Детям про динозавров невероятные загадки. Какие виды динозавров были самыми большими? Могли ли динозавры быть милыми

Поздравляю всех сообщников женского пола с 8 марта! Желаю никогда не становиться до конца прочитанными!
Текст не про букеты - но уж какой есть)

Давно я собиралась написать о динозаврах. Вопрос о том, - чем, ну чем эти здоровенные, ящерообразные, холодные, огромные существа настолько сильно привлекают детей, что они готовы ходить смотреть на них в музеи, читать книжки и коллекционировать их фигурки. Но настоящий интерес к предмету у меня появился после того, как дочка меня вынудила трижды прочесть ей от корки до корки скучнейший (и, по моему мнению, не то завиральный, не то очень плохо переведённый) справочник динозавров. Эта маленькая книжка в мягкой обложке с бедными иллюстрациями у нас стала одной из самых многократно читаемых.
Пожалуй, единственный плюс, который я в ней нашла – это то, что она вынудила меня усомниться сразу во всех полученных до этого обрывках знаний о динозаврах.

Чем предварялся интерес ребёнка к вот этому справочнику динозавров.
1. Мы ходили так часто, насколько позволял кошелёк, посещать парк развлечений «Динозаврия». Там дочка нежно гладила огромные резиновые движущиеся фигуры динозавров, а когда они пели, разевая зубастые рты, подпевала и подтанцовывала им.

2. Мы просмотрели сериал «Земля до начала времён» про динозаврика Литтл Фута (или, в другом переводе, «Маленькие ножки») несколько десятков раз.

3. У нас завелась колония пластмассовых и резиновых динозавриков всех пород такой длины, что, если б динозавриков выстроить в шеренгу, очередь из них протянулась бы на всю детскую комнату.

4. Любимой была игра в раскопки скелетов динозавров.

И тут бабушка купила нам в электричке этот справочник. Небольшого формата, в крайне некачественном переплёте, рассыпавшемся на странички после второго прочтения, справочник состоит из описаний 140 видов динозавров по параметрам: «вес-рост-среда обитания – география распространения – особенности» на полстранички + изображений к ним. Я до сих пор не понимаю, что заставило моего ребёнка снова и снова возвращаться к главной информации справочника - росту и весу динозавров. Мы пытались измерить вес представленных динозавров в машинах, а объём - в автобусах. Мы обдумывали, какой динозавр поместился бы в нашей комнате, а который смог бы бегать только снаружи и в окна какого этажа он мог бы заглядывать.

Их сложнейшие названия (как я предполагаю, кальки с латинских наименований) - например, Эудиоморфодон, Стеноптеригий и, особенно, Афровенатор вводили меня в ступор, а дочь заучивала их наизусть и потом тренировала мою память, спрашивая снова и снова, сколько весит Ахелоузавр (35 тонны), какой он длины (12 метров) и где он жил (на нынешней территории США). От некоторых, рогатых и страшных рапторов и цератопсов, она умилялась: «Смотри, какой симпатяга!».

Загадка справочника «Динозавры» навела меня на мысль о том, что, похоже, вся наука о динозаврах - это какая-то мега-гипотеза, а рисунки, составленные на основании найденных останков скелетов, - фантазия художников, принятая за аксиому за давностью первой версии изображений тираннозавров, стегозавров и трицератопсов.

Но ребёнку же надо говорить правду. Ни в коей мере не пытаясь (и не имея компетенций) спорить с наукой (с которой и так всё время спорят - например, приверженцы библейской теории происхождения мира) мне захотелось уточнить, всё ли в этом справочнике вообще обоснованно.

В частности, меня заинтересовали динозаврики-малютки – например, анурогнат, по версии авторов справочника Вильнюсского издательства BESTIARY, весил 3-10 грамм, длиной был 3-9 см, а размах крыльев имел 50 см. Я вот не смогла себе представить жизнеспособную летающую конструкцию с такими параметрами, которая, вроде бы, была кем-то типа кровососущей летающей пираньи для крупных динозавров.
Вроде такого:

В общем, оказалось, что по теме динозавров, если начать копать, больше вопросов, чем ответов. Например, одна из теорий гласит: «Самым неприемлемым в работах о динозаврах являются датировки. Удивляет, насколько уверенно утверждается, что они начали существовать 220 – 230 млн. лет назад, расцвет их был 160 млн. лет назад, а исчезли они 65 млн. лет назад. Все это – фантазия. Это опровергается данными сравнительно молодой научной дисциплины – молекулярной палеонтологии. В штате Монтана в 1990 г. были найдены останки тираннозавра. Его изучали в группе, которую возглавляет ведущий исследователь Университета Северной Каролины Мэри Швейцер. Кости тираннозавра не были окаменелыми. В них оказались клетки крови. Это однозначно доказывает, что динозавр жил не «65 млн. лет» назад, а всего несколько тысяч лет назад».
А вот ещё несколько опровержений традиционных представлений о динозаврах:

«Удивительно, что некоторые стереотипы о динозаврах задержались в массовом сознании на многие десятилетия. Посмотрим на главные из этих заблуждений.
Динозавры были большими
Безусловно, некоторые динозавры достигали поистине колоссальных размеров, а кое-кто из них был в разы крупнее современных животных. Тем не менее, одновременно с ними жило множество менее грандиозных видов, величиной с корову, овцу или курицу. Самый маленький из известных науке динозавров во взрослом возрасте весил порядка 200 граммов. (Выходит, наш справочник врёт?)
Они были глупыми
Сомнительно, что большинство динозавров были интеллектуалами, но люди, похоже, считают всех древних ящеров тупыми как полено. Скорее всего, это отношение связано с неудачей, постигшей динозавров в ходе эволюции.
Даже у ныне живущих видов замерить интеллект достаточно сложно, что уж говорить о видах исчезнувших. Однако у нас есть свидетельства социального поведения динозавров, их родительской заботы и групповых взаимоотношений. Этого мало, чтобы признать их интеллектуальными титанами, но вполне достаточно, чтобы перестать считать их конченными остолопами.
Они были медленными (или наоборот, сверхбыстрыми)
Старое мнение об очень медленных динозаврах до сих пор еще не вымерло. Но эти животные были не просто гигантскими ящерами, задыхавшимися после первого же шага, а вполне подвижными и активными животными. В то же время явным и грубым преувеличением стал показанный в "Парке юрского периода" Veloceraptor, бегающий со скоростью около 100 километров в час.
Динозавры волочили свой хвост по земле
Этот стереотип возник еще в те времена, когда динозавров считали просто огромными ящерицами, и успешно дожил до наших дней. Анатомия костей и мышц динозавров намекает нам, что ничего подобного не было, но главными убийцами «хвостового стереотипа» стали множество следовых дорожек разных динозавров, на которых признаки волочащегося хвоста отсутствуют.
Зауроподы жили в воде или болоте
Эта гипотеза не может похвастаться длинной жизнью в науке, но она каким-то образом захватила массовое сознание. Люди уверенны, что гигантские зауроподы были слишком тяжелы, чтобы ходить по суше, но не в курсе, что они просто всплыли бы, попав в воду. Имеется также множество следов крупных зауропод, оставленных во вполне сухопутных обстановках.
Тираннозавры были падальщиками
Идея, приписываемая Джеку Хорнеру, никогда не получала широкой поддержки среди палеонтологов (да и сам Хорнер, похоже, не слишком ею увлекался). Ее с легкостью опроверг целый ряд исследований, но почему-то люди упорно цепляются за нее до сих пор.
Все динозавры жили в тропиках
В общем, мезозойская эра была теплее современности. Но в течение десятков миллионов лет динозавры освоили широкий спектр экосистем – пустыни, равнины, степи, побережья, леса, джунгли и даже высокие широты. Так что они населяли не только влажные джунгли.
У стегозавра было два мозга
У него не было двух мозгов. В основании позвоночника динозавров располагался расширенный нервный узел – как у многих современных животных и даже человека.
Просто невероятно, что опровергнутые столетие назад теории все еще активно распространяются».
Дэйв Хон, исследователь Бристольского университета, специалист по динозаврам и птерозаврам.
По материалам Guardian

И вот я подумала, а что, если динозавры для детей - это просто ещё один тип мифологии: о древних огромных ящерах? Какая тогда, в конце концов, разница, как они выглядели на самом деле?

Конкурс – викторина «Динозавры» (Детские конкурсы загадки)

Если ваш ребенок обожает динозавров и знает про них практически все, эта небольшая викторина отлично подойдет для вашего праздника. Тот, кто даст больше правильных ответов, становится победителем. Вот вопросы:

Назовите имя знаменитого зоолога, который ввел термин «динозавр».
Р. Оуэн
2.) Как вы думаете, существовали ли волосатые рептилии?
Да
3.) Как переводится название группы ящеров «Завроподы»?
«Ящероноги»
4.) Древняя черепаха миолания отличается от современных черепах тем, что у нее…
Были шипы и рожки
5.) В книге «Болек и Лёлик. Приключения на воздушном шаре» один из рассказов называется…
«В пасти тираннозавра»
6.) Какая эра ознаменовалась вымиранием динозавров?
Мезозой
7.) Эта рыба существует уже 400 млн. лет.
Латимерия
8.) Благодаря найденным костям динозавров, эти сказочные существа получили достоверные доказательства «жизни».
Драконы
9.) Как назывался самый первый фильм о динозаврах?
Динозавр Герти
10.) Сколько весит самый большой из всех найденных динозавров?
Около 80 тонн.

Детям всегда интересны таинственные миры прошлого. Расширяйте кругозор вашего ребенка, рассказывая ему волшебные истории далеких времен. Познакомьте своего малыша с жизнью динозавров! Ему, несомненно, будет интересно и увлекательно такое развивающее повествование.

Расскажите ему о фактах их существования в простой форме, используя книги с динозавриками и картинки. Вы прекрасно проведете время, отправляясь в далекое прошлое, полное загадок и чудес.

О каких фактах рассказать малышу

1. Динозавры жили миллионы лет назад. Приблизительно 230 миллионов лет назад появились первые динозавры, а вымерли последние из них около 65 миллионов лет назад. Человечество существует около 2 миллионов лет, это короткий миг по сравнению с периодом существования динозавров.

2. Динозавры - это рептилии, которые в современном мире представлены крокодилами, ящерицами, змеями и черепахами.

3. Эти огромные животные жили на суше и имели сухую шкуру с чешуей. В отличие от птиц, яйца которых твердые и хрупкие, рептилии выводили яйца в оболочке из кожи.

4. Ученые исследовали около 300 видов динозавров. Среди них были и маленькие и огромные, и травоядные и хищники.

5. Останки динозавров находят часто в скалах, которые способны беречь их долго время. Окаменелые частички древних существ находят также и в песке, глине, сланцах. Целого динозавра откапывают иногда несколько месяцев или лет.

6. Динозавры обитали по всей земле. Их находят в США, Англии, Австралии и даже в Антарктиде.

7. Около 65 миллионов лет назад динозавры исчезли со всеми рептилиями, вследствие странного глобального происшествия.

8. Многие ученые предполагают, что в те времена на Землю из космоса упали большие твердые скалы, которые подняли огромные пыльные тучи, затмившие Солнце. Поэтому климат был изменен, растения умерли. Говорят, что динозавры отравились новыми растениями.

Ребенок с удовольствием послушает от вас такие замечательные факты. Расскажите ему, что и сегодня в зоопарке мы можем увидеть маленьких представителей динозавров. Экскурсия в зоопарк будет лучшим закреплением пройденного материала.

Нарисуй картинку

Нарисуй на одном листе бумаги динозавра, а на
другом его стадо.

Сложи картинки гармошкой.

Разрежь по сгибам, а полученные полоски наклей,
чередуя на один лист бумаги.

Сложи его гармошкой.

Посмотри на этот лист с одной стороны, а потом с другой.
Что ты там видишь?

Сделай анкилозавра

Вырежи из картона силуэт анкилозавра.

Возьми упаковку для яиц и приклей чашечки на одну сторону картонной фигурки.

Добавь скомканную папиросную бумагу и крышки от бутылок.

Ярко раскрась анкилозавра.

Сделай мамонта

Нарисуй контур мамонта.

Раскрась.

Для шкуры прикрепи обрезки красно-коричневой шерсти.

Запусти птерозавра

Возьми две палочки, одну в два раза длиннее другой.

Попроси взрослых сделать надрез на их концах.

Свяжи их вместе веревкой в центре и по краю, как показано на рисунке.

Положи каркас на прозрачный пластиковый пакет.

Вырежи по контуру, отступая 5 см.

Натяни полиэтилен на каркас и хорошо закрепи.

Нарисуй и вырежи из бумаги птерозавра и прикрепи его к получившемуся воздушному змею.

Прикрепи веревочку, как показано на рисунке.

Почему вымерли динозавры?...

Цветы против динозавров

Версий у ученых, как всегда, вагон и маленькая тележка. По одной из них, динозавров погубили две вещи – появление цветов и похолодание, которое произошло из-за движения материков. Цветы очень быстро вытеснили другие виды растений и крепко держались за почву, не давая ей сползать в океан. Из-за этого в море стало попадать меньше полезных веществ, и начали гибнуть водоросли. В результате сначала мелкие морские жители, а потом и морские динозавры, остались без пищи. На суше появились наши предки – млекопитающие. По сравнению с динозаврами они были просто мелочью, которую ящеры могли случайно задавить и даже не заметить. Но хищные млекопитающие стали поедать их детенышей и яйца. Все эти изменения и привели к тому, что огромные ящеры постепенно вымерли.

Вулканы или астероиды?

По другой версии, динозавров погубили извержения вулканов. Ученые установили, что они начались 68 млн. лет назад на полуострове Индостан и длились очень долго. В воздух было выброшено много углекислого газа, из-за которого стало трудно дышать, а тучи вулканического пепла закрыли солнце и устроили настоящую зиму. В этой катастрофе выжили только мелкие животные, а динозавры погибли.

Многие ученые считают, что во всем виноват огромный астероид, упавший на Землю 65 млн. лет назад. До наших дней он, конечно, не дожил, но зато оставил после себя огромный кратер диаметром 15 км на полуострове Юкатан в Мексике. Удар астероида был настолько сильным, что в воздух поднялись тучи серы, пыли и копоти, которые вызвали долгую зиму. После этой «зимовки» выжила только половина всех живых существ на Земле.

А может, они живы?

А может, динозавры не вымерли сразу? Некоторые исследователи считают, что вымирание растянулось на много лет, и отдельные ящеры дожили даже до появления людей. Поэтому и появились сказки о Змее-Горыныче и прочих драконах. Да и в наше время ходят истории о всяких загадочных чудовищах. Самое известное из них – Несси из шотландского озера Лох-Несс. Его видели многие, но пока не поймали. Чего только не делали, чтобы доказать, что Несси – не выдумка! Озеро снимали с воздуха, сканировали звуковыми приборами, устанавливали на дне видеокамеры. И кое-что все-таки нашли. Например, в 1975 г. ученым удалось сфотографировать гигантский плавник, а в 2007 г. любитель-исследователь Гордон Холмс заснял на видео движение какого-то существа под водой, плывшего от одного берега к другому. Но все эти изображения очень нечеткие и доказать, что в озере действительно живет динозавр, пока никому не удалось. Зато у Несси появились «сестры» - странных существ видели в озерах Швеции и Китая. И все же в рассказы о живых динозаврах ученые пока не верят. Таким огромным животным не хватило бы пищи ни в одном озере. Они не стали бы стесняться туристов или ученых, а ели бы все, что на глаза попадется – в том числе и всяких любопытных с видеокамерами. И неизвестно еще, кто бы тогда вымер:)

Кстати

В 1980-х годах американский палеонтолог Джеймс Дженсен раскопал ящера, которого назвал суперзавром. Судя по сохранившимся костям, это чудище должно было достигать 15 м в высоту (чуть выше 5-этажки) и весить около 100 тонн!

Конспект занятия по математике в средней группе детского сада на тему «Путешествие в Динозаврию»

Программные задачи:

Образовательные:

1. Учить считать в пределах 5;
2. Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 5;
3. Формировать умение устанавливать равенство неравных групп двумя способами;
4. Закреплять умение сравнивать предметы по высоте, употребляя слова высокий, ниже, самый низкий;
5. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
6. Учить ориентироваться в пространстве.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, воображение, внимание, пространственное восприятие.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей познавательный интерес;
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

Беседы о динозаврах, сбор игрушек динозавров, рассматривание книг о динозаврах, счет в пределах 5, индивидуальная работа обратный счет, выкладывание фигур из геометрических фигур по образцу («Танграм»).

Оборудование:

Макет «Планета динозавров», наборное полотно с листочками и рыбками (по 5 шт), три игрушки динозавров разной высоты, макет ракеты (3 шт.), яйцо, в нем динозавр (1шт.), звукозапись «стук сердца», звуки и голоса динозавров, куплет из песни И.Резник «Динозаврик».

Раздаточный материал:

Двухполосные карточки, рыбки и листики (по 5 шт. на человека), геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), «танграм» (рисунок динозавра по количеству детей), рисунок динозавра для гостей (по количеству гостей).

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Тай, тай, налетай, И ко мне все подбегай Всех принимаем и не обижаем. Дети подходят к воспитателю. Раздаётся сигнал «стук». (Воспроизводится звукозапись «стук сердца»). Воспитатель: Что вы думаете это такое? (Дети размышляют). Воспитатель: Ребята, по-моему этот стук раздавался из яйца. Кто бы это мог быть? Послушайте загадку.

Загадка про динозавра:

А это животное встретим едва ли, Оно на земле давно обитало. Он большой и тяжелый, Длинный ужасно, но очень веселый. Дети: Динозавр. Воспитатель: Когда же жили динозавры? Дети: В далёком прошлом. Воспитатель: Сегодня мы с вами будем продолжать учиться считать и сравнивать. А помогать нам будут динозаврики. Садись на свои места.

2. Сравнение предметов по высоте

Воспитатель предлагает детям 3 фигурки динозавриков. Воспитатель: Динозаврики поссорились и никак не могут решить кто самый высокий. Давайте поможем и расставим их по высоте, начиная с самого высокого. Ребенок у доски расставляет фигуры динозавров. Дети проверяют. Какой по счету стоит самый высокий? Самый низкий? В середине? Воспитатель: Ребята, есть животные травоядные. Это какие? Дети: Животные, которые питаются травой. Воспитатель: А есть хищники. Что это за животные? Дети: Животные, которые нападают на других животных Воспитатель: Мы то же покормим наших динозавриков, только сначала сделаем разминку.

3. Разминка «Динозаврики»

(Кончиками пальцев касаемся частей тела, согласно тексту). У динозавра есть мурашки Очень крупные везде: На лбу, на ушах, На шее, на локтях, Есть на носах, на животах, Коленях и носках, У динозавра есть чешуйки Есть чешуечки везде На лбу, на ушах На шее, на локтях, Есть на носах на животах Коленях и носках.

4. Сравнение двух групп предметов. Игровое упражнение «Угощение»

Один ребенок раскладывает у доски на наборном полотне рыбки и листики) У каждого ребенка двухполосная карточка. Воспитатель: Мы приготовили для динозавриков угощения. Вам необходимо выложить на верхней полосе угощение для маленького динозаврика – 4 листика. На второй полосе 5 рыбок. Дети выкладывают. Воспитатель: Чего больше рыбок или листиков? Дети: Рыбок. Воспитатель: Следующее задание: уровнять количество (двумя способами). Молодцы. А теперь отдохнем.

5. Физкультурная минутка «Динозавр»

Показали мне игрушку, (прямые руки вперед) Динозаврик был смешной (ходьба на месте) Он лежать умел на брюшке (поглаживания кистями рук, живот) И кивать нам головой». (наклоны головой вперед-назад).

6. Игра «Путешествие на планету Динозаврия»

Воспитатель: А теперь мы отправимся на планету, где живут динозавры. На чем мы можем отправиться на другую планету? Дети: На ракете. (Воспитатель показывает геометрические фигуры на ленточках). Воспитатель: Назовите что эта за фигура? Дети: Круг, квадрат, треугольник. Воспитатель: А вместе их как называют? Дети: Геометрические фигуры. Воспитатель: Это не просто геометрические фигуры, а билеты. (Воспитатель раздает билеты). Воспитатель: Займите свои места в той ракете, где форма окна такая же как у вашего билета. Дети подходят под музыку (куплет из песни И.Резник «Динозаврик») к макетам ракет, с разными геометрическими формами окон. Воспитатель: Приготовиться к старту! Внимание! 1-2-3-4-5! Пуск. Завели двигатели (вращение руками). Мы подлетели к планете. Дышите глубже. Вдох носом, выдох через рот! 1 - поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х». Воспитатель: Рассмотрите динозавров, их среду обитания. (Дети стоят возле панно и разглядывают динозавров, в это время звучит запись голоса динозавров). Воспитатель: Нам пора возвращаться в настоящее. Займите свои места. Обратный отчет 5-4-3-2-1! Пуск!, Двигатели запустили! (вращение руками) Мы вернулись. Займите свои места.

7. Упражнение «Танграм»

Воспитатель: Вы рассмотрели динозавров и сейчас правильно их сложите из геометрических фигур по рисунку. Дети выкладывают рисунок динозавра по контору (Танграм) Воспитатель: Хорошо. Скажите, а что было бы, если динозавры попали к нам?

8. Подведение итогов

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на нашем занятии? Хотели бы еще отправиться на другую планету? А чтобы вы не забыли о нашем путешествии, я подарю рисунок динозаврика. Вечером вы с родителями их раскрасите и завтра принесете. Мы устроим выставку. Воспитатель раздает рисунки детям и гостям.

Предварительный просмотр:

Стихи о динозаврах

Юрий Юркий

Динозавр.

Динозавр – это ящер огромный
Жил когда-то, но мы его помним.

Динозавра давно уже нет –
По костям его создан скелет.

Шея длиннее жирафовой шеи –
С деревьев листву доставать ей умеет.

Бродили мы в парке среди динозавров
Туда непременно пойдём ещё завтра.

Динозавр разместился в дом полностью чтоб,
Надо строить ему дом с большой небоскрёб.

Очень жаль, динозавр не дожил до меня –
Я завёл бы себе его вместо коня!

Очень жаль, динозавр до меня не дожил –
Он бы дом вместо пса у меня сторожил.

Динозавр высок, но опасны высоты –
Вместо мух у него мельтешат самолёты.

Динозавру работать пожарником нужно –
Он без лестниц любого спасёт потому что.

Появляется мель. Что случилось с рекой? –
Динозавры устроили здесь водопой.

А.Сметанин

Почему исчезли динозавры ?
Потому, что каши мало ели.
Мамы их просили:- Съешьте завтрак.
А они овсянки не хотели.
Стихи про динозавров.

Мамы им твердили:
- Вот вам фрукты,
Деткам так полезны витамины.
Но они чихали на продукты.
И худели их хвосты и спины.
Становились динозавры-дети
Меньше,
Меньше,
Меньше
Постепенно.
А потом их стало не заметить.
Так они пропали.
Совершенно.

Е. Аэрова

Мы собрали рюкзаки
И одели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Наконец его нашли
Мы, когда в музей пришли.

Б. Вайнер

Как на нашем огороде –
Небывалая напасть:
Динозавры всюду бродят –
Негде яблоку упасть!
Мы и так других не хуже
В отношении чудес,
Да ещё любая лужа
Вроде озера Лох-Несс:
Мухозавры там летают!
Жукозавры там живут!
Хрюкозавры отдыхают,
Лужевую воду пьют!
Уткозавры лапы моют
У крутого бережка,
Курозавры землю роют –
Добывают червяка,
Котозавры колобродят,
С крыш сигая с ветерком,
Мышезавры хороводят
Возле крынки с молоком,
А у старого базара,
Где с берёзкою бугор,
След ноги лягушкозавра
Обнаружил дед Егор;
Ох, не зря под месяц новый,
Не оставив и примет,
Там пропали две коровы
И один велосипед!

В. Пахомов

Данька любит динозавров :
Их рисует целый день.
Птерозавров, бронтозавров
Рисовать ему не лень,
Самых древних на планете,
Тех, что вымерли давно,
И рисует он, и лепит,
Посмотрев про них кино.
Что творится в нашем доме?
Динозавры там и тут:
На диване, на балконе,
Даже в Данькином альбомеДинозаврики живут.

Попросил динозавр динозавриху:
«Приготовь, дорогая, на завтрак мне
Две котлеты, омлет, мармелад
И ещё не забудь шоколад!»
Отвечала ему динизавриха:
«Очень вредны котлеты для завтрака,
Может, лучше возьмёшь ты салат,
Сочный лук и зелёный шпинат?
И ещё, дорогой, непременно бы
Пригодилась морковка отменная,
Два прекрасных капустных листка -
В них полезные есть вещества!»
И вздохнул динозавр опечаленно:
«Есть хочу я всё время отчаянно!
Так мечтаю котлетку я съесть,
Что готов в шкуру тигра залезть!»

А. Монт

У мамы-динозаврихи
В семействе прибавленье –
Малютки- динозаврики
Достойны умиленья!
Еще вчера динозаврята
Лежали в яйцах, как цыплята,
И скучно было там, хоть плачь,
Яйцо всего...с футбольный мяч!
Но вот скорлупки развалились,
Из них степенно появились:
Лобастик, Бука, Радостёнок,
А этот шустрый – Пострелёнок.
Гуськом за мамой, след во след,
Отправились глядеть на свет,
Пришли... Вот динозавров стадо,
Здесь мама всем представить рада
Детишек: «Бука, Радостёнок,
Лобастик…где же Пострелёнок?
О горе, горе, неужели
Напали хищники и съели
Сыночка, крошечку, ребёнка,
Несчастного динозаврёнка?»
И мчится стадо, мчится мать
Пропавшего искать, спасать.
От топота земля дрожит
И лес поваленный трещит...
Вдруг видят, вот он – Пострелёнок,
Хвостом играет, как котёнок:
Кружится, силится поймать,
Но хвост не может свой догнать.
От пережитого волненья
У динозавров тут колени
Ослабли вмиг и подломились –
Гиганты...в обморок свалились!...
..Уж много миллионов лет
На свете динозавров нет,
На всей большой планете!
Никто не знает – почему?
Наверное, не потому,
Что их пугали дети!
Но может так, на всякий случай,
Родителей не будем мучить –
Теряться, драться, удирать...
А будем их оберегать?

Михаил Боярский - Динозаврики

Как всегда в часы выходного дня
Просит сказку сын рассказать меня
До предела надоело это дело мне и тогда
И тогда решился я внезапно
Рассказать про динозавров
И с тех пор только лишь о них разговор


И жуете баобабы на завтраки
Всей науке-скуке вопреки
Динозаврики, динозаврики
Динозаврики, динозаврики

"Динозавров нет" - говорю весь день
"Знать наказаны за большую лень
Знать не часто пасти пастой чистили они по утрам
Знать зарядка им неинтересна
Знать страдали лишним весом",
Только он шепчет все равно сквозь сон

Динозаврики, может вы попрятались в Африке
И жуете баобабы на завтраки
Всей науке-скуке вопреки
Динозаврики, динозаврики
Динозаврики, динозаврики

Как теперь нам быть сам не знаю я
Об одном твердить стала вся семья
Видно джина из кувшина выпустил своей рукой
И теперь готовы мы хоть завтра
Повстречаться с динозавром
Только вот, неизвестно где живет

Динозаврики, может вы попрятались в Африке
И жуете баобабы на завтраки
Всей науке-скуке вопреки
Динозаврики, динозаврики
Динозаврики, динозаврики.

Динозаврики, может вы попрятались в Африке
И жуете баобабы на завтраки
Всей науке-скуке вопреки
Динозаврики, динозаврики
Динозаврики, динозаврики.

ТИРАННОЗАВР

Он был прекрасен, словно изваянье, –
величие и жуть.
И туша выдыхала обаянье –
такую не пригнуть...

Являлся, словно танк, легко и мощно,
хватал всё, что хотел,
любой дрожащий, согнутый комочек
ему покорных тел.

И было имя: завр. Или раптор.
А может, донт иль зух.
Земля ему была ужасно рада,
ссужала прах и пух.

И он имел крутой, горячий норов,
но тоже мамой был.
И были яйца в тёмных тёплых норах
и много лет и сил,

чтоб вырастить всю мелочь голопузью,
насытить, провести,
зрачок свой хищный осторожно сузив,
по скользкому пути.

На этот путь ступаем мы однажды,
идём, не трепеща.
Подспудно о подвохе знает каждый:
здесь не было пощад

Лишь мы одни пока не обмельчали,
не превратились в слой,
где б наш скелет замуровал песчаник,
рождённый в кайнозой.

ТРИЦЕРАТОПС

Это был трицератОпс,
иль, вернее, трицерАтопс,
всей равнины император,
громкий рык, тяжёлый топ.

Шкура – прочная броня,
не чета и носорогам.
Ведь недаром он, трёхрогий,
всю округу охранял.

Неудобный воротник,
шею жмёт на поворотах...
Впрочем, такова природа,
к ней он сызмальства привык.

Огороды – разносол,
где захочешь, там и скатерть.
Лишь тирекс бы не нагадил –
ух, как он на «рексов» зол!

Разогнаться – и привет:
береги кишки, разбойник!
...Бил достойно и убойно
рыцарь, каковых уж нет.

Палладин и тайный брат наш,
звёздной веры твёрдый страж.
Шкуры бронзовый грильяж.
Крестоносец духа ратный.

ЗАУРОЛОФЫ

Здесь ходят – тихо, говорят – легко.
Здесь ливней пьют парное молоко.
Здесь папоротникОвые стволы,
от воздуха и света веселы,
уходят в небо. Звёздочки следов.
Божественных зауролофов дом.

Смотри, как погружаются в прибой
и мощь хвостов уносят за собой,
выныривают, фыркают, сопят
пупырчатые морды ангелят.
Когда уйдёшь, им помаши рукой.
Теперь и ты – свет, галька и прибой...

БРАХЕОЗАВР


куда посапиЕнсее, чем прочие,
гигант равнин, в пять этажей, не менее,
брахеозавр космических обочин.

Ему пошёл плюмаж бы, треуголка,
хотя он мирный джунглей поселенец.
Его глаза – зеркальные осколки
туманности – кружАщейся сирени.

В нём мелочности нет, каприза для. –
Одна лишь Млечность, юная забава!
Он знает Путь один – туманный Шлях
(его душе – образчик идеала).

А ты возьми и разуверь меня
без пошлостей сплошной терминологии!
Он sapiens, и в этом нет сомнения,
куда посапиЕнсее, чем многие.

SAPIENS DINOSAVROS

Он идёт, раздвигая колонны деревьев,
окунаясь губами в зелёную пену,
Аполлон этой древней страны сокровенной,
чьи шаги, словно взрывы, колеблют Вселенную.

Этот долгом и страстью ведомый Геракл
укрощает нашествие джунглей неистовых,
пролагая тропу для невест и для драк,
в старом поиске новых незыблемых истин.

Раскачав гордым бригом гудение крон,
эти нервные, нежные нети и недра,
он достанет до звёзд, он силён и влюблён,
Робинзон галактически южного ветра.

И, срывая губами блестящую завязь
малых звёздочек, – космоса вечный колосс,
он дорос и до нас, он ещё продолжается,
сапиенс динозаврОс!

* * *
Палеонтологи, простите –
у вас не отберу я хлеба.
Я до сих пор всё пела Небо,
отнюдь не жаждая открытий

эпохи кембрия и мела,
всех -терий, -тавров, -ринхов, -донтов.
И петь об этом a capella*
мне как-то вовсе неудобно...

Но вот вонзились – и запали
в печёнку, в сердце, просто в душу
те, что так долго, сладко спали,
отвергнув и моря, и сушу,

и молят: дай наружу выйти,
дай свой язык взаймы – на стих лишь,
своей живой и нежной прыти,
пока навеки мы не стихли,

рассыпавшись и разметавшись
под глиною на скальном ложе...
...И нет речистей их, и даже
всё невозможное – возможно!


Динозавры вымерли 65 миллионов лет назад, но нам кажется, что мы знаем о них все. Художественные и научно-популярные фильмы, многочисленные энциклопедии динозавров для самых маленьких и для вполне взрослых... Между тем, не все догадываются: основная часть того, что мы знаем о динозаврах, - лишь выдумка писателей и режиссеров. На самом же деле, многие насущные вопросы о них до сих пор остаются без ответа.

Какой динозавр появился первым?

Ученым известно более 300 видов динозавров. Знают они и то, что динозавры появились на планете примерно 230 миллионов лет назад. Но какой из них был первым, пока загадка. В 1930-х казалось, что ответ на этот вопрос близок. Тогда палеонтологи обнаружили на территории Танзании останки динозавра, названного, по месту находки и имени первооткрывателя, ньясазавром паррингтона. Ученые утверждали, что их возраст - 240 миллионов лет. Однако вскоре возникла проблема: ученые не смогли с уверенностью сказать, что речь идет именно о динозавре, а не о ком-то из его близких родственников. Размер существа составлял около 2-3 метров, его костяной гребень походил на гребни динозавров - вот и все, что известно о ньясазавре. Возможно, в ближайшие годы, с появлением новых методов исследований, ученые смогут сказать больше, - и тогда мы узнаем ответ на этот вопрос.

Динозавры были теплокровными или холоднокровными?

Этот вопрос ученые обсуждали десятилетиями. И сейчас они ищут ключ к разгадке - на сей раз, в микроструктуре костей. Она заставляет исследователей предполагать, что динозавры были некоей переходной формой. Чтобы согреться, они использовали силу своих мышц, но, в отличие от нас, полноценных теплокровных существ, температура их тела не была стабильной. Так что пока, с некоторой натяжкой, нам предлагают считать их чуть-теплокровными. Но пока все исследования касались лишь динозавров,проживавших в теплом климате. А как насчет тех, что жили в полярных областях? И как регулировалась температура тела у детенышей динозавров? Этого ученые пока не знают.

Какой динозавр был самым большим?

Ответ на этот вопрос интересует всех - но пока найти его не удалось. Условно самым большим считается существо под названием "суперзавр" - его размер колебался в пределах 30-35 метров. Но палеонтологам удавалось находить и другие останки схожих размеров. Проблема в том, что наборы костей всегда неполны, так что рассчитывать размер динозавров приходится, анализируя мелкие фрагменты скелета. Лишь когда ученые смогут с полной достоверностью сравнить все найденные останки между собой, предварительно установив их полные размеры, ответ на этот вопрос получится достаточно научным.

Как динозавры создавали пары?

О пищевых привычках животного можно судить, к примеру, по зубам. А вот о его брачных ритуалах, как и о других особенностях поведения, увы, по окаменевшим останкам не расскажешь. Вот и приходится ученым гадать на костях. Драись ли самцы друг с другом за самок? Пытались ли они какими-то особенностями внешнего вида ли поведения прельстить женских особей? Это неизвестно. И даже о половой анатомии динозавров ученые знают не так много. Известно лишь, что они откладывали яйца. На этом основании ученые предполагают, что у динозавров была клоака, как у современных птиц, - а этот орган служи и для дефекации, и для размножения.

Для чего динозавры использовали гребни, шипы и рога?

Многих динозавров природа снабдила впечатляющими украшениями - гребнями, шипами, рогами. Особенно впечатлял трицератопс с мощными рогами и огромным костяным воротником. Но зачем были нужны эти украшения? С первого взгляда кажется, что их предназначение - отражать нападение неприятеля. Но палеонтологи так не думают. Еще одна версия заключается в том, что они предназначались для терморегуляции, но, опять-таки, исследования показывают, что в терморегуляции они играли пассивную роль и это не было их главной задачей. Так что на сегодня основная версия гласит, что эти приспособления предназначались для привлечения брачного партнера. То ли все эти украшения, как павлиньи хвосты, нужны были, чтобы произвести впечатление на представителя противоположного пола, то ли нужны были для того, чтобы опознать особей своего вида. Но эта догадка тоже пока не получила подтверждения.

Как динозавры охотились?

В "Парке Юрского периода" динозавры, по большей части, охотились группами. Но здесь кинематографисты занимались догадками. Хотя по сохранившимся следам ученые предполагают, что динозавры держались группами, пока неизвестно, постоянно ли они вели стадную жизнь, и зачем им это требовалось. Может быть,они действительно совместно добывали пищу, а может, собирались для других целей - например, для заботы о потомстве. Скорее всего, ученые никогда не узнают этого, если не сумеют изобрести машину времени.

Как они научились летать?

Многие считают ближайшими родственниками динозавров крокодилов. Но это не так. Как ни удивительно, их ближайшая родня - птицы. Разумеется, предки современных пернатых - не ужасные тиранозавры, а небольшие пернатые динозавры - манирапторы. Как же они поднялись в воздух? Быть может, они начали подпрыгивать, пытаясь поймать добычу, разгоняясь по склонам? Но это - только догадка. Как на самом деле динозавры освоили полет, для ученых - тайна, которую они надеются разгадать.

У каких динозавров была шерсть или перья?

В фильмах динозавров принято изображать кожистыми, подобно современным ящерицам. Но это - лишь попытка уподобить незнакомое известному. На самом деле, науке неизвестно, как именно выглядели наружные покровы динозавров. Палеонтологи знают, что некоторые небольшие динозавры, предки нынешних птиц, были покрыты перьями. Но недавние находки показали, что, возможно, даже кожа гигантских тиранозавров была покрыта наружным слоем, напоминающим то ли перья, то ли жесткую шерсть. Однако, чтобы окончательно понять, как выглядели динозавры снаружи, потребуются еще годы исследований - и неизвестно, какие еще находки ждут палеонтологов впереди.

Почему они были такими огромными?

Наверное, секрет популярности динозавров, прежде всего, кроется в их невероятных размерах. Некоторые из них весили до 50 тонн! Почему же они были такими громадными? На этот сет существует несколько теорий. Одна из них видит причину в жарком климате доисторической Земли. Он стимулировал быстрый и активный рост растений, и еды для динозавров всегда было вдоволь. Так что для роста были вполне подходящие условия. Правда, теория эта звучит не слишком убедительно. Ведь, если разобраться, еще до динозавров Земля с ее щедрой растительностью была заселена лишь бактериями - но ни одна из них не стала бактерией-гигантом. Другие предположения связывают гигантский размер динозавров с необходимостью защищаться от других динозавров, а также с отсутствием у них полной теплокровности - впрочем, тоже лишь предполагаемым. Разумеется, ответом может стать и некая комбинация существующих теорий, и какая-то иная, доселе неизвестная причина. Но точного ответа пока не знает никто.

Какие динозавры были ночными животными?

Разумеется, останки не могут поведать нам о графике жизни динозавров, так что возможностей для догадок у ученых не так много. Некоторые предположения палеонтологи строят, исходя из наличия в глазницах динозавров кольцевых костей, называемых склеровыми кольцами. Возможно, они помогали гигантским ящерам видеть в темноте. Однако некоторые ученые с этим не согласны, утверждая, что эти костяные структуры присутствуют и у дневных животных, причем мало отличаются по строению от ночных. Так что тайна ночной жизни динозавров пока остается тайной.

Насколько умны были динозавры?

Как известно, у некоторых динозавров - например, у стегозавров, - был сравнительно маленький мозг. Но они были отнюдь не глупы. При оценке интеллекта динозавров мы можем полагаться на так называемый "коэффициент энцефализации" (EQ), показывающий соотношение размеров мозга и остального тела. По этому показателю, к примеру, трицератопс может сравниться с человеком, а другие динозавры - с современными животными. Но этот показатель недостаточно надежен, чтобы по нему можно было делать далеко идущие выводы. Ученые пока не могут даже ответить на вопрос о том, могли ли, с эволюционной точки зрения, динозавры обзавестись мозгом размером с человеческий, если жили на миллионы лет раньше?

Быстро ли они бегали?

Забудьте о том, что видели в кино! Головокружительная скорость, с которой там носятся динозавры, - сильное преувеличение. Скорость динозавров, безусловно, ограничивалась их размерами, строением тела и метаболизмом. Гигантский рост и маленькие передние лапы - безошибочный знак, что они бегали не слишком быстро. Скажите, вы можете себе представить, как споткнувшийся тиранозавр пытается подняться, помогая себе крохотными передними лапками? Кроме того, ученые пытаются рассчитать скорость движения динозавров, исходя из их следов. Увы, сохранившиеся следы встречаются не так часто. Так что основным источником информации о скорости древних ящеров остается наблюдение за современными животными. Исходя из их догадок, динозавры двигались весьма медленно, а самыми быстрыми из них были длинноногие орнитомимы.

Как они растили потомство?

Пока что ученые уверены в одном: разные виды динозавров растили детей по-разному. Но как? В догадках ученые могут использовать лишь ископаемые гнездами динозавров и наблюдения за современными животными, особенно птицами. Известно, что динозавры откладывали яйца - значит, за один раз у них рождалось сразу несколько детенышей. Считается, что сейсмозавры откладывали за раз 20-30 яиц - часть из них съедали другие динозавры, а оставшиеся обеспечивали продолжение рода.
В 1970-х ученые нашли гнездо майязавра. И не только гнездо, но и полный набор его обитателей - только что вылупившихся малышей, подросших детенышей и взрослых. Значит, майязавры заботились о потомках до тех пор, пока те не становились достаточно взрослыми, чтобы самим позаботиться о себе. Но так поступали не все динозавры. Некоторые, такие, как апатозавры, предпочитали поскорее уходить на вольные хлеба, чтобы собственная мать случайно не раздавила их. Однако все перечисленные - травоядные динозавры. О семейных обычаях плотоядных динозавров почти ничего не известно. Ученые предполагают, что они откладывали яйца и оставляли их собственной судьбе - но лишь из-за недостатка находок, повествующих об их обычаях гнездовья. Так что остается надеяться на новые удачи в раскопках.

Кто из них был хищником, а кто - жертвой?

О том, кто из динозавров кем питался, известно очень немного. Ученые могут делать выводы об этом, лишь исходя из содержимого желудков обнаруженных останков динозавров - а желудки у них далеко не всегда полны, да и показывают, в лучшем случае, какой была их последняя трапеза, а отнюдь не полное меню, которое могло быть весьма разнообразно. К примеру, у найденного палеонтологами барионикса в желудке обнаружились останки рыбы. Но это лишь один вид динозавров, к тому же эта находка не позволяет сделать вывод, что он питался исключительно рыбой.
Еще одна известная находка - останки сцепившихся в схватке велоцераптора и протоцератопса, обнаруженные палеонтологами в Монголии. На костях каждого безошибочно опознавались следы зубов. Быть может, они охотились друг на друга? С большой вероятностью. Но пока утверждать это с определенностью нельзя - да и, опять же, это лишь два вида динозавров из сотен.

Какого они были цвета?

Динозавров чаще всего изображают зелеными или коричневыми, но это - лишь плод воображения: до недавнего времени люди судили о расцветке динозавров, взяв за образец современных рептилий. Но, возможно,определить их окраску удастся иным путем. В 2008 году исследователи применили сканирующий электронный микроскоп и обнаружили, что в пере динозавра возрастом в 100 миллионов лет содержались меланосомы - органеллы, содержащие пигмент меланин. Если это так, значит, вероятно, останки пернатых динозавров сохранили натуральный цвет. Это подтвердила находка останков динозавров в 2010 году в Китае. Но ученые по-прежнему не знают, насколько пигмент изменял цвет после смерти животного или хотя бы выцветал со временем. Кроме того, за расцветку не отвечают одни лишь меланосомы - большую роль играет, к примеру, диета. Так что даже над загадкой цвета пернатых динозавров ученым еще думать и думать, а уж расцветка тех из них, что не были покрыты перьями, и вовсе остается тайной.

Цели урока:

Образовательные: формировать представление у учащихся о жизни динозавров
на Земле в мезозойскую эру, умение устанавливать взаимосвязи
в природе.
Развивающие: развивать воображение учащихся и наблюдательность, мышление
и познавательную активность.
Воспитательные : воспитывать интерес к изучению истории планеты Земля, её
природы.

Оборудование : иллюстрации с изображением динозавров, мультимедийный проектор, фильм «Динозавры» (Shoval Film Production, 1997).

Ход урока

1. Организация класса. Сообщение темы урока.

Тема урока : «Планета загадок. Жили-были динозавры»

Сегодня у нас необычный урок. Он основан на материале экскурсий в музей Дарвина, Палеонтологический музей и в музей Землеведения, на основе докладов учащихся нашего класса и отрывков из научных и научно-фантастических фильмов. Это должно помочь вам лучше понять эту тему.

2. Повторение пройденного.

Повторим тему «Материки-путешественники».

Назовите и покажите на карте известные вам материки нашей планеты.
Сколько их?

Их шесть. Это Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка и Южная Америка.

Учитель: - Какой, по мнению учёных, была наша планета в прошлом, 200 миллионов лет назад?
Дети: - Вся суша представляла собой один гигантский суперконтинент. Учёные называют его Пангея.
Учитель: - Что произошло потом?
Дети: - Он раскололся на несколько частей, которые стали постепенно отплывать дальше друг от друга.
Учитель: - Приблизительно, с какой скоростью они двигались?
Дети: - 1,5 – 2 см в год.
Учитель: - Что будет с Землёй в далёком будущем?
Дети: - По мнению учёных, материки опять объединятся в один, а Южная Америка превратится в громадный остров.

3. Объяснение нового материала.

По мнению учёных, Вселенная возникла 14 миллиардов лет назад, а Земля и планеты Солнечной системы – чуть более 4 миллиардов лет назад. Историю Земли и жизни на ней учёные разделили на определённые промежутки – эры, которые подразделяют на периоды.

Архейская эра (3500 млн. лет назад) – это эпоха скрытой жизни, она указывает на существование бактерий и сине-зелёных водорослей, которые появились не сразу.

Палеозойская эра (350 млн. лет) – эпоха морских беспозвоночных и рыб.

Мезозойская эра (150 млн. лет) – эра динозавров.

Кайнозойская эра (65 млн. лет) – время зверей, (2 млн. лет) – время человека.

Динозавры жили только в мезозойскую эру (225–65 млн. лет назад). Они достигли поразительного расцвета и быстро вымерли.

Посмотрите отрывок из фильма «Динозавры».
Одному мальчику приснился сон, как будто он встретил профессора Ричарда Оуэна в лондонском музее естественной истории. Профессор рассказывает ему о происхождении жизни на Земле.

(Просмотр фильма – 3 мин.)

Учитель: - Почему ни один человек на свете не видел настоящих динозавров?
Дети: - Прошло 65 млн. лет после исчезновения динозавров.

Некоторые люди говорят, что динозавры населяли Землю, когда она была «молодой». Это не совсем так. Если представить себе всю многомиллионную историю Земли как один день, то динозавры жили на ней меньше часа. А история человеческой цивилизации уместилась бы в полсекунды. Динозавры принадлежали к классу рептилий, или пресмыкающихся.

Учитель: - Каких вы знаете современных пресмыкающихся?
Дети: - Ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы. Пресмыкающиеся – это класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком, или волоча брюхо по земле.
Учитель: - Чем отличались динозавры от прочих рептилий?
Дети: - Они были наземными животными и передвигались на прямых ногах.
Учитель: - Как люди узнали о существовании динозавров?
Дети: - Производили раскопки.
Учитель: - Как называется наука, которая изучает вымерших животных?
Дети: - Палеонтология.

В 1822 году впервые были найдены окаменевшие кости крупного ящера. Его зубы напоминали по форме зубы игуан – ящериц, которые встречаются в Центральной и Южной Америке. Поэтому открытое животное назвали игуанодоном (зуб игуаны). Лондонский профессор Ричард Оуэн впервые пришёл к выводу, что эти животные относятся к самостоятельному виду пресмыкающихся, и он предложил назвать их динозаврами – ужасными или ужасно большими ящерами.

А в 1854 году крупнейшие учёные Англии получили приглашение на обед, который должен был состояться в брюхе динозавра. В самом деле, банкетный стол был накрыт внутри макета только что открытого в те времена гигантского чудовища. Макет был изготовлен в натуральную величину. Игуанодон – так был назван этот ящер. Он стоял на четырёх ногах, а брюхо почти касалось земли. Прошло 155 лет. Учёные нашли тысячи скелетов динозавров, и уже сегодня никто не поставит игуанодона на четыре ноги, потому что животное передвигалось на двух ногах. И вообще динозавров от других ящеров отличала ходьба на двух ногах, со временем некоторые из них встали на 4 ноги.

Учитель: - Останки динозавров находят на всех материках.Почему? Неужели они переплывали океан?
Дети: - В этом не было необходимости. В то время материки были сдвинуты и образовывали единое целое.

Почему у динозавров такие странные названия?

От двух древних языков – латинского и греческого. Обычно названия обозначали какой-то признак данного животного: мегалозавр – большая ящерица, дейнонихус – страшный коготь, трицератопс – трёхрогая морда, стегозавр – ящерица под крышей. Известно свыше 500 различных видов динозавров.

Учёные подразделяют динозавров на следующие группы:

Тероподы – хищные двуногие динозавры вроде тираннозавра. Рис. 3
Зауроподы – гигантские травоядные динозавры вроде диплодока и брахиозавра. Рис. 4
Орнитоподы – травоядные динозавры меньших размеров передвигавшиеся на двух ногах вроде игуанодона и утконосых динозавров. Рис. 5
Цератопсы – рогатые динозавры, вроде трицератопса, травоядные. Рис. 6

Стегозавры – травоядные динозавры с огромными костными пластинами и шипами на спине и хвосте вроде стегозавра.Рис. 7

Анкилозавры – панцирные динозавры вроде нодозавра, травоядные четвероногие животные. Рис. 8

Пахицефалозавры – группа динозавров с очень массивнымчерепом вроде пахицефалозавра.Рис. 9.

4. Доклады учащихся.

Тираннозавр.

Тираннозавр – самый крупный хищник из всех, когда-либо населявших нашу планету. Впервые его останки были найдены в 1902 году в Азии и на западе Северной Америки. Тираннозавр означает «ящер-тиран». Он обитал в конце мелового периода, около 80 млн. лет назад. Этот огромный 15-ти метровый гигант весил более 8 тонн. Один его череп был длиной полтора метра. Из широко разинутой пасти торчали острые зубы, похожие на акульи. Тираннозавр передвигался на мощных задних лапах. Передние же лапы у него были короткими, слабыми и имели всего по два пальца. Огромная голова и короткое тело уравновешивались длинным и толстым хвостом. Существует мнение, что свирепые тираннозавры питались в основном падалью, т.к. они не очень быстро бегали, и не могли преследовать жертву. Своим ужасным видом они, вероятно, отпугивали других хищников от их добычи. Но в последнее время многие учёные считают, что тираннозавр был грозным охотником-убийцей. Он бегал достаточно быстро (40 км/ч), настигал свою жертву и убивал её. Но это опять же – гипотеза!

Диплодок

Диплодок один из настоящих гигантов позднеюрского периода. Первый окаменелый скелет был найден в 1877 году в Скалистых горах (Колорадо). Диплодок достигал в длину 30 метров. Из них большая часть приходилась на шею и хвост. Кости его были полыми, поэтому весил он мало - около 10 тонн. Палеонтологи назвали этого динозавра диплодок, потому что в конце спины, в крестцовом отделе у него был второй мозг. Кстати, головной мозг диплодока весил меньше мозга котёнка. Вероятно, диплодоки вели стадный образ жизни, питаясь листьями невысоких деревьев. Не умея жевать, они заглатывали камни, которые помогали им перетирать пищу. Целыми днями бродил диплодок по болотам, нежился в тёплой воде и ел, ел без конца. Длинный хвост диплодока, заканчивавшийся тонким «хлыстом», служил прекрасным орудием защиты.

Трицератопс.

Трицератопс – появились в конце эры динозавров, примерно 70 млн. лет назад. Обитал в Северной Америке. Трицератопс был настоящим гигантом: около 10 м длиной, 3 м высотой, а весил 11 тонн. Он передвигался на четырёх могучих, похожих на колонны ногах. Трицератопс означает «трёхрогая морда». Должно быть, животное пользовалось этими длинными рогами как оружием. Шею трицератопса защищала огромная костяная оборка. Несмотря на грозную внешность, трицератопс был мирным животным. Он питался растениями. Трицератопсы вели стадный образ жизни. Даже огромные, голодные тираннозавры остерегались нападать на взрослого самца-трицератопса, а тем более на целое стадо.

Стегозавр.

Стегозавр – покрытый пластинами чешуйчатый ящер. Это «самое странное животное», по мнению британского зоолога Ричарда Оуэна. Впервые его останки были найдены в США в 1877 году. Стегозавр был четвероногим и растительноядным. Около 10 метров длиной и весил не более 2 тонн. У него была крошечная голова и мозг размером с грецкий орех. В конце хвоста имелись две пары шипов, напоминающих рога. Они помогали стегозавру защищаться от хищников. Самым удивительным в этом существе был ряд больших костных пластинок, спускавшихся вдоль спины. Возможно, они служили стегозавру для защиты от хищников. А, может быть, помогали контролировать температуру тела динозавра. Они помогали охлаждению тела, что было важно в условиях необычайно жаркого климата Земли.
(Можно предложить детям и другие темы докладов, например, «Зауролоф», «Птеродактиль», «Эуоплоцефал», «Дейнонихус» и другие).

5. Причины вымирания динозавров.

Каковы причины вымирания динозавров? Их около ста.

Самые распространённые версии:

а) Большой объект из открытого космоса, возможно комета или метеорит, врезался в Землю. Атмосфера наполнилась таким количеством пыли, газа и земных пород, что солнечные лучи не могли достигнуть поверхности Земли. Погибли растения. Вслед за ними растительноядные животные, а затем и хищники.
б) Другая теория также полагала, что солнечные лучи не достигали нашей планеты вследствие серии гигантских вулканических извержений. Вулканы выбрасывали в атмосферу тонны пыли и газа. И вновь ни травоядным, ни плотоядным не удалось спастись.

6. Были ли у динозавров потомки?

Птицы – единственные подлинные потомки динозавров. Многие элементы строения их тела и яйцо убедительно говорят о том, их предками были мелкие хищные динозавры. Причина выживания птиц заключается в том, что они могли регулировать температуру тела даже в тяжёлых климатических условиях – прежде всего благодаря своему оперению. Страус поразительно похож на страусового динозавра, калифорнийская бегающая кукушка – на мелкого хищного динозавра – компсогнатуса.

7. Возможно ли, что динозавры всё же дожили до наших дней в каком-нибудь укромном уголке Земли?

Время от времени появляются подобные слухи и легенды.

Учебник (стр. 180). Статья «Лох-Несское чудовище» (чтение).

Хотя время от времени и появляются подобные слухи и легенды, ни один серьёзный учёный не допускает мысли о том, что даже самый маленький динозавр мог бы по сей день оставаться необнаруженным, где бы то ни было. Однако прямые потомки динозавров, птицы, в самом деле, по-прежнему живут среди нас.

8. Итог урока.

Научно-фантастический фильм о динозаврах (3 минуты).

Каких динозавров вы узнали в фильме? (Трицератопс, брахиозавр, стегозавр).
- Ребята! Вам понравился наш урок? Чем? Молодцы! Спасибо за урок.

Список литературы к уроку:

  1. Иллюстрированная энциклопедия динозавров.
  2. Большая энциклопедия динозавров.
  3. Детская энциклопедия динозавров .
  4. «Динозавры». Серия «Что есть что».
  5. Учебник для 4 класса «Ознакомление с окружающим миром»

Динозавры — удивительные существа, которые хотя и вымерли давным-давно, но все так же продолжают будоражить умы людей. Ученые получили довольно много сведений на основании окаменелых останков, но многие вопросы все так же остаются без ответов. Вот 13 великих загадок динозавров, которые нам очень хотелось бы решить.

13 ФОТО

1. Кто из динозавров был первым?

Предполагается, что это ньясазавр, который был размером примерно с собаку и впервые появился около 245 миллионов лет назад.

2. Какого цвета были динозавры?

Почему-то считается, что они были зеленоватого или коричневого оттенка, однако правда в том, что динозавры могли быть любого цвета. Особенно те из них, которые имели перья.

3. Они были теплокровными или холоднокровными?

Насколько можно судить по найденным костям, большинство динозавров были теплокровными животными. Но окончательного ответа на этот вопрос пока не нашли.

4. Были ли они хорошими родителями?

Многие современные пресмыкающиеся, такие как морские черепахи, откладывают яйца и оставляют их на произвол судьбы, но с другой стороны птицы и аллигаторы довольно долгое время заботятся о своих детенышах. Как поступали динозавры в точности неизвестно, хотя по некоторым окаменелостям можно судить, что определенные виды, например майязавры, по крайней мере некоторое время проводили рядом с гнездами.

5. Могли ли динозавры быть милыми?

Как ни странно это звучит, но да, это вполне возможно. Несмотря на то, что само название динозавр означает «ужасный ящер», некоторые виды могли выглядеть очень даже симпатичными. Не верите? Тогда посмотрите на скелет кошки — выглядит не очень мило и даже жутковато, правда? А ведь у нас сейчас есть лишь останки динозавров и никто не знает, как они на самом деле выглядели.

6. Насколько быстрыми были динозавры?

Ученые пытаются рассчитать примерную скорость передвижения динозавров, исходя из сохранившихся следов. По их подсчетам динозавры двигались относительно медленно, намного медленнее, чем нам показывают в кино. Но все это лишь догадки.

7. Как они научились летать?

Мы знаем, что некоторые из динозавров были пернатыми, но откуда у них появились перья? Для современных ученых это тайна, которую они пока не в состоянии осилить.

8, Возможно ли клонировать динозавров?

Технология клонирования, показанная в «Парке юрского периода», не является выдумкой, но проблема в том, что период распада ДНК составляет около 520 лет. Так что даже если бы ученые нашли остатки крови и ткани динозавра, сохранившиеся в янтаре, создать из этого клонов все равно бы не получилось.

9. Могли бы выжить динозавры в современном мире?

Учитывая, что они существовали сотни миллионов лет назад, есть высокая вероятность, что они оказались бы просто неприспособленными к современным бактериям, а травоядные динозавры умерли бы еще быстрее от наших растений.

10. Динозавры ели людей?

Во-первых, динозавры и люди жили в совершенно разные периоды земной истории, их разделяет более 65 миллионов лет. Во-вторых, нам известно, что современные хищники, такие как львы и акулы, довольно редко нападают на человека. Поэтому вполне возможно, что динозавры могли бы относительно мирно сосуществовать с людьми, предпочитая еду, которая не бросает в них камнями и копьями.

11. Отчего они вымерли?

На этот счет есть много теорий. Одни ученые утверждают, что всему виной огромный астероид, упавший на Землю, другие говорят о постепенном изменении климата, к которому динозавры оказались не готовы. Также есть теория, что из-за долгого процесса роста детеныши динозавров часто сами становились жертвами других хищников.

13. Все ли динозавры вылуплялись из яиц?

Анализируя найденные ископаемые, ученые пришли к выводу, что некоторые из динозавров, в частности плезиозавры, вероятно могли быть живородящими.