Специальность учитель физкультуры. Педагогическая концепция учителя физкультуры

Плыкин Юра

Работа состоит из презентации и собранного материала на тему " Профессия- учитель физической культуры глазами детей". Ученик собрал необходимую информацию, изучил все плюсы и минусы профессии, побеседовал с учителями физ. культуры, составил анкеты, раздал учителям, попробовал себя в роли учителя, провел несколько уроков и сделал свои выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение:

Когда-то любимые уроки наших родителей у современной молодежи популярностью не пользуются. Какой должна быть физкультура XXI века? Чего ждут дети и на что способны педагоги? Уроки физкультуры должны содержать в себе развлечение и пользу одновременно. Только тогда возможно привлечь учащихся на уроки физической культуры. Это дело предстоит исправить новому, молодому поколению педагогов. Педагоги новаторы будут идти в ногу со временем, в процессе обучения опираться на инновации, использовать современную технику и спортивный инвентарь.

Описание деятельности

Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение трех функций – обучающую, воспитывающую и организующую. Они воспринимаются в единстве.

Характеристика сотрудника

Среди профессионально важных качеств педагога физической культуры можно выделить следующие: эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, педагогическое предвидение, рефлексия, внимательность, эмоциональная устойчивость, настойчивость, коммуникативные и организаторские способности, физическое здоровье и спортивные навыки, гуманизм, справедливость, честность, искренность, требовательность, любовь и уважение к детям, принципиальность, интеллигентность и объективность.

Трудовые обязанности

Учитель физической культуры проводит уроки, организовывает соревнования; ведет учебную документацию, проставляет оценки, контролирует успеваемость и посещаемость учащихся; участвует в итоговой аттестации; по распоряжению администрации заменяет уроки отсутствующих учителей; принимает участие в работе педагогических советов, собраний; дежурит во время перемен между уроками. Школьный педагог обязан соблюдать права и свободы учащихся (Закон РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка), этические нормы поведения и периодически проходить медицинские обследования.

Особенности карьерного роста

Дети с удовольствием занимаются в секциях (платно), где комфортные условия, современный инвентарь и возможность участия на разных соревнованиях. Быть тренером спортивной школы и частных секции – для представителей данной профессии возможность выгодно продолжить свою карьеру.

Каким быть учителю физкультуры?

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить то качество образовательных услуг, которое гарантируется образовательными учреждениями. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования объективных критериев, сущностных характеристик педагога.

Эти соображения побудили меня рассмотреть тему « Учитель физической культуры».

Учитель физкультуры учит правильно выполнять физические упражнения, помогает ребенку лучше заботиться о своем физическом здоровье.


Ответственная работа с детьми, подразумевает психологические нагрузки.

Востребованность и заработная плата – средние.


Профессиональные требования к учителю : профильные навыки, физическая форма, знание основных методик преподавания, умение оказать первую помощь.

Личностные требования к учителю : ответственность, стрессоустойчивость, коммуникабельность. Подготовка и проведение уроков, организация соревнований, контроль безопасности учащихся во время урока.

Как правило, необходимо средне-специальное или высшее профильное образование.

Способности учителя физической культуры

Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

1) дидактические способности - это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.

Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, неясное - понятным;

2) академические способности - это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;

3) перцептивные способности - это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;

4) речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;

5) организаторские способности - это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;

7) коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;

8) педагогическое воображение - это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;

9) аттенционные способности - это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.

Умения учителя физической культуры

Умение - это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.

К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счёт организаторских способностей и умений хорошо провести урок.

Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников. У разных учителей это получается не одинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирают своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими - это все коммуникативные умения . Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.

Двигательные умения отражают прежде всего технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т.д.

Знания учителя физической культуры

Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться. входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.

Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т.д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности наряду с теорией и методикой физического воспитания являются психология и физиология . Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в газах учащихся. Этим, кстати, часто пользуются ученики, которые не любят физкультуру или конфликтуют с учителем физкультуры.

Специальные знания по практическим дисциплинам не всегда совпадают со знаниями, получаемыми студентами в процессе занятий спортом. Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими учителями. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые учителем физической культуры в процессе изучения своих учеников: их характера, способностей, склонностей, уровня физического развития . К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые учитель физической культуры приобретает в процессе своей физкультурно-педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придаёт всей деятельности учителя творческий характер.

Следует подчеркнуть такую особенность знаний учителя физической культуры, как их оперативность. Это связано с тем, что благодаря телевидению многие крупные международные соревнования становятся достоянием миллионов телезрителей, в том числе и школьников, увлекающихся спортом. Естественно, всё новое, что школьники видят на экранах телевизоров во время трансляций международных соревнований, в том числе и экзотические для нашей страны виды спорта, или новую технику выполнения спортивных упражнений, новое спортивное снаряжение и т.д., - всё это сразу привлекает их внимание. Учитель не следящий за событиями в мире спорта, может оказаться безоружным перед вопросами учащихся.

Оперативность касается и знаний о крупных спортивных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом. В связи с этим учитель физической культуры должен постоянно просматривать периодические спортивные издания, регулярно читать спортивные газеты.

Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические и методические.

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом "почему?"

Практические знания учителя физической культуры касаются прежде всего знаний, как нужно сделать то или иное упражнение. У студентов факультета физической культуры это основные знания, которые приобретаются или на практических занятиях и во время занятий по спортивной специализации.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как научить другого.

Часто у студентов факультета физической культуры наблюдается отождествление практических и методических знаний: они полагают, что раз они знают, как нужно делать упражнение, и умеют его делать, то они сумеют и объяснить учащимся, как это упражнение нужно делать. В действительности же обучение других - это специальный раздел педагогики физического воспитания, методика физического воспитания, которой нужно овладевать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной спортивной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Компоненты деятельности учителя физкультуры

В структуре деятельности учителя физического воспитания на уроке можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты .

Конструктивная деятельность учителя - это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня.

Во-первых, в планировании, осуществляемом до урока и выражающемся в составлении планов на год, четверть и урок. Это требует:

  • отбора и распределения учебного материала программы для составления плана-графика на год;
  • определения последовательности усвоения учебного материала и конкретизации задач обучения в поурочном плане на четверть;
  • определения воспитательных задач, вытекающих из особенностей коллектива класса и логически связанных с учебным материалом;
  • выделения частных задач и разработки целесообразной структуры урока - составление конспекта урока;
  • знания закономерностей формирования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств учащихся, планирования контроля за их развитием;
  • планирования нагрузки на уроке с учётом пола и данных медицинского обследования учащихся;
  • планирования приобретения и использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения.

Во-вторых, в планировании, осуществляемом непосредственно на уроке. Это оперативное планирование, заключающееся в мысленном моделировании предстоящих действий учителя на уроке. Оно связано с необходимостью изменения плана урока, например, из-за метеорологических условий, перенесения места проведения урока, необычного поведения класса или отдельных учащихся. Чтобы план урока был рационален, учитель, как правило, имеет один или несколько вариантов запасного (мысленного) плана проведения урока с учётом наиболее вероятных изменений.

Успешность конструктивной деятельности учителя зависит от умения постоянно, глубоко, всесторонне анализировать характер и результаты своей работы, ошибки учащихся при выполнении отдельных двигательных действий, выявлять их причины, устанавливать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств.

Конструктивная деятельность учителя тесно взаимодействует с гностической.

Гностическая деятельность учителя физического воспитания - это прежде всего анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков), изучение эффективности различных методов организации урока и методов обучения и воспитания, развития двигательных качеств, т.е. сбор разнообразной информации об особенностях процесса и результатах своего труда для коррекции деятельности.

Гностическая деятельность предусматривает:

  • изучение учебников, новейших работ по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, врачебному контролю, методических пособий, программ (с критической переработкой и внедрением) с целью использования в собственной работе;
  • изучение опыта других учителей;
  • выявление трудностей усвоения учебного материала школьниками и путей их преодоления;
  • планирование взаимного развития двигательных качеств и навыков с учётом возрастных и анатомо-физиологических особенностей детей;
  • выбор необходимого для усвоения определённых двигательных умений и навыков инвентаря и оборудования (нестандартных снарядов, наглядных пособий, технических средств обучения);
  • определение уровня знаний, умений, навыков и развития двигательных качеств для планирования процесса обучения;
  • анализ индивидуальных ошибок в усвоении учащимися умений и навыков и способы их устранения;
  • дифференцированную оценку знаний, умений, навыков учащихся и последующую коррекцию их деятельности;
  • изучение бытовых условий учащихся для объективной оценки влияния семьи на физическое развитие ученика;
  • установление межпредметных связей;
  • анализ применяемых методов обучения и воспитания;
  • анализ методов организации деятельности учащихся на уроке;
  • анализ взаимоотношений учителя с учащимися;
  • коррекцию своей деятельности в зависимости от результатов усвоения учащимися тех или иных разделов учебной программы. Она связана с потребностью в рационализации мыслительной деятельности, знанием общих правил, по которым нужно действовать, практической проверке их самоконтролем. Нередко гностическая деятельность вызывает у учителя большие трудности, и в то же время именно она дарит ему положительные эмоции, приносит удовлетворение. Гностический компонент создаёт основу для развития всех других компонентов.

Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке - одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это "деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей".

Организаторская деятельность проявляется различным образом. Во-первый, в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т.д.). Во-вторых, в поведении учителя:

  • в выборе места для ведения урока;
  • в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;
  • в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;
  • в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;
  • в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;
  • в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;
  • в регулировании физической нагрузки для каждого ученика.

В-третьих, в управлении деятельностью учащихся:

  • в построении и перестроении на месте и в движении;
  • в выборе способов выполнения упражнений;
  • в активизации познавательной деятельности учащихся;
  • в организации усвоения и запоминания учебного материала;
  • в проверке и оценке знаний, умений учащихся.

Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности. Например, Л.И. Уманский, изучавший способности у 342 организаторов, выделил 18 типичных организаторских качеств личности.

Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.

Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:

  • в формах обращения учителя к учащимся;
  • в тоне обращения;
  • в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
  • в мотивах общения.

На уроке, учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность, как организаторская - деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

Все компоненты деятельности (конструктивный, гностический, организаторский, коммуникативный) неразрывно связаны между собой, зависят друг от друга, оказывают взаимное влияние и образуют целостную организацию. Структура деятельности учителя на уроке - это динамическая структура, в которой одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие - второстепенную, подчинённую. Недостаточное развитие одного из них может быть компенсировано за счёт преимущественного развития другого. Низкий уровень развития всех компонентов не может обеспечить педагогического мастерства.

Установлено, что в деятельности учителя-мастера гармонически сочетаются все ее компоненты, при ведущей роли какого-либо одного или нескольких. По всей вероятности, главный компонент в структуре деятельности каждого учителя - свой собственный или группа их.

Структура деятельности учителя по мере роста профессионального мастерства может видоизменяться: одни компоненты, менее выраженные, начинают возрастать, а другие, ранее преобладающие, утрачивают ведущую роль, т.е. происходит переструктурирование деятельности.

По данным Н.В. Кузьминой, у молодых преподавателей в большинстве случаев преобладают организаторский и коммуникативный компоненты. Недостаточное развитие конструктивного и гностического компонентов компенсируется активностью, динамичностью, мобильностью в работе. Со временем появляется экономичность в деятельности. Учителя большее внимание начинают уделять продумыванию деятельности, отбору и композиции учебного материала и его разнообразию, сопоставлению целей данного занятия с конечными целями обучения и т.д., т.е. конструктивный и гностический компоненты становятся основными.

Педагогическая направленность - это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.

Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух мотивационных образований - так называемой "любви к детям" и интереса к физической культуре. (К сожалению, о наличии третьего - престижа профессии учителя - сейчас говорить не приходится.).

Любовь к детям Л.Н. Толстой рассматривал как доминирующую черту личности учителя.

Большое значение ей придавал В.А. Сухомлинский, подчёркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение "любовь к детям" не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям - это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.

Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физкультурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.

Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью . А.С. Макаренко говорил, что воспитывать легко, если этому отдаёшь всю жизнь.

Поэтому у учителей - мастеров своего дела отмечается большая удовлетворённость своей профессией, которая, правда, не мешает испытывать в ряде ситуаций неудовлетворение проведённым уроком, применённым воспитательным воздействием на учащегося, достигнутыми результатами и т.д. Однако для учителя-мастера эта неудовлетворённость служит стимулом для постоянного самосовершенствования, в то время как для учителя, не владеющего мастерством, не имеющего ярко выраженной педагогической направленности, неудовлетворённость частностями является источником разочарования в профессии учителя.

Проблема:

В этом году придется сделать выбор своей будущей профессией, что бы определиться с профилем в 10 классе. Меня привлекает профессия учителя физкультуры, поэтому я решил её изучить и понять подойдет она мне или нет.

Цель:

Изучить профессию учитель физкультуры.

Задачи:

1) Собрать как можно больше информации о профессии.

2) Изучить и проанализировать собранную информацию.

3) Проконсультироваться с профессионалом в этой сфере.

4) Взять интервью у учителей физкультуры

5) Попробовать себя в данной профессии (провести часть урока)

6) Обработать информацию и подготовить реферат по теме.

7) Подготовить презентацию и презентовать проект.

Высшие учебные заведения:

1) Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС) на базе 11 классов, по следующим квалификациям: физическая культура и спорт.

2) Тольяттинский Социально-Педагогический Колледж (ТСПК) на базе 9 классов, по следующим квалификациям: учитель физической культуры, педагог по физической культуре и спорту, учитель адаптивной физической культуры.

3) Тольяттинский государственный университет (ТГУ) на базе 11 классов, по следующим квалификациям: физическая культура и спорт.

Вопросы для интервью с учителями физической культуры:

1) ФИО________________________________________________________

2) Ваш возраст__________________________________________________

3) Ваша должность______________________________________________

4) В каком институте вы обучались?________________________________

5) На каком факультете обучались? ________________________________

_______________________________________________________________

6) Какую специальность получили после окончания института?_________

________________________________________________________________

7) Сколько лет работаете по своей специальности?____________________

_______________________________________________________________

8) Почему вы выбрали эту профессию? _____________________________

_______________________________________________________________

9) Преимущества вашей профессии на ваш взгляд?____________________

_______________________________________________________________

10) Недостатки и риски профессии?__________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

11) Устаете ли вы на работе?_________________________________________

_________________________________________________________________

12) До какого возраста планируете проработать?_________________________

__________________________________________________________________

13) Есть ли перспективы карьерного роста?_____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

14) Не было ли у вас желания поменять профессию?______________________

15) Довольны ли вы своей заработной платой?___________________________

16) Легко ли находить общий язык с детьми?_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

17) Нравятся ли вам ваши условия работы?______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

18) Ваши пожелания, тому кто желает выбрать вашу профессию.___________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

Я провел большую работу, направленную на изучение профессии учителя физкультуры. Во время работы над проектом я пользовался различными источниками информации (интернет, книги, пособия), что бы больше узнать о данной профессии. Так же я побеседовал с учителями физической культуры МБУ СОШ №93 и МБУ СОШ №82, провел опрос и взял отзывы о данной профессии. А так же попробовал себя в роли учителя, провел разминку в своем классе. После проделанной работы я понял, что профессия учителя физкультуры сложна, но интересна. Мне она понравилась и я считаю, что мне подходит эта профессия.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессия учитель физкультуры Над проектом работал: Ученик 9 класса «Е» Плыкин Юрий

Проблема: В этом году придется сделать выбор своей будущей профессией, что бы определиться с профилем в 10 классе. Меня привлекает профессия учителя физкультуры, но мне нужно понять подойдет она мне или нет.

Цель: Изучить профессию учитель физкультуры.

Задачи: 1) Собрать как можно больше информации о профессии. 2) Изучить и проанализировать собранную информацию. 3) Взять интервью у старшего преподавателя кафедры физического воспитания. 4) Проанкетировать учителей физкультуры 5) Попробовать себя в данной профессии (провести часть урока) 6) Посетить уроки физкультуры в других классах.

Я Нашел профессиограмму. Учитель. Собрал и изучил информацию по данной профессии: характеристика сотрудника, каким быть учителю физкультуры, способности учителя, его умения и знания.

Описание деятельности: Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение трех функций – обучающую, воспитывающую и организующую. Они воспринимаются в единстве.

Интервью с преподавателем:

Анкетирование Я составил вопросы для анкетирования и провел его у учителей физкультуры МБУ СОШ №93 и №82

Проведение урока:

Посетил уроки физкультуры

Высшие учебные заведения: 1) Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС) на базе 11 классов, по следующим квалификациям: физическая культура и спорт. 2) Тольяттинский Социально-Педагогический Колледж (ТСПК) на базе 9 классов, по следующим квалификациям: учитель физической культуры, педагог по физической культуре и спорту, учитель адаптивной физической культуры. 3) Тольяттинский государственный университет (ТГУ) на базе 11 классов, по следующим квалификациям: физическая культура и спорт.

Заключение: Я провел большую работу, направленную на изучение профессии учителя физкультуры. Во время работы над проектом я пользовался различными источниками информации (интернет, книги, пособия), что бы больше узнать о данной профессии. Так же я побеседовал с учителями физической культуры МБУ СОШ №93 и МБУ СОШ №82, провел опрос и взял отзывы о данной профессии. А так же попробовал себя в роли учителя, провел разминку в своем классе. После проделанной работы я понял, что профессия учителя физкультуры сложна, но интересна. Мне она понравилась и я считаю, что мне подходит эта профессия.

Спасибо за внимание.

Должностная инструкция учителя физкультуры
1. Общие положения:
1.1.Учитель физкультуры школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
1.2.В своей деятельности учитель физкультуры руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.3.Учитель физкультуры должен знать:
1.3.1. Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
1.3.2. основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
1.3.3. методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники;
1.3.4. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
1.3.5. средства обучения и их дидактические возможности;
1.3.6. основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
1.3.7. основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности учителя физкультуры:
2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
2.2.Учитель физкультуры обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
2.3.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
2.3.1. безопасное проведение образовательного процесса;
2.3.2. принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
2.3.3. проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
2.3.4. организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
2.3.5. осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
2.4.Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.
2.5.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
2.6.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.
2.7.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
2.8.Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.
2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.
2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).
2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.
2.13.В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.
2.14.Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.
2.15.Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
2.16.Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.
2.17.Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.
2.18.Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.
2.19.Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.
2.20.Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день.
2.21.Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.
2.22.Учителю физкультуры запрещается:
2.22.1. изменять по своему усмотрению расписание занятий;
2.22.2. отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
2.22.3. удалять учащегося с урока;
2.22.4. курить в помещении школы.
2.23.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
2.23.1. проводит паспортизацию своего кабинета, спортивного зала;
2.23.2. постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
2.23.3. организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
2.23.4. в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
2.23.5. разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
2.23.6. принимает участие в смотре учебных кабинетов.
3. Права учителя физкультуры:
3.1.Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.2.На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
3.3.На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
3.4.На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
3.5.На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6.На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
3.7.На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
3.8.На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
3.9.На защиту профессиональной чести и достоинства.
4. Ответственность учителя физкультуры:
4.1.За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
4.2.За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
4.3.За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
4.4.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
4.5.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
Должностная инструкция учителя физкультуры разработана в соответствии с ____________________________________________________________.

Физкультура - это сила!
Вам спасибо за предмет:
Ведь на поприще спортивном
Педагога лучше нет.

Пусть проходит жизнь в движении,
Новый день вам счастье даст -
Поздравляем с уважением
С Днём учителя мы вас!

Все мы любим физкультуру,
Дарит радость нам она.
И учителя крутого
Подарила нам судьба.

В день учителя желаем
Вам медали жизни брать.
Опыт свой, задор и силу
Также детям отдавать.

Чтоб в здоровом теле дух
Чувствовал себя комфортно,
Чтоб огонь в груди не тух,
Учите дружить со спортом,
Развивать мускулатуру,
Сил иметь большой запас.
Вас, учитель физкультуры,
Поздравляем мы сейчас.
И желаем Вам здоровья,
Не грустить, не унывать
И учеников с любовью
Физкультуре обучать.

Вы - учитель физкультуры,
Потому всегда бодры!
Сделать впрямь стройней фигуры
Помогаете нам Вы!

С Днем учителя! Успехов,
Счастья, радости, добра,
Ясных солнечных просветов
В небе с самого утра!

Кто не знает - физкультура
Закаляет детский дух!
Для отличного здоровья
Расширяете вы круг!

В День учителя желаем,
Чтоб смогли осуществлять
Все прекрасные мечтанья.
Как учитель - процветать!

Достигать высоких целей,
И в карьере вам - расти!
Чтоб смогли вы в физкультуре
Смысл, изюминку найти!

Чтоб не портилась фигура,
И здоровье укреплялось,
Вы, учитель физкультуры,
С нами стойко занимались.

Благодарность вам большая
За упорство и терпенье.
Мы вам искренне желаем
Всех желаний исполненья!

Сегодня с Днем учителя
Мы вам шлем поздравления,
Учитель физкультуры,
Вы всегда в движении.

Вы учите нас бегать
И двигаться вперед,
Ведь только движение
К победе приведет.

Заботитесь серьезно
О нашем вы здоровье
На уроки ваши
Мы спешим с любовью.

Желаем вам энергии,
Бодрости, терпения,
Пусть будут вам подарком
Наши достижения.

Без учебников, тетрадей,
Только форма и настрой,
Мы идем на физкультуру,
Дружно встанем в длинный строй,
Но сегодня день особый,
Праздник всех учителей,
Физрука мы поздравляем,
Будет он пускай добрей!

Поздравляем замечательного учителя физкультуры, который вкладывает в наше молодое тело здоровый дух. Желаем бодрости, терпения и здоровья. Пускай Ваш вклад в наше физическое воспитание будет по достоинству вознагражден медалями, званиями и успехами Ваших учеников. Желаем собственных успехов, жизненных побед и взятия новых целей. С днем учителя!

В день учителя в шеренгу
Ровную мы встанем,
Вас, учитель физкультуры,
С праздником поздравим.

Мы желаем, чтоб из нас
Вы сделали спортсменов,
Будем бегать на уроках
И на переменах.

Будем радовать своими
Вас мы достижениями,
Обеспечим на всю жизнь
Хорошим настроением.

3.Воспитательные:

4.Оздоровительные:

5.Контроль:

  • медицинский мониторинг;
  • психологический мониторинг;
  • педагогический мониторинг.

Заложить основы воспитания здорового и гармонично - развитого молодого поколения;

Я не могу повлиять на изменение, улучшение условий образовательной среды, но я могу через уроки, занятия спортом, установить взаимодействие с семьей, помочь укреплению и сохранению здоровья детей. Сохранять и укреплять здоровье детей можно по - разному: беседами, стандартными мероприятиями и т.д., но самый действенный метод - каждому современному учителю сделать здоровьесбережение главным стилем своей педагогической деятельности. Но для этого нужна определенная мировоззренческая культура, твердые убеждения и знания.

Цветотерапия оказывает положительное влияние, как на психоэмоциональное состояние человека, так и на лечение различных заболеваний. Синий цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Этот цвет использую для лечения бронхита, астмы, мигрени, ушибов и воспалений. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы, полезен для лечения гипотонии. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет - цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия, полезен для лечения сахарном диабете, кожных заболеваниях, при истощении нервной системы.

Белый - несет положительный заряд добра и удачи. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему и способствует очищению организма от шлаков.

Обязательным условием реализации модели комплексного использования здоровьясбережения в физическом воспитании школьников является опора на принципы гуманистического воспитания.

Известно, что дети сильно подвержены к простудным заболеваниям и эффективным средством против них является закаливание организма. Так как в нашей школе нет бассейна, душа, тоя в своей практике опираюсь на естественные факторы закаливания и провожу большую часть занятий на свежем воздухе, температурный предел которых - 18 градусов. При проведении занятий на свежем воздухе включаю бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол, а также занятия на спортивной площадке, где оборудованы волейбольная и баскетбольная площадки и площадка для подвижных игр.

Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять - заинтересовать, прежде чем заставить действовать - подготовить к действию, прежде чем сообщить что- то новое - вызвать ожидание нового.

Одно из решений проблемы мотивации - изменить оценочную систему. Каждый должен быть подготовлен согласно своим кондициям. Привлекательна только та деятельность, которая успешна. Ребенок должен иметь успех как результат определенных усилий. При оценке достижений на первое место ставлю не выполнение учебных количественных нормативов, а индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей, которые при положительном отношении ученика к предмету отражают его прилежание. Учащийся нацеливается на улучшение собственного результата, а поскольку эта цель реальна, достижима (в отличии от норматива на «5», недоступного для большинства учащихся) то это поддерживает интерес у учащихся к предмету. Ученик получает оценку за улучшение собственного норматива. Для ведения учета каждым учеником заполняется «карточка учета личных достижений». Заполняя эту карточку учащиеся наглядно видят собственные улучшения.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая концепция учителя физкультуры»

Педагогическая концепция учителя физкультуры

НСШ им.Х.Д.Авшалумова.с Нюгди.

В твоих руках, учитель, наш XXI век Агашов Аким.Агакшиевич.

А веком, как известно, правит человек,

Который созидает, творит и создает,

Который за собою всегда вперед ведет!

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Мы не видим сегодня абсолютно здоровых детей, а многие просто не замечают или не хотят замечать, что идущие за нами поколение слабее и немощнее нас. Это катастрофа, которая уже пришла в наш дом и о которой никто не хочет говорить. Но нужно уже сейчас принимать самые необходимые меры.

От нас, учителей, зависит, какой будет новая школа.

И особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.

Именно поэтому ведущая идея моей концепции – укрепление и сохранение здоровья школьников, направлена на формирование у родителей, школьников ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья в условиях модернизации образования, осознание здоровья не только как смысла жизни, но и как ресурса для повседневной жизни.

Что может сделать для решения этой проблемы учитель физической культуры? Как много сегодня должен знать и уметь школьный учитель физкультуры, чтобы быть нужным и полезным современным детям?

Говоря о системе работы по укреплению здоровья школьников, педагогу важно суметь определить цель, задачи, принципы и основные направления в своей работе, которым необходимо неукоснительно следовать самим педагогам, а затем уже приобщать учащихся и родителей.

Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня.

С учетом цели были поставлены следующие задачи :

1 .Организационные:

    создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

    создание основы для нормального роста и полноценного развития учащихся, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий.

    организация сотрудничества педагогов, детей, родителей.

2.Методические:

    Использование в работе современных педагогических технологий, направленных на сохранение, укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся.

    использование руководств по здоровому образу жизни, специальной литературы и консультаций специалистов;

3 .Воспитательные:

    Воспитать всесторонне и гармонично развитую личность

4.Оздоровительные:

    коррекция отклонений физического развития

    улучшить психоэмоциональное состояние учащихся

5.Контроль:

    медицинский мониторинг;

    психологический мониторинг;

    педагогический мониторинг.

Реализация моей концепции позволит достичь ожидаемых результатов:

    Улучшить физическое состояние детей и подростков;

    Заложить основы воспитания здорового и гармонично – развитого молодого поколения;

    Повысить мотивацию у учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Я не могу повлиять на изменение, улучшение условий образовательной среды, но я могу через уроки, занятия спортом, установить взаимодействие с семьей, помочь укреплению и сохранению здоровья детей. Сохранять и укреплять здоровье детей можно по – разному: беседами, стандартными мероприятиями и т.д., но самый действенный метод – каждому современному учителю сделать здоровьесбережение главным стилем своей педагогической деятельности. Но для этого нужна определенная мировоззренческая культура, твердые убеждения и знания.

В наше сложное время учитель обязан непрерывно совершенствоваться, повышать профессиональный уровень. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске своих индивидуальных подходов к обучению и воспитанию детей, ищу особый авторский почерк. Основными направлениями своей педагогической деятельности считаю обновление содержания образования. Мною была скорректирована учебная программа с применением фитболгимнастики, основанная на современных положениях школьной педагогики, возрастной психологии и физиологии, теории и практики физического воспитания, а также основных компонентах (базовом и вариативном) действующей программы по физическому воспитанию для 1-11-х классов Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2004 г. Отличие этой программы от других программ заключается в том, что на каждом занятии происходит комплексное развитие физических качеств детей.

Работая учителем физической культуры, имея опыт работы, я могу определить основные направления здоровьясбережения на своих уроках:

    Цветотерапия;

    Фитболгимнастика;

    Парадоксальная дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой в сочетании с элементами акупрессуры;

    Игротренинг.

Цветотерапия оказывает положительное влияние, как на психоэмоциональное состояние человека, так и на лечение различных заболеваний. Синий цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Этот цвет использую для лечения бронхита, астмы, мигрени, ушибов и воспалений. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы, полезен для лечения гипотонии. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия, полезен для лечения сахарном диабете, кожных заболеваниях, при истощении нервной системы.

Белый – несет положительный заряд добра и удачи. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему и способствует очищению организма от шлаков.

Упражнения фитболгимнастики тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений. Цель комплексов массажа и дыхательной гимнастики заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.

Такие игры как пионербол, настольный теннис, бадминтон, волейбол доставляют детям большое удовольствие и способствуют укреплению здоровья. Занятия настольным теннисом и бадминтоном очень полезны для учащихся с ослабленным зрением. Наблюдение за полетом волана или теннисного мяча способствует укреплению глазных мышц, а постоянное передвижение по площадке развивают ловкость, быстроту, координацию, выносливость.

Обязательным условием реализации моделикомплексного использования здоровьясбережения в физическом воспитании школьников является опора на принципы гуманистического воспитания.

    Научить ребёнка быть независимым. Чем больше мы для него делаем, тем меньше он учится делать для себя сам, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».

    Настраивать ребёнка на успех. Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

    Воодушевлять ученика максимально быть самим собой, ободрять, чтобы он гордился своими достижениями.

    Не требовать от ученика, того, что он не в состоянии выполнить. Создать условия для развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

    Не высмеивать страхи ребёнка, постараться найти их причину и пути преодоления.

    Создать благоприятный психологический климат на уроке, способствовать повышению самооценки учащихся.

В основе моей деятельности лежат принципы личностно - ориентированного обучения, позволяющие диагностировать и развивать индивидуальные физические данные ребенка. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. На практике он реализуется следующим образом: построение не по росту, а по степени физической подготовленности; индивидуальные физические упражнения в зависимости от характера заболеваемости и самочувствия.

Зная особенности физического развития детей, предлагаю упражнения различной степени сложности, что предоставляет возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

В своей деятельности в аспект реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры включаю: знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся, включение в процесс занятий элементов активного отдыха, совместная работа с работой медицинского кабинета, обеспечение необходимых гигиенических условий спортивного зала.

Результаты ежегодных медицинских осмотров позволяют строго дозировать нагрузку обучающихся с различными видами патологий и подходить индивидуально для выполнения разнообразных видов упражнений контрольных испытаний. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то я корректирую индивидуальные задания. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.

Известно, что дети сильно подвержены к простудным заболеваниям и эффективным средством против них является закаливание организма. Так как в нашей школе нет бассейна, душа, тоя в своей практике опираюсь на естественные факторы закаливания и провожу большую часть занятий на свежем воздухе, температурный предел которых – 18 градусов. При проведении занятий на свежем воздухе включаю бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол, а также занятия на спортивной площадке, где оборудованы волейбольная и баскетбольная площадки и площадка для подвижных игр.

Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщить что- то новое – вызвать ожидание нового.

Одно из решений проблемы мотивации – изменить оценочную систему. Каждый должен быть подготовлен согласно своим кондициям. Привлекательна только та деятельность, которая успешна. Ребенок должен иметь успех как результат определенных усилий. При оценке достижений на первое место ставлю не выполнение учебных количественных нормативов, а индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей, которые при положительном отношении ученика к предмету отражают его прилежание. Учащийся нацеливается на улучшение собственного результата, а поскольку эта цель реальна, достижима (в отличии от норматива на «5», недоступного для большинства учащихся) то это поддерживает интерес у учащихся к предмету. Ученик получает оценку за улучшение собственного норматива. Для ведения учета каждым учеником заполняется «карточка учета личных достижений». Заполняя эту карточку учащиеся наглядно видят собственные улучшения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Применение ИКТ на уроках физической культуры позволяет: демонстрировать технические приемы выполнения упражнения и т.д.;

проверять уровень теоретических знаний учащихся, причем с малыми затратами времени, например, тест, и сразу же ученик может обозревать результат тестирования;

проследить динамику развития физических способностей;

использовать дистанционные формы обучения и проектную деятельность.

Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, в виде презентаций, на мой взгляд, позволят с интересом воспринимать ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации включаю фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.

Поэтому современные уроки физкультуры – это уроки – исследования, уроки открытия. У меня не бывает занятий без экспериментов, и эксперименты в них играют очень важную роль – исходных моментов познания и материала для обсуждения, постановки проблем и поиска закономерностей.

Постоянно нахожу информацию о различных конкурсах, в которых ребята смогли бы принять участие, стараюсь заинтересовать, поддержать, помочь в исследовательской деятельности. Совместно с учащимися 7-9 классов разработала социальный проект «Будущее планеты в наших руках», который был одобрен Российской академией образования. С этим проектом заняла II место во II Всероссийском конкурсе по патриотической проблематике в номинации патриотика и здоровье человека.

Для совместной досуговой деятельности взрослых и детей разработала проект «На площадку в выходной – мы выходим всей семьей».

Следовательно, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.

Кроме урочной формы проведения занятий провожу внеклассную работу по предмету. Она способствует развитию дарований учащихся, расширяет кругозор, способствует их физическому развитию.

В школе работает Спортивный клуб «Олимпиец», туристический клуб «Экстрим». Традиционно в школе проводятся дни здоровья, спортивные соревнования, праздники физической культуры.

Ежегодно команды нашей школы являются победителями и призерами окружных, областных и всероссийских соревнований, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и кубки.

«Я выбираю здоровый образ жизни», лауреат всероссийских соревнований по мини - футболу среди девушек. Хочется верить, что у девушки появился «вкус» к успеху, и она добьется поставленных целей.

Подрастают новые «звездочки», и я все делаю, чтобы их становилось больше и больше, каждый ребенок сумел проявить способности и таланты. Без этого, по моему мнению, невозможна работа современной школы.

Анализируя опыт своей работы, я могу сделать вывод, что моя система работы является оптимальной в условиях новой школы, благоприятно влияет на личность учащихся и дает стабильно положительные результаты. Реализация содержания разработанной мной педагогической модели позволила значительно улучшить и расширить круг интересов и мотивационно - ценностных ориентаций в области физкультурно - оздоровительной деятельности более чем в 2 раза (на 45%) повысился процент учащихся регулярно посещающих занятия по физкультуре, происходит укрепление опорно - двигательного аппарата, сократилось число пропусков уроков по болезни, развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость.

Я убеждена, что творческий подход к работе, а именно, разработка и реализация образовательных здоровьесберегающих программ, проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий могут реально помочь не только физическому, но и духовному становлению ребенка.
Моё мнение таково, самыми лучшими урокам становятся те, на которых ученики самостоятельно стараются повысить свой уровень физической подготовки, добиваются желаемого результата, не останавливаются на достигнутом, а поднимают «планку» выше. Тем самым, укрепляя своё здоровье.

Живу надеждой, что двадцать первый век будет веком возрождения физического совершенствования, духовности, веком нравственного расцвета, веком души и сердца, а не холодного разума.

Должностная инструкция учителя физкультуры

Общие положения

  1. Учитель физкультуры школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
  2. В своей деятельности учитель физкультуры руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
  3. Учитель физкультуры должен знать:
  • Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
  • основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
  • средства обучения и их дидактические возможности;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностные обязанности учителя физкультуры

  1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
  2. Учитель физкультуры обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
  3. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
  • безопасное проведение образовательного процесса;
  • принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
  • проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
  • организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
  • осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

4. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.



5. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.

6. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях

контроля за работой.

7. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

8. Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

9. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании»,

Конвенции о правах ребёнка.

10. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).

11. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности

методических объединений и других формах методической работы.

12. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических

советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а

также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

13. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как

классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на

дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

14. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.

15. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.

16. Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей

собрания.

17. Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по

оказанию помощи пострадавшим.

18. Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.

19. Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до

столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.

20. Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на

следующий день.

21. Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения

контрольных и лабораторных работ на месяц.

22. Учителю физкультуры запрещается:

§ изменять по своему усмотрению расписание занятий;

§ отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между

§ удалять учащегося с урока;

§ курить в помещении школы.

23. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

§ проводит паспортизацию своего кабинета, спортивного зала;

§ постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения

учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

§ организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

§ в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в

установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

§ разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

§ принимает участие в смотре учебных кабинетов.

Права учителя физкультуры

  1. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
  2. На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
  3. На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
  4. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
  5. На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
  7. На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
  8. На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
  9. На защиту профессиональной чести и достоинства.

Ответственность учителя физкультуры

  1. За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
  2. За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
  3. За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
  4. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
  5. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

С инструкцией ознакомлен: __________________(________________)