Знаки препинания в простом и сложном. Пунктуация в простом и сложном предложении (обобщение)
Лекция: Пунктуация в простом и сложном предложениях
Пунктуация в простом предложении
Знаки препинания делят на:
- выделительные.
отделительные;
разделительные;
Отделительные знаки препинания
.
ставим в конце предложения, когда в нём не выражены какие-либо эмоции:
После ланча туристы поднялись к себе в номера.
?
стоит в конце предложения с интонацией вопроса:
После ланча туристы поднялись к себе в номера?
!
ставим в конце предложения, когда оно выражает какие-либо эмоции:
После ланча туристы поднялись к себе в номера!
…
ставим в конце предложения, когда мысль не закончена и пишущий хочет это показать. Также многоточие ставим в цитатах на месте пропуска слов:
Извините… Не подумайте ничего…
Разделительные знаки препинания
Запятые при однородных членах ставим :
1.
Если однородные члены соединяются только интонацией без союза:
Фрукты, овощи подорожали перед праздниками.
О, О.
2. Если однородные члены соединяются повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то... не то):
Папа привёз и книги, и игрушки, и сладости. О и О, и О.
Выбирай, на ужин либо курица, либо говядина. Либо О, либо О.
3.
Перед второй частью составных союзов:
Папа привёз не только игрушки, но и сладости.
Не только О, но и О.
4.
Перед противительными союзы а, но, да (=но), однако
:
Красив кулончик, да тяжеловат.
О, да (=но) О.
5.
Между всеми однородными членами и тогда, когда только перед частью из них стоят повторяющиеся союзы:
Мама привезла рыбу, мясо, и овощи, и фрукты.
О, О, и О, и О.
Не ставим, когда :
1. Однородные члены связаны одиночным союзами и, либо, или, да (=и) : Петя остановился, улыбнулся пришедшей мысли и громко закричал ей вслед. О, О и О.
2. Союз попарно связывает однородные члены: Ромашки и хризантемы, гортензии и гиацинты цвели в палисаднике. О и О, О и О.
3. Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни, и так и сяк, ни рыба ни мясо и др. : Для всех Никола был ни рыба ни мясо.
4. Определения не однородны: Посередине стоял низкий деревянный столик. (Характеризуют предмет с разных сторон).
Запятые в сложном предложении ставим :
1.
Между частями сложносочинённого предложения:Папа приготовил шашлык 1 , и семья стала ужинать в саду 2 .
(ВременнЫе)
Был сильный ливень 1 , и река вышла из берегов 2 .
(Причинно-следственные)
То жарко 1 , то холодно 2 .
(Разделительные)
Вода ещё не нагрелась 1 , а отдыхающие уже купаются в море 2 .
(Противительные)
Гид поднимался по тропинке 1 , и группа поспешила за ним 2 .
(Присоединительные отношения)
NB!
Между частями ССП запятые не ставят, если есть общий второстепенный член, общее придаточное предложение либо общее вводное слово.
Уже начало рассветать 1 и небо окрасилось в багровый цвет 2 , когда девушки наговорились и заснули 3 .
2.
Между частями сложноподчинённого предложения:
Сергей смотрел, как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины.
[Сергей смотрел] - главная часть, от неё задаётся вопрос (на что?) к придаточной (как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины).
В СПП не ставим, когда :
- Прид. предложение начинается с НЕ или союза И: Я видела не как Леонтьев писал картину, а как он её запечатывал и отправлял на выставку.
Я видела и как Леонтьев писал картину. - Прид. предложение состоит из одного слова: Всё произошло так быстро, что Шамиль и не понял как.
- Перед прид. стоят повторяющиеся союзы и, или, либо и др.: Михаил решил сдать экзамен либо когда найдёт свой талисман на удачу, либо когда хорошенько подготовится.
3.
Между частями в бессоюзном сложном предложении: Утром все отправились к роднику 1 , потом мальчишки вернулись в лагерь 2 .
Вода стекала вниз 1 , кто-то набирал воду в канистры 2 , остальные купались в ручье 3 .
; ставим в БСП, если простые предложения, показывающие одновременность либо последовательность действий, осложнены (есть запятые): Вечерело 1 ; солнышко садилось за березняк, виднеющийся на горизонте 2 .
Тире пишется в сложном предложении , если :
1. Происходит быстрая смена событий либо неожиданный результат: Встал 1 – в комнате уже никого не было 2 .
2. Есть противопоставление (между частями можно использовать а, но): Наташа красива 1 – (=а) Света умна 2 .
3.
В первом предложении проявлены время или условие действия (перед первым предложением можно использовать когда, если):
(Если) Любишь кататься 1 – люби и саночки возить 2 .
(Если)
Сделал дело 1 – гуляй смело 2 .
4.
При сравнении (между частями можно использовать словно, будто):
Молвит слово 1 – (=будто) соловей поёт 2 .
5. Второе предложение есть следствие или вывод (между частями можно использовать следовательно, значит): Кошка лежит у печки 1 – (=значит) день будет морозный 2 .
6. Между подлежащим и сказуемым, выраженными:
- существительным в И.п.: Дербент – древнейший город России.
- числительным в И.п., один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой член – существительным в И.п.: Шестью шесть – тридцать шесть. Семь – счастливая цифра.
- инфинитивом: Курить – здоровью вредить. (Инфинитив часто можно заменить существительным.: курить – курение).
- существительным и инфинитивом: Хороший пример детям – любить свою Родину. Сохранить Землю – наша первоочередная задача.
- присутствуют это, значит, вот : Жить – значит любить. Россия – это великая держава!
Двоеточие ставим :
1.
После обобщающего слова перед однородными членами: Мама занесла в комнату фрукты: бананы, яблоки и мандарины.
О: О, О и О.
3. Между частями бессоюзного сложного предложения, когда:
- второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (между ними можно использовать потому что или так как):
Кузнецов испугался 1: (=так как) он представил Наташу наедине с Силакцевым 2 .
- второе предложение поясняет содержание первого (между ними можно использовать а именно):
- второе предложение дополняет первое (между ними можно использовать что; и вижу, как):
Подняла голову 1: (=и вижу, как) по небу плывут облака 2 .
Выделительные знаки препинания
Запятую ставим при обращении, вводных словах либо вводных конструкциях, приложениях, обособленных определениях и обстоятельствах, уточняющих членах, если они стоят в начале или в конце предложения:
Сашка, пойдём гулять!
Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.
Две запятые ставим
, если обращения, вводные конструкции, приложения, обособленные определения и обстоятельства, уточняющие члены находятся внутри предложения:
Доброе утро, солнышко моё, просыпайся!
Тире и два тире ставим , когда:
- Вводное или вставное предложение выражает отношение говорящего к тому, что он говорит или замечание по его содержанию:
- Обобщающее слово стоит после однородных членов:
- Приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения:
Двойные скобки ставим
при вставных предложениях:
Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.
Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.
Двойные кавычки ставим
при прямой речи и цитатах, оформленных в виде прямой речи:
Валера спросил: «Закроешь за мной дверь?» – и вышел.
«Вы закройте за мной дверь, – продолжал Валера, – а я выйду».
| |
§1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
Главным знаком при оформлении однородных членов без обобщающего слова является запятая.
Запятая ставится:
1) между однородными членами, не связанными союзами, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
2) между однородными членами, связанными противительными союзами а , но , да (в значении но ), однако , зато , например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.
Схема: о, о, о, но о
3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и
, да
(в значении и
), ни… ни
и разделительными или
, либо
, то… то
, то ли… то ли
, не то… не то
) , например:
Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
Схема: и о, и о, и о, и о, и о
4) перед второй частью двойных союзов не только… , но и… ; как… , так и… ; не столько… , сколько ; хотя и… , но… ; если не… , то и др., например:
Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
Схема: не только о, но и о, о, о, о
5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или , например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
Схема: о и о, о и о
Запятая не нужна:
1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.
Схема: о, о и о
2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.
Схема: о и о
2) в устойчивых сочетаниях, например:
ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря
Примечание:
Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами , например:
Андрюшка играл новой жёлтой маленькой машинкой.
§2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом
Предложения с однородными членами с обобщающим словом имеют особенности в пунктуационном оформлении:
1) если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например:
Сотрудники музея делали всё возможное : тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
2) если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним нужно тире, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи - делали всё возможное .
Схема: о, о, о, о и о - обоб.сл.
Примечание:
1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается, то ряд однородных членов и продолжение предложения разделяются тире, например:
В центре Москвы повсюду: на бульварах, у станций метро, на больших улицах — появился прокат велосипедов.
Сотрудники музея делали всё возможное : тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи - никто не смог бы в те годы сделать больше .
Схема: обоб.сл.: о, о, о, о и о - …
2. Если после обобщающего слова стоят слова: например , то есть , а именно , как то и др. под., то их разграничивает запятая, а данные слова и однородные члены - двоеточие.
Сотрудники музея делали всё возможное , а именно: тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
Схема: обоб.сл., то есть : о, о, о, о и о
3. Если после однородных членов перед обобщающим словом стоят вводные слова: короче говоря , иначе говоря , одним словом , словом, другими словами и др. под., то перед вводными словами ставится тире, а после них - запятая, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки, публиковали статьи - другими словами , делали всё возможное для сохранения культурного наследия края.
Схема: о, о, о, о и о - другими словами , …
Вконтакте
Пунктуация в простом и сложном предложениях: отделительные, разделительные и выделительные знаки препинания
Отделительные знаки препинания
Точка. В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции. В десять часов вечера должны были выступить войска.
Вопросительный знак. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак. Значит, пройти мимо, не связываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?
Восклицательный знак. В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в нём дополнительно выражено чувство. Так вот вы, оказывается, какой!
Многоточие. Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу, для выражения незаконченности высказывания. Помилуйте… Что вы… В цитатах на месте пропуска слов.
Разделительные знаки препинания
Запятая (при однородных членах):
- между однородными членами при отсутствии союзов. Дети бегали, прыгали у кувыркались.
- между однородными определениями, если они характеризуют предмет с одной стороны. Шарики были красные, жёлтые, зелёные.
- если однородные члены соединены противительными союзами. Солнце светит, но не греет.
- если однородные члены соединены повторяющимся соединительным союзом и . А вокруг были дым, и бой, и смерть.
- между группами однородных членов, соединённых союзами попарно. Я слышал разговоры - пьяные и трезвые, робкие и отчаянные, полные покорности и злобы, - всякие разговоры.
Точка с запятой . Ставится между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении со значением перечисления, если в одном из них или в обоих имеются знаки препинания. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари.
Тире:
- между подлежащим и сказуемым при пропуске связки, если они выражены существительным, количественным числительным, неопределённой формой глагола. Книга - источник знаний.
- если подлежащее выражено личным местоимением и на него падает логическое ударение. Мы - будущее России;
- если содержание второго предложения противопоставляется первому. Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле.
- если первое предложение указывает на время или условие действия во втором предложении. Много снегу - много хлеба.
- если второе предложение выражает неожиданный результат. Игнат спустил курок - ружьё дало осечку.
Двоеточие:
- ставится в простом предложении:
а) после обобщающего слова перед однородными членами;
- между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении :
а) если второе предложение обозначает причину действия в первом предложении. Павка лёг на дрова и уснул: усталость одолела.
б) если второе предложение раскрывает или дополняет смысл первого. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине.
Выделительные знаки препинания
Запятая и две запятые
Обращение, вводное слово:
- одна запятая, если обращение находится в начале или в конце предложения. Дорогие гости, милости просим за стол;
- две запятые, если обращение находится внутри предложения. Спой, светик, не стыдись!
Причастный оборот:
- одна запятая, если причастный оборот находится в начале или в конце предложения: Было рассмотрено заявление, сделанное председателем комитета; Выброшенный из жизни, он не отчаивался.
- две запятые, если причастный оборот находится в середине предложения. Лодки наши, влекомые течением, плыли посредине реки.
Приложение. Выделяется запятыми. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом.
Деепричастный оборот:
- одна запятая, если деепричастный оборот находится в начале или в конце предложения. Подведя итоги прений, председатель закрыл заседание. Автор внёс в рукопись дополнения, учитывая последние достижения науки в данной отрасли;
- две запятые, если деепричастный оборот находится в середине предложения. Уж кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть.
Тире и два тире
Вводное предложение. Если вводное предложение находится внутри предложения и выражает дополнительное замечание по его содержанию. Пригибаясь, Юрий бросился к своему окошку, где у него - он помнил - лежала связка гранат
Обобщающее слово после однородных членов . Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно.
Распространённое приложение. Если находящаяся в середине предложения группа имеет характер уточняющего замечания, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, то однородные члены с двух сторон выделяются посредством тире. Все присутствующие - мужчины, женщины, дети - сразу устремились за ним.
Восклицательный знак
Ставится в конце любого предложения, если дополнительно выражено чувство.
- Обращение : Товарищи! Все на защиту Родины!
- Междометие : Ах! Не говорите мне о нём!
Скобки двойные (вставное предложение)
Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд.
Русский язык 11 класс
Зачёт № 1
Зачёт № 1
Теория
· Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Виды подчинительной связи слов в словосочетании.
· Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение.
· Грамматическая основа предложения. Простые двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.
· Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом.
· Тире между подлежащим и сказуемым.
· Простые односоставные предложения, их группы. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
· Неполные предложения, их интонационные особенности. Тире в неполном предложении.
Контрольная работа Простое неосложнённое предложение
(главные члены предложения, пунктуация)
Диктант с языковым анализом текста
и грамматическим заданием.
Контрольный тест
1.Власенков язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений /. . – М.: Просвещение, 2006.
2. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах
3. Сенина язык. ЕГЭ - 2008. Вступительные экзамены: Учебно-методическое пособие. – Ростов н /Д: Легион, 2008
4. Цыбулько И. П, ЕГЭ 2009: русский язык: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009
Тренажеры
Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. info @ mediahouse . ru
1C : Репетитор-Он-Лайн. Русский язык. Тесты по пунктуации.(htp :// repetitor .1 c . ru ).
1C: Репетитор (htp://***** ). Сайт отдела обучающих программ фирмы 1C .
Грамотей – КЛУБ (htt :// gramotey . ericos . ru ).
Русский язык 11 класс
Зачёт № 1
Контрольная работа № 1
Простое неосложнённое предложение.
1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Это время было луч..шим в его (н..)пр..должит..льной жизни. На наших глазах разв..валась поэма любви сильной как стихия. В моей памят.. впеч..тления того врем..ни сказочная картина. Белый конь с юн..ым прекрас..ым всадником показ..вае(т, ть)ся из Дубровок и направляе(т, ть)ся к нашему дому. Александра сюда постоя(н, нн)о тянуло здесь жила его суже(н, нн)ая его Любовь.
В конце зимы он..делался женихом. Свадьбу решено было..делать летом в деревне. Люба жила в родной семье последни.. дни.
Настал день свадьбы. Венчались в стари(н, нн)ой церкви близ Шахматова. Церковь эта постро..(н, нн)а далеко от деревн.. . Стоит она одиноко белая производя таинств..(н, нн)ое и мистич..ское впеч..тлен..е.
В подв..нечном наряд.. невеста была хороша: белое платье вуаль цветы ещё более отт..няли её нежность и свеж..сть. Александр Александрович очень бледный взв..лнов..(н, нн)ый. Вдвоём они долго молились. Торопились нач..нать обря.. но Дмитрий Иванович остановил сказав: (Н..)мешайте им.
Когда молодые выходили из церкви крестьяне подн..сли им пару белых гусей украш..ных розовыми лентами. Гуси эти долго потом жили в Шахматове пользуясь особыми правами ходили в цветник, к чайному столу, на балкон и вообще везде где хотели.
После венца молодые и гости на разукраш..(н, нн)ых дубовыми гирляндами тройках пр..ехали в Боблово. Старая няня и крестьяне знавш..е Любу с детских лет непр..ме(н, нн)о хотели выполнить русский обычай и только что молодые вошли на ступеньки крыльца как были осып..(н, нн)ы хмелем. Крестьяне ближних деревень собрались во дворе и пели подх..дящ..е к случаю песни.
После обеда молодых усадили в экипаж ямщик гикнул лошади тронулись звеня колокольч..ками. Александр Блок увозил Любу (из)под родительского крова в новую жизнь.
(По)
2. Из последнего предложения абзаца 1 выпишите словосочетание со связью примыкание.
3. В абзацах 1 – 2 найдите предложение, в котором между главными членами ставится тире. Укажите тип сказуемого в этом предложении.
4. Из предложения 1 абзаца 6 выпишите подлежащее.
5. Из абзаца 4 выпишите простое неопределённо-личное предложение, входящее в состав
6. сложного.
7. Укажите, сколько грамматических основ в предложении 1 последнего абзаца.
8. Из абзаца 3 выпишите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
9. Какие выразительные средства, придающие тексту поэтичность, образность, использованы в абзаце 1?
Русский язык 11 класс
Зачёт № 1
Контрольный тест к зачёту № 1
Простое неосложнённое предложение
Вариант 1
№ задан | А. Задания с выбором ответа | эталон |
В каком варианте ответа даны словосочетания со связью согласование ? 1) русский язык, наше богатство, необходимо знать 2) первый класс, театральная афиша, своё мнение 3) лучший ответ, вторые сутки, вопреки ожиданиям 4) неожиданный вопрос, листая книгу, совершенно серьёзно | ||
В каком предложении есть словосочетание со связью примыкание ? 1) Красноречие начинается с умения слушать. (Скалеф) 2) Когда слово не бьёт, то и палка не поможет (Сократ) 3) Главное достоинство языка – в ясности (Стендаль) 4) Всякий слышит лишь то, что понимает (Плавт) | ||
Выберите вариант ответа, в котором указаны словосочетания с подчинительной связью управление . А) вопреки ожиданиям В) прошу запомнить Б) встретились вновь Г) согласно расписанию 1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В, Г | ||
Укажите предложение с простым глагольным сказуемым. 1) Мелодия была красивая. 2) Исполнитель совсем молодой. 3) Концерт будет превосходным. 4) При первых звуках в зале погас свет. | ||
Укажите предложение с составным глагольным сказуемым. 1) Разговор продолжил молодой писатель. 2) Он стал рассказывать о новой пьесе. 3) Друзья познакомили начинающего драматурга с Белинским. 4) Критик отметил в драме жизненную правду. | ||
В каком предложении подлежащее выражено одним словом? 1) К утру в отряде осталось только шесть человек. 2) Некоторые тоже собирались уходить. 3) Отец с сыном шли впереди. 4) Неожиданно раздалось несколько выстрелов. | ||
В каком предложении подлежащее выражено словом, образованным путём перехода имени прилагательного в существительное? 1) Жить – значит действовать. 2) Его пример другим наука. 3) Конный пешему не попутчик 4) Голова без ума что фонарь без света. | ||
А 8 | Какие слова являются грамматической основой в предложении? Каждый народ за века своего существования выработал собственную речевую культуру. 1) народ выработал 3) за века существования выработал 2) выработал культуру 4) каждый народ выработал | |
А 9 | В каком предложении не ставится тире? 1) Талант это вера в себя 2) Любить значит жить. 3) Рассеянность лишь следствие усталости. 4) Лень и трусость самые дурные пороки. | |
Укажите пример, где тире стоит между подлежащим и сказуемым . 1) Жизнь прожить – не поле перейти. 2) Сумеешь взяться за дело – и снег загорится. 2) Лисица видит сыр – лисицу сыр пленил. 3) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. | ||
В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Беседа с заведующим кафедры длилась долго. 2) Мы не только читаем прозу, но и стихи. 3) По приезду в Петербург он нам позвонил. 4) Не стоит придавать особого значения этой информации. | ||
А 12 | Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) На встречу с писателем пришли любители современной прозы. 2) Журналист затронул вопросы, волнующих многих читателей. 3) В поэме «Двенадцать» довольно сложная система образов. 4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства. | |
А 13 | Укажите верную характеристику предложения. Кругом не было ни души. 1) двусоставное 2) односоставное, определённо-личное 3) односоставное, неопределённо-личное 4) безличное | |
А 14 | Укажите обобщённо-личное предложение. 1) Цыплят по осени считают. 3) Люблю грозу в начале мая. 2) Его безмерно любят. 4) Быть грозе! |
Знаки препинания между однородными членами
Запятая ставится:
1) Если нет союзов. На парте лежали учебник, тетрадь, ручка.
2) Перед противительными союзами а, но, да: Мы двигались быстро, но осторожно.
3) Перед повторяющимися союзами: Он купил дневник, и ручку, и тетрадь.
4) Перед второй частью двойных союзов: Как мальчики, так и девочки вышли на уборку
территории.
Примечание. Запятая ставится перед союзом да и :
Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.
Запятая не ставится:
Перед одиночными соединительными или разделительными союзами:
На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою.
Примечание. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.
Однородные и неоднородные определения
Запятая ставится, если определения однородные, т.е. они обозначают признаки, которые одинаково относятся к предмету, и между ними можно вставить союз и:
У девочки в руках были оранжевые, красные, синие шары.
Определения могут быть как одиночные, так и распространённые:
Он был с девушкой невысокой, одетой в синий костюм с белой блузкой.
Запятая не ставится, если определения не однородные, т.е. они обозначают признаки, которые характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и: В магазине он приобрёл кожаный чёрный дипломат.
Примечание:
1) Существуют определения, которые относятся к одному предмету, но могут
быть как однородными, так и неоднородными:
Красивый большой дом стоял на горке. Красивый, большой (= хороший) дом стоял на горке.
2) Определения-эпитеты (художественные, эмоциональные определения) обычно бывают однородными, например: Тяжёлые, чёрные тучи медленно ползли по небу.
Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
1. Двоеточие:
Ставится после обобщающего слова перед однородными членами:
Он видел всё: лес, речку, дорогу.
2. Тире:
Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:
Лес, речку, дорогу - всё видел он.
3. Двоеточие и тире:
После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире, если предложение продолжается:
Всё: лес, речку, дорогу - видел он.
Примечание. После обобщающих слов перед однородными членами в книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними ставится запятая, после них - двоеточие.
Нужно было приобрести разные канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.
В5, В10, В11. Простое осложнённое предложение (стр.3)
Знаки препинания при обращении
В предложении выделяется запятыми:
Дети, я вам расскажу про Мазая. (Н. Некрасов.)
Если стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком , а предложение начинается с прописной буквы:
Москв а!Люблю тебя как сын. (М.Ю. Лермонтов)
Если перед обращением стоит частица о и сливается с ним в произношении, то запятой от него не отделяется:
Как ты красив, о лес, в убранстве осени!
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
Выделяются запятыми | Примеры |
1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению | Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село. |
2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного | Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о том далеком времени. |
3. Два или несколько однородных согласованных нераспространенных определения, стоящих после определяемого существительного | Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу. |
4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.) | Измученные тяжелой дорогой, ребята не могли продолжать путешествие (причина). |
5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова - существительного собственного. Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу. | Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик. В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца. |
ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК