Происхождение древнерусских городов. Самые известные города домонгольской эпохи

Выпишите только основное:
Великий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.
Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу».увеличить
Большие изменения в жизни Новгорода произошли в годы княжения Владимира Святославича и его сына Ярослава Мудрого. При Владимире Святославиче была крещена Русь. В 989 году в Новгород прибыл первый епископ, грек Иоаким Корсунянин, который вместе с посадником Добрыней разрушил древние языческие святилища и крестил новгородцев. При Ярославе Мудром Новгород попытался освободиться от власти Киева. В 1014 году князь Ярослав отказался платить дань Киеву и пригласил к себе наемников - варяжскую дружину, которая лишь причинила городу многие беды.
Возмущенные новгородцы перебили большую часть варягов и рассорились со своим князем. Вскоре Ярослав узнал о кончине отца и захвате киевского престола Святополком. Восстановив с Новгородом мир и опираясь на его помощь, после нескольких лет упорной борьбы Ярослав становится великим киевским князем и в знак благодарности щедро одаривает новгородцев. Все же полной независимости от Киева Новгород так и не получил. По-прежнему из Киева присылались в Новгород наместники, одним из которых был сын Ярослава Мудрого князь Владимир. При нем в городе развернулось большое каменное строительство. Был возведен Софийский собор, ставший не только главным храмом всей земли новгородской, но и политическим символом.
К XII веку Новгород становится центром огромной территории, простиравшейся от Ледовитого океана до Торжка. Большая дань, получаемая с подвластных территорий, являлась одним из источников богатства Новгорода. Новгород так и не обзавелся собственным князем. В других русских землях обосновались княжеские династии, и они присылали в город своих представителей, однако власть их была довольно шаткой.
Новгородская республика образовалась не сразу, окончательно она сложилась к середине XIII века. Со второй половины XIV века город называет себя Великий Новгород.
Иногда в Новгороде усиливалась княжеская власть. Обычно это было связано с военной опасностью. Так, в годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со своеволием князя, который защитил земли от рыцарей-крестоносцев. Даже когда тот стал великим князем и покинул Новгород, город продолжал признавать его власть.
До конца XV века Новгород оставался политическим, торговым и религиозным центром подчиненной ему территории. В источниках сохранились сведения об экономическом развитии города. Жители занимались возделыванием зерновых культур и льна, животноводством, огородничеством. Существенное место в хозяйстве занимали охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Ремесло в Новгороде имело узкую специализацию с преобладанием металлообработки и использованием сложных технологических приемов. Особой отраслью было производство оружия. Кроме того в Новгороде процветали ювелирное дело, деревообработка, керамика. ткачество и выделка кожи.
Огромное значение для развития города имела торговля. По количеству и разнообразию ввозимых и вывозимых товаров

древнерусский город ремесленный

История любых населенных пунктов на планете начинается с момента появления в данном месте первых людей, а при необходимости учитываются и глубины прошлого всей живой природы и геологической истории. В период энеолита поселения приобретают все более укрепленный характер, огораживаются или располагаются на возвышенных местах у водоемов. В начале железного века (задолго до нашей эры) всевозможных городищ различных археологических культур на территории будущей России -- сотни. Общеизвестно возникновение реальных античных городов на землях, затем вошедших в состав средневековой Руси: Ольвия, Тирас, Севастополь, Танаис, Фанагория, Корчев и т. п. Средневековые «древнерусские» города наследовали богатейшую историю отечественного градостроительства, преимущественно деревянного, символом достижений которого был античный Гелон.

Непосредственными предшественниками русских городов раннего Средневековья были укрепленные святилища и убежища типа детинца или кремля, которые воздвигали жители ряда соседских селений, разбросанных среди окружающих их полей и лугов. Такой тип поселений характерен для археологических культур, предшествовавших Древнерусскому государству, например тушемлинской (IV--VII вв.), распространенной на территории Смоленского Поднепровья, юхновской и мощинской культур.

В IX--X вв., наряду с городами-убежищами появляются и небольшие заселенные крепости, возле которых не ранее конца X в. появляются городские посады -- поселения ремесленников и купцов. Ряд городов представлял собой главные поселения того или иного «племени», так называемые племенные центры, на деле -- центры «своих княжений», что подчеркивали летописи. Отсутствие письменных источников за VII--VIII в. и летописные свидетельства за IX--X вв. не позволяют установить хотя бы приблизительное количество городов Руси той эпохи. Так, по упоминаниям в летописях можно установить чуть более двух десятков городов, но их список безусловно не полон.

С XI в. начинается бурный рост количества городского населения и количества древнерусских городов вокруг существующих городов-центров. О причинах массового появления городов создано немало теорий. Одна из теорий принадлежит русскому историку Ключевскому и связывает возникновение древнерусских городов с развитием торговли вдоль пути «из варяг в греки». Эта теория имеет своих противников, которые указывают на зарождение и рост городов не только вдоль этого торгового пути.

На основе синтеза письменных источников, иллюстративных и археологических материалов Попов выделяет пять групп построек, входивших в комплекс резиденций русских князей. В первую группу объединены постройки репрезентативного характера, предназначенные для княжеских церемоний, приемов и пиров. Каменный или деревянный терем являлся архитектурной доминантой княжеского двора и представлял собой башнеобразную постройку с золоченым шатровым завершением. Остатки монументальных теремных построек были выявлены в Чернигове, Полоцке, Гродно и Боголюбове; деревянных -- в Новгороде, Старой Рязани, Вщиже и Любече. Княжеская гридница представляла собой большое (возможно, двухэтажное) здание с огромным тронным залом, большим количеством окон. Каменными гридницами, вероятно, являются все киевские дворцы, постройки в Перемышле, Звенигороде, Холме; следы деревянных гридниц были выявлены в Новгороде, Любече и Белгороде. Сени представляли собой просторное светлое неотапливаемое помещение, поднятое на столбах. Все перечисленные типы построек отличались богатым интерьером и украшались роскошной утварью. Вторая группа построек -- собственно жилые помещения княжеской резиденции -- «хоромы», составлявшие целый комплекс зданий. В состав хором могли входить отапливаемые избы, холодные горницы -- «повалуши», небольшие спальни -- «ложницы», полифункциональные «клети», бани-«истопки», роскошные «полати», тюрьмы -- «порубы». В третью группу строений княжеского двора входили хозяйственные постройки (разнообразные кладовые, погреба, житницы). Четвертая группа построек носила военно-оборонительный характер и представляла собой, скорее всего, постройки башнеобразного типа. Пятую группу построек княжеской резиденции составляли дворцовые храмы. «[№9]»

Культовыми центрами являлись: Белые боги - поселение на пути от Москвы в Залесскую Землю, Полкостень - культовый центр полян на реке Суле в северной части Причерноморской степи, Переяславль Залесский, Витичев -между Боричевым-Киевом и Родней на берегу Днепра, Витбеск (Витебск), Плесков (с XIII века - Псков) - культовый центр северных кривичей, Перынь под Новгородом, Ладога - возможно культовый центр ильменских словен в устье реки волхова, Ярославль на Сане - культовый центр бога Ярилы у племени дулебов с VII до X века,


Слово крепость на Руси являлось синонимом слова город, а выражение «возвести град» означало построить крепость. Именно поэтому мы будем рассматривать городское строительство на Руси в рамках нашей темы. Прежде всего, рассмотрим, как возникли города в Русских землях. Проблема возникновения древнерусских городов всегда была в центре внимания историков, занимавшихся изучением Киевской Руси, что и не удивительно, ведь вопрос о роли города в целом в развитии общества в любую эпоху – это вообще одна из центральных проблем общественных наук. Что же называют древнерусским городом современные исследователи? Вот некоторые типичные определения:

“Город есть населенный пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговое население, в той или иной мере оторванное от земледелия”.

Существует так же много других определений. В чём же причина такого разнообразия? Почему до сих пор учёные не могут придти к единому мнению? Причина в том, что ранний русский город по-прежнему остаётся плохо изученным.

Вследствие этого проблема возникновения древнерусских городов не теряет своей актуальности до сих пор. Она была поставлена в историографии ещё очень давно, но наиболее интересную и обоснованную теорию на этот счёт в дореволюционной историографии сформулировал В. О. Ключевский. Советские историки Н. А. Рожков и М. Н. Покровский, положившие начало изучению Древней Руси в советской историографии, в целом придерживались концепции В. О. Ключевского, полагая главной политико-экономической функцией древнерусских городов торговую. Затем эта проблема начала привлекать всё большее внимание советских учёных. Зачастую их мнения расходились с предложенной В. О. Ключевским концепцией. Хотя К. Маркс и Ф. Энгельс в своих взглядах были близки к теории В. О. Ключевского, но они преувеличивали значение экономического фактора во всех сферах общественной жизни. Историки школы Б. Д.грекова уделяли особое внимание ремесленному производству и его значению в развитии древнерусских городов. Дискуссия по проблеме была продолжена таким учёным как С. В. Юшков, который выдвинул свою теорию, решительно критикуя концепцию Ключевского. Активно вопросом древнерусского города занимался историк М. Н. Тихомиров, посвятивший этой теме отдельную монографию. Постепенно идеи, сформулированные С. В. Юшковым, Б. Д. Грековым и М. Н. Тихомировым были существенно развиты и дополнены рядом учёных. Очень интересны работы А. В. Кузы о древнерусских городах. Учёный сам много лет занимался раскопками древнерусских городов. Позднее появляются работы Б. А. Рыбакова, П. П. Толочко и И. Я. Фроянова. Согласовать взгляды учёных в своей концепции попытался историк В. В. Седов. И наконец с жёсткой критикой всех существующих теорий и предложением своей собственной выступает историк В. П. Даркевич. Таким образом мы видим, что дискуссии по рассматриваемой проблеме не угасают и до сих пор не нашли компромисса.

Естественно представления того или иного автора о происхождении древнерусских городов прямо зависит от его общего представления о древнерусской действительности. Отсюда такое терминологическое многообразие: протогорода, племенные и феодальные города, города-государства и т. д. При этом каждый автор упорно старается подогнать весь существующий материал под свою заданную схему. Но весь материал до сих пор ни в одну схему не уместился, а по мере накопления нового материала все старые концепции оказались в кризисном состоянии. И до сих пор ни одна из проблем древнерусской городской жизни не нашла убедительного решения.

Именно поэтому целью данной главы мы ставим: выявить основные концепции происхождения древнерусских городов, рассмотреть их сильные и слабые стороны. В связи с этим мы поставили следующие задачи:

· изучить историографию по проблеме происхождения древнерусских городов

· рассмотреть каждую концепцию в отдельности, выявить её сильные и слабые стороны.

Социально-экономическая концепция

Историк В. О. Ключевский, рисует следующую картину возникновения древнерусских городов: «Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки», по линии Днепра - Волхова; только некоторые - Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги - выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям». Общий смысл этой теории связан с представлением Ключевского о торговле как движущей силе возникновения ранних русских городов. По мнению Ключевского после аварского нашествия в VI-VIII вв. в ходе расселения по Восточной Европе славяне вступают в период распада родовых связей заменяемых территориальными. Формируется «новое сцепление общества», обусловленное экономическим интересом, движущей силой которого была торговля со странами востока. Торговля стягивала одиночные дворы в особые торговые средоточия – погосты, которые затем эволюционировали в большие торговые города с тянущими к ним областями. Эти города возникают уже в VIII в. и становятся центрами внешней торговли, а в IX в. окружаются укреплениями, в них концентрируется военно-торговая верхушка древнерусского общества.

По Ф. Энгельсу, разделение ремесла и земледелия способствовало переходу от варварства к цивилизации, от доклассового общества к классовому ("второе крупное разделение труда"). Отсюда - появление укрепленных городов в эпоху военной демократии: "В их рвах зияет могила родового строя, а их башни упираются уже в цивилизацию".

Историк Б. Д. Греков во многом опирается на марксистскую теорию, он критикует теорию Ключевского, но также приходит к мысли, что города возникали вдоль рек и водных путей. «Разнообразные торговые связи этих городов, имели большое значение в истории их экономического и политического роста. Не случайно эти города очень рано, до прихода варягов, стали центрами, объединившими отдельные славянские племена», - пишет он.

Большое внимание проблеме возникновения древнерусских городов уделял историк С. В. Юшков. Основную причину возникновения городов Юшков видел в разделении промышленности, торговли и сельского хозяйства.

Количество городов начинает быстро увеличиваться в период конца IX-X веков. В это время происходят крупные изменения в жизни Древней Руси. Создается и укрепляется Древнерусское государство. Коренные переломы произошли как в экономической, так и в общественной сферах. Ремесло отделяется от земледелия, которое становится основным занятием жителей. Утверждается феодализм. В первую очередь, города возникают там, где успешно развивается ремесло, сельское хозяйство, следствием чего является появление городской округи и города как её центра. Взглянем на карту расположения городов на Руси в IX-X веках: очевидно, что наибольшая концентрация городов наблюдается вокруг Киева. Причем, многие из этих городов не только не связаны с Днепровским водным путем, но и с другими водными путями тоже. Это такие города как Белгород, Искоростень, Вручий и другие. С чем же связано такое скопление? Здесь следует принять во внимание земледельческий характер данного района. Здесь находятся многие известные нам по письменным источникам древние русские села, такие как Ольжичи и Берестово. Еще один подобный сгусток городов можно обнаружить в районе верхнего течения Буга. Один из крупных городов данной области - Червень расположен в стороне от крупных водных артерий. Третий подобный сгусток обнаруживается между Клязьмой и верхним течением Волги. Одни из древнейших городов этого района – Суздаль и Ростов также расположены в некотором отдалении от рек Волга и Ока. Хотя крупный водный путь из Балтийского моря в Каспийское и проходил по Волге. Таким образом, мы видим, что расположение городов вдоль крупных торговых путей в этом случае не может являться причиной их возникновения.

Ростов находится на берегу озера Неро. Но от Волги этот город расположен достаточно далеко, хоть и связан с ней сетью мелких рек. Таким образом, можно сделать вывод, что не речные торговые пути сыграли важнейшую роль в появлении и развитии Ростова. Гораздо более важным фктором являлось его расположение в «опольи». Так назывались участки в Северо-восточной части Руси. Их почва была очень плодородной и позволяла успешно заниматься земледелием и огородничеством. Кроме того, озеро Неро было известно своими рыбными богатствами. Город Суздаль связан с речной сетью еще меньше. Рядом протекает лишь река Нерль, которая является притоком Клязьмы, и возможно могла иметь в древности торговое значение. Но Суздаль, как и Ростов, располагался в центре ополья. Это позволило ему выдвинуться из числа других городов этого района. Таким же образом появились и развились такие города как Углич, Переславль Залесский и Юрьев Польской.

Проблема предыстории древнерусских городов была исследована так же историком М. Н. Тихомировым, который считал, что причиной возникновения городов являлись плодородные земли. Здесь были созданы все условия для отделения сельского хозяйства от ремесла, вследствие чего появились города – торгово-ремесленные центры.

Таким образом, можно выделить две основные причины возникновения и развития древнерусских городов. Это географическое расположение на важных торговых путях, а также расположение в плодородных землях.

Однако многие учёные оспаривают эту концепцию и приводят достаточно веские аргументы против. Они утверждают, что внутренняя торговля в данное время находилась в зачаточном состоянии, господствовало натуральное хозяйство. А, следовательно, и возникновение городов нельзя объяснять значимостью водных торговых путей. Кроме того, они отрицают и отделение ремесла от земледелия. Говоря о том, что при раскопках даже в крупных городах одновременно находят как мотыги, серпы и косы, так и рыболовные снасти и ножницы для стрижки овец, что свидетельствует о смешанном характере занятий жителей данных городов.

В заключение, следует сказать, что социально-экономическая концепция выделяет торговлю и отделение ремесла от земледелия как основные движущие силы возникновения городов в Древней Руси. Как и другие концепции, она имеет сторонников и противников и не лишена слабых сторон. Так как она является одной из самых ранних концепций, она имеет некоторые расхождения с современными археологическими данными.

Концепция развития городов из родоплеменных центров

С. В. Юшков решительно отвергает концепцию В. О. Ключевского и ряда других дореволюционных историков о «городской волости, возникшей ещё в доисторические времена и управлявшейся торгово-промышленной демократией». По мнению учёного «основной территориальной единицей, входившей в состав Киевской державы, первоначально было племенное княжество, а затем, когда родоплеменные отношения подверглись разложению, - крупная феодальная сеньория, возникшая на развалинах этих племенных княжеств. В каждой из этих феодальных сеньорий имелся свой центр – город, но этот город, хотя и превращался в торгово-промышленный центр, был всё же в первую очередь центром феодального властвования, где основной политической силой были феодалы разных видов, а не торгово-промышленная демократия».

Эта точка зрения получила отражение так же в работах историка А. В. Кузы: торговые и ремесленные поселения не играли роли в становлении городов в ранний период. «У истоков возникновения городов стояли феодалы», но «завершить этот процесс без купцов и ремесленников они не могли». Вот почему «одновременно с феодалами или вскоре вслед за ними в зарождающихся городах появляются ремесленники и купцы».

Сторонники этой концепции утверждали, что города на Руси возникали из племенных или межплеменных центров. По мнению Б. А. Рыбакова города возникают ещё в эпоху родового строя как политические центры. История каждого города начинается «не только с того неуловимого момента, когда он окончательно приобрёл все черты и признаки феодального города, а по возможности с того времени, когда данная топографическая точка выделилась из среды соседних поселений, стала в каком-то отношении над ними и приобрела какие-то особые, ей присущие функции». Он так же пишет, что города не могут возникнуть мгновенно, а их становление – это длительный исторический процесс: «Рождающиеся города – это не сказочные палаты, возникающие в одну ночь, будучи воздвигнуты неведомой волшебной силой». Он указывает что «ход исторического развития родоплеменного строя приводит к умножению родоплеменных центров и к усложнению их функций».

Наибольшего развития теория развития городов из племенных и межплеменных центров достигла в работах П. П. Толочко и И. Я. Фроянова. По мнению П. П. Толочко древнейший русский город был «в основе своей аграрным, рождением и развитием целиком обязанным сельскохозяйственной округе». Древнейшие города формируются на основе предшествующих «племенных градов». Появление последних, впрочем, относится уже не совсем к первобытнообщинной эпохе, а к «переходному этапу» к VIII-IX вв. В это же время происходит сложение государственности. Эти древнейшие города «не были, по преимуществу центрами ремесла и торговли; их экономическое развитие основывалось на сельскохозяйственном производстве округи». Ведущие функции ранних городов – политико-административная и военная, а также культовая. Главная организующая сила в начальный период – политическая власть. Лишь позднее города становятся центрами феодального властвования, и из них начинается феодальное освоение округи. Постепенно ремесло и торговля тоже концентрируются в городах.

По утверждению И. Я. Фроянова возникновение городов необходимо связывать с поздним этапом развития родового строя. Ранние города, по его мнению, это племенные центры. «Организация общества (на позднем этапе родового строя) становится настолько сложной, что дальнейшая его жизнедеятельность без координирующих центров оказывается невозможной », в «насыщенной социальными связями среде происходит кристаллизация городов, являющихся сгустками этих связей». Со временем появляются межплеменные связи и объединения, которые были достаточно крупными и нуждались в организующих центрах. Ими и стали города. Их основные функции носили военно-политический, административный и культовый характер. Позднее города трансформируются в центры городов-государств. Там находились все важнейшие социальные институты, такие как власть в лице князя, народное вече, в города стекалась дань, они являлись также и сакральным центром. И. Я. Фроянов считает, что многие ученые искусственно делят древнерусские города на несколько типов. Он также отрицает, что на Руси существовали протогорода или иные предшественники городов.

Учёные же, настроенные против этой концепции приводят немало археологических данных, которые расходятся с основными положениями теории. «Столицы многих крупнейших княжеств, - пишет Б. А. Рыбаков, - были в свое время центрами союзов племен: Киев у Полян, Смоленск у Кривичей, Полоцк у Полочан, Новгород Великий у Словен, Новгород Северский у Северян». Но в этих центрах не обнаружены даже слои IX в., не говоря о более ранних. Данная теория основывается на том, что на месте многих городов были найдены раннеславянские селища со следами существования в них камнерезного, ювелирного и кузнечного дела, но её последователи не учитывают тот факт, что множество схожих поселений было обнаружено и вне впоследствии возникших городов.

Таким образом, концепция развития городов из родоплеменных центров основывается на преемственности древнерусских городов с более ранними протогородскими образованиями. Эта концепция во многом заимствована у зарубежных историков, и, как и предыдущая имеет расхождения с археологическими данными.

Концепция нескольких путей образования городов

Совсем иную теорию предложил В. В. Седов, хотя надо отметить, что взгляды учёного непрерывно развиваются и совершенствуются. Он считает археологически безусловно доказанным наличие нескольких путей образования городов в Древней Руси. Города образуются по четырём основным путям:

· Образование из племенных или межплеменных центров;

· Образование из укреплённых станов и погостов, а также центров волостей;

· Образование из порубежных укреплений;

· Единовременная постройка городов.

Интересно, что В. В. Седов попытался взглянуть на происхождение древнерусских городов в контексте общеевропейского процесса становления города как определённого общественного феномена, возникающего на определённом этапе развития общества. Учёный показал, что процесс градообразования за границами римской империи – процесс общий для огромных регионов Европы, подчиняющийся единым историческим закономерностям. В VIII-VIII вв. к востоку и северу от зоны романо-германского синтеза и границ Византии на землях германцев, славян и балтов в регионах концентрации сельского населения появляются «неаграрные» поселения, в которых концентрировались ремесленники-профессионалы и купцы. Некоторые из таких поселений возникали непосредственно из-за развития «широких торговых связей». Эти поселения – протогорода. Они становятся также и центрами кристаллизации военно-дружинного и торгового сословий.

Следующий период генезиса древнерусских городов по В. В. Седову – IX-X вв. – появление собственно раннефеодальных городов. Далеко не все протогорода переросли в «настоящие» городские центры, а лишь те из них, которые наряду с ремесленно-торговыми функциями имели военные и политико-административные и культовые.

Надо сказать, что во многом концепция В. В. Седова является попыткой согласовать старые представления, идущие от Б. Д. Грекова и М. Н. Тихомирова с новыми материалами, прежде всего археологическими (в т. ч. и добытыми самим В. В. Седовым). Концепция В. В. Седова является в известной мере сочетанием старых и новых подходов, она сочетает в себе как сильные, так и слабые их стороны.

Явление «переноса городов»

Говоря о проблеме возникновения древнерусских городов, нельзя не обратить внимания на явление «переноса городов», наблюдающееся почти по всей Древней Руси. Первым это явление серьёзно исследовал А. А. Спицын, а затем такие учёные как И. И. Ляпушкин, Л. В. Алексеев, В. А. Булкин и другие. Ярче всего «перенос города» прослеживается на примере Гнёздова - Смоленска. Гнёздово – это поселение, площадь которого составляет около 16 га. Оно включает в себя укрепленное городище в устье р. Свинец (площадью около 1 га.) и селище. Селище возникло на рубеже IX-X вв. Это место отмечено следами углубленных в землю построек, а также скоплениями лепной керамики. К середине X в. Гнёздово разрастается по берегам Свина и Днепра, смыкаясь с курганами, которые охватывают его полукольцом. Наиболее насыщенный период существования данного поселения приходится на вторую половину X века. В это время возведены новые укрепления в центральной его части.

Схожие процессы происходили и в других русских землях периода складывания раннефеодального государства. Об этом могут свидетельствовать как высокая степень разделения сельского хозяйства и ремесла, так и заметная социальная дифференциация, а также всевозрастающая роль дружины и международных связей. Но в начале XI века на смену поступательному развитию в Гнёздове приходит резкий спад. Прекращение активной торгово-ремесленной деятельности приводит к тому, что поселение приобретает обыкновенный сельский характер. В то же время Смоленск, который находится в 13 км. от поселения начинает интенсивно развиваться. К XII веку он преобразуется в крупный центр ремесла и торговли, в столицу княжества. В городе развиваются внешние связи, городские функции. Таким образом, можно увидеть как на смену племенному центру, где господствовала местная знать, приходит новый центр, ориентированный на внешние связи, сбор дани, обслуживание дружины и т.п. Гнёздово не единственный пример такого «переноса города». Такие новые княжеские центры взамен старых племенных возникали в основном на международных торговых путях, что привлекало туда воинов, ремесленников и торговцев. Подобными примерами являются Сарское поселение под Ростовом, Шестовицкое под Черниговом, Тимиревское под Ярославлем.

Таким образом, можно сказать, что «перенос города» имеет место в тех случаях, когда новый нарождающийся класс феодалов не в состоянии полностью переломить родоплеменную знать. Возникают новые феодальные центры, первоначально тесно связанные со старыми центрами. Однако постепенно их самостоятельность усиливается, и старые центры исчезают либо теряют своё значение.

Но не все учёные согласны с такой трактовкой явления «переноса города». Некоторые связывают его со скандинавами и отводят им ведущую роль в функционировании центров типа Гнёздова или Шестовиц. В Гнёздове выделяют группу больших курганов в центре некрополя, которые являются аристократическим кладбищем. Здесь по скандинавскому обряду захоронены военные вожди. Это подтверждается сопровождающим захоронение инвентарем: амулетами, украшениями, предметами вооружения. Схожие скандинавские элементы обнаружены и в других захоронениях при «протогородах». Археологически подтверждено, что к XI веку варяги, осевшие на Руси ассимилируются славянами. Именно в это время дружинные лагеря, в которых находились воины и торгово-фискальные центры, трансформируются в качественно новые образования, города нового типа. Этому способствовало принятие христианства и переход к более упорядоченной внутренней политике.

Явление «переноса города» является наиболее археологически подтверждённой, но не менее дискуссионной концепцией, так как споры возникают вокруг трактовки имеющихся археологических данных. Сторонники её утверждают возникновение города вблизи ранее существовавшего, но пришедшего в упадок укреплённого поселения.

Концепция динамичного образования городов

Историк В. П. Даркевич критикует все вышеприведённые концепции развития древнерусских городов и отрицает существование явления переноса городов. Взамен он предлагает свою собственную теорию, в которой связывает процесс урбанизации и становление Древнерусского государства. Он считает, что в связи с появлением древнерусской государственности заметно усложняется организация общества и становится необходимостью появление координирующих центров. Эти функции выполняли первые города. "Главными центрами были Новгород и Киев, расположенные, как в эллипсе, в двух "фокусах" области, втянутой в "торговое движение"; "Путь из варяг в греки" - ось не только политической карты, но и политической жизни Киевской Руси. Ее единство крепко, пока оба конца пути в одних руках".

В. П. Даркевич полагает, что образование государства на Руси и появление городов не было долгим эволюционным процессом, а было динамичным явлением. Приводя археологические данные, он утверждает, что города никак не связаны с многочисленными предгородскими образованиями. Города как историко-культурный феномен с новыми свойствами возникают вместе с появлением государства, являются его неотъемлемой частью и символизируют переход на другую, качественно новую ступень развития общества. Только ближе к концу X века создаются условия для появления поселений нового типа, которые способны выполнять новые функции – военные, культурные и административные. Не экономические факторы, а поиски новых форм сотрудничества и солидарности заставляли людей объединяться и создавать города. X век стал переходным периодом.

Важную роль в строительстве городов, по мнению Даркевича, сыграли князья, они руководили проектировщиками и «горододельцами». Города служили не только как важный центр управления, но и как убежище в случае военной опасности. Именно поэтому строительство мощных укреплений рассматривалось как великое дело. Эта причина была одной из первых, которая двигала строителей. Города возводили коллективно.

В. П. Даркевич выделяет возникновение древнерусских городов как новый этап в развитии общества того времени и считает этот процесс не эволюционным, а динамичным, вспышкообразным. Таким образом, он отвергает все предложенные ранее концепции. Его теория на сегодняшний день имеет мало сторонников, но опирается на достаточное количество доказательств и, так же, как и другие концепции имеет свои минусы, и мы не могли упустить её из виду, в исследовании проблемы происхождения древнерусских городов.

Таким образом, в ходе главы нами были рассмотрены исследования ведущих учёных в области вопроса о происхождении древнерусских городов и выделены пять основных концепций:

Социально-экономическая концепция, которая выделяет торговлю и отделение ремесла от земледелия как основные движущие силы возникновения городов в Древней Руси. Как и другие концепции, она имеет сторонников и противников и не лишена слабых сторон. Так как она является одной из самых ранних концепций, она имеет некоторые расхождения с современными археологическими данными.

Концепция развития городов из родоплеменных центров, которая основывается на преемственности древнерусских городов с более ранними протогородскими образованиями. Эта концепция во многом заимствована у зарубежных историков, и, как и предыдущая имеет расхождения с археологическими данными.

Концепция нескольких путей развития городов, которая объединяет в себе несколько предложенных концепций и скорее является компромиссной теорией, но она так же не лишена слабых сторон и имеет своих противников.

Явление «переноса города», которая является наиболее археологически подтверждённой, но не менее дискуссионной концепцией, так как споры возникают вокруг трактовки имеющихся археологических данных. Сторонники её утверждают возникновение города вблизи ранее существовавшего, но пришедшего в упадок укреплённого поселения.

Концепция динамичного образования городов, которая была предложена историком Даркевичем, который выделяет возникновение древнерусских городов как новый этап в развитии общества того времени и считает этот процесс не эволюционным, а динамичным, вспышкообразным. Таким образом он отвергает все предложенные ранее концепции. Его теория на сегодняшний день имеет мало сторонников, но опирается на достаточное количество доказательств и так же как и другие концепции имеет свои минусы, и мы не могли упустить её из виду, в исследовании проблемы происхождения древнерусских городов.

Это наиболее распространённые в отечественной историографии точки зрения по этому вопросу. Разумеется, существуют и другие мнения, но они, так или иначе, укладываются в предложенную нами схему.

Рассмотрение этих концепций поможет нам продолжить исследование в области древнерусских городов и более конкретно в области кремлей в древнерусских городах, так как именно кремль был центром и можно сказать сердцем древнерусского города. Мы увидели, что вопрос возникновения городов в Древней Руси весьма неоднозначен, что дает нам повод полагать, что их дальнейшее развитие так же пошло различными путями. Эти общие черты и различия мы постараемся выявить в ходе нашей работы.



Обычно историю Восточной Европы, которую населяли славяне, начинают изучать с основания Киевской Руси. Согласно официальной теории, это первое государство в этих землях, о котором знали в мире, с ним считались, а правителей уважали. Один за другим возникают древние города в Древней Руси, и этот процесс остановился только с вторжением монголов. С нашествием орды уходит в забытье и само государство, раздробленное между многочисленными потомками князей. Но мы будем говорить о его расцвете, расскажем, какими были древние города Руси.

Немного о стране

Термином «Древняя Русь» обычно именуют государство, объединенное вокруг Киева, существовавшее с девятого по середину тринадцатого веков. По сути, это был союз княжеств, население которого составляли восточные славяне, подчинявшиеся великому князю. Союз этот занимал огромные территории, имел собственное войско (дружину), установленные нормы права.

Когда древние города в Древней Руси приняли христианство, началось активное сооружение каменных храмов. Новая религия еще больше укрепила власть киевского князя и способствовала внешнеполитическим отношениям с европейскими государствами, развитию культурных связей с Византией и другими высокоразвитыми странами.

Гардарика

Возникновение городов в Древней Руси носило бурный характер. Не зря в западноевропейских летописях она именуется Гардарикой, то есть страной городов. Из письменных источников, датированных IX-X веками, известно о 24 крупных населенных пунктах, но можно предположить, что было их намного больше. Названия этих поселений, как правило, были славянскими. Например, Новгород, Вышгород, Белоозеро, Перемышль. К концу двенадцатого столетия роль городов в Древней Руси была поистине неоценимой: их насчитывалось уже 238, они были хорошо укрепленными, являлись центрами политики, торговли, образования и культуры.

Структура и характеристика поселения в старину

Город в Древней Руси - это поселение, для которого тщательно выбиралось место. Территория должна быть удобной в плане обороны. На холме, как правило, в отделении от реки, сооружалась укреплённая часть (кремль). Жилые дома располагались ближе к реке, в низменности или, как говорили, на подоле. Таким образом, первые города Древней Руси состояли из центральной части - детинца, хорошо защищенного, и более удобной, но менее безопасной торгово-ремесленной части. Немного позже в поселениях возникают посады, или предгорья.

Древние города в Древней Руси строились не из камня, как большинство поселений в Западной Европе того времени, а из дерева. Отсюда появился глагол «срубить» город, а не построить. Укрепления образовывали заградительное кольцо из деревянных срубов, наполненных землей. Попасть внутрь можно было только через ворота.

Стоит заметить, что в Древней Руси городом называли не только населённый пункт, но и ограду, крепостную стену, крепость. Помимо детинца, в котором располагались главные сооружения (собор, площадь, казна, библиотека), и торгово-ремесленного квартала, обязательно была торговая площадь и школа.

Мать городов русских

Именно таким эпитетом наградили историки главный град государства. был город Киев - красивый и очень удобный в плане географического расположения. Люди обитали в этой местности уже 15-20 тыс. лет назад. Легендарный основатель населенного пункта, вероятно, жил в период Черняховской культуры. «Велесовая книга» утверждает, что был он выходцем из Южной Балтии и жил примерно в средине второго века. Но основание самого града этот источник датирует скифскими временами, что перекликается с сообщением Геродота о сколотах. Возможно, полянский князь не закладывал город, а только укрепил его и сделал опорным. считает, что Киев основали позже, в 5-6 веке, когда славяне активно заселяли территории над Днепром и Дунаем, продвигаясь на Балканский полуостров.

Возникновение городов в Древней Руси после Киева было закономерным, так как за укрепленными стенами люди чувствовали себя в безопасности. Но на заре развития государства стольный град полян входил в Хазарский каганат. Кроме того, Кий встречался с византийским императором, предположительно с Анастасием. О том, кто правил градом после смерти его основателя, неизвестно. История называет только имена двух последних правителей до прихода варягов. Вещий Олег без кровопролития овладел Киевом, сделал его своей столицей, оттеснил кочевников, сокрушил Хазарский каганат и пошел в наступление на Царьград.

Золотое время Киева

Походы Олега и его приемника Игоря, а также не способствовали развитию города. Его границы не расширялись со времен Кия, но в нем уже возвышался дворец, были построены языческие и христианский храмы. За обустройство поселения взялся уже князь Владимир, а после крещения Руси в нем вырастают каменные святыни, курганы прежних богов сравниваются с землей. При Ярославе возводятся Софийский собор и Золотые ворота, а территория Киева и его население увеличиваются в несколько раз. Стремительно развиваются ремесла, книгопечатание, образование. Городов в Древней Руси становится все больше, но град Кия все равно остается главным. Сегодня в центральной части украинской столицы можно увидеть здания, возведенные в период расцвета государства.

Достопримечательности украинской столицы

Древние города в Древней Руси были очень красивыми. И уж конечно, столица не является исключением. Сегодня архитектурные памятники того времени дают возможность представить великолепие Киева. Самая выдающая достопримечательность - Киево-Печерская Лавра, основанная монахом Антонием в 1051 году. В комплекс входят каменные храмы, украшенные росписью, кельи, подземные пещеры, крепостные башни. Золотые ворота, построенные при Ярославе Мудром - уникальная памятка оборонительного зодчества. Сегодня внутри действует музей, а вокруг сооружения разбит сквер, в котором стоит памятник князю. Стоит посетить знаменитый Софийский собор (1037), Михайловский златоверхий собор (ХІ - ХІІ вв.), Кирилловскую, Троицкую надвратную церковь, Церковь Спаса-на-Берестове (все ХІІ в.).

Великий Новгород

Крупные города Древней Руси - это не только стольный Киев. Красивейшим является и Новгород, который сохранился до сегодня, поскольку не был тронут монголами. Впоследствии, чтобы подчеркнуть важную роль населенного пункта в истории, к официальному названию власти добавили приставку «Великий».

Изумительный град, разделенный рекой Волхов, был основан в 859 году. Но это дата, когда впервые упоминается поселение в письменных источниках. Летопись упоминает, что в 859 году умер новгородский воевода Гостомысл, а, следовательно, Новгород возник раньше, задолго до призвания Рюрика на княжество. Археологические раскопки показали, что в этих землях люди селились с пятого века. В восточных хрониках десятого столетия упоминается ас-Славийа (Слава, Салау), один из культурных центров русов. Под этим городом имеется в виду Новгород или его предшественник - старый город ильменских славян. Также его отождествляют со скандинавским Хольмгардом, столицей Гардарики.

Особенности столицы Новгородской республики

Как и все крупные города Древней Руси, Новгород был разделен на части. В нем были кварталы ремесленно-цехового назначения, жилые районы без улиц, укрепления. Детинец образовывается уже в 1044 году. Помимо него, до сегодня сохранился вал и Белая (Алексеевская) башня. В 1045—1050 годах в граде строится Софийский собор, чуть позже - Николо-Дворищенский, Георгиевский и храм Рождества Богородицы.

Когда образовывается вечевая республика, в городе расцветает зодчество (возникает новгородская архитектурная школа). Князи утратили право строить храмы, но зато этим активно занимались горожане, купцы и меценаты. Жилища людей, как правило, были деревянными, а из камня возводились только культовые сооружения. Примечательно, что уже в то время в Новгороде функционировал деревянный водопровод, а улицы были вымощены брусчаткой.

Славный Чернигов

Изучая крупные города Древней Руси, нельзя не упомянуть Чернигов. В окрестностях современного поселения люди обитали уже в 4 тысячелетии до нашей эры. Но как град впервые он упоминается в письменных источниках в 907 году. После битвы под Лиственом в 1024 году Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, делает Чернигов своей столицей. С той поры он активно развивается, растет и застраивается. Здесь возводят Ильинский и Елецкий монастыри, которые надолго становятся духовными центрами княжества, территория которого простилалась до Мурома, Коломны и Тмутаракани.

Нашествие монголо-татар остановило мирное развитие города, который был сожжен войсками чингизида Мункэ в октябре 1239 года. С княжеских времен до современности дошли несколько архитектурных шедевров, с которых и начинают знакомство с городом туристы. Это Спасский собор (XI ст.), Ильинская церковь, Борисоглебский и Успенский соборы, Елецкий Успенский монастырь (все - XII в.), Пятницкая церковь св. Параскевы (XIII в.). Примечательны Антониевы пещеры (XI—XIX в.) и курганы Чёрная могила, Гульбище и Безымянный.

Старая Рязань

Был еще один град, который играл исключительную роль. Городов в Древней Руси было много, но не каждый из них был центром княжества. Рязань, полностью уничтоженная ханом Батыем, уже не возродилась. В 1778 году Переяславлю-Рязанскому, который отдален от старого княжеского поселения на 50 км, было дано новое имя - Рязань, но используют его вместе с приставкой «Новая». Руины древнерусского града сегодня представляют огромный интерес для историков и археологов. Только остатки укреплений занимают свыше шестидесяти гектаров. В археологический заповедник входят также развалины сторожевых форпостов, крепость Новый Ольгов, возле которой приютилось Всероссийское родноверческое Святилище.

Удивительный Смоленск

В верхнем течении Днепра расположен древний и очень красивый город. Топоним Смоленск восходит к названию реки Смольня либо к наименованию племени смолян. Также вероятно, что град нарекли в честь того, что лежал он на пути из варяг в греки и был местом, где путешественники смолили лодки. Впервые упоминается он в «Повести временных лет» под 862 годом и именуется центром племенного союза кривичей. В походе на Царьград Аскольд и Дир обошли Смоленск стороной, поскольку он был сильно укреплен. В 882 году град был захвачен Олегом Вещим и стал частью его державы.

В 1127 году город становится уделом Ростислава Мстиславича, который в 1146 году приказывает построить Церковь Петра и Павла на Городянке, церковь Иоанна Богослова. Перед монгольским нашествием Смоленск достигает своего высшего расцвета. Он занимал около 115 га, и там постоянно проживало 40 тыс. человек в восьми тысячах домов. Ордынское нашествие не тронуло град, что позволило ему сохранить многие памятники архитектуры. Но со времени он утратил своё значение и попал под зависимость других княжеств.

Другие города

Как видим, высокое развитие городов Древней Руси позволяло им быть не только политическим центром регионов, но и устанавливать внешние связи с другими странами. Например, Смоленск имел тесные отношения с Ригой, а о торговых связях Новгорода вообще ходят легенды. А какие еще поселения существовали на Руси?

  • Полоцк, расположенный на притоке Западной Двины. Сегодня он находится на территории Белоруссии и любим туристами. О княжеской эпохе в нем напоминают Софийский собор (11 век, разрушен и восстановлен в 18 веке) и древнейшая каменная постройка в стране - Спасо-Преображенский храм (12 век).
  • Псков (903 год).
  • Ростов (862 год).
  • Суздаль (862 год).
  • Владимир (990 год). Город входит в Золотое кольцо России, знаменит Успенским и Дмитриевским собором, Золотыми воротами.
  • Муром (862 год), сожженный дотла в период монгольского нашествия, восстановленный в четырнадцатом столетии.
  • Ярославль - град на Волге, заложенный Ярославом Мудрым в начале десятого века.
  • Теребовля (Галицко-Волынское княжество), первое упоминание о городе датировано 1097 годом.
  • Галич (Галицко-Волынское княжество), первое письменное упоминание о нем датировано 1140 годом. Однако в былинах о Дюке Степановиче говорится, что он был лучше, чем Киев при жизни Ильи Муромца, и получил крещение задолго до 988 года.
  • Вышгород (946 год). Град был уделом княгини Ольги и ее любимым местом. Именно здесь проживали три сотни наложниц князя Владимира до его крещения. От древнерусской эпохи не сохранилось ни одно здание.
  • Переяславль (современный Переяслав-Хмельницкий). В 907 году впервые был упомянут в письменных источниках. Сегодня в городе можно увидеть остатки крепостных сооружений 10-11 столетий.

Вместо послесловия

Конечно, мы не перечислили всех городов той славной эпохи в истории восточных славян. И тем более не смогли их описать в полной мере так, как они заслуживают того, по причине ограниченности размеров нашей статьи. Но мы надеемся, что разбудили интерес к изучению прошлого.

город древнерусский русь

История любых населенных пунктов на планете начинается с момента появления в данном месте первых людей, а при необходимости учитываются и глубины прошлого всей живой природы и геологической истории. В период энеолита поселения приобретают все более укрепленный характер, огораживаются или располагаются на возвышенных местах у водоемов. В начале железного века (задолго до нашей эры) всевозможных городищ различных археологических культур на территории будущей России - сотни. Общеизвестно возникновение реальных античных городов на землях, затем вошедших в состав средневековой Руси: Ольвия, Тирас, Севастополь, Танаис, Фанагория, Корчев и т. п. Средневековые "древнерусские" города наследовали богатейшую историю отечественного градостроительства, преимущественно деревянного, символом достижений которого был античный Гелон.

Непосредственными предшественниками русских городов раннего Средневековья были укрепленные святилища и убежища типа детинца или кремля, которые воздвигали жители ряда соседских селений, разбросанных среди окружающих их полей и лугов. Такой тип поселений характерен для археологических культур, предшествовавших Древнерусскому государству, например тушемлинской (IV-VII вв.), распространенной на территории Смоленского Поднепровья, юхновской и мощинской культур.

В IX-X вв., наряду с городами-убежищами появляются и небольшие заселенные крепости, возле которых не ранее конца X в. появляются городские посады - поселения ремесленников и купцов. Ряд городов представлял собой главные поселения того или иного "племени", так называемые племенные центры, на деле - центры "своих княжений", что подчеркивали летописи. Отсутствие письменных источников за VII-VIII в. и летописные свидетельства за IX-X вв. не позволяют установить хотя бы приблизительное количество городов Руси той эпохи. Так, по упоминаниям в летописях можно установить чуть более двух десятков городов, но их список безусловно не полон.

С XI в. начинается бурный рост количества городского населения и количества древнерусских городов вокруг существующих городов-центров. О причинах массового появления городов создано немало теорий. Одна из теорий принадлежит русскому историку Ключевскому и связывает возникновение древнерусских городов с развитием торговли вдоль пути "из варяг в греки". Эта теория имеет своих противников, которые указывают на зарождение и рост городов не только вдоль этого торгового пути.

На основе синтеза письменных источников, иллюстративных и археологических материалов Попов выделяет пять групп построек, входивших в комплекс резиденций русских князей. В первую группу объединены постройки репрезентативного характера, предназначенные для княжеских церемоний, приемов и пиров. Каменный или деревянный терем являлся архитектурной доминантой княжеского двора и представлял собой башнеобразную постройку с золоченым шатровым завершением. Остатки монументальных теремных построек были выявлены в Чернигове, Полоцке, Гродно и Боголюбове; деревянных - в Новгороде, Старой Рязани, Вщиже и Любече. Княжеская гридница представляла собой большое (возможно, двухэтажное) здание с огромным тронным залом, большим количеством окон. Каменными гридницами, вероятно, являются все киевские дворцы, постройки в Перемышле, Звенигороде, Холме; следы деревянных гридниц были выявлены в Новгороде, Любече и Белгороде. Сени представляли собой просторное светлое неотапливаемое помещение, поднятое на столбах. Все перечисленные типы построек отличались богатым интерьером и украшались роскошной утварью. Вторая группа построек - собственно жилые помещения княжеской резиденции - "хоромы", составлявшие целый комплекс зданий. В состав хором могли входить отапливаемые избы, холодные горницы - "повалуши", небольшие спальни - "ложницы", полифункциональные "клети", бани-"истопки", роскошные "полати", тюрьмы - "порубы". В третью группу строений княжеского двора входили хозяйственные постройки (разнообразные кладовые, погреба, житницы). Четвертая группа построек носила военно-оборонительный характер и представляла собой, скорее всего, постройки башнеобразного типа. Пятую группу построек княжеской резиденции составляли дворцовые храмы. "[№9]"

Культовыми центрами являлись: Белые боги - поселение на пути от Москвы в Залесскую Землю, Полкостень - культовый центр полян на реке Суле в северной части Причерноморской степи, Переяславль Залесский, Витичев -между Боричевым-Киевом и Родней на берегу Днепра, Витбеск (Витебск), Плесков (с XIII века - Псков) - культовый центр северных кривичей, Перынь под Новгородом, Ладога - возможно культовый центр ильменских словен в устье реки волхова, Ярославль на Сане - культовый центр бога Ярилы у племени дулебов с VII до X века,