Краткая биография мережковского. Мережковские в Париже

Имя: Дмитрий Мережковский (Dmitry Merezhkovsky)

Возраст: 76 лет

Деятельность: писатель, поэт, критик, переводчик, историк

Семейное положение: был женат

Дмитрий Мережковский: биография

Произведения представителя Серебряного века Дмитрия Мережковского крайне сложны для понимания и восприятия. Современному читателю этот писатель знаком как создатель журнала «Новый путь» и автор ряда религиозно-философских собраний сочинений. Помимо прочего этот мужчина вместе с дьяволицей с русалочьими глазами, поэтессой Зинаидой Гиппиус, являлся владельцем крупного петербургского литературного салона, на вечерах которого свои первые пробы пера демонстрировали классики , и .

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в столице Франции – Париже. Отец писателя Сергей Иванович был чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.


Обстановка в доме Мережковских была простая: стол никогда не ломился от яств, так как глава семейства таким образом заранее отучал детей от распространенных пороков - мотовства и стремления к роскоши. Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых.

В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере создателя стихотворения «Дети ночи». Также на духовное становление поэта оказало влияние и то, что писатель с юных лет сроднился с чувством одиночества, которое впоследствии находило отражение в его книгах и стихах.


В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Мережковский-старший, интересовавшийся прозой и поэзией, первым оценил успехи наследника на поприще стихосложения. В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к , чтобы он оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.


В 1884 году Дмитрий стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета. Здесь будущий писатель увлекся философией позитивизма, а также проявил интерес к французской литературе. В 1888 году Мережковский защитил дипломное сочинение о философе эпохи Возрождения - Монтене, окончил университет и решил посвятить себя исключительно литературному труду.

Литература

Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».


1899 год стал для Дмитрия Сергеевича поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, в 1901 году, Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.

Популярность к Дмитрию пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист Петр и Алексей».

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно там вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». В Париже поэт также начал работу над трилогией на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».

В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – « », за которую писателя чуть не посадили в тюрьму, вторая часть « » выходит в свет спустя пять лет в 1913 году, а третья «14 декабря» - в 1918-ом.


Полное собрание сочинений Дмитрия Мережковского

В 1909 году библиография поэта пополнилась четвертым сборником стихов под названием «Собрание стихов», а в 1915 году был опубликован сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: и ».

Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов» (второе название «Сумерки Богов»), «Мессия», « », «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и « ».

Личная жизнь

Первым серьезным амурным увлечением Мережковского была дочь издательницы «Северного Вестника». Летом 1885 года писатель даже совершил путешествие с семьей избранницы по Франции и Швейцарии, однако этот любовный роман так ни к чему и не привел.

В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с , будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус - самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».


Современники отмечали, что влюбленные, являясь полной противоположностью друг друга, были неотделимы друг от друга. Достоверно известно, после знакомства молодые люди стали ежедневно встречаться в парках, причем встречи эти происходили строго инкогнито. Каждый беззаботно начинавшийся разговор Зинаиды и Дмитрия выливался в жаркую полемику, которая только доказывала их мистическое родство душ.

Гиппиус еще до знакомства с Дмитрием часто предлагали выйти замуж, но свободолюбивая барышня всегда отвечала отказом. С Мережковским все было иначе. У писателей не было этих глупых объяснений в любви, которые дьяволица на дух не переносила, и в один из дней они решили без лишней помпезности узаконить отношения, начав жить вместе.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса призналась, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.


Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Златокудрую особу в принципе не интересовали плотские утехи, а Мережковский, зная о нраве жены, принимал ее со всеми плюсами и минусами. Зинаиде часто приписывали романы на стороне, но и Мережковский не отставал от супруги. Именно реакция Гиппиус на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался этот союз.

Самый большой скандал в семье вызвали отношения Мережковского с Еленой Образцовой - давней поклонницей писателя. В начале апреля 1901 года барышня приехала в Петербург, и поэт неожиданно закрутил с почитательницей его творчества интрижку. В конце июля 1902-го Образцова прибыла к супругам вновь: формально - чтобы предложить материальную помощь журналу «Новый путь», в действительности - по причинам романтическим. В конечном итоге Гиппиус со скандалом выставила любовницу из дома.


В 1905 году семья Мережковских сблизились с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы вместе творили и вместе жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Дмитрия, говоря, что таким поведением супруга опозорила в первую очередь его.

Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».

В итоге супруги предоставили друг другу полную романтическую свободу, принеся ей в жертву чувственную сторону брака. До самого конца совместного жизненного пути Дмитрий и Зинаида ощущали полное духовное и интеллектуальное единение, но о любви между ними речи уже не шло, поэтому Гиппиус и Мережковский постоянно искали новых эмоций на стороне.

Смерть

Мережковский скоропостижно скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в православном храме Святого . Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Известно, что на траурной церемонии присутствовало только пара человек, а могильный памятник поставили на средства, собранные французскими издателями.

Библиография

  • 1895 - «Рыцарь за прялкой»
  • 1895 - «Святой Сатир»
  • 1895 - «Из Анатоля Франса»
  • 1895 - «Смерть богов. Юлиан Отступник»
  • 1896 - «Любовь сильнее смерти»
  • 1896 - «Наука любви»
  • 1897 - «Железное кольцо»
  • 1897 - «Превращение»
  • 1897 - «Флорентийская новелла XV века»
  • 1901 - «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»
  • 1904-1905 - «Антихрист. Петр и Алексей»
  • 1908 - «Павел I»
  • 1911-1913 - «Александр I»
  • 1918 - «14 декабря»

Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний.
О, будь же собственным творцом,
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом.

Д. Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г. Его отцом был мелкий дворцовый чиновник. С 13 лет Мережковский начинает писать стихи. В 15 лет, он, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Ф.М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,- страдать надо, страдать!» Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном, которому на первых порах подражал в стихах и через которого вошел в литературную среду.
Мережковский-поэт впервые заявляет о себе в 1888 г. с выходом его первого сборника «Стихотворения». Здесь поэт выступает как ученик Надсона. Но, как отмечает , он сразу сумел взять самостоятельный тон, заговорив о силе и о радости, в отличие отдругих учеников Надсона, «нывших» на безвременье и на свою слабость.
С 1884 г. будущий поэт и религиозный мыслитель учился на историко-филологических факультетах Петербургского и Московского университетов. Здесь Дмитрий Мережковский увлекся позитивистской философией, а сближение с сотрудниками «Северного вестника» В. Короленко, Г. Успенским, В. Гаршиным обусловило понимание социальных проблем с народнических позиций. Однако это увлечение было недолгим. Знакомство с европейскими символистами и поэзией существенно изменили мировоззренческую ориентацию Мережковского. От «крайнего материализма» он переходит к .
В 1889 г. он женился на , с которой в течение 52 лет ни на день не расставался. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский». Именно жена поэта была «генератором» идей, которые Мережковский развивал и оформлял.
В конце 1880-х и в 1890-е годы супруги много путешествовали по Европе. Мережковский переводил с греческого и латыни античные трагедии, выступал в качестве критика, печатался в таких изданиях, как «Северный вестник», «Русское обозрение», «Труд».
В 1892 г. Дмитрий Мережковский выступает с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», где дает первое теоретическое обоснование символизма: он утверждал, что именно «мистическое содержание», язык символа и импрессионизм расширят «художественную впечатлительность» современной русской словесности. А незадолго до выступления выходит его сборник стихотворений «Символы», который и дал имя новому поэтическому направлению.
Третий сборник стихов Мережковского «Новые стихотворения» выходит в 1896 г.
С 1899 г. у Мережковского начинается период поворота в мировоззрении. Его занимают вопросы христианства о соборной церкви. в статье «Мережковский» вспоминает, что «если разговор был действительно оживлен, если было в нем напряжение, рано или поздно сбивался он на единую, постоянную тему Мережковского - на смысл и значение Евангелия. Пока слово это не было произнесено, спор оставался поверхностным, и собеседники чувствовали, что играют в прятки».
Осенью 1901 г. у З. Гиппиус зародилась идея создания общества людей религии и философии для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры». Так возникли знаменитые в начале века религиозно-философские собрания, основной темой которых было утверждение, что возрождение России может совершиться только на религиозной основе. Эти собрания проходили вплоть до 1903 г. с разрешения обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева и при участии священнослужителей. И хотя христианство «Третьего завета» не было принято, само стремление создать новое религиозное сознание на переломном этапе развития России было близко и понятно современникам.
Много времени Мережковский уделял работе над исторической прозой, в частности трилогией «Христос и антихрист», центральная идея которой - борьба двух принципов, языческого и христианского, и призыв к утверждению нового христианства (так называемого третьего завета, идея которого и обсуждалась на религиозно-философских собраниях), где «земля небесная, а небо земное».
Первый роман трилогии «Смерть богов. Юлиан Отступник» вышел в свет в 1896 г. В 1901 г. была издана вторая часть - «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Завершающий роман - «Антихрист. Петр и Алексей» - вышел в 1905 г.
В 1909 г. выходит четвертая книга стихотворений Мережковского «Собрание стихов». Здесь мало новых стихотворений, это скорее антология, чем новая книга. Но определенный выбор стихотворений, сделанный автором, придал ей новизну и современность. Включены же были лишь те произведения, которые отвечали изменившемся взглядам поэта. Старые стихотворения обрели здесь новый смысл, а несколько новых «озарили всю книгу особым, ровным, но неожиданным светом».
Среди поэтов своего времени Дмитрий Мережковский был резко обособлен, как поэт общих настроений. В то время, как , даже касаясь тем общественных, «злободневных», прежде всего говорили о себе, о своем к ним отношении, Мережковский даже в интимнейших признаниях выражал то, что было или должно было стать всеобщим чувством, страданием или надеждою.
Что же касается внешнего вида Мережковского, то, наверное, лучше всего донесли его до нас воспоминания в книге «Арабески», озаглавленные: «Мережковский. Силуэт». «Если бы два года тому назад вы прошли около часу в Летний сад в Петербурге, вы встретили бы его, маленького человека с бледным, белым лицом и большими, брошенными вдаль глазами… Он прямой как палка, в пальто с бобровым воротником, в меховой шапке. Высокое его с густой, из щек растущей каштановой бородкой лицо: оно ни в чем не может остановиться. Он в думах, в пурговом хохоте, в нежном, снежном дыме. Мимо, мимо проплывал его силуэт, силуэт задумчивого лица с широко раскрытыми глазами - не слепца: все он видит, все мелочи заметит, со всего соберет мед мудрости… Его лицо тоже символ. Вот он проходит - подойдите к нему, взгляните: и восковое это, холодное это лицо, мертвое, просияет на мгновение печатью внутренней жизненности, потому что и в едва уловимых морщинах вокруг глаз, и в изгибе рта, и в спокойных глазах - озарение скрытым пламенем бешеных восторгов; у него два лица: и одно, как пепел; и другое, как осиянная, духом сгорающая свеча. Но на истинный лик его усталость мертвенная легла трудом и заботой. Отойдите - и вот опять маска. И нет на ней печати неуловимых восторгов неугасимых…
Если бы мы подошли к нему здесь, в Летнем саду, посмотрел бы на нас он холодным, неприязненным взором, поклонился бы сухо, сухо».
В марте 1906 г. Мережковские уехали в Париж, где прожили до середины 1908 г. В 1907 г. в соавторстве с З. Гиппиус и Д. Философовым Мережковский написал книгу «Le Tsar et la Revolution». Здесь же он начал работу над трилогией по материалам российской истории конца XVIII – начала XIX в.в. «Царство Зверя». После выхода в 1908 г. первой части трилогии, романа «Павел I», Мережковский подвергся судебному преследованию. Вторая часть - «Александр I» - вышла в 1913 г. В 1918 г. был опубликован последний роман трилогии - «14 декабря».
В 1911-1913 г.г. книжным товариществом О. Вольфа было издано семнадцатитомное собрание сочинений Мережковского, а в 1914 г. Д. Сытин выпустил двадцатичетырехтомное. Проза Мережковского переводилась на многие языки и была популярна в Европе. При этом в России его произведения подвергались жесткой цензуре, причиной чему служили высказывания писателя против самодержавия и официальной церкви.
В 1917 г. Мережковские еще жили в России. В канун революции она виделась поэту в образе «грядущего хама». Уже после Октябрьской революции, прожив два года в Советской России, он утвердился во мнении, что большевизм - это нравственная болезнь, следствие кризиса европейской культуры. Мережковские надеялись на свержение большевистского режима, но, узнав о поражении Колчака в Сибири и Деникина на юге, решились бежать из Петрограда. В конце 1919 г. Мережковский добивается мандата на чтение лекций в красноармейских частях. Затем в январе 1920 г. он и З. Гиппиус переходят на территорию, оккупированную Польшей. В Минске поэт читает лекции для русских эмигрантов. А в феврале Мережковские переезжают в Варшаву, где занимаются активной политической деятельностью. После того, как Польша подписала перемирие с Россией и, убедившись, что «русскому делу» в Варшаве положен конец, Мережковские выехали в Париж. Они поселились в квартире, которая была у них с дореволюционных времен, и установили знакомство и старые связи с русскими эмигрантами. Сам Дмитрий Мережковский рассматривал эмиграцию, как своего рода мессианство, а себя считал пророком и духовным «водителем» русской эмиграции. В 1927 г. Мережковские организовали литературное и религиозно-философское общество «Зеленая лампа», президентом которого стал . Общество сыграло видную роль в интеллектуальной жизни первой русской эмиграции и соединило лучших представителей русской зарубежной интеллигенции. Общество прекратило свои собрания с началом Второй мировой войны в 1939 г. Но еще в 1927 г. Мережковские основали журнал «Новый курс», который продержался лишь год. В сентябре 1928 г. они участвовали в 1-м съезде русских писателей-эмигрантов, организованном югославским правительством в Белграде. В 1931 г. Мережковский был выдвинут на получение Нобелевской премии, но она досталась И. Бунину. В русской среде Мережковских не любили; неприязнь вызвала их поддержка Гитлера, чей режим им казался более приемлемым, чем сталинский. В июне 1940 г., за десять дней до оккупации немцами Парижа, Мережковский и Гиппиус переехали в Биарриц на юге Франции.
Умер Дмитрий Сергеевич Мережковский 9 декабря 1941 г. в Париже.

СТИХИ

***

Пройдет немного лет, и от моих усилий,
От жизни, от всего, чем я когда-то был,
Останется лишь горсть немой, холодной пыли,
Останется лишь холм среди чужих могил.
Мне кто-то жить велел; но по какому праву?..
И кто-то, не спросясь, зажег в груди моей
Огонь бесцельных мук и влил в нее отраву
Болезненной тоски, порока и страстей.
………………………………………………………………
Откройся, где же ты, палач неумолимый?
Нет, сердце, замолчи… ни звука, ни движенья…
Никто нам из небес не может отвечать,
И отнято у нас святое право мщенья:
Нам даже некого за муки - проклинать!
1885

Над немым пространством чернозема,
Словно уголь, вырезаны в тверди
Темных изб подгнившая солома,
Старых крыш разобранные жерди.

Солнце грустно в тучу опустилось,
Не дрожит печальная осина;
В мутной луже небо отразилось…
И на всем - знакомая кручина…

Каждый раз, когда смотрю я в поле, -
Я люблю мою родную землю:
Хорошо и грустно мне до боли,
Словно тихой жалобе я внемлю.

В сердце мир, печаль и безмятежность…
Умолкает жизненная битва,
А в груди - задумчивая нежность
И простая, детская молитва…
1887

Будь что будет - все равно.
Парки дряхлые, прядите
Жизни спутанные нити,
Ты шуми, веретено.

Все наскучило давно
Трем богиням, вещим пряхам:
Было прахом, будет прахом, -
Ты шуми, веретено.

Нити вечные судьбы
Тянут парки из кудели,
Без печали и без цели.
Не склоняют их мольбы,

Не пленяет красота:
Головой они качают.
Правду горькую вещают
Их поблекшие уста.

Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века
В слабом сердце человека
Правда с ложью сплетены.

Лишь уста открою - лгу,
Я рассечь узлов не смею,
А распутать не умею,
Покориться не могу.

Лгу, чтоб верить, чтобы жить,
И во лжи моей тоскую.
Пусть же петлю роковую,
Жизни спутанную нить,

Цепи рабства и любви, -
Все, пред чем я полон страхом, -
Рассекут единым взмахом,
Парка, ножницы твои!
1892

И вновь, как в первый день созданья,
Лазурь небесная тиха,
Как будто в мире нет страданья,
Как будто в мире нет греха.

Не надо мне любви и славы.
В молчанье утренних полей
Дышу, как дышат эти травы,
Ни прошлых, ни грядущих дней.

Я не хочу пытать и числить:
Я только чувствую опять,
Какое счастие - не мыслить,
Какая нега - не желать.

Бледный месяц - на ущербе,
Воздух звонок, мертв и чист,
И на голой, зябкой вербе
Шелестит увядший лист.

Замерзает, тяжелеет
В бездне тихого пруда,
И чернеет, и густеет
Неподвижная вода.

Бледный месяц на ущербе
Умирающий лежит,
И на голой черной вербе
Луч холодный не дрожит.

Блещет небо, догорая,
Как волшебная земля,
Как потерянного рая
Недоступные поля.
1895

Без веры давно, без надежд, без любви,
О, странно веселые думы мои!
Во мраке и сырости старых садов -
Унылая яркость последних цветов.
1900

СТАРОСТЬ

Чем больше я живу - тем глубже тайна жизни,
Тем призрачнее мир, страшней себя я сам,
Тем больше я стремлюсь к покинутой отчизне,
К моим безмолвным небесам.

Чем больше я живу - тем скорбь моя сильнее
И неотзывчивей на голос дальних бурь,
И смерть моей душе все ближе и яснее,
Как вечная лазурь.

Мне юности не жаль: прекрасней солнца мая
Мой золотой сентябрь, твой блеск и тишина.
Я не боюсь тебя, приди ко мне, святая,
О, Старость, лучшая весна!

Тобой обвеянный, я снова буду молод
Под светлым инеем безгрешной седины,
Как только укротит во мне твой мудрый холод
И боль, и бред, и жар весны.

Ты ушла, но поздно:
Нам не разлюбить.
Будем вечно розно,
Вечно вместе жить.

Как же мне, и зная,
Что не буду твой,
Сделать, чтоб родная
Не была родной?
Не позже 1914

Выдающийся русский прозаик, философ, поэт, литературный критик, драматург Дмитрий Сергеевич Мережковский был младшим ребенком в большой, многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского (1821 - 1908). Мать писателя, Варвара Васильевна Чеснокова, была дочерью управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера. О своей семье, в первую очередь о матери, оказавшей на него в детстве особое влияние, Мережковский рассказывает в автобиографической поэме "Старинные октавы".

В 1880 г. Мережковский по инициативе отца знакомится с Ф. М. Достоевским и читает ему свои стихи, которые писатель оценивает отрицательно. В этом же году Мережковский подружился с С. Я. Надсоном, знакомится с секретарем "Отечественных записок" А. И. Плещеевым.

В 1881 г. состоялась публикация его первого стихотворения в сборнике "Отклик".

В 1884 г. Мережковский становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, увлекается позивитизмом и толстовством, путешествует по России.

Весной 1885 г. писатель посещает смертельно больного Надсона, знакомится с И. Е. Репиным и передвижниками.

Весной 1888 г. Мережковский успешно заканчивает университет и отправляется в путешествие по Кавказу с Н. Минским. В этом же году он знакомится со своей будущей женой - Зинаидой Николаевной Гиппиус и 11 июля делает ей предложение.

Осенью 1888 г. Д. С. вместе с невестой открывает литературные вечера, где бывают К. М. Фофанов, А. И. Плещеев, А. Волынский, Н. М. Минский, появляется никому еще не известный Ф. Сологуб.

В 1888 г. в Петербурге выходит первая книга Мережковского “Стихотворения (1883 - 1987)”.

После свадьбы супруги поселились в Петербурге. В их квартире постоянно собирается цвет интеллигенции Санкт-Петербурга.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус становятся друг для друга поддержкой и опорой на 52 года, которые они прожили никогда не разлучаясь, постоянно находясь в духовном общении, и стали при этом двумя крупными писателями, поэтами, мыслителями. Каждый из них оставил после себя свое оригинальное литературное наследие.

Летом 1890 г. писатель начинает работу над романом "Юлиан Отступник".

С 1891 по 1895 г. писатель много работает, изучает исторические материалы, осмысливает явления мировой культуры. В эти годы Дмитрий Мережковский неоднократно посещает Италию, подготавливаясь к написанию романа о Леонардо да Винчи.

Весной 1891 г. Мережковские отправляются в Италию (некоторое время совместно с А. П. Чеховым и А. С. Сувориным) и в Париж. Это время было началом "богоискательства".

В 1892 году выходят "Символы. Песни и поэмы".

Весной 1892 г. Мережковские путешествуют по Италии и Греции. Д. С. пишет очерки "Акрополь", "Плиний Младший", рассказы из итальянской жизни, стихотворения.

В декабре 1892 года, во время путешествия по Италии, семья знакомится с Д. В. Философовым.

В 1895 году "Северный вестник" публикует роман Мережковского "Отверженный", ставший впоследствии первой частью знаменитой трилогии "Христос и Антихрист" - романом "Смерть богов. Юлиан Отступник".

В 1896 году выходит сборник "Новые стихотворения".

В 1897 году печатается сборник статей "Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы". Книга вызвала широкий резонанс, жаркие споры в литературной среде.

В этом же году Мережковские встречаются с В. Я. Брюсовым, знакомятся с В. В. Розановым.

В 1898 - 1899 гг. происходит его сближение с "Миром искусства", А. Н. Бенуа, Л. Бакстом, С. П. Дягилевым и другими. Мережковский замысливает создание Новой церкви, церкви Святого Духа.

В 1900 году в журнале "Мир Божий" была напечатана вторая часть трилогии "Христос и Антихрист" - роман "Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи".

В 1900 - 1902 годах, журнал "Мир искусства" напечатал крупное исследование Мережковского "Л. Толстой и Достоевский" - одну из вершин русской философской критики. В эти годы Мережковский ищет единомышленников для создания Новой церкви.

В 1901 году писатель стал одним из создателей Религиозно-Философского собрания.

В этом году Мережковские совершают поездки в Москву, встречаются с К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, издателями. Возникает замысел Религиозно-философских собраний.

29 ноября 1901 г. с разрешения обер-прокурора Синода Победоносцева проведено первое заседание Религиозно-философских собраний. Председатель - ректор Петербургской духовной академии Антоний, члены-учредители Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, В. А. Тернавцев, В. С. Миролюбов.

В 1902 г. у Мережковского появляется замысел создания журнала "Новый путь".

14 октября 1902 г. состоялась премьера "Ипполита" Еврипида в переводе Д. С. Мережковского на сцене Александрийского театра со вступительным словом "О новом значении древней трагедии".

Зимой 1903 г. Мережковский публикует статьи о Гоголе в первом номере журнала "Новый путь".

5 апреля 1903 г. Синод издает указ о запрещении деятельности Религиозно-философских собраний. Мережковский начинает работу над романом "Петр и Алексей". Во время работы над третьей частью трилогии "Христос и Антихрист" Мережковский углубленно изучал историческую эпоху, жил среди старообрядцев, наблюдая их быт.

В сентябре 1903 года Дягилев предложил Мережковскому редактировать отдел беллетристики в журнале "Мир искусства".

В 1904 году в журнале "Новый путь" вышла последняя часть трилогии - роман "Антихрист. Петр и Алексей". Трилогия вызвала широкий резонанс в обществе, была отмечена не только в России, но и в Европе. Высоко оценили творчество Дмитрия Мережковского Томас Манн и Георг Брандес.

В мае 1904 г. Мережковский посещает Льва Толстого в Ясной Поляне.

В августе этого года Мережковский объединяется с философами-идеалистами С. Н. Булгаковым, Г. И. Чулковым в целях спасения журнала "Новый путь". Состояла публикация сборника "Собрание стихов. 1883 - 1903".

В январе 1905 года Мережковский знакомится с Н. А. Бердяевым, позднее - с Б. К. Зайцевым.

5 января 1905 года у Мережковских и Д. Философова возникает замысел "троебратства" как нового религиозного союза и удаления в "духовную пустыню".

В январе на сцене МХТа состоялась премьера пьесы "Будет радость" в постановке В. И. Немировича-Данченко.

В марте 1905 г. происходит окончательный разрыв с А. Блоком.

Летом этого года Мережковский работает над драмой "Павел I"; встречается с А. М. Ремизовым; публикует статьи "Мещанство и интеллигенция. Грядущий Хам", "Теперь или никогда", "О новом религиозном действии".

24 января 1906 г. - Премьера трагедии Софокла "Антигона" в переводе Мережковского, которая долго откладывалась из-за планов Горького и его группы устроить на ней скандал.

Весна - осень 1906 г. У Мережковского возникает замысел создания редакции "Анархии и Теократии", на базе которой готовились сборники под общим названием "Меч", сборник статей Д. Мережковского, З. Гиппиус, Д. Философова "Le Tsar et la Révolution" (Париж) - о проблемах самодержавия и революции в России. Стати были переведены на французский язык.

Мережковские знакомятся с Анатолем Франсом, известными католическими деятелями, Рудольфом Штейнером, постоянно общаются с А. Белым.

В конце 1906 года Мережковские встречаются с Жаном Жоресом, проявляют интерес к левым партиям. Появляется замысел совместного митинга; позднее происходит знакомство с П. А. Кропоткиным, Г. В. Плехановым, А. Ф. Керенским, сближение с Б. В. Савинковым.

В 1906 году Мережковский публикует книгу "Гоголь и черт", в этом же году увидело свет его исследование "Грядущий Хам" - провидческое предостережение о последствиях приближающейся революции.

В 1906 году Мережковские уезжают в Париж, где живут до 1914 года, иногда посещая Россию.

В январе 1907 г. происходит знакомство с Н. С. Гумилевым.

22 апреля Мережковские и Д. Философов уединяются для празднования Пасхи, создают молитву "Великая Пятница".

Летом этого года Д. С. Мережковский заканчивает написание драмы "Павел I" - описание заговора, изменившего многое в истории России и начинает работу над сборником "Не мир, но меч".

В 1907 году Религиозно-Философское собрание, создателем которого был писатель, преобразовалось в Религиозно-Философское общество.

В это время писатель работает над второй своей исторической трилогией "Царство Зверя", созданной на чисто российском материале.

В 1908 году отпечатанный тираж пьесы "Павел I" конфискован, против автора возбуждено судебное преследование за "дерзостное неуважение к верховной власти".

11 июля 1908 года Мережковские возвращаются в Россию. Они принимают участие в возрожденном Н. А. Бердяевым Религиозно-философском обществе, но Д. С. отказывается от предложения стать его председателем.

12 сентября осуществился фактический переход журнала "Образование" и газеты "Утро" в руки Мережковских.

В 1908 году Мережковский работает над "Александром I", публикует сборники статей "В тихом омуте", "Не мир, но меч. К будущей критике христианства".

12 декабря 1908 г. Д. С. выступает на заседании Литературного общества в защиту А. Блока, что привело к возобновлению их отношений.

В 1909 г. Мережковский заведует отделом беллетристики в "Русской мысли", публикует роман В. Ропшина (Б. Савинкова) "Конь бледный".

14 декабря 1909 года на благотворительном вечере в пользу А. Ремизова была осуществлена постановка двух действий из "Павла I".

В этом году публикуется книга "М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества".

В мае 1910 г. Мережковские приезжают в Париж по приглашению Б. Савинкова, который ждал от них одобрения идеи возрождения его террористической "боевой организации".

В 1910 году В. Э. Мейерхольд ставит на частной сцене два действия из пьесы "Павел I"; выходит еще один сборник статей "Больная Россия" и "Собрание стихов. 1883 - 1910".

В этом же году епископ Саратовский Гермоген требует отлучить от церкви ряд современных русских писателей, в том числе и Мережковского.

В сентябре 1911 г. Мережковский завершает работу над романом "Александр I". Роман был напечатан в "Русской мысли".

В конце года Мережковские уезжают в Париж.

В 1911 году в издательстве Товарищества М. О. Вольфа начинается издание первого "Полного собрания сочинений" Д. С. Мережковского в 17 томах.

В 1911 - 1912 годах выходит вторая часть трилогии “Царство зверя” - роман "Александр I".

25 марта 1912 года на границе в Вержболове у Мережковского конфискуют все рукописи, в том числе и рукопись "Александра I".

Д. С. Мережковского вместе с издателем Пирожковым привлекают к суду за публикацию драмы "Павел I" по статье 128 "Дерзостное неуважение к Верховной власти...". Суд назначен на 16 апреля. Через четыре дня после приезда Мережковские опять уезжают в Париж. В мае дело откладывают до сентября.

После Пасхи у Мережковских часто бывает Вяч. Иванов.

18 сентября 1912 года состоялось слушание дела Мережковского и Пирожкова, им был вынесен оправдательный приговор.

14 января 1913 года Мережковские едут в Париж. Затем - в Ментону; посещают Савинкова и Бунакова в Сан-Ремо; встречаются с Г. Плехановым и возвращаются в Россию.

В 1914 году в Москве, в знаменитом издательстве Сытина, выходит наиболее полное собрание сочинений Д. Мережковского в 24-х томах.

В этом же году произошел скандал по поводу публикации писем Мережковского А. Суворину в "Новом времени".

В 1915 году Дмитрий Мережковский выпускает книгу "Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев", продолжающую исследования явлений русской и мировой культуры; публикует "Было и будет: Дневник. 1910 - 1914".

В мае 1916 г. Мережковский знакомится с О. Л. Костецкой.

22 октября 1916 г. на сцене Александрийского театра состоялась премьера пьесы "Романтики" в постановке В. Мейерхольда, которая имела большой успех.

В 1917 году пьеса "Павел I" была поставлена на различных провинциальных сценах.

Февральскую революцию Мережковский встретил с надеждой и воодушевлением. В марте 1917 г. Д. С. присутствует на совещании в Зимнем дворце, встречается с А. Керенским. В августе - встречи с Б. Савинковым.

Октябрьский переворот Мережковский воспринял как контрреволюцию, путч, приход новой тирании, нового "царства зверя", "торжество Хама". Он предвидел развитие событий намного лучше других, всю жизнь занимаясь исследованием тирании, понял, что этот режим надолго, и что он несет в себе смертельную опасность.

Осенью 1917 г. Мережковский начал работу над книгой о Египте.

21 января 1918 г. Д. С. Мережковский вместе с А. А. Ахматовой и Ф. Сологубом принимает участие в вечере "Утро России" в пользу Красного креста.

После публикации его статьи "Интеллигенция и революция" и призыва к бойкоту поэта происходит его окончательный разрыв с А. Блоком.

В апреле 1919 года Мережковские распродают библиотеку. Осенью писателя привлекают к общественным работам: таскать бревна, рыть окопы и т. п.

24 декабря 1919 года Мережковский вместе З. Гиппиус, Д. Философовым и их секретарем В. Злобиным уезжают из Петербурга под предлогом чтения лекций для красноармейцев.

В январе 1920 года Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов и В. Злобин тайно переходят польскую границу. Несколько месяцев они живут в Польше, основывают антибольшевистскую газету "Свобода", добиваются аудиенции у гетмана Пилсудского. После подписания перемирия между Польшей и большевиками, переезжают в Париж.

16 декабря 1920 года Мережковский читает знаменитую лекцию "Большевизм, Европа и Россия", в которой впервые отмечает, что лозунг большевиков "Мир, Хлеб, Свобода" на самом деле означает "Войну, Голод, Рабство".

Мережковский сближается с епископом Мелхиседеком; успешно читает лекции. В Варшаве он содействует Б. Савинкову, вступившему в союз с И. Пилсудским.

25 марта 1920 года состоялась премьера драмы "Царевич Алексей" на сцене Большого драматического театра в Петрограде, в подготовке которой принимал участие А. Блок.

Летом 1920 года Мережковский работает над книгой о большевизме - "Апокалипсис русской революции"; ведет пропаганду в качестве ближайшего заместителя Б. Савинкова.

23 июня состоялось заседание Тайного комитета по формированию русской армии в Брест-Литовске, в котором Мережковский принимал участие.

25 июня 1920 года состоялась аудиенция у Пилсудского в его военной ставке в Бельведере, после которой Мережковский пишет восторженную статью "Иосиф Пилсудский".

10 июля - начало издания эмигрантской газеты "Свобода". Мережковский публикует в ней свои статьи, в частности "Воззвание к русской эмиграции и русским людям, объясняющее войну Польши с Россией".

В это время происходят первые трения с Б. Савинковым.

31 июля 1920 года Мережковские отправляются в Данциг (Гданьск), а в начале сентября возвращаются в Варшаву.

После подписания польско-советского перемирия в Минске Мережковские разочаровываются в поляках и Б. Савинкове и 26 октября 1920 года уезжают в Париж.

В ноябре 1920 г. разрушился многолетний "Тройственный союз" Мережковских и Д. Философова, из-за отказа последнего бросить Б. Савинкова и вернуться в Париж.

16 декабря 1920 г. состоялась первая французская лекция в парижском Зале научных обществ, впоследствии вошедшая отдельной статьей в книгу "Царство Антихриста" под заголовком "Европа и Россия".

Летом 1921 года Мережковские переезжают в Висбаден, писатель работает над книгой о Египте. В это же время происходит знакомство и сближение с И. А. Буниным.

В 1922 году выходит сборник Мережковского, Гиппиус, Философова и Злобина "Царство Антихриста" - их размышления о большевистской России.

В 1923 г. Мережковский сотрудничает с "Современными записками", публикует частями роман "Тайна трех. Египет и Вавилон". В этом же году Д. С. публикуется в "Последних новостях", "Возрождении", "Новой России" под редакцией А. Керенского, в журнале "Числа" и в журнале "Новый корабль".

В ноябре 1923 г. на сцене МХТа состоялась премьера драмы “Царевич Алексей” в постановке В. Немировича-Данченко. В роли Алексея выступил Н. Монахов; декорации и костюмы исполнены А. Бенуа.

В 1924 г. Пражское издательство возвращает романа "Тутанкамон на Крите" для исправления исторических неточностей.

В 1924 - 1926 гг. Мережковский публикует историческую дилогию "Рождение богов. Тутанкамон на Крите", "Мессия" в "Современных записках", книгу "Тайна трех: Египет и Вавилон" (Прага, 1925).

Мережковские возобновляют "воскресения" по примеру петербургских литературно-философских вечеров.

В 1926 году Мережковские организовывают литературно-философское общество "Зеленая лампа", президентом которого становится поэт Георгий Иванов.

5 февраля 1927 года состоялось первое заседание литературно-философского общества "Зеленая лампа", организованного на базе "воскресений" (председатель Г. Иванов, секретарь В. Злобин).

В июле Мережковские встречаются с А. И. Куприным, И. А. Буниным, В. Ф. Ходасевичем; писатель работает над журналами "Новый дом" и "Новый корабль".

В сентябре 1928 года в Белграде Мережковский посещает в составе делегации русских писателей короля Югославии Александра I. Король награждает писателя орденом св. Саввы за его творческую деятельность; завтрак у короля и королевы. Затем Д. С. читает лекции в Белграде и Загребе.

В 1929 году в Белграде, в "Русской библиотеке" выходят две части биографии Наполеона Бонапарта.

Летом 1930 года Мережковские встречаются в Грассе с И. А. Буниным, К. В. Мочульским, В. Ф. Ходасевичем, М. А. Алдановым.

В августе - работа над киносценарием по пушкинскому "Борису Годунову".

В конце года 1930 года Мережковский и Бунин рассматриваются как наиболее серьезные кандидаты на получение Нобелевской премии.

В Белграде выходят в свет книги "Тайна Запада: Атлантида - Европа".

В начале 1932 года Международная латинская академия, Югославская академия и Виленский университет рекомендуют Д. С. Мережковского на присуждение Нобелевской премии.

15 апреля Мережковский предложил Бунину разделить Нобелевскую премию, кто бы ее ни получил. Это предложение Буниным было отвергнуто.

В 1932 году, в Белграде, выходит один из основных трудов Мережковского - исследование "Иисус Неизвестный", завершающая часть трилогии "Тайна трех". Первая часть "Тайна трех: Египет и Вавилон" (Прага, 1925), вторая - "Тайна Запада: Атлантида-Европа" (Белград, 1930). Много времени уделяет писатель биографиям великих.

4 декабря 1934 года состоялась аудиенция у Муссолини в Венецианском дворце в Риме, где Мережковский предложил издать свою книгу о Данте, а также выразил желание начать работу над книгой о дуче.

В это же время Мережковский наносит визит к Вяч. Иванову в Риме.

В 1934 г. издается еженедельник "Меч", редактором которого в Париже был Д. Мережковский, а в Варшаве - Д. Философов.

14 декабря 1935 года состоялся банкет, посвященный 70-летию Д. С. Мережковского, на котором Вяч. Иванов огласил приветственное письмо. На банкете председательствовали И. Бунин и министр народного просвещения Франции Марио Рустан.

В 1936 году в Берлине выходит исследование Мережковского, являющееся продолжением темы "Иисуса Неизвестного": "Павел. Августин".

В этом же году Мережковский вместе с Буниным, Зайцевым, Гиппиус и Шмелевым начинают работу в редколлегии "Иллюстрированной России"

В июне по приглашению Муссолини Мережковский посещает Рим и Флоренцию; работает над книгой о Данте.

Мережковский пишет "Предисловие" к книге о Муссолини и 20 ноября, в письме к дуче, обращается с просьбой об аудиенции. Диктатор соглашается принять Мережковского только через секретаря, после чего Д. С. решил больше не приезжать в Италию. Он бросает работу над книгой о Муссолини и начинает перевод своей книги о Данте на французский язык.

20 июня 1937 года Мережковский приезжает в Италию для обсуждения возможности съемок фильма о Леонардо. В этом же году писатель работает над книгой о Мартине Лютере.

В 1938 году Мережковский публикует книги "Лица святых от Иисуса к нам (Павел. Августин. Св. Франциск Ассизский)" (Берлин); "Жанна д"Арк и Третье Царство Духа" (Берлин).

В 1939 году Мережковский выступает по радио с приветственной речь Гитлеру. Эту акцию, в тайне от Зинаиды Гиппиус, организовал В. Злобин. В этой речи Мережковский сравнивал Гитлера с Жанной д"Арк, считал что он должен спасти мир от власти дьявола. Впоследствии, Мережковский пересмотрел свои позиции, но в эмигрантских кругах был подвергнут справедливому бойкоту.

В 1939 году в Брюсселе выходит последняя прижизненная книга писателя "Данте" в 2-х томах.

В 1940 году Мережковский работает над исправлением и редактированием старых стихотворений.

5 июня он вынужден уехать в Биарриц. Друзья устроили Мережковскому чествование по случаю его 75-летия, это приносит успех и деньги. Мережковские переезжают в небольшую виллу.

В 1940 г. писатель работает над циклами "Испанские мистики": Св. Тереза Иисуса; Св. Иоанн Креста; Маленькая Тереза" (опубл. 1959 - 1984) и "Реформаторы (Лютер. Кальвин. Паскаль)" (опубл. на французском языке 1941 - 1942); собирает материал для книги о Гёте; читает лекции о Леонардо да Винчи и о Паскале, которые вызвали яростную критику католиков. Немцы запретили Мережковскому читать лекции о Наполеоне.

В начале июля 1941 года Мережковских выселяют с виллы за неплатежи, им приходится жить в долг. Д. С. выступает по парижскому радио с речью “Большевизм и человечество”.

5 декабря 1941 года Мережковские посещают церковь св. Терезы, культ которой поддерживался ими много лет.

10 декабря 1941 года после отпевания в храме Ал. Невского на рю Дарю состоялись скромные похороны писателя на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Д. С. Мережковский не написал ни единой строчки против своей совести. Он видел дальше многих, вникал в суть явлений и исторических процессов глубже многих. Для того чтобы понять эпоху, описываемую в романе "Петр и Алексей", Мережковский жил среди старообрядцев в Сибири. Он первым предсказал катаклизмы, которые ждут Россию в будущем, опубликовав исследования: "Грядущий Хам" и "Больная Россия". Он пытался связать события всемирной истории, разных эпох и народов, в единую философскую систему. От Юлиана Отступника до декабристов и Наполеона Бонапарта. Он впервые показал, что в Российской империи, от царя, даже самого, прогрессивного, воспитанного на идеях свободы, любимым учителем которого был известный швейцарский демократ Цезарь Лагарп, а таким царем был Александр I, почти ничего не зависит. Страной реально правят столоначальники, лютые помещики, губернаторы, свора садистов, все эти измайловы, струйские, пестели (отец декабриста П. Пестеля), протасовы.

Произведения Мережковского никого не оставляли равнодушным. Его ненавидели, ему завидовали, им восхищались. Выход каждого из его произведений вызывал если не скандал, то жаркие дебаты и массу разноречивых откликов. Его творчество старались принизить многие критики и литераторы от Буренина до Брюсова.

Мережковского интересовали новые явления и персоналии появившиеся в ХХ веке. Писатель восхищался Муссолини и Пилсудским, но со временем разочаровался в них. В Гитлере он тоже видел, поначалу, возможного освободителя от большевистской тирании, но впоследствии, пересмотрел свои позиции. За свою приветственную речь Гитлеру по радио в 1939 году Мережковский был подвергнут справедливому бойкоту в эмигрантских кругах. И здесь его судьба в чем то похожа на судьбу другого крупнейшего писателя ХХ века - Кнута Гамсуна, Нобелевского лауреата.

Дмитрий Сергеевич Мережковский - один из крупнейших русских писателей и мыслителей ХХ века. Его творческое наследие - проза, философские и литературно-критические работы, поэзия, биографии - с честью выдержало испытание временем и вошло в золотой фонд русской и европейской классики ХХ века. Мережковский выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, как самый европейский из русских писателей.

До революции Д. С. Мережковский был одним из самых издаваемых писателей современной России. В СССР писателя не издавали вообще. Его книги можно было купить только в букинистических магазинах, где они, несмотря на очень высокую стоимость, никогда не залеживались. В современной России Мережковского стали издавать с начала 90-х годов.

Светлана Сидорова
Леонид Сурис

Мережковский, Дмитрий Сергеевич – писатель (14.8 1865, Санкт-Петербург – 9.12.1941, Париж). Родился в семье мелкого дворцового чиновника из украинского дворянского рода. В 1884-89 учился на историко-филологических факультетах Московского и Санкт-Петербургского университетов.

Первое стихотворение Мережковского было напечатано в 1881, сборники стихов выходили в 1888-1904. В 1889 Мережковский женился на Зинаиде Гиппиус . В 1890-е годы он переводил греческие трагедии, ездил в Грецию. Начатое им обширное религиозно-философское произведение в форме романа в 1896-1905 превратилось в роман-трилогию Христос и Антихрист. Широкое признание получили его сборник статей Вечные спутники (1896) и обширное исследование Толстой и Достоевский (1901). Вторая часть романа-трилогии – Воскресшие боги. Леонардо да Винчи (1901) принесла ему писательскую известность в Западной Европе.

Дмитрий Сергеевич Мережковский, фото 1890-1900

В 1905-12 Мережковский жил в Париже, его произведения по-прежнему печатались в России. Выходили его собрания сочинений: в 1911-13 – 17-томное, в 1914 – 24-томное.

Роман "14 декабря" - третья книга трилогии Дмитрия Сергеевича Мережковского "Царство Зверя", куда вошли "Павел Первый", "Александр Первый" и, наконец, роман о Николае Первом и декабристах - первоначально названный писателей по имени венценосного героя. Вечная тема любви и революции находит философское осмысление в произведении. Написанный в начале века, роман как бы предвосхищает события нашего сложного времени.

Известный роман Дмитрия Мережковского рассказывает о конце царствования императора Александра Первого и отображает яркий и сложный период истории России после войны 1812 года - время, отмеченное возникновением революционных тайных обществ и началом войны на Кавказе.

Известному русскому писателю Дмитрию Сергеевичу Мережковскому наибольшую известность принесла трилогия "Христос и Антихрист". Исторический роман "Антихрист", посвященный эпохе Петра I, завершает эту трилогию.

Первая книга антологии дает широкую панораму поэзии старшего поколения русской эмиграции: от главных представителей русского символизма - Д. Мережковского, Вяч. Иванова, З. Гиппиус до старейшего представителя второй волны русской эмиграции Д. Кленовского.

13 января 1910 года в книжных магазинах появилась книга Д.Мережковского "Больная Россия", в состав которой вошли историко-религиозные статьи, опубликованные в газете "Речь" в конце 1908 и в 1909 году.

Чем кончится? Узнать немудрено
Народ еще повоет и поплачет.
Борис еще поморщится немного.
Что пьяница пред чаркою вина.

Тема власти - одна из самых животрепещущих и неисчерпаемых в истории России. Слепая любовь к царю-батюшке, обожествление правителя и в то же время непрерывные народные бунты, заговоры, самозванщина - это постоянное соединение несоединимого, волнующее литераторов, историков.

Статьи, вошедшие в сборник, в большинстве своем написаны "на злобу дня", однако отражают они не только непосредственную реакцию автора на события литературной, религиозно-общественной, политической жизни начала 20 века, но и его раздумья о вечных исканиях духа, об "основных, всеобъемлющих, все решающих" для России вопросах.
Книга адресована всем, кто интересуется русской литературой, историей, религиозной философией.

Настоящий сборник содержит статьи на литературно-общественные темы, созданные Д.С. Мережковским с 1896 по 1915 год и отражающие отношения автора к событиям в России в этот период.