Старение педагогических кадров проблема образования. Современные проблемы формирования кадрового потенциала в школе

Все большее число людей в нашей стране разделяют положение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником ее долговременного процветания в современных условиях все ускоряющегося технического прогресса и усиливающейся конкуренции. В свою очередь эта способность во многом зависит от компетентности руководителей всех уровней и специалистов по управлению персоналом: понимания важности этой отрасли управления, знания общих закономерностей поведения человека в организации, владения современными методами управления персоналом.

Актуальность данной темы определяется появлением новых задач в управлении человеческими ресурсами, возникающих перед российскими предприятиями в современных экономических условиях.

Одним из необходимых условий и гарантий того, что с людьми обращаются в соответствии с декларируемыми организацией ценностями, является четкая формулировка кадровой политики организации.

Кадровая политика – это системе правил и норм, определяющих отношения организации и нанимаемого персонала. Формирует принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу, реализуется в философии предприятия, правилах внутреннего распорядка, коллективном договоре.

Вопросам “кадров”, “кадровой стратегии и политики”, “стратегии управления персоналом”, “формированию трудового потенциала”, “формированию человеческих ресурсов” посвящено значительное количество работ как зарубежных (М. Армстронга, И. Ансоффа, Р. Аткинсона, Г. Беккера, А. Смита и др.), так и отечественных (Т.Ю, Базарова, А.Я. Кибанова, Б. М. Генкина, С.В. Шекшня, С.А. Дятлова и др.) авторов.

Кадровая политика – как процесс, направленный на реализацию определенной цели, включающего цель, средства и результат, и выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании окружающего мира. Эту позицию обобщает А.И. Турчинов, который считает кадровую политику “социальным явлением, отражающим наиболее общие, стратегические направления деятельности субъекта социологического управления по формированию, развитию и рациональному использованию профессионального и трудового потенциала предприятия, организации, общества”.

Характерные проблемы кадровых служб российских организаций обобщил А.Я. Кибанов. Среди них назвал медленное обновление и недостаточный приток молодых работников, низкий уровень повышения квалификации работников кадровых служб, недостаточность информации о формировании резерва кадров, проведения аттестации.

В настоящее время кадровая политика начинает охватывать области, ранее не учитывавшиеся в кадровой работе. Это сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с администрацией, с новыми общественными организациями в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную отдачу персонала.

Зарубежный опыт показывает, что в современном бизнесе особое значение имеет каждый работник, возрастает влияние качества его труда на конечные результаты всей компании. О моральном и материальном стимулировании, а также социальных гарантиях как самых важных аспектах кадровой политики, проводимой в организации, писал Дятлов В.А.

Основная проблема кадровой политики, по мнению В.А. Спивака, - организация отношений власти – подчинения и совместной деятельности, определение ролей субъектов организации, определение форм, задач, содержания деятельности субъектов организации, принципов и методов их взаимодействия. Кадровая политика зависит от восприятия руководством организации персонала.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех видов и типов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно – педагогических работников образовательных учреждений. По статистическим данным средний возраст педагогов Иркутского района составляет 57 лет.

“Утечка умов” является в ряде случаев проблемой для кадрового обеспечения образовательных учреждений различных уровней системы образования. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.

Кадровая политика существует в любой организации, но ее ясная формулировка говорит о том, что компания во главу угла ставит “человеческий фактор”.

Анализируя периодические издания для образовательных учреждений, можно сделать вывод о том, что вопросу кадровой политики в образовательных учреждениях уделяется достаточно внимания. Так в работе Жука Н.Н. отмечается, что “ главные направления и приоритеты развития образования, которые являются определяющими, это:

  • кадры;
  • уровень материально-технического обеспечения школы;
  • содержание образования;

Главная задача – отбор и подготовка будущих учителей. Для этого нужна программа, подразумевающая создание системной работы в этом направлении. Выработать систему отбора и подготовки школьных управленцев – одна из основных задач по организации управленческой работы в организации. Учить детей в сегодняшней и завтрашней школе должен учитель, владеющий в совершенстве новейшими методическими, информационными, коммуникационными технологиями. Поэтому национальный проект – это в первую очередь один из способов повысить престиж учительского труда.

Важность делегирования полномочий в образовательном учреждении подчеркивается Д.Е.Фишбейном. Он указывает, что директор не должен брать все функции на себя, а нужно стремиться к созданию взаимодополняющей команды .

И. Адезис предлагает один из подходов к решению этой проблемы. Он размышляет над сущностью менеджмента и лидерства и утверждает, что руководитель не должен и не может быть лидером во всем, нужно создание взаимодополняющей команды - как кадровое мероприятие.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и раскрыты в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России.

В рамках подпрограммы “Педагогические кадры России” Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования. Они будут включать в себя следующие основные направления:

  • повышение статуса педагогического работника
  • усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования
  • повышение профессионализма педагогических кадров: разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки педагогических кадров, реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников образования, организация и проведение всеобуча по информационным технологиям, реорганизация методической службы органов управления, создание эффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестации руководителей органов управления образования и образовательных учреждений.

Для того чтобы выжить в условиях стремительно меняющейся системы ценностей, уменьшения бюджетного финансирования, школа как некоммерческая организация должна обратиться к проблеме, качества образования. Качество – цель всех инновационных процессов.

Ожидаемый результат можно достичь при условии, что каждый сотрудник, и не только учитель, нацелен на качество образования, имеет соответствующую мотивацию. Отсюда определяются задачи кадровой стратегии:

Подготовка кадров. Именно подготовка, несмотря на то, что это не функция детского образовательного учреждения. Изучая профессиональные возможности своих сотрудников, вы можете создать неформальную систему проблемных семинаров, творческих групп, направить своих людей на, если можно так сказать, личностно проблемные курсы повышения квалификации.

Создание условий постоянной потребности в самообразовании.

Создание так называемого квалифицированного запаса кадров, который применительно к сегодняшней ситуации может показаться избыточным, но в перспективе даст возможность развивать качество процесса. Данные кадры легко можно будет переквалифицировать, они быстрее адаптируются в новых структурных изменениях. Так, предвидя наступающее сокращение начальной школы, ряду учителей, в которых администрация видела ценностный ресурс, было предложено переквалифицироваться на специальности байкаловедение, психология, логопедия и т.д. Тем самым сохраняются профессиональные кадры до периода окончания демографического кризиса, сохраняется человеческое достоинство учителей, не окунув их в проблемы безработицы, решаются кадровые задачи основной школы. Поднимается имидж школы, которая заботится о своих сотрудниках;

Разработка новых форм стимулирования. Среди множества используемых нами рычагов поощрения следует отметить такой, как доверие. Доверие работать в трудном классе, руководить проблемным семинаром и т.д.

Создание системы обратной связи. Это всегда “западающая” составная часть управленческих функций.

Наряду с доверием передача ответственности за дополнительный функционал.

Установление правильного соотношения доверия и контроля, свободы, творческой инициативы и четкости исполнительской дисциплины.

Формирование команды единомышленников.

В школе, к сожалению, сложилась и утвердилась система так называемого пожизненного найма. Вопрос карьеры здесь сложен в силу недостаточности ступеней вертикального продвижения: учитель, заместитель директора, директор. Но ведь доказано, что каждые 3–4 года сотруднику требуется перемещение, иначе наступает застой, консервация личности, Повышение по службе дает людям моральное удовлетворение престижного выделения, что является оценкой его достоинств окружающими, являясь главным мотивационным фактором.

Известно, что любая, даже казалось бы очень положительная инновация требует затрат времени и энергии педагогов. Поэтому именно от их отношения к очередному педагогическому или управленческому новшеству и зависит, в основном, его реализация. Начинающий инновационный процесс администратор сталкивается с далеко неоднозначной реакцией педагогов. Он имеет дело с неоднородными группами, у каждой из которых свои ожидания в отношении поведения директора.

В образовательных учреждениях, особенно это присуще сельским школам, не всегда принимают положительно какие-либо нововведения, изменения. Огромное поле поиска свежих решений связано со стратегией риска или учета неожиданностей. Сопротивление сотрудников возникает всегда и связано:

  • с непониманием необходимости перемен;
  • радикальным введением новых задач;
  • с неподготовленностью людей;
  • с действием фактора организационной инерции, которая охватывает, в лучшем случае, до 30% членов коллектива;
  • с фактором неопределенности результата;

Сегодня в системе образования нужны управленцы, предпочитающие делать ставку на инновации и перспективы, не рассчитывающие на мгновенную отдачу. Эти руководители видят преимущества изменений в организации и берутся за их реализацию. Такая роль предполагает наличие хорошего стратегического мышления, способности осуществлять долгосрочное прогнозирование и умение моделировать любые ситуации и проблемы, возникающие в ходе деятельности. В штатном расписании есть наличие должностей для реализации этого направления, но присутствует непродуктивное заполнение данных вакансий, нужны для этого подходящие кадровые мероприятия.

Я считаю, что проблема совершенствования кадровой политики в образовательном учреждении мало изучена и является актуальной темой.

Сегодня от необходимости перемен не избавлена ни одна школа. Учебное заведение, которое не развивается, рискует просто перестать существовать. А развитие - это поиск и внедрение новых технологий, совершенствование знаний, умений и навыков педагогов, повышение их профессиональной квалификации. В этих условиях на руководителя ложится тяжелое бремя взвешивать все “за” и “против”, постоянно думать, каким образом действовать, и принимать такие решения, которые не оттолкнут педагогов. Ведь, строго говоря, изменяется не организация как таковая, а люди в ней.

Литература:

  1. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород: НИМБ, 1997
  2. Турчинов А.И. Социальное измерение государственной кадровой политики// Человек и труд – 2001, №7, с.58
  3. Кибанов А.Я. Захаров Д.К. Организация управления персоналом в организации, М.: ГАУ, 1999
  4. Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет деловых отношений. – М.: Академия, 1997
  5. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом СПб.: Питер, 2000
  6. Жук Н.Н. Завтрашний день нашей – каким он будет?/ Н.Н. Жук // Директор школы 2007, №5
  7. Фишбейн Д.Е. Кто кого перехитрит, или “Игры” руководителя и контигры подчиненных / Д.Е. Фишбейн //Директор школы №5, 2007
  8. Адезис И. Идеальный руководитель; почему им нельзя стать и что из этого следует. / И. Адезис // Директор школы, №4, 2007
  9. Материалы к зональному совещанию руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием Иркутской области, май 2006

Мария Перестрибова
Проблема подготовки педагогических кадров

ПЕРЕСТРИБОВА М. А.

г. Балашов,

МАДОУ д/с «Юбилейный»

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Процесс прогрессивного развития общества зависит от большого количества факторов, среди которых важное место занимает фактор воспроизводства знаний, навыков, ценностей общества во времени, обеспечивающийся в процессе педагогической деятельности . От того, насколько эффективно она функционирует, впрямую зависят темпы роста той или иной культуры, ее способность адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам времени, гибкость и жизненная сила.

Проблема подготовки педагогических кадров на данный момент очень актуальна. Сейчас плановая система подготовки специалистов и направления их на работу разрушена, вузы готовят специалистов «неизвестно для кого» , на данный момент нет официальной статистики по выпускникам и их трудоустройству. Поэтому ответить на вопрос : сколько и каких специалистов необходимо сегодня обществу затруднительно.

В образовательную сферу приходит очень мало молодых педагогов . Чтобы завтра было кому учить и воспитывать детей, проблему нужно решать уже сейчас.

Одной из главных проблем комплектования школ и детских садов специалистами является эффективность педагогического ВУЗа – трудоустройство выпускника, в том числе, по специальности. Но зачастую многие, получив образование, устроиться в школу или детский сад не спешат. Количество бюджетных мест резко снижается, по некоторым педагогическим специальностям получить бесплатное образование невозможно уже сейчас. Желание получить его за деньги, не имея гарантии трудоустройства и достойной заработной платы, не много. И вообще, на данный момент происходит падение престижа педагогических вузов .

Для того чтобы молодые педагоги пришли в детские сады и школы, необходимо сделать все возможное для снижения социальных разочарований российских педагогов . Этот процесс гораздо страшнее кризиса в экономике, потому что именно мировоззренческая основа личности и социальный статус учителя определяют интеллектуальный потенциал и нравственное здоровье любого общества. Нельзя забывать, что прочность любого государственного образования зависит от того, из какого социального материала сформирована элита народа.

Проблема ещё и в том , что педагоги так придавлены валом обязательных для заполнения отчетов, выполнения методических инструкций, которые спускаются с вышестоящего уровня. Что значительно отнимает время от работы непосредственно с детьми и самообразования. Так же снижается привлекательность профессии.

Ещё одной из главных проблем является – повышение квалификации педагогов в связи с новыми образовательными стандартами. Педагог обязан иметь высшее педагогическое специальное образование. Что затронуло многие педагогические коллективы .

На примере нашего детского сада «Юбилейный» 80% воспитателей не имеют специального образования и только 20% имеют высшее специальное образование. Это значит, что вопрос о получении остальными высшего специального образования встал достаточно остро. И это коснулось не только одного детского сада, но и других образовательных учреждений.

В настоящее время, когда образовательные учреждения, особенно в сельской местности, не укомплектованы специалистами (физика, математика, русский язык и т. д.) и педагоги вынуждены наряду со своими предметами преподавать и другие.

Конечно, данные проблемы нужно решать в комплексе. Мы считаем, что, прежде всего, необходимо :

разработать целевой набор студентов, чтобы заинтересованные в привлечении кадров , город и район, были уверены, в том, что учитель или воспитатель, получив высшее образование, придет в школу или в детский сад по целевому направлению;

повысить привлекательность профессии педагога ;

проводить информационно-разъяснительную работу, чтобы «воспитывать» педагога со школьной скамьи . В последнее время участились случаи негативных высказываний на федеральных каналах телевидения и радио о педагогах , хотя есть в большем количестве достойные примеры.

Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15193УДК 37.014.5

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров[email protected]

Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации

Аннотация.В настоящее время в Российской Федерации начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.».В качестве перспективных направлений деятельности в статье выделены использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентация содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; актуализация возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды вуза. Ключевые слова: модернизация педагогического образования, инновационные модели подготовки педагогических кадров.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

За последнее десятилетие система подготовки педагогических кадров в Российской Федерации претерпела существенные изменения. Начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.» . Среди наиболее значимых новшеств в сфере подготовки педагогов можно назвать:1.Изменение перечня педагогических образовательных программ. В рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» вместо комплекса учительских специальностей, по которым шло обучение по ГОС, начата реализация следующих направлений:«Педагогическое образование» (с одним и двумя профилями), «Психологопедагогическое образование», «Профессиональное образование»,«Специальное (дефектологическое) образование». 2.Переход на уровневую систему подготовки кадров для образования по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. 3.Значительное сокращение количества профильных учебных заведений, что приводит к использованию вариативных моделей подготовки и «многоканальному входу» в педагогическую профессию.4.Существенные изменения содержания подготовки обучающихся через обеспечение его ориентации на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога.Такие комплексные изменения требуют координации усилий образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов, органов управления образованием, всего педагогического сообщества для обеспечения качества подготовки специалистов.Выделим перспективные направления деятельности, обеспечивающие модернизацию педагогического образования в вузе, и покажем особенности их реализации на примере одного из ведущих университетов Российской Федерации, осуществляющих подготовку педагогических кадров, –Вятского государственного гуманитарного университета.Приоритетным направлением деятельности, по нашему мнению, является построение гибких и вариативных траекторий подготовки на всех уровнях педагогического Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 2

образования через реализацию профильных программбакалавриата, магистратуры, аспирантуры и программ дополнительного образования . Внастоящее время Вятский государственный гуманитарный университет является единственным государственным вузом в Кировской области, реализующим полную вертикаль программ всфере педагогического образования. Кадровой основой системы образования Кировской области являются более 20000 выпускников ВятГГУ, работающих в 1300 образовательных учрежденияхвсех уровней и типов. С учетомтогообстоятельства, что выпускники университета осуществляют профессиональную деятельность в качестве педагогов,психологов и руководителей 487учреждений дошкольного, 609 общего, 126 дополнительного, 20 начального профессионального и 55 среднего профессиональногообразования, 32 учрежденийвысшего профессионального образования г. Кирова и Кировской области, качество системы образования Кировской области во многом обусловлено стабильным функционированием старейшего вуза Вятки–Вятского государственного гуманитарного университета. В ВятГГУ реализуется69 основных профессиональных образовательных программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», из которых 2 –среднего профессионального, 28–бакалавриата, 13–специалитета, 9–магистратуры, 9–аспирантуры. Количество обучающихся по данным программам в настоящее время составляет около 20% общего контингента обучающихся в университете. Однакообеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами попрежнему остается существенной проблемой. Среди педагоговболее 20% составляют учителяпенсионного возраста. При этомдоля учителей со стажем работы до 5 лет всего 7%. Общая потребность в педагогах по области составляет в 2015 г.412 человек(159% от ежегодного количества выпускников ВятГГУ по УГСН «Образование и педагогические науки»). Таким образом, при существующем количестве выпускников потребность в кадрах не восполняется в полной мере. Данная проблема в Кировской области решается комплексно, путем консолидации усилий общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов по отбору кандидатов для обучения по педагогическим специальностям и направлениям подготовки; реализации системы «сопровождения» студента в период обучения в вузе; осуществленияматериального стимулирования; оказаниякомплексной (организационнометодической, материальной, жилищной и т.п.) поддержки молодых специалистов, возвращающихся после окончания учебного заведения на работу в школу. В нашем регионе такой переговорной площадкой стал ВятГГУ, на базе которого с 2011г.функционирует Совет по педагогическому образованию. С 2012 г.ВятГГУ совместно с Департаментом образования региона проводитобластной конкурс творческих работ учащихся «Хочу стать учителем!»,победители которого поощряются правом включения в список лиц, направляемых для поступления в университет на условиях целевого приема. Например, из 46 участников конкурса –выпускников 11хклассов 2014 г.были зачислены на педагогические направления подготовки в ВятГГУ 22 человека. С2011 г.студентам, заключившим договор об обучении на условиях целевой контрактной подготовки, из средств регионального бюджета ежемесячно выплачивается социальная выплата в размере 5 тысяч рублей. В 2014 г.заключены договоры о целевом приеме на программы бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование и Психологопедагогическое образование со 160 студентами и с 73 организациями, в том числе 53, находящимися в районах Кировской области. Такие согласованные действия позволяют рассчитывать на преодоление проблемы «двойного негативного отбора» и обеспечение притока в образовательные организации молодых учителей. Об Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 3

имеющейся положительной динамике говорит конкурс на педагогические направления подготовки. Он в 2014 г.составил 7,8 человекна место и был выше, чем средний по вузу. За последние 3 года он вырос в 1,4 раза.Важным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, можно рассматривать проектирование процесса профессиональной подготовки на основе требований «Профессионального стандарта педагога» и новых стандартов школьного и дошкольного образования с последующей корректировкой структуры образовательных программ . Апробация таких инновационных моделей подготовки педагогов в настоящее время осуществляется в рамках проекта «Модернизацияпедагогического образования». ВятГГУявляется соисполнителем работ по двум проектам: 1.«Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки–Психологопедагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия». Проект реализуется на основании договора с Казанским (Приволжским) федеральным университетом.2.«Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учительдефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования. Проект реализуется на основании соглашения с Московским педагогическим государственным университетом. В процессе реализации данных проектов вузамипартнерами на сетевой основе осуществляется разработка содержания и апробация новых модулей экспериментальных образовательных программ.Опыт апробации новых модулей образовательных программ позволяет выделить ряд сильных сторон «Проекта модернизации педагогического образования», среди которых: концентрация базисных компонентов академического психологопедагогического знания, служащего основой для усиления практических компетенций, закладываемых в новый профессиональный стандарт; использование интерактивного обучения через разработку и более широкое применение деятельностных личностноориентированных технологий; реализация рассредоточенной практики, включающей несколько этапов ее прохождения: организационноподготовительный, этап реализации профессиональных действий, заключительный этап, рефлексивный этап. Рассредоточенная практика позволяет обучающимся более полно реализовывать знания, умения, трудовые действия, полученные в рамках аудиторных занятий, более широко и содержательно представлять результаты ее прохождения в индивидуальных планах, фотоотчетах, эссе, видеоотчетах, дневниках практики. Существенным перспективным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, мы рассматриваем активное использование потенциала всех видов деятельности и социальных практик, в которые включены обучающиеся в процессе профессионального образования; развитие интеграции различных социальных институтов, заинтересованных в подготовке современного педагога. Ключевой проблемой в повышении качествапедагогического образования попрежнему остается практическая подготовка обучающихся. Поэтому активная «педагогизация» вузом социокультурной среды региона, включение в процесс Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 4

профессионального образования новых субъектов становятся необходимым условием подготовки компетентного специалиста. Только в 2014/2015 учебном году в ВятГГУ действовали 124 коллективных (долгосрочных договора) и 209 срочных (индивидуальных) договоров с образовательными организациями Кировской области, на базе которых студенты проходят практику. Вуз является координатором 24 региональных инновационных площадок, на базе которых наши студенты осваивают лучшие образовательные практики, выполняют выпускные квалификационные работы под руководством лучших педагогов. В данном контексте в качестве «точек роста» следует считать использование инновационных форм реализации программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», таких, например, как сетевая и дистанционная. Сетевое взаимодействие с ведущими профильными вузами Российской Федерации в области педагогического образования позволит объединить их кадровый и научный потенциал, тиражировать уникальный опыт подготовки педагогов. Так, ВятГГУ планирует начать реализацию образовательных программ в сетевом формате с Арзамасским филиалом ФГАОУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова». Можно констатировать, что успешно проходит апробация шестиобразовательных программ педагогического бакалавриата и магистратуры с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время на них обучаются уже 156 человек, которые связывают свою будущую профессиональную деятельность с профессией педагога.Таким образом,можно констатировать, что в Российской Федерации в ходе реализации «Проекта модернизации педагогического образования» осуществляется формирование инновационной системы подготовки педагогов. Она предусматривает в качестве приоритетов использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентацию содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; максимальную актуализацию возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды.

Ссылки на источники1.Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014–2017. –URL:http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14. 2.Ходырева Е.А. Вариативные модели подготовки педагогов в гуманитарном вузе// Педагогическое образование в системе гуманитарного знания: сборник статей Всероссийского научного конгресс.Приложение №1 к журналу «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета».–Киров: Издво ВятГГУ, 2014. –С.43–45.3.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550). –URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

Elena Khodyreva,Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ViceRector for Academic Affairs, Vyatka State University of Humanities, [email protected] and prospects of teacher training in higher educational institutions of the Russian FederationAbstract. Currently, the Russian Federation launched the “Program of modernization teacher education for 2014–2017 years”. The paper deals with the promising directions in education such as the use of variant learning paths and entry into teaching profession; orientation of content and technology of vocational education on demands of educational activities and professional standards of ateacher; updating capabilities and resourcesofbroad social and cultural environment of auniversity.Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 5

Key words: modernization of pedagogical education, innovative models of teacher training.References1.Bolotov,V. A. Programma modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija 2014–2017. Available at: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/documents/show/14(in Russian). 2.Hodyreva,E. A. (2014) “Variativnye modeli podgotovki pedagogov v gumanitarnom vuze”,Pedagogicheskoe obrazovanie v sisteme gumanitarnogo znanija: sbornik statej Vserossijskogo nauchnogo kongress. Prilozhenie № 1 k zhurnalu “Vestnik Vjatskogogosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta”, IzdvoVjatGGU, Kirov, pp. 43–45(in Russian).

3.PrikazMintrudaRossiiot18.10.2013 № 544n«Obutverzhdeniiprofessional"nogostandarta“Pedagog(pedagogicheskajadejatel"nost" vsferedoshkol"nogo, nachal"nogoobshhego, osnovnogoobshhego, srednegoobshhegoobrazovanija) (vospitatel", uchitel")” (zaregistrirovanovMinjusteRossii06.12.2013, registracionnyj№ 30550).Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (in Russian).

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived02.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.06.15ОпубликованаPublished28.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ходырева Е. А., 2015www.ekoncept.ru

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

В связи с проблемами в сфере образования некоторые российские студенты стремятся получить образование за рубежом. Фото: nikolayhg/pixabay.com/CC0 0.1

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

44% опрошенных говорят о нехватке в их школах учителей по математике. О дефиците преподавателей иностранного языка заявили 39%, учителей русского языка и литературы — 30%. 26% учителей отметили нехватку кадров в начальной школе. В исследовании эксперты отметили и сохраняющуюся проблему повышения среднего возраста учителей при «острой нехватке» молодых кадров.

Больше вузов

Духанина полагает, что решением может стать введение национальной системы учительского роста, которая обсуждается уже несколько лет. Эта система упоминается и в новых майских указах Владимира Путина. «Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций», названо одной из приоритетных задач на период до 2024 года

Важно предусмотреть в этой системе не только требования к учителю, но и требования к условиям, в которых преподаватели работают, обращают внимание в ОНФ. Основные меры — это достойный оклад, снижение нагрузки и установка требований к труду учителя, заявили в фонде.

Решить проблему нехватки учителей можно с помощью увеличения числа педагогических вузов, предположил в разговоре с РБК лауреат конкурса «Учитель года 2016», учитель русского языка и литературы школы №7 имени Г.К. Жукова города Армавира Александр Шагалов. «У нас есть Армавирский государственный педагогический университет, поэтому в нашем городе нет проблем с кадрами. Поэтому у нас ситуация лучше, чем, возможно, по стране», — сказал он. При этом Шагалов согласился с тем, что низкая зарплата является причиной нехватки молодых педагогов.

Средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тыс. руб. в 2016 году до 34,9 тыс. руб. в 2017 году. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, РБК на основе данных Росстата в феврале. Еще в двух регионах зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тыс. руб.

Почти 60% российских учителей недовольны своей зарплатой, исследование РАНХиГС, опубликованное в марте. Больше всего недовольны ей преподаватели в селах (60%), чуть меньше недовольны педагоги в региональных столицах (59%). Наиболее удовлетворены зарплатой учителя в небольших городах — таких среди них почти 58%. Отдельно в исследовании отмечалось, что в 2017 году уменьшилась доля учителей, которых полностью не устраивает оплата труда: если в 2016 году их было 32%, то в 2017-м — 25%.

В пресс-службе Минпросвещения сообщили РБК, что ведомство изучит исследование ОНФ, и отметили, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами. «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий — сельские учителя английского языка. Работа учителем все больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают все более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приема в последние годы», — утверждают в министерстве.

За четыре года повысилась привлекательность педагогических программ: вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, на педагогические программы стали поступать 100-балльники и победители олимпиад, также подчеркнули в ведомстве.