Психологические профили. Одаренность как совокупность высоких уровней психических функций

В отличие от многофункционального словесного портрета психологический портрет (профиль) отражает внутренние, психологические, а также поведенческие признаки человека и формируется не на основе достоверных знаний об отражаемых в нем признаках, а на базе знаний вероятностного характера. Существенно и то, что данный метод «работает» далеко не в каждом случае раскрытия преступления. Полем его применения являются лишь некоторые группы дел, прежде всего связанные с раскрытием тяжких преступлений против личности. Известно еще одно важное ограничение возможностей его применения. Метод психологического профиля реализуется в тех случаях, когда место происшествия и состояние жертвы позволяют сделать заключение о наличии у неизвестного преступника каких-либо отклонений в поведении, психике, эмоциональном состоянии. В случаях же, когда убийство совершено в целях ограбления, а жертва - лишь средство в достижении этой цели, применение метода психологического профиля считается нецелесообразным.
Другая область преступлений, непригодных для составления психологического профиля, - это преступления, связанные с приемом наркотиков, поскольку трудно отграничить устойчивые личностные черты от состояний нарушенного сознания в момент совершения преступлений, обусловленных наркотическим опьянением. Наиболее пригодны для использования этого метода убийства на сексуальной почве с признаками садистского истязания жертвы; эвисцерация (потрошение); посмертные колотые и резаные ранения; какие-либо манипуляции преступника с трупом жертвы; безмотивные поджоги и взрывы; изнасилования; ритуальные убийства.
Перечисленные ограничения, однако, не принижают значимости данного метода как остро актуального средства, позволяющего с честью выходить из запутаннейших тупиковых ситуаций, в которых другие методы оказываются зачастую бесполезными. Не случайно в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ № 26-17/98-905 упоминаются основные формы применения специальных знаний психолога в деятельности следственных органов прокуратуры, в том числе участие в разработке социально-психологических портретов и разыскных «профилей» лиц, совершивших серийные убийства, для обеспечения целенаправленного розыска.
Материал, необходимый для построения психологического профиля, собирают путем тщательного изучения жертвы и места преступления. Разработанная в ФБР процедура составления психологического профиля состоит из пяти шагов, или этапов: обстоятельное изучение и анализ природы и сущности преступления и типов лиц (психолого-психиатрическая типология), совершивших подобные деяния в прошлом; исчерпывающий анализ места расследуемого преступления; углубленное изучение окружения, занятий и увлечений жертвы (жертв) и подозреваемого (подозреваемых); формирование возможных мотивирующих факторов всех подозреваемых лиц; описание преступника (на основе внешних поведенческих проявлений его вероятной психологической сущности).
Получив широкое распространение в США, Великобритании, Голландии и других странах, метод разработки разыскного психологического портрета преступника творчески осваивается российскими специалистами. Имеются уже сформированные компьютерные базы данных, позволяющие в короткий срок создать психологический профиль подозреваемого с указанием его вероятного возраста, рода профессиональной деятельности и других оперативно значимых признаков. Например, созданные во ВНИИ МВД России автоматизированные системы «Монстр», «Сериал-2», «Сериал-3» в значительной степени должны упростить работу по составлению психологического портрета предполагаемого преступника, а алгоритм, разработанный их создателями, - найти свое подтверждение на практике.
Но, к сожалению, как показывает анализ отечественной практики, привлечение профессиональных психологов, специалистов (психиатров, сексопатологов, криминалистов) к составлению психологического портрета неустановленного преступника по делам о многоэпизодных убийствах по большей части редко завершается успехом. По оценке психолога Л.П. Конышевой, почти не встречаются случаи, когда созданный психологический портрет непосредственно помог обнаружить и задержать преступника, неоднократно совершавшего убийства. Лишь изредка в печати можно встретить комплиментарные оценки юристов подобного сотрудничества. Но чаще высказываются сомнения в принципиальной способности специалиста-психолога дать психологический облик разыскиваемого, полезный для поисковой работы.
Чаще всего в психологическом профиле описываются и оцениваются следующие характеристики преступника: пол и возраст; семейный статус; образование; род занятий (общие сведения о работе); возможная реакция на следственные действия, например допрос; уровень сексуальной зрелости; возможность рецидива; вероятность того, что преступник в прошлом совершал аналогичные преступления.
В учебно-практическом пособии В.А. Образцова «Серийные убийства как объект психологии и криминологии» приводятся материалы работы профессора Роналда Холмса над профилем одного из американских серийных убийц. Изучив материалы дела, протокол вскрытия трупа последней жертвы, заключение судебных патологоанатомов, планы места обнаружения трупа и окружающей местности, фотографии и видеодокументы места происшествия и следов преступления, он описал в своем заключении следующие признаки устанавливаемого лица.
Возраст. Возраст подозреваемого где-то между 32-36 годами. Возможно, на пару лет старше. Для такого мнения есть следующие основания. Во-первых, как мне кажется, этот человек уже совершал подобные убийства, то есть я хочу сказать, что он уже несколько лет в своих фантазиях убивал женщин подобным образом. Потом он перешел к конкретным действиям, и то, что он сделал с этой женщиной, имеет предысторию: не исключено, что он уже совершил одно или два реальных убийства. Во-вторых, это обычный возраст завсегдатаев баров в данной местности. В-третьих, примерно в таком возрасте человек обладает физической силой, с которой было совершено преступление.
Пол. Преступление совершено мужчиной.
Раса. Как полагаю, этот подозреваемый белый. Почему я так считаю? Прежде всего, потому, что большинство убийц выбирают свои жертвы из представителей одной с ними расы. Каких-либо оснований считать, что преступник не принадлежал к белой расе, в материалах дела не усматривается.
Интеллект. Я склонен думать, что этот человек имеет средние или чуть выше средних умственные способности. Он прекрасно гармонирует со своим окружением и, вероятно, может выполнять работу, не нуждающуюся в постороннем надзоре. Он не производит впечатления умственно отсталого; хорошо его знающие люди считают его человеком со средними способностями, но с некоторыми странностями.
Образование. У подозреваемого высшее или незаконченное высшее образование. В годы учебы он хорошо адаптировался к окружению, у него не было существенных проблем в поведении. Он посещал местную школу. Если учился в колледже, то не более семестра. Его способности позволяли поступить в колледж, но психическое состояние, личная неорганизованность не позволяли ему долго в нем оставаться. В период учебы он мог быть средним студентом, вероятно, без поведенческих проблем.
Семья. Этот человек либо единственный ребенок в семье, либо из малодетной семьи. Его отец был человеком пассивным и мало занимался воспитанием сына, возможно, что он вообще не жил с семьей либо рано умер. Мать была женщиной властной. Она была главным судьей, присяжным и исполнителем наказаний. Ее слово было в семье законом. Могу также предположить, что умерла она совсем недавно, может быть, месяцев шесть тому назад. Ребенок в семье жил под полным контролем матери, мать постоянно оскорбляла его.
Место жительства. Во время преступления, о котором идет речь, подозреваемый жил в этой местности, живет тут и сейчас. По тому, как он перенес уже мертвую жертву в наиболее привычное и удобное для манипуляций с нею место, чувствуется, что подозреваемый действовал в «своей зоне комфорта». Останки захоронены в четырех местах: там, где было найдено тело (это место находится в сфере вашей юрисдикции); три других места являются для подозреваемого менее комфортными, и захоронения в них были произведены позже. Подозреваемый живет ближе к месту первого захоронения.
На место захоронения тела нужно обратить особое внимание. Преступник живет недалеко от этого места, возможно, даже в пределах видимости. Дом, в котором живет подозреваемый, ничем не выделяется в округе. Этот человек живет здесь давно, его здесь хорошо знают. Вероятно, он долго жил вместе с матерью, не исключено, что до самой ее смерти.
Автомашина этого человека в плохом состоянии. Возраст машины - 8-10 лет; эта «домашняя» машина марки «форд», «шевроле» и т.д. Машина грязная, неопрятная, ее техническое состояние тоже оставляет желать лучшего. В салоне машины беспорядок, и здесь могут быть найдены следы крови жертвы.
Род занятий. У этого человека работа постоянная. Он может работать в строительной организации, где иногда ему приходится заниматься и физическим трудом. Он может также быть водителем грузовика. Профессия служащего исключена. Он обнаруживает некоторые познания в юриспруденции, а способ расчленения тела свидетельствует о владении информацией, которая может быть известна только полиции. Возможно, он когда-либо был или сейчас является добровольным помощником полиции, медицинским техником, пожарным и т.п.
Психосексуальное развитие. У этого человека серьезные проблемы. То, что он расчленил труп и обезобразил лицо жертвы, изобразив на нем «улыбку», свидетельствует о лютой ненависти к женщинам. Части расчлененного трупа преступник разместил в определенном порядке. Прежде чем были обнаружены остальные части тела, нашли торс. В других частях тела были найдены кусочки льда - свидетельства того, что эти части тела представляли для убийцы большой интерес и он хранил их дольше. Интересно, что он сохранил (из того, что было найдено) часть тела от шеи до талии, то есть наиболее для него «лично значимую» часть; я не исключаю, что этот человек мог содрать кожу с трупа и носить ее по ночам у себя дома, где он живет в одиночестве. Этот человек может оказаться транссексуалом, и не исключено, что он уже обращался за консультациями по поводу своих сексуальных проблем. Подчеркиваю, я не считаю его гомосексуалистом. Просто у него серьезные проблемы в отношениях с женщинами. С одной стороны, он обожает женщину как таковую, он хочет ей нравиться (по этой причине он сохранил грудь и репродуктивные органы). С другой стороны, он женщину ненавидит из-за того, что ему пришлось вытерпеть (из-за матери?) от женщин. Об этом свидетельствует способ выбора жертв: он выбирает свои жертвы из числа сексуально активных посетительниц дешевых баров, алкоголичек, которым «наплевать на свою семью».
Рассмотренный профиль преступника был разработан по заданию ФБР в то время, когда детективы еще не располагали сведениями о личности искомого лица. Лишь впоследствии, после того как преступник был схвачен и разоблачен, чему способствовал его правильно составленный портрет-образ, выяснилось, что на счету этого маниакального убийцы и насильника 34 жертвы.
Конечно, составлением психологического профиля предполагаемого преступника работа специалистов не заканчивается. Следующая важная задача - разработка рекомендаций о том, как, используя информацию, заложенную в указанный портрет, выявить преступника и как тактически правильно построить его допрос с учетом личностных особенностей подозреваемого. В этих целях разработаны различные приемы заманивания преступника в ловушку. Например, убийцы определенного склада внимательно отслеживают обнародованную в СМИ информацию о совершенных ими преступлениях и работе полиции. Зная это, можно успешно использовать местную прессу, радио и телевидение для запуска специально подобранной информации, с тем чтобы побудить преступника к определенным действиям в определенном месте. Организация оперативного контроля за этим местом позволяет захватить искомое лицо, если оно «клюнет» на информационную «приманку».

Основное средство психодиагностики — психологические тесты (пробы) — серия кратких однотипных стандартизированных испытаний предполагаемого носителя определенных психических свойств. Суммарный итог этих испытаний позволяет судить об уровне измеряемого психического качества у данного индивида (посредством подсчета тестового балла). Наряду с тестовым обследованием в психодиагностике широко используется и клиническое обследование . Формализация психодиагностического обследования основана на психометрике — математизированной технологии измерительных методик. Тест должен обладать определенными психометрическими свойствами — надежностью, вапидностью и репрезентативностью.

Психодиагностика не сводится к эпизодическому тестированию, она имеет развернутый комплексный характер. Так, высокий уровень развития интеллекта может сочетаться с такими негативными психическими свойствами, как пониженный уровень концентрации внимания и ослабленность непосредственной («механической») памяти. Различные параметры психических свойств индивида в психодиагностике должны быть структурированы — сгруппированы по уровню значимости. Эти свойства могут быть синергетичными и конфликтными. Систематизированный итог психодиагностики отображается в психодиагностическом профиле , в котором повышенные значения одних психических свойств отображаются на ломаной линии-графике подъемами, а пониженные значения — спадами. Возвышения и спады определяются в отношении осевой линии среднего уровня. При этом различаются статистическая и социокультурная нормы. Значимые отклонения от нормы называются акцентуацией . Резко выраженные отклонения от нормы свидетельствуют о наличии у индивида патохарактериологических признаков.

История психодиагностики

Психодиагностика как особая отрасль психологии начала формироваться во второй половине XIX в. Ее источником явилась зародившаяся в это время экспериментальная психология. В 1883 г. английский исследователь Ф. Гальтон выступил как основоположник комплексной науки — антропометрики, в рамках которой осуществлялись как анатомические, так и психофизиологические измерения человека (острота зрения и слуха, особенности психомоторных реакций). Гальтон впервые ввел тестовые исследования и предложил сам термин «тест».

Психодиагностика возникла как наука о методах дифференциальной психологии, а в дальнейшем развивалась в соответствии с запросами педагогики, профессионального отбора и медицины. В 1890 г. в американском журнале «Mina» были опубликованы первые интеллектуальные тесты, разработанные Дж. М. Ксттеллом. Здесь же было высказано предложение о необходимости стандартизации тестов с тем, чтобы исключить влияние на их результаты побочных факторов. В дальнейшем Кеттелл разработал 50 образцовых (стандартизированных) тестов для измерения различных сенсорно-интеллектуальных свойств индивида. В 1896 г. в США были созданы координационные центры по консолидации тестологических исследований.

Новый сдвиг в развитии тестологии произошел благодаря созданию серии интеллектуальных тестов французским врачом и психологом А. Бине. В 1905 г. А. Вине в сотрудничестве с А. Симоном провел серию тестовых испытаний детей в целях выявления особенностей их умственного развития. Задания в этих тестах были сгруппированы применительно к различным возрастным группам — от 3 до 13 лет. Если пробные задания (шкалы) выполняли 90% детей данного возраста, то это задание считалось стандартным. В каждой возрастной группе тестированию подвергались по 300 детей. По успешности выполнения тестовых заданий стал определяться умственный возраст ребенка, который не всегда совпадал с его хронологическим возрастом. Было введено понятие базового умственного возраста - это максимальный возраст, при котором все задания определенного типа успешно выполняются подавляющим большинством детей. Если ребенок выполнял отдельные задания, предназначенные для более старшей группы, то к его хронологическому возрасту приписывалось соответствующее количество месяцев. Разница между умственным и хронологическим возрастом интерпретировалась или как одаренность, или как умственная отсталость. Вторая редакция «шкалы А. Бине» была тщательно исследована в Стэнфордском университете (США) группой сотрудников под руководством Л. М. Термена. Разработанная ими «шкала» подверглась существенным изменениям и стала называться «шкала Стэнфорд-Бине» (1916). Были введены два новых основоположения: статистическая достоверность тестовой нормы и коэффициент интеллектуальности (IQ), предложенный В. Штерном. Коэффициент IQ определялся как частное, получаемое при делении хронологического возраста на умственный возраст и умноженное на 100. Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Для каждого возраста были определены типичный средний показатель (X) выполнения соответствующих тестовых заданий, принятый за 100, и возможные стандартные отклонения (S) в пределах 16 баллов. Все индивидуальные показания в пределах 84- 116 баллов считались нормальными. Если же тестовый показатель выходил за пределы этих значений, то ребенок признавался либо умственно отсталым, либо одаренным. Шкала Стэнфорд-Бине получила широкое распространение и выдержала четыре издания (1937, 1960. 1972, 1986).

В период Первой мировой войны в США стали проводить групповое тестирование интеллекта при отборе новобранцев по различным родам войск. А. С. Отис разработал две разновидности армейских тестов — «Альфа» и «Бета» (первая — для знающих английский язык, вторая — для неграмотных и иностранцев). Эти групповые тесты отличались упрощенностью применения и оценки результатов. Они стали широко применяться в промышленности, образовании и армии, гак как не требовали психологически квалифицированных кадров.

Тестология получила массовое распространение. Тесты стали валидными и высоконадежными. Было выяснено, что общий уровень развития интеллекта коррелирует с рядом других личностных качеств индивида. В тестологии возникло новое направление — тестирование специальных способностей человека, которое стало основой профессионального отбора, профессиональной ориентации и профессиональной консультации. Были созданы тестовые комплексы (батареи) для отбора поступающих в медицинские, педагогические, юридические, инженерные, военные и другие учебные заведения, для эффективного распределения персонала по различным рабочим местам.

Стала применяться математическая методика обработки полученных результатов — факторный анализ.

Английский психолог Ч. Спирмен установил, что все специальные способности имеют не только специфические характеристики (S-фактор), но и общие особенности — генеральный фактор (G-фактор). Выяснилось, что любая специальная способность базируется на необходимом уровне обшей способности, что отдельные тестовые показатели объединяются в родственные подгруппы. Тестовые задания стали соответствовать факторному анализу (J1. Л. Терстоун и др.). Было выделено 12 факторов, характеризующих первичные умственные способности (в настоящее время выделено 120 таких факторов). В США была разработана батарея тестов общих способностей, необходимых для конкретных видов деятельности (GATB).

Также начали разрабатывать тесты достижений, выявляющие усвоение определенных знаний и сформированность профессиональных умений и навыков. Сравнительному анализу подверглась и эффективность различных способов и программ обучения (широкоизвестный Стэнфордский тест достижений (AT) был опубликован в 1923 г.). Тестология стала основной частью психометрики - науки о психологических измерениях. В США с 1936 г. выходит специальный журнал «Психометрика».

Наряду с тестами в личностной диагностике получили широкое распространение личностные опросники и прожективные методы.

Первым личностным опросником является разработанный американским психологом Р. Вудвортсом «Бланк данных о личности» (1919), предназначенный для выявления среди военнослужащих лиц с невротической симптоматикой. Личностные опросники содержат косвенную постановку диагностических вопросов. Стандартизированная процедура их предъявления и оценки итогов сближают их с тестовыми обследованиями.

Во второй половине XX в. самым распространенным личностным опросником стал тест-опросник MMPI — Миннесотский многофазный личностный перечень. Широко применялись также проективные методики, возникшие на основе ассоциативной концепции. Первые ассоциативные эксперименты провел Ф. Гальтон еще в 1879 г., предлагая испытуемым отвечать на словесные раздражители случайно вспомнившимся словом. Предполагалось, что эта методика позволит выявить устойчивую психическую направленность личности. (Эта методика широко используется в психоанализе.) Наиболее известная проективная методика была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом. Предъявляя причудливые чернильные пятна (симметрично организованные путем перегиба листа бумаги) различным группам психически больных, Роршах установил статистически достоверную систему показателей. Затем в 1928 г. была разработана методика «завершения предложений»

Пейна. Л в 1935 г. была создана самая распространенная проективная методика — Тест тематической апперцепции (ТАТ). Ее создатели X. Морган и Г. Мюррей обобщили весь накопившийся к тому времени опытный материал, полученный различными п рое кти вн ы м и метод и ка м и.

Появившееся в последнее время обилие тестовых методик в принципе основано на вышерассмотренных классических методиках. В связи с развитием компьютерной техники появилась возможность «настройки» теста на индивидуальные особенности испытуемого — возникла методика адаптивного тестирования. Многомерная компьютерная обработка данных позволила делать заключения о субъективном семантическом пространстве испытуемого (Ч. Осгуд (1952); Дж. Келли (1955)).

В России психодиагностика начала развиваться в начале XX в., но ее экспериментальная база была заложена в последней четверти XIX в.: в 18S5 г. возникла первая экспериментальная психологическая лаборатория в Казани, созданная

М. Бехтеревым, а в 1895 г. по инициативе С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.

Известный русский невропатолог и психиатр Г. И. Россолимо уже в 1909 г. разработал методику индивидуального психологического профиля (исследовались 11 психических процессов по 10-балльной шкале. Посредством ответов на 10 вопросов выявлялись особенности внимания, воли, восприятия, ассоциативной деятельности). Этим же ученым была предложена графическая форма отображения результатов психических измерений в виде «психологических профилей». Россолимо стремился к целостному, структурированному исследованию личности, выявлению ее сильных и слабых сторон. Такой же позиции придерживался и известный русский психолог А. Ф. Лазурский — создатель отечественной дифференциальной психологии и научной характериологии. Наиболее интенсивно практика отечественной психодиагностики развивалась в 1920-х и начале 1930-х гг. в связи с развитием педологии и психотехники. Широко использовались зарубежные психологические тесты. Предлагались и новые разновидности тестирования (например, «измерительная шкапа ума» А. П. Болтунова (1928)). В рамках психотехники разрабатывались тесты выявления специальных способностей.

В 1936 г. развитие отечественной психодиагностики было приостановлено. Началась огульная критика всей западной тсс- тологии. И только в 1982 г. вышел первый переводной учебник А. Анастази «Психология тестирования». Появились частично адаптированные варианты зарубежных тестов Ф. Б. Березина, J1. Н. Собчик, И. Н. Гиляшева, стати разрабатываться отечественные методики исследования умственной одаренности и интеллектуал ьного развития (Д. Б. Богоявленская и др.), психической совместимости (Ф. Д. Горбов, Н. Н. Обозов), мотивации (Ю. М. Орлов), личностных акцентуаций (А. Е. Личко) и др. Однако селекция и сертификация психологических тестов должным образом не производились. Широко распространилось тестовое «самиздательство». Практическая психология не получила научной психометрической базы. И лишь в последнее время стали появляться исследования по научным основам психодиагностики.

Технология психодиагностики

Компетентное использование психодиагностических методик возможно лишь на основе знаний по дифференциальной психологии, знаний о структуре психологических свойств личности, системных особенностей ее поведения.

В структуре психических свойств личности системообразующими факторами являются ее и (психофизиологические возможности). Стилевые же особенности поведения обусловлены и характером личности.

Природно обусловленная нервно-психическая конституция индивида — темперамент, который проявляется в динамических особенностях протекания психической деятельности, энергетических характеристиках поведения индивида.

В характере индивида интегрируются все свойства и психические черты личности, проявляются обобщенные способы ее поведения, образующие поведенческий тип личности.

Концептуально разработанные методики психодиагностики ориентированы на выявление психических свойств и черт личности определенных уровней, диагностические данные подвергаются системно-структурному анализу. Так, в характере индивида следует различать глобальные и парциальные качества. Глобальные качества характера — нравствен но-воле вые особенности психической саморегуляции личности. Среди глобальных свойств характера на передний план в современных характе- риологических классификациях выдвигаются следующие пять системообразующих свойств:

  • интеллектуальная гибкость/ригидность;
  • сознательность/импульсивность;
  • эмоциональная устойчивость/тревожность;
  • уверенность/неуверенность;
  • дружелюбие/агрессивность.

Парциальными, ситуативно (в узком спектре поведенческих ситуаций) значимыми чертами характера являются: общительность, доминантность, впечатлительность, толерантность, смелость, осторожность, доверчивость, практицизм, самостоятельность, конформизм, деятельная активность, честолюбие, непритязательность и др.

Следует также учитывать, что поведение индивида полидетерминировано — обусловлено рядом внешних и внутренних причин. Для психодиагностики существенно выявление стратегических особенностей психической саморегуляции индивида.

Психодиагностика психических качеств личности нередко маскируется текущими психическими состояниями личности — временным своеобразием протекания ее психической деятельности. Одно и то же по внешнему проявлению психическое состояние может быть обусловлено различными психическими качествами личности. В каждом психическом состоянии проявляется комплекс эмоционально-волевых и функциональных текущих психорегуляционных особенностей. Радость и грусть, страх и гнев могут сочетаться с импульсивностью или толерантностью, экспрессивностью и импрессивностью. Следует четко различать диагностику устойчивых психических свойств, качеств личности и диагностику текущих функциональных состояний индивида.

Особую сферу психики индивида образуют категориальные (семантические) структуры сознания и самосознания личности. Диагностика этой системообразующей сферы психики индивида осуществляется сложными методиками и процедурами — на основе данных семантического дифференциала Ч. Осгуда и личностных конструктов Дж. Келли и др. Обедненный образ мира обусловливает примитивную схему поведения индивида, стимулируемую мотивационными импульсами низшего уровня, стратегической дезинтеграцией психической регуляции. Уровень категориальной системы индивида обусловливает репертуар его поведенческих форм.

Личностные качества индивида формируются и проявляются в его межличностных отношениях, во взаимодействии с социальными группами. Отдельные поведенческие особенности личности обусловлены се социальной самоидентификацией, персонализацией и общими способами социальной адаптации. В личностной диагностике существенно выявление неформальных отношений индивида, особенностей его неформально-ролевого поведения. Существенно также выявление компенсаторных особенностей психики индивида, особенно в ситуациях несоответствия требований среды и индивидуально-психических возможностей человека. Методы социометрии при этом должны сочетаться с другими методами социально-психологических исследований. Научная психодиагностика невозможна вне системно-структурного анализа психических свойств личности.

Только высококвалифицированные профессиональные психологи могут получать научно достоверные результаты психодиагностических исследований. Их деятельность подчиняется строгим этическим требованиям и стандартам. Лица, занимающиеся психодиагностикой, должны иметь на это право — обладать лицензиями. Используемые ими методики должны соответствовать необходимым профессиональным стандартам. Сертифицированными психодиагностическими методиками обладают только аттестованные психодиагносты. Никто не может быть подвержен принудительному психологическому тестированию. Каждый имеет право на соблюдение тайны его психодиагностического обследования. Испытуемый имеет право настаивать на применении эквивалентной методики выявления его психических свойств. Сообщение результатов психодиагностического обследования не должно вызывать негативных психических реакций у обследуемого лица.

Методы и методики психодиагностики

Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности, существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных показателей в критериальном поведении. Например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность. Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида. Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость. Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими процедурами .

По операциональной классификации диагностических методик различаются методики объективные и субъективные. Объективные методики в минимальной мере зависят от индивидуальных качеств их исполнителя. Субъективные методики почти полностью зависят от опыта и мастерства психодиагноста. К объективным психодиагностическим методикам относятся приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики, объективные тесты с выбором ответа и тесты- опросники. К субъективным методикам относятся различные способы субъективного шкалирования испытуемым, исследователь же оценивает и интерпретирует его результаты, делаются выводы о ценностных ориентациях испытуемого. Все проективные методики (ТАТ, тест цветовых предпочтений Люшера, тесты Роршаха и др.) являются субъективными.

Методы психодиагностики не сводятся к психологическому тестированию. К ним относятся также методы стандартизированного аналитического наблюдения, включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, контент-анализ (анализ содержания текста с выявлением частоты появления определенных высказываний, фактов — единиц анализа), психодиагностическая беседа, анкетные опросы, ролевые игры, метод экспертных оценок и др.

В процессе реализации всех психодиагностических методов существенное значение имеет принятие нормативных решений: сравнение выявленного уровня психического свойства с социокультурным нормативом. Однако ведущим методом психодиагностики является метод тестов. Этот метод позволяет стандартизировать условия и результаты диагностического обследования, обеспечивает его надежность, оперативность и экономичность, возможность компьютеризации. Хорошо проработанные тесты обеспечивают их психологическую адекватность, оптимальный уровень сложности, индивидуальную дифференцированность. Однако внешняя легкость тестового обследования нередко сопровождается его профанацией. Модные тесты начинают использоваться на все случаи жизни, из результатов их применения делаются всеобщие категоричные выводы, игнорируются надежность, валидность и репрезентативность применяемого теста.

Надежность теста — его помехоустойчивость, независимость его результатов от воздействия случайных факторов: информационно-социальных обстоятельств, психического состояния обследуемого лица на текущий момент, физических условий обследования. Даже высоконадежные тесты подвержены некоторому влиянию этих факторов, имеют определенную «стандартную ошибку измерения» (Se), которая выявляется специальными корреляционными методами, сравнением результата применения теста при первом и последующем тестировании. Показатель надежности теста (R) должен быть достаточно высоким (0,8-0,9). Сам показатель надежности теста применим только к стабильным психическим свойствам индивида. Такие динамические характеристики, как установки личности, исследуются более сложными методами.

Валидность теста — его соответствие измеряемому психическому свойству, независимость получаемых результатов от других психических свойств данного индивида. При выявлении валидности используется критерий валидности — независимый от теста внешний источник информации о наличии определенного свойства и его развитости у индивида (данные наблюдения, экспертных оценок и др.). Валидность теста выявляется в лабораторных условиях системой сложных статистически достоверных методов.

Величина выборки стандартизации теста называется репрезентативностью теста, она определяет возможность использования этого теста применительно к данной популяции испытуемых (определенной категории обследуемых лиц). Тест, стандартизированный на студентах, а тем более на специалистах, будет не репрезентативным в отношении учащихся средней школы.

Валидность теста связана как с его репрезентативностью, так и с его достоверностью - защищенностью теста от мотивационных искажений (особенно при использовании выборочных тестов). В тестах-опросниках предусматриваются специальные «шкалы лжи». Используются и другие «ловушки» недостоверности. В аттестационной ситуации, когда тестирование проводится администрацией, использование тестовых опросников, не снабженных шкалами лжи, нецелесообразно. Психометрические характеристики теста разрабатываются высококвалифицированными психодиагностами в специальных исследовательских учреждениях. Только высококвалифицированный психолог-тестолог способен пересчитать тестовые нормы и психометрические индексы надежности и валидности теста применительно к собственной выборке с учетом национально-культурной и социальной специфики обследуемой популяции, выяснить, как тест работает в данной конкретной ситуации. И здесь на помощь ему приходит компьютерная техника. Так, в нашей стране разработан пакет программ ТЕСТЛН (научная фирма «Гуманитарные технологии») для психометрического анализа тестов.

Тестовые методики

При методике шкалирования испытуемому предлагается дать ранговую оценку какому-либо событию, явлению или своим личностным качествам. Разновидностями этих методик являются «Семантический дифференциал» (Остуда), «Тест конструктов» (Келли), «Тест цветовых предпочтений» (Люшера), методика КИСС (Соловьева-Федотова). В методике КИСС используются схематические изображения разных лиц, испытуемому дается задание: «Проранжируйте эти изображения лиц по степени их сходства с отцом, матерью, учителем и т. п.». Полученная ранговая решетка конструктов может быть обработана на компьютере. Методика сравнений по сходству (методика сортировки) показывает дифференцированность системы понятий испытуемого, уровень сформированности этих понятий (когнитивная диагностика). Разновидностью этой методики является «Каузометрия» (Головахи-Кроника). Называя наиболее важные события из своей жизни и устанавливая причинные связи между ними, испытуемый даст материал для выстраивания линии его жизни. При наличии компьютерной программы «Life Line» испытуемому предъявляются для оценки пары событий и компьютер выстраивает каузальный график. Все методики шкалирования относятся к субъективному способу тестирования и требуют высокого профессионализма их пользователей.

Проективные методики

Это рисунок, рассказ, ролевая игра. Проективные методики, так же как и методики шкалирования, относятся к субъективной разновидности тестирования и требуют высокоразвитой профессиональной интуиции исследователя и специальной подготовки. Название этих методик происходит от фрейдовского понятия «проекция» (перенос внутреннего мира во внешний мир в системе определенных символов, наделение других людей качествами, неприемлемыми для самого индивида). Проективные методики берут начало от теста словесных ассоциаций, предложенного К. Г. Юнгом. Предполагалось, что быстрые словесные ассоциации выявляют подсознательные влечения индивида, его скрытый внутренний мир. В дальнейшем Г. Роршахом была выявлена связь с устойчивыми подсознательными структурами предпочитаемых индивидом фантастических образов («Психодиагностика» (1921)). Показывая испытуемому 10 чернильных пятен (пять черно-белых и пять цветных), Роршах предлагал им рассказать, что они ему напоминают. Ответы испытуемых, ассоциативные образы, возникавшие у них, позволяли Роршаху судить о психических особенностях испытуемых, об их страхах и тревогах, внутренних конфликтах. В 1935 г. был разработан тест тематической апперцепции (X. Морган и Г. Мюрей), чаше называемый аббревиатурой — ТАТ. В этом тесте испытуемому предлагается определенная картинка, по которой он должен составить короткий рассказ. Изображения лиц и фигур на картинке нечеткие, что расширяет вариативные возможности их интерпретации. Восприятие человеком явлений действительности апперцептивно — к воспринимаемым объектам люди относятся со своих устойчивых личностных позиций. Эти позиции и выявляются тестом ТАТ. Изображая преимущественно фрустрационные события, ТАТ выявляет конфликтные особенности испытуемой личности. К этому тесту примыкает фрустрационный тест С. Розенцвейга (1964). Существуют также разнообразные графические проективные методики: «Нарисуйте дерево», «Нарисуйте животное», «Нарисуйте человека» и др.

Исследователь осуществляет психоаналитическую интерпретацию этих рисунков. Однако при этом следует применять и другие методы диагностического исследования. Предложенная Г. Т. Хоментаускасом методика «Рисунок семьи» (1987) позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений. Однако все проективные методики обладают высокой вероятностью появления артефактов — возникновения инструментальных ошибок и ошибок психодиагноста. Их использование целесообразно сочетать с методом экспертных оценок.

В последнее время в психодиагностике широко распространилось применение разнообразных личностных опросников (MMPI и др.) с хорошо разработанной методикой их реализации. Следует, однако, учитывать, что ни один тест и ни одна тестовая методика не могут служить основанием для категорических психодиагностических выводов. Основным методологическим принципом психодиагностики является принцип комплексности.

3 705

PSYCHOLOGIES №29

Специалисты загадочного «профиля»

Почему маньяк убивает? Это вопрос внутриличностного, психологического толка, и ответить на него могут только профайлеры - профессионалы, элита следствия. Кто они такие?

Молодому агенту ФБР была необходима встреча с этим заключенным: именно он мог рассказать об убийце женщин. Узник был смертельно опасен даже при разговорах через тюремную решетку и определенно не был знаком с убийцей - заключенный Ганнибал Лектер, доктор Лектер, каннибал Лектер, известный тем, что съел печень одной из своих жертв. И запил кьянти… Но он мог знать, почему тот, кого искало ФБР, срезает у убитых кожу, почему в гортань каждой из них кладет куколку ночной бабочки и, в конце концов, почему он убивает.

«Почему он убивает?» - тот самый вопрос, ответ на который ведет к раскрытию преступления. Ответить на него может только следователь-профайлер (profiler). О них и пойдет речь - людях уникальной профессии, поставивших психологическую науку на службу розыску. Профайлеры - те, кто воссоздает психологический облик убийцы по уликам, признакам и знакам, с виду порой не имеющим отношения к делу.

Кто способен на убийство

Распространено мнение, что убийцами чаще всего становятся люди, матери которых с самого раннего детства отвергали их. «Но далеко не все, кто перенес такую психологическую травму, становятся преступниками, - размышляет психолог Сергей Ениколопов***. - 11-13 лет - это возраст, когда формируются представления о морали и нравственности. И если в этот период ребенок подвергался физическому и психологическому насилию со стороны взрослых, то влияние этих действий гораздо сильнее сказывается на развитии его личности, чем раннее отвержение». Кроме того, не следует недооценивать некоторые особенности, которые присущи каждому из нас от рождения. Например, такие, как возбудимость нервной системы. «Только сочетание всех неблагоприятных факторов: особенностей мозговой деятельности, степени возбудимости, нарушения отношений с матерью в раннем возрасте и тяжелого подросткового опыта - приводит к тому, что человек становится преступником», - уверен Сергей Ениколопов. ВИТА МАЛЫГИНА

Первая «серия»

Финал триллера Томаса Харриса «Молчание ягнят» известен. С помощью психологически рискованных контактов с доктором Лектером агент ФБР Клэрис Старлинг разгадала тайны куколок в гортани, личности убийцы и даже собственной личности. Для нас же самое интересное в том, что у героев «Молчания…» есть реальные прообразы. Клэрис Старлинг работала в ФБР в отделе бихевиористики (психологического анализа поведения), который возглавлял Джек Кроуфорд. Его прототип Джон Дуглас (John Duglas) основал реальный отдел бихевиористики. В конце 70-х годов прошлого века он первым в мире начал внедрять психологию в практику розыска по делам об убийствах - необъяснимых, серийных, особо жестоких или каким-либо образом связанных с сексуальными мотивами. Работая в Национальной академии ФБР, он самостоятельно исследовал возможности применения психологии в криминалистике: изучал статистику серийных убийств в США, общался с осужденными... Он пытался понять закономерность: кто и почему совершает чудовищные преступления. Руководство ФБР обратило внимание на эту работу, и Дуглас возглавил программу исследований «Личностно-преступное профилирование». Появился термин «профайлер» (от английского profile - «психологический профиль»). И сама эта профессия.

Благодаря работе профайлеров первый серийный убийца - Дэвид Карпентер - был задержан в США в конце 1979 года. Сегодня метод раскрытия преступлений с помощью создания психологического портрета (профиля) признан большинством ученых-криминалистов мира, а отдел бихевиористики ФБР - это более 300 дел, ежегодно поступающих к десяткам следователей-профайлеров . От 60 до 80% уголовных дел, переданных на консультацию в этот отдел, раскрываются. В 67% случаев созданный психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника*. В Академии ФБР в Куантико (США) и в ее филиалах в Будапеште (Венгрия) и Бангкоке (Таиланд) обучают профессионалов из разных стран - 8-недельную подготовку прошли и некоторые сотрудники МВД России. Главная же цель исследований профайлеров, где бы они ни работали, - выяснить, почему люди становятся серийными убийцами, понять, что ими движет и каковы должны быть методы следствия по делам такого рода.

Искусство разведения «ягнят»

Работа профайлеров стала настоящим клондайком для романистов, сценаристов и режиссеров. В кино за следователями «с психологическим уклоном» все чаще зарезервированы главные роли. Надо признать заслугу «Молчания ягнят»: фильм ввел моду на этот тип героя. Методами профайлеров пользовались Малдер и Скалли в «Секретных материалах», персонажи Брэда Питта и Моргана Фримена в триллере «Семь», герой Кевина Клайна в «Январском человеке». Психотерапевт Брюс Уиллис разгадывал тайну убийств мужчин в «Цвете ночи». Профайлером была Сигурни Уивер в «Имитаторе»; психолог-криминалист - героиня одного из самых популярных сериалов Америки «Профиль убийцы». А Ланс Хендриксен из «Миллениума» до того, как разгадывать тайны мистические, тоже служил профайлером в ФБР. Но особенно приятно, что наш российский пионер психологического профиля Александр Бухановский тоже оказался в центре фильма. Причем американского. В основе «Гражданина Икс» - история следствия по делу Чикатило. И только два героя действуют под невымышленными именами - сам маньяк и профессор Александр Бухановский. Играет его знаменитый Макс фон Зюдов. Это единственное отступление фильма от «правды жизни» - Александр Олимпиевич значительно моложе великого шведа. В.Б.

Портрет на фоне

«Большинство профайлеров не выезжают на место преступления, - рассказывает Олег Бродченко, психолог, полковник милиции, руководитель группы по исследованию проблем психологического обеспечения раскрытия и расследования преступлений ВНИИ МВД России. - Мы изучаем фотографии с места происшествия, отчеты экспертизы, работаем с информацией по другим преступлениям. Для нас важны не только детали, но и способ и порядок действий преступника. Мы анализируем, сопоставляем факты и составляем его психологический портрет». Профайлеры описывают черты характера, особенности личности, поведения преступника, делают предположения о его возрасте, расе, поле, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, называют его привычки, наклонности, описывают стиль поведения в быту, взаимоотношения с жертвой, предсказывают его следующие шаги. «Выводы, которые мы делаем, - это лишь предположения, которые помогают следствию сузить круг поиска, - продолжает Олег Бродченко. - И это, конечно, лишь общая схема работы».

У многих профайлеров есть свой индивидуальный подход к делу. Мики Писториус (Micki Pistorius), одна из немногих женщин-профайлеров в мире, работает в полиции ЮАР. Она не представляет себе эффективного расследования без действий непосредственно на месте преступления. Писториус, доктор психологии, закончила Академию ФБР, но по первой профессии она журналист. Возможно, в ее индивидуальном методе сказывается репортерское желание присутствовать в эпицентре события. Ей необходимо «влезть в шкуру» убийцы. Именно так она раскрыла «дело Феникса», который убивал женщин в полях сахарного тростника. «Я приехала на место преступления и решила пройти через поле, - рассказывает Мики. - Оно просто кишело змеями, насекомыми… Мне было не по себе, но я шла вперед, потому что хотела почувствовать то же, что чувствовал убийца, вдохнуть запахи, которые он вдыхал, услышать те же звуки. Это очень важно - пройти весь путь преступника, чтобы понять, о чем он думал в тот момент и что планировал сделать. Без этого не уловишь ход его мыслей, его состояние».

«МНЕ БЫЛО ВАЖНО ПРОЙТИ ВЕСЬ ЕГО ПУТЬ, ЧТОБЫ УЛОВИТЬ ХОД ЕГО МЫСЛЕЙ, ЕГО СОСТОЯНИЕ»

А тогда на месте убийства он выкурил 15 сигарет: чувствовал себя в безопасности, хорошо ориентировался на местности. Туфли жертвы были аккуратно поставлены в стороне. Возможно, убийца - перфекционист, для него важно оставлять место преступления в идеальном порядке. Если так, то он такой и в жизни: дома у него порядок, и он следит за своим внешним видом. Убийца прокладывал себе путь через поле, срезая тростник. Характер среза от ножа - типичный для некоторых местных племен - навел Мики на след убийцы из среды народности зулу. Она точно описала его профиль, и преступник был найден. Метод следователя Писториус во многом основан на интуиции. В отличие от большинства ее коллег - они, как правило, опираются на логику и анализ данных по аналогичным делам.

Об этом

  • Джн Дуглас, Марк Олшейкер «Охотники за умами: ФБР против серийных убийц», Крон-пресс, 1999.
  • Олег Бродченко, Ольга Логунова «Психолого-криминалистическое обеспечение раскрытия серийных сексуальных преступлений», ВНИИ МВД, 2004.
  • Виктор Образцов, Сапфо Богомолова «Криминальная психология», Юнити-Дана, Закон и право, 2002.

Он разглядел маньяка в «профиль»

За несколько лет до ареста ростовского маньяка психиатр Александр Бухановский* создал его психологический портрет. В основных своих характеристиках он выглядел так: «Возраст - за 40. Рост 170 плюс-минус 10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силой не отличается. Хронические желудочно-кишечные заболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно; образование среднетехническое или высшее. Долго работал преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на основе изменений личности, достигших степени болезненности. Остановиться может лишь ненадолго, почувствовав обострение опасности».

В Сакраменто (США) было совершено жестокое убийство. Осмотрев место преступления, сопоставив это убийство с другими, похожими, изучив результаты медицинской экспертизы, следователь Роберт Ресслер (Robert Ressler)** пришел к таким выводам: «Преступник - белый мужчина, примерно 25-27 лет, худой, плохо питается. Холостяк, друзей у него нет. В его квартире полный беспорядок. Если он живет не один, то наверняка с родителями, но это маловероятно. Возможно, в прошлом проходил лечение у психиатра. Не исключено, употребляет наркотики. Безработный. Возможно, получает пенсию по инвалидности. Не служил в армии. Очень рано бросил учебу. Страдает параноидальным психозом, это совершенно точно». Так выглядел психологический портрет Ричарда Шаза, который вошел в историю криминалистики под названием «вампир Сакраменто». Шаза арестовали через несколько недель - профиль оказался точным. И основан он был на чисто логических рассуждениях.

Мужчина Убийца, наносящий увечья сексуального характера, всегда мужчина.Белый Такие преступления, как показывает статистика, совершаются человеком той же расы, что и его жертва. Возраст - 25-27 лет По характеру преступления убийца принадлежит к типу людей, страдающих психозом. Это заболевание обычно начинает развиваться в подростковом возрасте. Должно пройти приблизительно 10 лет, чтобы болезнь достигла критической точки. Худой Большинство страдающих психозом плохо питаются.Холостой Больные этого типа не заботятся о личной гигиене и внешнем виде. Женщины не соглашаются жить рядом с таким человеком.Не служил в армии По состоянию здоровья.Рано бросил учебу Тоже из-за болезни.Безработный По той же причине он не может найти постоянного места работы, и ему приходится жить на пенсию по инвалидности. Водить машину он, следовательно, тоже не в состоянии. Поэтому можно сделать вывод, что убийца живет в том же квартале, что и жертва.

Логикой руководствовался и наш соотечественник из Ростова-на-Дону, психиатр Александр Бухановский*, создавая один из самых знаменитых психологических портретов - профиль Андрея Чикатило. Если бы милиция прислушалась к психологу вовремя, не было бы ложных арестов и безвинно казненных по этому делу… И именно Александр Бухановский сумел «разговорить» Чикатило во время следствия.

Признание... заслуг

Знание тонкостей психологии позволяет профайлерам не только помогать в поиске убийц, но и добиваться от них - уже арестованных - признаний. Американский следователь Роберт Кеппел (Robert Keppel) рассказывает о тактике ведения одного допроса: «В Канаде исчезла 11-летняя девочка. Было известно, что какой-то мужчина пригласил ее сесть к себе в машину. Задержали подозреваемого. Нужно было пойти на хитрость, чтобы получить его признание. Я попросил полицейских связаться со мной, когда будет найден труп. Мне необходимо было узнать, что он сделал с девочкой. Оказалось, она была задушена, изнасилована, ее лицо было жестоко избито. Затем преступник лишь присыпал голову жертвы землей; тело осталось на поверхности. Я предположил, что убийца был сильно разозлен, но у него не хватило смелости обратить свою ярость на того, кто вызвал его гнев, и он выбрал беззащитного ребенка. Во время допроса выяснилось, что в день убийства его выгнала подруга. Она была субтильной женщиной маленького роста. Может быть, ее отказ и толкнул его на убийство? Я зацепился за это предположение и попытался внушить ему, что понимаю: его гнев был оправдан, больше того, девочка сама могла быть виновата в том, что с ней случилось. Эти слова и спровоцировали его - заставили вновь пережить приступ гнева, на что я и надеялся. И он признался...»

Создатели «Монстра»

В СССР и России метод профайлинга никогда не отрицался. Еще в застойные годы психологи составляли для спецслужб психологические профили прибывающих в страну иностранных лидеров... Сегодня психологи, помогающие следствию в самых сложных делах, работают во Всероссийском НИИ МВД. Несколько лет назад они разработали автоматизированную информационно-поисковую систему «Монстр» для создания психологического портрета преступника в делах о серийных убийствах. Поиск шел на основе комплекса признаков, описывающих событие и его основные криминалистические характеристики. Но на внедрение этой системы денег так и не нашлось. Нет в России и единой базы данных, где хранилась бы вся информация о серийных убийцах. Главное управление уголовного розыска МВД России несколько лет назад подготовило предложение в Генпрокуратуру РФ об отдельном порядке учета дел о серийных убийствах и создании отдельного банка данных хотя бы по новым делам. Решение по вопросу пока не принято…

«ОНИ ПОМОГАЮТ НЕ ТОЛЬКО НАЙТИ ПРЕСТУПНИКА, НО И ДОБИТЬСЯ ОТ НЕГО ПРИЗНАНИЯ»

Другие страны были мобильнее и дальновиднее. В 1983 году руководство ФБР организовало при Академии ФБР Национальный центр изучения насильственных преступлений. Тогда же была создана единая национальная компьютерная база данных - ViCAP (Violent Crime Apprehension Programme) - база арестов за насильственные серийные преступления. В 1986 году в Великобритании была собрана компьютерная база данных по преступлениям, связанным с убийствами по сексуальным мотивам, и случаям похищения детей. Было установлено, что люди, совершившие подобные преступления, имеют общие черты, у них сходное семейное положение, возраст и другие особенности... Продолжение следует?

Об этом

На сайте www.trutv.com/library/crime, зарегистрированном телекомпанией Courtroom Television Network LLC (телеканал Court TV), создан уникальный раздел «Преступное сознание» (Criminal Mind). Он объединяет редкие факты, точную информацию, описывает опыт работы профайлеров во многих странах мира в разделах «Криминалистическая психология», «Профайлинг», «Судебные процессы и расследования». Вся информация на английском языке.

Текст: Мария Кожевникова, Виктория Белопольская

Доклад на тему:
«Метод «Психологических профилей» Г.И. Россолимо»

Выполнила:
студентка 3 курса 33 группы
дефектологического факультета
очной формы обучения
Илеменова Т.В.
Проверила: к.п.н., доцент
Леонова. Е. В.

Курск 2014
Григорий Иванович Россолимо (5 (17) декабря 1860, Одесса - 29 сентября 1928, Москва) - русский и советский невропатолог идефектолог. Занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей.
Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми – «План исследования детской души», первая вто время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений за детьми.
На собственные средства Россолимо создал в 1911 г. первый в нашей стране «Институт детской психологии и неврологии», переданный им в дар Московскому Университету, где он был профессором, заведовал кафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороныпсихики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Россолимо определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении.
Стремясь получить целостную картину личности ребенка, разработал метод «Психологического профиля», принесший ему мировую известность.
Метод «Психологического профиля» Г.И. Россолимо -психологический метод, направленный на разностороннее исследование психики, в первую очередь - интеллектуально-мнестического уровня. Состоит из ряда экспериментальных приемов, позволяющих характеризовать состояние внимания, памяти зрительных образов (фиксационной, репродукционной и ретенционной), запоминание вербального и цифрового материала, осмысления, пространственной комбинаторики.
Висследовании на первый план выступает количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей.
В методе выделяются 11 психических профилей (воля, внимание, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность). Речь идет о 38тестах, каждый из которых состоит из 10 заданий. Всего испытуемый должен выполнить 380 заданий.
Результаты эксперимента заносятся на график в виде точек, при соединении которых получается кривая - "психологический профиль" личности. Вычисляется общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.

Тест наустойчивость внимания

Для изучения устойчивости внимания, которая здесь рассматривается в отношении утомляемости и отвлекаемости, используется простейший произвольный двигательный акт, доступный всякому, владеющему только более или менее свободно одной рукой (независимо от уровня интеллигентности и развития). Это последовательное втыкание иглы в ряд готовых отверстий в листе картона. Приборсостоит из 10 пластинок нетолстого, прочного картона (18 х 22 см). Каждый лист имеет известное, неодинаковое число сквозных, круглых отверстий 3-х миллиметров в диаметре, расположенных в серии из 10 картонок в порядке возрастающей (для беспрерывного прокалывания) трудности. Причем одно из отверстий каждой замкнутой фигуры отмечено звездочкой, обозначающей место начала прокалывания по данной фигуре:кругу, четырехугольнику или звезде.
Исследователю число отверстий известно. На оборотной стороне каждого листа отверстия произвольно и без всякого порядка отмечены или колечком, или черточкой, или же рестом - для того, чтобы при выявлении степени «устойчивости внимания с выбором» испытуемый прокалывал лишь отверстия с кружком и с черточкой, но пропускал те,...