Реформы петра 1 и их. Меры относительно церковного управления

Сословные (социальные) реформы Петра I – хронологическая таблица

1714 – Указ 23 марта 1714 «О единонаследии»: запрет дробления дворянских имений, они должны целиком передаваться одному наследнику. Этот же указ устраняет разницу между поместьями и вотчинами, которые отныне наследуются одинаково. Указы об обязательном обучении детей дворян, дьяков и подьячих. Запрет производить в офицеры дворян, не служивших рядовыми в гвардии.

1718 – Отмена холопства и состояния вольных гулящих людей посредством распространения податной и рекрутской повинности на оба эти состояния.

1721 – Разрешение «купецким людям» приобретать населённые имения к фабрикам. Указ о получении потомственного дворянства недворянами, дослужившимися в армии до обер-офицерского чина.

1722 – Составление ревизских сказок с равным занесением в них крепостных, холопов и лиц «промежуточных» свободных состояний: все они теперь уравниваются в социальном положении, как единое сословие. «Табель о рангах» ставит бюрократическую иерархию, принцип заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы.

Петр I. Портрет кисти Ж. М. Наттье, 1717

Административные реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение городского самоуправления: учреждение городских ратуш из выборных бурмистров и центральной Бурмистерской палаты в Москве.

1703 – Основание Петербурга.

1708 – Раздел России на восемь губерний.

1711 – Учреждение сената – нового высшего распорядительного органа России. Учреждение фискальной системы во главе с обер-фискалом для контроля за всеми отраслями администрации. Начало соединения уездов в провинции.

1713 – Введение на местах ландратов (дворянских советов при губернаторах, губернатор – лишь председатель их).

1714 – Перенос русской столицы в Петербург.

1718 – Учреждение (взамен старых московских приказов) коллегий (1718-1719) – новых высших административных органов по отраслям дел.

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева

1719 – Введение нового областного деления (11 губерний, разделённых на провинции, уезды и дистрикты), в которое входят и земли, отвоеванные у Швеции. Упразднение ландратов, перенесение дворянского самоуправления из губернии в уезд. Учреждение уездных земских канцелярий и выборных земских комиссаров при них.

1720 – Преобразование городского самоуправления: учреждение городских магистратов и Главного магистрата. Магистраты получают более широкие права по сравнению с прежними ратушами, но избираются менее демократично: лишь из «первостатейных» горожан.

Финансовые реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение гербовой бумаги (с особым налогом на неё).

1701 – Новые налоги: «драгунские» и «корабельные» деньги (для содержания кавалерии и флота). Первая широкая перечеканка монеты с уменьшением содержания в ней драгметалла.

1704 – Введение налога на бани. Установление казённых монополий на соль и дубовые гробы.

1705 – Введение «бородовой» подати.

1718 – Уничтожение большинства казённых монополий. Указ о переписи (первой ревизии) населения с целью подготовки к введению подушной подати.

1722 – Завершение первой ревизии и введение по её результатам подушной подати.

Экономические реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Основание казённых железоделательных заводов в Верхотурском уезде на Урале, отданных потом во владение туляку Н. Демидову.

1701 – Начало работ по устройству водного сообщения Дона с Окой через реку Упу.

1702 – Постройка канала, установившего водное сообщение между верховьями Волги и Невой (1702-1706).

1703 – Строительство чугуноплавильного и железоделательного завода на Онежском озере, из которого затем вырастает город Петрозаводск.

1717 – Отмена принудительных наборов рабочих для постройки Петербурга.

1718 – Начало строительства Ладожского канала.

1723 – Основание Екатеринбурга – города для управления обширным уральским горнозаводским округом.

Военные реформы Петра I – хронологическая таблица

1683-1685 – Набор для царевича Петра «потешных солдат », из которых позже образуются два первых регулярных гвардейских полка: Преображенский и Семёновский.

1694 – «Кожуховские походы» потешных солдат Петра I.

1697 – Указ о постройке «кумпанствами», во главе крупными светскими и духовными землевладельцами пятидесяти кораблей для Азовского похода (первая попытка создания сильного русского флота).

1698 – Уничтожение стрелецкого войска после подавления третьего бунта стрельцов .

1699 – Указ о наборе трёх первых рекрутских дивизий.

1703 – Верфь в Лодейном поле спускает на воду 6 фрегатов: первая русская эскадра на Балтийском море.

1708 – Введение нового порядка службы казаков после подавления восстания Булавина : установление для них обязательной военной повинности России вместо прежних договорных отношений.

1712 – Роспись содержания полков по губерниям.

1715 – Установление постоянной нормы рекрутского призыва.

Церковные реформы Петра I – хронологическая таблица

1700 – Смерть патриарха Адриана и запрет выбирать ему преемника.

1701 – Восстановление Монастырского приказа – передача церковных имений в управление светской администрации.

1714 – Дозволение старообрядцам открыто исповедовать свою веру при условии платежа двойного оклада.

1720 – Закрытие Монастырского приказа и возврат духовенству недвижимых имуществ.

1721 – Учреждение (на место прежнего единоличного патриаршества) Священного Синода – органа для коллегиального управления церковными делами, который, к тому же, тесно зависит от светской власти .

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Что такое Церковная реформа Петра 1? Это целый ряд мероприятий, которые сушественно изменили управление православной Российской церковью. В ходе церковной реформы Петра 1 была введена система "цезаропапизм" - это, когда глава государства являлся одновременно и главой церкви. Термин "цезаропапизм" обозначает право главы государства на церковную верховную власть.

Церковная реформа Петра 1 причины:

Русская церковь в конце XVII века имела огромное количество и внутренних и внешних проблем, которые были связаны, в первую очередь, с положением церкви в государстве. В то время практически не была развита система религиозного образования и просвещения. А во второй половине XVII века реформа патриарха Никона привела к расколу.

Собор 1654 года начал процедуру унифицикации московских книг в соответствие с греческими, отпечатанными в Западных типографиях. По предписанию патриарха Никона с 1653 года совершать крёстное знамение нужно было "тремя перстами", хотя с 1551 года было закреплено двоеперстие. Московский Собор 1656 года постановил считать всех, кто крестится "двумя перстами" еретиками. В результате произошел церковный раскол - старообрядческий, появились "никониане" (сторонники Патриарха Никона) и старообрядцы (противники реформ - простой народ, основная часть Церкви). Патриарх Никон был достаточно честолюбивым человеком, он всячески пытался усилить свое влияние в государстве. Русские цари видели это и явно опасались усиливающегося положения Церкви в противовес развитию самодержавия в России. Со стороны главы государства возникла потребность в изменениях в управлении церковью. Но на радикальные меры правительство не шло. Имели место огромные земельные владения церкви и то, что население этих земель и монастырские предприятия были освобождены церковью от уплаты всяческих налогов государству. Вследствие этого цены на продукцию церковных промышленных предприятий были ниже, а это, в свою очередь, мешало развиваться купеческому делу. Но для того, чтобы изъять церковную собственность, нужны были средства, а при том же Петре Первом Россия практически безостановочно воевала.

Но в XVII веке все новые и новые земли продолжали переходить в собственность духовенства. Царь Алексей Михайлович выпустил Монастырский приказ, пытаясь вершить суды над церковниками вне церкви. Но сила и протест духовенства был так значителен, что Монастырский приказ пришлось отменить.

Суть церковной реформы Петра 1

Петра Первого называют "западником". На тот момент в Москве уже были достаточно "слышны" прозападнические настроения. В свою очередь, духовенство было явно недовольно начавшимися преобразованиями в России, нацеленными на модернизацию страны. Петр I не любил духовенство, еще и потому, что в его среде было много противников того, к чему Петр стремился, а именно - к созданию государства по западно - европейскому образцу. Усилению взглядов на отношения государства и церкви способствовало посещение протестантских европейских стран. Духовенство же возлагало большие надежды на цесаревича Алексия, старшего сына Петра I. Бежав за границу, Алексей поддерживал связь с митрополитами и епископами. Цесаревича разыскали и вернули в Россию. Во вмененных ему обвинениях было в том числе и излишние "беседы с попами". А представителей духовенства, уличенных в общении с цесаревичем, постигла кара: все они были лишены сана и жизни. Примечательно, что готовясь к реформированию церковного управления, Петр I тесно контактировал с Иерусалимским Патриархом (Досифеем) и Вселенским Патриархом (Косьмой). В частности, и для себя и для солдат русских, которые пребывают в военных походах, Петр просил у них разрешения на "мясоестие" во время поста.

Реформы Петра I были направлены:

на то, чтобы не позволить вырастить из русского патриарха второго государя.
на подчинение церкви монарху. Духовенство - не есть другое государство, а наравне со всеми должно подчиняться общим законам.

Патриархом в то время был Адриан, очень расположенный к старине и не расположенный к реформам Петра I. В 1700 году патриарх Адриан умер, а незадолго до этого Петр уже самостоятельно запретил постройку новых монастырей на территориии Сибири. А в 1701 году был восстановлен Монастырский приказ. К нему отошли архиерейские дома, Патриарший двор, монастырские хозяйства. Главой Монастырского приказа стал светский боярин Мусин-Пушкин. Затем были изданы один за другим ряд указов, которые значительно сократили независимость духовенства от светской власти. В монастырях прошли "чистки": были выдворены все "непостриженные", постригать в женских монастырях разрешили женщин только после сорока лет, а монастырское имущество и хозяйство отдали Монастырскому приказу. Был введен запрет на владение монахами земельными угодьями.

Из послаблений стоит отметить смягчение жесткого преследования раскольников и разрешение свободного вероисповедания католикам и протестантам. Петр высказался по этому поводу так, что "царю Господь дал власть, но над совестью людской властен лишь Христос". Все значимые события как в жизни страны, так и в жизни лично царя сопровождались церковными службами в торжественной обстановке. Архиереям был дан наказ не "вымышлять чудеса": не принимать за святые мощи неведомые останки и не приписывать иконам чудотворной силы, не поощрять юродивых. Людям разного чина запрещалось подавать милостыню нищим. Жертвовать можно было в богадельни.

Итоги церковной реформы Петра 1

Блюстителем Патриаршего Престола, то есть руководить делами церкви был назначен митрополит Стефан Яворский. Он был полностью под властью главы государства, а авторитет его был сведён к нулю. Он был уполномочен в Москве проводить встречи с представителями духовенства, о чём незамедлительно должен был докладывать государю. А с 1711 года начал свою работу Правительствующий Сенат (вместо Боярской думы), указам Сената должны были повиноваться все службы государства: мирские и духовные. Назначение любого духовного лица на должность теперь стало возможным только с разрешения Сената, более того, разрешение на постройку церквей теперь выдает Сенат.

Постепенно все учреждения сосредотачивались в Петербурге, сюда же по приказу государя переезжает блюститель патриаршего престола. А в 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, вскоре переименованную в Святейший правительствующий Синод - новое церковное управление. Синод был послушен государю, а система была построена таким образом, что Петр устроил надзор за деятельностью Синода. В Синоде был назначен обер - прокурор, задача которого была контролировать связи с властью гражданской и не согласовывать решения Синода, если они разнились с указами царя. Обер-прокурор был "оком государевым". А за "правильным" положением дел в Синоде следили инквизиторы. Основная цель Синода, по замыслу Петра, была исправить пороки церковной жизни: вести надзор за деятельностью духовенства, проверять тексты священных писаний, бороться с суевериями, наблюдать за службами, не позволять проникать в веру различным лжеучениям и вершить патриарший суд.

Так сложилось, что в Древней Руси практически каждый желающий мог пойти в духовенство. Любое духовное лицо могло свободно ходить из одного города в другой, из одного храма в другой. Даже землевладелец или несвободный человек мог пойти в духовенство. Для многих это ещё было возможностью легче найти заработок. Прихожане часто выбирали подходящего человека "из своих" для должности священнослужителя. А вместо умершего священнослужителя часто назначались его дети или родственники. А иногда в церкви или приходе вместо одного священника было несколько человек - священников - родственников. В Древней Руси было развито так называемое "бродячее поповство" или "крестцовое". В древней Москве (как и в других городах) крестцами называли перекрестки, где пересекались большие улицы. Здесь всегда толпился народ по разному поводу. В Москве наиболее известными были Спасский и Варварский крестцы. Здесь собиралось представители духовенства, которые покинули свои приходы и ушли на "вольные хлеба". Сюда шли те, кто нуждался в священнике "разово" - молебен на дому, справить сорокоуст, благословление.
Петр I еще в самом начале XVIII века распоряжается ограничить доступность вступления в духовный чин. Причем одновременно с этим упрощается система выхода из духовенства. Все это приводит к сокращению количественного числа священнослужителей. Вместе с этим вводятся своеобразные квоты на новые церкви - строго по числу прихожан.

Были также учреждены Духовные школы для обучения священников. Было предписано каждому епископу иметь дома или при доме школу для детей.

Петр I не любил монахов. Именно в стенах монастырей, по мнению Петра, скрывалась враждебная для него сила, способная вносить сумятицу в умы людей. Все указы по монастырям сводились к уменьшению их числа, усложнению условий для принятия в монахи. Петр старался адаптировать монастырские хозяйства под "полезные" заведения во благо России: больницы, училища, богадельни, фабрики. Петр начал использовать монастыри в качестве приютов для нищих и солдат-инвалидов. Монахам и монахиням было предписано покидать монастыри на два-три часа по специальному разрешению, длительные отлучки были запрещены.

Церковная реформа Петра I - мероприятия, осуществлённые Петром I в начале XVIII века, которые кардинально изменили управление Православной Российской Церкви, введя систему, которую некоторые исследователи полагают цезарепапистской.

Положение Русской Церкви до реформ Петра I

К концу XVII века в Русской Церкви накопилось значительное количество как внутренних проблем, так и проблем, связанных с её положением в обществе и государстве, а также практически полным отсутствием системы религиозно-церковного просвещения и образования. В половине столетия, вследствие не вполне удачно проведённых реформ патриарха Никона, произошёл старообрядческий раскол: значительная часть Церкви - прежде всего простой народ - не приняла решения Московских Соборов 1654, 1655, 1656, 1666 и 1667 годов и отвергала предписанные ими преобразования в Церкви, следуя нормам и традициям, сформировавшимся в Москве в XVI столетии, когда Московская Церковь пребывала в расколе с Вселенским православием - до нормализации своего статуса в 1589-1593 годах. Всё это накладывало значительный отпечаток на общество того времени. Также, в период правления Алексея Михайловича Патриархом Никоном проводилась политика, явно угрожавшая нарождавшемуся русскому абсолютизму. Будучи честолюбивым человеком, Никон попытался сохранить тот же статус в Московском Государстве, который до него имел патриарх Филарет. Эти попытки закончились лично для него полным крахом. Русские цари, явно видя опасность привилегированного положения Русской Церкви, которая владела огромными землями и обладала льготами, ощущали потребность в реформировании управления церковью. Но в XVII веке правительство не решалось на радикальные меры. Привилегии Церкви, вступавшие в конфликт со складывающимся абсолютизмом, заключались в праве землевладения и суда над духовными лицами по всяким делам. Поземельные владения церкви были огромны, население этих земель, в большинстве случаев освобождённых от уплаты податей, было бесполезно для государства. Монастырские и архиерейские торгово-промышленные предприятия тоже не платили ничего в казну, благодаря чему могли дешевле продавать свои товары, подрывая тем самым купечество. Не прекращавшийся прирост монастырского и вообще церковного землевладения грозил государству огромными убытками.

Ещё царь Алексей Михайлович, несмотря на свою преданность церкви, пришёл к заключению о необходимости поставить предел притязаниям духовенства. При нём был прекращён дальнейший переход земли в собственность духовенства, и признанные тяглыми землями, очутившиеся в руках духовенства, были возвращены обратно в тягло. По Соборному Уложению 1649 года, суд над духовенством по всем гражданским делам был передан в руки нового учреждения - Монастырского приказа. Монастырский приказ был главным значимым предметом последовавшего конфликта между Царём и Никоном, который в данном случае выражал интересы всей корпорации высшего духовенства. Протест был так силён, что царь должен был уступить и согласиться с отцами Собора 1667 года, чтобы суд над духовными лицами по гражданским и даже уголовным делам был возвращён в руки духовенства. После собора 1675 года был упразднён Монастырский приказ.

Важным фактором церковной жизни в конце XVII было состоявшееся в 1687 присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату. В российский епископат вошли по-западному образованные малороссийские архиереи, некоторые из которых сыграют ключевую роль в церковных преобразованиях Петра I.

Общий характер и предпосылки

Пётр I, став у кормила государственного правления, видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены по своему невежеству. Как носитель государственной идеи, Пётр не допускал самостоятельности церкви в государстве, а как реформатор, отдавший жизнь делу обновления отечества, он не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего ближе. Но человеком неверующим он не был, скорее он принадлежал к числу тех, кого называют равнодушными к делам веры.

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр, совсем молодой человек, ведший довольно далёкую от церковных интересов жизнь, высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина. Однако патриарх чуждался новшеств, проникавших в строй государственной и общественной жизни России. С течением времени недовольство Петра русским духовенством усиливалось, так что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства. Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, и к этому были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Все они имели в виду:

  1. Устранение возможности вырасти русскому папе - «второму государю, самодержцу равносильному или большему», каким мог стать, а в лице патриархов Филарета и Никона до известной степени становился, московский патриарх;
  2. Подчинение церкви монарху. На духовенство Пётр смотрел так, что оно «не есть иное государство» и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам.

Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. С изрядным вниманием Пётр слушал советы Вильгельма Оранского в 1698, во время своих неофициальных встреч, устроить Церковь в России на манер Англиканской, объявив себя её Главою.

В 1707 был лишён кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Нижегородский Исаия, резко протестовавший против действий Монастырского приказа в своей епархии.

Чрезвычайно болезненным для некоторых из высшего духовенства было дело Цесаревича Алексия, с которым многие духовные лица связывали надежды на восстановление былых обычаев. Бежав в 1716 за границу, Царевич поддерживал сношения с митрополитом Крутицким Игнатием (Смолой), митрополитом Киевским Иоасафом (Краковским), епископом Ростовским Досифеем и др. Во время учинённого Петром розыска главною причиною измены Пётр сам назвал «беседы с попами и чернецами». По результатам следствия на духовных лиц, уличённых в связях с Царевичем, обрушились кары: епископ Досифей был лишён сана и казнён, равно как и духовник Царевича протопоп Иаков Игнатьев и близкий к первой супруге Петра, Царице Евдокии, ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный; митрополит Иоасаф был лишён кафедры, а вызванный на допрос митрополит Иоасаф скончался по пути из Киева.

Примечательно, что всё время подготовки реформирования церковного управления Пётр пребывал в интенсивных сношениях с восточными патриархами - прежде всего Иерусалимским Патриархом Досифеем - по различным вопросам как духовного, так и политического характера. А к Вселенскому Патриарху Косме обращался в том числе и с частными духовными просьбами, как-то разрешение ему на «мясоястие» во время всех постов; его Грамота Патриарху от 4 июля 1715 года обосновывает просьбу тем, что, как гласит документ, «стражду феброю и скорбутиною, которые болѣзни мнѣ приключаются больше отъ всякихъ суровыхъ яствъ, а особливо понеже принужденъ быть непрестанно для обороны святыя церкви и государства и подданныхъ моихъ въ воинскихъ трудныхъ и отдаленныхъ походахъ <...>». Другою же грамотою от того же дня испрашивает у патриарха Космы разрешение на мясоястие во все посты всему русскому войску во время воинских походов, "«понеже православные наши войска <...> бываютъ въ тяжкихъ и дальнихъ походахъ и отдаленныхъ и неудобныхъ и пустынныхъ мѣстахъ, идеже мало, а иногда и ничего не обрѣтается никакихъ рыбъ, ниже́ иныхъ какихъ постныхъ яствъ, а по часту и самаго хлѣба». Несомненно, что Петру было удобнее решать вопросы духовного характера с восточными патриархами, которые находились в значительной мере на содержани московского правительства (а патриарх Досифей де-факто был в течение нескольких десятилетий политическим агентом и информатором российского правительства о всём, что происходило в Константинополе), нежели со своим, порою строптивым, духовенством.

Первые начинания Петра в этой сфере

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр самостоятельно воспретил строить новые монастыри в Сибири.

В октябре 1700 Патриарх Адриан умер. Пётр находился в это время с войсками под Нарвой. Здесь, в лагере, он получил два письма, касавшиеся положения, созданного кончиной Патриарха. Боярин Тихон Стрешнев, остававшийся во время отсутствия государя, по старому обычаю, ведать Москвой, давал отчёт о кончине и погребении патриарха, о мерах, принятых к охране имущества патриаршего дома, и спрашивал, кого назначить новым патриархом. Прибыльщик Курбатов, обязанный по должности своей представлять государю обо всём, что клонится к прибыли и пользе государства, писал государю, что ему, царю, Господь судил «достояніе свое и люди свои въ житейскихъ потребахъ управляти въ правдѣ, яко отцу чады». Далее он указывал, что из-за смерти патриарха его подчинённые забрали все дела в свои руки и в своих интересах распоряжаются всеми патриаршими доходами. Курбатов предлагал избрать, как было и ранее, для временного управления патриаршим престолом архиерея. Все монастырские и архиерейские вотчины Курбатов советовал переписать и отдать их в охранение кому-либо.

Через неделю после возвращения из-под Нарвы Пётр сделал так, как предлагал Курбатов. Блюстителем и управителем Патриаршего Престола был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколѣ, о противностяхъ церкви, о ересяхъ», все же прочие дела, находившиеся в ведении Патриарха, были распределены по приказам, к которым относились. Ведавший по этим делам особый приказ - Патриарший разряд - был уничтожен.

До того как Пётр Первый вступил на престол церковные дела имели плохое состояние. Церковь нуждалась в кардинальных реформах, но никто из царей да Петра не решался сделать это. Проблемы заключались в следующем. В Русской Церкви второй половины 17 века практически полностью отсутствовала система образования и просвещения. Проблема также состояла в том что церковь имела огромные территории земель и пользовалось множеством льгот, что очень сильно сказывалось на купечестве. Также подчиненные церкви люди судились церковным судом. Это все вызвало негодование царей, но из-за страха перед влиянием церкви в простых массах, цари боялись применять кардинальные меры.

Когда Петр встал у руля управления страной он часто видел недовольство со стороны духовенства. Это происходило в основном из-за того, что духовенство не хотело принимать новшеств вносимых Петром. Так ка Петр посвятил всю свою жизнь модернизации страны, то он хотел чтобы духовенство не ставило себя выше других сословий, а также как и все подчинялось общим законам. Также он был против что глава Русской Церкви пытался ставить себя наравне с императором. Хотя Петр не был неверующим, часто говорили что он занимал нейтральную позицию с церковью. Когда духовенство пыталось сохранить независимость от судов, то Петр пресек это сражу же.

Свои первые изменения в Русской Церкви Петр начал еще при жизни Патриарха Адриана (глава Русской Церкви в 1700 году), а именно запретил строить церкви в Сибири. Когда же патриарх умер, встал вопрос о том кто будет производить дела патриарха, тогда Петр решил восстановить Монастырский приказ, который стал распоряжаться церковными землями и хозяйством. Все остальные патриаршие дела были распределены по соответствующим приказам. В дальнейшем Петр издал еще несколько указов, тем самым еще больше уменьшив независимость духовенства от других слоев общества. Также стала легче жизнь тех, чья религия отличалась от православной. Теперь католики и протестанты могли не бояться преследования со стороны Русской Церкви. Однако преследованию подвергались староверы, так как Пётр не любил русскую старину.
Чтобы больше людей стало духовно богаче были изданы указы, в которых предусматривались штрафы, если человек не исповедовался в течении определенного времени
(обычно 1 раз в год минимум). С другой стороны, этот указ был принят в целях доносов, священники обязаны были доносить властям исповедь заинтересованных людей.

В то же время Петр вел активную борьбу с нищенством. Запрещено было не только просить милостыню, но и подавать ее . Всех просящих милостыню забирали в Монастырский приказ для разбирательства. Если выяснялось что просящий милостыню чей-то крестьянин, то с его помещика брали штраф в размере 5 рублей. Если же крестьянин попадался повторно, то его отправляли на каторгу, предварительно избив. Людям желающим помочь нищим предлагалось отдавать помощь в богодельни. К 1718 году в Москве насчитывалось уже более 4500 нищих и более 9 десятков богоделен. Петр пришлось признать, что число нищих постоянно увеличивается, даже после принятых жестких мер. Поэтому Петр издал указ, в котором рекомендовал следовать примеру митрополита Новгородского Иова, который организовал хорошую благотворительную помощь нуждающимся в Новгороде.

Важным событием в церковной реформе Петра являлось образование 25 января 1721 года Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии другими словами. Теперь церковь управлялась не одним патриархом, а коллегией священников. Теперь у власти над Синодом стоял сам император и светские чиновники. Пётр духовно обезглавил Церковь подчинив её себе. В состав Синода входило 12 священнослужителей, причем трое из них должна иметь сан архиерея. Синод напоминал гражданские коллегии не только составом (президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 асессоров), но и устройством делопроизводства и канцелярии. За деятельностью Святейшего Синода наблюдал обер-прокурор, он мог вмешиваться в решения Синода, если решения Синода противоречили гражданским законам и указам Петра. Синод обязан был следить за духовным обучением населения, должен был изучать качества людей для назначения в сан архиерея.

В годы царствования Петра духовенство превратилось в сословие, которое имело сои привилегии и свои обязанности. Через духовенство Петр хотел оказывать влияние на людские массы. Как известно в Древней Руси доступ в духовенство был очень легок. Практически любой желающий мог стать священником. В основном святейшие чины доставались от отца к сыну. При Петре количество разного рода священников стало настолько много, что он принимает меры, которые затрудняют вступление в духовный чин, и одновременно упростил выход из духовенства . Также одной из мер Петра было установление определенного количества священников на количество жителей.

Особую неприязнь Петр испытывал к монахам, с каждым новым указом он старался ограничить монахов в свободе действий. Так например юноша не мог поступить в монастырь пока ему не исполнится 30 лет, а женщин не стригли в монашки ранее 50 летнего возраста. Было запрещено монахам посещать светские дома и учереждения . Он не разрешал строить новые монастыри, сделал трудным вступление в монашество, из монастырей он делал пригодные для государства учреждения - лечебницы, фабрики и др. Также монахам запрещалось надолго уходить из монастыря и им приходилось проживать всю жизнь в монастыре. Также ввелось обязательное образование в духовных школах для детей священнослужителей, а кто не обучался в церковной школе должен быть исключен из духовенства.

ДРУГИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО.


Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция - Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции - на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия - дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.


  1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

  2. Указ об образовании (1706 г.) - все боярские дети обязаны получить начальное образование.

  3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

  4. Табель о рангах (1721 г.): служба государю делилась на три отдела - армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:


  • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

  • дворцовые, принадлежавшие лично царю;

  • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган - Святейший Синод.

Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа , по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Итоги реформ Петра I


  1. В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.

  2. Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

  3. Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.

  4. Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Поставлена задача государственной важности - создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

Особенности реформ Петра I


  1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.

  2. Отсутствие системы проведения реформ.

  3. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.

  4. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

Причины реформ Петра I

К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.

Предпосылки реформ Петра I

В ходе истории нашей страны к этому времени уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Город отделился от деревни, произошло разделение сельского хозяйства и ремесла, возникали промышленные предприятия мануфактурного типа. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Россия заимствовала у Западной Европы технику и науку, культуру и просвещение, но в то же время развивалась самостоятельно. Таким образом, почва для петровских реформ уже была подготовлена.