Игорь северянин романтические розы анализ. Анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы

Северянин, родился и вырос в России, но после революции был вынужден уехать из своего родного края на чужбину. В годы своей молодости поэт был очень популярен среди девушек, те зачитывались его чувственными стихами и не отставали от него ни на шаг. Он также был влюблен, Россия в тот момент казалась ему домом, который он никогда не покинет.

Из-за кровавой революции, которая произошла в 1917 году, поэт вынужден уехать из России. Это не связано, с каким либо политическим запретом. Его вынуждает именно ситуация, которая сложилась в стране на тот момент.

Он не желает принимать Россию такой, какой она представляется ему теперь.

Поэтому его решение уехать, это попытка отстраниться от того ужаса, что происходил в стране в годы революции. Он любил свою страну, любил родной край на котором родился и вырос, но все это перечеркнулось во время революции, которая принесла людям много боли и страданий.

Стихотворение «Классические розы» написано им в 1925 году, когда он уже покинул Россию. Это стихотворение является посланием, в котором он описывает свое разочарование к Родине. Ведь когда то он восхищался своей страной, ее величием и мощью. Она казалась ему лучшей,

Среди всего, что есть в этом бренном мире. Он строил планы, у него были большие надежды на счастливую жизнь. Но все это было разрушено революцией, которая прошла в 1917 году.

Северянин пишет о том, что уже не может вернуться назад на родину. Он винит ее в этом, ведь ему совсем не хочется умирать в чужой стране, покоиться в земле, которая никогда не станет ему родной. Сильное разочарование пробегает в строках его стихотворение, здесь есть и боль, и разочарование и боль утраты. Хотя он и винит Родину, в бедах, которые ему пришлось испытать, он все же восхищается ее величием и могуществом.

Сильная обида запала в грудь поэта, он мечется между невыносимым желанием вернуться на родную землю и разочарованием, которая она принесла ему когда-то. Автор понимает, что нет уже того места, где он родился и вырос. Остались лишь сгоревшие избы, злые люди и классические розы, которые Россия бросит в его гроб.

Анализ стихотворения Александра Блока «Река раскинулась» Большое внимание в своем творчестве поэт уделял размышлению о судьбе свой родины. Сотворение «Река раскинулась» как раз таки является его размышлением, которым он делится со своими читателями.

Лирический герой стихотворения, который является двойником писателя, готов идти в бой. Он видит мрачный пейзаж России, где река омывает желтые обрывы, а стога тихо грустят. Герой обращается к России и даже больше, называет ее женой, что говорит о его любви и преданности родному краю.

Блок понимает, что борьба, которую ведет Россия, оказалось бесконечной. Еще долго предстоит стоять на ее защите и ни кто не знает, будит ли конец этому кровопролитию. Он как никто сочувствует своей родине, понимает, что не способен ее положения.

Являясь великой державой, на Россию всегда будет обращено большое внимание. Ее так и будут привлекать в бессмысленные войны ей еще долго не представиться возможности вздохнуть полной грудью.

Читая стихотворение, у читателя появляется чувство тревоги, которое под конец становится все сильнее. Бой, в который идут люди, представляет собой неизвестность. Данное стихотворение является чем-то вроде пролога, к циклу стихотворений «На поле Куликовом».

На протяжении всей работы над этим циклом, Блок вел рассуждения и сравнивал настоящее и прошлое России. Примером для сравнения служила битва на Куликовом поле. Уже в конце цикла поэт приходит к выводу, что события скоро должны повториться. Убежать от этого не получится, нужно постараться выстоять в этой битве.

Блок призывает тем самым Русских не задавать, стоять до победного конца, если тот когда нибудь произойдет. Стихотворение "Река раскинула" повлияло на всех любителей его творчества, поэты и другие деятели призывали его продолжать творить то, что он делает сейчас. Россия слишком долго терпела боль и разруху, нужно положить конец этим страданием, а поможет в этом проза и поэзия, которая вдохновляет людей на новые свершения.

Анализ стихотворения Александра Блока «Коршун» Долгое время Блок позиционировался как революционный поэт. Уже в его ранних произведениях, проскальзывало стремление к переменам и нежелание жить в этом неправильном мире. Тогда юный Блок не понимал всего масштаба проблемы, для него существовало проблем, которые могут вызвать эти перемены.

Стихотворение «Коршун» написано в годы войны, и относиться к циклу стихотворений о родине. Оно было написано под большим впечатлением, от того ужаса, который происходил в стране. Поэт недоумевает, почему люди должны воевать, зачем нужна эта бессмысленная бойня, которая только забирает жизни людей.

Стихотворение начинается с описания полета коршуна. В этом случае коршун символизирует войну, ведь та тоже кружит над пустынной, полной горя землей. Мать, которая стоит над колыбелью своего сына, так же символизирует боль и утрату. Ее сын еще совсем маленький, но мать уже осознает, что он ей не принадлежит.

Ведь повзрослев, он отправиться воевать, война обязательно случиться, как случалась на протяжении всей человеческой жизни. Там ее сын оставит свою жизнь, как и все, кто шел защищать свою родину. Матери больно от того, что она не может этого исправить, ей остается лишь со страхом ждать того рокового момента.

Блок всем сердцем сочувствует своей Родине, тому, что ей из года в год приходиться переживать все страшное, чем «награждает» людей война. Он видит Россию в крови, страданиях и невыносимой скорби. Своим стихотворением он задает вопрос, на который так и не получает ответа.

Когда же Россия освободиться от натиска войны, когда ей удастся освободиться от тяжести убитых сыновей и станет ли она когда-нибудь с колен. В тот момент Блок считал, что революция – это лучший выход из сложившейся ситуации.

Именно она изменит жизнь простого народа, даст ему возможность вздохнуть полной грудью. Тогда Блок не мог себе и представить, что революция причинит народу еще больший вред, чем война. Уже более зрелые мысли описываются в его поэме «Двенадцать» где он ведет рассуждении о революции и том, что она дает людям.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Ты меня не любишь не жалеешь» В последние годы своей жизни, в творчестве Есенина часто отражалось тема одиночества. Именно в то время, оно постигало поэта невероятно сильно, это отражалось на его стихотворениях. «ТЫ меня не любишь не жалеешь» является одним из тех стихотворений, которые относятся к этому периоду.

Стихотворение отражает мысли и чувства самого автора. Его лирический герой это мужчина, который обращается к незнакомке. Когда то давно между ними была страсть, возможно, он даже любил ее, но холодность и отчужденность, с которой она к нему обращалась, не дала возможности развиться их любви.

В стихотворении Есенин описывает их встречу спустя много лет, его герой вспоминает прошлое, думает о настоящем. В его мыслях нет будущего, так же как и у самого автора, который не видел своей жизни дальше.

Герой стихотворения уже не испытывает той любви и страсти, которая когда-то заполняла все его существо. Он уже пережил все чувства и эмоции, которые были даны ему на всю жизнь. Помимо одиночества, в стихотворении проскальзывают нотки равнодушия. Уже ничего не может потревожить жизнь его героя, как и его самого.

Отношения мужчины и женщины в стихотворении лишены, каких либо чувств. Есенин приходит к выводу, что женщины и любовь к ним сильно ему наскучили и уже не приносят былого трепета в груди. Все это связано с одиночеством и безвыходностью, которые он ощущал в последние годы своей жизни.

Именно тогда он оставляет свою жену и возвращается на свою родную родину, где проживает последние месяцы своей жизни.

Проанализировав стихотворение, читатель приходит к страшному выводу. Есенин, в момент его написания уже не представлял своего будущего, уже в тот момент он понимал, что его жизни пришел конец.

Это пугает и в тоже время завораживает, ведь читая, казалось бы, обычное стихотворение, мы читаем мысли «мертвого» человека. Он еще жив, но строки его говорят о том, что он готов проститься со своим одиночеством, в котором прибывает в данный момент.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Желание» Большая часть творчества поэта посвящена теме любви. В жизни Пушкина было много муз, которым он посвящал эпиграммы, элегии и стихи. Одним из первых его стихотворение, написанных еще в лицейские годы, впервые посвященное теме любви, является «Желание». В нем юный поэт выплескивает все свои мысли и переживания.

Связаны они с некой Екатериной, которая являлась его старшей подругой. Она стала его первой любовью, потому стихотворение наполнено страданиями неопытного влюбленного.

Пушкин пишет о том, что влюблен до безумия, но объект воздыхания не отвечает ему взаимностью. Наверняка тогда юному Александру казалось, что она единственная, кто так сильно был способен затронуть его душу. Каждая строчка стихотворения это трагедия, которая вырывается из души поэта. Он не может сдержать слез, даже больше, в тяжелые моменты именно они становятся его утешением.

Юность и неопытность Пушкина, с которой он описывает пока новые и неизведанные чувства, заставляют читателя умиляться и переживать за судьбу лирического героя. Ведь он так влюблен и не видит своей жизни, без той, что никогда не ответит ему взаимность.

Дни для него кажутся мукой, которая растягивается на месяцы. Он уже не признает других радостей жизни, мало того они меркнут перед прекрасным ликом его Екатерины. Уже тогда, Пушкин отдает большое значение любви в жизни человека. Хотя он и страдает в своих чувствах, он все же счастлив. Это видно по последним строкам его произведения, где он говорит: «Пускай умру, но пусть умру любя!».

Уже в столь юном возрасте Пушкин показывает свой талан. Его стихотворение насыщено различными художественными приемами, вроде эпитетов, метафоры, восклицания и аллитерации.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ее глаза» Стихотворения Пушкина «Ее глаза» имеют очень интересную историю создания. Во-первых, без согласия поэта, это стихотворение было опубликовано в журнале, из-за чего Пушкин был очень зол. Это необычное стихотворение, оно является своеобразным ответом, Вяземскому стихотворению «Черные очи».

Пушкин противопоставляет глаза Александрой Осиповны, которой в своем стихотворении восхвалялся Вяземский, глазам его возлюбленной Анне Алексеевной Олениной.

Девушка была дочерью знаменитого сановника, потому с самого детства она была знакома с искусством. Оленина была необыкновенна, умна и талантлива, любила сочинять музыку, которую впоследствии исполняла перед отцом и его друзьями. Девушка была знакома с такими выдающимися личностями как Грибоедов, Батюшков и Кипренский. У нее было большое количество поклонников, одним из них был Пушкин, который был старшее ее на девять лет.

Пушкин был очарован детской непосредственность и умом этой леди. В 1828 году он даже просил ее руки, но получил отказ. По одной из версии считается, что согласие на их свадьбу было получено, но когда Пушкин узнал, что Оленина совсем недавно разочаровалась в любви, потому сейчас не готова влюбиться снова.

Узнав об этом, он сам разорвал их помолвку. По другой версии, Оленина считала Пушкина ведренным человеком и не представляла их союза, к тому же Пушкин был несостоятельным человеком и совсем не имел денег.

Стихотворение начинается с описания черкеской красавицы Осиповны, которая покорила сердце Вяземского. Пушкин признает красоту этой девушки, также восхищается ее глазами и непохожестью на других женщин. Но он все же обращает внимания на глаза своей возлюбленной, указывает на задумчивого гения, которого можно увидеть в ее взгляде.

Выражение ее глаз в представлении Пушкина эта мечта и томительное ожидание. Он также сравнивает ее улыбку с улыбкой Леля, существо, которое на протяжении нескольких веков, являлось в России символом любви и брака.

Описание, которое дает в своем стихотворении Пушкин, еще раз говорит о том, как он сильно был влюблен в эту девушку. Это не единственное стихотворение, которое было посвящено Олениной, одним из популярнейших в этой серии является стихотворение «Я вас любил, любовь еще, быть может», которое описывает чувства отвергнутого поэта.

Анализ стихотворения Константина Симонова «Родина» Одной из популярнейших тем у поэтов русской литературы является тема Родины. Можно смело утверждать, что именно они смогли воплотить в своих произведениях всю любовь и патриотизм к своему отечеству.

Одним из таких творцов слова, является русский поэт Симонов. Его знаменитый стих «Родина» в годы Великой Отечественной войны, поднял патриотическое настроение в стране.

Все стихотворение от начала до конца проникнуто любовью к своей родине. С первых же строф мы видим, что поэт торжествует над величием и единством своей страны. Он называет ее «непобедимой», «широкой» что еще раз говорит о том, как он восхищается ее могуществом и силой.

Далее он говорит о своем родном крае, где родился и вырос. По его мнению, человек не может сделать что-то большое для всей своей страны, но он вполне в состоянии изменить что-то в этом маленьком, но таком любимом родном крае.

Для Симонова образ России это три березы, которые напоминают пейзаж его родного края. ДА он знает, что в жизни можно многое потерять, жертвовать дорогими тебе вещами, но Родину человек не потеряет никогда. Пускай он и не будет находиться у себя дома, воспоминания о нем будут придавать ему силы и надежду.

Стихотворение было написано поэтом в тридцатые годы, но в годы войны, оно было отредактировано и переписано заново. Сам поэт утверждал, что «Родина» была написана в сорок первом году. Своим стихотворением он говорит людям, в частности молодому поколению, что любовь к родине, есть самое важное в жизни любого человека.

Нужно любить свою отчизну, ведь она подарила на жизнь, а самое главное это дом, она дом в котором мы выросли, переживали все хорошее в нашей жизни. Его стихотворение вдохновляет читатели любить свою родину и не забывать о том, какое место она занимает в нашей жизни.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Кинжал» Исследователи до сих пор не могут дать точную оценку стихотворению Пушкина « Кинжал». На их взгляд, оно является самым революционным произведение Пушкина в то время. Современники считали, что стихотворение проникнуто злостью к тогдашнему, существующему строю.

На западе это произведение в короткие сроки набрало большую популярность. Француз Ж.Ф. Ансело, был одним из первых, кто перевел стихотворение и опубликовал во Французском журнале. Он охарактеризовал стихотворение, как произведение полное фанатизма и идей русской молодежи того времени.

Но сам Пушкин клялся, что не имел в виду никакой политической или любой другой связанной с законом мысли. Об этом он говорит в письме Жуковскому, по словам поэта он дал слово два года не писать про правительство России и клялся, что держит его и по сей день.

В словах Пушкина есть своя правда, во время написания стихотворения, поэт находился в ссылке в родительском доме. Тогда ему чудом удалось уйти от наказание и более дальней ссылки, поэтому он не смел, рисковать своей свободой.

Сюжет стихотворения рассказывает о трех убийствах, которые произошли в разные эпохи. Одно из них это убийство Цезаря, другое убийство Марата, который олицетворял в стихотворении самого дьявола.

Третье убийство приходиться в эпоху Пушкина, где студент убивает писателя Коцебу. Убийства, представленные в стихотворении, были специально подобраны по смыслу. Пушкина волновал вопрос, за какие поступки были убиты эти люди, кем они являлись в настоящем.

Исходя из жертв, которых Пушкин «убивает» в своем стихотворении, все они были плохими и недостойными людьми. Убийцы в этом случае являются мстителями, а их поступки оправдываются народом.

В первых и последних строках, Пушкин обращается к народу. На его кинжале нет инициалов, что было не свойственно для такого вида оружия. Обычно ставились инициалы тех, кто приговорён к смерти.

Возможно, таким образом, Пушкин хотел сказать, что наказаны, будут все злодеи, а писать имя одного из них не имеет смысла.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Пущину» Пушкин в своем творчестве уделял большое внимание теме дружбы. Особенно часто, его стихи относились к друзьям, с которыми он учился в одном лицеи. Одним из таких друзей был Пущин, которому поэт посвящает свое стихотворение.

С самого детства двое друзей были неразлучны, их связывала любовь к литературе и общий взгляд на мир. К несчастью судьба Пущина сложилась очень трагично, он был соучастников в покушении на жизнь императора, за что был сослан на пожизненную каторгу в Сибирь.

Иван Пущин был одним из участников-декабристов, потому, когда их план провалился, мужчину взяли под арест. Пушкин также разделял мысли декабристов, за что в 1825 году он был сослан в Михайловское имени, именно там произошла последняя встреча двух лучших друзей.

Пущин был одним из первых кто навестил поэта во время его ссылки, своим присутствием он смог поддержать Пушкина и вселить в него веру. Тогда Пушкин еще не знал, что их встреча окажется последней. Пущин же напротив предполагал такое развитие событий, потому он и приехал навестить своего старого друга, чтобы была возможность попрощаться.

Пушкин пишет стихотворение другу спустя ровно год после его восстания декабристов. Ему удается передать его через жену Пущина, которая отправилась за своим мужем на каторгу. Его стихотворение это моральная поддержка и желание помочь. Ведь Пушкин сам когда-то прибывал в похожей ситуации, ему как никому другому понятно, что в этот момент чувствует его друг.

Пушкин надеется, что жертва принесенная декабристами не прошла даром, что их услышали и наконец, начнется движение в массе. Поэт сильно переживает расставание со своим другом, потому на протяжении всей своей короткой жизни посвящает ему еще несколько стихотворений.

Стихотворение «К Пущину» является настоящим письмом поддержки, уже позже заключенный писал в своем дневнике, что записка Пушкин помогла ему жить дальше, благодаря ей, он смог вытерпеть всю жестокость и несправедливость жизни, которая свалилась на него в тот период жизни.

Имея связи в обществе, поэт пытался, как нибудь выпросить благословение царя, но тот оставался непреклонным. Только спустя 30 лет Пущин возвращается домой в Петербург, где посещает могилу своего лучшего друга.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ночь» В жизни Пушкина, было, много дам, которые, так или иначе, затрагивали его сердце. Он посвящал им стихи, в которых говорил о красоте своих фавориток. Одной из них была Амалия Ризнич, дочь банкира, которая была на половину итальянкой, а на половину немкой.

Историки до сих пор не могут точно определить, какое место в жизни поэта занимала эта девушка. Известно лишь, то, что они познакомились в 1823 году, в Одессе.

Амалия Ризнич была высокой и красивой женщиной, обладала острым умом и длиной черной косой. Женщина была замужем. Ее муж утверждал, что Пушкин, будто ласковый зверь, всегда вился у ее ног. Отвечала ли Амалия взаимность неизвестно. Историки и биографы считают, что весь цикл произведений, написанный Пушкиным в Одессе, освящался Ризнич.

Современники утверждают, что он пылал к ней очень сильными чувствами, которые родились ни так долго. Молодая женщина вскоре серьезно заболела, переехала в Австралию, где впоследствии и скончалась.

Стихотворение «Ночь», по мнению историков, посвящено именно Амалии Ризнич. В нем поднимается проблема одиночества и любви. Лирический герой, страдает от неразделимого чувства. Из-за этого он считает себя одиноким, не надеется на помощь ближнего. В его сердце, есть только облик его возлюбленной, которая не хочет отвечать ему взаимностью.

Лирический герой представляет, как женщина приходит к нему, ее глаза блестят от любви. Но так и остается фантазией влюбленного, неким утешением в его одиноком и чуждом мире. На протяжении всего произведения это одиночество только усиливается.

Вновь и вновь перечитывая строки стихотворения, перед глазами читателя предстает одинокий человек, закрывшейся в своей комнатушке. Он мечтает, фантазирует, тем самым убегая от реальности. Но та покидает его лишь на время, а по возвращению становиться более невыносимой.

Игорь Северянин использовал строки Мятлева для написания пронзительного по содержанию стихотворения о нелёгкой судьбе России после октябрьских событий 1917 года:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.

Именно эти две строчки выбиты на надгробии Игоря Северянина в Таллине, где он похоронен.

Для чего же использует поэт приём аллюзии? Какова его роль?

Первое четверостишие «Классических роз» — точная цитата начала стихотворения Мятлева, аллюзия во второй строфе стихотворения Северянина уже из Тургенева:

В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

«Те времена» здесь – дореволюционная Россия, образ которой с такой любовью дан Тургеневым.

Третья строфа словом «воспоминание» также отсылает нас к тургеневскому стихотворению:

Прошли лета, и всюду льются слёзы …
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране …
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Для Тургенева «минувший день» — это оставленная Родина и связанные с нею воспоминания о юности. Для Северянина — это дореволюционная Россия) которой больше нет.

В третьей строфе в цитату вносятся изменения, что отсылает нас уже к приёму К.Р.: слово «были» меняется на слово «ныне» (у К.Р. «теперь») что чётко соотносится со временем.

Четвёртая строфа сначала читается как аллюзия на строки К.Р. «И после сумрачной зимы / опять … / Вернутся радости и грёзы, / Как хороши тогда, Как свежи будут розы!»:

Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы.
В самое сердце бьёт последняя строчка:
… Моей страной мне брошенные в гроб.

И снова розы и смерть сплетаются в единое, как у Мятлева и Тургенева.

1825 год. Закончилась Гражданская война, прошлое разрушено. Судьба забросила Северянина в Эстонию. Остались лишь воспоминания. Поэт верит, что Родина преодолеет все невзгоды, и потом, когда-нибудь) наскоро, вспомнит о нём — принесёт цветы. Но можно прочитать эти строки и по-другому: меня вспомнят только после смерти.

1925 год — время НЭПа, время, когда в Россию возвращались (на свою погибель) многие: «Вернуться в дом Россия ищет троп». Но он не вернётся.

Стихотворение было написано поэтом в годы эмиграции ПОСЛЕ КРОВАВОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРЕВОРОТА, в годы разрухи, голода и всеобщей эмиграции русской интеллигенции из России.

Северянин жил в Эстонии, но сердце и душа его были с родиной.

В1843году поэт Мятлев написал красивые стихи:

Как хороши, как свежи были розы в моем саду!

Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой!

Северянин был очарован этими стихами и, находясь вдали от Родины, в 1925 году пишет в Эстонии стихотворение “Классические

Розы”. Попробуем разобраться в том душевном состоянии, с которым тоэт его писал.

До кровавых дней революции он жил в России счастливо, он был весел, влюблен, любим сотнями поклонниц его поэзии. Но вот Россия в разрухе, всюду льются слезы, нет ни страны, ни тех, кто жил в стране (Бунин, Куприн и др.) Остались только грустные воспоминания о дореволюционной спокойной России.

Годы прошли, перестала литься кровь, но в эту Россию Игорь СЕВЕРЯНИН с грустью говорит, что он уже никогда не вернется, и по вине кровавых событий ему придется умереть на чужбине. И, обвиняя в этом свою родину, он восхищается красотой роз, брошенных

ЕГО ЛЮБИМОЙ РОДИНОЙна крышку его гроба.

Как хороши, как свежи были розы, !

Моей страной мне брошенные в гроб. !

Интересно заметить, что еще до него о “СВЕЖИХ РОЗАХ” писал перед смартью И. С. Тургенев в своем Стихотворении в прозе, так и называемом “Как хороши, как свежи были розы”

Игорь Северянин умер в 1941 году и прожил всего 54 года.

(1 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. «Как хороши, как свежи были розы. » – трудно найти стихотворную строку, судьба которой сложилась бы столь необычно. Ее автор...
  2. Еще подростком Игорь Северянин влюбился в Евгению Гуцан, которая оказалась его соседкой по имению в Гатчине. Его юношеская привязанность очень...
  3. В марте 1918 года Игорь Северянин вернулся в Эстонию, где до этого жил несколько месяцев. После заключения Брестского мира страна...
  4. Яркий, феерический талант Игоря Северянина заключался не только в том, что он умел эпатировать публику, подчиняя ее своей воле. Поэт...

Елена Галюк

Метаморфозы «Классических роз»

Р оза – царица цветов. Её любили и воспевали с незапамятных времён. Ей поклонялись, о ней слагали легенды, предания. Самые первые сведения о розе встречаются в древнерусских сказаниях. В Древней Индии существовал закон, по которому каждый принёсший царю розу мог попросить у него всё, что пожелает.

Конечно, в любой национальной культуре роза символизирует разные понятия. Мы знаем цветок как символ любовной страсти (например, у Шекспира или роза в Древнем Египте), как историческую эмблему (война Алой и Белой розы; древние германцы считали розу символом меча и смертельной раны), как эмблему религиозную (роза у магометан и в Древней Индии)...

В эпоху раннего немецкого романтизма цветок становится выразителем романтического идеала, к которому постоянно стремится романтический герой. Абстрактный “голубой цветок” у Новалиса символизирует счастье в любви, творчестве, гармонии. Постепенно человек пытается для себя адаптировать этот идеал в виде вещи реальной.

В 1843 году публикуется стихотворение И.Мятлева «Розы». Оно написано в романтическом ключе. “Розы” здесь – часть природы. Они дают счастье только тогда, когда они живые. Тот, кто пожелает сорвать цветок, должен быть наказан. И.Мятлев не раз повторяет, что это – “заветные цветы”. Недаром повествование о “деве” начинается с противительного союза “но”. Счастье девы в “венке из роз” – мнимое, недолговечное. “Ей счастье долгое сулил, казалось, рок”. Но природа не простила нарушительницу её гармонии, и дева должна умереть.

Это стихотворение послужило источником для стихотворения Игоря Северянина «Классические розы». Северянин даёт в качестве эпиграфа к своим «Классическим розам» первую строфу мятлевского стихотворения и в каждой строфе повторяет его первый стих, правда, с изменением формы времени связочного глагола.

Первая строфа стихотворения тесно связана с эпиграфом. Здесь тоже рассказывается о молодости, та же юношеская восторженность (в сердце “роились грёзы”, герой любил и был счастлив), тот же временной план “весны”, прошедшей весны. Время глаголов и лексические элементы показывают, что это было в прошлом. Лирический герой жил, любил, мечтал, наслаждался славой, природой. Отличает первую строфу от эпиграфа расширение пространства. Мы помним, что в эпиграфе герой наслаждается миром, который знал он сам , а именно тем, что было в его саду. В первой же строфе стихотворения весь мир для героя сконцентрировался “в сердцах людей”. Герой научился любить, пользовался славой и, конечно, не мог существовать один.

Вторая строфа переносит нас во временной план настоящего (временные формы глаголов). Сейчас лирический герой находится на этапе зрелости. Юность миновала: “прошли лета”, и что же мы видим? Розы исчезли, а вместе с ними и любовь, и слава, и весна. “Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране”, нет тех людей, в сердцах которых “роились грёзы”. Люди, повзрослев, разучились радоваться жизни и природе: “всюду льются слёзы”. Единственной отрадой людей, их “розами” становятся “воспоминания о минувшем дне”. “Прошли лета ” молодости, а вспоминают их как один день . Если раньше люди сами любили, мечтали, то “ныне” они могут восхищаться только воспоминаниями об этом. И не просто “люди”, а все. Теперь герой видит мир повсюду, а не только в пределах “сердец людей”. Пространство расширяется до максимума.

Но, как день прошлого, проходят и “дни” настоящего.

Третья строфа вырисовывает будущее. И в этом недалёком, отделяемом “днями” будущем картина совсем иная, чем в настоящем. Вместо плача, слёз мы слышим успокоение: “Уже стихают грозы”, а следовательно, нет и грома. Страна, которой не было в настоящем, хочет “вернуться в дом”. И всё это обязательно будет. Плач утихнет, Россия успокоится, будет чувствовать себя дома, и тогда лирическому герою можно будет не менее спокойно умереть. И тогда для него будет только одно наслаждение: чтобы розы в его гроб были брошены “его страной”. Пространство опять сужается. Умиротворение наступит в России (сравним: “всюду”), а по смерти герой приближается к юности, опять появляется видение мира только через своё субъективное восприятие (“моей страной”). Хотя “моя страна” это уже не “мой сад”. Лирический герой, поэт, бывший знаменитым ещё в молодости, много сделавший для своей страны, поднимается на высшую ступень.

Его молодое “я” было мелким, собственническим: “мой сад” равно “я хозяин сада”. Теперь же он – гражданин своей страны.

Образ “роз” развивается от прямого значения слова до переносных, всё более и более патетичных. В эпиграфе “розы” действительно имеют значение цветы , распустившиеся ранней весной в саду и по своей биологической природе боящиеся холодов. В первой строфе “розы” – это плоды молодости, славы, любви. И лирический герой наслаждается именно этими плодами. Во второй строфе “розы” – это радость воспоминаний . “Ныне”, где нет никого и ничего, не может быть и цветов, вещественных предметов. Это воспоминания, нечто абстрактное, не существующее в реальной действительности, более высокое. И в третьей строфе под “розами” имеется в виду благодарность Родины. Важны не сами розы, а то, кем они “брошены в гроб”.

Стихотворение Северянина пронизано смыслами “молодость – зрелость – старость” и “прошлое – настоящее – будущее”. На каждом из трёх этапов (три строфы стихотворения) символ “розы” имеет своё значение. Это подтверждается и рифмами к слову “розы”. Первая строфа: “розы” – “грёзы”. Не читая строфы, можно догадаться, что речь идёт о юности. Вторая строфа: “розы” – “слёзы”. Это временной план настоящего – строфа связана с историческими событиями (стихотворение было написано в 1925 году). Третья строфа: “розы” – “грозы”. Гроза показана как символ перехода в будущее.

О том же говорят и фонетические приёмы в тексте:

В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Ясно слышен преобладающий в первых трёх строках сонорный [р], громкий, бурлящий, живой, кипучий, как и сама молодость, выраженная в первой строфе. К звуку [р] постепенно присоединяются и другие сонорные – яркие, звонкие, переливчатые. Заметим, что в первой строфе нет ассонанса. Это не случайно. В юности нет одинаковых нот, мелодия жизни переливается, иногда возвращается к старому, но никогда не стоит на месте.

Вторая строфа:

Прошли лета, и всюду льются слёзы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Здесь только в первом слове есть звук [р]. Это как бы мостик от первой строфы ко второй, от семантики молодости к смыслу зрелости. Уход молодости тут воспринимается как бы во времени, в движении (“прошли лета”). Первая же строка пронизана звуком [л], символизирующим чистое лёгкое капанье слёз о прошедших летах. Звон этот продолжается во всей строфе посредством сонорных звуков. Во второй строке – это плач, а в третьей и четвёртой – радость воспоминаний.

Не случайно, наверное, что в первой строке дважды повторяется звук . Они как бы расширяют пространство (“всюду”). Не случайно и то, что в последней строке подряд идут три звука [а] (безударные звуки [о] звучат как [а]). Звук [а] считается самым ярким и сочным из гласных звуков. Он символизирует яркое воспоминание из прошлого.

Наконец – третья строфа:

Но дни идут – уже стихат грозы.

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы»

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3

Емельяненко Н.В.


Историческая справка

Стихотворение «Классические розы» написано им в 1925 году. В это время он уже 7 лет жил в Эстонии, куда перебрался в 1918 г. после Октябрьской революции. Находясь за рубежом, он много писал о той стране, в которой жил, но стихотворение «Классические розы», ставшее впоследствии очень известным, посвящено как раз покинутой им России .


Ключевые слова

  • времена, грезы,

сердца, розы, слава, лета, слезы, страна, воспоминания, грозы, дом, Россия, гроб


Три семантические группы

  • эмоциональное состояние

грезы, слава, слезы, грозы, сердца

  • время

воспоминания, лета

  • место

страна, дом, Россия, гроб


Пространство

  • К финалу стихотворения пространство сужается: от просто «страны», сначала никак не названной, автор приходит к «России», которая в данном контексте является синонимом «дома». В конце пространство, в котором находится лирический герой, обозначается только понятием «гроб», максимально узким и практически безвыходным .

Базовый концепт

Розы

  • Имеют двойственную природу: это неоспоримая красота бутона, но в то же время опасность, заключенная в шипах, покрывающих ствол. Поэтому этот символ всегда имел двойное значение: это красота, любовь, радость, блаженство, но в то же время, символ траура и загробной жизни.

Образ розы

  • образ цветка предстает в двойном значении: это и розы любви, славы, весны и ярких позитивных воспоминаний, и розы, «брошенные в гроб», т.е. положенные на могилу, символизирующие уход из жизни, траур. Образ в стихотворении резко меняет эмоциональную окраску: вначале это действительно символ радости, молодости, «цвета» жизни; в финале же образ становится не просто траурным, печальным, но даже трагическим.

Мотив воспоминания

  • первые две строфы:

лирический герой обращается к «тем временам», когда жизнь действительно цвела, и не только для него (хоть он и говорит о его собственных любви, славе и весне), но и для народа, людей, в чьих сердцах «роились грезы»

вторая строфа:

то время, та страна, которая ассоциируется с радостью, любовью и славой, уже утрачена, ее нет.


Время

Три временных пласта:

  • прошлое – первая строфа (глаголы «роились», «были»)
  • настоящее – вторя строфа (глагол «льются», частица «нет»)
  • будущее - третья строфа (глаголы «будут», «вернуться»)

Эмоциональная окраска

яркие эмоции:

  • это может быть крик, крик радости, отчаяния или горя, это отрывочные, «рваные» фразы, характеризующие состояние героя

Интертекст

  • Эпиграф – строки из стихотворения И.Мятлева:
  • Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Мятлев, 1843 г.

Интертекст

  • в неизменном виде в стихотворении три раза повторяется строка из элегии И. Мятлева «Розы» (только в последнем четверостишии меняется время глагола): «Как хороши, как свежи были розы…».

Выразительные средства

  • Лексические
  • Синтаксические
  • Фонетические

Заключение

Игорь Северянин похоронен в Таллинне на Александро-Невском кладбище. На памятнике выбиты его строки:

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!


Заключение

  • «Это - лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это - истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это - ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это - художник, которому открылись тайны стиха...» В.Брюсов статья «Игорь Северянин « (1915 г.)