Чем заключается проблема личности. Библиографический список использованной литературы

Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить, «конфигурировать» различные представления о нем, полученные в разных психологических теориях, с другой — как уникальное и индивидуальное субъективное образование. В данном обзоре приводятся очень краткое описание основных зарубежных и отечественных персонологических школ, а также ссылки для более детального знакомства с соответствующими концепциями.

Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом

Типологическое направление

В рамках этого направления психология личности понимается как учение о типах личности , а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу.

Внутри типологического направления выделяются варианты.

Типологические исследования личности, как правило, ориентируются на биологические основы, биологические предпосылки развития личности и уделяют недостаточное внимание социально-культурным аспектам, а также межличностным отношениям как факторам и условиям формирования личности отдельного человека. Это относится как к концепции Г.Ю. Айзенка , так и к концепции У. Шелдона .

Факторное направление

Это направление исследований личности, которое остается достаточно популярным и сегодня, связано с изучением черт личности . Это направление представлено, в частности, работами Джеймса Кеттела . Теорию Кеттела так и называют — Факторная теория или теория черт личности . Данная теория, как и направление в целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал (факторов), совокупность которых представляет собой набор черт личности.

В рамках данного направления не уделяется достаточного внимания проблеме изменчивости черт личности, не говоря уже об их формируемости, целенаправленном изменении. Черты здесь понимаются как нечто стабильное , устойчивое, как то, что необходимо выявить с помощью специальной техники, а потом подсчитать корреляции. Но ведь проблема изменчивости действительно существует. В итоге динамика развития личности остается вне исследования.

Классическая психоаналитическая теория личности

ассоциируется прежде всего с работами З. Фрейда . Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития . Считается, что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации . Фиксацией называется закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии психосексуального развития, на все последующие годы.

Психоаналитическая теория личности Юнга

отличается введением в структуру личностного ядра важнейшего с точки зрения К.Г. Юнга элемента — коллективного бессознательного .

Это направление исследований личности, хотя и называется теорией социального поведения, недостаточно разработано, оно сводится к весьма простым положениям и, конечно, уязвимо для критики, поскольку при всех оговорках личность как бы «растворяется» в актуально осуществляемом поведении.

Культурологическое направление

Значительное направление исследований личности связано с анализом культуры, т.е. влияния социального опыта на индивидуума (Например школа К.И. Мая) . Влияние культуры на конкретного человека в рамках данного направления конкретизируется через . Роль — это некая система социальных функций, которые должен выполнять человек, система ожиданий , связанная с выполнением этих функций, это то, чего ждут от человека, если он принимает данную социальную позицию . Требования к одной и той же роли варьируются в различных культурах.

В рамках данного подхода проводится различение видов ролей. Выделяются роли, которые мы не выбираем, которые нам как бы заданы. Например, мужские и женские роли. Есть роли, в выборе которых мы более самостоятельны, скажем профессия.

Положительным моментом этого направления являются попытки преодолеть достаточно популярную биологическую ориентацию в исследовании типов личности, выйти за рамки физиологического подхода и обратиться к социально-культурным факторам.

Однако данный подход имеет одно существенное ограничение: сама культура, социальность понимается в его рамках достаточно узко. Здесь внимание концентрируется, как правило, на ближайшей социальной среде, на ближайшем социальном окружении. Если речь идет об онтогенезе, то это отношения с родителями, с ближайшими друзьями, соседями и т.д. Это, конечно, важная часть социальных факторов. Но она не должна ни в коей мере затенять более широкий класс социальных влияний, факторов, связанных с включением человека в реальный производительный труд, в систему производственных отношений. Этот момент не учитывается в рамках данного направления.

Гуманистическое направление
Экспериментальные исследования личности

Экспериментальные исследования личности можно выделить как особое направление, характеризующееся сознательной ориентацией на эмпирическое изучение отдельных проявлений личности. Это само по себе важно и интересно, но, естественно, не приводит к созданию новых теорий личности. В результате оказывается, что экспериментальные подходы к личности нуждаются во все большем дополнении теорией.


Современные подходы к понятию Я-концепции
Анализ разнообразных теорий личности, представленных в § 8.3, показывает, что учеными, принадлежавшими к психоаналитическому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые факты и положения этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксальным концепциям классического психоанализа), основные открытия этого направления составляют ядро современной концепции личности.
Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить, что в них впервые было обращено внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования.
Появление новых тенденций в развитии психологии в конце XX в., направленных на конвергенцию лучших достижений разных психологических школ, нашли отражение и в содержании теорий личности, так как их трансформация происходит в логике не только одного направления, но более комплексного подхода к психологии личности. В современной науке намечается тенденция к сбли-жению позиций разных ученых в понимании структуры личности, механизмов и движущих сил ее развития.
Мотивация, т.е. мотивы и потребности, как сознательные, так и бессознательные, являются той энергией, которая лежит в основе развития всех сфер психического, в том числе и становления личности. При этом большинство исследований показывает, что у здорового, нормального человека преобладает сознательная мотивация, хотя около трети мотивов остается в бессознательном слое. Расширение сферы бессознательного связано с необходимостью вытеснения неосуществимых стремлений, неприятных оценок, мнений окружающих о человеке и его поступках. Неадекватность представлений о себе также является причиной усиления бессознательной мотивации. Все это указывает на отклонения в процессе личностного роста, приводящие к появлению тревоги, агрессии, уходу от общения с окружающими.
Центром Я-концепции, т.е. обобщенных представлений о себе, является самооценка, которая может быть как адекватной, т.е. соответствующей истинным качествам, склонностям и способностям человека, так и неадекватной - завышенной или заниженной. Самооценка представляет собой систему, связанную со всеми сферами психики и деятельности человека, она может быть частично не-осознанной, во всяком случае, в определенный момент времени, однако всегда существует возможность ее полной представленности в сознании по желанию субъекта. С самооценкой связан и уровень притязаний, показывающий, какие области деятельности, какие качества человек считает для себя приоритетными, а в каких не имеет высоких претензий. Таким образом, самооценка универсальна, в то время как уровень притязаний является частным случаем ее проявления в конкретной области.
Самооценка отражает и знания о себе, и отношения к себе. При этом в норме адекватность самооценки связана с ее когнитивной частью, т.е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным - люди должны достаточно полно осознавать свои реальные достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны для того, чтобы иметь возможность адекватно строить свои отношения с окружающими, выбирать профессию, компании и т.д. В случае формирования такого соответствующего индивидуальным особенностям человека стиля деятельности и общения вероятность серьезного неуспеха как в профессиональных занятиях, так и в контактах значительно умень-шается, следовательно, уменьшается и вероятность снижения самооценки, особенно ее эмоционального компонента. Однако для того чтобы люди могли создать такой, соответствующий именно их качествам стиль жизни, их представления о себе, Я-концепция должна быть не только осознанной, но и отражать разные аспекты деятельности, качества, необходимые для различных вариантов ролевого поведения.
У маленького ребенка такой способности еще нет, и лишь к подростковому возрасту постепенно появляется дифференцированная и осознанная Я-концепции как система внутренне согласованных представлений о себе. Формирование Я-концепции является результатом рефлексии, самопознания, а также появления образа «другого», в качестве которого чаще всего выступает сначала взрослый, а затем ровесник. С возрастом Я-концепция становится все более дифференцированной и индивидуализированной. Благодаря способности к самонаблюдению человек начинает осознавать себя в разных ролях, требующих разнообразных способностей и качеств личности. Поэтому представление о себе из смутного и генерализованного становится все более четким и структурированным. При этом осознается как общее, связывающее данного человека с другими людьми, так и те индивидуальные качества, которые делают его особенным и уникальным. Важным моментом является тот факт, что качества, на основании которых люди начинают судить о себе, первоначально чисто внешние. Так, ребенок сначала оценивает свой внешний вид, одежду. В подростковом возрасте начинает оцениваться и статусное место в группе, продуктивность деятельности. У взрослых людей важнейшими в структуре Я-концепции становятся такие характеристики, как интеллект, чувство юмора, тревожность или уверенность в себе, эмоциональность и т.д.
Однако такая динамика развития Я-концепции характерна не для всех людей, поскольку у некоторых рефлексия, стремление понять себя и свою сущность не только не развивается, но уменьшается с возрастом. Это связано и со стремлением вытеснить неприятные оценки, о чем упоминалось выше, и с отсутствием высокоразвитой способности к рефлексии, с направленностью на результат, а не на осознание процесса его достижения, и с высоким темпом жизни, не оставляющим времени для размышлений. Часто стремление понять себя возвращается только в пожилом возрасте, что обусловлено желанием оценить прожитую жизнь, подвести
Исследования процесса развития личности, факторов, оказывающих на него влияние, помогло выявить специфические механиз-мы, при помощи которых среда и наследственность влияют на ее содержание.
Современноепониманиемеханизмов психологическогоразвития и защиты
В результате исследований, проводившихся в разных психологических направлениях, было выявлено несколько основных механизмов развития - интериоризация, идентификация, отчуждение, компенсация, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компонент (эмоциональное заражение, опосредование и т.д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл.
Кроме механизмов развития учеными были выделены и механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и оп-тимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) отклонения на этом пути. Эти ведущие механизмы - конформизм, уход, агрессия, вытеснение, сублимация, проекция, регрессия, рационализация - частично связаны между собой и дополняют друг друга.
О механизме интериоризации писали многие ученые, анализировавшие способы присвоения и использования человеком значимых в его культуре понятий. Ведущее место этот механизм развития занимал в теориях Сеченова, Выготского, Торндайка, Уотсона, Штерна. Идея о том, что интериоризация связана, прежде всего, с прямым подкреплением действия (положительным или отрицательным), была пересмотрена в работах А. Бандуры.
Открытие идентификации и ее роли в развитии психики принадлежит 3. Фрейду, который подчеркивал роль идентификации с близким взрослым своего пола в процессе формирования Супер-Эго. Эмоциональная насыщенность процесса отождествления не только помогает эффективнее присвоить черты объекта идентификации, но и направляет развитие детей.
В дальнейшем исследования идентификации показали что, как правило, круг людей, с которыми отождествляет себя ребенок, шире упомянутого Фрейдом и не строится исключительно по признаку пола. Важным было и изучение того, как с возрастом расширяется этот круг, включая объекты более широкого социального окружения, а также стереотипы, поставляемые культурой и средствами информации. В работах психологов, ориентированных на экзистенциальную философию, в частности в трудах А. Маслоу, наряду с механизмом идентификации описывается и механизм отчуждения, также связанный с процессом развития личности, сохранения ее цельности и тождественности самой себе - самоидентичности.
Особое значение в процессе развития играет механизм компенсации, о котором писал А. Адлер. Важность этого механизма в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных факторов (как интериоризация и идентификация), но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности. Не удивительно, что на основе разных видов компенсации Адлер выстроил свою типологию личности детей.
Не менее значимо и то, что компенсация дает возможность выработать индивидуальный стиль жизни, адекватный как для данного человека, так и для окружающих. Так как практически ни одна структура индивидуальности не является абсолютно положительной или абсолютно отрицательной, компенсация показывает возможность для любого ребенка найти свой стиль социализации и свою социальную группу. Нормативность при действии этого механизма выстраивается на основе индивидуального набора качеств, присущих конкретному человеку. Компенсация раскрывает перед взрослым широкий спектр возможностей, не ломая ребенка, не навязывая ему неприемлемых для него форм деятельности и общения, помочь преодолеть собственные недостатки за счет имеющихся у него достоинств.
Говоря о механизмах развития, необходимо подчеркнуть, что их роль в психическом становлении разных людей неодинакова, она меняется даже в течение жизни человека, однако в той или иной мере каждый из этих механизмов присутствует, выполняя свои функции.
В ранние годы жизни на первый план выходят такие механизмы, как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), а также идентификация с окружающими. В зрелом и особенно в пожилом возрасте эти механизмы уже не имеют прежнего значения. Снижение роли интериоризации приводит к тому, что новые знания формируются с большим трудом, их трудно наполнить эмоциональными переживаниями, с тем чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у людей пожилого возраста с трудом формируются новые ролевые отношения, эти люди с трудом привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других. Уменьшение значения идентификации связано с тем, что группа общения (друзья, семья) уже создана и в этом возрасте уже почти не пересматривается. Существенно затруднена и социальная идентификация, т.е. выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому так сложна адаптация к новой среде (социальной, культурной, даже экологической) в этом возрасте.
Изменяется и роль механизма отчуждения, значение которого, напротив, с возрастом увеличивается. Как правило, максимального развития этот механизм достигает в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личностной цельности и уникальности, стремлением отгородить свой внутренний мир от чужого вмешательства. В пожилом возрасте активность отчуждения снижается, но в некоторых случаях, как правило, связанных с нарушением социальной идентичности и возникновением агрессии или ухода от новой социальной среды, его роль может не только не уменьшить-ся, но и увеличиться и охватывать как внутренний, так и внешний план деятельности.
Возрастает в процессе онтогенеза и значение механизма компенсации. У детей низкий уровень рефлексии, адекватной оценки своей индивидуальности препятствует сознательной компенсации своих недостатков и слабостей. Бессознательной же компенсации часто препятствует навязанный взрослыми стиль деятельности. Поэтому полноценное функционирование этого механизма в первые годы жизни ребенка связано прежде всего с правильным отношением со стороны взрослого и его пониманием индивидуальности ребенка.
По мере осознания своих личностных качеств и способностей возрастают и возможности компенсации. Включение этого механизма в зрелости во многом обеспечивает самореализацию человека и его личностный и творческий рост. пожилом возрасте роль компенсации не уменьшается, но возрастает, при этом деятельность механизма направлена уже не только на компенсацию своих индивидуальных слабостей, но и своих потерь - сил, здоровья, статуса, группы поддержки. Поэтому для нормального протекания процесса старения очень важно развивать у людей пожилого возра- именно этот механизм психической жизни. В то же время необходимо обращать внимание и на то, чтобы в любом возрасте доминировал прежде всего адекватный и полный вид компенсации. То есть этот механизм должен функционировать так, чтобы человек не уходил в мнимую компенсацию - обычно в свою болезнь, преувеличивая свои хвори и немощи с тем, чтобы вызвать к себе внимание, интерес и жалость, а то и добиться более ощутимых материальных привилегий. С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развития креативности, появления нового хобби и проявления любых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация.
Кроме основных механизмов, обогащающих психику человека новым содержанием, существуют, как уже говорилось выше, защитные механизмы, позволяющие преодолеть те барьеры и лич-ностные конфликты, которые возникают у людей в процессе развития.
Если о механизмах развития говорилось и до 3. Фрейда, то идея защитных механизмов принадлежит исключительно ему. Он считал, что возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. В дальнейшем некоторые взгляды Фрейда на функционирование защитных механизмов были пересмотрены, в частности было показано, что их работа помогает преодолеть и внешние фрустрации, конфликты, возникающие между обществом и субъектом. Исходя из этого К. Хорни прибавила к выделенным Фрейдом еще три защитных механизма-конформизм, уход и агрессию. К сходным принципам деятельности психологической защиты пришел и Э. Фромм, который дополнил список еще двумя механизмами - садизм и мазохизм.
Таким образом, в современной психологии развития выделяются защитные механизмы, направленные на преодоление внутри- личностных конфликтов, и механизмы, которые оптимизируют общение человека с окружающими. При этом причиной этих социальных конфликтов, как правило, являются личностные проблемы, неадекватность представлений о себе, демонстративность, тревожность и т.д. В то время как большинство психологов рассматривало прежде всего позитивные аспекты действия психологической защиты, гуманистическая психология подчеркивала и их отрицательную сторону. Психологическая защита возникает в связи с необходимо- стью постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира. Боязнь изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей, приводит к отчуждению своего опыта от сознания. Поэтому, помогая избежать невроза, психологическая защита останавливает личностный рост, и в этом состоит негативный аспект ее воздействия, подчеркиваемый Маслоу, Роджерсом и другими учеными. В какой-то степени причина этого противоречия становится ясной, если вспомнить о том, что для психоанализа развитие - это адаптация к среде, нахождение определенной экологической ниши, в которой личность находит способ уйти от давления среды. Психологическая защита помогает такой адаптации к окружающему и, следовательно, с точки зрения гуманистической психологии препятствует личностному росту. Таким образом, противоположные взгляды на сам процесс развития личности и приводят к противоположным взглядам на роль психологической защиты в этом развитии.
Работы Левина, Маслоу, Роджерса, Леонтьева, Рубинштейна дали возможность выделить разные уровни в развитии личности, связав их с диспозицией индивидуальных черт человека. Если социальный аспект, формирование активности, помогающей субъекту не только актуализировать свои индивидуальные потребности, но и выбрать наиболее адекватный способ их удовлетворения, развивается практически у всех людей, живущих в обществе и нормально социализирующихся в нем, то о собственно личностном свободном выборе можно говорить лишь применительно к отдельным людям или ситуациям. Возможность преодолеть давление «психологического поля» ради самореализации, претворения в жизнь наиболее значимых стремлений помогает человеку ощущать свою самоактуализированность, но может привести и к конфликтам, если становится самоцелью. Поэтому понятие «личностный рост» подразумевает и адекватность, дифференцированность Я-концепции, и способность осознать ситуацию с позиции других людей, и способность к рефлексии. Способы развития этих качеств, так же и методы, помогающие людям преодолеть встающие перед ними трудности и отклонения в процессе становления личности, и являются наиболее актуальными вопросами современной 1. ВОПРОСЫ
В чем сущность понятия «индивид»?
Как определяется содержание индивидуальности?
Какие психодинамические качества выделены в настоящее время?
Что такое индивидуальный стиль деятельности и как он связан с психодинамикой?
В чем сущность типологии Юнга?
Какую структуру интегральной индивидуальности разработал Олпорт?
Какова структура личности в теории Фрейда?
Чем отличаются взгляды Юнга и Адлера от ортодоксального психоанализа?
Что нового было внесено в классический психоанализ Хорни?
Как изменил понятие социального окружения Фромм?
Какие виды идентичности выделены Эриксоном?
В чем сущность концепции личности Левина?
Что такое самоактуализация с точки зрения Маслоу?
Какие требования к самооценке выдвигал Роджерс?
Как развивается Я-концепция?
Какие механизмы развития личности описаны в современной психологии?
В чем значение механизмов психологической защиты?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Личность и субъект как уровни личностного роста.
Ортодоксальность и творчество в концепции 3. Фрейда.
Общая характеристика психоаналитического и экзистенциального подхода к проблеме личности.
Индивидуальные качества и их роль в создании индивидуального стиля жизни.
Развитие психоаналитического направления во второй половине XX в.
ЛИТЕРАТУРА
Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. М., 1983.
Мерлин В.М. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996.
Психология личности: Тексты. М., 1982.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1988.
Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

1. Проблемаличностивпсихологической науке

Психология личности – это часть психологии, которая занимается изучением человеческой индивидуальности, ее иногда называют персонологией. Этот термин предложил Генри Мюррей в 1938 году. Данный раздел психология выделяется среди психологических дисциплин своим вниманием к индивидуальным особенностям людей. Психология личности интегрирует принципиальные положения других областей психологии, стремясь к тому, чтобы понять человека как единое целое. Личность является конечным и наиболее сложным объектом психологии.

Привычное словосочетание «психология личности» нуждается в разъяснении. Во-первых , слово «психология» иногда воспринимается как тождественное понятию «психика», и тогда «психология личности» означала бы описание «той психики, которая свойственна личности», что не соответствует соотношению понятий «психика» и «личность». Во-вторых , понятие личности является общим для ряда общественных наук, и поэтому есть много непсихологических концепций личности: философских, социологических, культурологических, антропологических, юридических и даже экономических. Психология личности – это совокупность психологических концепций личности, то есть один из разделов психологической теории и практики, который занимается личностными особенностями человеческой психики.

Психология личности является теоретико-методологической базой личностного принципа («персонализма»), согласно которому личность – это логический центр, вокруг которого выстраиваются все остальные категории психологии и система психологических наук в целом. В своем развитии психология личности становится «гуманистической психологией».

Что же такое личность? Это слово появилось лет 300 назад. Дж.Брунер считает, что признаком этого служит употребление (в английском языке) приставки «само» (само-уважение, самооценка), что датируется XVII в. и связывается с возникновением индивидуалистического учения пуританства. Между тем испанский философ Бальтазар Грасиан (1601-1658) в том же XVII веке употребляет понятие личность вполне в современном смысле. Он пишет: «Все уже достигло зрелости, и более всего – личность. Нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых, и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда с целым народом».

Согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, личность – это «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность»; «человек с точки зрения его характера, поведения, положения и пр.» При этом слово «личность» свободно от явной оценки; оно сочетается и с «благородными» прилагательными («героическая», «выдающаяся», «яркая»), и с «низкими» («бесцветная», «преступная», «ограниченная»).

В психологии существует много определений понятия личности. В большинстве этих определений содержатся такие признаки, как «совокупность», или «организация», «система» черт (свойств), «единство», «стабильность», «социальность», «идентичность», «индивидуальность» (целостность, неповторимость, обособленность, наличие внутреннего Я, автономность, творчество). Часто личность раскрывается через сознание и самосознание.

Самое простое, ориентировочное, определение личности сводится к указанию на совокупность духовных свойств, присущих человеку и составляющих его индивидуальность. Швейцарский психолог Ришар Мейли пишет: «Под термином «личность» мы понимаем ту совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. В широком смысле термин «личность» включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам.

Но личность – не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые в своем взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство «Я», сознание собственной индивидуальности, или как утверждал американский психолог А.Маслоу, «переживание идентичности». Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое я, способного к самоопределению посредством своей воли и к осуществлению своей воли в действии. В начале XX века русский психиатр П.П.Викторов в своем учении о личности акцентировал самосознание и сознание: «Личность, индивидуальность, «я» метафизических психологов есть прежде всего самочувствие по отношению к внутренней среде нашего собственного тела и затем, самочувствие же, но по отношению к переменам окружающей внешней среды». Та же идея звучит в работе современного психолога: «Отличительной характеристикой человеческой личности является сознание, способное к размышлению и продумыванию вариантов самого себя посредством проектирования».

Личность образуется в результате взаимодействия между организмом и социальной средой. Это взаимодействие приводит к возникновению целостной организации психических свойств, имеющей более или менее четко выраженный центр, который соответствует субъективному ощущению «Я». Личность – это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Прекрасно определил личность русский психолог А.Ф.Лазурский, как некоторое устойчивое и длительное единство, которое служит основанием всему, что совершается в душевной жизни.

Согласно английскому психологу Г.Ю.Айзенку, «личность – это более или менее стабильная и устойчивая структура характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру».

Таким образом, личность – это интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание (чувство Я), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий.

Личность – это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом.

Личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, об­ ладающий уникальным, динамичным соотношением простран­ ственно-временных ориентации, потребностно-волевых пере­ живаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свобо­ ду самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.

Понятие личности является производным от базовой категории психологической науки – психики. У древних греков это слово означало не только душу, дух, но и личность. Странно было бы не видеть связи между понятиями душа и личность! «Личность есть субстанция, характеризующаяся наличием души как субстанциональной формы и живущая не только биологической и инстинктивной, но также интеллектуальной и волевой жизнью».

Рассмотрение личности как совокупности определенных черт иногда ведет к отрыву личности от психики, что побуждает людей, чувствующих это, настаивать на том, что «не существует личностных образований вне психики, так или иначе все личностные черты связаны с механизмами психических процессов». Психологии личности полезно помнить принцип С.Л. Рубинштейна (1889 – 1960), согласно которому «…всякая психология, которая понимает, что она делает, изучает психику и только психику». Тем не менее, до сих пор личность психологически характеризуется слабо, оставаясь чрезмерно социологизированной.

Понятие “личность” пришло в психологию, по крайней мере, из четырех источников.

Первый - христианство, которое закрепило представление о вечной и божественной душе человека.

Второй - философия. Когда в середине прошлого века психология отделилась от философии, встал вопрос об особом - философском (непсихологическом) - видении человека. На этой почве в Германии родилась «философская антропология» - попытка соединить естественнонаучное и философское знание о человеке, найти «базисную структуру» человеческого бытия и специфических черт человека. Немецкие философы и прошлого – И.Кант, Л.ФейербахЙ.Фихте, – и современности – В.Дильтей, М. Шелер (ХХ век) – понимали под антропологией знание о специфической сущности человека и об особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной жизни. А один из них – Макс Шелер – (1874 – 1928) заявил, что в известном смысле все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое положение занимает он среди всего бытия, мира и Бога. Психология в целях отмежевания от философии некоторое время отказывалась от ответов на подобные глобальные вопросы, но необходимость оказалась сильнее межпредметных отношений.

Третий источник - психиатрические феномены «раздвоения личности», или «множественной личности». Были описаны случаи, когда человек внезапно становился кем-то другим. У него менялись биография, образ мышления, эмоциональный мир, круг интересов. На вопрос: «что при этом происходит с человеком?» был найден удобный ответ: меняется личность. Этот источник тщательно проанализировал классик мировой психологии В.Джеймс (1842 – 1910).

Четвертый источник - потребности самой психологии в преодолении чувства тупика. Психологи, которые в стремлении к объективности, сосредоточивалась на познании механизмов, процессов психики, чувствовали, что теряют самое существенное в человеке. «Изучались отдельные функции, а человеккак комплекс, как сложная система мотивационных сил не рассматривался». Психоаналитики утверждают, что существенно стимулировал появление теории личности З.Фрейд. «Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях».

Понятие личности является частным случаем проявления холистического (целостного) принципа, согласно которому психические функции не могут «существовать изолированно от общего целого, от той организации, раскрытие законов которой имеет решающее значение». В этом смысле личность представляет собой высшую форму психической целостности.


Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.). В такой плоскости рассматриваемые психологические свойства человека имеют своими источниками более частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями.

Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций.

Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности.

Научное изучение личности и сейчас, и прежде задаёт всё тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы не можем обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. В этом сложнейшем лабиринте, а иногда и хаосе, мы стремимся найти порядок и осмысленные связи. Для нас это и есть ответ на вопрос, чем занимается наша наука - психология. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.

Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема пони мания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом, понятие личности является главным понятием в психологии.

В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.» есть прекрасные строки о личности - «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.» Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей.

Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.

Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно - исторического познания.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым.

Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и не - делимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.

А.В. Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид - это не одно и то же.

Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами, вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений.

Общественные отношения - часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Такую задачу психология может решить вместе с другими общественными науками. Для личности общество - не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется множеством факторов и условий, требующих специального исследования. Если рассматривать жизнь личности в обществе в глобальном плане, то нужно сказать, что вся совокупность общественных отношений, вся их система в целом, так или иначе, определяет социальный статус каждой конкретной личности и её развитие. Но при более детальном анализе выявилось, что способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений различны; различна также степень их реализации в жизни каждой личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично. Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по со держанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы.Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступает в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект- объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими- либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект).

В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.

Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект - субъектных и субъект- субъект - объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, при- вычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный чело век как личность.

Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости).

Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.

Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности.

Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление

общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития -с другой.

Ни одна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как общественного явления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект исследования. Так, исторический материализм главным образом исследует личность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития.

Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития. Личностью признавался только выдающийся человек как отдельная особь, действующая по своему произволу; остальные люди рядовые члены общества, согласно этому представлению, не являлись личностями. Личность неотделима от общества.Богатство человека продукт общественного производства.

Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества.

Личность - созидатель общественного богатства. Личность - сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

Асмолов А.Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке. Таким образом исходя из всех определений личности, отечественными психологами мы в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н. Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми (М.И. Лисина).

Итак, исходное понимание личности предполагает специфику последней как порождаемую (а в нашем понимании - реализуемую) включённостью человека в общественные отношения, в систему взаимоотношений людей.

Личность по У.Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное - это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и утоньшенных эволюцией.

Г.У. Олпорт сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление».

Таким образом он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Термин «психофизические» он использовал чтобы показать, что личность есть «ни нечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное». Под «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического.

Он считал, что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение.

В «гормической психологии» В.Мак-Дугалл, в психоанализе З.Фрейд, А.Адлер личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.

Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме «с - р» («стимул - реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К.Левина А.Маслоу, К.Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности.

Американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле - есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт.

Отсюда, по Джемсу, потеря хотя бы части собственности рассматривается как умаление достоинств самой личности. При потере накопленного золота, при потере имущества, пишет Джеймс, не только возникает «чувство умаления нашей личности, превращение части нас в ничто… Через это мы сразу отождествляемся с беднягами, к которым доселе относились презрительно, отделяемся больше, чем прежде, от счастливцев, которые властвуют над сушей, и морями, и людьми, наслаждаясь тем, что может дать богатство и власть».

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности являются источниками её неврозов. Отсюда и прямо и косвенно оправдываются разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой концепцией биологического индивидуализма личности.

Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит к все большей индивидуализации и свободе личности. Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая - это власть человека над природой; вторая - это одиночество человека вследствие борьбы людей друг с другом. Таким образом, фрейдизм и неофрейдизм остаётся реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём.

Человек – самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н. Леонтьева.

1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т. е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид – это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т. д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А. Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек – есть принципиальная новизна в природе. Тело человека – культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

2. Личность – одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Первый, наиболее очевидный смысл – несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. Второй – социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности . В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т. д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т. е. выступать в разных ролях. Однако личность – это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность – это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

Несмотря на то что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

1) личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;

2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т. к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию.

Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;

3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору;

4) личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

3. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое) – высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.


| |