Якоби ледяной дом. Ледяной дом императрицы анны иоанновны

Российская империя после смерти Петра I вошла в период, названный историками «эпоха дворцовых переворотов». Династический кризис, виновником которого отчасти являлся и сам первый русский император, привёл к тому, что в 1730 году на русский престол взошла Анна Иоанновна — племянница Петра Великого, дочь его брата и соправителя Ивана V .

Десятилетнюю эпоху правления Анны Иоанновны мало кто описывает в превосходных тонах. Действительно, этот период никак нельзя назвать расцветом государства Российского.

На то было много причин, среди которых главной представляется совершенная неготовность Анны Иоанновны к государственному правлению.

Анну Иоанновну выдали замуж 17 лет от роду за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма . Семейная жизнь попросту не успела сложиться — супруг умер меньше, чем через три месяца после заключения брака.

Несмотря на это, Пётр I отправил вдовствующую герцогиню жить во владения покойного мужа, в Курляндию. Местное дворянство герцогиню не жаловало, и жила Анна Иоанновна в весьма незавидных условиях, никак не соответствовавших её происхождению.

Поэтому, когда после 20 лет подобной жизни Анна Иоанновна узнала, что ей предлагают ни много ни мало корону русской императрицы, для неё это было настоящим чудом.

Гуляй, шальная императрица…

Вот только вдовствующая герцогиня Курляндская никаким чудом не могла превратиться в мудрого и дальновидного политика, способного двигать вперёд государство.

Государственная политика в этот период определялась теми придворными партиями, которые сумели опередить конкурентов в борьбе за влияние на императрицу.

Среди наиболее влиятельных деятелей той эпохи был фаворит Анны Иоанновны, курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон , благодаря чему сама эпоха получила название «бироновщины».

Сама Анна Иоанновна, выбравшись из курляндской нищеты, вела себя, как настоящий нувориш. Казённые деньги текли рекой на всевозможные увеселительные мероприятия и содержание двора, который в её правление вырос в несколько раз.

Особую страсть императрица питала к всевозможным карликам и горбунам, которые формировали штат её придворных шутов. Это увлечение многим казалось довольно странным, но спорить с Анной Иоанновной, разумеется, никто не решался.

Любимицей императрицы была шутиха-калмычка Авдотья Ивановна . Симпатизировала ей Анна Иоанновна, как считается, из-за чрезвычайно непрезентабельной внешности шутихи, на фоне которой сама императрица, не блиставшая красотой, смотрелась выигрышно.

Как-то в конце 1739 года Анна Иоанновна обратила внимание, что Авдотья Ивановна Буженинова (фамилию шутихе дала императрица в честь любимого блюда калмычки) загрустила. Поинтересовавшись, в чём дело, она узнала, что Авдотья Ивановна мечтает о замужестве. Калмычке в это время было около 30 лет, что по меркам XVIII века считалось возрастом весьма солидным.

Анна Иоанновна загорелась идеей выдать замуж любимицу и устроить по этому случаю грандиозное веселье.

По прозвищу «Квасник»

Жениха императрица нашла быстро — на эту роль определили ещё одного придворного шута, Михаила Алексеевича Квасника .

В отличие от калмычки Бужениновой, Квасник был родовитым дворянином, угодившим в страшную опалу.

Михаил Алексеевич принадлежал к старшей ветви рода князей Голицыных , приходясь внуком Василию Голицыну , фавориту царевны Софьи . После поражения Софьи в борьбе за власть двухлетний Михаил Голицын вместе с дедом и отцом оказался в ссылке, из которой смог вернуться лишь после смерти Голицына-старшего в 1714 году.

После этого, казалось, жизнь Михаила Голицына пошла на лад. Он был послан Петром I учиться за границу, в Сорбонну. По возвращении поступил на военную службу, которую закончил в чине майора.

В 1729 году, после смерти первой супруги, Михаил Голицын уезжает за границу, оставив в России двоих детей. Там он женится вторично и принимает католичество.

К смене веры Голицын отнёсся весьма легкомысленно, и в 1732 году с новой семьёй без опаски вернулся в Россию. Знакомые, узнав о переходе Михаила Голицына в католичество, приходили в ужас — новая императрица Анна Иоанновна считала подобное вероотступничество тяжелейшим преступлением. Михаилу Голицыну знакомые посоветовали «не высовываться», что он и сделал, тайно поселившись в московской Немецкой слободе.

Но мир не без «добрых людей» — на Михаила Голицына донесли, и вскоре он предстал перед судом разгневанной Анны Иоанновны.

Выбор у князя Голицына был невелик — плаха или бесчестье. Михаил Алексеевич выбрал бесчестье. Жену-католичку отправили в ссылку, а его самого, вновь крестив в православие, определили на роль придворного шута.

Голицын стал шестым шутом Анны Иоанновны и, как и другие пять, имел персональное лукошко, в котором должен был высиживать яйца. Во время пиров ему предписывалось разливать и подавать гостям квас, откуда и появилось его новое прозвище-фамилия — Квасник.

Дом, где соединяются сердца

Морально сломленный и раздавленный Квасник, который, по мнению некоторых современников, от всего с ним происшедшего подвинулся рассудком, разумеется, противиться женитьбе на «девице Бужениновой» никак не мог.

Императрица взялась за дело с размахом, создав специальную «Маскарадную комиссию», которой предстояло готовить торжества. На свадьбу приказано было денег не жалеть.

Решено было устроить торжества в специально построенном Ледяном доме, похожем на те, что возводились ещё при Петре Великом, но со значительно большим размахом. Замыслу способствовала погода — зима 1739/40 годов была очень суровой, температура постоянно держалась ниже 30 градусов мороза.

Место для дома выбрали на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом, примерно на месте современного Дворцового моста.

Лёд разрезали на большие плиты, укладывали их одну на другую и поливали водой, которая тотчас же замерзала, накрепко спаивая отдельные блоки.

Фасад дома имел длину около 16 метров, ширину 5 метров и высоту около 6 метров. Вокруг всей крыши тянулась галерея, украшенная статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две половины. В каждой было по две комнаты: одна — гостиная и буфет, другая — туалет и спальня. Перед домом были выставлены шесть ледяных пушек и две мортиры, которые могли производить самые настоящие выстрелы. У ворот установили двух ледяных дельфинов, выбрасывавших из челюстей горящую нефть. На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ветках сидели ледяные птицы. По обеим сторонам дома возвышались ледяные пирамиды, внутри которых висели большие восьмиугольные фонари.

Суперпроект XVIII века

По правую сторону дома стоял в натуральную величину ледяной слон с ледяным персиянином наверху. Около слона стояли две ледяные персиянки. По воспоминаниям очевидцев, днём слон пускал четырёхметровые струи воды, а по ночам — аналогичные струи горящей нефти. Некоторые утверждали, что слон иногда «выдавал» и спиртное.

В самом Ледяном доме в одной из комнат стояли два ледяных зеркала, туалетный стол, несколько подсвечников, большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате были ледяной стол, два дивана, два кресла и резной буфет с посудой. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов, а на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи были сделаны изо льда и выкрашены красками. Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели. Кроме того, при Ледяном доме была даже ледяная баня, которая тоже функционировала.

Проект Ледяного дома, если отвлечься от того, для чего он был построен, действительно был уникальным. Чтобы воплотить затею Анны Иоанновны в жизнь, учёным и инженерам того времени пришлось находить совершенно уникальные решения.

Проектированием и строительством Ледяного дома непосредственно руководили архитектор Пётр Михайлович Еропкин , создатель первого генерального плана Петербурга, и академик Георг Вольфганг Крафт , физик и математик, обеспечивавший всю научную часть проекта.

Брачная ночь на ледяной постели

Но и этого Анне Иоанновне показалось мало. К торжеству было приказано привести по два представителя всех племён и народов, проживавших в России, в национальных одеждах и с национальными инструментами. Таких к началу февраля 1740 года в Петербурге собралось 300 человек.

Сами торжества состоялись в феврале 1740 года. Чаще всего называют дату 6 февраля, хотя иногда говорят о 12 февраля или о других днях.

Во главе «свадебного поезда» ехали молодожёны, размещённые в железной клетке, поставленной на слона. Вслед за ними ехали представители малых и больших народностей России, кто на верблюдах, кто на оленях, кто на волах, а кто-то и на собаках…

После венчания в церкви состоялось пиршество и танцы. Анна Иоанновна пребывала в отличном расположении духа, довольная реализацией собственной задумки.

После бала Квасника и Буженинову отвезли в Ледяной дом и после церемоний уложили на ледяную постель, приставив караул, дабы новобрачные до утра не вздумали сбежать со своего роскошного ложа. А повод сбежать был — мало кому захочется провести ночь, лёжа на куске льда в сорокаградусный мороз, от которого не спасают никакие горящие ледяные поленья.

Утром полуживых шутов наконец выпустили из дома, который вполне мог стать для них склепом.

«Хватит это терпеть!»

На Руси испокон веков любили гулять с размахом, не считая средств, чем частенько удивляли иностранцев. Однако «свадьба в Ледяном доме» на сей раз поразила не только иностранцев, но и самих россиян. Затрата столь громадных средств и усилий на столь ничтожную цель возмутила многих. Затею Анны Иоанновны называли «позорищем», а издевательство над Квасником и Бужениновой сочли унизительным даже по меркам того далеко не нежного времени.

Разумеется, это глухое роптание мало волновало Анну Иоанновну, но вышло так, что «шутовская свадьба» стала последним заметным событием её правления.

Ледяной дом, благодаря морозам, простоял до конца марта 1740 года, а затем начал постепенно таять и исчез естественным путём в апреле.

В октябре 1740 года Анна Иоанновна скончалась, назначив преемником Иоанна Антоновича , сына своей племянницы Анны Леопольдовны.

Анна Леопольдовна, ставшая регентом при малолетнем сыне, была вместе с ним свергнута в результате очередного дворцового переворота, однако за время своего нахождения у власти успела сделать большое дело — упразднила штат придворных шутов.

В. Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны.

Ледяной дом

В нашей стране, известной своим суровым климатом, не редкость различные развлечения, связанные со льдом. Регулярные ледяные забавы начались при Анне Иоанновне. В 1733 году в Петербурге была выстроена ледяная крепость, которая очень понравилась императрице, да и прочему народу пришлась по душе.

В конце 1739 года Михаил Алексеевич Голицын, служивший при дворе одновременно и пажом, и шутом (шутом его сделали в наказание за то, что он без позволения императрицы женился на итальянке и перешел в католичество) попросил у Анны Иоанновны разрешения жениться. Он уже давно овдовел, и императрица обещала подыскать ему хорошую невесту. Таким было начало истории о Ледяном доме.

Императрица скучала и шутки ради решила женить князя на другой шутихе – калмычке Авдотье Ивановне Бужениновой. Тут постарался камергер Алексей Данилович Татищев, который напомнил Анне Иоанновне о ледяных постройках на Неве и предложил для свадебной церемонии выстроить около Зимнего дворца ледяной домик для новобрачных.

Идея понравилась, домик быстро превратился в ледяной дворец, и скоро была создана специальная маскарадная комиссия под руководством кабинет-министра Артемия Петровича Волынского. Проект Ледяного дома был разработан Петром Михайловичем Еропкиным, а сама постройка производилась под личным наблюдением Анны Иоанновны.

Для строительства Ледяного дома было определено место около нынешнего Дворцового моста. Плиты для постройки дома вырезались из самого чистого льда. Они с помощью рычагов клались одна на другую и для прочности проливались водой. Был сильный холод, температура до минус 35 градусов, и Ледяной дом получился довольно прочным.

Так как Голицын должен был жениться на калмычке, Анну Иоанновну заинтересовало, а сколько вообще разных народностей живет в России, и как они выглядят. Чтобы удовлетворить ее любопытство, во все концы страны были разосланы специальные письма на имя соответствующего губернатора с приказом прислать в Петербург по паре инородцев различного вида, проживавших в тех губерниях. К каждой паре полагалось приложить специальное письмо с описанием образа жизни данного народа, их костюмов, танцев, национальных кушаний и прочих их особенностей.

Вскоре диковинные гости начали прибывать в Петербург, где им шили соответствующие национальные костюмы и создавались (или покупались) национальные музыкальные инструменты за счет императрицы. Всего ко дню свадьбы набралось около 300 человек инородцев.

В конце января 1740 года постройка и украшение Ледяного дома было закончено. Сохранилось подробное описание Ледяного дома, составленное академиком Георгом-Вольфгангом Крафтом.

Ледяной дом имел в длину 8 саженей, шириною он 2,5 сажени и высотою вместе с крышей в 3 сажени.

Перед домом у ворот были поставлены 6 ледяных пушек и две мортиры. Из этих пушек неоднократно стреляли, закладывая в пушку по четверти фунта пороху и заряжая их посконными или даже железными ядрами.

Один раз в присутствии Анны Иоанновны одну такую пушку зарядили железным ядром, которое с расстояния в 60 шагов насквозь пробило двухдюймовую доску.

Там же стояли и два ледяных дельфина, из пасти которых в темное время суток с помощью насосов качали поджигаемую нефть, что очень веселило публику.

Дом был окружен ледяными перилами, которые опирались на четырехугольные столбы, а между столбами были сделаны изящные балясины.

Крыша Ледяного дома была украшена галереей ледяных статуй, стоящих на четырехугольных столбах.

В перилах, окружавших дом, кроме основного входа были сделаны еще и двусторонние ворота, украшенные наверху горшками с ледяными цветами и с апельсиновыми деревьями. Возле ворот тоже стояли ледяные деревья, на которых сидели ледяные птицы.

В Ледяной дом можно было войти с крыльца через две двери. Войдя в дом, вы попадали в сени, справа и слева от которых находились две комнаты. В комнатах потолка не было, а его функции выполняла крыша. В каждой комнате было по четыре окна, а в сенях – пять. Рамы окон были ледяными. Ночью окна Ледяного дома освещались множеством свечей

Внутри Ледяной дом был наполнен огромным количеством искусно сделанных изо льда предметов.

Так как этот дом был сделан для свадьбы, то основное место в нем занимала большая кровать с пологом, одеялом, подушками и прочим. Около постели стоял табурет с двумя ночными колпаками, а на полу стояли две пары ночных туфель. Рядом с кроватью был сделан небольшой очаг, в котором укладывали ледяные дрова, смазанные нефтью. Их иногда зажигали.

У стены стоял резной угольный поставец, украшенный различными фигурами. Внутри него стояла тончайшая чайная посуда, стаканы, рюмки и блюда с кушаньями. Все это было тонко расписано натуральными красками.

Сбоку от дома был сделан слон в натуральную величину с тремя персами, один из которых сидел на слоне. Слон был пустотелым, так что днем в него по трубам накачивали воду из канала Адмиралтейской крепости, и он пускал фонтан высотой в 24 фута. Ночью же этот слон к удивлению и радости публики пускал вверх фонтан горящей нефти. Слон мог и кричать почти как настоящий, потому что внутри него прятался человек и гудел в трубу.

День свадьбы был назначен на 6 февраля 1740 года. С утра все участники свадебной церемонии собрались во дворе дома А.П. Волынского, который был главным распорядителем этого праздника. Свадебный поезд оказался весьма большим – ведь только гостей разных народностей оказалось около 300 человек. Новобрачных посадили в большую клетку, закрепленную на спине слона. Гости парами ехали в санях, однако не все сани были запряжены лошадями. Многие сани запрягались оленями, волами, собаками, козами, свиньями. А на верблюдах гости ехали верхом.

Свадебный поезд вначале проехал мимо императорского дворца, а потом по всем главным улицам города на потеху публике.

Затем он прибыл в манеж Бирона, где пол был выстелен досками и расставлены обеденные столы. Инородным гостям подавали их национальные кушанья и напитки. Затем начался бал, на котором гости танцевали под свою национальную музыку.

После бала новобрачных отвезли в Ледяной дом и уложили их на ледяную кровать. Приставленному караулу было велено не выпускать молодых из дома до самого утра.

Ледяной дом простоял до конца марта месяца из-за сильных морозов того года. К концу марта он начал заваливаться, так что было решено самые большие ледяные плиты отвезти в императорский ледник.

По материалам статьи В. Киселева

Издавна потехами русского народа зимой были ледяные горки и снежные крепости. Но зимой 1740 года императрица всероссийская Анна Иоанновна превзошла самое себя. Именно этой зимой был построен ледяной дом. По этому поводу писатель Ложечников написал одноименный роман, в котором приводится точное описание дома академика Георга Крафта, который надзирал за работами по строительству ледяного чуда.


Зима 1740 года была самой лютой в 18 веке. Морозы в 30 градусов держались до середины марта.

Плиты для дома вырезали однорукими пилами из природного льда Невы. Он был прозрачным, с голубым отливом.

Ледяной дом строили как дворец фиктивного бракосочетания. У Анны Иоанновны был особо близкая и любимая приживалка Авдотья, уже не молодая и некрасивая калмычка. Фамилия ей была дана по любимому блюду Императрицы - Буженинова.

Авдотье очень хотелось замуж и Императрица обещала устроить счастье любимой шутихе. В женихи был выбран 50-летний князь Михаил Голицын - разжалованный в шуты из-за тайного венчания с католичкой.

Дворянин из древнейшего рода подавал императрице квас, за что и назывался Голицын Квасник.

Невиданная стройка на площади между Зимним дворцом и Главным Адмиралтейством по одним данным, сооружение Ледяного дома продолжалось с 1 (12) января по 6 (17) февраля 1740 года, а по другим - было завершено уже к 1 января.

Денег на свадьбу не жалели. Все делалось с размахом. Дом был настоящим и имел 2,5 сажень в ширину, 8 саженей в длину и 3 сажени в высоту, по нашим меркам это 5,5 метров ширины, 17 метров длины и 6 с лишним метров высотою. Полировали стены угольными утюгами, которые очень быстро остывали, но стены от этого становились полностью прозрачными. Весь дом был покрашен под мрамор. Было в этом доме все, что должно было иметь в доме. И камин, в котором горели дрова, и часы на каминной полке, и стол, стулья, кровать, окна, скульптуры, была даже баня, в которой парились и даже ледяные карты для приятного времяпрепровождения.

Ниже я привожу очень сокращенное описание дома членом Санкт Петербургской Императорской Академии Наук, профессором физики ГЕОРГОМ ВОЛФГАНГОМ КРАФТОМ.

ПОДЛИННОЕ И ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ

О П И С A H И E

построеннаго В САНКТПЕТЕРБУРГЕ

в Генваре месяце 1740 года

ЛЕДЯНАГО ДОМА

и ВСЕХ НАХОДИВШИХСЯ В НЕМ ДОМОВЫХ ВЕЩЕЙ и уборов c

приложенными при том гридорованными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в 1740 году во всей

Э В P О П Е

жестокой стуже

сочиненное для охотников до натуральной науки

чрез ГЕОРГА ВОЛФГАНГА КРАФТА

Санктпетер6ургския Императорския Академии Наук члена и Физики Профессора.

ПЕЧАТАНО ПРИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

174 1.

Художество употребляет к произведению таких вещей , которые человеческому роду отчасти пользу , а отчасти увеселение приносить могут , многия различныя материи ; и самая натура не производит почти ни одной дорогой или простой вещи , которой бы человек своим остроумием и искусством различными образами некоторой пользы и приятности придать не мог . Лед между такими материями , над которыми бы искусство свою силу и деиство показать могло , по сие время почти никогда , или весьма ретко счислялся ; и коль необходимо нужна и полезна нам житкость воды , столь неполезна и к делу неспособна казалась твердость оныя многим художникам .


Здесь в Санктпетербурге художество гораздо знатнеишее дело изольду произвело . Ибо мы видели из чистаго льду построенной дом , которой по правилам но - веишеи архитектуры расположен , и для изряднаго своего виду и реткости достоин был , чтоб по крайней мере таковож долго стоять , как наши обыкновенные домы , или чтоб в Сатурна как в число звезд перенесен был . Первое о строении сего дому похвалы достойное предложение учинил господин Камергер , Алексеи Данилович Татищев , а высочайшее на то соизволение , и потребное к сему достопамятному строению немалое иждивение происходило от милости и щедролюбия ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА блаженныя и Вечнодостойныя памяти Государыни Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ , которая великая Монархиня остроумных , и иногда к одному только увеселению склоняющихся трудов своих подданных своею милостию не оставляла . По принятии сего намерения в последних месяцах 173 9 году начато было немедленно , и со всякою ревностию оное строение сперва на льду Невы реки перед Императорским зимним домом , причем была та способность , что потребные к строению материалы , а именно твердая и житкая вода там в близости находились .

Потребные для возведения материалы Нева рекав довольном числе подавала, и надлежало только выбрать такое место, которое бы c ие достопамятное строение способнее нести могло. Оное найдено было в знатнеишеи части сея столицы, и между двумя весьма достопамятными стро-ениями, а именно между созданною от блаженныя и Вечнодостоиныя памяти Императора ПЕТРА Перваго Адмиралитеискою крепостью, и построенными от блаженныяж и Вечнодостоиныя памяти Государыни Императрицы АННЫ новым Зимним домом, которой для своего велпколепия достоин всяка-го удивления. На сем месте строение опять началось; самой чистой лед на подобие больших квадратных плит разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулом и линеикою размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали, а каждой ряд водою поливали, которая тотчас замерзала, и вместо крепкаго цементу служила. Таким образом чрез краткое время построен был дом, которой был длиною в 8 сажен, или в 56 Лондонских футов, шириною в 2 сажени с половиною, а вышиною вместе с кровлею в 3 сажени, и гораздо великолепнее казался, нежели когда бы он из самаго лучшаго мармора был построен, для того что качался зделан быть бутто бы из одного куска, и для ледяной прозрачности и синяго его цвету на гораздо дражаишеи камень, нежели на мармор походил.



Но каждой день всякому позволено было в сие строение ходить, и оное смотреть, но от того произошла было беспрестанная теснота, так что вскоре надлежало там караул поставить, дабы оной при чрезвычаином собрании народа, которой туда для смотрения приходил,содержал некоторои порядок.

Для помянутой же причины около всего ледянаго строения воткнуты были деревянные колышки и соединены брусками. Напереди перед домом стояло 6. ледяных точеных пушек, которыя имели колеса и станки ледяныяж. Помянутыя пушки величиною и размером против медных трех фунтовых зделаны и высверлены были. Из оных пушек не однократно стреляли, в котором случае кладено в них пороху по четверти фунта, а при том посконное или железное ядро закачивали. Такое ядро некогда в присутствии всего Императорскаго придворнаго штата в расстояние 6о шагов доску толщиною в два дюйма насквозь пробило.

Ещеж стояли в mo м же ряду с пушками две мортиры. Оныя мортиры зделаны были по размеру модных мортир против двух пудовой бомбы, из которых многократно бомбы бросали, причем на заряд в гнездо по четверти фунта пороху кладено. Напоследок в том же ряду у ворот стояли два делфина.Сии делфины помощию насосов огонь от зажженной нефти из челюстей выбрасывали , что ночью приятную потеху представляло. Позади по-мянутаго ряду пушек и мортир зделаны были около всего дому из ледяных баляс изрядные перилы, между которыми в равном расстоянии четвероугольные столбы стояли. Когда на оной дом из близи смотрели, то с удивлением видна была вверьху на кровле четвероугольными столбами и точеными статуами украшенная галерея, а над входом преизряднои фронтишпиц в разных местах статуами украшенно. Самой дом имел дверные и оконнишные косяки также и пилястры выкрашеные ; краскою на подобие зеленаго мармора. В оном же доме находились крыльцо и двои двери, при входе вдом были сени, а по обеим сторонам покои без потолоку с одною только крышкою. В сенях были четыре окна, а в каждом покое по пяти окон, в которых как рамки, так и стекла из тонкаго чистаго льду зделаны были. Ночью в оных окнах не однократно много свечь горело, и почти на каждом окне видны были на полотне писанныя смешныя картины, причем сияние сквозь окна и стены проницающее преизряднои и весьма удивительнои вид показывало. В перилах кроме главнаго входа, находились еще двои сторонния ворота и на них горшки с цветами, и с померанцовыми деревь-ями; а подле них простыя ледяныя деревья, листья и ветви ледяныяж имеющия, на которых сиделиптицы, что все изрядным мастерством зделано было.

Теперь посмотрим, каким образом убраны были покои. Половина покоя. Тут стоял уборной стол, на котором находились зеркало, несколько шандалов с свечами, которыя по ночам будучи нефтью намазаны горели, карманные часы, и всякая посуда, а на стене висело зеркало. В другой половинеа видны были преизрядная кровать с завесом , постелею, подушками и одеялом, двои туфли, два калпака, табурет и резной работы комель, в котором лежащия ледяныя дрова нефтью намазанныя многократно горели. Половина другого покоя- Там стоял стол, а на нем лежали столовые часы, в которых находящаяся колеса сквозь светлои лед видны были. Сверьх сего на столе в разных местах лежали для играния примороженныя подлинныя карты с марками. Подле стола по обеим сторонам стояли резнои работы два долгия стула, а в углах две статуи. В другом покое стоял по правую руку резнои угольнои поставец с разными небольшими фигурами; а внутри онаго стояла точеная чайная посуда, стаканы, рюмки и блюда с кушаньем. Всеоныя вещи изольду зделаны, и приличными натуральными красками выкрашены были.

Наружное и прочее сего дому украшение состояло в следующих вещах. Во первых, на всякои стороне на педестал с фронтишпицом поставлено было по четвероугольнои пирамиде. Помянутыя пирамиды внутри были пусты, которыя ззади от дому вход имели. На каждой оных стороне высечено было по круглому окну, около которых снаружи размалеванныя часовыядоски находились, а внутри осьмиугольнои бумажнои большой фонарь висел, у котораго на каждой стороне всякия смешныя фигуры намалеваны были, и в котором ночью свечи горели. Онои фонарь находившеися внутри потаинои человек вкруг оборачивал, дабы сквозь Каждое окно из помянутых фигур одну за другою смотрители видеть могли.

Второе, по правую сторону дома изображен был слон в надлежащей его величине, на котором сидел Персианин с чеканом в руке, а подле ево еще два Персианина в обыкновенной человоческои величине стояли. Сеи слон внутри был пуст, и так хитро зделан, что днем воду вышиною на 24фута пускал, которая из блисконаходившагося канала Адмиралитеискои крепости трубами приведена была, а ночью с великим удивлением всех смотрителей горящую нефть выбрасывал. Сверьх же того мог он как живой слон кричать, которой голос потаенной в нем человек трубою производил. Третье, на левои стороне дома по обыкновению северных стран изольду построена была баня, которая казалась, бутто бы из простых бревен зделана была, и которую несколько раз топили, и деиствительно в ней парились.

Такого состояния был сей ледянои дом; и понеже жестокая стужа с начала Генваря месяца по самой Март почти бесперерывно продолжалась, то и онои дом до тогож времени стоял, без всякаго повреждения. В исходе Марта месяца начал он к падению клониться, и помаленьку особливо с полуденной стороны валиться; причем из обвалившихся льдин самыя большия в Императорской ледник отвезены были.

6 (17) февраля 1740 года состоялась знаменитая петербургская потешная свадьба шута князя Голицына-Квасника с шутихой Бужениновой. Уникальную ледяную потеху, не имевшую себе равных по роскоши, играли по всем правилам и традициям, с соблюдением всех церемоний в манеже герцога Курляндского.
Гостями на свадьбе были по два представителя каждого племени, населяющего тогда Российскую империю. Свадебное шествие возглавляли молодожены, которые ехали в клетке, на спине слона, затем ехали украинцы на волах, фины на пони, татары на свиньях,якуты на собаках, калмыки на верблюдах и другие. Всего было 150 пар.


Тогдашний первый пиит Василий Тредиаковский читал свою оду, посвященную прзднеству. Начиналась она так

" ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЖЕНИВШИСЬ, ДУРАК И ДУРКА ,

ЕЩЕ ЖОПА ТА И ФИГУРКА!

ТЕПЕРЬ ТО ВРЕМЯ НАМ ПОВЕСЕЛИТСЯ,

ТЕПЕРЬ ТО ВСЯЧЕСКИ ДОЛЖНО БЕСИТСЯ."

Молодоженов после праздника оставили в ледяной опочивальне, на ледяной кровати, под надзором стражи. Их выпустили только под утро, еле живых от холода.

Граф Панин в последствии по этому поводу сказал:

" Во всем этом деле, вижу я верх сумасбродства. Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и насмехаться над ним."

Никогда и нигде больше не будет такого сказочного варварства и таких диких забав, как в тот последний год жизни Императрицы Анны Иоанновны.

Вложение:

В 1725 году умер Петр Великий. Два года после него процарствовала его любимая жена Екатерина I. Еще три года управлял страной его юный внук - Петр II. Ему было 11 лет, когда он вступил на российский трон, и всего 14 лет, когда умер в Москве, заразившись оспой. А в 1730 году на русском престоле появилась вторая женщина - императрица Анна Иоанновна. Дочь старшего брата Петра I - Иоанна. Отзывы современников о ней разноречивы. Но все сходятся на том, что она жестока, коварна и сумасбродна. Ее фаворит и доверенное лицо - курляндский герцог Эрнст Бирон, не менее жестокий, властолюбивый и хитрый человек.

Внешний вид царицы вызывал суровую оценку - преимущественно женщин. Вот что писала о ней ее современница княжна Ксения Долгорукова: "...Престрашного она была взору. Отвратное лицо имела. Так велика была, когда между кавалеров идет - всех головой выше и чрезвычайно толста!" И действительно, двухметрового роста, восьмипудовая племянница Петра Великого, со следами оспин на лице (рябая!), могла быть "отвратна взору!"

Анна Иоанновна вместе с любимцем Бироном нагоняла страху доносами, казнями, пытками, ссылками и зверскими сумасбродными увеселениями. Один из историков пишет: "Лихие ветры качали великую страну, забирали тысячи жизней, возводили и низвергали веселых фаворитов".

Русский двор при Петре I, отличавшийся своей малочисленностью и простотой обычаев, совершенно преобразился при Анне Иоанновне. А ведь прошло всего пять-шесть лет после смерти Петра! Тридцатисемилетняя императрица хотела, чтобы двор ее в пышности и великолепии не уступал другим европейским дворам. Торжественные приемы, празднества, балы, маскарады, спектакли, фейерверки, увеселения беспрерывно происходили при дворе. Немало времени царица любила проводить со своим фаворитом Бироном и среди своих приживалок и шутов. А между приживалок Анны Иоанновны находилась одна немолодая и очень некрасивая калмычка. Звали ее Авдотья Ивановна. Она пользовалась особым благоволением и носила в честь своего любимого блюда фамилию Буженинова. Однажды она сказала императрице, что охотно вышла бы замуж. Императрица пожелала сама подыскать калмычке жениха. А так как Буженинова исполняла при царице роль шутихи, то Анна Иоанновна решила выдать ее замуж за одного из шутов - при дворе "работало" шесть шутов, для увеселения царицы. В женихи был выбран шут незаурядный!

Это был разжалованный за провинность князь Михаил Алексеевич Голицын. Внук знаменитого боярина Петровского времени. Жена князя умерла в 1729 году, и пятидесятилетний князь, чтобы развеять свое горе, испросил разрешения поехать попутешествовать за границу. Но во Флоренции он влюбился в итальянку низкого происхождения и женился на ней. По ее настоянию он перешел в католическую веру.

Вернувшись в Москву, князь тщательно скрывал от всех свою итальянку и перемену веры. Но вскоре слухи дошли до императрицы. Голицын был привезен в Петербург и посажен в тайную канцелярию, где был "допрошен с пристрастием". По приказанию императрицы брак был расторгнут, жена выслана за границу. А сам князь разжалован в "пажи", несмотря на возраст, и назначен придворным шутом. В его обязанности входило забавлять царицу шутками, подавать ей квас (придворные прозвали его "квасником"), и сидеть в лукошке возле царского кабинета.

Так вот, калмычку-шутиху было решено выдать замуж за бывшего князя, а теперь шута - Голицына. Мысль императрицы женить шута на шутихе встретила полное сочувствие в кругу ее приближенных. По совету своих легкомысленных друзей Анна Иоанновна распорядилась отпраздновать свадьбу "молодых" самым "курьезным образом".

Немедленно была создана особая "маскарадная комиссия". Решено было построить на Неве дом изо льда и обвенчать в нем шута и шутиху. Благо, что на улице стояла жуткая стужа: термометр показывал минус 35 градусов, сильнейшие морозы начались с ноября 1739 года и продержались до марта 1740 года. А свадьба была намечена на февраль месяц 1740 года. Надо было спешить строить хоромы на льду.

Комиссия выбрала для постройки Ледяного дома место на Неве - между Адмиралтейством и Зимним Дворцом, примерно там, где сейчас Дворцовый мост. Материалом для постройки дома должен был служить только лед! Его разрезали на большие плиты, клали их одну на другую и для связи поливали водой, которая тотчас же замерзала, спаивая плиты накрепко.

Дом был собран с изяществом - это видно и по гравюрам тех времен. Фасад его имел длину около 16 метров, ширину - примерно пять метров и вышину - около шести метров. Кругом всей крыши тянулась галерея, украшенная столбами и статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две большие половины. В каждой по две комнаты: в одной - гостиная и буфет, в другой - туалет и спальня. В комнаты свет попадал через окна со стеклами из тончайшего льда! За ледяными стеклами стояли писаные на полотне "смешные картины". Освещались они по ночам изнутри множеством свечей.

Перед домом были выставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не один раз стреляли! Все это - сделано из льда. У ворот, сделанных тоже из льда, красовались два ледяных дельфина, выбрасывавших из челюстей с помощью насосов огонь из зажженной нефти.

На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома возвышались две остроконечные четырехугольные пирамиды. Внутри пирамид висели большие восьмиугольные фонари. Ночью в пирамиды влезали люди и поворачивали светящиеся фонари перед окнами - к удовольствию постоянно толпившихся зрителей.

По правую сторону дома стоял в натуральную величину слон - ледяной. С ледяным персиянином, сидевшим на нем верхом. И сбоку возле него на земле стояли две ледяные персиянки. Рассказывает очевидец: "Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал".

А в Ледяном Доме в одной из комнат стояли - два зеркала, туалетный стол, несколько шандалов (подсвечников), большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате стоял стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась чайная посуда - стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов. А на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи весьма искусно сделаны из льда и "выкрашены приличными натуральными красками". Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели.

Кроме этого при Ледяном Доме по русскому обычаю была выстроена ледовая же баня! Ее несколько раз топили и охотники могли в ней париться!

По именному высочайшему повелению к "курьезной свадьбе" Бужениновой и Голицына были доставлены в Петербург из разных концов России по два человека обоего пола всех племен и народов. Всего набралось триста человек! Шестого февраля 1740 года состоялось бракосочетание сиятельного шута с шутихой - обычным порядком в церкви. После чего "свадебный поезд", управляемый канцлером Татищевым, проехал мимо дворца по всем главным улицам города.

Шествие открывали "молодые", красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне. А за слоном потянулись "поезжане", то есть приехавшие гости: тут были абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, киргизы, калмыки и другие. Одни ехали на верблюдах, другие - на оленях, третьи - на собаках, четвертые - на волах, пятые - на козлах, шестые - на свиньях и так далее. Все гости "разноязычные" в своих национальных костюмах, с "принадлежащей каждому роду музыкалией и игрушками", в санях, сделанных наподобие зверей и рыб морских.

После обильного обеда начались танцы: каждая пара танцевала свою национальную пляску под свою национальную музыку. Потешное зрелище чрезвычайно забавляло императрицу и вельможных зрителей.

После окончания бала молодая пара, сопровождаемая по-прежнему длинным "поездом" разноплеменных гостей, отправилась в свой Ледяной дворец.

Там их с различными церемониями уложили в ледяную постель. А к дому приставили караул - из опасения, чтобы счастливая чета не вздумала раньше утра покинуть свое не совсем теплое и удобное ложе.

Дальнейшую судьбу Ледяного Дома один из современников картинно описывает так: "Понеже жестокая стужа с начала января месяца по самый март почти беспрерывно сопровождалась, то и оный дом до того времени стоял без всякого повреждения. В исходе марта месяца 1740 года начал он к падению клониться и помаленьку, особливо с полуденной стороны, валиться".

О Ледяном Доме ходили во всем мире легенды, создавались мифы и сказки. Люди удивлялись, что изо льда "при жестокой стуже" можно строить. Поливая льдины водой можно их "сплачивать". Что лед можно точить, сверлить, рубить, красить и "способом помазания нефтью" - огонь производить, и при том из "онного стрелять".

Но раздавались и разумные, скорбные, осуждающие слова. Вот как описывает "глупейшее позорище" один из просвещенных людей того времени. "В истории с Ледяным Домом я вижу верх сумасбродства! Позволительно ли употреблять руки человеческие на работу столь суетную и ничтожную? Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и надсмехаться над ним? Позволительно ли издерживать государственное иждивение на прихоти и забавы вздорные?! Забавляя народ, не надо развращать народные нравы!"

Эти полные гнева и правды слова справедливы не только для чудовищного "увеселения" с Ледяным Домом, но, к сожалению, и для многих других фактов истории Государства Российского!
И. Меттер
Рассказ опубликован журнале

В.И. Якоби. Ледяной дом. 1878

Л етом в России дворцы строили из дерева и камня, а зимой - изо льда. Некоторые ледяные шедевры вошли в историю архитектуры.

Анна Иоанновна, племянница Петра Великого, славилась сумасбродным характером и вздорным нравом. Она окружила себя бесчисленным пышным и роскошным двором, наслаждаясь бесконечными увеселениями и забавами. Одной из прихотей императрицы стал Ледяной дом, который, по свидетельству члена Императорской Академии наук , профессора физики Георга Вольфганга Крафта, просуществовав около трех месяцев, «в каждом смотрителе много увеселения производил…»

Ледяной дом был возведен прямо посреди реки Невы, между Адмиралтейством и новым Зимним дворцом Анны Иоанновны . «...и гораздо великолепнее казалось, нежели когда бы он из самого лучшего мрамора был построен, для того, что казался сделан быть будто бы из одного куска, и для ледяной прозрачности и синего его цвета на гораздо дражайший камень, нежели на мрамор походил...» .

Архитектором проекта был Петр Еропкин, разработчик первого Генерального плана Санкт-Петербурга. Научно-техническую базу обеспечивал академик Крафт. Размеры дома были разумно невелики (длина - 17 м, ширина - 5,5 м, высота - 6,5 м), но и под этой тяжестью неокрепший в начале зимы ледовый панцирь Невы прогнулся. Однако работы продолжались: глыбы льда распиливали, укладывали друг на друга при помощи рычагов и обливали водой, которая в лютый мороз схватывала их лучше всякого цемента.

Внутри были вырезаны интерьеры гостиной и буфета, спальни и туалета. В камине спальни горели ледяные дрова, вымазанные нефтью.

В центре фасада красовалось крыльцо с резным фронтоном, по периметру крыши тянулась балюстрада со статуями. Некоторые элементы декора выкрасили под зеленый мрамор.

Вокруг дома поставили множество диковинных сооружений. Ледяные пушки и мортиры в натуральную величину стреляли железными ядрами с использованием настоящего пороха. По бокам ворот располагались два морских чудовища. Днем из их пастей била вода, подведенная из Невы, а ночью - струи горящей нефти. Ледяной слон показывал те же фокусы. Время от времени исполин «трубил» - при помощи прятавшегося внутри него трубача. Статуи, вазы с цветами, деревья с птицами на ветвях… По обеим сторонам Ледяного дома стояли кордегардии (помещения для караула), в которых человек вращал бумажный фонарь со «смешными фигурами», нарисованными на его гранях.

Зима 1739–1740 годов выдалась чрезвычайно холодной. 30-градусные морозы держались до весны, и Ледяной дом долгое время развлекал всех желающих, лишь караульные следили за порядком.

Ледяной дом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2007 год

Ледяной дом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2007 год

Ледяной дом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2007 год