Будет ли в году программа школа 2100. Школьный гид

Уважаемые коллеги!


В ряде регионов наблюдается ситуация, когда школам, педагогам запрещают использовать учебники Образовательной системы «Школа 2100», в том числе и ранее закупленные, или предлагают переходить на другие учебники. Делается это со ссылкой на Федеральный перечень учебников, утверждённый Министерством образования и науки РФ приказом от 31 марта 2014 г.

В связи с этим считаем необходимым проинформировать всех заинтересованных лиц о возможности использования комплекта учебников ОС «Школа 2100» в образовательном процессе и о наших планах на будущее.

Федеральный перечень(Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») предполагает, что действующими на 1 сентября 2014 года остается Федеральный перечень учебников на 2013-2014 год и новыйФедеральный перечень (письмо Минобрнауки РФ от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников») :

1. «…организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 января 2013 г., регистрационный номер № 26755), в течение пяти лет ».

Если учебники на 1-е, 5-е, 10-е классы куплены по ФП учебников 2013-2014 года, то в соответствии с п. 3 приказа Минобрнауки России об утверждении нового ФП учебников от 05.09.2013 № 1047 ими можно пользоваться на протяжении 5 лет.

2. «При комплектовании фондов школьных библиотек на следующий учебный год образовательным организациям необходимо обратить внимание на следующие моменты:

выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой;

для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать учебники, входящие в разные предметные линии».

3. «... при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3. ст. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“)».

4. «Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий , которые допускаются к использованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, определён приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729, с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2. Федеральные перечни учебников и организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности, размещены на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru ». Издательство «Баласс» включено в указанный перечень организаций .

Образовательная система «Школа 2100» остаётся в российскомобразовании и продолжает свою научно-методическую, педагогическую и просветительскую деятельность. Издательство «Баласс» работает в прежнем режиме, учебники печатаются и продаются. УМЦ «Школа 2100» будет и дальше оказывать методическую поддержку педагогам, выбирающим учебники ОС «Школа 2100». Функционирует наш сайт www.school2100. com . У нас большие планы на ближайшее время и набудущее.

Все новости, в том числе графики проведения курсов, семинаров, вебинаров периодически обновляются на нашем сайте www.school2100.ru .



Из 2985 учебников, рекомендованных в 2013 году, в 2014 году осталось около 1500 книг. Все они должны быть одобрены Научно-методическим советом при Минобрнауки и пройти несколько экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Часть книг забраковала педагогическая экспертиза РАО по содержательным причинам (отсутствие сведений по истории предмета, недостаточный патриотизм, мало вопросов для самоконтроля и т.п.), часть издательств не подали свои издания на экспертизу вовсе. Дискуссия идет о популярных линейках учебников, вовремя поданных в Минобр, не встретивших возражений по содержанию и тем не менее не включенных в перечень.

Написать учебник легче, чем соблюсти формальности Минобра

Депутат Государственной Думы Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, сказал журналистам 28 марта, что направил депутатский запрос министру образования Дмитрию Ливанову. Депутат удивлен, что цель реформы перечня - контроль и повышение качества школьных учебников - подменили контролем способности издательств исполнить формальные требования Министерства образования (не всегда, к слову, выполнимые).

Например, многим издательствам просто отказывали в приеме учебников день за днем, пока не вышел срок подачи для включения в перечень. Сотни учебников были отвергнуты по формальным основаниям: например, сначала устно порекомендовали передать в министерство не оригиналы, а нотариально заверенные копии экспертных заключений, а потом на этом основании (отсутствие подлинников) не включили учебники в перечень. Были претензии, если учебники проходили общественную экспертизу параллельно с педагогической, притом что процедура экспертизы была изменена, и на ее прохождение был отведен спринтерский срок.

На научно-методическом совете при Министерстве образования и науки я дважды ставил вопрос: какое отношение к качеству учебников имеет соблюдение формальных условий? Если вопрос о качестве - давайте примем все учебники, прошедшие три экспертизы (научную в РАН, общественную и педагогическую). Еще можно понять, почему учебники, получившие мелкие замечания во время экспертизы, не отправлялись на доработку, а сразу исключались из перечня целиком, - рассказал депутат Олег Смолин. - Но цель повышения качества явно была заменена на искусственное уменьшение количества. Причем раньше именно государство стимулировало рост количества учебников: объявили, что нужны линейки учебников – и все издательства создавали линейки. Объявили, что нужны системы – и все издательства, кто мог, создавали системы учебников и учебных пособий, учебно-методические комплексы. Теперь Министерство образования борется с трудностями, которые само перед собой воздвигло.

Общественная палата возражала против исключения множества доказавших свою эффективность учебников из перечня. Это и учебники по математике Людмилы Петерсон, и учебники английского языка EnjoyEnglish, и целая система развивающего обучения для начальной школы Л.В. Занкова, и целая система для 1–11 класса «Школа 2100».

Как запретили «Школу-2100»

Рустем Николаевич Бунеев - президент образовательной системы «Школа 2100», автор 22 учебников, которые на протяжении двадцати лет устраивали Минобр и входили в федеральный перечень, а сегодня без оглашения причин из него вычеркнуты. В Коми по системе «Школа 2100» работают 60% учителей и учеников, в Башкортостане 56%, в Удмуртии 55%, в Калининградской области 15%, в Новосибирской области 34%.

Регламент приема учебников в Минобре прописан не был. К нашим учебникам не было никаких содержательных претензий. 105 учебников системы «Школа 2100» по всем направлениям с 1 по 11 класс получили очень хорошие заключения всех трех экспертиз, - рассказал Рустем Бунеев порталу «Православие и мир». - Как положено, 13 февраля мы принесли учебники в Минобр, а они сказали, что сегодня им некогда. Принесли 14 февраля, они полистали и сказали: у вас на титуле написано «Учебник русского языка третьего класса», а экспертное заключение выдано на «Учебник русского языка ДЛЯ третьего класса». Это заключение на другой учебник. Принесите документ, что это заключение на этот самый учебник. Здесь же стоят руководители экспертной группы, подтверждают: это так. Нас не слышат. В отчаянии 15 февраля мы отправляем учебники почтой с уведомлением, потому что нам отказываются ставить отметку, что мы пытались сдать учебники. А сейчас нам говорят, что мы не успели в срок. Мы подали в суд, но федеральный перечень послезавтра выйдет, и вернуть будет ничего нельзя, хоть судись, хоть не судись. У меня телефон разрывается: звонят учителя со всей страны, говорят: как ты мог пропустить срок подачи книг в Минобр. Я не знаю, что им отвечать…

К слову, о предлог «для» в названии заключений научной экспертизы РАН и отсутствие этого предлога в заключениях педагогической экспертизы споткнулись учебники не только «Школы 2100», но и учебники русского языка Светланы Львовой для 5–9 класса издательства «Мнемозина», и многие линейки по математике. Содержательных претензий не было, а три буквы в заголовке заключения оказались фатальными для многих учебников и издательств. Но, как ни странно, не для всех.

Вся образовательная система «Школа 2100» погибнет: уже сегодня она осталась без средств к существованию. Здесь велась бесплатная подготовка учителей. Теперь специалисты собираются продолжать свои курсы на волонтерских началах. По закону учителя могут еще пять лет работать по тем же книгам, «до достижения срока ветхости».

Однако в большинстве регионов учителям это запретят, - уверен Рустем Бунеев. - Да и нет никакого смысла начинать учиться по системе «2100» не с первого класса (а в первом классе нельзя начинать по учебникам не из перечня) или не продолжать до последнего. У нас совсем другой уровень говорения и мышления, чем в обычных учебниках. Посадите в зал сто детей, и я на вид отличу, кто учился по нашей системе, кто по Занкову, а кто по традиционной. И коллеги-«занковцы» тоже смогут отличить. Это судьба. Мы все выучили родных детей по этим книгам. Учебники типа «выучи от сих до сих и перескажи» остались в перечне, а учебники, которые учат думать самостоятельно и осваивать любую профессию, исключены. В Минобре нам говорят: ничего страшного, через три года снова пройдете на экспертизу и войдете в перечень. Это великое лукавство. Экспертиза наших 105 учебников стоила примерно 22 млн рублей. Мы заплатили за нее РАН, РАО и общественникам. Наши учебники больше никто не покупает - откуда мы через три года возьмем 22 млн рублей? Шлагбаум упал.

Издатели говорят о переделе рынка, об искусственном лоббировании интересов отдельных издательств в ущерб другим. Выброшены учебники лауреатов государственных премий, оставлены никакими премиями не отмеченные.

Рустем Бунеев подсчитал с коллегами, что реформа федерального перечня выльется отнюдь не в экономию государственного бюджета: замена порядка 50% учебников в стране обойдется примерно в 45 млрд рублей. 50% российских учителей придется перестраиваться на новые учебники (после 15–20 лет работы по исключенным из перечня) буквально под прокурорским надзором. Не исключено, что учителя начнут увольняться из школ, чувствуя себя оскорбленными.

Детям в Удмуртии не с чем идти в школу

О том, как изменения в Федеральном перечне влияют на конкретную школьную практику, порталу «Православие и мир» рассказала Надежда Еговкина, специалист по учебникам департамента образования Сарапульского района республики Удмуртия. Здесь 72% учащихся начальной школы занимались по учебникам системы «Школа 2100» или по системе Л.В. Занкова. Обе системы учебников не включены в новый вариант Федерального перечня.

Педагогические проблемы очень тесно переплелись с финансовыми. Это поведет к срыву введения нового федерального государственного образовательного стандарта в наших школах. У нас закуплены учебники на первые три класса. Нужно купить учебники, соответствующие новому стандарту, для четвертого класса. При этом теперь мы не имеем права купить учебники той системы, по которой дети уже отучились три класса, потому что она не включена в федеральный перечень. А программа выстраивается на все четыре года начальной школы. Я не представляю, с чем мы отправим детей в четвертый класс. Да и какой смысл отправлять нынешних второклассников в третий класс, а нынешних первоклассников - во второй с книгами, которые мы закупили, если в четвертом придется менять систему учебников?

72% учащихся в Удмуртии обучались по системам Л.В. Занкова и «Школа 2100».

Теперь прокуратура внимательно отсматривает наши заказы на учебники, чтобы они имелись в федеральном перечне. А служба по надзору и контролю в сфере образования отсматривает с таким же нажимом соблюдение правила о завершенности образовательной программы. Директор каждой школы оказывается между молотом и наковальней, - рассказала Надежда Еговкина. - А 72% федеральных средств, выделенных на покупку учебников и потраченных на книги по системам Л.В. Занкова и «Школа 2100», предлагается выбросить в корзину. При этом новые средства на закупку учебников не выделяются. Даже на четвертый класс не на что купить учебники, не говоря уж о замене учебников для будущих первоклашек.

Учителя выбирали учебники той или иной системы сознательно, кому-то приходилось менять себя. Как им объяснять, что три года учебники соответствовали ФГОС, а для четвертого класса уже не соответствуют? А как пройти аккредитацию государственному учебному заведению, если в ней не соблюдается правило о завершенности образовательной программы? Школу можно лишить аккредитации за замену системы учебников в середине учебного цикла. А если, несмотря на исключение учебников из перечня, их все-таки закупить для завершения программы у четвероклассников, школой займется прокуратура.

Учебники, подходящие и для отстающих, и для одаренных

Учебники русского языка авторства Светланы Львовой, по свидетельству руководителя лаборатории дидактики русского языка института содержания и методов обучения Российской академии образования Юлия Гостева, используются в классах коррекции. Они идеальны для инклюзивного образования, подходят для работы с инвалидами, отстающими и с одаренными детьми.

Это уникальная педагогическая система, не просто рассчитанная на разные уровни подготовки, а на самом деле личностно ориентированная. Теперь ее нет в перечне - всей линейки для основной школы, с 5 по 9 класс. При этом учебники русского языка Светланы Львовой для 10 и 11 класса в перечне есть - но они должны использоваться в модуле с учебниками по литературе под редакцией И. Г. Беленького. А вот учебники И. Г. Беленького в перечень уже не вошли. При этом никто не анализирует результаты, к которым приходят дети при работе с определенными учебниками, не запрашивает показатели ГИА и ЕГЭ. Такого критерия среди показателей экспертной оценки просто нет.

Портал «Православие и мир» располагает копиями всех трёх экспертных заключений на учебники Светланы Львовой. Учебник получил положительную оценку по массе критериев, например:

«Методический аппарат учебника обеспечивает и формирует навыки смыслового чтения»,

«Методический аппарат учебника обеспечивает навыки самостоятельной учебной деятельности»,

«Методический аппарат учебника развивает критическое мышление».

Нам говорят, что научная экспертиза наших учебников вообще не проводилась (из-за предлога «для» в заключении РАН). Но как раз процедура научной экспертизы с 2011 года не менялась, поэтому мы представили те же заключения, на основании которых учебники были включены в перечень на 2012 и 2013 год. Как же не было заключений? Просто раньше претензий к предлогу «для» не было. Если включить в перечень учебники русского языка Светланы Львовой с ее огромными тиражами, кто же купит «Русский язык» издательства «Просвещение»? - проясняет причины реформы перечня директор издательства «Мнемозина» Марина Безвиконная. На экспертизу 178 учебников, которые ранее были включены в перечень, издательство потратило более 30 млн рублей…

В интернете идут сборы подписей под петициями о возвращении некоторых исключенных учебников в федеральный перечень (например, математики Людмилы Петерсон для 1–4 класса, исключенной за недостаточно патриотичные примеры - из сказок Шарля Перро, братьев Гримм и других мировых авторов, и русского языка для 5–9 класса Светланы Львовой). Некоторые издатели надеются на «четвертую власть», другие - на президента (который, по их сведениям, не давал указания именно сокращать федеральный перечень). Родители подписывают петиции в интернете и сокрушенно вздыхают: «Ну что же, сходили мы в следующий класс». Действие федерального перечня учебников, ранее утверждавшегося каждый год, тем временем продлили на три года и сообщают, что могут продлить и до пяти лет.

(ФГОС НОО 2009г.)

Образовательная система «Школа 2100» – это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года – академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года - академик РАО Д.И. Фельдштейн.

УМК «Школа 2100» для начальной школы включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы:
- Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
- Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
- Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
- Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (1-2 класс) и Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В. (3-4 класс).
- Информатика. Автор Горячев А.В.
- Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
- Изобразит искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
- Риторика. Автор Ладыженская Т.А.

Все учебники (кроме ИЗО и риторики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» стал Лауреатом премии Правительства РФ 2008 года в области образования «За теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках». Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования . По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).

Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса" : учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему , которая:
во-первых, была бы системой развивающего образования , готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
во-вторых, была бы доступна массовой школе , не требовала бы от учителей переучиваться заново;
в-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования .

Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.

Авторы Образовательной системы "Школа 2100" разработали систему психолого-дидактических принципов развивающего образования, а именно:
а) личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности;
б) культурно ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
в) деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Разработана технология проблемно-диалогического обучения , которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Предложена оптимальная для условий развивающего образования трактовка образовательного стандарта, в основе которой лежит принцип минимакса – несовпадение уровня требований к содержанию предъявляемого материала и уровня требований к усвоению его учащимися. На основе этого принципа созданы учебники, которые существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны (стандарт и требования программы) усвоить. Это позволяет формировать информационную компетентность, т.е. способность определить недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать новую информацию.

Воспитательные принципы программы: - социальной активности; - социального творчества; - взаимодействия личности и коллектива; - развивающего воспитания; - мотивированности; - индивидуализации; - целостности воспитательного процесса; - единства воспитательной среды; - опоры на ведущую деятельность.

В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции.

Несмотря на замечательные характеристики, заявленные создателями, такие как подготовка детей к реальной жизни и развитие их творческого потенциала, «Школа 2100» постоянно собирает негативные отзывы. Родители жалуются на цену учебников (комплект для первого класса стоит почти 2000 рублей). Кроме того, метод преподавания математики кардинально отличается от привычного, и если дети не успевают за учителем в классе, то родители не могут помочь. Есть претензии к программе чтения, а логику авторов программы родители прямо называют «своеобразной».

И все же, «Школу 2100» отменяют не по этим причинам, а потому, что ее учебники рассчитаны только на одного ребенка и школам просто невыгодно их закупать. Особенность программы в том, что задания выполняются прямо в учебниках, поэтому передать их следующему классу не получится. Когда ее отменят официально — неизвестно, но большинство школ уже от нее отказались. Те, кто уже начал заниматься по ней — продолжат занятия, но набор новых классов уже не ведется.

Какие программы будут у первоклассников?

Кроме Школы 2100 для первоклассников существует около десятка программ, поэтому выбор у родителей по прежнему остается.

  • В первую очередь это «Школа России» — традиционная школьная программа, по которой учились еще в школах СССР. Конечно, ее привели в соответствие с современными научными открытиями, добавили упражнений для развития логики, но в целом ее характеристика осталась прежней — это классическая система обучения, доступная для любого ребенка.
  • «Гармония» — несложная для усвоения образовательная программа, призванная развить ребенка всесторонне. Развивает логику, интеллект, творческие способности.
  • «Планета знаний» — имеет гуманитарное направление, формирует разносторонние интересы, знакомит с культурой, помогает ребенку увидеть картину мира. Особенности программы позволяют научить работе с текстами, самостоятельному сбору информации.
  • Эльконина-Давыдова — лучше подойдет детям, опережающим сверстников в развитии. Развивает абстрактное и теоретическое мышление, память.
  • Занкова — обучение первоклассников ведется максимально быстро, дается много теоретических знаний. Развитие ребенка идет как бы «толчками» — для этого на него периодически обрушивается очередной объем информации. Обучение идет непросто, поэтому программа Занкова не рекомендуется детям, которые не посещали садик.
  • «Перспективная начальная школа» — ее цели лежат в надпредметной области. Развивает логику и интеллект, но не практические знания для повседневной жизни.

Какую программу выбрать для начальной школы?

Какая программа лучшая для первоклассников — закон об образовании оставляет это вопрос на усмотрение школ и родителей. Родители имеют право выбрать систему обучения, исходя из уровня развития и врожденных способностей ребенка.

Если сравнить школьные программы, среди них обнаружатся те, что попроще и посложнее. Если вы не знаете, какую программу обучения выбрать для своего первоклассника, то может помочь школьный психолог, для этого ребенку нужно пройти тестирование.