Шизоидный тип личности: признаки на разных этапах и виды психотипа. Как они лгут

Свойственны чудачества в стиле одежды, мимике, походке и в модели поведения. Реальность не является основой восприятия мира для тех людей, в натуре которых преобладает шизоидный тип. Будучи флегматиком, такой человек двигается большей частью машинально, вычурно, шаркая или припрыгивая. Это тот случай, когда внутренние установки не соответствуют требованиям внешнего мира.

1. Шизоидный тип характера отличается сложным фрагментарным пониманием реальности, где мелочам приписывается большое значение, а ключевые факты ситуации выпускаются из виду, как совершенно неважные. Такие люди ищут особый смысл в вещах, на которые обычно никто не обращает внимание.

2. Замкнутость является отличительным признаком данного типа. Распознать эмоции, бушующие в душе такого человека, порой невозможно. Мраморное лицо, отдающее холодом, не выдает внутренних чувств. Собственные интересы шизоид ставит в основу своей деятельности, это мешает ему полноценно общаться с другими людьми. С собеседником часто ведет себя бестактно, не считается с мнением других. относится к новым знакомствам с чрезмерной подозрительностью. На сочувствие или сопереживание эгоист не способен.

3. Это профессионалы в отдельной узкой специализации. Ученый отдает всю жизнь одному проекту. Врач с успехом продвигает конкретную методику лечения, часто не признанную официальной медициной. Это своего рода гении, способные отстаивать новые идеи в науке, создать свой Большинству коллекционеров свойственна шизоидная модель поведения, поэтому они выглядят одержимыми своим хобби.

4. В трудовом коллективе людей, которым свойственный шизоидный тип характера, ценят за ненавязчивость, строгое соблюдение деловых формальностей, самостоятельное принятие решений. Их ставят в пример, как образец деловой хватки, лишенной эмоций. Они имеют близких друзей, с которыми общаются всю жизнь. Лицам с шизоидными чертами сложно установить с коллегами на новом месте работы. Только что, влившись в команду, такой сослуживец отвергает любые попытки коллег проникнуть в его внутренний мир. Чем больше проявлять настойчивость, тем глубже он замкнется в себе.

Упорство и стремление к независимости заставляют шизоида самостоятельно вникать в детали каждого проекта. Таким образом, его квалификация будет со временем выше, чем у коллег по работе, хотя изначально во многих случаях можно было просто спросить у них совета. Важно заставить шизоида прислушиваться к мнению других специалистов, тогда производительность согласованной работы всей команды гарантирована.

5. Шизоидная психопатия развивается, если отдельные признаки шизоидности достигают крайности. При этом больного становится невозможной. Умерено выраженная шизоидная психопатия позволяет больному на фоне абсолютной социальной неприспособленности достичь значимых результатов в области науки или искусства. Тяжелая форма шизоидной психопатии проявляется в непреодолимом желании совсем оградить себя от общения с людьми, оставаться в полном одиночестве.

Всем, кто признает в своем характере шизоидный тип поведения, специалисты советуют учиться проявлять в разговоре с родственниками и друзьями. Нужно четко осознавать грань, за которой приличные черты личности доходят до крайности и воспринимаются окружающими отрицательно. Так, излишняя сдержанность превращается в замкнутость и отрешенность. Непоколебимая активная позиция является важным качеством, но коммуникативные навыки в современном обществе представляют особую ценность.

Рождаясь в этом мире, мы повинуемся могущественным импульсам: наша Земля вращается вокруг Солнца - центрального тела Солнечной системы и одновременно Земля вращается вокруг своей оси, что называется ее собственным вращением. Т.е. существует два взаимоисключающих и одновременно взаимодополняющих импульса: сила тяжести и центробежная сила.

Сила тяжести поддерживает целостность мира , стремясь вовнутрь , к его собственному центру, и удерживая его от распада. Центробежная сила направлена наружу, т.е. побуждает к расширению и непрерывному движению вперед . Эти силы, также оказывают влияние и на человека, как жителя Земли и частички Солнечной системы. Сила тяжести на психическом уровне соответствует нашему стремлению к постоянству и устойчивости , чувству стабильности. А центробежная сила постоянно заставляет нас двигаться вперед , к изменениям и переменам, новым открытиям и достижениям, расставаться с достигнутым, чтобы пережить неизведанное.

Т.е. мы в равной степени стремимся к стабильности и к изменениям, под влиянием двух сил - силы тяжести и центробежной силы . В связи с этим мы постоянно вынуждены преодолевать страх как перед неизбежными изменениями, страх нового, так и перед неизбежной необходимостью, стабильностью.

Итак, можно выделить четыре основные формы страха и четыре психотипа , у которых преобладает один из четырех импульсов в жизненных переживаниях:

1. Шизоид - страх перед самоотвержением, утратой собственного Я, страх перед зависимостью от другого. Реакция на страх - стремление к самосохранению и обособленности.

2.Депрессивный - страх перед самостановлением (стагнацией Я), переживаемый как беззащитность и изоляция. Реакция на страх - самоотдача и принадлежность к миру.

Т.е. шизоиды и депрессивные испытывают полярный страх.

3.Компульсивный - страх перед изменениями, переживаемый как ощущение изменчивости и неуверенности. Реакция на страх - стремление к постоянству и безопасности.

4.Истероид - страх перед необходимостью, стабильностью, переживаемый как ощущение несвободы, ограничений. Реакция на страх - стремление к постоянным изменениям, новому, риск.

Компульсивные и истероиды испытывают полярный страх.

Жизненный порядок возможен только тогда, когда наступает равновесие между этими противоположными импульсами. Такое равновесие, безусловно, не является статичным.

Все переживаемые нами страхи и степень их выраженности зависят от нашей предрасположенности, наследственности, окружающих условий, биографии, нашей личной истории, с другой стороны, истоки некоторых страхов скрыты от нас.

1. ШИЗОИД

«Как остаться собой среди множества, среди толпы, которая кишит вокруг».

К шизоидам относят личностей, которые испытывают страх перед самоотдачей, страх потери себя, из-за чего постоянно усиливают свою самостоятельность, стремятся сохранить свою независимость и автономность. Не нуждаться ни в чьей помощи, не быть никому обязанным имеет для него решающее значение. Поэтому он дистанцируется от других людей, а нарушение дистанции воспринимает как угрозу его личному пространству и нарушению его целостности. Так развивается у шизоидов типичный страх - страх перед близостью в отношениях.

Им нравится принимать незамеченными участие в жизни. Они часто кажутся странными, обособленными, непредсказуемыми. С ними можно быть давно знакомыми, но не знать их совсем. Они могут испытывать симпатию, нежность к другому, но эти чувства быстро сменяются тревогой, страхом перед другим человеком, иногда переходящим в агрессию. Из-за этого они могут внезапно прекратить даже уже ставшие близкими отношения или сильно увеличить дистанцию.

Чем больше у шизоидов с возрастом усиливается страх перед другими людьми (при непроработке), тем больше недоверия и тем сложнее ему устанавливать контакты с другими людьми. Шизоиды стремятся к точным знаниям, которые становятся гарантией их безопасности . Очень часто у них выдающийся интеллект, близкийк гениальному, при очень скудной эмоциональной жизни. Среди них часто встречаются представители точных и естественных наук - астрономы, физики, математики, инженеры и т.д. Часто они уходят от людей к животным, растениям, минералам и исследуют мир с помощью приборов. В политике они становятся революционерами и анархистами, экстремистами и радикалами или остаются абсолютно равнодушными к политическим играм. Их интересы чаще лежат за пределами профессии и устремлены на различные увлечения и хобби. Они охотно избирают профессии, которые связаны с уединением и требуют минимума межчеловеческих контактов.

Они способны к очень тонким чувствам и питают глубокую антипатию к банальности и пошлости. Их отношение к религии чаще всего носит скептический, циничный характер. Они охотно лишают очарования и разоблачают все, что имеет ореол таинственности, стараясь объяснить все с научной точки зрения. Они предпочитают не верить, чтобы не очаровываться и тайно ждут доказательств, которые могли бы их разубедить. Шизоиды с тяжелыми личностными расстройствами не способны к переживаниям любви и веры и склонны к атеизму.

Любовь они часто рассматривают как угрозу своей независимости. Нежность, сентиментальное выражение чувств чуждо шизоиду, ему не хватает чуткости и сопереживания. Возникает конфликт между нарастающим сексуальным желанием и страхом близости. Чаще всего они разрешают его следующим образом - расщепляют эмоции и выделяют сексуальное влечение в чистом виде, т.е. ищут сексуальную связь без любовного антуража. Часто для шизоида партнер является лишь сексуальным объектом , средством для достижения полового удовлетворения, все остальное ему не интересно. При таком подходе, без эмоциональной привязанности, партнер легко заменяется, особенно, если начинает вторжение в личное пространство шизоида.

Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет - это он сам . Свою любовь к другому он ощущает как принудительную связь и ищет способ прекратить ее, тогда как партнер ищет в отношениях близость и теплоту. Часто они предпочитают знакомство на расстоянии , что позволяет им сохранять целостность личного пространства и собственного Я.

Его глубокие сомнения в своей способности любить переносятся на партнера. Любовные привычки и склонности партнера отклоняются, ими пренебрегают, подвергают сомнению и сами чувства партнера. Трудно поверить и почувствовать то, на что сам не способен. Часто шизоид своим цинизмом разрушает все нежные порывы партнера , не отказываясь от связи с ним. С их точки зрения влюбленность в них партнера объясняется лишь в последнюю очередь их душевными качествами, а в первую - их поведением и внешностью. Это отражается в склонности к иронии и насмешкам. В связи с трудностями, которые возникают в чувственных отношениях, шизоиды часто остаются одинокими.

Иногда подавленная способность к любви и самоотдаче прорывается в экстремальных формах ревности . Шизоид чувствует, как мало любви он отдает партнеру, как мала его способность к любви, он предполагает, что партнер вряд ли останетсяс ним и предполагает наличие соперника. Для него не исключена возможность любить и быть любимым, но он не может дать объективную оценку любви и любовным отношениям и ему очень трудно начать доверять партнеру. На это обычно требуется долгое время и максимум терпения и деликатности со стороны партнера. Уход партнера для него менее болезнен, чем попытка проявлять о нем заботу и отдавать ему свое внимание.

Требуя для себя безграничной свободы, они лишь теоретически допускают ее для партнеров , в реальности далеко не всегда позволяют это. Нередко шизоидов пугает легализация даже длительной связи, для них характерны связи без регистрации, которые позволяют сохранять иллюзию свободы и целостности.

Сильные шизоидные личности, живущие по своим собственным законам в гордом одиночестве, сами оценивают свои возможности и грозящие им опасности, скептически относятся к этике, морали и общечеловеческим ценностям.Иногда у них наблюдается исключительная привязанность к животным или к неживой природе.

Шизоиды необычайно чувствительны ко всему, что угрожает их свободе и независимости, к любым ограничениям, скупы на сентиментальные проявления и благодарны партнеру, если он скромно и ненавязчиво дает им приют и защищенность. Если партнер это поймет, то без лишнего проявления чувств, просто предоставит шизоиду все, что может ему дать.

Ранние шизоидные проявления встречаются у нежеланных детей, у детей, разлученных с родителями или рано лишившихся матери, у детей равнодушных или незрелых матерей, у детей из "золотой клетки", у детей, не получивших в раннем возрасте достаточно тепла и заботы, любви и нежности, внимания и понимания матери. Их эмоциональные проявления высмеивали, вызывая чувство неуверенности и беззащитности. Маленький ребенок нуждается в стабильности окружающей среды. Постепенный рост доверия ребенка к миру зависит от доверия к нему окружающих, т.е. доверие есть база для развития доверчивости, способности к близости и чувству собственной безопасности. Если же в раннем детстве он не находит поддержки и доверия в окружающем мире, то ухватывается за самого себя, ища поддержку внутри себя, что впоследствии приводит к эгоцентризму.

В пожилом возрасте шизоиды становятся все более одинокими и странными. Шизоиды меньше, чем другие, боятся смерти. Позитивной стороной шизоидов является, прежде всего, их суверенность и независимость, мужественность в отстаивании своей автономии. Им свойственна острая наблюдательность, холодная деловитость и неподкупный взгляд на действительность. Они верят в свои силы и способности, живут без иллюзий.

За этим отрицанием, цинизмом и попыткой укрыться от страха у шизоидов может скрываться глубокое стремление к близости, доверию, любви и взаимности. И если они смогут преодолеть свой страх, то смогут достичь высшей степени человечности. Для шизоидов очень важно развивать интеграцию с миром и установление межчеловеческих контактов.

Каждому из 4 типов свойственно устанавливать связи с противоположным, для шизоида это депрессивный тип.

В этом проявляется подсознательное стремление к компенсации, проработке своего страха и освобождению от болезненной односторонности . Таким образом, шизоид познает, что симпатию и связь, близкие отношения можно переживать не только в страхе нарушения собственных границ и угрозы потери собственного Я, как бремя или опасность, но и как Любовь, созидание, совместное развитие, взаимное духовное обогащение, раскрытие потенциала, совместное творчество и расширение границ личности с помощью партнера. Работая со своим страхом, у шизоида есть все шансы познать настоящее счастье от близости без чувства страха, от наслаждения близостью и разделить свои глубокие чувства с партнером.

Анна Саммер

Впервые термин «шизоидный тип личности» ввел немецкий психиатр Э. Кречмер. Он определил, что шизоидному характеру свойственен аутизм. По его словам, аутизм — это не просто замкнутость, это жизнь в самом себе. Кречмер описал «аффектную ущербность», присущую двум основным видам шизоидной личности: гиперэстетичной и анестетической. Позже значение термина расширилось, и к нему стали относить людей эксцентричных, избегающих социальных связей и взаимоотношений.

Характеристика

Основные признаки и симптомы патологии:

  • замкнутость;
  • отстраненность;
  • нежелание устанавливать контакт.

Внутренний мир таких людей закрыт для всех, они не нуждаются ни в чьем поощрении, они неловки и неуклюжи. Мимика ограничена, голос монотонный, звучащий на одной ноте. Таким людям чужда интуиция, и они не способны сочувствовать чужим переживаниям, не умеют разделить радость или печаль другого человека. Бесчувственность объясняет холодность и безразличие в поведении шизоидных людей. Их также мало интересует сексуальная сторона жизни. Несмотря на то что шизофреническое расстройство личности относится к психическим заболеваниям, у больных не бывает психозов.

Шизоидные личности выбирают вид деятельности, которая не требует коллективности, поскольку являются одиночками. Зато в условиях социальной изоляции они способны в полной мере проявить свой интеллект. Особенно их одаренность проявляется в точных науках. Являясь независимыми личностями, они способны самостоятельно, в одиночку изучать и продвигать любой проект. В профессиональной деятельности добиваются больших успехов. Бетховен, Эйнштейн, Бах, Ньютон, Менделеев, Фрейд, Пастернак — все эти люди относились к шизоидному типу личности.

Зацикленный на собственных переживаниях человек безучастен к чужим чувствам. Такие люди эгоистичны и считают себя уникальными. Шизоидный тип личности хорошо проявляет себя в обучении, склонен к абстрактному мышлению, но совершенно беспомощен в быту и житейских вопросах. Мышление больных своеобразно, оно подчинено своим схемам, идеям и правилам. Человек с шизоидным типом личности живет в своем внутреннем мире, в мире воображений и фантазий. Холодный и недоступный с людьми, он может быть сильно привязан к животным. Такие люди редко решаются создать семью, потому что тесные межличностные отношения потребуют отдачи и раскрытия — того, что так пугает шизоидов. Их больше привлекает позиция наблюдателя, нежели участника происходящих событий. Люди с данным отклонением освобождены от службы в армии. Шизоидный тип личности развивает у человека шизоидную психопатию.

Шизоидная психопатия

Шизоидная психопатия — расстройство, которое характеризуется замкнутостью, необщительностью и эмоциональной холодностью. Отсутствует единство внешнего и внутреннего мира. Внешне больные неуклюжи и угловаты. В их движениях отсутствует плавность и естественность. Могут вести себя манерно и вычурно.

Больных можно поделить на 2 типа:

  1. Сверх меры чувствительные, ранимые, самолюбивые — сенситивная шизоидная личность. Больные этого типа сознательно выбирают спокойную, изолированную жизнь в своем мире. Неконфликтны, потому любая грубость сильно ранит их. Подолгу не могут освободиться от плохих воспоминаний, быстро теряют душевное равновесие. Постоянны в своих интересах, отдают предпочтения интеллектуальным увлечениям.
  2. Волевые, решительные шизоидные типы, не считающиеся с чужим мнением, относятся к экспансивной шизоидной психопатии. Больные такого характера отличаются жестокостью и высокомерием. Бессердечно ведут себя по отношению к людям. Отличаются прагматичностью и расчетливостью. При возникновении психотравмирующей ситуации ведут себя нервно и раздражительно, могут проявить параноидальные наклонности.

Согласно другой классификации, следует различать подтипы:

  1. Вялый шизоид. Медлительный, безынициативный и апатичный тип. Минимально активен, скован в движениях, угловатый и неуклюжий. Ввиду нулевой жизненной энергии быстро утомляется от любого вида деятельности. Для него характерна отгороженность от общественности, что создает проблемы с трудоустройством и местом проживания.
  2. Дистанцированный шизоид. В этом случае больной целенаправленно стремится к замкнутому образу жизни. Поселяется в отдаленные и малонаселенные места. Исключает любые контакты и отношения из своей жизни. При этом совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни и лишен хозяйственных навыков.
  3. Деперсонализированный шизоид. Сложный тип, страдающий дисгармонией психики и тела. Не способный на логические умозаключения и осознание изучаемого материала. Обладая достаточным интеллектом, не в состоянии разобраться в самом себе. Людьми воспринимается как неадекватная и умственно отсталая личность.
  4. Безэмоциональный шизоид. Равнодушный и безразличный к социальным нормам тип. Проявляет минимальный интерес к окружающей жизни, совершенно не заботится о своей внешности. Выделяется сухостью, угрюмостью и подчеркнутой сдержанностью. Данный тип безучастен к конфликтам, критике, не проявляет никаких эмоций и чувств.

До сих пор не установлены точные причины возникновения данного заболевания. Большинство специалистов считают такую модель поведения биопсихосоциальной. Существует фактор наследственности: если среди родных человека были люди с любыми расстройствами личности, то он в группе риска. Также подвержены такому развитию личности дети, чьи родители были слишком строги и жестоки, либо ребенок, который оказался нежеланным и был обделен родительской любовью. Может быть и наоборот: человек с шизоидным типом личности мог быть воспитан матерью, которая чрезмерно опекала ребенка и «душила» своей любовью.

Шизоидные черты ярко проявляются в раннем детстве. Они очевидны и бросаются в глаза. Шизоидный тип психопатии проявляется как синдром раннего детского аутизма. Ребенок выделяется своим поведением, предпочитает играть один, избегая шумных компаний сверстников. У таких детей прослеживается отставание развития моторики и разговорной речи. Не проявляют теплых чувств к родным и близким людям.

Шизоидное расстройство личности может начать развиваться у детей, которым рано пришлось повзрослеть. Атмосфера в семье имеет большое влияние на развитие заболевания у ребенка. Заболеванию больше подвержены мужчины, нежели женщины.

Диагностика и лечение

Международный классификатор болезней (МКБ-10) определяет диагноз шизоидная психопатия, в случае если состояние больного соответствует определениям личностных психопатий:

  1. Состояние отражается на всех сферах жизнедеятельности человека.
  2. Состояние постоянное, во временных границах.
  3. Состояние препятствует адаптации личности в социальной жизни.

Диагноз устанавливает специалист, опираясь на анамнез и симптоматику. Существует ряд медицинских тестов для более точной диагностики. Если 4 из перечисленных качеств или поведенческих характеристик отмечаются у пациента, то можно выносить диагноз шизоидное расстройство личности. Признаки могут быть такие:

  1. Интересующий вид деятельности очень ограничен.
  2. Эмоциональная холодность.
  3. Неспособность выражать ни радость, ни гнев к окружающим.
  4. Отсутствие полового влечения.
  5. Безразличие к критике и похвале.
  6. Отсутствие семьи, друзей и нежелание их иметь.
  7. Уход в мир своих фантазий.
  8. Игнорирование и нарушение социальных норм.
  9. Ярко выраженное желание к уединению.
  10. Неспособность испытывать радость и удовольствие.

Лекарственных препаратов для лечения этой болезни не существует, шизоидная психопатия неизлечима.

Причудливость характера и особенности личности сохраняются до конца жизни. Трудность лечения состоит в том, что пациенты не хотят идти на контакт, постоянно проваливаются в свои фантазии. Лечение состоит в долгосрочной терапии со специалистом. Когнитивная поведенческая терапия обучает «правильным» отношениям и социальным навыкам. Больному предлагается поразмышлять над списком эмоций, описать свои приятные ассоциации. Групповая терапия будет иметь эффект, если создается комфортная и безопасная обстановка для контактирования.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук.