Прогресс в социальной сфере. Проблема критериев прогресса

С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса.

Одна из первых научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса, которое определяется приростом знания, принадлежит А.Сен-Симону.

Его идеи развил основоположник социологии О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса - степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше. В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития - построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, - неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Если О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям, то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ П.Сорокин указал, что оба эти течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.

Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического прогресса, однако по поводу морального прогресса мнения расходятся. Те, кто считает, что моральный прогресс существует, принадлежат к течению эволюционной этики. Они исходят из того, что само наличие морали как основы взаимодействия и взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.

Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.

На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям. По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.

Существенно отличается позиция сторонников циклического развития обществ. Первая мировая война и периодические экономические кризисы вызвали сомнения в общем прогрессивном развитии человечества. Так, немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его мнению, каждая из восьми изученных им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок.

Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову. В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов - движение к упадку.

К циклическим теориям следует отнести также социокультурную динамику П.Сорокина, содержащую весьма пессимистичную оценку перспектив развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами - лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика, зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла - фазу кризиса.

Что же касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся длительные дискуссии между пред­ставителями разных социологических школ и направлений. По­жалуй, наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманисти­ческий смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», го­воря философским языком. Не менее важны и другие их сторо­ны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать сам факт социальных изменений и социального развития, определить их типы, выявить движущие силы. Не менее важно понять их гума­нистический, человеческий смысл - ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

Социолог должен стремиться находить более или менее объек­тивные показатели для оценки социальных изменений, квалифи­кации их в качестве прогресса или регресса. Как правило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных по­казателей, которая может служить основой для оценки. Так, в Институте социально-политических исследований РАН разрабо­тана обстоятельная «Система социальных показателей Российско­го общества». Она разделена на четыре группы по сферам общест­венных отношение: собственно социальной, социально-полити­ческой, социально-экономической и духовно-нравственной. В каж­дой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измере­ния: социальные условия как объективные данные, определяю­щие «фон» развития общественных отношений; социальные ин­дикаторы как количественные характеристики общественных от­ношений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общест­венных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отношений по­зволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые выступа­ют в качестве базовой основы системного порядка.

К критериям прогрессивных процессов следует отнести и каче­ственное улучшение основных факторов социальных изменений:

Окружающей среды;

Структуры народонаселения;

Экономического фактора;

Повышение уровня и качества жизни человека;

Степень распространения инноваций во всех сферах жизне­деятельности общества;

Улучшение социокультурных условий жизни человека и т. д.
Помимо названных можно было бы указать на многие другие критерии социального прогресса. Но, как подчеркивают многие авторы, основной и универсальный интегративный критерий про­гресса связан с его гуманистическим смыслом.

Философия и футорология.

ФУТУРОЛОГИЯ (лат. futurun - будущее и греч. logos - учение, слово) -представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин „Ф." предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую надклассовую „философию будущего", противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие распространилось на Западе в смысле истории будущего", „науки о будущем", призванной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются мн. науками, термин „Ф.", ввиду его многозначности и неопределенности, с конца 60-х гг. вытесняется понятием „исследование будущего", к-рое охватывает теорию и практику прогнозирования. В буржуазной Ф. выделяются апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. течения. В 60-х гг. господствовало первое, выдвинувшее постиндустриального общества" теорию (Белл, Г. Кан, Арон, Б. де Жувенель). Реформисты выступали с позиций теории конвергенции (Ф. Бааде, Ф. Полак, И. Гал-тунг), леворадикалы доказывали неизбежность катастрофы западной цивилизации" перед лицом научно-технической революции (А. Уоскоу и др.). С конца 60-х гг. буржуазная Ф. переживает кризис, в ходе к-рого сначала выдвинулось течение, доказывающее неизбежность „глобальной катастрофы" при существующих тенденциях общественного развития, а затем, с конца 70-х гг., - течение, отстаивающее необходимость перехода к „новой цивилизации", построенной на принципах буржуазного гуманизма. Ведущее влияние в буржуазной Ф. 70-х гг. при- обрел Римский клуб, по инициативе к-рого развернулось т. наз. Глобальное моделирование перспектив человечества на основе использования ЭВМ. Многообразным и противоречивым концепциям буржуазной Ф. противостоит марксистско-ленинское учение о будущем человечества, научное прогнозирование, к-рое опирается на положения диалектического и исторического материализма, теорию научного коммунизма.

    Становление постиндустриального общества, процесс сложный, неравномерный, пронизанный противоречиями. Это противоречия между человеком и современной техникой в социальном, экономическом и психологическом аспектах, конфликт между тенденцией к глобализации и традиционным принципам национально-государственного суверенитета.

  • 49. Социальный прогресс и его критерии.

  • Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному- Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад.

    Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

    Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

    Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии.

    Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

  • 50. Философский аспект глобальных проблем современности.

  • Глобальные проблемы современности: философские аспекты

    Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней - все еще сохраняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Призрак «судного дня», «омницида», уничтожения всех и вся еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты.

    Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеголовок. К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность обладания ядерным оружием безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

    ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА. Колыбель наша и обитель в опасности. В чем же суть экологической угрозы?

    В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может полностью разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это породит «коллапс» - резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие, скоротечную гибель населения планеты.

    Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 млрд. 200 млн. землян испытывают острую нехватку питьевой воды. Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. Биологи фиксируют ежедневную потерю 150 видов животных и растений.

  • ТРЕТЬЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - ОПАСНОСТЬ. НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕЛЕСНОСТЬЮ.

    Тело. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье - всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.

    И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ.

    Уже есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия (повальная эпидемия), сеющая смерть не в одной стране, а по всему миру. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некий этап в биологическом существовании рода людей. Он связан с их необузданным массовым вторжением в природные основы собственного бытия. СПИД сегодня - уже не медицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.

    Океан химических веществ, в который погрузилась наша повседневная жизнь, резкие изменения в политике и зигзаги в экономике - все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов людей. Налицо в ряде регионов признаки физического вырождения, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.

    Наконец, ЧЕТВЕРТАЯ, не менее страшная ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее.

    Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого сознания. Один из влиятельных американских философов Ричард Рорти весной 1995 г. в Институте философии РАН поведал о том, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления, каким оно должно быть.

С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса.

Одна из первых научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса , которое определяется приростом знания , принадлежит А.Сен-Симону.

Его идеи развил основоположник О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ . Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше . В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Если О. Конт , Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям , то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ П.Сорокин указал, что оба эти течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.

Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического прогресса , однако по поводу морального прогресса мнения расходятся . Те, кто считает, что моральный прогресс существует, принадлежат к течению эволюционной этики. Они исходят из того, что само наличие морали как основы взаимодействия и взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.

Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.

На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям . По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.

Существенно отличается позиция сторонников циклического развития . и периодические экономические кризисы вызвали сомнения в общем прогрессивном развитии человечества. Так, немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его мнению, каждая из восьми изученных им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок .

Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову . В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов — движение к упадку.

К циклическим теориям следует отнести также социокультурную динамику П.Сорокина, содержащую весьма пессимистичную оценку перспектив развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь , пройденный государствами — лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика , зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса .

Социальный прогресс и прогнозирование в философии

Современная осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который в свою очередь выступает стороной общественного прогресса .

Вопросам общественного прогресса уделяли внимание Д. Вико, И.Г. Гердер, А. Тюрго, Ж. Кондорсс, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Общественный прогресс — это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.

Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять как наиболее представительную точку зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда.

В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения — эволюционная и революционная .

Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества , а другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни . Очевидно следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением , а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда.

Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества . Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это особенно характерно для современной эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего прошлого.

Предвидение — это знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может совершиться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Различают три основных способа социального прогнозирования:
  • экстраполяция;
  • моделирование;
  • экспертиза.

Наиболее надежный метод социального прогнозирования — экспертиза . Любой социальный прогноз сочетает в себе научное и идеологическое назначения. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковый; нормативный; аналитический; прогноз-предостережение. Предвосхищение будущего — междисциплинарное исследование, и оно плодотворно только в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического знания.

Прогресс рассматривается как синоним развития. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе общества. Если же сумма негативных изменений превышает сумму позитивных, то считают, что имеет место регресс.

Однако понятие «социальный прогресс» чаще всего применяется для оценки направленности общественного развития. Социальным прогрессом в этом смысле называется глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от низших ступеней к высшим (от состояния дикости к вершинам цивилизации при цивилизационном подходе и от первобытно-общинной формации к коммунистической при формационном подходе).

Объективные показатели социального прогресса связываются с совершенствованием орудий труда - других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа.

В этом случае понятие «социальный регресс» не может рассматриваться как полностью соотносительное понятию «социальный прогресс». Дело в том, что большинство социологов полагает, что регресс может быть присущ лишь отдельным сферам общественной жизни. Он может охватить отдельные сферы общественной жизни: производственную, политическую и т.д., поразить отдельные государства, целые цивилизации и формации. Но охватывая отдельные социальные структуры общества, регресс не может распространиться на общество в целом, так как общество в целом, человечество в своем движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, продолжает развиваться по восходящей линии. Иначе говоря, у общества есть всегда возможности для совершенствования и никакое его идеальное состояние не может рассматриваться в качестве его финальной цели.

Первый критерий социального прогресса в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в данных сферах. Так, по мере формирования и развития постиндустриального общества значительно возрастает роль интеллектуального труда, а также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уровень потребления, то в постиндустриальном – качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, спорта и т. д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занятости, показателей благосостояния населения усложняется проблема выведения усредненного социально-экономического критерия для определения прогрессивности общества. Это требует разработки специальных систем социальных показателей, которые могут служить основой для оценки состояния того или иного общества. Такая работа ведется в настоящее время российскими социологами, в частности, в Институте социально-политических исследований РАН.



Второй критерий – степень свободы личности – в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отечественных социологов, может определяться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, российские социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса – уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу на" (позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода - бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть "как все". Третий - в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.

Основная мысль книги Фромма заключается в двойственности свободы для современного человека: он освободился от прежней власти и превратился в "индивида", но в то же время стал изолирован и бессилен, стал орудием внешних целей. Такое состояние подрывает человеческую личность. Позитивная же свобода означает полную реализацию способностей индивида, дает возможность жить активно и спонтанно. Свобода достигла критической точки, в которой она может превратиться в свою противоположность. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма. Свобода может победить только в том случае, если демократия разовьется в общество, в котором индивид, его развитие и счастье станут целью и смыслом. Проблема, с которой общество столкнулось сегодня - такая организация социальных и экономических сил, чтобы человек стал их хозяином. Путь решения, по мнению Фромма, заключается в сохранении достижений современной демократии и ее прогрессе в направлении развития свободы, инициативы и спонтанности индивида; причем не только в личных целях, но прежде всего в его труде.

Глобализация: сущность, причины возникновения, формы, последствия. Теории глобализации. Анти-глобализм: причины возникновения, социальный состав участников. Переход индустриальной и техногенной цивилизации в информационную. Признаки информационного общества.

Глобализация. Она выступает важнейшим фактором, определяющим облик мирового культурно-исторического процесса на современном этапе. Не смотря на то, что под глобализацией, прежде всего понимается глобализация в экономике, она затрагивает также социальную сферу, политику, культуру, и т.д. Глобализацией называют тенденцию и процессы, основной чертой которых является связывание различных стран в некое единое мировой целое в экономической, политической, социальной и культурной областях. Глобализация мира проявляется в достижении такого высокого уровня интегрированности мирового сообщества, при котором развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом. Источниками глобализации являются НТП и информационная революция, развитие рыночной экономики и свободной торговли, а также гегемонистическая политика развитых стран в борьбе за мировое господство в целях реализации своих геополитических интересов.

Основные причины глобализации:

· Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям

· Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения

· Переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбор

· Переход от централизации экономики к ее децентрализации

· Переход от национальной экономики к мировой

Глобализация прослеживается в тенденции увеличения открытости и взаимозависимости экономик, хозяйственно-технологическом сближении стран, интенсификации интеграционных процессов, развитии межконтинентальной интеграции. А также глобализация является и становлением единого мирового производства на основе размещения разных составных производственно-сбытового процесса в разных странах и интенсификации планетарной деятельности хозяйственных глобальных комплексов. Она же проявляется посредством образования новых экономических субъектов (ТНК, региональных объединений, международных организаций) и новых форм рыночного поведения (глобальных стратегий, методов борьбы с конкуренцией, глобальных сетей, объединений). Международное движение циклических колебаний экономики, биржевых, валютных, финансовых кризисов, сближение процентных ставок, внутренних и мировых цен – тоже формы проявления глобализации. В том числе унификация ведения бизнеса, формирование новой системы глобального управления, увеличение количества наднациональных структур регулирования мирового хозяйства, информационно-культурное сближение народов, распространение единых жизненных стандартов, унификация нравов, ценностей, быта, принципов и норм поведения, универсализация культуры. Глобализация – это также формирование специфических интересов, нарушение равновесия в мировой экосистеме и заострение глобальных проблем.

Позитивные последствия глобализационных процессов

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

3. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

4. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.

5. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

6. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

7. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

8. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

Глобализация приводит к углублению неоднородности, к возникновению новой модели мира - мира 20:80, общества одной пятой. 80% всех ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард», который охватывает лишь пятую часть населения планеты (в том числе США и страны Западной Европы - 70% мировых ресурсов). Процветающие 20% стран распоряжаются 84,7% мирового ВНП, на их граждан приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. С 1960 года разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность всяких обещаний справедливости в оказании помощи развивающимся странам8. Развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся закрепить существующий статус-кво. Большие опасения вызывает желание США усилить однополярность мира. Не удивительно, что в арабском мире, например, глобализация ассоциируется с «американизацией» мировой системы, «новым колониализмом». Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от «первого».

Неоднородность мира проявляется и в следующих данных: всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиарда человек, вместе взятые, почти половина населения Земли.

Приводятся данные, что от глобализации в конечном итоге выигрывает лишь 14,5% живущих в западном мире.

В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:

§ неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

§ возможная деиндустриализация национальных экономик;

§ возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;

§ возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

Глобализация - это сложный процесс, природа и последствия которого требуют глубокого изучения. Необходимо отметить, что некоторые специалисты скептически относятся к понятию «глобализация» и отрицают объективность этого процесса1. Однако большинство ученых стремятся разработать системное и теоретически обоснованное научное представление о нем. Существуют различные подходы к пониманию природы глобализации и ее сущности, а также разные оценки ее влияния на человеческое общество. В современной научной литературе.

Теория мировых систем. Начало теории мировых систем (world-systems theory) было положено в 1 970-е гг. в работах И. Валлерстайна3, посвященных изучению исторически сложившихся общественно-экономических систем. Сторонники этой теории утверждают, что современная мировая система выходит за пределы какого-либо политикоправового образования (государства), она опирается на единое разделение труда, допуская при этом сосуществование многообразных культурных систем. Главные связи между ее частями носят экономический характер. Современная мировая система по своей социальноэкономической природе считается капиталистической: ее движущей силой выступает накопление частного капитала, основанное на эксплуатации; для нее характерна коммерциализация (commodification), т.е. тенденция превращать блага и услуги, а также землю и труд в товары для продажи.

Теория мировых систем подчеркивает, что для капиталистической мировой системы характерны циклические кризисы. Они происходят в результате того, что после периодов инноваций и расширения объемов производства сокращение прибыли и истощение рынков ведут к спаду и стагнации (отсутствию развития)

Сторонники теории мировых систем видят главную особенность капиталистической мировой экономики в том, что она не имеет единого политического центра, что дало ей возможность постоянной экспансии (расширения). Современная мировая система берет начало в XV в. В этот период кризис феодализма в Западной Европе привел к технологическим инновациям и росту рыночных институтов. Прогресс производства и рост предпосылок для торговли с отдаленными территориями стимулировали европейцев отправляться в другие части земного шара. Военное превосходство и транспортные средства позволили им наладить экономические связи с другими регионами, что способствовало накоплению богатства в «европейском ядре».

Теория всемирной культуры5. В отличие от теории мировых систем теория всемирной культуры (world culture theory) пока еще не представляет собой устоявшейся научной школы, хотя с именем ее основателя американского социолога Р. Робертсона связывают появление термина «глобализация». Тем не менее эта теория содержит несколько основополагающих принципов, которые объединяют ряд ученых. Во-первых, в исследовании природы глобализации в ней отдается приоритет культуре. Во-вторых, основным в этой теории считается вопрос о том, как индивид и национальная идентичность могут выжить в условиях формирования глобальной культуры.

Теория всемирной культуры дает особое объяснение глобализации, которое сосредоточено на вопросе о том, каким образом участники процесса осознают и какое значение придают жизни в «глобальном поселении» (global village). В этом смысле глобализация рассматривается как «уплотнение» мира, развитие осознания глобальной взаимозависимости и понимания мира как единого целого.

Данная теория изучает, как человечество продвигается к единству, как происходит интеграция национальных культур в условиях глобализирующегося мира, как осуществляется экономическое, политическое и культурное влияние западного общества на другие общества. Авторы этой теории относят начало глобализации к периоду зарождения современной Европы, начавшемуся в XV в. с появления идей о национальных обществах, об индивидуумах и их суверенитете, о гуманизме. Однако основные черты современного мирового сообщества сформировались в 1 870-1 920-е гг. В настоящее время всемирная культура включает глобальные концепции надлежащей организации национального общества, проблемы личных прав и личности, вовлечения неевропейских обществ в международные отношения, укрепления идей гуманизма.

Теория глобального капитализма. Ряд современных ученых можно отнести к сторонникам теории глобального капитализма (global capitalism theory). Они указывают на источники глобализации в недрах самой капиталистической системы, которая содержит транснациональные механизмы в экономической, политической и культурно-идеологической областях. Главным институтом в экономике выступают ТНК, представляющие глобальную деловую элиту; в политической области - капиталистический транснациональный класс (глобальная политическая элита); в культурноидеологической - идеология консюмеризма и транснациональный неолиберализм, пропагандируемые глобальной культурной элитой, представленной средствами массовой информации, а также элитарными общественными движениями.

Сторонники теории глобального капитализма относят к экономическим силам глобализации не только глобальные ТНК, обладающие транснациональным капиталом, но и международные организации, располагающее международным капиталом (например, Всемирный банк, МВФ), а также государственные ТНК, опирающиеся на государственный капитал. К глобальной политической элите они относят ООН, неправительственные организации, глобальные деловые организации, ВТО, политические партии, а также интеграционные группировки (например, ЕС), которые рассматриваются как формирующиеся транснациональные государства.

Каждая из перечисленных теорий глобализации имеет свои определенные преимущества и недостатки. Теория мировой системы отдает приоритет экономическому аспекту глобализации, но недооценивает важность политических и культурных факторов. Теория всемирной культуры, наоборот, отдает приоритет культурным факторам глобализации, теория всемирного правления - политико-правовым, недооценивая роль экономических факторов. Теория глобального капитализма, несмотря на то что стремится включить экономический, политический и культурно-идеологический аспекты, тоже носит односторонний характер, так как сосредоточена только на одной-единственной политикоэкономической системе - капиталистической.

Антиглобали́зм - общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

Основной причиной создания антиглобалистского движения является глобальное утверждение товарно-денежных отношений и глобального рынка с его крайне жестокими правилами регулирования, подрывом моральных норм поведения человека, редукцией человека к экономическому животному. Причиной создания движения явилось также создание социального, экономического и политического пространства, и подавляющая часть человечества лишилась своих демократических прав, свобод, возможности участия в принятии решений и права на нормальную человеческую жизнь. В результате создания этих глобальных пространств резко увеличивается разрыв между богатыми и бедными, а мировое разделение труда подрывает возможности получения современного образования, знания и, за исключением небольшой доли интеллектуалов из этих стран, лишает их возможности рaвноправного доступа к благам всемирной цивилизации.

Представителями антиглобалистов являются абсолютно разные активисты, относящиеся к разным слоям общества, имеющие различные религиозные взгляды и жизненные принципы, а именно: феминистки, враги генной инженерии, борцы с бедностью, пацифисты, анархисты, социалисты, борцы за сохранение среды нормальной жизнедеятельности, представители ряда религиозных течений и т. д. Также к антиглобалистскому течению примкнули бизнесмены и экономисты, считающие опасным чрезмерную централизацию власти и денег, – например, известный финансист Джордж Сорос, бывший высокопоставленный чиновник Мирового банка Джозеф Штиглиц, бывший кандидат в президенты США Ральф Нейдер и др.

Антиглобализм имеет растущую массовость движения и, как правило, молодежный характер. Для воплощения в жизнь своих идей они в основном прибегают к массовым акциям протеста и демонстрациям, сформулировав ряд принципов – лозунгов, которые принимаются всеми участниками этого движения: «Планета Земля не продается», «Люди и планета, а не прибыль» и т. п.

Концепция постиндустриального общества. Согласно этой концепции НТР делает излишней социальную революцию. Против "одностороннего детерминизма" - развитие общества к одному источнику. Монизм материалистического понимания истории. Правомерность марксистского анализа обществ, развития только сквозь призму собственности и выделение феодализма, капитализма и социализма. Б. противопоставляет ему свою интерпретацию всемирной истории сквозь призму технологии и знания (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества). Постиндустриальное общество, первоначально - технократическая утопия (Технократия), потом как новая стадия антагонистического общества, потом характерны переориентация экономики и культуры на культурные потребности, новый принцип управления (меритократия), позволяющий устранить бюрократию и технократию (благодаря избранию на руководящие посты лиц в зависимости от их заслуг и способностей). Книге "Становление постиндустриального общества " (1973) Б. обосновывал прогноз трансформации капитализма под воздействием НТР в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. Против идеи общества как целостной системы отношений. Ни марксистская целостность общества или технико-экономического детерминизма, ни функционалистское -на основе господствующих ценностей. С его точки зрения, общество состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры (прежде всего технико-экономической.), полит. системы и культуры. Эти сферы управляются противоречащими друг другу "осевыми принципами": экономика -эффективностью, полит. система -принципом равенства, культура -принципом самореализации личности. Для современного капитализма, считает Б., характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий в западном обществе. "Противоречия капитализма в сфере культуры" (1976). По своему содержанию культура имеет дело с экзистенциальными ситуациями смерти, трагедии, долга, любви и т.п. Культура изменяется иначе, чем технико-экономическая сфера. Ей чужды постулат., линейные изменения, новое не сменяет старое (как это происходит в области технического прогресса), а происходит расширение содержания культурного хранилища. У современной капиталистической экономики и у авангардизма, как формы культуры, общим истоком которой является отрицание прошлого, динамизм, стремление к новизне. Однако этим сферам общества свойственны разные "осевые принципы" (в технико-экономической сфере личность и ее "роли", а в культуре формирование цельной личности), что приводит к острому конфликту между экономической системой капитализма и его модернистской культурой. К тому же бюрократическая система в экономике приходит в столкновение с принципами равенства и демократии в политике. В эссе "Возвращение сакрального? Аргумент в пользу будущего религии" (1980). Критика секуляризации в современной социологии. Исходя из своей методологической посылки ("изменения в сфере культуры развиваются иным путем, чем в социальной сфере"), в ней (секуляризации) следует различать две стороны: изменение институтов (церкви) и изменение идей (религ. доктрин). Изменение религии на двух уровнях -социальной структуры и культуры, разно-плановое строение религии как социального явления. "секуляризация" только к изменению институтов (уменьшению влияния церкви), а изменение идей "профанация". Т.о., изменение религии на социальном уровне описывается понятиями "сакральное и секулярное", а на культурном уровне -"святое и профанное".

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

Информация же является продуктом деятельности современного человека.

Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

Безопасность информационного общества, информации.

Защита интеллектуальной собственности.

Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Социальное развитие – такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, норм и ценностей. Ему присущи необратимость, направленность и закономерность.

Социологи по-разному решают вопрос о причинах и факторах социального развития. Конфликтологическое направление отмечает решающую роль социального конфликта в развитии общества. Современные конфликтологи видят роль конфликта в противостоянии консервации и стагнации общества, что способствует его обновлению.

К этому направлению относится и марксистская социология, считая конфликт между производительными силами и производственными отношениями, между противоположными классами, между старой и новой идеологией главным источником социальных изменений.

Иной точки зрения придерживаются сторонники структурного функционализма, которые полагают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы (социальное изменение – как «подвижное равновесие»). С опорой на правовые нормы необходимо упорядочивать отношения в обществе и предотвращать социальные конфликты, а при их возникновении – разрешать их без дезинтеграции социальной системы.

Понятие «социальный прогресс» отражает такую направленность социального развития, когда происходит переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Социологи традиционно использовали два критерия прогресса общества: 1) уровень производительности труда и благосостояния населения ; 2) степень свободы личности. В современных условиях эти критерии требуют уточнений.

Что касается первого критерия, то сейчас уровень потребления (критерий прогресса для индустриального общества) дополняется качеством жизни , связанным с услугами в сфере здравоохранения, образования, досуга, спорта и др. Социологи работают над созданием усредненного социально-экономического критерия для оценки современных сложных обществ.

Второй критерий – степень свободы личности – предлагается дополнить критерием развития ответственности (созданием для этого определенных социально-политических условий в обществе).

Третьим критерием социального прогресса должен стать, как считают некоторые отечественные социологи, уровень нравственности в обществе . Именно он предлагается как интегральный.

В мировой социологии выдвигались разные критерии прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и др. В наше время критериями прогресса считают уровень развития производства, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, уровень средней продолжительности жизни, полноту реализации социальных и политических прав и свобод личности. Однако главной тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как определяется понятие «общество» с позиций теории социальных групп, институционального подхода, «сетевой теории»?

2. Дайте определение понятию «общество» в русле отечественной научной традиции.

3. Назовите основные характеристики современного общества.

4. Какие типологии общества вы знаете?

5. Чем индустриальное общество отличается от традиционного?

6. Какие мыслители разработали теорию индустриального общества?

7. Почему постиндустриальное общество носит название «информационного»?

8. Какой тип общества существует в современной России?

9. Назовите основные подсистемы общества.

10. Какие функции выполняет экономическая подсистема?

11. Какова роль культурных норм и ценностей в модернизации общества?

12. В чем состоит противоречивость процессов глобализации?

13. Как смягчить негативные последствия глобализации?

14. Дайте определение понятию «социальный прогресс».

15. Какие критерии социального прогресса вы знаете?