Перспективное планирование по развитию речи в средней группе. Перспективное планирование по развитию речи в средней группе детского сада


п/п
1
Перспективно – тематический план
Речевое развитие
Месяц

недели
Тема недели
Тема НОД
Цели и задачи
ь
р
б
я
т
н
е
С
1
2
3
День знаний
Рассказывание по
картинке «В школу»
Что нам осень
принесла? Труд
людей осенью.
Беседа об осени
Беседа о транспорте
Правила и
безопасность
дорожного
движения.
Цель: побеседовать с детьми о школе. Развивать у
детей умение составлять сюжетный рассказ по
картинке, учить придумывать события,
предшествующие изображённому без помощи
воспитателя.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о сезонных
изменениях в природе и труде людей, уточнить
приметы осени, напомнить детям название осенних
месяцев. Уточнить знания о других временах года.
Учить слушать музыку об осени, определять её
характер и настроение. Развивать слуховое внимание,
быстроту мышления.
Цель: дать детям представление о правилах
дорожного движения, поведения людей на улице, о
соблюдении правил дорожного движения. Привлечь
внимание детей к картине с изображением
оживлённого перекрёстка. Обыграть ситуацию:
«Представим на минутку, что правила дорожного
движения отменили».
Источник,
Страница
Аджи с.36;Ушакова,
с 44
Аджи, с.38­43
Аджи, с. 105,107

2
ь
р
б
я
т
к
О
4
5
6
7
8
Мой детский
сад.
Составление рассказа по
плану «Первый день
Тани в детском саду»
Цель: учить составлять рассказ по плану,
предложенному воспитателем. Упражнять детей в
умении образовывать существительные родительного
падежа множественного числа. Закрепление названий
домашних животных и их детёнышей, закреплять
понятие «обобщающее слово».
Аджи, с. 53
Мой город, мой
поселок.
Игра – путешествие
«Мой посёлок»
Родная страна.
Россия ­ Москва
Наши добрые
дела. Уроки
вежливости и
этикета.
Труд взрослых.
Профессии.
Пересказ были Л. Н.
Толстого Косточка»
Составление рассказа на
тему «Все работы
хороши»
Цель: формировать представления детей о своём
посёлке. Продолжать знакомить с общественными
зданиями посёлка, их назначением. Воспитывать
культурные навыки поведения на улице и в
общественных местах. Стимулировать у детей
интерес и любовь к своему посёлку.
Цель: уточнить знания детей о стране, в которой они
живут, о главном городе – столице Москве. Учит
узнавать достопримечательности Москвы по
фотографиям, согласовывать числительные,
существительные, прилагательные.
Цель: закреплять и совершенствовать речевые
умения и навыки при пересказе небольшого
произведения. Объяснить непонятные слова, ввести
их в активный словарь. Учить излагать тексты
связно, выслушивать ответы товарищей.
Цель: уточнить знания детей о некоторых
профессиях, учить отгадывать загадки о них. Учить
называть слова­действия, зная название профессии,
называть профессию, зная, чем занимается человек.
Ветохина, с.94
Аджи, с.64 ­ 66
Аджи, с.71
Аджи, с.59

9
10
11
12
13
Поздняя осень
Неделя
безопасности
Декоративно –
прикладное
искусство
Семья и
семейные
традиции
Беседа об осени.
Заучивание
стихотворения И.
Михайловой «Как
обидно»
Пересказ были Л. Н.
Толстого «Котёнок»
Золотые руки мастеров
Пересказ рассказа Е.
Пермяка «Первая рыбка»
Зимушка ­ зима
Рассказывание по
картине «Речка
замёрзла»
3
ь
р
б
я
о
Н
4
ь
р
б
а
к
е
Д
Аджи, с.41
Аджи, с.79
Волчкова, с.48
Ушакова (6­7), с.60
Ушакова (5­6), с.71
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях
в природе, уточнить приметы поздней осени.
Познакомить с народными названиями осенних
месяцев. Заучить стихотворение И. Михайловой
«Как обидно»
Цель: учить детей внимательно слушать и передавать
содержание небольшого по объёму литературного
произведения. Учить отвечать на вопросы по
содержанию рассказа.
Цель: воспитывать интерес к народному
изобразительному искусству, любовь и уважение к
труду мастеров, прививать интерес к различным
вилам народных промыслов.
Цель: продолжать учить детей пересказывать
литературный текст. Обратить внимание детей на
разнообразные грамматические формы,
встречающиеся в литературном произведении.
Упражнять детей в подборе синонимов, учить
оценивать словосочетания по смыслу.
Цель: развивать умение детей составлять рассказ по
картинке, учить при описании событий указывать
место и время действия. Развивать умение понимать
оттенки значения слова. Учить согласовывать в роде
глагол прошедшего времени с существительным.
Закреплять правильное произношение звуков с и ш,
учить различать эти звуки, произносить их протяжно,
отчётливо и внятно произносить слова с этими
звуками, закреплять умение делить слова на слоги.

14
Мир предметов,
техники и
механизмов,
изобретений
Пересказ рассказа Н.
Калининой «Про
снежный колобок»
Опыты и
эксперименты
15
Рассказывание по теме
«Игры зимой» на основе
личного опыта
Новый год.
Мастерская
Деда Мороза
Отработка звуков с
опорой на картинки.
Составление связного
рассказа.
Каникулы
16
17
5
Цель: учить детей передавать содержание
литературного текста связно, последовательно,
выразительно, без наводящих вопросов педагога.
Развивать умения подбирать определения,
активизировать употребление в речи прилагательных.
Закреплять умения образовывать формы
родительного падежа множественного числа
существительных в трудных случаях, учить
правильно спрягать глагол хотеть.
Закреплять умение громко и чётко произносить
слова.
Цель: учить детей составлять связный рассказ о
своих впечатлениях, не отступая от заданной темы.
Упражнять в употреблении предлогов с
пространственным значением. Развивать умение
отчётливо и внятно произносить фразы, насыщенные
словами со звуками с и ш, учить детей пользоваться
различной громкостью голоса, изменять темп речи,
выделять голосом из фразы отдельные слова,
обратить внимание детей на то, что слоги – части в
слове звучат по ­ разному: один из них произносится
немного протяжнее, громче. Учить замедленно
проговаривать слова, вслушиваться в разное звучание
слогов в слове.
Цель: учить детей использовать в рассказе заданные
речевые конструкции. Формировать у детей умение
различать на слух и при произнесении звонкие и
глухие согласные, самостоятельно подбирать слова с
заданными звуками и с разной длительностью
звучания.
Ушакова (5­6), с.68
Ушакова (5­6), с.73
Ушакова (6­7), с.70

ь
р
а
в
н
Я
6
ь
л
а
р
в
е
Ф
Народная
культура и
традиции
Рассматривание русского
народного костюма.
Я вырасту
здоровым
Составление рассказа
«Как мы играем зимой»
Природа и
человек
Рассказывание по
картине «В уголке
природы»
Путешествие по
странам и
континентам
Путешествие по карте
Транспорт
Пешеходы и транспорт
18
19
20
21
22
Цель: познакомить детей с русским народным
костюмом; научить называть предметы костюма,
познакомить с головным убором – кокошником.
Обратить внимание детей на узорчатости украшений
сарафана, сорочки, кокошника. Вызвать интерес к
русскому костюму и познакомить детей с названиями
других национальностей.
Цель: развивать у детей умение отбирать для
рассказа самое интересное, существенное и находить
целесообразную форму передачи этого содержания,
учить включать в рассказ описание природы,
окружающей обстановки. Активизировать
употребление в речи детей однокоренных слов.
Цель: обеспечить целостное восприятие картины,
учить составлять рассказ по картине. Формировать
представления о комнатных растениях, их
назначении, правилах ухода за ними. Уточнить и
расширить словарь по теме «Комнатные растения».
Развивать у детей навыки речевого общения, связной
речи, тонкой и общей моторики, зрительного
восприятия и внимания.
Цель: расширить знания детей о нашей стране, в
которой мы живём. Познакомить с географической
картой, картой мира. Воспитывать у детей любовь к
Родине, уважение к людям разных национальностей.
Гаврилова, с.82
Ушакова (6­7), с.74
Нищева, с.10
Гаврилова, с.107
Цель: формировать представления детей о правилах
дорожного движения, о профессиях полицейского,
регулировщика, водителя, о работе светофора.
Закрепить с детьми правила поведения в транспорте
и на улице.
Горбатенко, с.117

Защитники
Отечества
Пересказ рассказа Л.
Кассиля «Сестра»
Мир прошлого,
настоящего и
будущего
Послание из прошлого
Международный
женский день
Беседа о маме
23
24
25
т
р
а
М
7
Мальчики и
девочки
26
Беседа по
стихотворению Э.
Успенского «Если я бы
был девчонкой»
Весна пришла!
27
Составление
описательных рассказов
по пейзажным картинам
Ушакова (6­7), с.72
Дыбина, с.65
Аджи, с. 166
Ушакова (6­7), с.89
Цель: учить детей передавать литературный текст,
рассказывающий о высоких гражданских чувствах,
воспитывать уважение к защитникам Родины. Учить
понимать смысл образных выражений в пословицах.
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов.
Цель: закреплять умение детей называть предметы,
относящиеся к прошлому или настоящему. Закрепить
умение читать символы.
Цель: помочь детям понять, что самое дорогое в
жизни каждого ребёнка – мама. Побеседовать о том,
как нужно беречь, жалеть маму. Разбудить в детях
желание поздравить мам с праздником. Познакомить
детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка».
Помочь детям прийти к выводу, что не только мамы
должны заботится о детях, но и дети о матерях.
Цель: побеседовать с детьми по содержанию
стихотворения, продолжать учить детей понимать
различия между мальчиками и девочками, учить
понимать и уважать мнение партнёров другого пола.
Вызвать стремление объяснить смысл произведения и
выразить своё отношение к нему, проецировать
события и образы героев на себя и взаимоотношения
с окружающими.
Цель: формировать у детей умение правильно
определять, чувствовать настроение, отражённое
художником в пейзаже и писателем в литературном
произведении, и передавать его в своих
высказываниях. Упражнять детей в подборе
определений и сравнений, синонимов, антонимов.
Учить детей составлять предложения и произносить
их с различной интонационной окраской, передавая
голосом радость и огорчение.

8
ь
л
е
р
п
А
28
29
30
31
32
Неделя книги
Откуда пришла книга
Неделя
здоровья.
Спорт
Придумывание сказки
«Приключения зайца»
Космические
просторы
Космос
22 апреля ­
Международный
день земли
Пересказ рассказа Я.
Тайца «Послушный
дождик»
Единство и
дружба народов
планеты Земля
Диалог – монолог
Пересказ Н. Сладков
«Лисица и ёж», «Сорока
и заяц»
Цель: дать детям представление о том, как делается
книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья
растут очень долго, на изготовление книги
затрачивается труд многих людей. Подвести к
пониманию того, что к книгам надо относиться очень
бережно. Формировать у детей умение различать на
слух и при произнесении звонкие и глухие согласные,
самостоятельно подбирать слова с заданными
звуками и с разной длительностью звучания.
Цель: учить детей составлять сказку по плану,
предложенному воспитателем, придумывать конец
сказки, не повторяя сюжета товарищей. Учить
подбирать определения и действия к одушевлённому
предмету, активизировать употребление в речи имён
прилагательных и глаголов. Учить согласовывать
прилагательные с существительными в роде и числе.
Цель: расширять представления детей о космосе,
космонавтах, учить восхищаться их героическим
трудом. Учить образовывать существительные
множественного числа в именительном и
родительном падежах.
Цель: учить детей пересказывать текст в ситуации
письменной речи. Подвести к умению называть
профессии людей, исходя из рода их деятельности.
Активизировать употребление в речи названий
профессий и действий. Упражнять в названии
предметов, необходимых людям различных
профессий.
Цель: продолжать знакомить детей с понятиями
«диалог», «монолог», «косвенная речь».
Алёшина, с.175
Ушакова (5­6), с.102
Виноградова, с.211
Ушакова (5­6), с.108
Аджи, с 200

й
а
М
9
33
34
35
36
День Победы
Рассказ – беседа о Дне
Победы
Права ребёнка
О правах играя (игра –
беседа)
Скоро в школу
Пересказ рассказа М.
Пришвина «Золотой луг»
Поздняя весна.
Здравствуй
лето!
Летние явления природы
в литературе
Цель: закрепить знания о том, как защищали свою
Родину русские люди в годы Великой Отечественной
войны, как живущие помнят о них. Воспитывать
чувство уважения к ветеранам, желание заботится о
них.
Цель: дать детям общее представление о правах
человека, воспитывать чувство самоуважения и
уважения к другим.
Цель: довести до детей содержание и
художественную форму рассказа в единстве, учить
пересказывать от третьего лица. Упражнять в
регулировании темпа речи и силы голоса.
Цель: обрадовать детей скорым приходом лета,
познакомить детей с особенностями летних
изменений в природе нашего края. Учить детей
понимать красоту русской природы летом,
воспринимая на слух литературные произведения.
Обратить внимание на то, как называют лето русские
поэты в своих произведениях.
Алёшина, с.215
Ветохина, с. 187
Бондаренко, с.158
Аджи, с. 215

Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Планирование работы учреждения дошкольного образования по развитию речи и обучению родному языку представляет собой определенную координированную систему мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполнения всех направлений работы. Оно отражает основную схему деятельности педагога по речевому развитию ребенка и обучению его родному языку в течение определенного времени.

Одним из видов тактического планирования является годовой план учреждения дошкольного образования. Он состоит из двух частей. Первая часть — анализ результатов и задач на новый учебный год. В этой части плана анализируются вопросы относительно степени выполнения поставленных задач, достижения и недостатки в работе учреждения дошкольного образования, в том числе по лингвистическому и речевому развитию ребенка.

Вторая часть плана включает основные направления и содержание работы дошкольного учреждения на учебный год. План составляется на весь учебный год и распределяется по месяцам и неделям.

Как правило, содержание определяется предварительной диагностикой и учитывает требования детей, родителей, педагогов. Чаще планируются вопросы, вызывающие у педагогов наибольшие трудности в работе; вопросы, которые на сегодняшний день считаются первичными, и заслуживают особого внимания или вопросы совершенно новые, до сих пор не рассматривающиеся.

В годовом плане могут быть определены конкретные пути улучшения работы по развитию речи и обучения детей родному языку:

  • семинары и консультации с целью повышения квалификации педагогов, например, семинар-практикум для педагогов «Обучение дошкольников способам словообразования», консультации: «Развитие речи у близнецов», «Играем с пальчиками и развиваем речь детей «;
  • педагогические совещания, на которых могут заслушиваться материалы из опыта работы по развитию речи детей, например, педагогическое совещание «Формирование навыков общения в дошкольном возрасте». На совещании могут обсуждаться следующие вопросы:
  • этапы развития общения ребенка со взрослыми (обсуждение теоретического доклада);
  • особенности общения дошкольников со сверстниками (обмен мнениями между педагогами);
  • причины непопулярности среди сверстников и направления коррекционной работы (сообщение психолога);
  • личностные трудности, которые влияют на характер общения у дошкольников (сообщения педагогов);
  • использование диагностических методик, которые направлены на изучение особенностей личности и общения детей (результаты тематического контроля);
  • открытые мероприятия для педагогов и родителей, например, панорамный просмотр комплексных занятий по развитию речи, сеансов активизирующего общения во всех возрастных группах:
  • организация контроля над освоением программы в различных возрастных группах, например, тематический контроль по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста;

Наиболее удобной формой планирования являются годовые планы, выполненные в виде циклограмм или графически. Они с наибольшей наглядностью демонстрируют последовательность всех запланированных мероприятий по срокам и исполнителям.

Кроме годового плана существует перспективный план. Перспективный план лингвистического и речевого развития дошкольников может быть составлен на тактическом или оперативном уровне. Отсюда и сроки, на которые он может быть составлен: месяц, квартал или год.

Перспективный план составляется в целях упорядочения работы по развитию речи и обучению дошкольников родному языку или равномерного распределения материала в течение определенного времени.

В зависимости от того, относительно какого уровня планирования составлен перспективный план определяется и его содержание. Так, перспективный план может представлять собой:

  • Перечень конкретных мероприятий для реализации образовательной области учебной программы дошкольного учреждения. Например, раздел «Развитие связной речи» (перечень занятий по развитию речи на год; дидактических игр по развитию связной речи вне занятий на год);
  • Содержание речевой работы. Например, на последующий месяц или квартал можно наметить перечень новых слов для ознакомления детей с сезонными явлениями; на год указать последовательность работы над трудными словоформами или звуками;
  • Перечень задач по развитию речи на квартал и содержание для реализации этих речевых задач в таких образовательных областях, учебной программы, как «Социализация», «Художественная литература»;
  • Перечень тем для изучения в определенной возрастной группе на год.

Вариантом перспективного планирования является перспективно-тематический план. Так, перспективно-тематический план решения речевых задач развития дошкольников может включать следующие разделы:

1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме),
2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры),
3) работа с родителями по развитию речи детей.
4) результаты усвоения темы в виде условных обозначений: овладел (+), недостаточно овладел (А), не овладел (-),
5) индивидуальная работа.

Еще одним видом перспективного планирования является перспективно-календарный план. В этом плане указываются:

  • годовые задачи (одной из них может выступать задача по развитию речи и обучению родному языку дошкольников);
  • источники планирования (список методической литературы, пособий, разработок);
  • список детей по подгруппам;
  • структура режимных моментов (по развитию речи в циклограмму совместной деятельности педагога и ребенка включают:

утром — индивидуально-коррекционную работу по различным речевым задачам, дидактические развивающие игры, игры-хороводы, подвижные игры со словами;

на первой прогулке — наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, художественное слово, которое сопровождает самостоятельную активную речевую деятельность детей, поручения воспитателя с отчетом об их выполнении;

на второй прогулке — индивидуально-коррекционную работу по развитию речи, игровую деятельность, выполнение трудовых поручений с отчетом об их выполнении;

вечером — художественно-речевую деятельность-чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихов, игры-драматизации, различные виды театра, игровую деятельность, просмотр телевизионного передач, видеофильмов).

Из всех перечисленных видов работы ежедневно планируется 2 -3 вида. Планирование работы по различным задачам развития речи дошкольника в циклограмме совместной деятельности педагога и детей направлена на стимуляцию речевой активности воспитанников дошкольной группы.

Вместе с тем, планируя индивидуальную работу по речевому развитию дошкольников, педагог обязательно указывает в плане конкретное имя ребенка, цель индивидуальной работы и материалы для ее выполнения. Как уже указывалось выше, индивидуальная работа имеет место в разные отрезки времени в течение дня. Например, в понедельник, утром, педагог планирует индивидуальную работу по воспитанию звуковой культуры речи: «С Таней К., Катей М. — отработать правильное произношение звука р, предложить им сказку Веселого язычка»;

Сотрудничество с семьей (родительское собрание, консультации, беседы, оформление родительских уголков, стендов). Планируется конкретное содержание работы (с учетом тем, средств, форм работы).

Индивидуальная коррекционная работа с детьми — учитывает педагогическое и психологическое диагностирование дошкольников по развитию речи, ежедневные наблюдения за речью детей, оформляется по следующей схеме: неделя, содержание работы, фамилия, имя ребенка, учет работы;

Физкультурно-оздоровительная работа — активный отдых (дни здоровья, физкультурные праздники). В процессе их проведения развивается речевая активность ребенка, развивается его речь.

Виды детской деятельности — в этом разделе планируется работа по шести основным видом детской деятельности: специально организованное обучение, общение, познавательная деятельность, игровая, художественная и элементарная трудовая деятельность.

Перспективные планы детализируются в календарных планах.

Календарные планы составляются на одну, две недели и могут быть оформлены в тетради с определением обязательных структурных компонентов. Их обязательность обусловлена необходимостью учета общих требований к планированию.

Комплексность — основной принцип планирования. Предусмотренные для выполнения речевые задачи реализуются не изолированно друг от друга, а в комплексе, в связи между собой и в связи с другими воспитательными задачами.

Планирование вопросов лингвистического и речевого развития дошкольников предполагает организацию как систематической работы со всеми воспитанниками, так и обеспечение индивидуально-личностного подхода к речевому развитию каждого из них.

Календарное планирование базируется на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Оно требует от педагогов знания содержания учебной программы по образовательной области «Развитие речи» и построения работы в соответствии с этим содержанием. Вместе с тем при планировании речевой деятельности детей, педагог учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с каждым из них.

Ежедневное календарное планирование — это календарный перечень форм организованной работы с детьми (ребенком) по следующей схеме: специальные занятия по развитию речи, игры по развитию речи, работа педагога по развитию речи детей в рамках других образовательных областей.

Специально организованное развитие речи и обучение родному языку дошкольников определено в календарном плане темами занятий, основными задачами их проведения и материалом, необходимым для решения поставленных задач. Здесь же указываются страницы пособия, где отражена методика проведения занятий. Молодые специалисты-педагоги в календарном плане указывают методы и приемы проведения занятий.

В соответствии с задачами развития речи педагог самостоятельно выбирает содержание и методы проведения занятий, обеспечивая их планомерность и разнообразие. Планирование методов и приемов работы с детьми зависит от вида работы и цели занятий (сформировать новые умения, закрепить умения, активизировать представления). В соответствии с принципом систематичности речевые занятия (или сеансы активизирующего общения) планируются на едином тематическом содержании с комплексным решением нескольких программных речевых задач и использованием различных методов обучения.

Единое содержание занятий обеспечивается тем, что в их основе лежит один из видов монологического рассказывания. На тематических занятиях задания по связной речи органично сочетаются с фонетическими, лексическими и грамматическими упражнениями, переход от одной части занятия к другой происходит естественно, живо и эмоционально. Образовательные задания в программном содержании формулируются как конкретные требования к языку детей. Например, связная речь — развивать умение дошкольников составлять рассказ по картине «Зимние забавы», словарная работа и грамматика — учить детей подбирать определения к словам «зима», «снег», упражнять их в согласовании прилагательных и существительных в роде, звуковая культура речи — отрабатывать у воспитанников четкое произношение свистящих звуков, упражнять в подборе слов похожих по звучанию.

Планируя ход занятий, педагог определяет методические приемы, которые в большей степени соответствуют возрасту детей, новизне и узнаваемости материала, сложности выполнения определенной задачи, очередности ее введения.

Составляя план для детей среднего и старшего дошкольного возраста необходимо учитывать, что занятия по развитию речи планируются первыми, как наиболее тяжелые. В начале года, как правило, планируется наиболее легкий материал. При планировании очень важно предусмотреть повторность материала. Повторение одного и того же содержания можно организовать по- разному. Наиболее ценным считается такой путь организации занятий по повторению, когда усвоенный материал не переносится в неизменном виде с одних занятий на другие, а разумно усложняется, благодаря введению новых дополнительных задач. Для обучения детям разным видам монологического рассказывания занятия по развитию речи в календарном плане педагога могут быть распределены следующим образом: первая неделя — пересказ сказки или короткого рассказа; вторая неделя — повествование по картине; третья неделя — описание игрушки или предмета, составление рассказа по игрушке (игрушках); четвертая неделя — в зависимости от возраста детей, чередуются составление рассказов из коллективного (личного) опыта, творческое рассказывание. На этих занятиях решаются все речевые задачи, которые подчиняются единой цели развитию связной речи.

Специальные занятия по развитию речи планируются один раз в неделю во всех возрастных группах учреждения дошкольного образования.

В соответствии с общей темой планирования образовательной работы педагог кроме специально организованного обучения планирует работу по развитию речи и обучению родному языку в других видах совместной деятельности: общение, познавательная деятельность, игровая деятельность, художественная и др. Так, в разделе «Общение» планируются коммуникативные ситуации, разговоры, беседы; разделе «Игра» — дидактические развивающие игры по развитию речи, народные игры, языковые игры; в разделе «Познавательная деятельность» планируется работа по рассматривание предметов, их обследованию, определению их качеств и свойств, сравнению и активизации и закрепления словаря; в разделе «Художественная деятельность» планируются художественно-речевая и театрально игровая деятельность (чтение и рассказывание произведений детской литературы и фольклора, заучивание стихов, игры-драматизации, инсценирование, рассматривание иллюстраций в детской книжке, различные виды театров).

Кроме того, реализация задач по развитию речи осуществляется на занятиях по другим разделам программы.

Планирование работы по лингвистическому и речевому развитию ребенка обеспечивает единство решения целей и задач по развитию речи детей, дает возможность реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, преемственность и взаимодействие в работе учреждения дошкольного образования, школы, родителей и других заинтересованных социальных институтов.

Царева Мария
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Использованная литература :

1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду » .

2. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» , ч. 1 и 2. Москва «Баласс» , 2007.

3. М. А. Васильева, В. В. Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с » . «Учитель» , 2010, г. Волгоград.

4. Н. Ф. Виноградова «Рассказы-загадки о природе» . «Вентана-Граф» , 2007.

5. Н. В. Новоторцева «Обучение грамоте» . «Академия, к.» ,1999.

6. Т. А. Торыгина «Какие месяцы в году?» , развитие речи в д/с . Москва, 2000.

пгт. Пристань-Пржевальск

2016- 2017 уч. г.

Сентябрь

Знакомство с нашими героями. «Игрушки»

ЦЕЛЬ : Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания .

Заучивание наизусть : «Мяч» С. Я. Маршак

ЦЕЛЬ : Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш) ; воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками.

«Фрукты-овощи»

ЦЕЛЬ : Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.

Познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные;

развивать речь . Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи .

«Чтение стихов о поздней осени»

ЦЕЛЬ : Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать отрывки стихотворений.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 37

Заучивание потешки "Киска"

ЦЕЛЬ : Учить помочь детям запоминать потешку, выразительно произносить её.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 29

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

ЦЕЛЬ : Порадовать детей чтением сказки. Поупражнять в инсценировке отрывков из произведения.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 30

«Пересказ сказки «Репка»

ЦЕЛЬ : Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке» . Развивать внимание , память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Пересказ сказки «Теремок»

ЦЕЛЬ : Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины, характерного для внешнего вида персонажа . Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

«Осень»

ЦЕЛЬ : Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание , творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь .

Рассказывание по картине «Осенний день» Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию.

«Тень-теньпотетень»

ЦЕЛЬ : Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 32

«Овощи и фрукты. «Что нам осень подарила?» .

ЦЕЛЬ : Загадывание загадок об овощах и фруктах». Расширять представления детей об овощах и фруктах, учить группировать предметы , называть овощи, фрукты, отмечать их качественные признаки.

«Рассказывание из личного опыта на тему «Мои домашние животные»

ЦЕЛЬ : Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Учить рассказывать на тему из личного опыта, предложенную воспитателем. Учить правильно называть животных, их части тела. Продолжать работу по углублению знаний о животных. 2. Учить описывать картину в определнной последовательности.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 37

Рассказывание из личного опыта на тему «Мой родной край» ЦЕЛЬ : 1. 1. Учить называть свой родной посёлок, улицу. 2. Учить называть улицу, на которой стоит детский сад. 3. Знакомить с достопримечательностями родного края. 4. Воспитывать гордость и любовь к родному поселку.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 33

«Дом»

ЦЕЛЬ

Звуковая культура речи : звуки «з» и «з*» .

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в произношении изолированного звука «з» (в словах, слогах) ; учить произносить звук «з» тврдо и мягко; различать слова со звуком «з» и «з*» .

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 31

«Изменение в природе в октябре»

ЦЕЛЬ : Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения.

«Лес осенью»

ЦЕЛЬ : Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении» Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь. Заучивание наизусть : А. Плещеев «Осенью» Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его.

«Мебель»

ЦЕЛЬ : Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель

«Семья»

ЦЕЛЬ : Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Посуда» Звуковая культура речи : звук «Ц» ЦЕЛЬ : 1. Закрепить обобщающее понятие : посуда. Познакомить с классификацией посуды : кухонная, столовая, чайная. Закреплять правила поведения за столом.

2. Упражнять детей в произнесении звука «Ц» изолированно, в слогах, в словах. «Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 35

«Одежда»

ЦЕЛЬ : Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем.

«Звери»

ЦЕЛЬ : Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных;

«Домашние животные»

ЦЕЛЬ : Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей

«Лисичка-сестричка и серый волк»

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с русской народной сказкой (обр. М. Булатова, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 42

Игра - инцинировка "У нас в гостях медвежонок"

ЦЕЛЬ : Учить детей замечать в группе присутсвие незнакомого человека, приветствовать и приветливо разговаривать с ним.

Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 60

«Зима»

ЦЕЛЬ : Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения

Рассказывание по картине «Зимние развлечения » Учить связной речи , употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.

Заучивание наизусть : И. Суриков «Зима

ЦЕЛЬ : Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И. Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть.

«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу» .

ЦЕЛЬ : Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора .

Елка» К. Чуковский

ЦЕЛЬ : Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи .

Рассказывание по сюжетной картине «Зима»

ЦЕЛЬ : Чтение и заучивание стихотворения о зиме. Учить составлять предложения по сюжетной картине, согласовывать слова в предложении, определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток, характеризовать настроение и состояние людей. Приобщать детей к поэзии.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 43, 45

Чтение и заучивание стихотворения о зиме Плещеева «Белый снег пушистый…» . ЦЕЛЬ : Приобщать детей к поэзии. Помогать запомнить и выразительно читать стихотворение.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 43

Чтение русской народной сказки «Зимовье» .

ЦЕЛЬ : Помочь детям вспомнить знакомые им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье»

«Занятия по развитию речи » Соколова-Микитова) В. В. Гербова стр. 47

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

ЦЕЛЬ : Учить рассматривать картину и рассказывать по ней в определнной последовательности; учить придумывать название картины.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 50

Составление рассказа по картинке «В лесу»

ЦЕЛЬ : Помогать рассматривать и описывать картину в определнной последовательности. Продолжать учить придумывать название картины.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 55

Звуковая культура речи : звук «Ш» .

ЦЕЛЬ : Показать детям артикуляцию звука «Ш» , учить чтко произносить звук изолированно, в слогах, в словах.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр.

Звуковая культура речи : звук «Ж» .

ЦЕЛЬ : Чтение любимых стихотворений. заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что нужно придумать» . Упражнять в правильном и чтком произношении звука «Ж» изолированно в звукоподражательных словах; умении определять слова со звуком «Ж»

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 48, 51

Звуковая культура речи : звук «Ч»

ЦЕЛЬ : Объяснить, как правильно произносить звук «Ч» , упражнять в произнесении звука изолированно, в словах, в стихах.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 53

«Животные жарких стран»

.ЦЕЛЬ : Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей.

ЦЕЛЬ : Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым

Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

ЦЕЛЬ : Помочь вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе» .

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 52

«Рыбы»

ЦЕЛЬ : Знакомить детей с рыбами, средой их обитания ; учить отгадывать загадки;

упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Хлебные продукты»

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь

«Молочные продукты»

ЦЕЛЬ : Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Транспорт»

ЦЕЛЬ : Уточнить знания детей о транспортных средствах , пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ. Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу. Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь .

«Весна»

ЦЕЛЬ : Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Готовимся встречать весну и Международный женский день

ЦЕЛЬ : Познакомить детей со стихотворением Плещеева А. «Весна» . Поупражнять в умении поздравлять с праздником.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 59

«Правила дорожного движения. Светофор»

ЦЕЛЬ : Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь ; активизировать словарь детей.

«Театр, музыкальные инструменты»

ЦЕЛЬ : Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.

«Спорт»

ЦЕЛЬ : Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей ; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей.

Звуковая культура речи : звук «Щ-Ч»

ЦЕЛЬ : Упражнять в правильном произнесении звука «Щ» и дифференциация звуков «Щ» и «Ч» .

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 60

Составление рассказов по картине

ЦЕЛЬ : Проверить, умеют ли дети придерживаться определнной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. «Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 62

Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 63

«Детский сад»

ЦЕЛЬ : Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь

«Профессии»

ЦЕЛЬ : Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.

«Лес. Деревья. «Плоды, семена.»

ЦЕЛЬ : .Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей., учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников;

«Комнатные растения»

ЦЕЛЬ : Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения

Звуковая культура речи : звук «Л-Л*»

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в чтком произнесении звука «Л» в звукосочетаниях, словах, фразовой речи . Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками «Л-Л*»

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 63

Обучение рассказыванию : работа с картиной-матрицей и раздаточными картинами.

ЦЕЛЬ : Учить создавать картину и рассказывать о е содержании. Развивать творческое мышление .

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 65

Заучивание стихотворения Ю Кушака «Оленнок» Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»

ЦЕЛЬ : Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 66

«День Победы. Военная техника»

ЦЕЛЬ : Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей .

Звуковая культура речи : звук «Р, Р*»

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в чтком и правильном произнесении звука «Р» изолированно, в чистоговорках, в словах.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 69

«Насекомые»

ЦЕЛЬ : Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа.

«Лето»

ЦЕЛЬ : Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей.

«Ягоды»

ЦЕЛЬ : Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа.