Что объединяет измерение наблюдение сравнение. Как организовано статистическое наблюдение? Эксперимент, планирование эксперимента

Моделирование как метод эмпирического уровня познания

Эксперимент, планирование эксперимента

Наблюдение и измерение

ЛЕКЦИЯ 16

ТЕМА: МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Метод научного исследования – это способ познания объективной реальности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от уровня научного познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней. К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, эксперимент. К методам теоретического уровня научного познания относят аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный) и формализацию. Выделяют методы, которые применяются на обоих уровнях научного познания такие как: моделирование, абстрагирование, обобщение, классификация и общелогические методы.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования.

Методика - это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Наблюдение – это систематическое, целенаправленное восприятие каких-либо отдельных сторон объекта, либо объекта в целом.

По способу проведения различают наблюдения непосредственные и опосредованные. При непосредственных наблюдениях те или иные свойства, стороны объекта воспринимаются органами чувств человека. Опосредованные наблюдения проводятся с использованием технических средств.

В наблюдениях отсутствуют деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания. Это обуславливается рядом обстоятельств:

Недоступностью этих объектов для практического воздействия;

Нежелательностью, исходя из целей исследования, вмешательства в наблюдаемый процесс;

Отсутствием технических, энергетических, финансовых и иных возможностей для воздействия.

В биологии непосредственные наблюдения подразделяют на:

1) полевые или экспедиционные;

2) лабораторные или стационарные.

При полевом обследовании различают методы:

Маршрутные;

Ключевые;

Площадные;

Комбинированные (для изучения площади различают маршруты, эти маршруты обследуются с помощью систем ключевых точек).


Лабораторные наблюдения отличаются от полевых большей повторяемостью наблюдений и тем, что аппаратура обычно закреплена на точке наблюдения. В лабораторных условиях возможность использования измерительной техники несравненно выше, чем в полевых условиях.

Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1) непосредственным , когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;

2) опосредованным , когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для определения степени и типа изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов.

Большинство научных наблюдений включают в себя проведение разнообразных измерений.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от исследователя и от имеющихся измерительных приборов.

Выделяют следующие виды измерений:

1) по характеру зависимости измеряемой величины от времени:

Статические (измеряемая величина остается постоянной во времени);

Динамические (измеряемая величина в процессе измерения меняется во времени).

2) по способу получения результатов:

Прямые измерения (значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором);

Косвенные измерения (величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемых путем прямых измерений).

Сравнение – это сопоставление признаков, присущим двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Как мы познаём мир? Ответ очень прост - созерцая. Наблюдение - это основа познания реальности и начало любого целенаправленного процесса. Оно вызывает интерес, а тот, в свою очередь, мотивирует к действиям, которые формируют результат.

Наблюдение - метод знакомства с миром

Мы используем метод наблюдения в повседневной жизни, даже не задумываясь над этим. Когда смотрим в окно, чтобы увидеть, какая погода, ожидаем свою маршрутку на остановке, посещаем зоопарк или кинотеатр и даже просто прогуливаемся - мы наблюдаем. Эта способность - огромный дар, без которого трудно представить будни человека.

Каждая профессия требует такого умения. Продавцу необходимо научиться определять предпочтения покупателей, доктору - симптомы болезни, преподавателю - уровень знаний студентов. Работа повара требует постоянного контроля за процессом приготовления блюд. Как видите, все мы, даже не задумываясь, используем метод наблюдения каждый день.

Когда мы учимся наблюдать?

То, как ребёнок воспринимает мир, отличается от восприятия взрослого человека. Увидеть что-то новое - это неожиданность для ребёнка, вызывающая желание дальнейших исследований. Наблюдение в детском возрасте развивает любознательность малыша и таким образом формирует его восприятие окружающей реальности.

Научить ребёнка наблюдать - задача взрослого. В детских садах специально с этой целью проводятся занятия, где дети учатся активному восприятию природы. «Смотреть» и «видеть» - это несколько разные понятия. Ребёнок должен не просто бездумно созерцать, а учиться понимать, что же на самом деле он видит, сравнивать, сопоставлять. Такие умения приходят постепенно. Детские наблюдения - это база для формирования правильных представлений об окружающем мире. Именно они ложатся в основу логического мышления человека.

Общее понятие термина "наблюдение"

Рассматриваемое понятие - очень многогранное и разностороннее. Мы привыкли понимать под наблюдением целенаправленный, специально организованный метод активного восприятия какого-либо процесса, применяющийся для сбора данных. Какая это будет информация - зависит от объекта наблюдения, условий проведения и от целей, которые должны быть достигнуты.

Повседневные, нецелевые наблюдения бытовых процессов дают нам знания, опыт и помогают принять решение об осуществлении тех или иных действий. Намеренно организованное наблюдение - это источник точных данных, определяющих характеристику предмета исследований. Для этого должны быть созданы определённые условия - лабораторная обстановка или естественная социальная среда, необходимая для анализа.

Научное наблюдение

В рамках той или иной науки метод наблюдения может приобретать конкретное содержание, но основные принципы остаются неизменными:

  • Первый - принцип невмешательства в изучаемый предмет или процесс. Для получения объективных результатов не стоит нарушать естественное течение изучаемого действия.
  • Второй - принцип непосредственного восприятия. Наблюдается то, что происходит в текущий момент времени.

Психология - наука, которая без этого метода не смогла бы существовать. Наряду с экспериментом наблюдение обеспечивает необходимыми данными любое умозаключение психологов. Социология - ещё одна отрасль, которая широко использует данный метод. Каждое социологическое исследование полностью или частично основывается на результатах наблюдений. Стоит отметить, что почти все экономические исследования начинаются со статистических наблюдений. В точных науках (химия, физика), наряду с эмпирическими методами измерения, дающими точную информацию (вес, скорость, температуру), обязательно используется метод наблюдения. Философские исследования тоже трудно представить без данного способа. Но в этой науке понятию дают более свободное определение. Философское наблюдение - это прежде всего сознательное созерцание, вследствие которого могут решаться те или иные проблемы бытия.

Наблюдение как метод сбора статистической информации

Статистическое наблюдение - это организованный, планомерный сбор необходимых данных, характеризующих социально-экономические процессы и явления. Любое такое исследование начинается с накопления информации и представляет собой целенаправленный мониторинг объектов и фиксирование интересующих фактов.

Статистическое наблюдение отличается от простого тем, что данные, получаемые в процессе его проведения, должны обязательно фиксироваться. В дальнейшем они повлияют на результаты исследований. Именно поэтому организации и проведению статистических наблюдений уделяется так много внимания.

Цель и объекты статистического наблюдения

Из определения данного понятия становится понятно, что целью его является сбор информации. Какого вида будет эта информация, зависит уже от формы наблюдения и его объектов. Так за кем или за чем чаще всего следят статисты?

Объект наблюдения - это определённый набор (совокупность) социально-экономических явлений или процессов. Ключевым здесь является то, что их должно быть много. Отдельно изучается каждая единица, чтобы потом усреднить полученные данные и сделать определённые выводы.

Как организовано статистическое наблюдение?

Каждое наблюдение начинается с определения целей и задач. Далее чётко ограничивают отрезок времени для его осуществления. Иногда вместо временных рамок определяют критический момент - когда соберётся объём информации, достаточный для проведения исследования. Его наступление даёт возможность прекратить сбор данных. Фиксируют точки сверки - моменты, когда плановые показатели выполнения сверяются с фактическими.

Важный этап подготовки - определение объекта наблюдения (множество взаимосвязанных единиц). Каждая единица имеет перечень признаков, которые подлежат наблюдению. Необходимо определить только самые значимые из них, существенно характеризующие изучаемое явление.

По окончании подготовки к наблюдению составляется инструкция. Все последующие действия исполнителей должны чётко ей соответствовать.

Классификация видов статистического наблюдения

В зависимости от условий проведения принято различать разные виды статистического наблюдения. Степень охвата единиц исследуемой совокупности даёт возможность выделить два типа:

  • Сплошное (полное) наблюдение - анализу подлежит каждая единица изучаемого множества.
  • Выборочное - изучается только определённая часть совокупности.

Естественно, полное проведение такого исследования требует больших затрат времени, труда и материальных ресурсов, но его результаты будут более достоверны.

В зависимости от времени регистрации фактов статистическое наблюдение может быть:

  • Непрерывным - фиксация событий в текущем времени. Паузы в наблюдении не допускаются. Пример: регистрация браков, рождений, смертей органами ЗАГСа.
  • Прерывное - события фиксируются периодически в определённые моменты. Это может быть перепись населения, инвентаризация на предприятии.

Сохранения результатов наблюдения

Важным моментом при проведении наблюдения является правильная фиксация результатов. Для того чтобы информацию, которую получают, можно было эффективно обработать и использовать в дальнейших исследованиях, её нужно правильно сохранить.

Для этого создаются реестры, формуляры, дневник наблюдения. Часто процедура статистических исследований, если она подразумевает большое количество изучаемых единиц, требует и нескольких наблюдателей. Каждый из них фиксирует полученные данные в формуляры (карточки), которые позже обобщаются, а информация переносится в общий реестр.

При самостоятельно организованных исследованиях результаты часто сохраняют в дневник наблюдения - специально оформленный журнал или тетрадку. Все мы помним ещё со школы, как составляли графики изменения погоды и фиксировали данные в таком дневнике.

Нужен ли метод наблюдения в социологии?

Социология - наука, для которой наблюдение как метод исследования так же важен, как для статистики или психологии. Преимущественное большинство социологических экспериментов базируется на этом методе. Здесь, как и в случае со статистикой, наблюдение - это источник данных для дальнейшей работы.

Объект социологических наблюдений - это группа индивидуумов, каждый из которых на некоторое время становится исследуемой единицей. Изучать поступки людей сложнее, чем, например, течение природных процессов. На их поведение может влиять наличие других объектов (если проводится наблюдение в группе), а также присутствие самого исследователя. Это является одним из минусов такого метода. Второй недостаток наблюдения в социологии - субъективизм. Исследователь может, сам того не желая, вмешиваться в изучаемый процесс.

В социологии (как и в психологии) этот метод даёт описательную информацию для характеристики особенностей изучаемой единицы или группы.

Для того чтобы социологическое наблюдение было успешным и результативным, необходимо придерживаться плана:

  • Определить цели и задачи предстоящего исследования.
  • Выявить объект и предмет наблюдения.
  • Подобрать максимально эффективный способ его проведения.
  • Выбрать метод регистрации получаемой информации.
  • Обеспечить контроль на всех этапах наблюдения.
  • Организовать качественную обработку и интерпретацию полученной информации.

Какие бывают виды наблюдения в социологии?

В зависимости от места и роли наблюдателя в изучаемой группе различают:


В зависимости от полномочий наблюдение бывает:

  • Контролируемое - есть возможность организовывать изучаемый процесс.
  • Неконтролируемое - исключается любое вмешательство в наблюдение, все факты фиксируются в их естественных проявлениях.

В зависимости от условий организации:

  • Лабораторное - наблюдение, для проведения которого искусственно созданы определённые условия.
  • Полевое - проводится непосредственно в месте проявления социального процесса и во время его возникновения.

Что такое самонаблюдение? Это очень интересный и специфический вид исследований, когда сам изучаемый объект должен как можно более объективно проследить необходимые для изучения особенности собственного поведения и предоставить отчёт. Этот метод имеет как преимущества, так и недостатки. Плюсом является то, что только сам человек имеет возможность максимально глубоко и достоверно провести оценку собственных психологических процессов и поступков. Минус - присутствующий субъективизм метода, от которого никак нельзя избавиться или хотя бы минимизировать.

Использование метода наблюдения за детьми в педагогических исследованиях

Когда речь идёт об изучении детской психологии, то здесь наблюдение - практически единственный возможный способ. Ребёнок - очень специфический объект для исследований. Маленькие дети не способны быть участниками психологических экспериментов, они не могут словесно описать свои эмоции, действия, поступки.

Много педагогических методик основывается на данных, накопленных в процессе наблюдения за младенцами и детьми раннего дошкольного возраста:

  • Таблицы раннего развития Арнольда Гезелла, составленные методом прямого наблюдения за реакцией детей на внешние факторы.
  • Э. Л. Фрухт составил методику психофизического развития младенцев. В её основе лежит наблюдение за ребенком до десятимесячного возраста.
  • Дж. Лешли использовал такой способ для многих исследований. Самые известные его работы - "Карточки развития" и "Методика наблюдения за трудным поведением".

Наблюдение и наблюдательность. Чем полезно такое качество личности?

Наблюдательность - это психологическое свойство, основывающееся на возможностях сенсорного восприятия, индивидуального для каждого человека. Простыми словами - это умение наблюдать. Важным здесь является то, способен ли человек замечать детали в процессе созерцания. Как выяснилось, не у каждого этот навык развит на достаточном уровне.

Наблюдательность - качество, полезное как в быту, так и в профессиональной деятельности. Существует много психологических исследований, проблематикой которых является развитие внимательности. Практика показывает, что научиться наблюдать - легко, потребуется лишь ваше желание и немного старания, но результат того стоит. Для наблюдательных людей мир всегда интереснее и красочнее.

метод научного исследования в педагогике и других науках, суть которого состоит в фиксации проявлений поведения и получении информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в его поведении.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Наблюдение

основной метод познания человеком действительности, суть которого состоит в преднамеренно организованном восприятии органами чувств предметов и явлений окружающего мира. При этом наблюдающий не вмешивается в естественных ход событий и воспринимает объект как бы со стороны. Наблюдение используется в обыденной жизни в целях познания, в науке – как метод исследования. Различают следующие виды наблюдений: прямое и косвенное, т.е. опосредованное и скрытое; сплошное и выборное; простое (обычное) и включенное, т.е. соучаствующее в событиях. К видам наблюдений также относят прямой анализ взаимодействия чего бы то ни было и оценивание воспринимаемых явлений. Наблюдать – это примечать, выделять, замечать какие-то стороны, признаки «поведения» объекта. Наблюдение характеризуется систематичностью, контролируемостью, планируемостью. В научном наблюдении для фиксации замеченных признаков используются дневники, хронокарты, хронометражи и т.д. Этот метод познания действительности – самый распространенный. Он прост, доступен каждому, но он же и субъективен, зависим от наблюдающего, с его помощью нельзя вскрыть внутренние причины поведения объекта. Он может принести вред и наблюдающему, способному отождествлять себя с объектом своего познания: сопереживать, уподобляться, проявлять страсти и т.д. Особым видом наблюдения является самонаблюдение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Методы построения теории

1. Частные, используемые только в какой-то отдельной области (например, метод раскопок в археолгии)

2. Общенаучные, используемые разными науками, дающие возможность связывать воедино все стороны процесса познания:

– общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия)

– методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование)

– методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, формализация)

3. Всеобщие (диалектика, метафизика, метод проб и ошибок)

В структуре науки выделяют эмпирический и теоретический уровни и, соответственно, эмпирические и теоретические методы научного познания.

Эмпирическое знание имеет сложную структуру:

1. Простейший уровень – это единичные эмпирические высказывания (протокольные предложения, фиксирующие результаты наблюдений, точное место и время наблюдений и тд.)

2. Факты – информация о действительности, это общие утверждения о наличии или отсутствии события, свойств предмета. Факт фиксирует эмпирическое знание. Факт выступает в виде графика, таблицы, классификации.

3. Эмпирические законы: функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические. Эти законы характеризуются временным или пространственным постоянством, они имеют характер общих высказываний (например, все металлы электропроводны). Научные эмпирические законы, как и факты, являются общими гипотезами.

4. Феноменологические теории – это логически организованное множество эмпирических законов и фактов. Они есть предположительное знание.

Различия между уровнями эмпирического знания скорее количественные, чем качественные. Они отличаются лишь степенью общности представлений о наблюдаемом.

Методы эмпирического уровня научного познания.

НАБЛЮДЕНИЕ – это активный познавательный процесс, опирающийся с одной стороны на работу органов чувств, с другой – на выработанные наукой средства и методы истолкования показаний органов чувств.

Особенности: целенаправленность; планомерность; активность.

Всегда сопровождается описанием объекта. Описание должно давать достоверную и адекватную картину объекта, точно отображать явления. Понятия, используемые для описания должны иметь четкий, однозначный смысл.

В наблюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания из-за недоступности этих объектов (удаленные космические объекты), нежелательности, исходя из целей исследования, вмешательства в процесс (природные, психологические и др.).

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными (органы чувств) и опосредованными (приборы), косвенные (ядерная физика – треки, продукты жизнедеятельности). Косвенные наблюдения обязательно основываются на некоторых теоретических положениях.

Наблюдение предполагает:

Четкую постановку целей;

Выбор методики;

Постановку плана; систематичность;

Контроль за чистотой результатов;

Обработку, то есть осмысление и истолкование полученных результатов.

Условием наблюдения является взаимосвязь наблюдателя и объекта познания. Фиксируя наблюдение средствами языка, мы получаем эмпирическое высказывание.

Эмпирическое высказывание имеет следующие свойства:

1. Оно отражает события независимо от наблюдателя, т.е. оно объективно по содержанию.

2. Оно выражает событие некоторым контролируемым способом. Одно событие может наблюдаться многими наблюдателями, нос выразят его в одних словах.

3. Гносеологическая функция наблюдения. С помощью него мы переводим реально наблюдаемую ситуацию в область сознания, превращая ее в нечто идеальное. Перенос материального в идеальное есть предпосылка для последующих познавательных операций.

ИЗМЕРЕНИЕ – процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объекта, но и количественные. Измерение осуществляется с помощью определенных приборов (линейка, весы и тп.). измерение как способ познавательной деятельности, стал использоваться во времена Галилея. Методика проведения: совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Измерять может либо сам исследователь, либо приборы. Проблема – выбор единица измерения (эталон). Виды: статические и динамические, прямые и косвенные. Точность зависит от уровня развития техники.

ЭКСПЕРИМЕТ – это прием научного исследования, предполагающий изменение объекта или воспроизведение его в специально заданных условиях.

В зависимости от целей исследования, различают:

1) исследовательский эксперимент. Цель – открытие нового

2) проверочный эксперимент. Цель – установить истину гипотезы.

По объекту исследования различают:

Природный эксперимент

Социальный эксперимент.

По способам осуществления различают:

Естественный и искусственный

Модельный и непосредственный

Реальный и мысленный

Научный и производственный

Предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей, включает в себя наблюдения, измерения.

Особенности: позволяет изучать объект в «очищенном» виде; в ходе эксперимента объект м/б поставлен в искусственные условия; активное влияние на его протекание; воспроизводимость; возможность варьирования одного или нескольких параметров

Условия: цель обязательна; базируется на теоретических положения; имеет план; требует определенного уровня развития технических средств познания.

Виды: В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, делятся на исследовательские и проверочные. В зависимости от области научного знания: естественнонаучный, прикладной (в технических науках, сельскохозяйственной науке и т. д.) и социально-экономический.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений – представляют собой сложное переплетение чувственного и рационального. Но эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знаний – научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений.

В работе использовались методы эмпирического и теоретического познания. Среди методов теоретического познания использовались: постановка проблемы, постановка гипотезы, анализ и синтез . Среди методов эмпирического познания применялись обследование, наблюдение, измерение, опрос, тестирование, сравнение, описание и моделирование .

1. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства, подчиненное задачам научного исследования.

Основные требования к научному наблюдению:

  • 1) Однозначность цели и замысла
  • 2) Объективность
  • 3) Системность в методах наблюдения
  • 4) Возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента .

Результатами наблюдения являются опытные данные, а возможно - с учетом первичной (автоматической) обработки первичной информации - схемы, графики, диаграммы. Структурные компоненты наблюдения: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты, а также специальная терминология в дополнение к естественному языку).

Научное наблюдение складывается из следующих процедур:

  • 1) Определение цели наблюдения (для чего? с какой целью?)
  • 2) Выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?)
  • 3) Выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?)
  • 4) Выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?)
  • 5) Обработка и интерпретация полученной информации (какой результат?)

Активность исследователя в акте наблюдения связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении участвует не только чувственная, но и рациональная способность в форме теоретических установок и научных стандартов. Как говорится, «ученый смотрит глазами, но видит головой».

Активность наблюдения проявляется также в отборе и конструировании средств наблюдения.

Существуют два главных вида наблюдения: качественное и количественное. Качественное наблюдение было известно людям и использовалось ими с древнейших времен -- задолго до появления науки в ее нынешнем понимании. Использование количественных наблюдений совпадает с самим становлением науки в Новое время. Количественные наблюдения связаны, естественно, с успехами в развитии теории измерений и измерительной техники. Переход к измерениям и появление количественных наблюдений означали и подготовку математизации науки.

В наблюдении субъект познания получает чрезвычайно ценную информацию об объекте, которую обычно невозможно получить никаким иным способом. Данные наблюдения обладают огромной информативностью, сообщая об объекте уникальные сведения, присущие только этому объекту в этот момент времени и в данных условиях. Результаты наблюдения составляют основу фактов, а факты, как известно, - это воздух науки.

Характеристики научного наблюдения: 1. Целенаправленность. Наблюдение изначально должно быть ориентировано на фиксацию качеств, характеристик, которые направлены на исследование. 2. Планомерность- план, определенный порядок по которому осуществляется наблюдение. 3. Конкретизация научного наблюдения. 4. В научном наблюдении не оказывается влияния на объект. 5. Проверка наблюдения в разных условиях.

Наблюдение:

  • 1. Вооруженное (с помощью технических средств) и невооруженное.
  • 2. Полевое и лабораторное.
  • 3. Непосредственное и опосредованное.
  • 4. Прямое и косвенное (исследование основано на совокупности чужих данных).
  • 2. Измерение - это познавательный процесс, заключающийся в сравнении данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения .

Измерение есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

В отличие от сравнения, измерение является более мощным и универсальным познавательным средством. При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения (например, в спортивных соревнованиях измерение длины прыжка при помощи рулетки, измерение длины ковровых покрытий в магазине и т.п.). При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Например, зная размер и вес строительного кирпича, можно измерить удельное давление (при соответствующих расчетах), которое должен выдержать кирпич при строительстве многоэтажных домов. Ценность измерений видна уже хотя бы из того, что они дают точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. В результате измерений могут быть установлены такие факты, сделаны такие эмпирические открытия, которые приводят к коренной ломке устоявшихся в науке представлений. Это касается в первую очередь уникальных, выдающихся измерений, представляющих собой очень важные вехи в истории науки. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Практика показывает, что главными путями повышения точности измерений нужно считать:

  • - совершенствование качества измерительных приборов, действующих на основе некоторых утвердившихся принципов;
  • - создание приборов, действующих на основе новейших научных открытий.

Можно выделить определенную структуру измерения, включающую следующие элементы:

  • 1) познающий субъект, осуществляющий измерение с определенными познавательными целями;
  • 2) средства измерения, среди которых могут быть как приборы и инструменты, сконструированные человеком, так и предметы и процессы, данные природой;
  • 3) объект измерения, то есть измеряемая величина или свойство, к которому применима процедура сравнения;
  • 4) способ или метод измерения, который представляет собой совокупность практических действий, операций, выполняемых с помощью измерительных приборов и включает в себя также определенные логические и вычислительные процедуры;
  • 5) результат измерения, который представляет собой именованное число, выражаемое с помощью соответствующих наименований или знаков .
  • 3. Сравнение

Это один из наиболее распространенных и универсальных методов исследования. Известный афоризм "все познается в сравнении" -- лучшее тому доказательство. Сравнение - это соотношение между двумя целыми числами а и b, означающие, что разность (а -- b) этих чисел делится на заданное целое число т, называемое модулем С. В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. 1. Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, - это ничего не дает. В лучшем случае здесь можно только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям. 2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению. Так, формально сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, различные условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко прийти к методологической ошибке, ведущей к односторонним выводам. Если же учесть эти параметры, то станет ясным, в чем причина и где кроются действительные истоки методологической ошибки. Такое сравнение уже даст истинное, соответствующее реальному положению дел представление о рассматриваемых явлениях. Различные интересующие исследователя объекты могут сравниваться непосредственно или опосредованно - через сравнение их с каким-либо третьим объектом. В первом случае обычно получают качественные результаты (больше - меньше; светлее - темнее; выше -ниже и т.д.). Однако уже при таком сравнении можно получить простейшие количественные характеристики, выражающие в числовой форме количественные различия между объектами (больше в 2 раза, выше в 3 раза и т.п.). Когда же объекты сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, количественные характеристики приобретают особую ценность, поскольку они описывают объекты безотносительно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она очень часто выступает в качестве непосредственного результата сравнения. Например, установление каких-либо соотношений между объектами, обнаружение различия или сходства между ними есть информация, получаемая непосредственно при сравнении. Эту информацию можно назвать первичной. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии. Для того, чтобы увеличить вероятность получения истинного знания об объекте, нужно иметь в виду следующее: умозаключение по аналогии дает тем более истинное значение, чем больше сходных признаков мы обнаружим у сравниваемых объектов; истинность вывода по аналогии находится в прямой зависимости от существенности сходных черт объектов, даже большое количество сходных, но не существенных признаков, может привести к ложному выводу; чем глубже взаимосвязь обнаруженных у объекта признаков, тем выше вероятность ложного вывода; общее сходство двух объектов не является основанием для умозаключения по аналогии, если у того из них, относительно которого делается вывод, есть признак, несовместимый с переносимым признаком. Иначе говоря, для получения истинного вывода надо учитывать не только характер сходства, но и характер различия объектов.

Процедура сравнения включает в себя с одной стороны способ, которым может быть осуществлена операция сравнения, с другой - соответствующую операционную ситуацию. Любое наше утверждение о тождестве или различии каких-либо предметов имеет определенный и точный смысл лишь тогда, когда мы можем указать соответствующую процедуру сравнения в рамках той или иной познавательной позиции. Сравнение не только повышает познавательную ценность наблюдения, но и выполняет семантическую функцию, то есть помогает выявить смысл наших утверждений .

4. Моделирование - это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии - их химический состав, в биологии - строение и поведение живых организмов и т.д.

Модель - некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла

самолета и т.д.

  • 2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.
  • 3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.
  • 4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.
  • 5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т.д. .