Основы учения о географическом положении. Сущность понятий «географическое пространство», «географическое пространство-время», «культурно-географическое пространство Определение географическое пространство

Предметом географии, в самом широком смысле, являются пространственные характеристики земной поверхности. Однако само понятие пространства, которое, на первый взгляд, кажется интуитивно ясным, вовсе не относится к разряду совершенно бесспорных и однозначных понятий. Поэтому представляется целесообразным, хотя бы вкратце коснуться проблем связанных с пониманием этой категории как в науке вообще, так и географии в частности. Кроме того, здесь же было бы уместно рассмотреть также, такие относящиеся к определению географического пространства понятия как расстояние, его измерение и отображение на карте.

Любые пространственные характеристики, так или иначе, касаются взаимного расположения объектов. Однако взаиморасположение молекул в кристаллической решетке или звездных систем в галактике, хотя и являются пространственными расположениями, географа, тем не менее, совершенно не интересуют. Географическое пространство имеет вполне определенный масштаб, за пределами которого оказываются как чересчур малые, так и чересчур большие объекты и расстояния. Но что значит это «чересчур»? Каким образом можно выразить масштаб тех объектов и расстояний, которые находятся в поле зрения географии? Очевидно, что это можно сделать, по меньшей мере, двумя способами.

Во-первых, можно задать диапазон единиц используемых для измерения географических объектов и расстояний между ними, указав, например, что сфера интересов географии распространяется на область физической поверхности Земли и включает объекты и расстояния, измеряемые в масштабах от единиц метров до тысяч километров по поверхности и до десятков километров в высоту и в глубину.

Во-вторых, можно определение сферу географического познания путем указания на формы человеческой деятельности, которые осуществляются в пределах ее предметной области, и для обеспечения которых, собственно, создается и служит данная научная дисциплина: морские, наземные и воздушные коммуникации, фиксация месторасположений жизненных ресурсов и обеспечение наиболее эффективного доступа к ним, оптимизация распределения форм хозяйствования соответственно особенностям климатических зон, демаркация государственных границ и разграничение сфер политического и экономического влияния и др.

При сопоставлении этих способов можно заметить, что, если в первом случае определение сферы географического познания осуществляется по количественным, то во втором - по качественным параметрам. В результате, в обоих случаях мы получим области, имеющие примерно одинаковые внешние границы, однако весьма различающиеся по своим внутренним характеристикам.

В первом случае географическое пространство представляется как совокупность размеров и расстояний, выраженных в универсальных и однородных физических или математических единицах: метрах, градусах и др. Во втором - географическое пространство не имеет единой универсальной единицы измерения, поскольку размеры и расстояния оказывается зависимыми от форм деятельности, по отношению к которым они определяются: они могут измеряться, например, временем в пути или суммой затрат; более того, они могут изменяться, благодаря изменению форм деятельности: смене транспортных средств, прокладке дорог и др. Таким образом, внутреннее пространство выделенных областей, при общности их внешних границ, представляется в первом случае объективно заданным и от нас независимым, во втором случае - определяемым относительно способов организации деятельности и, следовательно, зависимым от нашей субъективности.

Представление о пространстве как некой объективной данности, метрические характеристики которой абсолютно постоянны и независимы от каких бы то ни было субъективных факторов, формируется в рамках объективистской парадигмы, восходящей к Эратосфену. Разрабатывавшиеся в рамках этой парадигмы географические учения последних столетий, опирались на ньютоновскую концепцию пространства, как универсального вместилища всех материальных объектов, представляющего особого рода субстанцию, собственные характеристики которой независимы от ее наполнения, подобно тому, как независимы от содержимого собственные характеристики, вмещающего это содержимое, сосуда. Как отмечал известный английский философ Бертран Рассел (1872-1970): «Для Ньютона пространство, как и время, было «абсолютным»; это значит, что оно состоит из совокупности точек, каждая из которых лишена структуры и представляет собой конечную составную часть физического мира. Каждая точка вечна и неизменна; изменение заключается в том, что точка иногда «занимается» то одной частью материи, то другой, а иногда остается незанятой».

Для самого Ньютона именно эта концепция служила одной из фундаментальных основ его теологических построений, в которых абсолютное пространство отождествлялось с Богом. Но оно же было положено и в основание его научных теорий, поскольку именно на нем были построены выведенные им основные физические законы. Благодаря авторитету Ньютона, эта концепция пространства получила широчайшее распространение в новоевропейской науке и была (в неявной, неотрефлексированной форме) принята большинством географов, как одна из парадигмальных установок, которые не нуждаются в специальном обосновании, поскольку воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Именно парадигмальный характер этой концепции обеспечил и ее широчайшую распространенность, и чрезвычайную устойчивость. Несмотря на то, что в течение XIX века ньютоновская концепция абсолютного пространства постепенно утрачивает популярность, а затем и практически полностью вытесняется из физики теорией относительности, в области географии она продолжает сохранять господствующее положение вплоть до середины ХХ века. Так, например Д. Харвей, характеризуя положение в географии, замечает: «Допущение об абсолютности пространства не обсуждалось географами явным образом... Похоже, поэтому, что географы придерживались особого взгляда на пространство, который отличался от принятого в философии науки».

Вообще, складывающееся на основании евклидовой геометрии привычное представление о пространстве, кажущееся современному человеку само собой разумеющимся и чуть ли не врожденным, в действительности возникает в процессе достаточно длительной и сложной эволюции. Психологи установили, что механизм зрительного восприятия пространства имеет в основе не евклидову геометрию, а геометрию с отрицательной кривизной, которая имеет пространственные характеристики, соответствующие построениям Лобачевского. Дальнейшее развитие пространственных восприятий обусловлено исторической традицией и осуществляется в результате формирования и последующего освоения каждым человеком культурного наследия общества, к которому он принадлежит. При этом, в каждой культуре складываются собственные формы пространственных восприятий, отличающиеся как друг от друга, так и от исходных естественно-природных форм. Таким образом, наша способность воспринимать пространство «по Евклиду» является результатом обучения и привычки. Известный своими работами по психологии ребенка швейцарец Жан Пиаже (1896-1980) в своих исследованиях показывает, что дети приходят к понятиям евклидовой геометрии в сравнительно позднем возрасте, идя от топологических представлений (ближе, дальше, выше, ниже и др.). При этом на их способность к схематическому отображению пространства существенно влияет степень освоения ими языковых символов и знаков, предназначенных для этой цели. Отсутствие последних в культурной традиции, как это бывает у многих первобытных народов, делает невозможным схематическое воспроизведение сложных пространственных отношений. Так, например, Эрнст Кассирер (1874-1945), характеризуя мышление первобытных народов, отмечал: «Они ориентируются в пространстве лучше и точнее, чем люди цивилизованного общества, но их пространственное бытие целиком лежит в области конкретных ощущений. Хотя им досконально известен каждый уголок в окружающей местности, например каждая излучина реки, они не способны изобразить очертания этой реки, зафиксировать их в виде некой пространственной схемы. Переход от простых действий к составлению схемы, к символу, к изображению, в любом случае являет собой подлинную «критическую фазу» в осознании пространства». Таким образом, можно считать установленным, что пространственные понятия связаны с особенностями культуры, в которой они формировались. При этом, вряд ли можно говорить, что пространственные понятия какой-либо из культур «лучше», в том смысле, что они более адекватно отображают пространство, как оно существует само по себе, «на самом деле».

Сегодня этнографы констатируют наличие многообразных систем пространственных представлений, существующих в различных сообществах. Такое многообразие вряд ли было бы возможным, если бы в их основе лежало некое единое «истинное» пространство, подобное ньютоновскому «абсолютному вместилищу» всех объектов. В действительности, формирование пространственных представлений отнюдь не является простым «отражением» некого «настоящего» пространства, существующего независимо от нашего сознания, как абсолютно самостоятельная «объективная данность». В формировании систем пространственных представлений, помимо отображений реально существующих вещей и явлений, огромную роль играют умственные конструкции, которые, не вытекая из эмпирического опыта, в то же время выступают необходимым основанием его организации. К умственным конструкциям подобного рода относятся понятия «пустота», «бесконечность», и др., смысл которых определяется не эмпирическим, а культурным содержанием, и, прежде всего, языком. Никакого эмпирического содержания у понятий подобного рода нет, да и быть не может, и, тем не менее, они становятся необходимыми компонентами развитых систем пространственных представлений, поскольку речь в них может идти о воссоздании образов не только присутствующих, но и отсутствующих объектов. Решение многих географических задач, как отмечает, например, Д. Харвей, «зависит от существования пригодных для этой цели пространственных понятий… и если культура не выработает [их], то о пространственных аспектах мира нельзя будет даже ясно говорить… Культурное наследие, лишенное таких элементов, сделает невозможным развитие определенных видов деятельности и решение многих практических задач». Поскольку концептуальные схемы пространственных представлений культурно обусловлены, они являются не только многообразными, но и изменяющимися во времени. Причем это касается не только географического пространства, но и пространства физического. Можно, таким образом, констатировать, что нельзя вполне понять географических концепций пространства, не принимая во внимание общих пространственных представлений, укорененных в языке, искусстве, науке, а то и в мифологии интересующей нас культуры. И в этом отношении, даже представление Ньютона об абсолютном пространстве с единой евклидовой метрикой возникает как результат культурно обусловленного выбора закрепленного традицией и лишь спустя несколько столетий превратившегося для обыденного сознания в нечто «самоочевидное».

Культурная обусловленность пространственных представлений, в свою очередь, предполагает, что видение Земли каждым отдельным человеком вполне может рассматриваться как индивидуальное, поскольку оно зависит от его личных привычек и установок. Поэтому концептуальные построения географических теорий, с одной стороны, могут отличаться друг от друга, но с другой - выполняют интегрирующую функцию, сводя бесконечное многообразие смутных индивидуальных представлений к ограниченному числу достаточно строго определенных и внятно артикулированных понятий. В то же время в формировании самих этих понятий можно обнаружить две расходящиеся тенденции, одна из которых акцентирует внимание на универсальности, а другая – на уникальности представлений о земной поверхности, которая в первом случае рассматривается как пространство , а во втором – как место (хора ). Как отмечает Уильям Бунге: «Этот спор пространства и места непосредственно отражает позиции в соотнесении универсального и уникального».

География изучает объекты земной поверхности и процессы, вызывающие изменения в их расположении. Изучая земную поверхность, географы разделяют ее на сегменты или участки различных размеров и конфигураций, осуществляя, таким образом, структурирование своего объекта. Такое структурирование является общим правилом научного исследования и всегда связано с выделением типичных элементов, в совокупности образующих некую целостную систему, которая и рассматривается как предметная область соответствующей науки. Однако в географии существует, по меньшей мере, два способа структурирования предметной области.

Участок земной поверхности может выделяться путем указания на его расположение в некой универсальной системе координат. Каждый выделенный таким образом участок рассматривается как однородный с другими участками, в выделении которых решающее значение приобретают количественные характеристики, тогда как качественные различия отходят на второй план. Но участок может выделяться и путем указания на его собственные особенности, отличающие его от других не по положению в системе координат, а по совокупности именно ему принадлежащих качественных характеристик. В зависимости от того, какой из способов предпочтет географ, его внимание окажется сфокусированным на квантитативных (количественных) или на квалитативных (качественных) особенностях объекта, что отражается и в различии наименований. Географические объекты, выделяемые по квантитативным признакам, обычно называют территориями , выделяемые по квалитативным признакам – регионами . В результате мы получает те два типа географии, о которых говорилось ранее.

Выбор в пользу квантитативного структурирования земной поверхности, порождает в свою очередь, стремление к созданию единой «всеобщей географии», поскольку все географические объекты рассматриваются как в основе своей однородные. Упорядочить такие объекты одним единственным «универсальным» способом, представляется не только возможным, но и совершенно необходимым, для обеспечения научной строгости географического знания. Квалитативное структурирование позволяет избежать столь жесткого понимания строгости научных теорий, поскольку не связывает научность с требованием непременной единственности и универсальности знания, претендующего на статус истинного. Поскольку всякий объект является многокачественным, принимая за основу структуризации различные качества, можно получить различные «региональные географии», ни одна из которых не сможет претендовать на статус «всеобщей». Таким образом, мы получаем различным образом ориентированные системы познания: первая является выражением монистического, а вторая – плюралистического мировоззрений.

Каждая из рассмотренных систем предпочитает использовать специфические языковые средства, максимально приспособленные соответственно либо указанию местоположений, либо к определению свойств исследуемых объектов. В результате, в рамках науки о земной поверхности формируются два языка: пространственный и субстанциальный – что, оказывается весьма существенным для методологии географии. Поскольку способ описания, выделения и группирования географических объектов может быть двояким: по пространственным координатам или по специфическим особенностям регионов – в географической литературе, как отмечает Д. Харвей, «часто встречается смешение этих двух типов, что приводит к серьезной путанице». Субстанциальная концепция пространства предполагает, что и выделение объекта, и указание его расположения могут и должны производится по отношению к единой и единственной «истинной» системе координат, выражающей свойства абсолютного пространства «как такового». Реляционная (относительная) концепция допускает, неоднозначность пространственных определений, поскольку, акцентируя внимание не столько на свойствах пространства, сколько на свойствах объекта, предполагает, что координатные системы могут меняться в зависимости от того, какая из качественных характеристик интересует нас в первую очередь. При этом, даже если в пределах любой из множества возможных координатных систем положение объекта может быть определено однозначно, число таких систем представляется бесконечным, как бесконечны и сами свойства любого объекта.

Но, соглашаясь с относительностью пространства, мы тут же оказываемся вынужденными усомниться в правильности одного из самых привычных пространственных представлений твердо усвоенного в течение почти трехсотлетнего господства ньютоновской концепции. Речь идет о представлении, согласно которому расстояние между точками земной поверхности является величиной объективно заданной и постоянной. Если мы допускаем наличие различных систем координат, мы должны признать, что расстояние между объектами может изменяться, в зависимости от того, какую координатную систему мы выберем. Иными словами, мы должны признать зависимость расстояний между объектами от субъективного фактора. Таким образом, признание относительности пространства ставит перед географом проблему совершенно излишнюю в абсолютной системе: прежде чем определять местоположение объекта, необходимо выделить систему координат, максимально соответствующую той форме человеческой деятельности, в сфере которой «располагаются» интересующие нас географические объекты. В таком случае география уже не может рассматриваться как чисто естественная наука, поскольку она сближается с дисциплинами, предметом которых являются не физические объекты, существующие безотносительно к человеческой деятельности, сама эта деятельность в ее многообразных формах. Поскольку же концепция абсолютного пространства может рассматриваться как частный случай субъективного выбора определенной координатной системы, само противопоставление «общей» и «региональной» географий сглаживается до такой степени, что, как отмечает Бунге, их разделение начинает представляться «искусственным и вредным». Это сближение физической и экономической географий касается не только предмета, но и методологии; оно, в конце концов, оказывается настолько тесным, что «приемы решения пространственных задач, первоначально разработанные при анализе движения машин на автострадах, оказываются пригодными и для исследования режима рек».

Расстояния и их измерение . Определение географии как науки о пространственных характеристиках земной поверхности влечет за собой непосредственный вывод об исключительно большом значении для данной области познания понятия расстояния . Подтверждением этого является то, что весьма часто саму географию называют «наукой о расстояниях». Но при внимательном рассмотрении этого, казалось бы, интуитивно ясного понятия, так же как и во многих других случаях, возникают некоторые неясности. В самом деле, с одной стороны, представляется, что расстояние между двумя точками является объективно определенной величиной и совершенно независимой от наших субъективных соображений. Измеряемое в различных единицах, оно, конечно, может иметь различные числовые значения, но все равно этот будут лишь разные способы выражения одной и той же действительной удаленности одного объекта от другого. Но, с другой стороны, если расстояние является одной из важнейших характеристик пространственных отношений, а сами пространственные характеристики, как мы установили ранее, в принципе могут быть зависимыми от субъективных факторов, возникает вопрос о том, распространяется ли эта зависимость от субъективности на определенность расстояний? Иными словами, можем ли мы утверждать реальную зависимость расстояний между объектами от субъективных факторов, таких, например, как способ преодоления этих расстояний. И, похоже, что мы будем вынуждены признать такую зависимость, если поставим задачу определить расстояние не просто как отношение двух точек, намертво «привязанных» к воображаемым линиям координатной сетки, а в связи с практической задачей реального перемещения от одной такой точки к другой. Реальное перемещение потребует действительных усилий по преодолению сопротивления среды; но в этом случае, представляющиеся объективными понятия «дальше» и «ближе» начинают коррелироваться с субъективными понятиями «труднее» и «легче». В таком случае привычная интуиция расстояния как объективной данности становится сомнительной и мы вновь вынуждены возвращаться к вопросу о том, что же такое расстояние?

Можно считать установленным, что измерения расстояний достаточно жестко связаны с геометрией пространства и либо исходят из нее, либо приводят к ней. Принятие того или иного понятия расстояния имеет огромное значение, ибо оно не только определяет характер метрики географического пространства, но и оказывает влияние на всю общетеоретическую концепцию географической науки в целом, поскольку самым непосредственным образом связано с пониманием того, что, собственно говоря, это пространство есть .

Если исходить из ньютоновской концепции абсолютного пространства, то его метрика должна оставаться единой, изотропной и неизменной. Она должна строго соответствовать аксиоматике геометрии Евклида, согласно которой единственно «истинными» расстояниями между объектами, Земли являются «кратчайшие», которые соответствуют дугам больших кругов, прочерченных по поверхности Земли. При этом любая задача по определению расстояния, представляется как вполне разрешимая исключительно математическими средствами при помощи элементарной тригонометрии. Однако, начиная с середины ХХ века, эта точка зрения, хотя она все еще остается достаточно широко распространенной, уже не считается интуитивно ясной и не является общепринятой.

Постепенно все более широкое распространение получает взгляд, согласно которому измерение расстояний должно осуществляться в связи с определенными видами пространственных взаимодействий, осуществляющихся как в сфере человеческой деятельности, так и в природном мире. Это новое представление о расстоянии коррелируется с концепцией относительности пространства, согласно которой не существует единой абсолютной метрики, которую можно было бы применять при измерении расстояний и анализе местоположений совершенно без учета специфики форм деятельности связанных, в том числе, и с самим измерением расстояний. Следовательно, расстояния можно измерять только в связи с определенными процессами и видами деятельности. А это, в свою очередь означает, что не существует единой абсолютной метрики, использование которой позволило бы однозначно определить единственно «истинное» расстояние между объектами. Да и само понятие истинного расстояния становится проблематичным.

Расстояние само по себе может отличаться от удаленности , которая является категорией оценочной и, как таковая имеет социальную или психологическую окраску. И если расстояние практически всегда может быть выражено в абсолютных количественных единицах, то для оценки удаленности зачастую вполне достаточно относительных определений (ближе, дальше и т.п.). В таком случае через удаленность мы выражаем не столько чисто геометрическую дистанцию, сколько доступность объекта для его практического достижения. Но можно найти способ количественного выражения доступности. В экономической географии, например, это могут быть транспортные издержки, в распространении нововведений интенсивность контактов, в миграционных процессах массивы промежуточных возможностей и т.д. Но в любом случае, пути преодоления подобных удаленностей могут быть отличными от траекторий, прочерченных по дугам евклидовых расстояний . И тогда мы можем сформулировать обобщенное понятие расстояния, соединяющее количественную и качественную определенность. Под расстоянием в этом смысле следует понимать не просто выраженную в километрах дистанцию от А до В , а доступность В для его взаимодействия с А . Или, иными словами, расстояние есть выражение взаимодействия объектов . Но в этом случае становится вполне очевидной зависимость расстояния от того, каким способом это взаимодействие осуществляется. И в таком его понимании, расстояние следует отличать от геометрической дистанции между объектами. И хотя это понимание расстояния наиболее очевидно в сфере человеческой деятельности, оно может быть справедливым и для взаимодействия природных объектов (луч света, проходящий сквозь плоскопараллельную пластину, например).

Способы измерения расстояний либо исходят из определенной геометрии, либо приводят к ней. В данном случае мы установили, что метрика пространства определяется конкретными видами деятельности или еще шире, способами взаимодействия объектов. И тогда пространственные структуры земной поверхности мы можем выразить и оценить не только в километрах или в градусах геодезической сетки, но и в терминах времени пути, в денежных издержках, в интенсивности общественных контактов и т.д. Расстояние, таким образом, не всегда может измеряться в количественных величинах выражаемых числом эталонных единиц (километров, миль и др.), оно может определяться и путем, выражения его в сравнительных качественных оценках (близко – далеко), всегда имеющих психологическую или социальную, т.е. субъективную подоплеку.

Сказанное о расстоянии, как об одной из важнейших характеристик пространственных отношений, будет справедливым и для пространства как такового – оно также обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Это означает, что формирование структур пространственных взаиморасположений объектов (рассматриваемых, например, по признаку ближе – дальше) в значительной мере определяется тем, каким качеством характеризуется степень их удаленности или приближенности друг к другу. «Для того чтобы постичь процессы, формирующие пространственные структуры географии, - говорит по этому поводу Бунге, - можно и нужно оценивать расстояния в терминах денежных издержек, времени в пути, возможности общественных контактов и т.п.».

В течение ХХ столетия представление о сущности и мере расстояния в географии существенно меняется. Прежде всего, это изменение связано с осознанием невозможности определения меры расстояния независимо от особенностей конкретной деятельности, связанной с его преодолением или измерением. Метрика пространства определяется конкретным видом деятельности и его влиянием на рассматриваемые объекты. При подобном понимании пространства к все расстояния становятся относительными, и их уже невозможно однозначно отождествлять с соответствующими длинами дуг большого круга. Но в этом случае сферическая форма земной поверхности также становится лишь одной из возможных форм. Параметры ее пространственных характеристик могут изменяться, поскольку они отражают специфические особенности различных видов деятельности; в результате и соответствующие геодезические линии оказываются много сложнее, чем дуги больших кругов. Именно поэтому, как отмечает Д. Харвей, «в настоящее время географы, по-видимому, удовлетворяются разработкой особых мер расстояния для каждой конкретной задачи и не стремятся к построению общей теории геометрических поверхностей».

Карта как модель географического пространства . Огромная роль в формировании и фиксации знания о земной поверхности принадлежит картам, которые зачастую рассматриваются как неотъемлемая принадлежность географии, выступающая в качестве универсального языка этой науки. Указывая на важное место картографии в структуре географического познания, известный американский ученый Ричард Хартшорн заметил: «если поставленная в исследовании проблема не допускает фундаментального исследования при помощи карт …то неясно, относится ли такое исследование к сфере географии или нет». Даже в чисто формальном смысле географическую карту вполне можно представить как определенный язык, имеющий собственную синтаксическую структуру и обладающий всеми необходимыми прагматическими и семантическими характеристиками. Многие философы и методологи науки, говоря о представлении действительности в системе научного знания, часто используют в качестве аналогии, объясняющей отображение реальности в ее теоретической модели, именно географическую карту. Однако в действительности географическая карта не есть прямое отражение объективной реальности. Она, является не моделью мира, а скорее, как говорит Д. Харвей, «моделью теории о структуре реального мира». Поэтому картографические построения всегда связаны с реализацией определенных мировоззренческих установок и концептуальных схем пространственных отношений.

До самого последнего времени подавляющее большинство географических карт соотносилось с объективистской концепцией абсолютного пространства, обладающего чисто евклидовой метрикой. Однако в действительности такие карты строились как образные модели земной поверхности, соответствующие не столько самой этой поверхности, сколько «самоочевидным» представлениям большинства географов о том, как должна выглядеть Земля с точки зрения физики Ньютона и геометрии Евклида. Степень убежденности в истинности этих представлений оставалась почти столь же высокой, как и во времена Ньютона, в год смерти которого (1727) - Жозеф Делиль, писал: «Скоро, когда вся Земля будет измерена, и будут созданы точные карты, задача географа сведется к тому, чтобы знать эти работы и уметь ими пользоваться». «Самоочевидность» евклидо-ньютоновской модели пространства представлялась достаточным основанием для того, чтобы считать вполне приемлемым (если не единственно возможным) использовать ее при описании пространственных характеристик, касающихся не только физических, но и социально-экономических объектов. Это использование опиралось на молчаливое допущение, что относительные положения объектов в пространстве социально-экономических отношений могут быть адекватно выражены при помощи концептуальных схем, успешно применяющихся при описании физического пространства. Однако пространство, как это выяснилось к середине ХХ века, не является некой единой и единственной «Богом данной» объективной (физической) реальностью. Концептуальные схемы пространственных структур есть не более (но и не менее) чем результат когда-то сделанного субъективного выбора, которому лишь длительность и прочность традиции придает видимость чистой объективности. В действительности схематизация пространственных структур всегда обусловлена интенциональностью (направленностью) нашего сознания на решение тех или иных практических задач. Учитывая это, мы должны согласиться, что концептуальные схемы пространственных отношений имеют контекстуальный характер: рассматриваемые в контекстах различных видов деятельности, они могут не только отличаться от привычных, но и изменяться при смене контекстов.

Многое из тех материалов, которые традиционно составляли содержание общегеографических карт, было в свое время выбрано потому, что географам прошлого было нужнее собирать именно такие данные. Так, например, карты XVII-XVIII вв. были, по преимуществу, «картами мореплавателей»; отсюда их повышенное внимание к расположению материков и островов, к очертанию береговых линий, к направлениям течений и ветров. Закрепленные традицией они становятся структурообразующими элементами любых карт, поскольку все остальные элементы располагаются по отношению именно к ним. Двадцатый век, порождая множество новых способов деятельности, заставляет менять привычные представления о степени важности картографических элементов. И осознается это, прежде всего, даже не профессиональными географами, а людьми, осуществляющими эти новые формы деятельности. Ведь им, приходится «на собственной шкуре» чувствовать неадекватность традиционных подходов, поэтому именно они и начинают самостоятельно «исправлять» географические карты, применительно к условиям собственной деятельности. Вот как, например, описывает Антуан де Сент-Экзюпери такое преобразование традиционной «карты мореплавателя» в «карту летчика»: «Теперь я догадался, что смысл видимого мира постигаешь только через культуру, через знание и свое ремесло. <…> В Испании слишком мало посадочных площадок, - случись хоть небольшая поломка, найду ли я прибежище, сумею ли приземлиться? Я склонялся над картой, как над бесплодной пустыней, и не находил ответа. И вот в преддверии решительной битвы… я пошел к Гийоме. <…> Странный то был урок географии! Он говорил не о Гуадисе, но о трех апельсиновых деревьях, что растут на краю поля неподалеку от Гуадиса. «Берегись, отметь их на карте…» И с того часа три дерева занимали на моей карте больше места, чем Сьерра-Невада. <…> Так мы извлекали из забвенья, из невообразимой дали мельчайшие подробности, о которых понятия не имеет ни один географ. Ведь географов занимает только Эбро, чьи воды утоляют жажду больших городов. Но им нет дела до ручейка, что прячется в траве западнее Мотриля, - кормилец и поилец трех десятков полевых цветов. «Берегись этого ручья, он портит поле… Нанеси его тоже на карту». О да, я буду помнить про мотрильскую змейку! <…> Затаясь в траве за сотни и сотни километров отсюда, она подстерегала меня на краю спасительного поля. При первом удобном случае она превратила бы меня в сноп огня. <…> Так понемногу Испания на моей карте… становилась какой-то сказочной страной. Я отмечал крестиками посадочные площадки и опасные ловушки. Отметил фермера на горе и ручеек на лугу. Старательно нанес на карту пастушку с тридцатью баранами, совсем как в песенке, - пастушку, которой пренебрегают географы».

Привычно считающиеся главными элементы географических карт в условиях нетрадиционных задач могут оказаться бесполезными, а то и мешающими воспринимать суть рассматриваемых пространственных отношений. В связи с этим, Бунге замечает, что «традиционные элементы географической карты обременительны для тех, кто занимается географией человека». В этой связи он предлагает, учитывая резко возросшую роль железнодорожных перевозок и, соответственно снизившееся транспортное значение рек, изменить степень их выраженности на географических картах. Причем, изменения подобного рода, могут касаться не только отдельных объектов расположенных на земной поверхности, но и самой ее формы. Так, например, тот же Бунге высказывает мысль о том, что традиционное изображение форм высотного рельефа местности может быть заменено «рельефом» плотности населения. В результате мы получим образ не физического, а «демографического» пространства, на «поверхности» которого области скопления городов будут выглядеть как высокогорные районы, а территории с равномерной плотностью населения как плоские равнины. И, хотя «демографическая» поверхность Земли может выглядеть совершенно иначе, чем привычная физическая, для решения многих вполне реальных задач она будет гораздо более информативной, чем последняя, поскольку, например, для экономической географии конфигурация массивов скопления населения, гораздо важнее очертаний границ между водой и сушей.

С учетом сказанного, выясняется, что понятие поверхности, как и понятие расстояния, является относительным. В действительности поверхностью всякий раз оказывается то, что мы принимаем в качестве таковой. Так обычные географические карты, по существу, являются картами дна воздушного океана, которое в данном случае принимается за поверхность Земли. Однако, вполне можно представить ситуации, когда под поверхностью мы будем понимать рельеф дна водного океана, конфигурации залегания пород в глубине Земли или верхних слоев атмосферы. Если же учесть, что в поле нашего внимания могут оказаться затраты времени, транспортные тарифы или даже такие экзотические факторы как градации женской красоты или наследственная одаренность школьников, карты распределения которых по территории Великобритании были составлены английским географом Френсисом Гальтоном, то количество вариантов конфигурирования пространства возрастет практически до бесконечности. В результате мы получим массив картографических моделей, представляющих описания не только близких к физическому пространству мореплавателей или пилотов; в него с полным основанием смогут войти и карты «пространства женихов» или «педагогического пространства».

Несмотря на то, что облики представленных в таких картах пространств могут значительно отличаться от облика привычных физических карт, заинтересованные лица найдут в них информацию гораздо более значимую для ориентации в соответствующих пространствах, чем в обычных физических картах. Карты, построенные не по привычным геодезическим линиям, а по изохронам (время в пути) или изокостам (транспортные издержки) имея весьма приблизительный по отношению к физическому пространству вид, очень наглядно отражают затраты времени или денежных средств, необходимых для достижения интересующих нас объектов. С практической точки зрения, расстояния, фиксируемые такими картами, являются истинными расстояниями не в меньшей степени, чем дуги больших окружностей, поскольку выражают действительную доступность таких объектов для взаимодействия с ними. Строго говоря, даже геодезические дуги мы признаем кратчайшими расстояниями условно , рассматривая их как потенциальные траектории действительных перемещений, ибо в точном соответствии с требованиями евклидовой геометрии кратчайшими расстояниями между точками земной поверхности следует считать не дуги, а их хорды. Но кому может прийти в голову реально перемещаться по траекториям этих хорд?

Мы можем придти к выводу о том, что всякая карта (в том числе и физическая) есть не просто единственно возможное истинное изображение земной поверхности как таковой , а выражение наших представлений о ней, сформировавшихся в контексте конкретной практической задачи, связанной с реализацией определенных форм деятельности. Вне такого контекста мы не можем сказать, что должно быть отображено в первую очередь, какого рода объекты следует выделить как основные, образом какого именно из множества возможных пространств будет данная карта. Вне практического контекста вообще невозможно поставить вопрос о том, соответствует ли структура карты какой-либо из пространственных структур реального мира.

Говоря о том, что многие решения, связанные с планированием, принимаются на основе географических карт, на которых объекты располагаются в физическом, а не в социально-экономическом пространстве, Д. Харвей замечает: «Подобная процедура разумна лишь в случае соответствия этих двух пространств, чего обычно нет. Планирование социально-экономической деятельности на основе физической евклидовой пространственной системы не кажется самым реалистическим образом действия. Быть может за счет такой процедуры и следует отнести многие недостатки планирования».

Таким образом, можно констатировать, что геометрия Евклида имеет лишь весьма ограниченное применение в задачах описания земной поверхности, которая в действительности формируется благодаря самым разнообразным взаимодействиям природных и социальных факторов. Взаимодействие этих факторов порождает различные структуры взаиморасположений, каждая из которых выступает как пространство реализации той или иной формы человеческой деятельности. Поэтому привычная для нас географическая карта является моделью лишь одного из множества возможных миров, постоянно порождаемых в процессе взаимодействия Земли и человека.

Я предлагаю вам фрагмент урока географии в профильном (социально-экономическом) 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Этот урок я проводила в рамках городского семинара "Социальное проектирование как форма организации гражданского образования в условиях профилизации общеобразовательного учреждения".

С 2008 года я работаю по инновационному учебно-методическому комплексу «География. Профильный уровень. 10-11 класс», который стал победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования». Автор ИУМК В.Н. Холина – кандидат географических наук, заведующая кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю вам фрагмент урока в профильном 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Перед вами карточка-матрица, которые поможет вам определить место данной темы в предпрофильном и профильном курсах географии:

Тема

Географическое положение города

Класс

Место в учебном плане

Раздел № 3 «Население России»

Раздел № 2 «Районы России»

Раздел № 1 «География в современном мире»

Раздел № 5 «Города и сельские поселения»

Тема № 14

«Где и как живут люди»

Тема № 3

«Европейская часть России»

Тема № 1

«География как наука»

Тема № 1

«Урбанизация»

Урок № 63 «Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов»

Урок № 25 «Москва – столица России»

Урок № 4 «Пространство – объект изучения географии»

Урок № 4 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 64 «Города России, исторические особенности формирования»

Урок № 26 «Города Центрального района»

Урок № 5 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

Урок № 5 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 65 «Города Ростовской области»

Урок № 30 «Города на старых водных путях»

Урок № 31 «Санкт - Петербург – «хозяйственный узел» России»

Урок № 32 «Санкт – Петербург – «вторая столица» России»

Урок № 38 «Крупнейшие города Поволжья»

Урок № 50 «Города Урала»

Цели урока

образовательные:

1. Изучить, как проходил процесс урбанизации в России.

2. Изучить типологию и функции городов.

3. Изучить значение городов в материальной и духовной жизни населения.

4. Познакомиться с проблемами городов.

развивающие:

1. Развивать умение анализировать статистические данные, карты.

образовательные:

1. Знакомство с городами России как центрами формирования обычай, традиций русского народа.

2. Знакомство с городами как промышленными узлами, их значением в хозяйстве страны.

3. Знакомство с экологическими проблемами городов.

развивающие:

1. Формирование умения давать характеристику города (промышленного узла) по картам и картосхемам.

образовательные:

1. Изучение объекта и предмета изучения географии.

2. Изучение концепции географического положения.

развивающие:

1. Развитие умения:

Работать с различными источниками информации;

Сопоставления картографических материалов;

2. Развитие навыков чтения карты.

образовательные:

1. Сформировать представление о географическом положении городов как о факторе их роста (упадка) и развития.

развивающие:

1. Развитие навыков географического мышления.

2. Развитие умения работать с разнообразными источниками информации.

Практическая работа

№ 17 «Нанесение на контурную карту городов миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»

№ 9 «Сравнение городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны»

№ 1 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

№ 1 «Выбор места для строительства города»

Цели практической работы

1.Сформировать представление о неравномерности распределения городов миллионеров по территории РФ.

2. Выделение главной зоны расселения

1.Сформировать представление о разнообразных функциях, роли городов в значении страны

1. Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

2. Развивать аналитические способности обучающихся.

Итак, вы видите, что географическое положение города мы начинаем изучать на предпрофильном уровне в 8, 9 классах, актуализируя эту тему на профильном уровне в 10, 11 классах.

Учитель: Ребята, сейчас мы выполним с вами практическую работу «Выбор места для строительства города».

Цель работы:

Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

Развивать аналитические способности обучающихся.

Вы знаете, что ГП – это важнейший пространственный ресурс развития экономики, оно влияет не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование.

Давайте вспомним факторы, влияющие на выбор оптимального места для создания городов.

Ученики:

Агроклиматические ресурсы (на начальных этапах развития общества важное значение имели климат, рельеф, наличие пресной воды).

Разделение труда (первоначально города играли функцию крепости, защиты от нападения врагов, с появлением ремесел между поселениями возникали торговые отношения, что привело к появлению продовольственных излишков, обеспечивающих возможность роста и развития города).

Природные ресурсы (которые сыграли важную роль в индустриализации общества, например, металлургия зародилась там, где компактно размещены месторождения каменного угля и железа).

Транспортные магистрали (пересечение главных или удобных национальных или международных торговых путей).

Учитель: А сейчас вам необходимо выбрать оптимальное место для размещения города в разные исторические периоды и обосновать свой выбор с использованием тех факторов, о которых мы сейчас говорили.

Работа с интерактивом: Обучающиеся по очереди выходят к доске, выполняют задание, объясняют свой выбор.

Ученик 1: (1600 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что расположен у реки, а это запасы пресной воды, дешевое транспортное средство, выход к океану, есть возможность роста этого города.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: защита от нападения, перспективы роста города, наличие питьевой воды.

Учитель : И такой город есть на карте, давайте посмотрим историческую справку:

Большинство прибрежных городов размещены в удобных бухтах. Однако в последующие века эти выгоды географического положения могут остаться нереализованными.

Кроме бухты, важным преимуществом географического положения Нью-Йорка стала полноводная р. Гудзон, по которой морские суда могли подниматься до Олбани. В 1825 г. от Гудзона к Великим озерам был проложен Эри-канал, Нью-Йорк стал главным звеном самого дешевого водного пути из осваиваемого Среднего Запада к побережью. К тому времени, когда железные дороги стали главным транспортом, Нью-Йорк, казалось бы, должен лишиться преимуществ своего географического положения, набрал уже огромный потенциал, став бесспорным лидером среди городов не только США, но и мира.

Ученик 2: (1830 год) читает задание, выбирает букву В, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке В самое оптимальное место для строительства города, потому что есть выход к океану, значит возможно строительство удобной бухты. Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: близость к океану (внешние связи).

Учитель: к главным факторам можно еще отнести удобное расположение для защиты от нападения, близость ПР – лес, как строительный материал и источник отопления.

Ученик 3: (1860 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что есть наличие пресной воды, проходит железная дорога, а это пересечение транспортных путей.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод, что ошиблась, выбирает точку Д, выполняет задание вновь, указывая те же факторы, учитывая, что нет угрозы наводнения.

Главный фактор: транспортная доступность.

Ученик 4: (1890 год) читает задание.

Анализируя план местности, могу сказать, что в выборе оптимального размещения города будет играть фактор транспортной доступности, но здесь возникает экологическая проблема.

Учитель: принимая во внимание, что в 1890г. экологический фактор не учитывался, т.к. движение было не таким интенсивным и автомобильная промышленность была только в зачатом состоянии.

Считаю, что в точке Б самое оптимальное место для строительства города, потому что здесь прослеживается транспортная доступность.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод:

Главные факторы выбора места: транспортная доступность.

Учитель:

Вывод: выбор места для строительства конкретного города определяется как выгодностью ГП, так и особенностями местоположения. Значимость этих факторов зависит от исторического периода и меняется с ходом социально-экономического развития общества.

Напишите аналитическую справку о том, как изменялась роль факторов ГП в ходе развития общества и экономики.

Выступления обучающихся…….

Учитель: С развитием общества и экономики менялась роль факторов ГП:

Сначала это была защита от враждебных индейцев и связь со Старым Светом (удобные бухты).

Затем наличие леса как строительного материала и источника отопления.

Транспортная доступность (пересечение транспортных магистралей).

Ученик и - экологический.

Учитель: Да, сейчас при выборе оптимального местоположения города добавляется ориентация и на экологический фактор.

Домашнее задание: Влияние этого фактора вы должны использовать при заполнении картосхемы оптимального расположения города в 2007 году в вашей рабочей тетради на стр. 5.


Понятие «географическое положение» (ГП) является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением. Умение охарактеризовать во всех существенных отношениях положение изучаемого объекта необходимо для географа-исследователя. ГП обычно трактуется как положение какого-либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. ГП рассматривается как своеобразное внешнее условие существования, функционирования и развития объектов, характеристика данного объекта, выражающая его отношение к каким-либо географическим объектам вне его.

Часто термин «положение» понимают как внутреннее состояние объекта (по аналогии с международным положением, экономическим положением и т. п.). Но ГП - это всегда отношение к внешним обстоятельствам. И это положение в двухмерном пространстве, поскольку оно определяется на основе географической карты. На ней все объекты представляются либо точечными (как бы не имеющими размерности в данном масштабе), либо линейными, имеющими только одно измерение, либо площадными (ареальными) - с двумя измерениями. На карте мелкого масштаба точечным объектом выступает город, линейным - река, железная дорога. Следовательно, можно говорить о положении объекта относительно точек, линий и ареалов.

Понятие «географическое положение» использовалось в XIX в., значение его анализировалось в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов - Ф. Ратцелем. Категория ГП была предложена в СССР на рубеже 20-30-х годов XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Н.Н. Баранским, И.М. Маергойзом и рядом других авторов. Н.Н. Баранский , выделяя существо ГП, подчеркивал, что положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала. И.М. Маергойз писал о том, что вопрос не столько в том, где находится объект (это само собой предполагается), сколько в том, как он лежит относительно того, что находится за его пределами. Эти идеи имеют непреходящую ценность и спустя много лет после того, как были высказаны.

Через систему отношений данного объекта (ареала) с другими объектами (ареалами) ГП предметно выявляет индивидуальные черты и свойства любой территории. Оно определяет многие наиболее важные особенности стран, районов, городов, высвечивает свойства их неповторимости и индивидуальности .

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение - абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечный, и линейный объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • а) точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт-Петербурга;
  • б) точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • в) точка относительно ареала - столица в государстве;
  • г) линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • д) линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • е) ареал относительно другого ареала: Республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и другие варианты положения:

  • 1. Точка налинии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва-Санкт-Петербург, Нвгород - вне ее.
  • 2. Точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар - вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест на французском берегу Атлантического океана.
  • 3. Линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной.
  • 4. Линия находится в пределах ареала полностью (как р. Яна) или частично (р. Лена) в Якутии, или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка-Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны).
  • 5. Ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, к юго-востоку). Для определения положения точки, линии, меньшего

ареала в составе более крупного используют термины: центральное, глубинное, периферийное, окраинное, пограничное положение. Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в ней г. Риу-Гран- ди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо- востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) - глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение (Украина, Крайна в бывшей Югославии).

Исследуя ГП, необходимо определить главное и в его сущности, и в его воздействии на наиболее важные стороны развития территории.

И прежде всего следует выявить и понять его наиболее характерные черты.

Во-первых, ГП - это сложная система понятий , включающая:

  • а) математико-географическое положение (положение в системе географических координат);
  • б) физико-географическое положение (положение относительно природных объектов, влияющих на особенности природы данного места, - морей, рек, лесных массивов, природных зон и др.; при этом сам объект может находиться как в составе ареала, так и вне его);
  • в) экономико-географическое положение (ЭГП) - положение: 1) относительно элементов общественного производства;
  • 2) по отношению к району, области, стране; ЭГП является одним из важнейших факторов, определяющих размещение, характер, динамику развития производительных сил;
  • г) политико-географическое положение (положение на политической карте - относительно центров и районов сосредоточения социальных, классовых и политических сил);
  • д) военно-географическое положение (положение любой точки или какого-либо ареала относительно центров и стран военной мощи или создающих опасность военных конфликтов, а также по отношению территорий различных военных блоков);
  • е) геополитическое положение : тесно связанное с двумя вышеназванными видами ГП, оно отражает положение относительно «центров силы», очагов экономической и военной мощи, различных политических, экономических и военных союзов, религиозных объединений;
  • ж) эколого-географическое положение (положение той или иной территории относительно регионов экологически неблагополучных или даже экологических бедствий, относительно движения воздушных масс и других потоков, несущих массированные объемы загрязнений;
  • з) культурно географическое положение - относительно важнейших центров и регионов развития духовной культуры, культурно-географических образований разного территориального ранга и значения.

Каждый из названных видов ГП - явление многоплановое, синтетическое, и поэтому необходим анализ не только этих видов «в отдельности», но, особенно их сочетаний в сложном взаимодействии и «взаимопереплетении» различных сторон ГП. Так, в системе ЭГП выделяются транспортно-географическое, промышленно-географическое, демогеографическое, рыночное (или сбыто-географическое) положение и другие его составляющие, и каждая из них, в свою очередь, также имеет определенную структуру.

Особо важную роль играет транспортно-географическое положение, качество которого определяется следующими обстоятельствами: 1) экономическим потенциалом соседних территорий; 2) плотностью хозяйственной освоенности окружения;

3) наличием (количеством и качеством) прямых транспортных выходов к соседям, их частотой.

Во-вторых, ГП - категория историческая. Следует иметь в виду, что, если физико-географическое положение меняется относительно медленно, с развитием географической среды, а также в результате деятельности человека, то все остальные виды ГП - весьма динамичны, изменчивы и их значение (и последствия влияния) в различных исторических условиях неоднозначно.

Н.Н. Баранский приводит пример характеристики исторической изменчивости ГП США. Их зародышем были английские колонии, расположенные на восточном побережье Северной Америки между Атлантическим океаном и Аппалачскими горами. Все то, что лежало к западу от этих колоний, европейцам не было известно, и когда английские короли давали какому-нибудь лорду или какой-нибудь акционерной компании кусок побережья, то называли только южную и северную границы по параллелям, а на запад появлялась возможность идти, куда угодно. Таким образом, эти колонии находились «на краю света». В дальнейшем области, лежащие к западу от Аппалачей, были исследованы, заселены и вообще освоены, и из положения «на краю света» создалось положение «между двумя океанами». Вот как резко изменилось положение США. Я.Г. Машбиц, рассматривая пример Древней

Руси, подчеркивает, что татаро-монгольское иго, феодальная разобщенность и перемещение центра тяжести мирового развития в Западную Европу во многом свели на нет исключительную благоприятность географического положения Древней Руси. Средневековая Россия оказалась на периферии европейского социально-экономического развития.

В-третьих, ГП присущ потенциальный характер. Те или иные благоприятные стороны ГП далеко не во всех случаях реализуются. Лишь при сочетании соответствующих факторов исторического и социально-экономического развития данной территории (страны) эти благоприятные стороны воплощаются в жизнь. Так, известно, что многие особенности развития Японии обусловлены ее океаническим положением. Но это ГП могло реализоваться только благодаря наращиванию промышленного и финансового потенциала Японии.

В-четвертых, как географическая категория, ГП обладает определенным механизмом влияния, исследование которого требует перехода от «простых», качественных, субъективных характеристик к количественным оценкам. Отмечая необходимость теоретического углубления понимания ЭГП, И.М. Ма- ергойз подчеркивал, что ЭГП всегда конкретно и в той или иной степени противоречиво, что необходим анализ вероятностного характера ГП, фактора дистанционности (исследование расстояния, или дистанции, между географическими объектами как одного из свойств пространства), а также взаимодействия объектов, их определенной соподчиненности.

В связи с этим важно различать макро-, мезо- и микроположения. Первое из них соответствует более или менее обширной территории; мезоположение - линии, ее рассекающей в важных направлениях, а микроположение -точка на этой линии. Эти виды ГП взаимодействуют друг с другом, но их отражение на развитии тех или иных объектов может быть весьма различным. В редких случаях все они бывают одинаково благоприятными. Считается, что наибольшим потенциалом роста обладают города с выдающимся макро- и мезоположе- нием, расположенные в фокусах связей, скрепляющих воедино крупные территории, в центрах быстроразвивающихся промышленных и сельскохозяйственных ареалов... в точках контактов различных зон, перепадов экономических потенциалов, в опорных узлах районов нового освоения.

Для Санкт-Петербурга, например, макроположение описывается как нахождение на Северо-Западе европейской части Российской

Федерации, вблизи границы с Финляндией, на берегу Финского залива; мезоположение - примерно в центре Ленинградской области, в устье Невы; микроположение - на островах дельты Невы и прилегающих к ней территориях. По аналогии можно определить ранг положения объекта внутри городской территории путем его детализации. Красная площадь находится в Москве у стен Кремля (микроположение), в центре города - в пределах Садового кольца (мезоположение).

Для одних объектов существеннее всего микро-, для других мезо- или макроположение. Например, размер дифференциальной ренты в сельском хозяйстве очень чувствителен к микро- и мезоположению участка. То же можно сказать и о положении магазина, пункта бытового обслуживания в городе по отношению к остановкам общественного транспорта и пунктам пересадки. При решении вопроса о развитии топливно-энергетических, металлургических баз на первый план выходит оценка макроположения.

В-пятых, ГП имеет тесные связи с конфигурацией территории и ее границами , что оказывает большое влияние на многие стороны развития данной территории (страны) в целом и отдельных ее частей. Так, конфигурация территории России оказала большое воздействие на ее историко-географическое развитие. Широтное простирание обширной территории России в Восточной Европе и Азии сочетается с ее континенталь- ностью и глубинностью. В этом причина отдаленности большей части территорий от морских побережий и границ. Данные факторы затрудняли хозяйственное освоение территорий к востоку от Урала, внешние экономические связи большинства регионов России.

Большую роль играет пограничное положение регионов страны, взаимосвязи между их конфигурацией и границами страны. Так, в современной России это нередко создает для них (пограничных регионов) сложные проблемы (например, этнические конфликты, приток беженцев, влияние социально-политической напряженности в соседних государствах и т. д.).

Лекция 1

Тема: Основы регионоведения

1. Представления о пространстве

1.1. Географическое пространство

2. Структурность геопространства

3. Единицы физико-географического районирования.

3.1. Концентрация и стратификация

3.2. Типы пространственных образований

4. Типизация регионов

4.1. Понятие «регион»

4.2. Типы регионов

Общенаучное толкование понятия «пространство» (как и понятия «время») формируется в рамках философии, а не в рамках географии, физики или иной науки. Под пространством в философии понимается всеобщая форма бытия материи, неотделимая от другой формы - времени.

Обыденное понимание пространства имеет мало общего с философским содержанием этой категории. Некоторые науки активно интерпретируют это общенаучное понятие применительно к специфике изучаемых ими сфер материального мира. Иногда можно слышать о химическом, биологическом, геологическом, экономическом, социальном, геополитическом и других видах пространства.

Географическое пространство чаще всего трактуется как философская концептуальная категория, как объективная, всеобщая и познаваемая форма существования материальных географических образований и объектов в пределах геосферной оболочки. Более конкретно - под географическим пространством понимается «совокупность отношений между геообъектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени» (Э.Б. Алаев, 1983). Можно выразиться еще проще: тот вид пространства, изучением которого занимается география, - это земное пространство (R.M. Downs, 1970). При этом не следует забывать о том, что географическое пространство - трехмерно, а территория с точки зрения геометрии - всего лишь двумерное. (А по Эйнштейну, геометрическое пространство искривлено, что требует модификации отдельных аспектов Евклидовой геометрии.)

Отличие территории от географического пространства состоит в том, что территория служит лишь общим фоном расположения материально-вещественных объектов и, строго говоря, «пуста» с точки зрения модельных построений (хотя на практике - даже в научной литературе - территория часто отождествляется с пространством, и в этом большой беды нет). Все материально-вещественные объекты и явления представляют собой составные части геопространства как трехмерного образования.

Его специфическая особенность связана с одновременным наличием качеств прерывности и непрерывности. Обладая своим собственным физическим пространством, каждый географический объект выполняет определенные функции в формировании географического ландшафта (или поля) и воздействует на окружающие его географические объекты. Именно в этом проявляется «географизм» материально-вещественных объектов и явлений.



Структурность геопространства

Земное пространство представлено множеством разнообразных вещественных и невещественных субстанций, которые в каждое отдельное мгновение можно сравнить со «стоп-кадром», запечатлевшим сложные процессы пространственной дифференциации. «Это процессы неживой природы, которые описываются так называемыми законами физики и химии; это биотические процессы, которые характеризуются в терминах биологических понятий; это также процессы, вызванные к жизни человеческой культурой... перекрещивающиеся взаимосвязи вещей и событий разного происхождения на поверхности Земли образуют системы функционально связанных элементов» (Я. Джеймс, Дж. Мартин, 1981).

Географическое пространство структурно как с точки зрения составляющих его компонентов (компонентная структура), так и в территориальном отношении (территориальная структура). Ему присущи такие качества, как системность, динамичность, размерность, кривизна, плотность, концентрация, поляризация, а также энтропийность (т.е. мера внутренней неупорядоченности).

Для географа географическое пространство есть форма, теснейшим образом связанная с поверхностью Земли. При характеристике последней обычно оперируют общими (часто «неделимитированными») элементами - территория, акватория, аэротория и геотория.

Территория - ограниченная часть земной поверхности, ее сегмент, обладающий определенными природными и антропогенными свойствами и ресурсами. Обычно она не отождествляется со всей поверхностью Земли, но в то же время сумма всех территорий планеты, идентифицированных на базе единого критерия, будет соответствовать поверхности земной суши.

Акватория - часть водной поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами и характеризующаяся такими качествами, как глубина, протяженность и т.д.

Аэротория - еще малоупотребляющийся, но перспективный термин, обозначающий часть воздушной оболочки геосферы, соотнесенной с соответствующей территорией или акваторией (в сравнении с ныне использующимся в юридической литературе термином «воздушная территория» термин «аэротория» не только более лаконичен, но и семантически более строго).

Геотория - родовое понятие, в котором синтезируются территория, акватория и аэротория.

Базисной категорией экономической и социальной географии является категория социально–географического пространства, которое выступает составной частью географического пространства. Поэтому целесообразно вначале рассмотреть категорию географического пространства, а затем – ее социально–географическую интерпретацию.

Географическое пространство – это земное пространство, которое состоит из географических систем (геосистем), компонентов и элементов, связей и отношений, что обеспечивает его непрерывность. В то же время каждая геосистема или ее компонент обладают собственным физическим пространством и ареалом ближайшего воздействия. В результате формируются географические поля со своими границами, что привносит в географическое пространство свойство прерывности. Географическое пространство включает атрибут времени, свойства и размерность которого определяются сущностью географических объектов (природных, технических, экономических, социальных и пр.). Поэтому более правомерно говорить о континууме географического пространства–времени.

Географическое пространство–время включает две составляющие: природную и общественную. Общественная жизнь протекает как в природной, так и в социально–экономической среде. В результате в границах ойкумены формируется специфическое социально–географическое пространство. Пространственно–временная организация жизнедеятельности людей осуществляется в пределах ноосферы. Последняя характеризуется наличием постоянных взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимоотношений между территориально–общественными системами разных иерархических уровней, а также непрерывным взаимодействием с окружающей средой. Единство социально–географического пространства обеспечивается передвижением людей и товаров, потоками энергии, информации, идей и нововведений. Движение потоков осуществляется под воздействием разницы потенциалов социально–географических полей. Социально–географические поля образуются в процессе территориальной концентрации населения, производительных сил, развития инфраструктуры, общественных отношений.

Локализация населения в населенных пунктах, городах, агломерациях и мегалополисах приводит к аккумулированию социомассы, информации и энергии, делает их ядрами социально–географических полей, вокруг которых формируется тяготеющая к ним периферия. В местах наименьшего тяготения наблюдается пониженный массо–и энергообмен, что учитывается при проведении условных границ полей. Эти границы носят прозрачный и расплывчатый характер и поэтому не препятствуют протеканию ноосферных, социальных, экономических, энергетических, информационных и других процессов. Между полями существуют мощные силы притяжения и отталкивания, которые формируют массовые материальные, духовные, политические и коммуникационные взаимосвязи. Разнообразные и интенсивные энерговещественные потоки пронизывают социально–географическое пространство и взаимодействуют с геологическим и космическим пространствами. Эти взаимодействия обусловлены проникновением человека как в литосферу (шахты, карьеры, буровые скважины и др.), так и в космос. Одновременно геологическое и космическое пространства изменяют параметры и свойства территориальных общественных систем, непрерывно обеспечивая их «средствами к существованию» – веществом, энергией, информацией.

Пионерная материальная космоноосфера простирается от границ проникновения космических аппаратов (1 млрд км) до околоземного пространства (1 тыс. км). Поступление вещества, энергии и информации из космоса по–прежнему доминирует, однако это область, куда проникают люди, технические аппараты, отдельные искусственные материалы. Околоземное космическое пространство распространяется на 10-1000 км от поверхности Земли. Здесь происходит интенсивный вещественный, волновой и информационный обмен с космосом. С этого уровня затраты на исследование и освоение данной части ноосферы окупаются (связь, производство, транспорт и пр.).Геоноосфера, или собственно ноосфера (от 10 км вверх до 1 км вниз от поверхности Земли) – область наиболее активной деятельности человечества, которое интенсивно использует все ее компоненты и в значительной степени влияет на структуру, состав и процессы, происходящие в ней.

В пределах геоноосферы выделяется область, примыкающая к пространственной оболочке Земли, – ойкумена (+100 м от поверхности Земли) – основная сфера жизнедеятельности человека, где в наибольшей степени проявляются политические, социальные, психологические, идеологические, этические, этнические, культурные, исторические и прочие аспекты его деятельности. Здесь проявляется наибольшая энергетическая, вещественная и информационная взаимосвязь человека с окружающей средой.

Взаимодействие с окружающей средой в геоноосфере происходит с положительным балансом, за счет чего человечество и получает возможность познавать и осваивать как глубинные слои Земли, так и удаленные просторы космоса. Подобные уровни (сферы, пространства) можно выделить и во внутренней части Земли. Область литосферы (верхней части земной коры), из которой происходит добыча полезных ископаемых, окупающая затраты (1-10 км). Это пространство непосредственного (с помощью машин и механизмов) проникновения человека в недра планеты.

Внутренняя оболочка Земли в пределах верхней и средней мантии, нижней части земной коры (10-100 км). Научные знания об этой части планеты получают в результате различного волнового зондирования, а также изучения продуктов извержения вулканов.

Внутренняя оболочка Земли в пределах внешнего ядра и нижней мантии (100-1000 км). Знания о ней человечество получает на основании изучения различных полей и волн.

Центральная часть Земли в пределах внутреннего ядра (глубже 1000 км от поверхности). Судить о свойствах этого пространства человечество может главным образом на основании теоретических расчетов и в меньшей степени – по результатам сейсмического зондирования. Социально–географическое пространство неразрывно связано с социально–географическим временем, испытывая при этом воздействие природных, космических, биологических и других ритмов. Время является четвертым измерением пространства, деформируя его в циклические структуры – социально–географические циклы. К ним относятся социальные циклы АЛ.Чижевского, экономические циклы Н.Д.Кондратьева, этнические циклы Л. Н. Гумилева и т. д.

Социально–географические циклы, развиваясь по спирали, включают последовательно чередующиеся фазы: становление, подъем, расцвет, спад и вновь становление. Совокупность этих фаз образует волну цикла, длина которой и может стать единицей отсчета социально–географического времени. Социально–географическое пространство имеет четыре измерения: длину, высоту, ширину и время (длительность). Носителем этих параметров является территория как специфическая платформа организации жизнедеятельности людей. Под территорией понимается участок земной поверхности, имеющий определенные границы, устанавливаемые по физико–географическим, социально–экономическим, политическим, этническим и иным показателям в нормативно–правовом порядке. В процессе жизнедеятельности людей территория испытывает существенные изменения и постепенно обогащается социально–экономическими, техническими, экологическими и другими компонентами. Это отразилось на процессе познания и восприятия территории. Она стала рассматриваться не только как полигон для жизнедеятельности людей, но и как естественноистори–ческое и социально–экономическое образование.

Территория, таким образом, рассматривается с двух позиций. С одной стороны – это природный и социально–экономический ресурс, а с другой – объединяющее начало разных общностей людей, сфера жизнедеятельности населения. Как ресурс территория используется: в качестве субстрата, полигона, на котором развертывается человеческое бытие; для извлечения природных ресурсов; для эксплуатации хозяйственных объектов и инфраструктурного обустройства; для создания заповедников и заказников, в которых сохраняется генофонд; в качестве приемника и емкости для размещения отходов жизнедеятельности людей.

Как среда обитания и сфера жизнедеятельности населения, территория приобретает гуманистическое значение. Она становится носителем ландшафтного разнообразия, технических, социально–экономических, экологических и прочих структур. Материальные условия жизнедеятельности людей характеризуются территориальной локализацией. Среда обитания влияет на характер и особенности человеческого бытия, структуру и функции экономики, уклад и качество жизни населения.

Основными формами средообразования и изменения природных ландшафтов являются антропогенные воздействия. Они могут иметь как позитивный (созидательный), так и негативный (разрушительный) характер. Результатами позитивного воздействия являются облагороженные рекреационные культурные и парковые ландшафты, комфортная городская среда, мелиорированные сельскохозяйственные угодья, охраняемые памятники природы и т. д. Одно из негативных последствий антропогенных воздействий – обострение экологической ситуации. Чрезмерная концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, населения и транспорта, «грязные» технологии, ослабление компенсационных возможностей природной среды и отсутствие экологической инфраструктуры приводят к деградации территории и провоцируют экологические кризисы и катастрофы. Отдельные территории в силу антропогенной перегрузки превращаются в зоны экологического бедствия. Представления о социально–географическом пространстве и территории тесно связаны с понятием расстояния. В экономической и социальной географии различают два вида расстояний: географическое (физическое) и социальное.

Географическое расстояние – это абсолютное расстояние, мера близости между объектами. Оно используется для установления координатной сетки, измерения длины путей передвижения между местами производства и потребления товаров, а также между местами проживания и работы людей и т. д. Социальное расстояние – это путь движения, который измеряется временем, потраченным на преодоление географического расстояния. При этом используются разные средства передвижения: железнодорожный, автомобильный, авиационный виды транспорта – для передвижения товаров и людей; почта, телефон, телеграф, Интернет, факс и пр. – для передачи информации.

В экономической и социальной географии категория территории является основополагающей. Ее рассматривают в нескольких аспектах. Среди них – территориальная структура, территориальная организация общества, территориальные сочетания, территориальная система, территориальная общность людей и др. Так, территориальная структура представляет собой устойчивую, взаимосвязанную совокупность компонентов социально–географического пространства, ойкумены, жизнедеятельности людей. Данная структура характеризуется относительной устойчивостью и служит «остовом» территориальных сочетаний, в первую очередь территориальных общественных систем. Примерами территориальной структуры являются: центр и периферия; территориальные общности людей по поселениям разных функциональных типов (города, поселки городского типа, села, деревни); социально–экономические узлы, центры и пункты; территориальные подсистемы в составе территориальных общественных систем. Территориальная структура, обогащенная механизмом регулирования и управления, трансформируется втерриториальную организацию общества.