Путешествие на машине с ребенком — советы и наш личный опыт. Игры в дороге, или как занять время и не дать водителю уснуть

Этим летом многие из нас отправятся в автопутешествия — на концерт в соседний город, в гости к родственникам в деревню, за красотами в одну из живописных республик России. И конечно, перед любым путешественником рано или поздно встает вопрос — что делать, чтоб скука не настигла в дороге и не испортила впечатление от поездки. Когда темы для разговоров с попутчиками постепенно иссякают, приходит время игр! А включение в игру водителя, особенно в темное время суток, здорово поможет справиться вашему другу с усталостью и сонливостью.

Итак, всем нам известная с детства «Игра в города»

Можно разделиться на команды или играть каждый сам за себя. Вы поочередно называете города. Название каждого следующего города должно начинаться с той буквы, которой заканчивается название предыдущего. Если название города оканчивается на «й», «ь» или «ы», можно использовать предпоследнюю букву (если, например, на «ый» — пред-предпоследнюю). Уже использованные названия не могут повторяться.

Пример: Томск-Краков-Венеция-Ярославль-Лондон… и т.д.

Но если с географией у Вас дела обстоят не очень хорошо, или в машине едут маленькие дети, сыграйте в «Игру в слова»

Принцип игры тот же, что и в Города, но теперь вы называете существительные (ед.число, им. падеж).

Пример: Тыква — апельсин — носорог — гармония… и т.д.

Особенно хитрые игроки могут подбирать свои слова таким образом, чтоб они всегда заканчивались на «а» (ведь таких слов очень много в русском языке- лампА, акулА, остановкА и т.д.), чем будут приводить в недоумение, а затем и в бешенство того, кто говорит слово после него. Следующему придется раз за разом вспоминать слова, начинающиеся с буквы «а».

Одна из самых популярных игр в дороге — «Есть контакт!»

Минимальное количество участников — трое, но чем больше народа — тем веселее. Выбирается один водящий, он загадывает слово, говорит вслух первую букву.Цель остальных игроков отгадать слово.

Пример: Загадывается слово «ракета», первая буква «р» — называется вслух.

Теперь все игроки берут эту букву за основу и начинают придумывать свои слова, начинающееся на эту букву. Они стараются объяснить слова, пришедшие им в голову, не называя их, друг другу. Напарник должен понять какое слово описывает его друг и, поняв, сказать «Есть контакт!». После этого оба игрока считают вслух «раз-два-три» и называют хором слово.Водящий тоже внимательно слушает догадки игроков и пока звучат слова «раз-два-три» он должен опередить их, сказав «Нет, это не (слово)!»

Пример: Игрок вспомнил слово «рука» и объясняет напарнику «Это конечность тела человека, ею пишут». Напарник понимает, что речь идет о руке, говорит «Есть контакт!». Они вместе считают вслух «Раз-два-три», в этот момент водящий успевает сказать «Нет, это не рука!».

Если водящий не успел ответить или не угадал задуманное слово, он должен сообщить играющим вторую букву своего задуманного слова. В этом случае попытки игроков продолжаются, но игроки загадывают слова уже на первые две (три и т.д. буквы).

Пример: Водящий не угадал/не успел сказать «Нет, это не рука!». Он называет вторую букву загаданного слова — «а». Игроки придумывают слова, начинающиеся на «ра» (ранец, рама, разведка и т.д.), так же пытаются объяснить их друг другу.

Естественно, что по мере угадывания букв, круг возможных вариантов слов сужается и в конце концов слово всё равно разгадывается. Игра продолжается до тех пор, пока игроки не угадают слово, задуманное водящим или пока они не разгадают его по буквам. Тогда игрок, назвавший слово, становится водящим и начинается следующий кон игры.

Еще одна дорожная игра «Трехлитровая банка».

Эта игра развивает фантазию и учит соотносить предметы. Все игроки в своем воображении представляют себе трехлитровую банку (её, размеры, форму, диаметр горлышка) и по очереди называют предметы, которые могут в неё поместиться (ножницы, лягушка, кубик, носок и т.д.).

Когда все в компании научатся в неё играть — усложняем правила:

— называем все предметы, начинающиеся с одной буквы алфавита (например, «М»: моль-мыло-«милки-вэй» и т.д.);

— называем предметы, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова (моль-лампочка-апельсин и т.д.).

Благодаря великому и могучему русскому языку, даже большой предмет может стать маленьким — если мы прибавим уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ик-, — ек-, -ок-, -ин+к- , -ич+к-, -ечк- и др.)

Например, все мы понимаем, что «машина» в банку не влезет, а вот «машинка» или даже «машиночка» уже может.

Творческие компании могут в дороге петь бесконечные песни , которые не имеют конца, благодаря зацикленному сюжету. Сначала эта затея кажется глупой, но на пятый раз повторения всем по необъяснимой причине становится очень смешно и весело, начинается легкое сумасшествие.

Самая известная песенка без конца это «У попа была собака, он её любил…». Нам же больше по душе такая песня со счастливой развязкой «10 поросят»:

10 поросят пошли купаться в море,

10 поросят резвились на просторе,

И вот он результат — 9 поросят!

9 поросят пошли купаться в море,

9 поросят резвились на просторе,

Один из них утоп, ему срубили гроб,

И вот он результат — 8 поросят!

8 поросят пошли купаться в море…

Двое поросят пошли купаться в море,

Двое поросят резвились на просторе,

Один из них утоп, ему срубили гроб,

И вот он результат — 1 поросят!

1 поросенок пошел купаться в море,

1 поросенок резвился на просторе,

Потом пошел ко дну, нашел себе жену,

И вот он результат — 10 поросят!

И начинаем заново: 10 поросят пошли купаться в море…

Ну и напоследок расскажем про игру «Да-нетки».

«Да-нетки» это усложненные загадки. Ведущий очень кратко рассказывает какую-то историю — завязку и невероятный конец, а игроки должны отгадать — что же могло произойти в этой ситуации. Из названия понятно, что задача игроков — задавать вопросы про сюжет истории, на которые ведущий может ответить лишь «да» и «нет». Конечно, начинать нужно с самой легкой, но чем сложнее загаданная «да-нетка», тем бОльший азарт вызывает процесс её отгадывания. «Да-нетки» можно придумать самостоятельно, а можно заранее поискать на просторах Интернета. Вот несколько примеров:

1. Вопрос: Женщина не знала, как избавиться от засидевшихся гостей, но её спас телефонный звонок. Как?

Ответ: Женщина сделала вид, что звонивший сообщил ей о пожаре в доме одного из гостей, но она не расслышала, о чьем доме шла речь.

2. Вопрос: Люди с металлоискателями весь день ходят по центральным улицам города, что они ищут?

Ответ: Перед приездом важной персоны городские власти приказали срочно заасфальтировать дороги в центре. Все делалось в такой спешке, что под асфальт закатали канализационные люки и даже трамвайные рельсы.

3. Вопрос: Один человек уехал в отпуск и попросил друга присмотреть за котом. Через неделю в квартире бегали уже 8 взрослых котов. Откуда они взялись?

Ответ: На следующий день кот убежал, и человеку пришлось дать объявление о пропаже. Поскольку он сам еще не очень хорошо знал кота, ему пришлось оставлять у себя всех похожих котов, которых ему приносили. И ждать приезда друга, который должен был опознать своего питомца.

В этой статье мы представили Вашему вниманию игры, в которые можно играть в машине, не используя дополнительный реквизит, а значит в них может (а иногда и должен) принимать участие водитель. Если уже даже игры не смогут побороть сон, то лучше всего будет остановиться у обочины и вздремнуть пару часов, зачастую этого достаточно для отдыха. Счастливого пути!

Длительные автобусные переезды, а мы в этой статье имеем в виду именно их, имеют некоторые нюансы, пренебрежение которыми приводит к очень негативным последствиям. Несчастные путешественники прибывают на место усталыми, невыспавшимися, с затёкшими ногами и скрюченными шеями. Они вспоминают ночь в автобусе как самый страшный сон и клянутся никогда больше не пользоваться этим видом транспорта. И совершенно зря, ведь обеспечить себе комфорт и безопасность в поездке совсем не трудно.

Безопасность

1. Оцените маршрут

Постарайтесь любым способом разузнать про маршрут, которым вам предстоит ехать. Если на его протяжении с постоянной периодичностью автобусы слетают в пропасть, происходят ограбления или другие несчастные случаи, то, может быть, следует изменить маршрут на более безопасный или, по крайней мере, выбрать дневной рейс.

2. Выбирайте первый класс

Во многих странах на одном и том же маршруте работают по несколько транспортных компаний, цены у которых могут значительно отличаться. За счёт чего достигается экономия? Может, за счёт лысых покрышек, отсутствия кондиционера и наличия только одного водителя, который будет везти вас всю ночь без смены? А может, ваш автобус будет останавливаться в каждом посёлке и подбирать всех желающих, так что вокруг постоянно будут толкаться какие-то люди? В любом случае нужно задуматься, стоит ли экономия нескольких долларов вашего спокойствия и безопасности.

3. Багаж

Перед посадкой в автобус переложите все свои ценные вещи в небольшую сумку или рюкзачок и не расставайтесь с ним ни на минуту. Берите её с собой на остановках. Во время движения лучше держите её у себя на коленях или, если она мешает, положите на пол и наступите ногой на ремень. В этом случае даже во время вашего сна с ней ничего не случится.

4. На остановке

Если вы хотите выйти и размяться, то обязательно уточните у водителя продолжительность остановки. Запомните номер автобуса и место, где он стоит. Лучше не отходить слишком далеко от автостанции или остановки, если вы не стремитесь познакомиться с криминальной жизнью этого населённого пункта, которая в таких местах, как правило, особенно оживлённая.

Комфорт

1. Выбор места

Не все места в автобусе одинаковы. С точки зрения безопасности всегда лучше выбирать сидения в средней части, так как по статистике страховых компаний большинство неприятностей происходит при лобовом столкновении или ударе сзади.

С точки зрения комфортабельности факторов, которые следует учесть, намного больше.

  • Возле окна или прохода? Многие выбирают место возле окна ради прекрасных пейзажей. Кроме того, поверхность окна даёт вам возможность склонить на неё голову и поспать. Впрочем, в ночное время всё равно никаких красот не видно, а изогнутая шея уже через полчаса начинает затекать, так что все преимущества места у окна могут оказаться несущественными. Зато возле прохода вы будете иметь больше простора и даже сможете вытянуть ноги.
  • Спереди или сзади? Помните о том, что у задних сидений вы не можете откинуть спинку и там сильнее трясёт. Если же вы расположитесь спереди, то придётся всю дорогу щуриться от фар встречных автомобилей и созерцать все изгибы дорожного полотна. Тоже удовольствие на любителя.
  • Возле мужчины или женщины? Если в автобусе нет нумерации мест и вы сами можете выбирать, где вам садиться, то первым делом оцените общую адекватность попутчика, а потом его размеры. Сидеть всю ночь рядом с расползшимся на полтора сиденья телом можно пожелать только врагу. А пол - это уже вопрос вкуса. :)

2. Свето- и звукоизоляция

Первый раз, когда едешь на автобусе, смотришь на всех этих людей, которые взяли с собой беруши и маску для сна с удивлением: «Вот ещё, неженки!» Но потом быстро начинаешь им завидовать и корить себя за непредусмотрительность. Не повторяйте этой ошибки. Выспаться в автобусе ночью трудно, а без этих копеечных приспособлений так и вообще практически невозможно.

3. Одеяло и подушка

Да, разумеется, речь идёт не о тех привычных предметах, которые мы используем дома. В качестве подушки лучше взять специальный надувной бублик, который поддерживает голову и шею в оптимальном положении. Это гениальное изобретение человечества, с которым никогда не сравнится ваша скомканная куртка или сумка.

Что касается одеяла, то следует взять в автобус лёгкий плед или длинную куртку, которую вы сможете на себя накинуть. Иногда разница температур на пути следования может достигать нескольких десятков градусов (особенно если автобус проходит по горным районам), так что если вы не хотите трястись полночи от холода, то следует учитывать это обстоятельство.

4. Питьё и туалет

О каком комфорте в поездке может идти речь, если вы хотите пить? Ещё более мучительные моменты наступают, когда вы понимаете, что хотите в туалет, а до ближайшей остановки ехать и ехать. Бороться с этими двумя видами дискомфорта очень просто.

  • Первое: всегда берите с собой в автобус бутылку воды. Даже если она там должна быть, всё равно берите.
  • И второе: на каждой остановке подумайте о посещении туалета. Не обращайте внимания на свою лень и все эти «вроде не хочется» и «пока терпимо». Заодно и разомнётесь.

Что взять с собой

Путешествие в автобусе - это не космический полёт, но готовиться к нему нужно не менее тщательно. Во время движения вы будете запечатаны в довольно небольшом пространстве своего сидения, поэтому стоит заранее позаботиться, чтобы всё необходимое было у вас под рукой. Вот небольшой список, на который можно ориентироваться.

  1. Небольшая сумочка или нательный кошелёк с самыми ценными вещами. Документы, деньги, билеты, карточки, смартфон и так далее.
  2. Рюкзак или сумка с вещами, которые вам могут пригодиться.
  3. Предметы для сна: беруши, светозащитная маска, плед или куртка, надувная подушка.
  4. Развлечения: смартфон, книга, плеер, планшет.
  5. Медицинские средства, которые могут пригодиться вам при укачивании, отравлении или которые прописаны вам врачом.
  6. Вода и, в случае необходимости, небольшой перекус: орешки, энергетические батончики, конфетки.
  7. Туалетная бумага!

Новичку, только что получившему водительские права, зачастую бывает очень не просто начать самому ездить на автомобиле из-за внутренней боязни и отсутствия навыков вождения. Как правило, автошколы дают лишь первые и самые общие знания, поэтому начинающему водителю необходимо очень ответственно подходить к самому процессу вождения и после каждой поездки тщательно анализировать свои действия.

Выучите правила дорожного движения на зубок

Как это не банально, но на выходе из автошколы далеко не все новички хорошо знают правила дорожного движения (ПДД). Дело в том, что сам процесс обучения ПДД по билетам не всегда эффективен, так как во-первых, в билете всегда есть правильный ответ, который сообразительный ученик может вычислить методом исключения или даже угадать, а во-вторых, в процессе заучивания билетов волей-неволей создаются зрительные ассоциации между картинкой и правильным вариантом ответа, при этом самого понимания дорожной ситуации у ученика может не сложиться.

В реальной жизни все гораздо сложнее, а именно, надо всегда понимать дорожную ситуацию, быстро принимать решение, а самое главное – надо знать «правильный ответ».

Всему этому можно научиться только при знании ПДД. Сначала учите правила, а уже потом полученные знания проверяйте на билетах .

Вы должны научиться особенно уверенно и быстро отвечать на те вопросы, которые непосредственно связаны с движением автомобиля, а именно, правила проезда перекрестков, правила расположения транспортных средств на дороге и т.д., ведь в реальной жизни на дороге долго думать не приходится.

Узнайте лучше свой автомобиль

Тренеруйтесь вождению на светлых тихих улицах в сопровождении опытного водителя. Цель этих тренировок – научиться лучше чувствовать органы управления автомобиля . Для повышения безопасности вождения, установите в салоне дополнительное зеркало на присоске, чтобы сопровождающий мог контролировать окружающую обстановку. Чем больше тренировок, тем лучше будет перемещаться автомобиль под вашем управлением, увереннее будет трогание и торможение, а главное, появится «чувство автомобиля». Со временем, когда вы будете уже по-настоящему ездить, у вас сформируется так называемая «моторная память», когда уже не задумаешься над органами управления, а все внимание сосредотачиваешь на дорожной обстановке.

Учитесь смотреть в зеркала

Данный пункт является ключевым и очень важным для новичка. Если вы научитесь «читать» дорожную обстановку и научитесь видеть, что происходит вокруг автомобиля , то успех гарантирован.

Мы переодически эвакуируем автомобили после ДТП, когда виновник при перестроении просто не увидел другое транспортное средство.

Рекомендуем начинать учиться этому упражнению в неподвижном автомобиле . Вы смотрите вперед как при движении, при этом каждые несколько секунд надо переводить взгляд на зеркала. Вначале смотрите в зеркало заднего вида, затем в правое заркало, затем в левое. При этом должны быть соблюдены следующие моменты:

  • когда вы смотрите в зеркало заднего вида, голова должна оставаться неподвижной;
  • когда вы смотрите в левое или правое зеркало, смещение головы должно быть минимальным;
  • время, затраченное на просмотр каждого зеркала, должно быть минимальным, но достаточным для того, чтобы зафиксировать обстановку;
  • при переводе взгляда на зеркала нельзя забывать об обстановке перед автомобилем – старайтесь боковым зрением контролировать ситуацию.

Одна из самых распространенных ошибок начинающего водителя заключается в полном переключении внимания на какое-либо направление. Например, если новичок смотрит в боковое зеркало, то зачастую он перестает контролировать ситуацию перед транспотным средством, в результае чего совершает наезд на впереди едущий автомобиль.

Итак, находясь за рулем в неподвижном автомобиле, наблюдайте в зеркалах за перемещением пешеходов в соответствие с описанной выше методикой. Ключевым моментом в этом упражнении является то, что в какое бы зеркало вы не смотрели, старайтесь боковым зрением контролировать перемещение пешеходов перед автомобилем.

Отрабатывайте этот комплекс до автоматизма, когда, находясь в автомобиле, вы переодически и желательно непроизвольно осуществляете осмотр по зеркалам, при этом взгляд уверенно и четко падает на каждое зеркало.

После этого самое время оттачивать полученные навыки непосредственно при вождении. После наблюдения за пешеходами переключиться на наблюдение за автомобилями будет очень просто. Выбирайте тихие улицы и практикуйтесь в сопровожении опытного водителя, как было описано выше.

Учитесь видеть дорожные знаки

Итак, к этому моменту вы уже довольно уверенно перемещаете автомобиль и контролируете обстановку вокруг него. Осталось научиться видеть элементы, регулирующие дорожное движение, и можно программу-минимум считать выполненной. Естественно, данный пункт будет неподъемен для тех, кто не выучил ПДД.

Заставляйте себя отрывать взгляд от дорожного полотна и выискивайте взглядом элементы, регулирующие дорожное движение (светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка). При этом должны быть соблюдены следующие моменты:

  • не задерживайте взгляд на посторонних предметах (рекламные щиты, дома и т.д.);
  • боковым зрением контролируйте ситуацию перед автомобилем;
  • не рассматривайте какие-либо элементы , старайтесь быстрее фиксировать доносимую информацию и переводите взгляд дальше.

Практиковаться в данном упражнении рекомендуется вместе с опытным водителем. Идеальный вариант заключается в проговаривании вами всего, что относится к безопасности дорожного движения. Например, «вижу приближающийся автомобиль слева», «на перекрестке движение прямо и направо», «мы едем по главной» и т.д.

Нередко нам приходится преодолевать километры дорог в поезде, в машине, на самолете. Куда бы мы ни ехали – в отпуск, в другой город навестить родных и друзей или в заграничную командировку, проблема того, чем занять себя в пути возникает всегда. Познакомившись с предложенными вариантами, вы увидите, что время в дороге можно провести не только интересно, но и с пользой для себя.

Чем занять себя в пути?

Развивайте наблюдательность . Задумайте какой-нибудь предмет или отличительный знак и считайте, сколько раз вы встретите его по дороге. Вы можете считать вещи красного цвета у ваших соседей по вагону, количество грузовиков на дороге или знаков «пешеходный переход», которые встречаются вам.

Учитесь читать по лицам людей. Посмотрите на своих попутчиков. Как вы думаете, кем они работают, с какой целью путешествуют, есть ли у них дети? Попробуйте строить не только догадки, но обоснованные выводы. Например: я вижу, что этот мужчина в деловом костюме и с небольшим чемоданом, скорее всего, он едет в деловую поездку. Он читает журнал о финансах, значит, его работа связана с денежными операциями. Продолжая в том же духе можно придумать целую историю о вашем попутчике, а после проверить правильность ваших догадок в беседе с ним. Благодаря такому занятию, вы сможете хорошо развить свою наблюдательность.

Займите руки делом . Часы в поезде можно потратить на ваше хобби. Вы можете тренироваться в искусстве оригами, вязать крючком или спицами, вышивать. Правда, не все занятия можно повторить в условиях дороги, например, вы вряд ли сможете плести из бисера или рисовать. В таком случае придумывайте идеи, которые вы хотели бы воплотить в жизнь своими руками.

Читайте . Вы можете взять в дорогу толстый роман или купить небольшой детектив – в любом случае, чтение позволит приятно скоротать время.

Учите стихотворения . Оригинальный способ тренировки памяти – учить стихотворения наизусть может стать хорошим занятием для дальней дороги. И как здорово после в компании друзей блеснуть строчкой из стихотворения известного автора!

Слушайте музыку . Музыка способна удивительным образом влиять на наше настроение. Мы можем радоваться, стремиться к активным действиям или же успокаиваться и настраиваться на сон, в зависимости от того, какую музыку мы слушаем. Для прослушивания в дороге лучше всего выбирать спокойные мелодии.

Слушайте аудиокниги . Прослушивание аудиокниг – увлекательное и полезное занятие! Вам не придется напрягать зрение, читая в трясущемся вагоне. Вы можете просто закрыть глаза и перенестись в мир, созданный автором произведения.

Тренируйте руки . Чтобы руки не уставали от вынужденного безделья, сделайте небольшую зарядку для них, разомните их и помассируйте. Можете провести небольшую тренировку, используя эспандер – он не займет много места в вашем багаже, но эффект от такой тренировки будет очевиден.

Разгадывайте кроссворды или головоломки . Такое занятие позволяет развить логику и внимательность.

Изучайте путеводитель . Это занятие полезно для тех, кто едет в незнакомую страну или в незнакомый город. Узнав расположение основных достопримечательностей города и возможности добраться до них, вы сможете намного легче сориентироваться в незнакомом населенном пункте.

Общайтесь с попутчиком . Разговоры в дороге дарят возможность о многом рассказать попутчику, ведь вряд ли вы еще когда-то встретитесь.

Играйте в игры с соседями . Если с вами едут общительные люди, а разговоры вам уже наскучили, вы можете поиграть в игры. Например, в «города» или же называть по очереди слова на определенную букву.

Взвешивайте важные решения . Время пребывания в дороге отлично подходит для того, чтобы подумать о том, что вас волнует. Вы можете спокойно и не торопясь взвесить возможные варианты развития событий и определиться с правильным решением.

Считайте в уме . Отличный способ тренировки мышления: прибавлять, отнимать и умножать числа в уме. Дорога в поезде – отличный шанс начать такие тренировки.

Тренируйте память . Посмотрите на то, что вы видите перед собой, теперь закройте глаза и мысленно воспроизведите увиденную картину. Старайтесь не пропустить ни одной детали. Затем откройте глаза и проанализируйте, все ли вам удалось воспроизвести по памяти.

Делайте зарядку для глаз . Наверняка ваши глаза устают от сидения перед монитором на работе и просмотром телевизора дома. Потратьте время в дороге с пользой, уделив внимание упражнениям для ваших глаз.

Спите . Сон помогает восстановить заряд сил и набраться бодрости, которая будет необходима вам по приезду.

Смотрите на время, проведенное в пути не как на потерянное, а как на приобретенное, только немного для других дел, отличных от вашей обычной деятельности.

Е. Е. Левкиевская

Славянские древности. Этнолингвистический словарь

под ред. Н.И.Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 124-129

ДОРОГА - ритуально и сакрально значимый локус, имеющий многозначную семантику и функции. Дорога соотносится с жизненным путем, путем души в загробный мир и семантически выделяется в переходных ритуалах. Дорога - место, где проявляется судьба, доля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. Дорога - разновидность границы между «своим» и «чужим» пространством; мифологически «нечистое» место, служащее для удаления вредных и опасных объектов (насекомых, сорняков, болезней и пр.), для совершения лечебных, продуцирующих и вредоносных магических действий. Мифологическая семантика и ритуальные функции дороги в наибольшей степени проявляются в местах скрещения двух или нескольких дорог, на развилках, в местах пересечения дорогой ворот, границ села, мостов и других рубежей.

Согласно пол. легенде, появление дорог относится ко времени после сотворения мира, когда по велению Бога в прокладке дорог участвовали все звери, за исключением крота, который ослушался Бога. Белорусы считают, что крот не может переползти проезжую дорогу , т. к. в противном случае он околеет.

На обочинах дорог , особенно на перекрестках. у вост. славян было принято хоронить самоубийц, некрещеных детей и других за- ложных покойников. В Древней Руси был обычай кости покойников оставлять «на столпе, на путехъ» (ПВЛ:8).

Дорога , наряду с межой и другими разновидностями рубежей - «нечистый» локус , место появления мифологических персонажей.

125
Представления об особых демонах, связанных с дорогами, у славян редки. Это встречник (рус.) и путник (з.-укр.), а в рус. заговорах фиксируются царь дорожный и царица дорожная. На дороге обитает нечистая сила, пугающая путников по ночам, останавливающая лошадей и снимающая с телег колеса (полес.). В колеях дороги пребывают грешные людские души (пол.). Особенно часто на дорогах появляются демоны, сбивающие человека с пути (см. Блуждаш): ру с. лиший, з.-укр. блуд, ди ка баба, серб. невидимые демоны олали jе, з.-слав. блуждающие огоньки, происходящие из душ заложных покойников, кашуб. błotnik , который, освещая дорогу фонарем, зовет: «Здесь дорога домой, здесь дорога домой...» и др.

Преимущественно на дорогах подстерегает людей страх в виде человека или животного (з.-укр.). Проклятые люди по ночам выезжают на дорогу и предлагают путнику подвезти его. Кто к ним сядет, останется у них на- всегда (рус.). Черти являются на дороге человеку в виде попутчика, солдата, егеря, они ездят на самоубийцах или в облике барина на тройке (в.-слав.). Черт может подстерегать человека на дороге в виде заблудившегося барашка, поросенка, петуха. Попытки положить такое «животное» на телегу оканчиваются неудачей, лошадь не может тронуться с места, а обернувшийся животным черт смеется и исчезает при упоминании имени Божьего (в.-слав., з.-слав.). Там же заманивает женщин и девушек змей, прикинувшись красивым перстнем или бусами (укр.). По дороге бродят и ездят персонажи, появляющиеся на святки: караконджулы (ю.-слав.), шуликуны (с.-рус.), духи, олицетворяющие святочный период, - святки, которых девушки выхдили встречать на дороге в надежде получить шелковые ленты (с.-рус.). На дороге человек находит «инклюз» (см. Деньги) (з.-укр.), духа-обогатителя в виде мокрого цыпленка, красивой бабочки или жука (з.-слав.), встречает русалок (полес.), волколака (полес.), вампиров (о.-слав.), умерших колдунов и других ходячих покойников (в.-слав.), ведьму, обернувшуюся колесом, клубком, копной сена (полес.), а также демонов болезней (в.-слав., серб.), особенно чумы, холеры, Коровьей Смерти, которые просят проезжающих подвезти их в село. Духи болезней и смерти могут пересекать дорогу человеку перед заболеванием или кончиной его самого или его родных. Встреча человека на дороге с вилами и алами (см. Хала) - постоянный мотив серб. заговоров. У русских известны представления об особых дорогах и тропах домового и лешего, ступив на которые человек заболевает, сбивается с пути. На лесной дороге колдун вызывает лешего (с.-рус.) и вступает с ним в переговоры.

Выбрасывание на дорогу различных предметов является способом ритуального удаления опасной и вредоносной субстанции за пределы «своего» пространства и ее уничтожения (см. Изгнание ритуальное). Ритуальное уничтожение на дороге обусловлено и ее семантикой как места, где «нечистые» предметы затаптывают, а также разносят, растаскивают ногами, расчленяя вред и опасность на множество частей.

При лечении болезней на дороге выбрасывали ногти и волосы больного, предметы, бывшие с ним в соприкосновении: его полотенце, рубашку, а также предметы, на которые с помощью заговора «переводилась» болезнь: яйцо, монету, полено, камешки от печки (рус.). На дороге обмывали больных (з.-укр., серб.), туда выливали воду, которой мыли больного или мылись сами в Чистый четверг, чтобы быть здоровыми (в.-слав.). Чтобы избавиться от бородавок, их обмывали водой, стекающей с морды коня во время водопоя, а воду выливали на дорогу ; кровью от бородавок намазывали палку и оставляли ее на дороге (полес.); завязывали на нитке узлы по числу бородавок и бросали на дорогу (в.-слав.). Чтобы избавить человека от болей в спине, у него на пояснице рубили старый лапоть и выбрасывали его на дорогу , чтобы проезжающие «развозили и разносили» болезнь (полес.). Чтобы избавить корову от «жабины» - болезни, при которой животное распухает, убивали жабу и бросали в ежевику у дороги (герцеговин., СБФ-84:46).

Согласно этимологической магии, болезни «проходят» так же, как по дороге проходят люди. У сербов на Пасху во время крестного хода женщины, имеющие больных детей, заворачивали их в рядно, которое бросали на дорогу , чтобы участники крестного хода прошли по нему. С этой же целью на дорогу под ноги участникам крестного хода бросали пояса тяжело больных людей; хозяйки бросали на дорогу платки, а лоскутки от них скармливали плохо доящимся коровам и больной скотине, чтобы болезнь прошла, как проходит по дороге крестный ход. Ср. полес. обычай, когда беременная женщина должна трижды перебегать через дорогу , чтобы обеспечить себе легкие роды.

126
Для избавления от сорняков выдернутые растения бросали на дорогу в колею, чтобы их топтали люди и скотина (рус., полес., пол.); чтобы на льняном поле не было сорняков, на Рождество и Новый год на дорогу выбрасывали мусор (полес.). Схожим образом избавлялись от клопов и тараканов - их выбрасывали на дорогу завернутыми в тряпку (полес.); таракана, привязанного ниткой, выволакивали из дома на дорогу (рус., полес.). Для этой же цели в Чистый четверг до восхода солнца сжигали выметенный из дома мусор, а пепел выбрасывали на дорогу (рус.). В других случаях на дорогу выбрасывали выметенный в этот день мусор, чтобы в доме было весь год чисто (полес.). В брестском Полесье принято было выбрасывать на дорогу мусор после выноса покойника из дома, чтобы таким образом изгнать смерть. В дорожную колею выбрасывали залом, чтобы обезвредить его (полес.).

Выбрасывание предметов на дорогу могло быть и актом вредоносной магии , призванной передать другому лицу порчу или болезнь. Оставляя на дороге вещи больного, считали, что болезнь тогда покинет его, когда их поднимет другой человек, на которого и перейдет болезнь. Чтобы испортить свадьбу, подкладывали или закапывали на дороге яйцо, старый веник, стручок с
девятью горошинами (в.-слав.), а чтобы обратить новобрачных в волков, колдун втыкал в дорогу нож острием вверх (рус.). Чтобы наслать на кого-л. чирьи, тряпками обтирали чирьи у больного, обмывали тряпки в воде, а воду выливали на дорогу , по которой должен пройти тот, кому предназначалась порча (гуцул.). Колдуны оставляли на дороге палку или посох, на которые предварительно «переводили» нечистую силу, находящуюся у них в услужении. Считалось, что черти перейдут к тому человеку, который поднимет этот посох (с.-рус.). В связи с этим существовал запрет поднимать на дороге , особенно на перекрестке, найденные вещи и даже прикасаться к ним. В частности, строго запрещалось поднимать валяющийся на дороге веник, чтобы в семье не было раздоров.

Поэтому в ряде случаев в Полесье на дороге запрещалось выливать воду после мытья в Чистый четверг, чтобы болезни не перешли на других людей; выбрасывать костру, чтобы не было пожара в селе; выбрасывать сажу, иначе наступившие на нее будут страдать падучей; оставлять там мусор, т. к. у тех, кто на него наступит, будут на ногах чирьи. На Рус. Севере запрещалось выливать на дорогу воду после обмывания больного эпилепсией, чтобы не «затоптать», не загнать болезнь глубже.

Одновременно считалось, что предметы, случайно найденные на дороге , т.е. имевшие контакт со сферой «чужого», обладают лечебной силой и приносят счастье нашедшему их. В Поморавле для излечения от чирьев больной собирал мелкие камешки, идя по дороге , а на перекрестке останавливался, обкладывал ими круг около себя, затем выходил из круга, оставляя камешки, символизирующие чирьи, на перекрестке. Для избавления от бородавок старались найти старый башмак и, не сходя с места, перекинуть его себе через голову (Черниговщина). Чтобы избавить ребенка от порчи, следовало в полдень в пятницу найти на дороге сорок одну щепку, развести огонь для подогревания воды и искупать больного (хорв.). На Рус. Севере для выведения из дома клопов следовало найти на дороге тележную ось и кол и положить под печь. Если путник будет держать в кармане переднюю лапу найденного на дороге крота, его путь будет благополучным. Удачу сулит найденная на дороге подкова или кусок железа.

Предметы оставляли на дороге или развешивали вблизи нее с продуцирующими и защитными целями - чтобы передать их положительные свойства охраняемому объекту или от одного объекта другому. Воду, настоянную на листьях дерева, на которое сел первый пчелиный рой, выливали на дорогу , чтобы по ней прошел скот, для усиления его молочности и плодовитости (укр. киев.). Перед молодыми, возвращающимися из-под венца, сыпали на дорогу жито, чтобы они жили богато (с.-рус.). В некоторых районах Полесья на дороге , где ходит скот, сыпали костру, чтобы коровы не болели, и освященный мак, чтобы в молоке не заводились черви. Если у коров убывало молоко, их прогоняли через положенное на дороге обыденное полотенце, а при опасности эпидемии - через смоченные святой водой опилки, насыпанные на дорогу . Для отвращения эпидемий и эпизоотии на придорожных крестах вывешивались обыденные полотенца.

В свадебном и крестильном обрядах по пути от дома в церковь на дорогу бросали хлеб с солью в качестве оберега (полес.). Во время похорон по пути к кладбищу на дорогу лили воду (с.-рус.), сыпали мак, зерно или сено, чтобы предотвратить возвращение покойника домой (в.-слав.). При похоронах утопленника дорогу окропляли святой водой (Покутье).

Одним из вариантов ритуального уничтожения является перебрасывание через дорогу предметов, от которых необходимо избавиться. В частности, для избавления от клопов и тараканов их перебрасывали через дорогу в коробочке или перевозили в старом лапте (рус., полес.). По этой причине иногда существовал запрет давать взаймы вещи соседям, живущим через дорогу (в.-слав.), тогда как для соседей из домов со своей стороны дороги таких запретов не было.

В продуцирующей и охранительной магии, в свадебном ритуале и др. практиковалось символическое перегораживание дороги , построение препятствия. В Полесье, чтобы узнать и обезвредить ведьму, в купальскую ночь и на Юрьев день дорогу , по которой гоняют скот, перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на нее отвар из муравьев, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие. Лужичане для этой же цели клали на дорогу метлу или старый башмак. При опасности эпидемии русские загораживали дороги в село, чтобы преградить путь болезни; белорусы для этой же цели ткали обыденный холст и расстилали поперек дороги , прибивая его к земле дубовыми колышками. В пол. Татрах главный пастух при выгоне стада из села на пастбище чертил поперек дороги границу, чтобы преградить путь злым духам. У словаков в этой же ситуации пастух осенял дорогу крестом, чтобы босорки не проникли из села на пастбище.

В свадебном обряде при возвращении молодых от венца дорогу перегораживали бревнами, камнями, веревкой, лентами и пр., требуя от жениха выкупа за право проезда свадебного поезда. У вост. и зап. славян перегораживание дороги крадеными вещами, бревнами, дровами, рухлядью было одним из видов ритуальных бесчинств.

Переход дороги человеку или скоту практиковался для отнимания здоровья, счастья, плодовитости. Ведьму, в частности, можно было узнать по тому, что она по ночам перебегает дорогу с распущенными волосами (полес.). У коров отнимали молоко, переходя им дорогу (в.-слав., болг.) с пустым ведром, когда стадо первый раз выгоняют на пастбище (полес.). Чтобы испортить молодых колдуны переходили дорогу свадебному поезду. Поэтому тщательно следили, чтобы никто не перешел дорогу отправляющимся в путь во всех этих и других важных случаях, например отправлявшемуся сеять, иначе семена не взойдут (рус.). Переходить дорогу похоронной процессии и обгонять ее нельзя было потому, что перешедший мог умереть или заболеть. Нельзя было переходить дорогу человеку, укушенному гадюкой, или обгонять его.

Распахивание и боронование дороги в обрядовых целях служило для активизации плодородных сил (см. Борона). В юж. Чехии, у хорватов и словенцев на масленицу ряженые имитировали пахоту и сев, таща по улицам плуг и борону. На Русском Севере девушки, чтобы обеспечить приезд сватов, сообща таскали по улицам старую борону, ломали ее, а обломки выбрасывали на все дороги , ведущие в село. В Полесье пахание и боронование дорог наряду с боронованием русла реки, раскапыванием высохших источников, расчисткой колодцев и пр. служило способом вызывания дождя. В остальное время запрещалось везти по дороге борону зубьями вниз во избежание несчастий для людей и скота. Если такое произошло, на дорогу не выходили, пока через нее не пролетит птица (полес.). Считали, что в деревне, где проволокли по дороге борону зубьями вниз, девушки не будут выходить замуж (полес.).

Подметание дороги использовалось в охранительных и очистительных целях. В ритуале опахивания, совершаемом для остановки мора скота, одна из женщин шла впереди остальных участниц и мела дорогу метлой (рус.). На Рус. Севере было принято мести дорогу перед процессией, носившей икону Казанской Божьей Матери. Дорогу подметали перед молодыми на разных этапах свадьбы, чтобы их не коснулась порча (в.-слав.).

Связь дороги с потусторонним миром и семантикой пути делают ее местом, где узнается судьба, проявляется удача или неудача, которые реализуются во время случайных встреч с людьми и животными. На дороге зовут и встречают свою Долю(укр.), гадают о судьбе и б раке. В день св. Андрея и на святки девушка с первым испеченным блином выходила на дорогу и узнавала имя у первого встречного; выбрасывала со двора на дорогу башмак, наблюдая, в какую сторону носком он упадет; выносила из избы на Ддорогу мусор, вставала на него и по доносящимся звукам определяла свою судьбу (в.-слав.). Накануне Ивана Купалы девушки находили на дороге подорожник и обращались к нему со словами: «Подорожник, подорожник, ты сидишь на дороге, видишь старого и малого, скажи милого моего». После этого растение срывали ртом и на ночь клали под подушку (полес., ПА). У юж. славян женщина, у которой не «держались» дети, выносила на дорогу новорожденного ребенка. Первый, кто находил ребенка, становился его крестным, что , как полагали, должно обеспечить ребенку долголетие. Чтобы окрестить умершего некрещеным ребенка, надевали кресты на трех первых встретившихся на дороге детей (полес.).

Встреча на дороге с различными людьми и животными служила добрым или злым предзнаменованием: удачу сулила встреча с коровой, волком, с человеком, несущим полные ведра; неудачу - встреча со священником, беременной и недавно родившей женщиной, похоронной процессией, человеком с пустыми ведрами, зайцем, змеей, сорокой, вороной и пр .

В свадебном, крестильном и похоронном обрядах имел значение выбор дороги , по которой следовало ехать в церковь или на кладбище и обратно, т. к. локус, по которому происходило движение, соотносился с жизненным путем молодых или ребенка в одном случае и путем покойника в загробный мир в другом. Свадебный поезд едет после венчания другой или кружной дорогой , чтобы сбить с пути смерть, болезни и несчастья, подстерегающие молодых (в.-слав., ю.-слав., пол., луж.); по этой же причине другой дорогой крестные должны возвращаться с ребенком после крещения (в.-слав, ю.-слав.). Похоронная процессия должна двигаться на кладбище кружной дорогой и без остановок, чтобы покойник не возвращался домой (бел. бреет.). Утопленника запрещалось нести домой по дороге , а можно было только окраиной села, глухими улочками, иначе будет засуха (з.-укр., Покутье). По дороге запрещалось везти ведьму на кладбище, а предписывалось двигаться в обход, задворками (полес.). После похорон возвращались в село другой дорогой , чтобы покойник не пришел назад (в.-слав., ю.-слав.). Другой дорогой возвращался домой больной, ходивший лечить чирьи на перекресток (Поморавле).

Гораздо реже дорога выступала как маркированный локус в календарных обрядах. В частности, на дороге весной встречали аистов, вынося печенье «бусловы лапы». При проводах зимы на Фоминой неделе по дороге катали яйца и просили зиму удалиться (з.-полес.).

В магических действиях, направленных на увеличение урожая льна, имел значение такой признак дороги , как длина: чтобы лен был «долгим», ехали его сеять дальней, кружной дорогой , для этой же цели в Полесье на масленицу водили по улице как можно более длинные хороводы, а в зап. областях России на Пасху бегали по улице из конца в конец села.

Существовали определенные запреты и обереги на дороге . Запрещалось строить дом на том месте, где была дорога , т. к. в таком доме будет неспокойно жить (в.-слав.). На дороге , как и на меже, нельзя спать (в.-слав.), чтобы не быть задавленным проезжающей свадьбой лешего или др. нечистой силой (в.-слав.), сидеть (з.-укр.), громко петь или кричать, справлять естественные надобности, т. к. считалось, что это делают «лешему на стол». Видя человека, справляющего нужду на дороге , следовало сказать: «Чирий тебе в...» (с.-рус.). Нельзя спать и на месте, где раньше была дорога , иначе человека может «подвеять» (з.-укр.). На дороге нельзя разводить костер (с.-рус.), хотя иногда практиковалось разведение на дорогах ритуальных костров: в праздник Ивана Купалы, а также для обезвреживания колдуна. В последнем случае костер разводили в колее, а над ним вертели снятое с телеги колесо, считая, что колдун при этом будет испытывать мучения (полес.). Беременная женщина не должна есть, идя по дороге , чтобы ее ребенок не был слюнявым, она не должна ходить по той дороге , где ездят на лошадях (полес.).

129
Будучи общим местом для людей и нечистой силы, дорога символически разделялась на две половины: правую - для людей и левую - для потусторонних существ и зверей. Поэтому при встрече с волком переходили на правую сторону дороги , считая, что волк перейдет на левую (з.-рус.); при встрече на дороге . с вампиром следует сказать: «На половину дороги» (зап. Галиция), а при встрече с ведьмой произносят: «Я иду своей дорогой, а ты ступай своей» (Левк. КД:72). Если человек, дойдя до развилки, не знает, по какой дороге ему дальше идти, то должен выбрать правую дорогу (серб. Сврлиг).
Представления о дороге на «тот свет» отражены в в.-слав. терминах, обозначающих агонию. Об умирающем говорят, что он стоит на смертной (или Божьей) дороге, в дорогу собирается, себе дорогу выбирает, что ему дорога открыта. Господь открыл дорогу. Умирающего нельзя тревожить слезами, чтобы не сбить с дороги. Мотив дороги присутствует и в причитаниях по умершему: «Ох куда же ты собираешься, в такую дороженьку смутну-невеселу». Владимир Мономах в «Поучении» (1096 г.) говорит о близящейся смерти, что он стоит «на далеком пути». Мотив дороги отражен в названиях Млечного пути: Дорога святых (с.-рус.), Дорога (полес.) и др. В Полесье весной пекли хлебцы, называемые Богу на дорогу.

В загадках дорога обозначается как дерево, скатерть, полотенце, полотно. Видеть во сне дорогу - к предстоящему пути, путешествию; ровную дорогу - к добру; ухабистую - к страданиям (пол.).

С дорогой связаны приметы: если у вышедшего на дорогу сначала увязнет правая нога - к добру (з.-рус.); если крот роет на дороге , то по ней скоро повезут покойника (чеш.); если зимой через Д. большие заносы - будет хороший урожай ячменя (бел.).