Содержательно технология педагогической поддержки направлена на что. Рекомендации педагогам "технология педагогической поддержки"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Баймакского района Республики Башкортостан.

Доклад «Технология педагогической поддержки

ребенка в образовании»

Ишматова Райса Фазулловна

учитель начальных классов

село Темясово

Термин «Педагогическая поддержка» используется широко и многозначно:

Поддержка – помощь, содействие, согласие, одобрение (по словарю Ожегова).Поддержка – это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать в жизни.

Педагоги начальной школы учитывают существующие на данный момент технологии, выделяют основные направления:

1.Адаптированные технологии

2. Технологии личностно-ориентированного образования

3. Технологии педагогической поддержки ребенка в образовании.

4.Здоровье сберегающие технологии.

5. Информационные технологии.

Из опыта своей работы хочу остановиться на технологии педагогической поддержки ребенка в образовании.

За годы своей работы я для себя сделала вывод: каждый приходящий набор учащихся в класс, имеет свое лицо, характер, темперамент и особенности. Принимая класс, учитель работает как с отдельным учеником, так и с коллективом в целом.

Обучение трудный, кропотливый процесс. И целых 4 года каждый учитель лепит свое детище. В своей работе я работаю по такой схеме:

I класс- поиск скрытых способностей учащихся в обучении и во внеклассной работе. Здесь все наши мероприятия, встречи идут только на уровне класса.

II класс- раскрытие способностей учащихся совместно с параллельными классами.

III класс- выход на уровень школы.

IV класс- выход на уровень села и района.

Начиная работу в 1 классе, выясняю у родителей, какие возможности есть у их детей, какими они хотели бы видеть в будущем.

Кто-то из родителей хочет, чтоб его ребенок хорошо учился и плясал, некоторые видят своих детей спортсменами, при этом все готовы поддержать учителя в любых начинаниях. Заручившись поддержкой родителей, я начинаю.

Всех своих питомцев, независимо от того умеет ли он плясать или нет, вожу весь класс в музыкальную школу в класс хореографии.

Это у нас идет все 4 года обучения. К концу 4 класса получаются хорошо танцующие ребята. Это очень сплачивает коллектив ребят, ведь у них появляются общие интересы. Выправляется осанка. Рождается коллектив.

В целях развития мелкой моторики посещаем класс декоративно-прикладного искусства. Здесь каждый находит дело по душе. Некоторые вяжут, некоторые рисуют, некоторые вышивают лентами. Всем интересно, все заняты делом. Просто не остается времени на безделье и на плохие дела

Как известно, младшие школьники очень пластичны. Использую эту способность в акробатических упражнениях. Готовим акробатические этюды с лентами, мячами, обручами, скакалками. Даже самых слабеньких ставим на выполнение бросков или на прыжки через скакалку. Это очень организует ребят, нас приглашают на выступление перед соревнованиями.

Работая по данной технологии, я поняла, что все дети способны. Просто нам, учителям надо вовремя поддержать ученика, чтоб он нашел себя, укрепился в понятии, что он может, он несколько не хуже других.

Технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. Считается основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

1.На всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним.

2.Учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3.Учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению.

4.Учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.

5.Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.

6.Учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его.

7.Учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;

8.Он должен открыто выражать в классе свои чувства.

9.Должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10.Учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Использованная литература:

1.Багирова Л.Л. « От простого к сложному» Москва,»Просвещение» ,1996.

2.Смолянинов В.К. «Свои возможности», Москва «Просвещение», 1985.

МКСКОУ школа – интернат VIII вида г.Кулебаки Доклад «Технология педагогической поддержки» Подготовила: учитель Бумагина М.Г. 2013г. «Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова…» Я.Коменский. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана. Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия: а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать; в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»); е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен; з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), авторой становлению его индивидуальности (развитие индивидуальнонеповторимого в конкретном человеке). Проблемы познавательной деятельности учащихся с ОВЗ:  отсутствие интереса к учебе;  нарушение целенаправленной деятельности;  низкая работоспособность;  повышенная утомляемость;  неусидчивость;  неустойчивость внимания;  трудности запоминания материала;  игнорирование инструкции учите Нарушение эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ:  неуверенность в своих силах;  подавленность;  вялость;  повышенная возбудимость;  порывистость.  импульсивность Личностные качества педагога:  максимальная гибкость;  способность к сопереживанию;  эмоциональная уравновешенность;  сочуствие к ребенку;  доброжелательность;  уверенность в себе. Необходимость создания ситуации успеха  повышает мотивацию к учению;  удовлетворение от учебной деятельности;  корректирует личностные особенности(неуверенность, тревожность. самооценка);  развивает инициативность;  поддерживает благоприятный психологический климат. Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила. 1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей. 2. Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка. 3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. 5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - Диалог культур. 7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8. Доверяя - не проверяй! 9. Признавай право на ошибку и не суди за нее. 10. Умей признать свою ошибку. 11. Защищая ребенка, учи его защищаться. Приемы технологии педагогической поддержки: «Эмоциональное поглаживание»  Молодец!  Умница!  Как вы меня порадовали!  Я горжусь вами! «Снятие страха»    «Контрольная работа легкая,этот материал мы с вами проходили»; «Это совсем не трудно…» «Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…» «Аванс»  «У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь….» «Инициатива активности»  «Нам это надо, потому что…»   «Для тебя это очень важно, потому что…» «обычно удобнее приступить с этого…» «Скрытая инструкция»  «ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого….»  «обычно удобнее приступить с этого…»  «здесь, вероятно, главное это…» «Персональная исключительность»  «именно ты и смог бы…»  «именно на тебя я и надеялась…»  «у тебя, такого умного(сильного), непременно получится….» «Умышленная ошибка»  «я ошиблась, помоги мне…» «Минутка психологической разгрузки»  Шутки, загадки на отвлеченные темы Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, чтовоспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, - по глубокому убеждению Олега Семеновича, - без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. После смерти О.С. Газмана его ученики разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах: - I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы; - II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»); - III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; - IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); - V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности. В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию. Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы. Многие из нас работают именно по этим направлениям. I. Сигнальный 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы: - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); - обращение родителей к педагогу или администрации тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; - попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы 3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения 4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др. II. Контактно-созидательный 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником III. Диагностический 1. Организация доверительной беседы с учащимися 2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка 3. Определение причин возникновения проблемы IV. Проектный 1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы V. Деятельностный 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка VI. Результативно-аналитический 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен при­знать за ребенком право на построение собственного, индивидуального со­циального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название «педагогическая поддержка». Ее автором яв­ляется замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).

Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие «педагогическая поддержка» очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля поддерживать - значит «служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде» 86 . Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.

Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая те-

----------------

85 Боно Э. де Шесть шляп мышления / Пер. англ. СПб., 1997.

86 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. М., 1982. С. 171.


оретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспита­ния и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую соци­альную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направ­лена на:

□ поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально по­добранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;

□ поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

□ поддержку ребенка в области общения: создание условий для гумани­стического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе пове­дения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

□ поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодей­ствие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.



Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и по­стоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требу­ют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта реф­лексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естествен­ной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

Технология педагогической поддержки радикально меняет саму органи­зацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а «от ребенка» , причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизнен­ных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддер­жки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:

□ ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

□ самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

□ всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изме­нении;

□ все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

□ не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

□ дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культу­рой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

□ не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

□ доверяй - не проверяй!



□ признавай право на ошибку и не суди за нее;


□ умей признать свою ошибку;

□ защищай ребенка, учи его защищаться.

Технология педагогической поддержки существенным образом преобразу­ет роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса - школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется «фасилитатор» (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин за­имствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самосто­ятельного учения детей.

В практике нашего образования технология педагогической поддержки ока­залась более востребована в области внеучебной деятельности и общения школьников, и главным ее организатором стал освобожденный классный ру­ководитель (его иногда именуют на английский манер - «тьютор», но это по­нятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки).

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вок­руг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

Консультация для педагогов

Поддержка ребенка в процессе индивидуального общения

Подготовила: Асеева О.Н.

Воспитатель

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).
Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие "педагогическая поддержка" очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля поддерживать - значит "служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде"86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.
Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:
- поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;
- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;
- поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
- поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.
Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.
Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:
- ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
- самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
- дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
- доверяй - не проверяй!
- признавай право на ошибку и не суди за нее;
- умей признать свою ошибку;
- защищай ребенка, учи его защищаться.
Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется "фасилитатор" (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).
Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

Главный залог успеха любого педагога в воспитании детей это стиль общения с детьми, который может в корне отличаться от привычного всем и свойственного репродуктивному пути обучения и воспитания, - сводящему к элементарной трансляции знаний, норм, способов мышления.

Чтобы понять, в каком направлении происходит изменение стиля общения, обратимся к концепции межличностных отношений американского психолога Эрика Берна. По его мнению, в личности каждого человека есть то, что называется «Я». Это «Я» состоит из трех компонентов: «Дитя», «Родитель», «Взрослый». Поведение, интонации, стиль общения зависят от того, в каком состоянии «Я» находятся общающиеся личности.

Ребенок обычно находится в состоянии «Дитя», характеризующемся следующим типом поведения: наивность, уход от проблем, шалость и баловство, игры, любознательность, капризность или покорность, беспомощность и т.п. в ходе воспитания растет, укрепляется, доминирует компонент «Взрослый» – здравый смысл, умение что-то решать, делать по деловому, объективно, внимательно прислушиваясь к собеседнику, высказывание своей точки зрения (по моему мнению, я думаю, с моей точки зрения).

Педагоги нередко утрируют в себе компонент «Родитель», составляющими которого являются поучение, наставление, инструктирование, требование, похвала и порицание, запрет, указание или забота, сочувствие, совет, помощь, покровительство.

Общение детей и педагогов в детском саду обычно принимает форму «Родитель – Дитя». Когда эта связь становиться доминируещей, дети начинают отличаться инфантильностью. Они теряються в новых, нестандартных ситуациях, не верят в свои силы, не пытаються найти путь разрешения возникших проблем. Психологи считают, что разноуровневые связи типа «Родитель – Дитя» всегда менее прочные, они легко рассогласовываются, приводят к конфликтам.

Самая надежная и естественная связь – «Взрослый – Взрослый». Она является воплощением демократического стиля общения, так важного для полноценного развития ребенка, развития его творческих способностей. Ребенок и педагог общаются как равные. Ребенку, привыкшему постоянно находится в состоянии «Дитя», бывает трудно войти в состояние «Взрослый», поэтому может наблюдаться рассогласованность связей. Например, педагог обращается к ребенку как ко «Взрослому», а он, смутившись, отвечает как «Дитя» («не знаю», «не помню» и т.п.) или начинает шалить (особенно если с ним постоянно общались с пизиции «Родитель- Дитя»).

Обрести в общении состояние «Взрослого» ребенку помогает вспомогательный персонаж занятия или игры (маленький- Фантик, Лунтик, Незнайка), а младшему можно передать свой опыт и от того чувствовать свою значительность. Это укрепляет в ребенке позицию «Взрослого», и он постепенно привыкает думать, рассуждать, находить решение проблем вместе с педагогом на равных. Это способствует формированию независимости мышления, умению открыто высказывать

Смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументированно отстаивая собственное мнение, способности видеть недостатки в собственных суждениях и оценках, принимать критику без обид. Педагогу важно отказаться от привычки «говорить детям», надо научиться разговаривать с ними.

Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в сознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации.

Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблем им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструторов и т.п. дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу, к которому они привязались, полюбили. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.

Значимой для дошкольников является и потребность общения со взрослым . Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения должен сопровождатся только положительными эмоциями: радостью нового знания, радостью открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой. При этом отрицательные эмоции недопустимы: замечания, скука, зависть по поводу успехов другого. Отрицательные оценки заприщают, поэтому используют только доброжелательность и поддержка.

Психологи отмечают, что у детей ярко выражена потребность в неоднократном проживании ситуации. При чем повороты сюжетных линий дети часто придумывают самостоятельно, важно только вовремя подхватить идею, помочь ее реализации. В этом случае очень важна педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать иной поворот событий.

В ходе занятий, бесед возникает множество незапланированных ситуаций, выходящих за рамки ранее продуманного хода. «Рамками» служат только цели занятий, а способы и логика рассуждения регулируется педагогом, не нарушая логику рассуждения детей.

Главная задача воспитателя – развивать у детей требовательность друг к другу, внимательное, но критическое отношение к сверстникам. И только, если сами дети не могут справиться с теми, кто нарушает правила, воспитатель должен прийти на помощь. Будьте внимательны к жалобам детей, не расценивайте их как ябедничество. Поймите, что в данной ситуаци ребенок стремится соблюдать моральные нормы и хочет, чтобы также поступали и другие. Только при самостоятельности детей, контроле и поддержке со стороны воспитателя, нравственные требования, выраженные в игровых правилах, могут стать нормой поведения.



Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен при­знать за ребенком право на построение собственного, индивидуального со­циального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название «педагогическая поддержка». Ее автором яв­ляется замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).

Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие «педагогическая поддержка» очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля поддерживать - значит «служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде» 86 . Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.

Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая те-

----------------

85 Боно Э. де Шесть шляп мышления / Пер. англ. СПб., 1997.

86 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. М., 1982. С. 171.


оретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспита­ния и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую соци­альную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направ­лена на:

□ поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально по­добранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;

□ поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

□ поддержку ребенка в области общения: создание условий для гумани­стического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе пове­дения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

□ поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодей­ствие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.

Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и по­стоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требу­ют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта реф­лексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естествен­ной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

Технология педагогической поддержки радикально меняет саму органи­зацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а «от ребенка» , причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизнен­ных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддер­жки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:

□ ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

□ самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

□ всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изме­нении;

□ все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

□ не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

□ дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культу­рой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

□ не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

□ доверяй - не проверяй!

□ признавай право на ошибку и не суди за нее;


□ умей признать свою ошибку;

□ защищай ребенка, учи его защищаться.

Технология педагогической поддержки существенным образом преобразу­ет роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса - школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется «фасилитатор» (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин за­имствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самосто­ятельного учения детей.

В практике нашего образования технология педагогической поддержки ока­залась более востребована в области внеучебной деятельности и общения школьников, и главным ее организатором стал освобожденный классный ру­ководитель (его иногда именуют на английский манер - «тьютор», но это по­нятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки).

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вок­руг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

Диагностический этап

Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания инди­видуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только вос­питателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследова­ние своей личности.

Поисковый этап

Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Пер­вый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.

Договорный этап

Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:

□ «ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение»;

□ «свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки»;

□ «не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализирует о ближайшей проблеме, которую предсто­ит решать».


Деятельностный этап

На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирова­ние, доверительное общение «в кругу»: активное «слушание другого», прояв­ление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.

Здесь нужна также организация социальной практики детей, «инициатив­ных событий», увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помеша­ют индивидуальные собеседования с родителями школьников, которые долж­ны стать союзниками воспитателя.

Рефлексивный этап

Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) «с вопросом ребенка к самому себе». Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы «про себя», это означает, что воспита­тель достиг цели.

Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осу­ществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система «семи шагов» и работает на всех технологи­ческих этапах:

«шаг первый»: ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмо­циональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;

«шаг второй»: в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребен­ку успокоиться и осознать свою проблему;

«шаг третий»: в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;

«шаг четвертый»: ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;

«шаг пятый»: ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;

«шаг шестой»: разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;

«шаг седьмой»: во время реализации проекта ребенок и педагог постоян­но обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.

Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодей­ствию людей в реальной социальной практике.

Литература для самообразования

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.

2. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.


4. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004.

5. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свобо­ды / Ред.-сост. А. Н. Тубельский, А. О. Зверев. М., 2002.

6. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004. 7. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 2004. 8. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

9. Мид М. Культура и мир детства/ Пер. с англ. М., 1988.

10. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2004.

11. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

12. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.

13. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

14. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с нем. СПб., 2001.

15. Фромм Э. Искусство любить / Пер. с англ. СПб., 2004.

16. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. М., 2004.

17. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьников. М., 2003.

18. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.

19. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.

Задания для самоконтроля и размышления

1. Как вы объясните следующие факты, используя изученный материал этого раздела о педагогических основах социализации:

□ Существует известное изречение: «Дети - зеркало семьи», и немало людей убежде­ны, что дети всегда подражают своим родителям, очень похожи на них своим поведением и отношениями, иногда почти повторяют их судьбу. Но почему тогда в повзрос­левших сыновьях и дочерях родители нередко с отчаянием обнаруживают чужих для себя людей, проявляющих такие качества, которые им в семье не прививали?

□ Люди старшего поколения часто с ностальгией вспоминают эпизоды своего пио­нерского детства и комсомольской юности, хотя многие из них не отрицают, что пионерская и комсомольская организации были открыто идеологическими систе­мами.

□ Среди успешных предпринимателей немало таких, кто в школе не отличался дос­тижениями в учебе и примерным поведением. Выходит, что качества, мешающие в школе, могут оказаться самыми важными для дальнейшей жизни?

2. Известно, что в традиционной культуре существовала специальная социальная ак­ция посвящения во взрослость (инициация), после которой молодежь включалась в само­стоятельную производительную деятельность. Можно ли согласиться с мнением, что школьные экзамены и акты вручения документов о среднем образовании выполняют фун­кции обрядов инициации?

3. Какие проблемы влияния демографического фактора социализации осознаете лич­но вы?

4. Как называется явление, описанное в следующем определении: «...такой аспект по­ведения, деятельности лица, который является для него неорганичным, переживается как нечто внешнее, ненастоящее, отличное от его „подлинного Я"... притворяться, играть, осознавать искусственность своего поведения» (И. С. Кон). Как оно функционирует в со­циальном опыте ребенка?

5. Попросите детей младшего школьного возраста или младших подростков письмен­но закончить предложение «Когда я вырасту, буду...» Проанализируйте суждения детей об их жизненных планах.


6. Можно ли согласиться с утверждением, что дети и подростки попадают в негативное «поле» социума, если воспитатели не сформировали у них отношение к самим себе как к ценности, то есть они попросту не знают, не любят себя и не ценят свою жизнь? Обоснуй­те свою позицию по этому вопросу в тезисной форме.

7. Система социализации детей в США активно поощряет зарабатывание детьми денег на карманные расходы и на нужды школы. Каково ваше отношение к такой практике? Сто­ит ли российской школе заимствовать этот опыт? Обоснуйте аргументы «за» и «против».

8. Согласны ли вы с мнением, что идея «Детство - это подготовка к будущей взрослой жизни» является вредным педагогическим стереотипом? Аргументируйте свою точку зрения.

9. В жизни современных подростков и молодежи появилась новая игра «флэшмоб» (от англ. flash mob - мгновенная толпа). Десятки, а иногда и сотни незнакомых молодых лю­дей, получив информацию в Интернете, собираются в определенном месте и осуществля­ют некую публичную акцию, подчеркнуто абсурдную и вместе с тем невинную, но тем не менее приводящую окружающих в шок. Так, в Москве толпа молодежи с пультами дистан­ционного управления изображала «переключение» каналов на уличном рекламном щите и скандировала: «Дайте нам кино». Через десять минут, исполнив акцию, они быстро ра­зошлись, даже не познакомившись.

Как с позиции педагогической теории социализации оценить это явление (выберите точку зрения, которая покажется вам более правильной, или сформулируйте свое мнение)?

□ «Мобберы» - это представители лучшей части современной молодежи: как прави­ло, успешные студенты, менеджеры. Они так пытаются проявить естественную со­циальную активность, пережить момент единства друг с другом. Им явно не хвата­ет комсомола, стройотряда.

□ Это просто активные пользователи Сети виртуального пространства ищут свои фор­мы взаимодействия в реальном социуме.

□ Флэшмоб всегда организуется по определенному сценарию. Возникает вопрос: кто создает эти сценарии, с какой целью? Скорее всего, мы имеем дело с образцом изощ­ренной целенаправленной социализации.

□ Во все времена в молодежной среде были любители «приколоться», просто сейчас с помощью Интернета им легче найти себя и объединиться.

□ Флэшмоб - это прообраз молодежного движения XXI века, где главный эффект - совместные действия незнакомцев.

10. Согласны ли вы с утверждением известного педагога и публициста А. Лобока, что «главное, чему человек должен научиться на протяжении своей жизни, - предъявлять миру свои переживания. Не знания и навыки, а развитость чувств и переживаний - вот что по-настоящему определяет образованность человека»? Сформулируйте тезисы в поддержку мысли А. Лобока или попытайтесь ему аргументированно возразить.

11. Дайте свое объяснение достаточно распространенного в практике школы игнори­рования учителями социального опыта детей.

12. Обратитесь к интернет-источникам. Найдите материал об особенностях социали­зации детей в США и странах Западной Европы. Проанализируйте информацию и свои впечатления. Составьте краткие тезисы на тему «Типичные характеристики успешного ребенка в современном западном социуме».