Проведенной разведывательной операции. Знаменательные операции советской внешней разведки

Во всем мире Россия продолжает сохранять статус интеллектуальной державы. Косвенно об этом может свидетельствовать обилие интеллектуальных шоу на отечественном телевидении (которые, правда, теряются на фоне массированной атаки развлекательным трешем), которые на протяжении десятилетий не теряют популярности и не сходят с экрана. вспомнила, кто подсадил Россию на иглу интеллектуальных телеигр, как русские сделали лучшую игру про умных джентльменов, которую теперь хотят показывать по всему миру, каким Александр Друзь был в молодости и кто из «Самого умного» оказался действительно самым умным.

Не поделили телевизор

Интеллектуальную войну на телевидении развязал . Бывший театральный художник и режиссер-постановщик, успевший блеснуть во МХАТе, Малом театре, «Современнике» и Театре на Таганке, в середине 1960-х меняет специализацию и в поисках достойного заработка отправляется на ТВ. Для телевидения Ворошилов оказался находкой. Поработав над документальными проектами, он выдумал первую передачу, не похожую ни на один советский телепроект: формально интеллектуальную, а по сути рекламную викторину «Аукцион». Ее участники отвечали на вопросы о различных товарах, а в финале шоу лучший игрок получал этот самый товар в подарок.

Программа закрылась очень быстро и со скандалом. Виной стал телевизор - кому-то из чиновников такой приз показался подозрительным. В результате победитель «Аукциона» остался без награды, а Ворошилов - без работы. Ему запретили появляться в эфире. По другой версии, программу закрыли из-за запрещенной бардовской песни, прозвучавшей в одной из передач.

Однако спустя некоторое время запрет сняли, и Ворошилов приступил к съемкам интеллектуального казино «Что? Где? Когда?», которому суждено было стать знаковым в истории советского, а потом и российского телевидения.

Мало кто помнит, но в 1975 году, когда ЧГК только запустили, программа была совершенно другой. В соревновании принимали участие не «господа» знатоки, а семьи. Но уже через год формат изменили. Программа стала позиционироваться как молодежный телевизионный клуб, в ней принимали участие студенты . Каждый играл сам за себя и должен был отвечать на вопросы мгновенно. О денежной прибыли никто и не помышлял - в 70-80-е годы лучшим игрокам в награду доставались книги.

Оставаясь за кадром, Ворошилов, известный зрителям как «господин ведущий», был главным в своем шоу. Он отбирал участников и имел особое представление об интеллектуалах. Ворошилов терпеть не мог зазнаек и считал, что ЧГК - для тех, чей интеллект является гармоничной составляющей личности. Поэтому зубрилок в казино брали неохотно. Несмотря на парадоксальность этой мысли, Ворошилов полагал, что для игры в «Что? Где? Когда?» не нужно быть семи пядей во лбу - достаточно школьного образования и смекалки.

Зрители долгое время не знали, как выглядит ведущий, слышали лишь его голос за кадром. Не знали и о том, что всеми любимое шоу было именно его детищем. В последние годы «господин ведущий» представал перед публикой, но это было необязательно: даже оставаясь за кадром, он заставлял знатоков трепетать.

Игра глубоко пустила корни на телевидении. Нервическое перебирание версий за игровым столом, потные от напряжения лбы «дам и господ», споры до пены у рта, минута нервотрепки, пререкания с ведущим, ожидание правильного ответа и долгожданное облегчение - вся страна проживала c кругом знатоков минуту обсуждения, зрители по ту сторону экрана на 60 секунд тоже превращались в команду ЧГК, в войска диванных знатоков. Никаких лишних эффектов - только живые человеческие эмоции.

«Что? Где? Когда?» - старейший проект на отечественном ТВ, который продолжает держать в напряжении зрителя по сей день. Из простого телешоу игра стала социальным явлением. Видя живой интерес к ней в обществе, знатоки шагнули в офлайн и создали так называемый спортивный ЧГК: команды соревнуются, отвечая на одни и те же вопросы, а сильнейшие выходят в финал. В ЧГК играют повсеместно: сборные есть в любом уважающем себя вузе, в школах, поклонники игры арендуют помещения и устраивают мозговые штурмы без всякого вознаграждения. Игра потеряла налет элитарности и переросла своего создателя: «Что? Где? Когда?» на экране превратился лишь в телевизионную версию.

Уникальную российскую нетленку пытались адаптировать за рубежом. И если в постсоветских странах проект прижился, то в США его ждала непростая судьба. поверил американскому актеру украинского происхождения Алексу Резнику (сериал «Скорая помощь», фильм «Социальная сеть»), который рекомендовал обратить внимание на уникальную придумку русских. Американцам понравилась идея интеллектуального казино, поэтому телешоу Million Dollar Mind Game (так назывался аналог ЧГК в США) было построено именно вокруг стремления к выигрышу - победитель получал миллион долларов. Версия была далека от оригинальной: гораздо меньше, чем в привычном нам «Что? Где? Когда?», уделялось внимания вопросам, а уникумов вроде Александра Друзя или Ровшана Аскерова не было. Шоу просуществовало год и было закрыто.

Кадр: шоу Million Dollar Mind Game

Молодой Ровшан Аскеров готов поколотить Козлова

В середине 1980-х - начале 1990-х быть умным стало модно. Об этом свидетельствует интеллектуальный бум на телевидении. Во времена, когда взгляд Друзя еще не испепелял безразличием, а кудри Максима Поташева чернели как смоль, ТВ блистало россыпью новых молодых звезд. Среди них - молодой, но уже усатый уроженец Луганска . Он попал на телевидение в 1986 году, и ему там так понравилось, что спустя всего несколько лет игры в «Что? Где? Когда?» он стал одним из самых востребованных ведущих на федеральном телевидении. Его звездный час - программа «Брейн-ринг», сплав суперпопулярной передачи «Музыкальный ринг» и «Что? Где? Когда?», где команды уничтожали друг друга на ринге не кулаками, а силой интеллекта.

Первый выпуск вышел в эфир в мае 1990 года. Нетрудно догадаться, что запускал передачу трендсеттер той эпохи Ворошилов. Вместе с женой Наталией Стеценко он основал одну из первых частных российских телекомпаний «Игра-ТВ». Производитель как с конвейера выпускал в эфир проект за проектом, которые поколение 90-х с вспоминает с теплой ностальгией. Чего стоит смелое шоу «Любовь с первого взгляда», которую вел сын жены Ворошилова , после смерти мэтра принявший на себя роль ведущего ЧГК.

По накалу «Брейн-ринг» не уступал «Что? Где? Когда?» Команды, состоящие в основным из очень молодых людей, буквально жили на ринге, что добавляло игре зрелищности. Не прогадали и с Козловым - до одержимости азартный, он оказался умелым ведущим, способным выдерживать интригу, а в случае необходимости поддать перца.

Иногда джазу задавала старая гвардия. Тогда на сцену выходил Друзь и показывал молодежи, как правильно мыслить, чтобы побеждать.

Спойлер. В начале 1990-х Александр Друзь выглядел ровно так же, как и нынче.

Порой эмоции в «Брейн-ринге» зашкаливали настолько, что казалось - драка неизбежна. По крайней мере, когда в «Брейн-ринге» играл молодой и взрывной Ровшан Аскеров.

Эмоциональность Козлова сыграла с ним злую шутку. По слухам, в 1996 году она сдетонировала с упертостью и нежеланием упускать прибыль основного акционера . У «Игры-ТВ» были отлаженные отношения с ОРТ: за каждый выпуск канал платил аффилированной с ней Международной ассоциации клубов 35 тысяч долларов. К середине 1990-х в структуре телекомпании появилось рекламное подразделение, которое оштрафовало канал на 1,3 миллиона долларов за превышение уровня спонсорской рекламы в шоу. В результате ОРТ перестало платить производителю деньги, за что подало на канал в суд.

Но суд становиться на сторону МАК не собирался, и отношения Козлова с Березовским окончательно испортились. В итоге производители не солоно хлебавши перекочевали на другой канал, тогда только начавший вещание, - «ТВ-Центр». Но в 2000 году новое руководство канала закрыло программу, как говорилось, из-за высокой стоимости ее производства. В 2001 году умер Ворошилов, и перезапуск передачи отложили в долгий ящик.

В 2009 году за него взялся холдинг «СТС Медиа», для которого «Игра-ТВ» уже делала музыкальную программу «Жизнь прекрасна». Однако и на СТС «Брейн-ринг» продержался только три года. В 2013 году шоу внезапно всплыло на канале «Звезда» , но только на два месяца, после чего кануло в небытие. И вот в 2018 году возродить былую легендарную передачу берется . Премьера намечена на начало марта.

Детки в порядке

Однажды недавно начавшему работать на телевидении кандидату наук дали задание придумать передачу для старшеклассников. К тому времени у него уже был опыт запуска программ для подростков: в 1989 году он выпустил в эфир литературную викторину «Образ».

На сегодняшний день сфера телевидения смогла охватить практически все сферы и области жизни и деятельности человека. Уже давно наступило время, когда интересные передачи рассчитаны не только на любителей реалити-шоу или конкурсов вокалистов. Современное телевидение предлагает огромное количество интересных программ на самые разнообразные тематики: начиная от политики и криминалистики, заканчивая модой и дизайном. Что касается отечественного телевидения, то большинство проектов являются копией или адаптацией американских шоу. Чаще всего это кулинарные программы и шоу талантов. Однако довольно большое количество создано оригинальных форматов, которые могут удовлетворить любопытство и потребности любого зрителя, даже самого эрудированного и требовательного.

Предназначение передач

Современное телевидение всё чаще стремится не только развлекать зрителей, но и обучать их и обогащать их внутренний мир. Даже если человек является профессионалом в своей области, он всегда может обновить познания и проверить свои интеллектуальные данные при просмотре программы. Интересные передачимогут быть не только развлекательными, но и познавательными и даже документальными. Каждый из телезрителей может найти для себя интересные шоу, которые позволят не только провести время познавательно и увлекательно, но и восполнить свои знания и практические навыки в отдельной отрасли жизнедеятельности.

Разновидность телепрограмм

Каждый телеканал создаёт и транслирует большое количество разнообразных передач не только для привлечения зрителей, но и для значительного увеличения Такой ход позволяет стать более привлекательным и перспективным для тех, кто хочет разместить на нём рекламу своего продута. Самые интересные передачиможно разделить на несколько основных типов:

  • Выпуски новостей и аналитические шоу.
  • Передачи о приключениях и путешествиях, природе и экологии.
  • Программы о науке, образовании. Те, которые направлены на развитие интеллекта.
  • Спортивные шоу. Футбольные обзоры.
  • Научные проекты.
  • Детские передачи.
  • Развлекательные форматы.

Что касается телешоу, то этот вид можно также разделить на несколько подвидов:

  1. Импровизационное шоу, где актёры в прямом эфире выполняют определённые действия.
  2. Ток-шоу, где герои обсуждают актуальные и важные события и проблемы.
  3. Реалити-шоу, где персонажи переживают некие события в прямом эфире вживую.

Развлекательные передачи

Предназначение развлекательных передач в том, чтобы в вечернее время собрать всю семью или друзей перед экраном телевизора. Среди наиболее популярных и востребованных видов таких проектов можно выделить юмористические, модные, танцевальные и вокальные. Именно в таких шоу присутствует не только развлекательный, но и соревновательный момент. Он делает программу максимально интересной и непредсказуемой. В нашей стране тоже есть оченьинтересные передачи. Список лучших из них выглядит следующим образом: «Кто хочет стать миллионером?», «Битва экстрасенсов», «Танцы со звёздами», «Модный приговор», «Дом 2», «X-Фактор», «Холостяк».

Мировой рейтинг ТВ-шоу

Если брать во внимание всемирно известные интересные передачи, список их выглядит следующим образом:

  • Top Gear - передача о разновидностях, характеристиках и тестировании автомобилей. Шоу является популярным уже на протяжении нескольких десятков лет. Со временем его формат стал ещё более увлекательным и непредсказуемым.
  • «Разрушители мифов» - научная передача, которая основывается на проверке и развенчивании определённых легенд. Учёные проводят интересные опыты и показывают их последствия.
  • «X-фактор» - вокальное шоу, которое покорило зрителей во всём мире. Главной задачей передачи является поиск талантливых вокалистов, которые соревнуются между собой за ценный приз.
  • «Шоу Опры Уинфри» - передача, которая на протяжении 25 лет собирала в своей студии звёзд и популярных людей Америки. Этот проект неким образом повлиял на развитие поп-культуры и мировоззрения многих американцев.
  • «Шоу с Дэвидом Леттерманом» - передача американского производства, которая относится к развлекательному и юмористическому формату. Ведущий передачи приглашает знаменитостей и проводит с ними интересную беседу с каверзными вопросами.
  • «Дом 2» - российская передача, которая считается одной из наиболее продолжительной. Её формат заключается в том, что совершенно разным людям предлагают строить любовные отношения и создавать семью.
  • «Кандидат» - американская программа, которая предлагает нескольким желающим попробовать свои силы в определённой профессии. После нескольких заданий работодатель должен выбрать того, кто может занять вакансию в его фирме.
  • «Холостяк» - всемирно известное шоу, которое позволяет одинокому успешному мужчине выбрать себе достойную спутницу жизни. В каждой серии он должен отказывать одной из девушек, сужая тем самым круг претенденток на своё сердце.
  • «Битва экстрасенсов» - популярная во всём мире программа, которая позволяет отобрать настоящего профессионала с паранормальными способностями. Участники должны пройти множество испытаний и конкурсов, которые показывают настоящие таланты и умения магов.

Каждый человек имеет и потребности при выборе телепередачи для просмотра, однако, согласно рейтингам отечественных и зарубежных каналов, можно определить интересные тв-передачи, которые пользуются максимальной популярностью и востребованностью. Каждый из этих проектов позволяет зрителям не только просмотреть что-то познавательное, но и получить новые знания и навыки. Среди таких шоу можно увидеть как развлекательные, так и познавательные виды программ.

Благодаря большому количеству заграничных каналов и интернет-сайтов, любой человек может выбрать для себя программу, которая удовлетворит его потребности и любопытство. Среди этих шоу можно выделить такие программы: «Кто хочет стать миллионером?», «Полиглот», «Фактор страха», «Адская кухня», «Дом 2».

Познавательные передачи

чаще всего привлекают людей, которым нравится наблюдать за различными журналистскими расследованиями, паранормальными явлениями, актуальными или прошлыми военными конфликтами, важными событиями и людьми, чьи имена и деятельность были ранее засекреченными. Кроме этого, телеканалы представляют огромное количество научных и технических передач, которые повествуют о важных открытиях и изобретениях. Любители транспорта также могут найти для себя интересные шоу, рассказывающие о моделях и комплектации техники.

Медицинские работники могут из телешоу узнать о новинках фармацевтики и последних разработках и достижениях медицины. Любители охоты и рыбалки также не останутся без просмотра передач. Поскольку существуют даже специальные каналы, специализирующиеся на этой узкой тематике.

Российские программы

Российское телевидение состоит из программ, которые являются заимствованными из американских проектов и форматов. Они созданы специально под отечественный менталитет. На российском пространстве интересные программы передачзанимают особое место. Среди россиян есть большое количество всесторонне развитых и интеллектуальных людей, которые предпочитают только качественные и проверенные временем программы.

Украинские передачи

Интересные передачи, которые пользуются популярностью среди украинцев, довольно часто являются аналогами американских и российских проектов. Однако это не является препятствием на пути их популярности и востребованности. Многие украинцы предпочитают преимущественно познавательные и развлекательные передачи, которые позволяют отдохнуть и получить заряд положительных эмоций.

Значительным преимуществом современного телевидения является возможность просматривать шоу в прямом эфире, переживая все эмоции и происшествия в режиме онлайн. Кроме этого, практически все выпуски и сезоны программ без проблем можно найти в Интернете. Там же можно посмотреть передачи без рекламных пауз и перерывов. Специальные сайты, где представлены разнообразные интересные передачина любые тематики, могут стать настоящим спасением для тех, кто стремится получить более насыщенные и интересные эмоции и знания.

Интеллектуальные программы на российском телевидении


Введение

1. Российское телевидение на современном этапе. Интеллектуальная направленность современного телевидения

2. Характеристика интеллектуальных программ российского телевидения

2.1 Игры в знание на деньги

2.2 Интеллектуальные ток-шоу

Заключение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее несколько лет на экранах российских каналов все чаще появляются телепрограммы интеллектуального содержания. Данное веяние реализуется как через телеигры, так и через конкурсы, беседы в студии и пр. Это передачи, определяющие себя в качестве «интеллектуальных», относящиеся к «высокой культуре», строящиеся вокруг беседы экспертов, профессионалов. Их цель - научить зрителей думать, передавать знание в его «гуманитарной» версии. Они в большей или меньшей мере воспроизводят конвенции популярных программ, существуют на телевидении, но при этом стремятся транслировать критическое отношение к массовой культуре. Здесь постоянно звучит опасение: «Любите ли вы великую русскую литературу?», «Массовая культура - это просто зло или зло абсолютное?».

По своему устройству это - не визуальные программы: их можно не смотреть, а только слушать или читать в виде книги. В них не используются ресурсы телевидения как медиа, хотя, возможно, именно это могло бы дать какие-то новые ходы для того, чтобы свернуть «разговоры о культуре» с привычной колеи. В программах часто консервируется образ эксперта, носителя знания (иногда путем его симуляции), воспроизводятся представления о роли «интеллигенции», просвещающей «народ»; зрители привычно демонстрируют готовность внимать - на ограниченном пространстве в ограниченное время. Хотя эта позиция не кажется современной, но и она в дефиците на отечественном телевидении. Пока остается открытым вопрос о том, можно ли предложить какие-либо иные решения для «интеллектуальных программ», где были бы задействованы технологии и языки медиа и разрушались бы привычные границы между интеллектуальными стратами в российском обществе.


Приоритетным для современного российского телевидения является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

Люди живут телевидением - оно всесословно, всеобразовательно, всевозрастно, всеконфессионально. Нет никакого другого социального института, включая школу и семью, который мог бы соревноваться с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения. Нам навязывается представление о жизни, которое противоречит реальности. А ученые признают тот факт, что человек больше верит своим представлениям о чем-то, нежели реальным, то есть он верит не в жизнь, а в то, что он о ней думает. Если верить телевидению, то реформы. которые проводились в 90-е годы полностью провалились, приватизация госсобственности это верх несправедливости и коррупции, бизнесмен и преступник это синонимы, и страна Россия - это страна преступников. Телевидение - самое мощное средство психологического воздействия, сильнее любой правоохранительной системы, ФСБ, МВД. А тот кто владеет телевидением и интерпретирует события - тот владеет страной.

Основой структуры Первого канала является информационное вещание, и, прежде всего, информационная программа "Время", которая имеет стабильную зрительскую аудиторию. Её популярности способствует как широта актуально раскрываемых тем, так и появление молодых талантливых репортеров. Сегодня это традиционный вечерний ("девятичасовой") выпуск. "Ночное Время" представляет собой информационно-аналитический канал, который выходит в эфир с итогами дня и содержит прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам, а также выпуски авторской программы "Однако".

В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал "Доброе утро".

Особое место в вещании занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества.

Когда речь идет о просветительской миссии телевидения, то мы видим, как много мы потеряли. Когда-то у нас были великолепные образовательные каналы, учебные и научно-популярные программы. Но после того, как 4 канал передали НТВ, мы из страны, которая в свое время гордилась своим образовательным и учебным телевидением, превратились в страну, в которой нет образовательного вещания. Одним словом, произошла культурная катастрофа, и это одна из самых больших потерь нашего телевидения, которую ничем не восполнить. По роли телевидения в воспитании человека, гражданина, личности, в просвещении мы стали одной из самых отсталых стран. И если сегодня не предпринять срочных мер по восстановлению образовательного вещания с наработанными богатыми традициями, то мы будем терять одно поколение за другим.

Общество должно ставить перед коммерческим телевидение и бизнесом определенные условия. Эфирные частоты - это природные ресурсы, которые принадлежат всем, и использовать их нужно во благо, на развитие граждан, а это не происходит. И телевидение, и общество потеряли инстинкт самосохранения, вобрав в себя все худшее из советского и западного телевидения. Даже американские студенты, стажирующиеся у нас на телевидении, поражены обилием крови и насилия, жестокости на наших экранах. Не случайно, 70% людей, при социологическом опросе, проведенном в 2004 году, высказались за введение цензуры. Не политической, а нравственной, предохраняющей от пагубного воздействия. Во Франции есть наблюдательный совет по телевидению, в который президентом назначается по три человека, которые получают зарплату и не имеют права нигде больше работать, до завершения своих полномочий. Денежные санкции, выставляемые телеканалам за рубежом очень большие, могут даже отобрать лицензию.

Требуется политическая воля, как всего телевизионного руководства, так и всего телевизионного сообщества, чтобы выйти из этого сегодняшнего состояния, в котором мы находимся.

Кроме того, особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию - программы "Как это было", "Документальный детектив", "Независимое расследование".

Несколько иную, но не менее важную задачу решает программа социальной направленности "Жди меня", помогающая в поисках людей, потерявших друг друга порой много лет назад, и создающая через разные, зачастую трагические, человеческие судьбы портрет сегодняшней России.

Одной из важнейших для канала является просветительская функция, ее экранное воплощение реализуется в двух популярных жанрах - познавательном и культурологическом, в основу которых положены как современные материалы, так и исторические события. Неизменным успехом у зрителей Первого канала пользуются научно-популярные программы "Цивилизация", "В мире животных", "Клуб путешественников".

Среди культурологических программ - авторские циклы известного российского искусствоведа Виталия Вульфа (переводчика пьес Т.Уильямса) "Серебряный шар"; циклы исторических программ писателя и драматурга Эдварда Радзинского, удостоенные российской национальной телевизионной премии "Тэфи"; передача "История одного шедевра", посвященная собраниям из крупнейших российских музеев - Третьяковской галереи и Русского музея и другие.

Наиболее популярным и рейтинговым видом вещания является кинопоказ, который занимает на Первом канале 40% вещания и формируется из всех существующих сегодня кинематографических жанров и форм - игровых художественных фильмов, телесериалов, документального и анимационного кино. Кинопоказ Первого канала направлен на удовлетворение интересов не только массовой зрительской аудитории, но и привлекает зрителей с нестандартными эстетическими вкусами. В последнее время на Первом канале наблюдается приоритет отечественных сериалов, которые пользуются огромным успехом: "Спецназ", "Убойная сила", "Граница. Таежный роман", "Остановка по требованию".

Именно на Первом канале были впервые показаны такие отечественные киноленты как "Утомленные солнцем", "Блокпост", трилогия "Любить по-русски", "Особенности национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки". Постоянное присутствие канала на международном теле- и кинорынке позволило заключить контракты с такими компаниями как Warner Brothers, Paramount, MGM/UA, Turner, BBC, Gaumont, UGC и показать российским зрителям фильмы известных западных режиссеров - "Казино" М. Скорсезе, "Леон" Л. Бессона, "Воздушная тюрьма" С.Веста, "Гражданин Кейн" О.Уэлса, "Жизнь прекрасна" Р. Бениньи...

Развлекательный жанр на Первом канале представлен двумя направлениями - музыкальным и игровым. Наиболее популярная музыкальная программа с участием отечественных исполнителей - "Песня года", а также концерты известных исполнителей А. Пугачевой, О. Газманова, В. Леонтьева, группы "Чайф", "Аквариум" и других. Среди заметных музыкальных акций канала - концерты Стинга, Дэвида Боуи, Джо Кокера, Тины Тернер, Майкла Джексона. Игровые передачи Первого канала имеют постоянную большую аудиторию, несмотря на то, что некоторые из них существуют уже много лет. Это - "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", КВН. Новые игры - "Народ против", "Русская рулетка" и "Слабое звено", адресованы телеинтеллектуалам.