и был таков”. Кроме того, он смелый, храбрый и любит приключения, который “стянул у старой две нитки бус”, ищет “жемчуга” у Кощея и готов “до самой пасти” подлететь к Змею.

Текст стихотворения Бальмонта “У чудищ” – одно из самых лучших стихотворений в русской литературе, которое нужно читать не только детям, но и взрослым, так как в суете дней и забот человек полностью забывает о чудесах. Благодаря задорному сюжету, его легко учить.

Материал доступен только онлайн и может быть использован при подготовке к уроку чтения в начальных классах.

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду пожалуй теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.