Социальные отношения. \ \ Социологическая структура физической культуры и спорта

Социальные отношения - относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами как представителями больших социальных групп, обусловленные общественно принятыми нормами или общественным порядком.

В обществе существует многообразие социальных отношений.

Это самодостаточная и полная система

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Функциональная (статусно-ролевая) связь между взаимодействующими индивидами (организациями), предмет отношения, субъекты (индивиды, акторы) отношений, система обязанностей и долженствований, норма, интерес, общая ценность, причина возникновения отношения - все это составляет структуру социальных отношений.

Содержание социального отношения, по мнению М.Вебера, может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение» соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономического, эротического или какого-либо иного характера; сословная, национальная или классовая общность. Социальным «отношением» он именовал поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это.

По видам различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения. По форме они могут быть длительными и кратковременными, необходимыми и случайными, непосредственными и опосредованными, наблюдаемыми и ненаблюдаемыми, конкурентными, конфликтными и мирными, совместимыми и антагонистическими, индивидуальными и групповыми.

Классификация социальных отношений

по субъекту:

индивидуальные

межличностные

внутригрупповые

межгрупповые

международные

по объекту:

экономические

политические

правовые

управленческие

социокультурные

семейно-бытовые

по модальности:

сотрудничество

взаимопомощь

соперничество

конкуренция

конфликты

субординация

по стандартизации:

формальные и неформальные

официальные и неофициальные

по времени:

кратковременные и долговременные

постоянные и случайные

по функциональности:

отношения зависимости

отношения власти

отношения господства

отношения подчинения

Самая характерная особенность социальных отношений заключается в том, что они в большинстве случаев не являются симметричными .

Социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли.

Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся длительное время процесс решения каких-либо задач, например, связанных с кооперацией или конкуренцией. Вытеснение конкурента с компьютерного рынка представляет собой социально-экономическое взаимодействие множества агентов, действующих явно или скрыто.

Социальное взаимодействие - процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов.

Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. Учитель - постоянная функция (т.е. социальная позиция в обществе), как обучение - регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Общественные отношения

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния ) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Определения

Данное словосочетание имеет различные определения, некоторые представлены ниже:

  • Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.
  • Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
  • Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
  • Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

История

Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно - социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и весьма жесткие регламентации. Общественные отношения придают взаимную определенность социальным позициям и статусам. Например, отношения в торговле между основными факторами - это взаимная определенность продавца и покупателя в процессе осуществления сделки (купли-продажи).

Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик - устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов - направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями, «застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.

Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям - когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны, когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения в «чистом виде» не существуют. Они воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами - социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями, процессами).

Понятие и виды социальных отношений

Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения - это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Проблемы определения

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребляемым,
ученые не пришли к общему выводу относительно их определения.

Встречаются определения социальных отношений через конкретизацию того, между кем и по поводу чего они возникают:

  • Общественные отношения (социальные отношения) - отношениялюдей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

Однако в любом случае под ними понимают устойчивые формы организации социальной жизни. Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

Общественные отношения - это совокупность нормативно регулируемых нравами, обычаями и законами индивидуальных субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, складывающихся под влиянием а) взаимной борьбы индивидов за объекты собственности, б) совместной жизнедеятельности на общей территории, в) генетической программы воспроизводства жизни, г) сотрудничества друг с другом на условиях общественного разделения труда в производстве, распределении, обмене и потреблении совокупного общественного продукта. См.: Бобров В. В., Черненко А. К. Правовая технология. - Новосибирск: ИЗд-во СО рАН, 2014. - с. 157.

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Заглавная страница
абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюяґєії

Односторонние отношения

Определения выражения Односторонние отношения
Когда мы находим идентичное определение «Односторонние отношения» мы добавляем к рейтингу +1.
Сортировать: по оценкам | по дате

Односторонние договоры это такие, в которых все права имеются у одной стороны, все обязанности лежат на другой стороне (пример: договор займа, у заимодавца есть право требовать, а у заемщика есть только обязанность — вернуть заем).
Односторонние конъюнктивиты это конъюнктивиты типа sui generis.
Отношения между элитами и массами — масс-элипше отношения это социальные и политические отношения, имеющие сложную структуру.

И классовые отношения и национальные отношения это прежде всего ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ отношения.
Отношения собственности и отношения управления это не существующие рядом, параллельные отношения.
Но отношения это занятие для двоих. Но отношения это некие обязательства (не обязанности) перед друг-другом.
БД-отношения это отношения постоянных Тематических партнеров, практикующих БД-составляющую БДСМ, при которой идет строго сессионная передача прав.
И отношения это только маленькая часть вашей жизни.
Отношения М и Ж это не тупой перепих, в котором, кстати, 20-25-летние девушки проиграют 35-40-летним женщинам в силу меньшей сексуальности.

Социальное взаимодействие и общественные отношения

Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем.

17. Социальные отношения: определение, виды

Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Приведите примеры причинно-следственных связей в развитии общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить:

— участников (субъекты);

— значимый для них объект;

— потребности (отношения субъект – объект);

— интересы (отношения субъект – субъект);

— ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

Основные исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культуро-центристская, психологическая, классического и постклассического марксизма, социального действия М.Вебера и др.

Для того, чтобы разобраться я накопленном эмпирическом материале и объяснить мировую историю. Макс Вебер (1864 — 1920) разрабатывает; концепцию идеальных типов, представляющих собой своеобразные схемы, модели для приемлемого и удобного отражения различных периодов истории человеческой цивилизации.

Социальные отношения

Условно разделяя всю историю на три больших периода: традиционный, феодальный н капиталистический, он считает, что общим для них является наличие господства одних людей над другими, а вот формы господства и причины их порождающие были различны. Вебер выделяет три типа господства: традиционное, харизматическое и рациональное. В античном обществе отношения между господином к подчиненным определялись не экономическими или административными принципами, а чувством традиционного долга, преданности подчиненных своему господину, Харизматическая форма господства полностью обусловлена личными достоинствами правителя, которые в глазах его окружения и подчиненных могут выглядеть сверхъестественными. Харизматическое правление, по своей сути, иррационально, так как не регламентируется какими-либо правилами, и оно существует до тех пор, пока правитель пользуется популярностью и довернем у народа. Самой совершенной формой господства и управления Вебер считал капитализм, так как при капитализме больше, чем при какой-либо другой форме, проявляется рациональный, разумный подход. Его суть заключается в том, что решения, принимаемые властью, носят обдуманный характер и, что особенно важно, в качестве таковых они воспринимаются другими людьми. Члены общества признают за государственной властью законное право на принятие тех или иных решений, а себе считают обязанными их выполнять. Таким образом, понимание общества предполагает учет и критическое переосмысление прошлого и настоящего в соответствии с реалиями современной историк

Общество как система социальных отношений. Типы социальных структур (классовая, этническая, демографическая)

Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему, в которой представлена совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга. В качестве социальной системы может выступать отдельная личность и группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; социальные институты и учреждения, основанные на формальных и неформальных правилах, принципах, нормах и определяющие конкретные социальные роли индивидов; этнические или национальные общности; государства или группы государств; некоторые подсистемы общества - экономические, политические, правовые и т. д.

Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности.
В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования таких мыслителей, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. идеи об обществе как едином, целостном организме, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в синергетике (Г. Хакен, И. Пригожин и др.), в рамках которой исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование (Г. Хакен).

С точки зрения наработанных в современной философии и науке подходов, общество характеризуется как сложноорганизованная, саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

В структуре общества выделяют такие социально-этнические общности людей, как род, племя, семья, народность, нация, этнос, классы и др.

Социальная структура общества исторически изменяется. Все ее элементы находятся в постоянном движении, развитии, обусловленном необходимостью добывания, производства средств жизни. Так, если в первобытном обществе средствами существования являлись примитивные орудия труда,
исключавшие получение прибавочного продукта, то и социальная организация людей была простейшей, а именно - родовой организацией. Род - кровнородственное объединение людей, являвшееся основной социальной, производительной и этнической ячейкой первобытного общества.

С развитием общественного производства и расширением общественных связей происходит объединение нескольких родов в племя , а затем в союзы племен . Племя имело общую собственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общую хозяйственную деятельность.

Общность людей, проживающих на одной территории, связанных общими хозяйственной деятельностью, языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях, характеризуют как народность и нацию. Однако между ними имеются существенные различия. Предпосылкой становления народности являются союзы племен, миграция населения, близость языка. Важнейшим объединяющим началом выступает территория проживания племен, составляющих народность.

Нация (от лат. natio - племя, народ) - исторически сложившаяся полиэтническая, политическая и социокультурная общность людей, для которой характерно наличие единой территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и менталитета. Это динамическая общность людей, главное отличие которой от народности и других общностей состоит в обретении ею политической и государст-венной самостоятельности. Нация наследует общий для составляющих ее народностей язык; общность психического склада; специфические черты культуры, отличающие ее от культуры других народов; сформировавшийся устойчивый образ жизни; традиции; общность исторических судеб и развитое этническое самосознание.

Этнос - группа людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием. Решающую роль в динамике этносоциальных групп сыграли труд, производство материальных благ, развитие производи-тельных сил. На основе этих посылок была разработана классовая теория, которая структурирует все многообразие социальных групп по их роли в процессах общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Главный признак класса - экономический, так именно отношение к средствам производства, формы собственности определяют и формы классового деления.

Классы , по определению В. И. Ленина, это - «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Вопрос о классах и сегодня остается предметом споров и дискуссий. Одни исследователи утверждают, что классы исчезают уже в условиях капитализма, другие пытаются доказать, что классовая борьба - это естественное состояние общества, которое будет существовать вечно. Третьи отрицают существование классов, отмечая, что общество состоит из слоев, страт.

Если классы имеют прямое отношение средствам производства, то группы, имеющие опосредованное отношение к ним, называются прослойкой. Примером прослойки является интеллигенция - группа людей. Занимающихся умственным трудом, пополняющая свои ряды выходцами из различных классов. В обществах доиндустриального типа помимо классовой структуры присутствует и сословная структура. Для нее характерна иерархия нескольких сословий, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Сословия - это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаяе или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Например, сословия мещан, дворян, купечества, духовенства.

В условиях современной техногенной цивилизации наблюдается быстрая эволюция социальных групп. Так, например, возрастает доля высококвалифицированных рабочих - «белых воротничков», исчезает традиционное крестьянство, возрастает роль социальных прослоек, связанных со сферой услуг. В связи с этим разрабатывается теория социальной стратификации.

Страта - это интенсивно-мобильная группа, характеризующаяся определенным уровнем доходов, образования, спецификой трудовой деятельности, образа жизни, организации досуга, но главное - распределением профессионально-ролевых функций. В отличие от всех других
социальных групп страта является самой открытой системой, поэтому устойчивость социального статуса индивида обеспечивается его собственными усилиями. Социальная структура при этом предстает как многоуровневая совокупность страт с нестрого очерченными границами.

Кроме социально-этнических факторов при структурировании общества выделяют демографические факторы.

Центральной категорией в осмыслении демографической структуры общества является понятие «народонаселение». Народонаселение - это непрерывно воспроизводящая себя общность людей. Население - предпосылка и субъект исторического процесса. От численности населения, плотности его расселения, темпов роста, половозрастной структуры, здоровья, миграционной подвижности зависит общественный прогресс. Проблемы народонаселения неразрывно связаны со всеми компонентами социального организма. Ускорение темпов экономического роста в значительной мере зависит от общей численности населения и качества работников. В связи с усложнением производства повышаются требования к здоровью работающих, так как именно оно определяет генофонд нации. Демографические характеристики влияют на облик общества в целом, обеспечивая его прогрессивное развитие, или вызывая его деградацию. Так, при снижении численности населения до критического минимума общество уже не способно воспроизвести социальные отношения во всей их полноте.

Общественные отношения – отношения, в которые люди вступают в процессе их совместной практической духовной деятельности. Они являются, с одной стороны, результатом деятельности, а с другой – формой этой деятельности.

Основные формы и уровни общественных отношений:

1) Отношения между различными социальными общностями (классами, нациями)

2) Отношения между разного рода трудовыми коллективами: (производственными, учеными)

3) Межличностные отношения

Носителями социальных отношений выступают люди. При этом они вступают в различные виды социальных связей: политические, экономические, религиозные, нравственные и т.д.

В целом общественные отношения принято делить на 2 основные группы: материальные и идеальные .

Материальные – те отношения, которые не зависят от воли людей; это отношения, связанные с производством, бытовые, семейные и т.д.

Идеологические – отношения, которые складываются на основе тех или иных общих идей, в которых отражаются человеческие идеи и потребности; прежде, чем сложиться, они проходят через сознание людей.

Общество как исторический процесс

Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить, что общество непрерывно изменяется. В этой связи возникают вопросы: Каковы причины общественной эволюции? Кто выступает в качестве сил исторического процесса?

С точки зрения исторического материализма субъектом развития общества выступают сами люди, а не сверхъестественные факторы. Люди амии творят свою историю. Они являются одновременно и объектом и субъектом общественного процесса, который развивается в соответствие с естественно-историческими законами.

Главным доказательством исторического развития всегда выступает деятельность народных масс. Они представляют собой такую исторически изменчивую общность, которая, в силу своего положения в обществе, заинтересована в том, чтобы реально участвовать в общественном процессе. Народные массы являются определяющей движущей силой исторического процесса

Личность и массы

Проблема соотношения личности и массы занимала историков на протяжение всей человеческой истории. Между тем, некоторые мыслители разрывают это соотношение, абсолютизируя значение одного элемента и пренебрегают другим.

Французский историк времен реставрации Моно писал о деятельности масс и недооценивал роли выдающихся личностей. В советской философии роль народа в истории преувеличивалась. Западная социология рассматривала роль народных масс неадекватным образом: так, с точки зрения младогегелянцев (левое крыло), народ представляет собой костную инертную силу, неспособную к самостоятельному творчеству и считали его врагами духа и общечеловеческого прогресса. Эти теоретики непомерно раздували роль «мыслящих» личностей и считали их движущей силой общественного прогресса. Классики марксизма считали, что именно народ является творцом исторического развития, т.к. народ способен и выступает главной производительной силой общества. Эта оценка роли народных масс в истории не только не умаляет роли выдающихся деятелей, но напротив, дает истинную, справедливую оценку их деятельности. Если подходить объективно, нельзя не признать, что они играют весьма значительную роль, как новаторы, зачинатели организаторы движения.

Да, великие личности видят дальше всех, способны предвидеть будущее, предвидеть последствия тех или иных действий. Но при всем этом нельзя оправдать слепое поклонение им, непомерное увеличение их исторической роли, - это все способно породить «культ личности».

Однако истинным творцом и героем истории является народ, и никакой исторической личности не дано ни изменить, ни отменить законы естественной исторической эволюции, ни изменить ход истории.


Похожая информация:

  1. A) Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в деятельность

План

Темы рефератов

1. Культура как социальное явление.

2. Культура как регулятор общественных отношений.

3. Противоречия современной духовной культуры.

4. Место обрядов, ритуалов в организации взаимодействия людей.

5. Мода и самовыражение социальных групп.

Библиографический список

1. Библер В.С. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. – 1989. – № 6.

2. Громов Н.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социс. – 1991. – № 10.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1996. – С. 280.

4. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. – М.: Политиздат, 1978. – 350 С.

5. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. – М., 1977.

6. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

7. Смольская Е. П. «Массовая культура» – развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.

8. Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987.

Раздел II. Личность и общество

ТЕМА 5. ЛИЧНОСТЬ – АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ

1. Личность в системе социальных отношений.

2. Социология и интеграция личности.

3. Социальный статус и социальные роли личности.

Причины и последствия любого события зависят от того, какое оно оказывает влияние на личность, как отражается на ее действиях. Личность оказывается одновременно центральным звеном в жизнедеятельности общества и промежуточным элементом в цепи «личность – группа – общество».

С одной стороны, личность формируется в соответствии с «исходным материалом», т.е. с врожденными особенностями. С другой стороны, развитие личности – продукт, формируемый в социальной жизни.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Личность развивается из биологического организма благодаря различным видам социального и культурного опыта. На развитие личности оказывают влияние следующие группы факторов:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальный опыт.

Их влияние человек испытывает постоянно.

Человек рождается беспомощным, остается таким несколько лет, это сказывается на дальнейшей социальной жизни. Ребенок нуждается в выхаживании, в этот период он приобретает помимо естественных биологических и социальные навыки. Но биологическая наследственность создает ограничения для социальных общностей; разнообразие темпераментов, способностей создает неповторимую индивидуальность каждой личности.



У каждого индивида имеется свое физическое окружение. Групповые различия в поведении личностей определяются различиями в климате, различиями природных ресурсов. Об этом писал и наш соотечественник Л. Н. Гумилев, анализируя появления этноцентризма, национализма. Но в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, а часто схожие групповые признаки личности развиваются в очень разных условиях окружающей среды.

Таким образом, нужно отметить, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно.

Гораздо большее влияние оказывает на личность культура группы. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества независимо от уровня развития того или иного общества (так называемые культурные универсалии). Но каждое общество дает своим членам особенный опыт, который присущ только этому обществу. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества (например, христианин, мусульманин). В любом обществе распространяется тип, наиболее часто встречающийся (модальный), обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Модальная личность воплощает в себе все те культурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности общества. То есть каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Они, как правило, усваиваются с детства. Чем сложнее структура общества, чем больше в нем субкультур, тем труднее формируется общепринятый тип личности.

Наибольшее влияние на формирование личности оказывают групповой опыт и субъективный, свой уникальный, личностный опыт.

Страница 10 из 24


Система общественных отношений

Общественные отношения – совокупность связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и прочей деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей (Социологическая энциклопедия). Любой вид деятельности в сфере физической культуры и спорта построен на отношениях между людьми, спортивными коллективами. Система общественных отношений включает социальное взаимодействие и социальные отношения.

Социальное взаимодействие (интеракция) – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов (Д.В. Кухарчук).

Социальное взаимодействие является основой социальной жизни людей, так как эти действия сопряжены друг с другом и постоянно возобновляются.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям (П.А. Сорокин):

По количеству субъектов взаимодействия (взаимодействия двух индивидов, одного и многих и т.д.);

По продолжительности (кратковременные и долговременные);

По характеру (односторонние и многосторонние);

По организованности (организованные и неорганизованные);

По сознательности (сознательные и стихийные);

По «материи» обмена (интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые).

Социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения (на тренировках, занятиях в фитнес-центрах, при общении тренера со спортсменом и т.д.).; вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (руководитель спортивной федерации включается в процесс взаимодействия со всеми спортсменами, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже и не знает).

Выделяют два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (отношения тренера и спортсмена, отношения между спортсменами одной команды) и строится на основе взаимной поддержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера.

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (желание попасть в основной состав команды, завоевать пальму первенства в соревнованиях, авторитет среди членов команды и т.д.). Оно может характеризоваться стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, занять более высокое место на соревнованиях, установить рекорд). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника. Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов в данном виде спорта.

Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников или руководителя и подчиненного. В отличии от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Социология ФКС избегает крайностей в оценке понятий «сотрудничество» и «соперничество». Конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социального взаимодействия. С точки зрения социологии ФКС конфликт в спортивной команде, особенно на этапе решающих стартов, неблагоприятно отражается на психологическом климате всего коллектива. Это наглядно было проде-монстрировано в сборной команде России на чемпионате Европы по футболу (2004 г., конфликт спортсмена и тренера).

На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самово-зобновляющимся характером. В настоящее время в стране складывается определенная система партнерских отношений между крупными компаниями и организаторами спортивных соревнований или руководителями команд.

По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба, партнерство, спонсорство и др.).

Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.



Оглавление
Социологическая структура физической культуры и спорта
Дидактический план
Предисловие
Социология физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина
Физическая культура и спорт в обществе
Структура и уровни социологического знания о физической культуре
Задачи и функции социологии физической культуры
Основные проблемы социологии физической культуры и спорта на современном этапе общественного развития
Физическая культура и спорт в системе общественных отношений
Система общественных отношений

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов.

Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.