— И вы решили поступать на филологический факультет? Беседа с Людмилой Дудовой, председателем совета «Ассоциации учителей русского языка и литературы».

В современном обществе принято считать, что молодое поколение мало читает, и книга перестала играть важную роль в их жизни. Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, председатель всероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка опровергла этот миф и рассказала о состоянии и тенденциях развития русского языка.

«Хочется, чтобы читали все»

— Людмила Васильевна, совсем недавно наша страна считалась самой читающей страной в мире. Книга для людей представляла особую ценность, почти в каждом доме была своя библиотека, но сегодня ситуация изменилась, бытует мнение, что современные дети мало читают. Вы согласны с этим утверждением?

— Это абсолютный миф. Специально на эту тему мы проводили исследование о репертуаре чтения ребят. Выяснилось, что дети меньше читают художественную литературу, но дети читают другую. Чтение как вид деятельности присутствует. Просто современные дети больше читают в интернете. Соревноваться книге с визуальным видом искусств сложно.

Например, в 2017 году российские ученики начальных классах стали первыми в мире по чтению. Если это сочинение, то и здесь мы видим, на какое количество авторов ссылаются ребята в своих работах. Два года назад было модным цитировать авторов «потерянного поколения». Сейчас чаще встречается современная литература, которую они с удовольствием читают.

Мне как филологу, конечно, хотелось бы, чтобы читали все поголовно, но такого никогда не было и не будет.

— Вы занимаетесь продвижением и развитием русского языка и литературы. Специально для этого создана всероссийская Ассоциация учителей литературы и русского языка, которую вы возглавляете. Что вас подвигло создать такую команду словесников?

— Прочитав в десятом классе роман Юрия Германа «Я отвечаю за все», я как-то очень по личному восприняла этот подход к жизни: человек должен иметь мужество брать ответственность за дело, которое он выбрал. Может быть, потому я и возглавила Ассоциацию учителей литературы и русского языка, в которой сегодня более 80 региональных отделений и более шести тысяч учителей.

Мы выступаем экспертами по различным направлениям. Мы разработали концепцию преподавания русского языка и литературы, утвержденную Правительством РФ в 2016 году.

Фактически мы участвовали в создании документа, который определяет правила преподавания русского языка и литературы как основных предметов в школе.

Также мы проводим экспертизу учебников русского языка и литературы, организуем форумы для учителей-словесников. Одно из последних мероприятий — передвижная методическая школа «Педагогический Транссиб», где мы проехали от Калининграда до берегов Амура. Проводили мастер-классы, круглые столы, читали лекции. Охват учителей составил несколько тысяч человек.

И то, что 6 июня, в день рождения великого русского писателя, вся страна участвует в акции «Пушкинский диктант» — это тоже наша инициатива.

«Поднять до пяти»

— Ассоциация сравнительно молодая, но сделано уже немало, какие у вас дальнейшие планы?

— В планах множество мероприятий, направленных в первую очередь на патриотическое воспитание молодежи.

Особо хочу отметить, что, где бы я ни находилась, я вижу, как много талантливых и очень светлых людей в нашей стране.

— Какие проблемы в изучении русского языка все-таки существуют и как они решаются?

— Проблем много. Мы вынуждены констатировать, что уровень качества подготовки по русскому языку у учащихся оставляет желать лучшего. Хотя при этом мы не фиксируем понижения качества. Но мы хотим, чтобы уровень знаний на оценку «три» был искоренен. Так как русский язык в нашей стране — это государственный язык.

— А что нужно сделать, чтобы повысить общую грамотность россиян?

— Во-первых, нужно усилить внимание к подготовке учителей русского языка и литературы, внимательно подойти к методической поддержке преподавания русского языка и литературы. Во-вторых, необходимо больше внимания уделять преподаванию русского языка в условиях билингвизма, все мы понимаем, что Россия — страна многоязычная, поэтому нужны другие методики преподавания в этих условиях.

Скоро у нас уже произойдет заметный прогресс, потому что сделано очень много. В этом году, например, с этой целью МПГУ проводил образовательную экспедицию в Чечню, где дети обучаются в условиях билингвизма.

«Неизученные буквы»

— А как все начиналось в вашей карьере? Почему вы решили связать свою жизнь именно с русским языком?

— Все начиналось с семьи. У нас всегда царил культ чтения и книги, хотя мои родители не имели никого отношение к филологии. Папа много читал наизусть. Именно от него мы впервые услышали в раннем детском возрасте выученные наизусть сказки Пушкина, Ершова. А когда подросли, то папа очень много читал стихотворений Сергея Есенина.

В те годы получить полные тексты этого удивительного поэта было непросто. Особенно дома ценились исторические романы, их в домашней библиотеке было немало. Таким образом в семье и прививалось уважение к слову. Поэтому когда я выбирала профессию, то выбирала науку, связанную именно со словом и книгой.

— И вы решили поступать на филологический факультет?

— Да, выбор профессии был связан не только с любовью к чтению и слову, но и с уважением к профессии учителя русского языка и литературы. Мне повезло с учителями, и я признательна судьбе, что она подарила мне таких замечательных педагогов. До сих пор часто в своей практике использую приемы, которым научилась у них.

Филология на тот момент мне казалась самой главной наукой, которая формирует человека, ибо мы имеем дело с текстами, в которых зафиксирован тысячелетний духовный и нравственный опыт человечества. А произведения каждого писателя — это ведь целый мир, погружаясь в который нельзя не поражаться безграничным возможностям слова, богатству и красоте мысли.

— После окончания университета работали учителем?

— Я работала учителем в своей родной школе очень далеко от Москвы, на Дальнем Востоке. Я до сих пор помню свой 5-й «В» класс, в котором я была, помимо учителя русского языка и литературы, еще и классным руководителем.

— Что вам особенно запомнилось в школе?

— После первого диктанта в моем классе, в котором было 35 учеников, выяснилось, что ни один из них не знал всего алфавита. Положительных отметок тогда было всего три. Естественно, после первой четверти приехала комиссия, которая проверяла работу молодого педагога. Вердикт был строгий, но из школы я не ушла и считаю, что именно годы работы в школе и определили весь мой путь в дальнейшем.

Хороший педагог нередко определяет будущее человека, это особая профессия, в которой глубокие знания сочетаются с постоянным творчеством и поиском, в этой профессии нельзя работать человеку, у которого холодное сердце. Верно говорят, что педагогическая профессия — это не дело, а служение.

«Вернуть статус»

— Профессия учителя требует огромной отдачи, у вас не было разочарований как у педагога?

— После школы я работала в педагогическом колледже и более 30 лет — преподавателем вуза. Я никогда не жалела о своем выборе. Профессиональная деятельность познакомила меня с огромным числом интереснейших ученых, талантливыми учителями и просто замечательными людьми.

Как в школе, так и в университетской среде мне посчастливилось учиться у прекрасных ученых, среди них Борис Иванович Пуришев, один из выдающихся историков немецкой литературы и знаток древнерусской живописи, Нина Павловна Михальская — англицист, блестящий знаток творчества Чарльза Диккенса и Вирджинии Вульф. Любому филологу эти имена известны, а мне посчастливилось у них учиться и работать с ними.

— В 2017 году вы стали членом Общественной палаты. Какие первоочередные задачи вы ставите для себя в первую очередь, работая в качестве первого заместителя председателя Комиссии по развитию образования и науки?

— Защита интересов учителя, отстаивание позиций русского языка как государственного языка нашей страны и преодоление кризисных явлений, связанных с чтением, и привели меня в Общественную палату РФ.

С Комиссией по развитию образования и науки я работала еще и до того, как меня выбрали в Палату, и считаю, что такое тесное сотрудничество позволило решить целый ряд проблем в нашем филологическом образовании и защите русского языка.

Русский язык и великая русская литература — это национальное наследие, которое мы обязаны не только сохранить, но и передать потомкам, ибо в них зашит культурный код нации.

Какой я вижу свою роль в Комиссии? Ответ для меня очевиден: содействовать возращению уважения к педагогической профессии, вернуть российскому образованию статус лучшего образования в мире, обеспечить нашим детям и внукам гарантии получения качественного образования, потому что учитель создает будущее, и оно должно быть самым лучшим.


общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».

Людмила Дудова выпускница филологического факультета Хабаровского государственного педагогического института. На протяжении ряда лет работала учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе, затем ассистентом на кафедре русской и зарубежной литературы Хабаровского государственного педагогического института.

С 1980 года профессиональная деятельность Дудовой Людмилы связана с кафедрой всемирной литературы Московского государственного педагогического университета, при которой она окончила аспирантуру и под руководством профессора Б.И. Пуришева выполнила и защитила диссертацию по теме: «Историческая драма штюрмеров», получив ученую степень кандидата филологических наук.

В настоящее время Дудова Людмила работает в должности доцента кафедры всемирной литературы МПГУ и преподает курс всемирной литературы девятнадцатого и двадцатого веков на филологическом факультете университета. На протяжении всей профессиональной деятельности занимается научно-исследовательской работой. Предметом ее научных интересов является немецкоязычная литература преимущественно восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Проводимые исследования направлены на изучение жанрового многообразия немецкой драмы, проблем синтеза искусств и приемов его воплощения в произведениях немецких писателей романтиков. В последние годы областью научных изысканий стали вопросы русско-немецких культурных и литературных связей. Исследования по компаративистике сначала проводились в рамках федеральной научной программы «Русский язык. Культура. История», а в настоящее время вошли как самостоятельное направление в федеральную научную программу «Развитие гуманитарных исследований».

Общее число научных публикаций по этим программам насчитывает более 20 работ, а созданный в рамках названной программы энциклопедический словарь «Зарубежные писатели» в двух томах был отмечен премией А.Ф. Лосева за 1998 год.

С 1998 года под эгидой Совета по педагогического образованию стал регулярно выходить журнал «Преподаватель», который получил признание у профессионального сообщества и стал реальной опорой в деятельности преподавателя высшей школы. С 1999 года возглавляет НИИ комплексных проблем непрерывного педагогического образования.

Людмила Дудова уделяет много внимания вопросам организации высшего педагогического образования в России, является ученым секретарем Совета по педагогическому образованию при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации. Принимала участие в разработке стратегической программы развития системы непрерывного педагогического образования России.

Занимается научно-методической работой, проблемами изучения и преподавания зарубежной литературы, научно-методического обеспечения системы высшего педагогического образования, а также общими вопросами развития отечественного педагогического образования, его истории и современному состоянию.

Ведет работу по направлению «Подготовка преподавателей русского языка и литературы» в Российском обществе преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), являясь членом правления этой организации, объединяющей преподавателей русского языка и литературы России.

В настоящее время Дудова Людмила Васильевна председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования. Член рабочей группы по созданию Концепции преподавания русского языка и литературы при Государственной Думе РФ.

По предложению Главы государства Владимира Путина, сорока гражданам РФ, 20 марта 2017 года, была утверждена в составе Общественной палаты Российской Федерации.

Является почетным работником высшей школы. Член-корреспондент Академии гуманитарных наук. Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Член Совета по учебникам при Министерстве образования и науки РФ.

Кандидат филологических наук, профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования. Член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, Член Совета по учебникам при Министерстве образования и науки РФ, Член рабочей группы по созданию Концепции преподавания русского языка и литературы при Государственной Думе РФ, Почётный работник высшей школы, член-корр. Академии гуманитарных наук, член-корр. Международной академии наук педагогического образования.

«Новости»

В Грозном начались курсы повышения квалификации для учителей чеченских сельских школ

Вторая часть списка доверенных лиц Владимира Путина обнародована Центризбиркомом

Советник Президента запретил Ольге Васильевой проводить Совет по гоп-стоп-стандартам

Путин увеличил число экспертов в ОП РФ, укрепил представительство науки, культуры и спорта

МОСКВА, 20 марта. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин утвердил членов Общественной палаты (ОП) по квоте главы государства.

Как сообщила пресс-служба Кремля, в VI состав (2017 — 2020 гг.) этого представительного органа по президентской квоте вошли как некоторые из тех, кто был представлен в V составе (2014 — 2017) Палаты, в частности академик Лео Бокерия, певица и общественный деятель Диана Гурцкая, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, так и новые участники — журналист Валерий Фадеев, кинорежиссер Владимир Хотиненко, глава Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова, шахматист Сергей Карякин и др. Всего в президентском списке 40 человек.

В Казани защитников русского языка не пустили к президенту РОПРЯЛ

Трагикомичная ситуация, свидетельствующая о потере чувства меры и полной вседозволенности чиновников в Татарстане, произошла сегодня, 7 октября, в Казани, где проходит V Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Активистов Общества русской культуры и родителей, добивающихся решения «языкового вопроса в особой республике», сотрудники Минобрнауки РТ физически не пропустили на форум.

«НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ БЫЛИ РАЗРУШЕНЫ ТРАДИЦИИ РУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Беседа с Людмилой Дудовой, председателем совета «Ассоциации учителей русского языка и литературы»

25–26 мая в Москве состоялся первый съезд Общества русской словесности. Одной из главных тем, обсуждавшихся съездом, было современное состояние преподавания русского языка и литературы. Много нелестных слов было высказано в адрес Министерства образования, некоторые шаги которого вызывают, мягко говоря, недоумение. Например, исключение из Федерального перечня учебников некоторых из учебных пособий, которыми были довольны учителя. В работе съезда принимала участие и председатель Координационного Совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы», профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования Людмила Васильевна Дудова.

Дудова Людмила Васильевна

e-mail: [email protected]

Звание, должность

Кандидат филологических наук

Профессор

Заведующая кафедрой филологического образования МИОО

Деятельность

Преподавание

Научно-исследовательская работа

Организационно-методическая работа

Руководство аспирантами и соискателями

Учебные пособия

1. Немецкая романтическая драма и драматургия Г.Клейста. // Зарубежная литература ХIX века. Практикум. М.,Флинта-Наука.2002 г.

С.33-77. Учебное пособие.

2. Г.Гессе. Роман «Степной волк»: модель мира и человека. // Зарубежная литература ХХ века. Практикум. М., 1999.С. 119-175. Составление и общая редакция. Учебное пособие.

3. Модернизм в немецкоязычной литературе. //Л.В.Дудова, Н.П.Михальская, В.П.Трыков. Модернизм в зарубежной литературе.

Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии. Учебное пособие. М., Флинта.Наука.1998. С.178-233. То же 2000; 2001.

Программы 1. Л.В.Дудова и др. Художественная литература. (Франция, Англия, США, Германия). Московская региональная программа. Для школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лингвистических лицеев. М., 1997. 59 С. Программа.

2. Л.В.Дудова, Чертов В.Ф. «Программа по литературе» для абитуриентов и старшеклассников. М.: Уникум-центр, 2005.

3. Дудова Л.В. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Реализм.// Филология. Комплексная программа по филологическим дисциплинам для средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля.

М.1993. С.60-70. Программа.

4. Дудова Л.В. Зарубежная литература конца XIX-XX века. // Там же. С.

78-84. Программа.

5. Программа по курсу «Лингвокультурология». //Дополнительная образовательная программа послевузовского профессионального образования для получения квалификации «Учитель английского языка».М., 2003. С.166-181.

6. Программа по курсу «Детская английская литература» (в соавторстве с Григорьевой О.А.) // Там же. С.268-273.

2. И.В.Гете «Гец фон Берлихинген»: освоение национальноисторического материала в немецкой литературе 70-80 годов ХVIII века. // Проблема метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1985.

0,5 п.л. Статья 3. Драма Лессинга «Минна фон Барнхельм» // Проблемы метода и жанра.

М., 1988. 0,3 п.л Статья 4. Исторические драмы М.Клингера. // Деп. Пуришевские чтения. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. 10-11 апреля 1989.

Москва. М., 1990. Статья. 0,5 п.л.

5. Межпредметные связи как форма углубления знаний студентов. (Из опыта проведения сдвоенного практического занятия по литературе). В соавторстве с С.В.Сапожковым. // Содержание, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в вузе в аспекте его демократизации и гуманизации. Тезисы докладов внутривузовской научно-методической конференции. Тольятти. 1990. С. 56-58.

6. Восприятие Шекспира в Германии во второй половине XVIII века.// Деп. «Пуришевские чтения: материалы 2-й Всесоюзной научной конференции по проблемам всемирной литературы, 15-17 декабря.

1989. Москва.» М., 1990. 14 с. Статья. 0,5 п.л.

7. Каким быть учебнику по литературе?// Ленинец. № 10.(1490). 28 марта 1991. Статья. 0,2с.

8. Живопись О.Рунге и К.Д.Фридриха в художественной системе немецкого романтизма. // IV Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М., 1992. С. 77-78. Тезисы. (2 с.) 9. Немецкие романтики о народной поэзии.// Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. В.И.Ленина за 1991 год, посвященные 120-летию университета. Серия: гуманитарные науки. М., 1992. С. 78-79. (2,5 с.) Тезисы 10.Творчество Новалиса в оценке Т.Карлейля. // Вторая межвузовская конференция литературоведов-англистов. Тезисы докладов и сообщений. Орел. 1992. с. 82а. (1с.) 11.Гимн красоте. Предисловие. // Из сказок «Тысячи и одной ночи.» М., 1993. С. 3-8. (8 с.) Вступительная статья.

12.Философское обоснование синтеза искусств в «Философии искусства»

Ф.В.Шеллинга. // Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия:

Гуманитарные науки. М., 1994. С. 42-44. (2,5 с.) Тезисы.

13.К истокам одного спора. (Полемика Лессинга и Гердера о синтезе искусств). // V Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М.,1993. 2 с. Тезисы.

14.Дудова Л.В., Сапожков С.В. Тестирование как форма комплексного контроля знаний и умений по дисциплинам литературоведческого цикла. //Литература в контексте культуры. Проблемы изучения и преподавания в вузе. Тезисы и материалы внутривузовской научнометодической конференции. Самара-Тольятти.1993. С.51-54.Тезисы.

15.Дудова Л.В., Власов А.Н., Николаев О.Р. О новой модели учителя русского языка и литературы. // Там же. С. 55-57. Тезисы.

16.Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Реализм.// Литература.



Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». № 36. 1994. 5с.

17.Женщины России в записках С.Герберштейна и А.Олеария. // Российские женщины и европейская культура. Тезисы докладов II научной конференции. С-Петербург. 1994. С. 60-62 (2 с.) Тезисы.

18.М.И.Воропанова, Л.В.Дудова, Н.Е.Ерофеева. Библиография трудов профессора Бориса Ивановича Пуришева. // Классика и современный литературный процесс. Межвузовский сб. научных трудов. Орск. 1994.

19.С. 3-9. Библиография.

20.Дудова Л.В., Сапожков С.В. Романтическая поэма: Байрон и Пушкин.

(К проблеме литературных взаимосвязей). // Там же. С. 76-86. То же // ANGLISTICA. Сб. статей и материалов по культуре и литературе Великобритании и России. Выпуск 3. Июнь. Москва. 1996. С. 65-80.

21.Л.В.Дудова. Портрет художника кисти Вакенродера. (К проблеме восприятия художников Возрождения в раннем немецком романтизме).

// VI Пуришевские чтения. Классика в контексте мировой культуры. 6- апреля. М., 1994. С. 150-153. Тезисы.

22.Л.В.Дудова. Германия в «Письмах русского путешественника»

Н.М.Карамзина. // Классика и современный литературный процесс.

1995. С. 40-41.Тезисы.

23.Дудова Л.В. Н.М.Карамзин и немецкая литература (восприятие и оценка). // Русский язык, культура, история. Сб. материалов научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов, историков.

Часть 1. М.1995. С.187-196. Статья.

24.Г.И.Родина, Л.В.Дудова. Роман И.А.Гончарова «Обломов» в интерпретации Й.Бэра. // Там же. С. 216-223. Статья.

25.Дудова Л.В. Гуманизация и гуманитаризация образования: к вопросу терминах.// Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования.М., 1996. С.82-Тезисы.

26.Брентано Клеменс. // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Часть. М., «Просвещение». «Учебная литература». 1997. С. 91-95. Статья.

27.Гауф Вильгельм. // Там же. С. 167-170. Статья.

28.Гердер Иоганн Готфрид. // Там же. С. 176-180. Статья.

29.Гофман Эрнст Теодор Амадей. // Там же. С. 215-221.Статья.

30.Гримм-братья: Якоб, Вильгельм. // Там же. С. 227-228. Статья.

31.Клейст Генрих. // Там же. С. 376-380.Статья.

32.Лессинг Готхольд Эфраим // Там же, С. 431-437 Статья.

34.Манн, Томас // Там же, С.14-20. Статья.

35.Новалис // Там же, С.107-110. Статья.

36.Хемингуэй, Эрнст// Там же, С.377-379. Статья.

37.Шамиссо, Адельберт // Там же, С.393-396.Статья 38.Шелли, Перси Биши // Там же. 408-410.Статья.

39.Немецкая драма в восприятии Н.М.Карамзина. 3 с.

40.Западноевропейская драма в восприятии Н.М.Карамзина. // Русский язык, культура, история. Сб. материалов 2 научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов. Часть 1. М.1997. С. 305Статья.

41.То же // IX Пуришевские чтения. Литература в контексте культуры.

М.,1997. С. 242-247. Тезисы.

42.Трактовка кризиса культуры в статьях Г.Гессе о русской литературе // 43.Дискуссионные вопросы российской истории. Арзамас, 1998. С.511Статья.

44.К.С.Махмурян, Е.Н.Соловова, Л.В.Дудова. Непрерывная подготовка учителей иностранного языка на основе программ дополнительного профессионального образования.// Преподаватель. №1(3).

45.Москва.1998.С.30-33. Статья.

46.Статьи Г.Гессе о Ф.М.Достоевском. // ХI Пуришевские чтения.

Всемирная литература в контексте культуры. Часть II. М.,1999. С.16Тезисы.

47.Герман Гессе о книге и чтении.// Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 3. М., 1998. С. 128-134. Статья.

48.Основные направления развития высшего педагогического образования в России. // Среднее профессиональное образование. Специальный выпуск. 1999, август. С 18. Статья.

49.Размышления о будущем и проза рыночных отношений (рынок образовательных услуг и развитие системы непрерывного педагогического образования). // Педагогическое образование и наука.

№1 2001 с.25-30.Статья.

50..Интегративные возможности иностранного языка в системе подготовки учителя-филолога (специальности «русский язык и литература», «родной язык и литература», направление «филологическое образование») // Интеграционные процессы в образовании и роль иностранного языка в подготовке учителя. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001. С.10-16.

51.Риторика и культура речи в системе подготовки педагога. Статья. // Мир русского слова. № 3-2002. С. 55-58.

52.Дудова Л.В. Русский язык в школах стран СНГ и Балтии: к проблеме структуры и содержания образовательной программы для системы курсовой переподготовки учителей русского языка и литературы //Материалы Х Конгресса МАПРЯЛ. Русское слово в мировой культуре. СПб, 2003 г. С.99-104.

53.Брентано Клеменс.//Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Часть 1. М., «Дрофа» 2003. С.125- 54.Гарсиа Маркес Габриэль.// Там же. С.227- 55..Гердер Иоганн Готфрид. // Там же. С.252- 56.Гессе Герман. // Там же. С.260- 57.Гофман Эрнст Теодор Амадей. // Там же. С.312- 58.Гримм: Якоб, Вильгельм. // Там же. С.330-333.

59..Зюскинд Патрик// Там же. С.467-469.

60.Клейст Генрих фон// Там же. С. 541-547.

61.Лессинг Готхольд Эфраим // Там же. С.627-635.

Часть 2. М., «Дрофа» 2003. С. 3-4.

63.Манн, Томас. // Там же. С.18-26.

64.Новалис// Там же.С.143-146.

65.Тик, Людвиг Иоганн// Там же. С.425-428.

66.Хемингуэй, Эрнест Миллер.// Там же. С.514-518.

67.Шамиссо, Адальберт фон // Там же. С.543-546.

68.Шелли, Перси Биши // Там же. С. 563-565., 69.Аксиология и туризм. Статья.// Материалы 1-й научно-практической конференции «Проблемы становления туризма в регионе и пути их решения». 7,44 п.л. М., Компания Спутник + 2004. С.65- 70.Структура базовых ценностей студентов туристского вуза.//Туристский форум. Квартальновские научные чтения. Москва, 20-22 февраля г.- М.:Советский спорт, 2006. 412 с. (Научный альманах. Вып. 2.) С.280-283.

71.Иерархия ценностей студентов туристского вуза в контексте ценностных ориентаций россиян.//Туризм: от науки – к практике.

Труды Российской академии естественных наук. Т 1. –М.: РАЕН, 2006.с. С.149-160.

72.Государственная политика по сохранению культурного и языкового многообразия в России.//Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма.

Сборник докладов и выступлений Международной конференции.

Музеи Московского Кремля. Ноябрь 2005. М., 2006. 164 с. С.67-69.

73.Ценностные установки студентов туристского вуза.// Стратегии формирования оптимальной структуры туристского комплекса региона. Материалы Межвузовской научно-практической конференции. М., Компания Спутник+. 2006. 11,75 п.л. с.149-154.

74.Рецепция Китая в русском культурном сознании. //Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Вопросы филологического образования. Материалы Российской научнопрактической конференции. (16-17 февраля 2006 г.). Орск., 2006. С.36e-mail: [email protected]



Похожие работы:

«А.И. Кравченко И.О. Тюрина Учебное пособие для вузов СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КУРС Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности Социология Москва Академический Проект 2005 УДК 316.65.0 ББК 60.565.290 К78 Кравченко А.И., Тюрина И.О. К78 Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд.,...»

«Дралин А.И., Михнева С.Г. МИНОБРНАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет) Факультет экономики и управления Кафедра Экономическая теория и мировая экономика МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Часть I МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Учебное пособие ПЕНЗА ИИЦ ПГУ 2012 УДК.... Учебное пособие Мировая экономика и международные...»

«НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ О. А. Петрусюк ГеоГрафия для профессий и специальностей социально-экономического профиля Контрольные задания Рекомендовано Федеральным государственным учреждением Федеральный институт развития образования в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования Регистрационный номер рецензии 332 от 16 июня 2009 г. ФГУ ФИРО 3-е издание,...»

«СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУ ЛЬТЕТМЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА И ИНОСТР АННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДР АТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ СИНЯВСКИЙ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Учебно-методическое пособие по дисциплине: Процессы и аппараты пищевых производств для студентов, обучающихся по специальности 260501 Технология продуктов общественного питания (заочная форма обучения) Смоленск – 2008 ТРЕБОВАНИЯ ГОСУ ДАРСТВЕННОГО ОБР АЗОВАТЕЛЬНОГОСТАНДАРТА Основы технической гидромеханики; модель сплошной...»

«Стр 1 из 230 7 апреля 2013 г. Форма 4 заполняется на каждую образовательную программу Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой по блоку общепрофессиональных и специальных дисциплин Иркутский государственный технический университет 280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере Наименование дисциплин, входящих в Количество заявленную образовательную программу обучающихся, Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, № п/п...»

«ВОПРОСЫ к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 08.00.12 - бухгалтерский учет, статистика Бухгалтерский учет 1. Учет долгосрочных активов, предназначенных для реализации. 2. Порядок учета получения иностранной валюты. 3. Учет инвестиционной недвижимости. 4. Учет налога на добавленную стоимость. 5. Учет уставного и добавочного капиталов. 6. Аудиторский риск и ответственности аудитора. Содержание и виды аудиторского заключения. 7. Учет расходов по управлению и обслуживанию...»

«Минобрнауки России Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Вятского государственного гуманитарного университета в г. Кирово-Чепецке Кафедра экономики и управления УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой экономики и управления Савиных Г.П. Подпись 03.02.2011 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины Социология и психология управления для специальности: 080505.65 Управление персоналом Кирово-Чепецк Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС...»

«2891 РАСЧЁТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС Методические указания для студентов всех специальностей Иваново 2010 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановская государственная текстильная академия (ИГТА) Кафедра начертательной геометрии и черчения РАСЧЁТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС Методические указания для студентов всех специальностей Иваново 2010 В методических указаниях предназначенных для студентов...»

«Принят на педагогическом совете Протокол № 1 от 31 августа 2011 г УТВЕРЖДЕН приказом и.о. директора МОУ СОШ № 4 от 31 августа 2011 г № 195-о Е.Б. Майорова Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Салехард на 2011-2012 учебный год (по шестидневной учебной неделе) 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МОУ СОШ № 4 НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД I и II ступень Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней...»

«Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-48 01 02 Химическая технология органических веществ, материалов и изделий заочной формы обучения Минск 2012 УДК 547(075.8) ББК 24.2я73 О-96 Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционноиздательским советом университета Составители: М. А. Кушнер, Я. М. Каток, А. Д. Алексеев Рецензент: кандидат технических наук,...»

«Аннотации к методическим и учебным пособиям Факультет ветеринарной медицины Кафедра анатомии, физиологии домашних животных, биологии и гистологии Методические разработки Составители: Чопорова Н.В., Шубина Т.П. Сравнительно-анатомические особенности костей осевого скелета и их соединений: методические разработки. - пос. Персиановский: Донской ГАУ, 2014. – 19 с. Аннотация: Методические разработки предназначены для студентов 1 курса по специальности 111100.62 Зоотехния при изучении дисциплины...»

«Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Методические рекомендации для слушателей по освоению программы повышения квалификации Методические указания по освоению образовательной программы повышения квалификации Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности составлены на основании ключевых положений подпрограммы Энергосбережение и...»

« педагогический государственный университет Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ Материалы XVIII Международной конференции по проблемам технологического образования школьников 26–29 ноября 2012 г. под редакцией д.ф. м.н. профессора Ю.Л....»

«ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС дисциплины Экономика культуры по направлениям: 073400.68 - Магистратура Вокальное искусство (по видам вокального искусства: академическое пение) 073500.68 - Магистратура Дирижирование 073100.68 - Магистратура Музыкально-инструментальное искусство (по всем видам инструментов: фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты) Составитель: к.и.н., доцент С.Б.Ксенофонтова Москва 2012...»

«Орловская областная публичная библиотека им. И. А. Бунина Отдел краеведческих документов ОРЛОВСКАЯ КНИГА - 2010 КАТАЛОГ Выпуск 12 1(5633) – 984(6617) Издатель Александр Воробьёв Орел 2011 1 ББК 76.116я1 О – 66 Члены редакционного совета: Н. З. Шатохина, Ю. В. Жукова, М. В. Игнатова Л. Н. Комиссарова, Е. В Тимошук, В. А. Щекотихина Составитель: М. В. Игнатова Ответственный за выпуск: В. В. Бубнов Орловская книга – 2010: каталог / Орл. обл. публ. б-ка им. И. А. Бунина, отдел краевед. док. ;...»

«Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическому занятию по дисциплине Финансовый менеджмент для студентов специальности 6.050100 Экономика предприятия всех форм обучения Управление запасами Севастополь 2008 Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com) УДК Методические указания к практическому занятию по дисциплине Финансовый менеджмент для студентов специальности...»

« Закирова О.В. Шишкина Протокол заседания Совета факультета Протокол заседания кафедры №_ №_ _ _ 2012 г. _ _ 2012 г. ПРОГРАММА ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 030301 Психология СОГЛАСОВАНО Проректор по учебной работе _И.А. Загайнов Йошкар-Ола, УДК 378. ББК 74. П Утверждена на Ученом совете Межрегионального открытого...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) Кафедра Картографии Макаренко А.А., Моисеева В.С., Степанченко А.Л. Проектирование и редакционная подготовка общегеографических региональных карт Учебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов по направлению подготовки Картография и геоинформатика Издательство МИИГАиК Москва 2014 УДК 528.93 ББК 26.1 Рецензенты: Баева Е.Ю. – к.т.н., доцент кафедры...»

«Утверждены приказом Рослесхоза от 10.11.2011 № 472 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению государственной инвентаризации лесов I. Общие положения 1. Методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 11,...»

«Донецкая областная государственная администрация Донецкий областной центр переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ С МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ Методическое пособие Рекомендовано научно-методическим советом Центра переподготовки и повышения квалификации работников органов...»