Психологическая зрелость и благополучие личности. Психологическая зрелость

Зрелость - самый длительный в процессе онтогенеза период, охватывающий возраст примерно от 25 до 65 лет. Часто понятие отождествляют с совершеннолетием, но это далеко не одно и то же. Тема предлагаемой статьи - психологическая зрелость личности. В ней вы получите ответы на вопросы о том, каковы ее основные признаки и всякий ли человек является взрослым в 30 лет.

Психологическая зрелость: понятие

Нет единого подхода в определении, что это такое. Бесспорным является лишь утверждение, что о зрелости можно говорить в тот период, когда личность находится на пике своих интеллектуальных, физических и духовных способностей. Ее созревание происходит постепенно и знаменует переход:

  • от подчиненности старшим в семье - к равенству;
  • от зависимости - к самостоятельности;
  • от простейшего набора реакций на внешние воздействия - к разнообразному поведенческому репертуару;
  • от беспечной жизни - к осознанию своей ответственности за события;
  • от примитивных увлечений - к более сложным интересам.

Импульсивные поступки человека сменяются обдуманными шагами, выстраиванием длительной перспективы, опирающейся на предшествующий опыт. Именно последний способен заставить человека отказаться от сиюминутных достижений во имя получения более серьезной выгоды в дальнейшем. Какие периоды психологической зрелости ученые выделяют?

Ранняя зрелость

Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, - с 15 до 20 лет.

Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:

  • найти гармонию между реальностью и мечтами;
  • обрести наставника;
  • определиться с карьерой;
  • выстроить сферу интимно-личностного общения.

Средняя зрелость

Примерно к 40 годам психологическая зрелость человека выходит на новый уровень. Это связано с поиском ответов на жизненно важные вопросы: о смысле существования, реализации желаний.

У людей происходит переоценка ценностей, ревизия притязаний. Формируется способность переосмыслить окружающую действительность, заинтересоваться новыми людьми, повлиять на свое будущее, стать настоящим профессионалом, реализоваться в творчестве. Но это и пора сомнений. Любой человек задается вопросом, а правильно ли он выбрал свой путь. Его преследует страх снижения работоспособности, появляется потребность в выборе новых целей. Частая причина - различие между желаниями и действительностью.

Новый уровень зрелости связан с появлением проблем, которые часто связывают с кризисом середины жизни. Ученые полагают, что преодоление его связано с решением следующих личностных задач:

  • формированием гражданской ответственности;
  • достижением определенного уровня жизни;
  • оптимальной организацией досуга;
  • углублением личностного аспекта в отношениях с близкими, помощью детям;
  • принятием и привыканием к собственным физиологическим изменениям;
  • поддержанием стареющих родителей.

Поздняя зрелость

Психологическая зрелость личности связана с выходом на пенсию, поэтому ее возрастные границы подвижны. Выделяют три важнейших момента, которые позволяют говорить о новом, самостоятельном этапе в развитии индивида:

  • смена деятельности;
  • доживание;
  • сохранение ценностей и основного содержания жизни.

Человеку важно преодолеть чувство ненужной обеспокоенности, опустошенности, чрезмерной сосредоточенности на себе. Это достигается за счет:

  • активной вовлеченности в социальные, семейные и общественные отношения;
  • появления толерантности во взаимоотношениях с другими людьми;
  • эмоциональной устойчивости;
  • принятия реальной, а не желаемой картины мира;
  • способности к самопознанию и формированию сложившейся системы ценностей.

Ученые отмечают: одним из важнейших моментов психологической зрелости в старости является правильное ощущение своего возраста, преодоление противоречий духовных, биологических и психологических возможностей человека.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность. А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, - это показатель взрослости.

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 - лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как "подлинный" и перекликается с понятием "конгруэнтность". Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом "самобытность" и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Принятие чувств

Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: "не плачь", "не показывай волнения", "не переживай". Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах.

Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Развитие самопознания

Чем еще характеризуется зрелость психологическая? Характеристика данной личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других.

Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах.

Устойчивость к неопределенности

Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать. Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать - все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Другие важные признаки

Давайте поговорим о психологической зрелости. Большинство ученых относят к характеристике зрелости и следующие черты:

  • Личную ответственность за принятые решения. Она помогает по-иному относиться к критике, видя в ней полезную обратную связь.
  • Отсутствие страха при выстраивании близких отношений. Человек сам определяет дистанцию с другими, свободно выражая свои чувства.
  • Постановку реальных целей в общении. Речь идет об отказе от перфекционизма и взваливания на себя ответственности за несостоявшиеся отношения. Важнее извлекать полезные уроки, избегая чувства вины.
  • Наличие эмпатии - умения воспринимать чувства других людей. Учет их в процессе общения позволяет выстроить правильные коммуникации.

Наверное, многие встречали упоминание о социально-психологической зрелости. О чем речь?

Личность и общество

Психологическая зрелость - понятие многоаспектное, одной из сторон которого является взаимодействие с обществом. Невозможно жить в отрыве от его проблем и чаяний.

Социальный аспект - это, в первую очередь, отказ от сложившихся стереотипов. Ориентируясь на собственные потребности и ощущения, зрелая личность в меньшей степени подвержена манипуляциям и воздействию толпы.

Но в то же время зрелый индивид принимает мир со всеми его законами, несовершенствами и даже страданиями. Он не пытается изменить то, что складывалось веками, но тратит ресурсы на улучшения в микросоциуме, чтобы находиться в гармонии с окружением и приносить максимальную пользу. О свидетельствуют:

  • чувство ответственности;
  • социальный интеллект, умение предвидеть изменение общественных процессов;
  • забота о других;
  • активность в жизни общества;
  • применение знаний и навыков на пользу другим;
  • преодоление проблем на пути к самореализации.

Только социальная среда способна сформировать зрелую личность.

Уровни психологической зрелости

У каждого человека различная степень социализации: количество контактов, уровень взаимодействия, жизненные ценности, на основе которых строится общение. Это позволяет ученым выделять уровни зрелости: низкий, высокий и средний. Среди основных критериев выделяют внешние и внутренние. К первым относится степень овладения социальными компетенциями, перечисленными в статье.

Ко вторым можно отнести черты, характеризующие личность: эмпатию, общительность, адекватную самооценку, ответственность, внимательность, толерантность и т. д.

Чем выше у человека стремление к самопознанию и саморазвитию, чем более быстрыми темпами он осваивает жизненные уроки, развивая ответственность и толерантность, тем более высоким уровнем зрелости он обладает.

Вместо заключения

Часто можно слышать понятие "психологическая школьная зрелость". О чем идет речь? Мы выяснили, что раннее взросление начинается в 15-16 лет, когда юноши и девушки учатся в общеобразовательной школе. Они выделяются самодостаточностью, наличием убеждений и мировоззрения, а также формированием тех качеств, которые характеризуют зрелую личность.

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных , с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и , что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников. Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности. У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно. Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности . Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями. Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты. Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции. Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности. Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст. Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует .

Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости. Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние. Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее). Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и .

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления. Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей. Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.

Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности. Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе. Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, вместо и .

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлеченность в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.

Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных , до принятия не идеальности всего мира.

Глава 2. Что такое зрелость человека

Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ибо в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, наблюдается проявление того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества. Период зрелости отличается от предыдущего, юношеского тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений.

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

1. ЧТО ТАКОЕ РАЗУМ ЧЕЛОВЕКА И ПОЧЕМУ ОН ВОЗНИК Существует общепринятое мнение, что труд создал человека и его разум. В процессе труда человек развил свой разум, но односторонне - он приспособил собственное мышление к своему выживанию в земных условиях. Человек добился

Из книги Психология и Дао [Синхроничность: случайны ли совпадения в нашей жизни] автора Болен Джин Шинода

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ДАО… ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ… Личная перспектива понимания Дао в религиях Востока. Синхроничность, как единственный эквивалент Дао в психологии. Повод из-за которого у нас людей Запада так много проблем с этим понятием - это принцип работы нашего

Из книги Как стать любимой и желанной автора

Глава 3 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять? Чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество жизни, человеку в первую очередь нужно обратить внимание на свое мышление.Все важнейшие процессы в жизни людей

Из книги Как стать Завидной невестой? автора Дуплякина Оксана Викторовна

Глава 8 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять? Чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество жизни, человеку в первую очередь нужно обратить внимание на свое мышление.Все важнейшие процессы в жизни людей

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Глава 9. Социальная зрелость, моральность, право и лобные доли 1. Oppenhelm H. Zur Pathologie der Grosshirngeschwulste // Archives of Psychiatry. 1889. Vol. 21. P. 560. 2. Schore A. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc, 1999. 3. Anderson S. W. et al. Impairment of social and moral behavior related to early damage in human prefrontal cortex // Nat.

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Глава Десятая ЗРЕЛОСТЬ И СМЕРТЬ А. Зрелость Зрелость можно определить четырьмя разными способами.Юридически. Человек считается зрелым, если он умственно здоров и достиг двадцати одного года. В соответствии с еврейским законом мальчик достигает зрелости в

Из книги Хорошая девушка начинает и выигрывает! автора Николаева Елена Ивановна

А. Зрелость Зрелость можно определить четырьмя разными способами.Юридически. Человек считается зрелым, если он умственно здоров и достиг двадцати одного года. В соответствии с еврейским законом мальчик достигает зрелости в тринадцатилетнем возрасте.В соответствии с

Из книги Музыка простыней. Раскрывая секреты сексуальной близости в браке автора Леман Кевин

Глава 1 Что такое успех и что такое счастье? В этой главе мы не собираемся давать единственный рецепт достижения успеха или счастья.Попытки осчастливить людей по единым предписаниям уже многие делали, и они всегда заканчивались несчастливо для всех участников такого

Из книги Психология сексуальности автора Фрейд Зигмунд

ВЫБИРАЯ ЗРЕЛОСТЬ Одна из вещей, которую мы с вами знаем о человеческих привычках, заключается в том, что вся наша жизнь состоит из серии определенных решений. Некоторые теоретики даже предполагают, что умственные заболевания являются результатом принятого решения, - вы

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора Некрасов Анатолий Александрович

Преждевременная зрелость Таким моментом является самопроизвольная сексуальная преждевременная зрелость, которую можно с несомненностью доказать в этиологии, по крайней мере, неврозов, хотя она одна сама по себе так же недостаточна, чтобы вызвать невроз, как и другие

Из книги Изменения, которые исцеляют автора Клауд Генри

16. Что такое аура человека? Человек является неотъемлемой частицей мироздания, нервной клеткой космического организма. Глубокое осознание и полное принятие этой истины, применение её в каждой ситуации облегчит решение всех задач!Человек имеет своё продолжение в тонких

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Глава 14. Что такое зрелость? Сара все время испытывала чувство беспокойства.- Я никогда не могу расслабиться, - призналась она мне при первой встрече, - несмотря на то что дела у меня идут очень успешно и все вокруг просто прекрасно. Я всегда думаю о том, что вот-вот

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

2.6. Недостаточная зрелость Наряду с параметрами, характеризующими зрелость психического развития, Г. С. Сухобская выделяет типичные проявления недостаточной зрелости. Речь идет о несформированности способностей к обоснованному прогнозированию и планированию

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

Из книги Как мы портим наших детей [Коллекция родительских заблуждений] автора Царенко Наталья

Глава 12 Зрелость – квинтэссенция учения Что вы приобрели, познакомившись со всеми идеями, которые я изложил в этой книге? Найдете ли вы горшок с золотом на конце радуги? Что случится, если вы… Взрастите в себе кротость – дух учения. Посмотрите в глаза

Из книги автора

Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помимо поощрений и наказаний, в наших отношениях с детьми существует еще множество других моментов: детский сад и школа, друзья и домашние зверушки, ложь и стремление к идеалу, семейные

Зрелость - самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э. , зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. ).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться - достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически - с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость - категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) .

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
умение брать на себя ответственность;
стремление к власти и организаторские способности;
способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
уверенность в себе и целеустремленность;
склонность к философским обобщениям;
защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой ;
формирование индивидуального жизненного стиля;
стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
стабилизация системы и др. (Е.Е. Сапогова).

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как . Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой .

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин... Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли - это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень « » человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других - всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца».

Вы можете посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, занять нейтральную позицию, чтобы оценить поступки, мысли, эмоции. Такой подход позволяет лучше понять свои сильные и слабые стороны и решить, в каком направлении двигаться дальше.

2. Самоконтроль

Вы сначала думаете, а потом делаете, можете просчитать целесообразность и последствия поступков. Инфантильный человек живёт эмоциями и сиюминутными желаниями. Зрелый - не срывается на близких, умеет , если назревает глупый конфликт.

3. Благодарность

Вы научились за то, что с вами произошло, и то, чего вам удалось избежать. Вы по достоинству оценили людей, которые делают вас счастливым, и не принимаете их как само собой разумеющееся.

4. Непредубеждённость

Вы не на словах, а на деле перестали оценивать книгу по обложке, а людей - по формальным признакам и стереотипам. Подростковый максимализм больше не мешает осознавать, что мир не чёрно-белый, окружающие могут отличаться от вас и оставаться хорошими, а правильных мнений иногда существует несколько.

Вы понимаете, что для вас приемлемо в отношениях - любовных, дружеских, рабочих - и как далеко вы готовы зайти, чем пожертвовать, чтобы их сохранить. И если кто-то нарушает , вы будете действовать, обсуждать, а не делать вид, что ничего не произошло и все так живут.

6. Устойчивые моральные нормы

Вы рассматриваете свои поступки не через призму «что люди подумают» или «а если кто увидит». Зрелый человек определился с моральными границами. От неправильных поступков его предостерегает не неотвратимость наказания или возможное осуждение, а чёткое осознание, что это недопустимо. Поэтому он не делает сомнительных для себя вещей, даже если никто не увидит и не узнает.

7. Ответственность

Вы отвечаете за слова и действия, не обещаете невыполнимого, не перекладываете решения на другого. Зрелый человек осознаёт, что качество его жизни - это полностью его . Внешние обстоятельства могут вносить свои коррективы. Но если вы продолжаете жаловаться, что всё плохо, но ничего не делаете, чтобы изменить ситуацию, то вы скорее инфантильная личность, а не жертва обстоятельств.

Вы научились таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это вовсе не означает, что нужно перестать совершенствоваться и исправлять недочёты. Но стоит научиться быть довольным собой сейчас, на любом этапе пути к идеалу, потому что у этой дороги нет конца и обидно провести всю жизнь, ненавидя и упрекая себя.

9. Терпение

Вы перестали рассчитывать только на мгновенный результат и научились ждать плодов своего труда. Чтобы некоторые вещи случались, недостаточно их хотеть - нужно упорно работать. И даже это не гарантирует, что вы добьётесь своего.

10. Самостоятельность

Вы понимаете, что никто не должен решать ваши проблемы. Зрелый человек не действует на авось в надежде, что кто-то поможет выплыть из бездны. Спустить деньги на безделушку и оставить семью без еды, думая, что родители или друзья подкинут деньжат, - это инфантилизм. Корректировать поведение так, чтобы в случае проблемной ситуации была возможность всё решить самостоятельно, - поступок зрелого человека.

11. Умение извлекать уроки

На ошибках учатся, но не все. Зрелый человек извлекает уроки из неудач, распознаёт аналогичные ситуации и не допускает повторных провалов.

Вы не убегаете от проблем, не закрываете на них глаза, не думаете, что они как-нибудь сами рассосутся. Зрелый человек признаёт трудности и ищет способы с ними справиться.

13. Честность

В большинстве случаев вы не считаете нужным лгать. На пути к зрелости вы окружили себя людьми, с которыми этого не требуется: не нужно носить маски и приукрашивать действительность. Если всё-таки нужно, зрелый человек отдаёт себе отчёт, для чего он это делает. Попытка обезопасить чувства человека с помощью лжи и желание манипулировать им - не одно и то же.

14. Умение выстраивать отношения

Зрелый человек осознаёт, что он не центр Вселенной, поэтому умеет выстраивать равноправные партнёрские отношения, в которых не только берёт, но и отдаёт. Он способен сострадать, оказывать поддержку, уделять внимание и проявлять искренний интерес, а также принимать помощь, не чувствуя себя уязвимым.

15. Реалистично-оптимистический взгляд на мир

Вы реально оцениваете ситуацию, но не теряете веры в лучшее и присутствия духа. Зрелый человек понимает, что хорошие вещи не могут происходить непрерывно, бывают и неудачи. Но чёрные полосы заканчиваются, особенно если не опускать руки. Однако пессимизм и пораженческие настроения могут привести к тому, что сил радоваться не будет даже в по-настоящему светлые дни.

Можете дополнить этот список? Делитесь в комментариях.