История подводной лодки. Подводная лодка

Возможности лодки, способной погружаться и курсировать под поверхностью воды, минуя засады из вражеских кораблей и всяческие системы обнаружения, владели умами военачальников мира ещё с глубокой древности. Согласно одной легенде, ещё Александр Македонский лично залез в примитивную форму судна, способного погружаться в воду, чтобы произвести подводную разведку.

Одна из первых идей подводной лодки была придумана англичанином по имени Уильям Боурн (William Bourne) в 1578 году, но только в 1620 году нидерландский изобретатель Корнелиус Дреббель (Cornelius Drebbel), в конце концов, реализовал этот план. Субмарина Дреббеля, построенная из дерева и приводимая в движение с помощью вёсел, могла находиться под водой в течение нескольких часов.

Воздух команде, находящейся под водой в лодке, поступал по трубкам, которые крепились к буям. Когда он продемонстрировал возможности субмарины, проплыв по Темзе, оставаясь при этом под водой, как ходили слухи, в течение 3 часов, тысячи лондонцев, собравшихся на обоих берегах реки, чтобы увидеть этот героический трюк, были убеждены, что люди погибли.

Точная копия подводной лодки Ефима Никонова - как считают, первой построенной военной - стоит в Сестрорецке, недалеко от Санкт-Петербурга, на берегу Невы.

Нидерландский поэт и композитор Константейн Хёйгенс (Constantijn Huygens), наблюдавший за этими испытаниями, позже написал, как это "смелое изобретение" может быть использовано в военное время, атакуя и затапливая вражеские корабли, при этом находясь в очевидной безопасности на якоре. Как и Хёйгенс, многие другие также признали военный потенциал субмарины, хотя прошло ещё сто лет, прежде чем была построена первая военная подводная лодка.

В 1718 году русский плотник по имени Ефим Никонов написал Петру Первому письмо, в котором утверждал, что он может построить "потаённое судно", которое может плавать под водой и уничтожать все вражеские корабли с пушками. Любознательный и заинтересованный Пётр I пригласил Никонова в Санкт-Петербург и попросил его приступить к строительству.

Никонов закончил строительство модели в 1721 году и провёл испытания в присутствии царя, который был настолько доволен результатами, что приказал Никонову построить полноразмерный секретный военный корабль.


Подводная лодка Никонова была построена из дерева и сделана в форме бочки. Она была вооружена "огненными трубами", оружием, похожим на огнемёты. Подводная лодка должна была приблизиться к вражескому судну, вытянуть концы "труб" из воды и взорвать вражеский корабль горючей смесью. Кроме того, он разработал воздушный шлюз, чтобы акванавты могли выбраться из подводной лодки и разрушить трюм корабля.

Первое испытание подводной лодки было проведено весной 1724 года. Оно оказалось провальным. Подводная лодка затонула, ударилась о дно, и у неё сломался трюм. Сам Никонов вместе с четырьмя членами экипажа находился внутри судна. Им удалось спастись только благодаря чуду.

Пётр I подбодрил Никонова, напутствовав его улучшить дизайн лодки. Но неудачи продолжали преследовать Никонова, особенно после смерти своего покровителя, царя Петра. Весной 1725 года второе испытание "потаённого судна" закончилось неудачей, как и третье в 1727 году. В конце концов, терпение Адмиралтейской коллегии Российского императорского флота лопнуло. Никонова разжаловали до рядового плотника и отправили работать на Астраханскую верфь на Волге.




Первое успешное применение военной подводной лодки в условиях реальных боевых действий произошло во время войны за независимость США в 1775 году. Подлодка под названием "Черепаха" была спроектирована американским изобретателем Дэвидом Бушнеллом (David Bushnell). Это было устройство яйцевидной формы с ручным управлением, которое могло вместить в себя одного человека, и это была первая подводная лодка, способная к независимому подводному управлению и передвижению.

"Черепаха" погружалась, позволяя воде заполнять резервуар на дне судна, и всплывала благодаря ручному насосу, выкачивавшему из него воду. Благодаря винтам, которые приводились в движение мускульной силой, подводная лодка передвигалась по вертикали и горизонтали с максимальной скоростью 4,8 км/час. Запаса воздуха в субмарине хватало примерно на 30 минут работы.

Во время войны за независимость США "Черепаха" под управлением сержанта Эзры Ли (Ezra Lee) попыталась, но не смогла прикрепить заряд к корпусу британского военного корабля HMS Eagle. Согласно сообщениям о нападении, Ли обнаружили прежде, чем он успел выполнить задание, заставив его покинуть подводную лодку. Однако единственные записи, задокументировавшие атаку, были американскими. У британцев не было никаких докладов об атаке во время войны, что вызвало у некоторых историков сомнения в подлинности этой истории. Некоторые полагают, что вся история вокруг "Черепахи" была сфабрикована для дезинформации и пропаганды, повышающей боевой дух.

Точные копии "Черепахи" сейчас выставлены в нескольких музеях США, а также в Музее подводных лодок Королевского военно-морского флота (Royal Navy Submarine Museum) в Госпорте (Gosport), Англия.



Полноразмерный макет "Черепахи" Бушнелла в Музее и библиотеке подводного флота ВМС США (U.S. Navy Submarine Force Museum and Library) в Гротоне (Groton), штат Коннектикут, США.

Подводная лодка - это судно, способное погружаться под воду и длительное время находится под водой, а также выполнять определенные военные операции. Подводные лодки используют в военной практике, как с разведывательной, так и с боевой целью. В мирных целях судна широко применяемы в исследовательских экспедициях.

Первые попытки

История подводных лодок очень глубока. Еще упоминал о похожих строениях, но отказался от идеи, опасаясь использования разрушительной силы в подводном мире. Согласно историческим данным, Александр Македонский пытался применять нечто похожее на подводный колокол с целью осуществления разведки. Запорожские казаки использовали особые лодки «Чайки», способные действовать в перевернутом виде.

Первая в истории подводная лодка появилась в 17 веке в Лондоне, будучи изобретенной физиком и механиком Корнелем ванн Дреббелем. Для приведения агрегата в рабочее состояние необходимо было 3 офицера и 12 гребцов.


Подводная лодка Корнелия ван Дреббеля

В 1634 году Иезуит Мерсен описал устройство подводной лодки, очень похожей на современный вариант.

Дэвид Бушнелл - американский изобретатель построил модель подводной лодки в 1776 г., впервые предназначавшейся для атаки врага. Лодка получила название «Черепахи» из-за внешнего сходства двух половин судна, спаянных между собой и напоминающих панцирь черепахи. В верхней половине был купол со стеклом. Однако при первой же попытке атаки лодка была уничтожена английским флотом.

Успехи и провалы конструкторов субмарин

В 1800 году Роберт Фултон разработал неплохую модель подводной лодки на 3 человека и представил ее Бонапарту. Однако многочисленные и дорогостоящие испытания судна показались Наполеону бесполезными, и он отказался от этой идеи.

Чертеж Роберта Фултона

В 1810 году была придумана лодка на 9 человек, но она погибла при одном из испытаний. Первый запуск ракет с подводной лодки был осуществлен с испытанной в 1834 году лодки Шильдера - российского изобретателя. Его гребные устройства отдаленно напоминали утиные лапы.

Гидростат Пейерна, разработанный в 1845 году впервые использовал в лодке разницу давлений. В последующие 10 лет лодка применялась для удаления подводных скал.

Первая подводная лодка, успешно участвовавшая в боевых сражениях, была американская «Ханли». У нее были несколько балластных цистерн, которые наполнялись водой для погружения и продувались вручную для всплытия. Для срочного поднятия лодки на поверхность были предусмотрены железные грузы, прикрепленные к днищу. Винт лодки вращался при помощи 7 матросов. В 1864 году субмарина потонула от взрыва, перед этим потопив вражеский шлюп.

Первая российская подлодка была построена на Балтийском заводе по чертежам Ивана Александровского в 1866 году.

В начале 20 века подводные лодки стали активно появляться в составе вооруженных сил многих стран мира.

Концепция корабля, способного погружаться на некоторое время под воду, уходит в глубину веков. В наши дни уже невозможно отделить исторические факты от мифов и выяснить, кто был изначальным автором этой идеи. в первую очередь применяются в военных целях и составляют основу флотов многих стран. Это обусловлено главной характеристикой субмарин - скрытностью и, как следствие, малозаметностью для противника. Возможность нанесения внезапных ударов по вражеским кораблям сделала подводные лодки незаменимым компонентом вооружённых сил всех морских держав.

Ранние теоретические разработки

Первые сравнительно достоверные упоминания о кораблях, способных погружаться под воду, относятся к 16-му веку. Британский математик Уильям Бурн изложил в своей книге под названием "Изобретения и устройства" план создания подобного судна. Шотландский учёный Джон Напьер писал об идее использования подводных лодок для потопления неприятельских кораблей. Однако в истории не сохранилось никаких сведений о воплощении на практике этих ранних теоретических разработок.

Полноразмерные модели

Первый образец подводной лодки, успешно прошедший испытания, был сконструирован в начале 17-го века Корнелиусом ван Дреббелем, голландцем на службе английского короля Якова Первого. Его судно приводилось в движение при помощи вёсел. В ходе испытаний на реке Темзе голландский изобретатель продемонстрировал британскому монарху и тысячам жителей Лондона способность лодки погружаться под воду, оставаться там в течение нескольких часов и затем благополучно всплывать на поверхность. Творение Дреббеля произвело на современников глубокое впечатление, но не вызвало интереса со стороны английского адмиралтейства. Первая подводная лодка никогда не применялась в военных целях.

Развитие науки и промышленности в 18-м веке не оказало заметного влияния на успешность попыток строительства и использования субмарин. Российский император Пётр I активно содействовал работе изобретателя-самоучки Ефима Никонова по созданию первой подводной лодки. По мнению современных исследователей, построенное в 1721 году судно, с точки зрения технических решений, действительно, представляло собой прообраз субмарины. Однако большинство проведённых на Неве испытаний закончилось неудачно. После смерти Петра Великого модель первой подводной лодки была забыта. В других странах на протяжении всего 18-го столетия также не наблюдалось особого прогресса в проектировании и строительстве предназначенных для погружения в морские глубины кораблей.

Примеры применения в 19-м веке

Первый случай успешного потопления вражеского судна подводной лодкой был зафиксирован во время гражданской войны в Соединённых Штатах Америки. Вёсельная субмарина "Ханли", названная в честь своего конструктора, стояла на вооружении армии конфедератов. Она не отличалась высокой надёжностью. Об этом свидетельствовали результаты нескольких неудачных испытаний, сопровождавшихся человеческими жертвами. В числе погибших был и сам конструктор подводной лодки Хорас Лоусон Ханли. В 1864 году субмарина конфедератов атаковала неприятельский шлюп "Хаузатоник", водоизмещение которого превышало тысячу тонн. Вражеское судно пошло ко дну в результате взрыва мины, прикреплённой к специальному шесту в носовой части "Ханли". Этот бой стал для лодки первым и последним. Из-за технических неисправностей она затонула через несколько минут после атаки.

Первая мировая война

Массовое производство и применение подводных лодок в мире началось только на заре 20-го века. Субмарины оказали серьёзное влияние на ход Первой мировой войны. Германские лодки показали свою эффективность в борьбе с кораблями противника, а также использовались для нападений на торговые конвои с целью установления экономической блокады. Применение субмарин против гражданских судов вызвало волну негодования и презрения со стороны Великобритании и её союзников. Тем не менее немецкая тактика подводной блокады оказалась крайне результативной и нанесла значительный ущерб экономике противника. Самым вопиющим примером такого метода ведения боевых действий стало уничтожение пассажирского трансатлантического лайнера "Лузитания" торпедой, выпущенной с германской субмарины.

Вторая мировая война

Роль подводных лодок всё больше возрастала по ходу развития глобальных конфликтов 20-го века. Во время Второй мировой войны стратегия Германии не претерпела существенных изменений: её субмарины в первую очередь применялись для перерезания морских путей снабжения противника. Немецкий подводный флот представлял собой одну из самых серьёзных проблем для стран антигитлеровской коалиции. До вступления в войну Соединённых Штатов Великобритания из-за блокады находилась в критическом положении. Многочисленные американские боевые корабли в некоторой степени снизили эффективность действий германских подводных лодок.

Послевоенный период

Вторая половина 20-го столетия ознаменовалась рядом революционных технологических прорывов. Открытие атомной энергии и создание реактивного двигателя чрезвычайно применения подводных судов. Субмарины превратились в носителей межконтинентальных баллистических ракет. Первый пробный пуск был произведён в 1953 году. Ядерные реакторы частично заменили традиционные дизель-электрические генераторы. Было изобретено оборудование, позволяющее извлекать кислород из морской воды. Эти инновации повысили автономность субмарин до невероятных пределов. Современные лодки могут оставаться в погружённом состоянии неделями и месяцами. Но новые технологии породили также и дополнительные опасности, в первую очередь связанные с утечками радиации при использовании ядерных реакторов.

В эпоху так называемой холодной войны Советский Союз и Соединённые Штаты соревновались в создании больших подводных лодок. Субмарины двух супердержав были вовлечены в некое подобие игры в кошки-мышки на просторах Мирового океана.

Лучшая подводная лодка

Выявление абсолютного лидера среди субмарин сопряжено с определёнными трудностями. Они заключаются в том, что общемировой список подводных лодок отличается крайним разнообразием. Широкий спектр качеств и характеристик судов не позволяет установить единый критерий оценки. Например, очень сложно сравнивать атомные и дизель-электрические субмарины. С некоторой долей условности можно выделить советский тяжёлый ракетный подводный крейсер "Акула" (по кодификации НАТО - "Тайфун"). Он является самой большой субмариной в истории навигации. По мнению ряда экспертов, создание такого мощного судна сыграло значительную роль в прекращении холодной войны.

Американский телевизионный канал "Дискавери" попытался составить рейтинг подводных лодок, обладающих особыми характеристиками:

  1. "Наутилус" (первый в мире атомоход).
  2. "Огайо" (носитель ракет "Трайдент").
  3. "Лос-Анджелес" (предназначена для охоты за субмаринами).
  4. "Щука-М" (советская многоцелевая лодка).
  5. "Лира" (подводный перехватчик).
  6. "Джордж Вашингтон" (атомный ракетоносец).
  7. "Неуловимый Майк" (лодка, недоступная для акустического обнаружения).
  8. "Золотая рыбка" (абсолютный мировой рекорд по скорости).
  9. "Тайфун" (самая большая субмарина).
  10. "Вирджиния" (одна из самых защищённых от обнаружения лодок).


Идея погружения лодки под воду для скрытого приближения и нападения на вражеские корабли привлекала военачальников с глубокой древности. По легенде, сам Александр Македонский использовал подводную разведку за противником. Но первую настоящую боевую подводную лодку создал русский плотник-изобретатель Ефим Никонов, при прямой поддержке царя-реформатора Петра I.




Одна из первых концепций подводной лодки была представлена англичанином Уильямом Борном в 1578 году. Но лишь в 1620 году Корнелиус Дреббель (Cornelis Drebbel) построил первый рабочий образец. Она была сделана из дерева, приводилась в движение веслами и могла оставаться под водой несколько часов. Воздух по специальным трубкам подавался с поверхности. Дреббель продемонстрировал возможности погружения своей лодки, ныряя на реке Темзе и оставался под водой в течение трех часов. За это время тысячи лондонцев, собравшихся на берегу, были убеждены, что посудина затонула и экипаж уже погиб.



Голландский ученый Христиан Гюйгенс, который был свидетелем испытаний, позже писал, что это «смелое изобретение» может быть использовано во время войны, для нападения на вражеские корабли противника, лежащие в прямой видимости и не подозревающие об опасности. Как и Гюйгенса, многие другие признали военный потенциал подводных лодок. Несмотря на это, прошло еще сто лет прежде, чем первая военная подводная лодка быть построена.



В 1718 году русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов написал Петру I, что мог бы построить «потаённое судно», которое может плавать под водой и уничтожать любые вражеские корабли с пушками. Удивительное дело, но царь пригласил Никонова в Санкт-Петербург и поручил начать постройку судна.



Никонов закончил уменьшенную модель первой российской подводной лодки в 1721 году и испытал ее в присутствии Петра. Царь был настолько доволен результатами, что приказал Никонову построить полноразмерный секретный военный корабль.



«Потаенное судно» Никонова было построено из дерева в форме бочки. Оно было вооружено огнеметами. Подводная лодка должна была подойти к вражескому судну, выставить концы огнеметной трубы из воды, поджечь и взорвать вражеский корабль. Кроме того, был предусмотрен воздушный шлюз для акванавтов, который мог выйти из подводной лодки и уничтожить противника.



Первое испытание полноразмерной подводной лодки было проведено осенью 1724года. Это была катастрофа. «Потаенное судно» затонуло, когда достигло дна и проломило борт. Сам Никонов и четверо гребцов были внутри. Это было настоящее чудо, что экипажу удалось спастись.



Петр поддержал изобретателя и призвал Никонова улучшить конструкцию. Но неудачи продолжали его преследовать. Второе и третье испытания русского «потаенного судна» закончились провалом. После смерти своего высочайшего покровителя, Никонов был обвинен в злоупотреблении государственными средствами, был разжалован в рядовые плотники и отправлен работать на верфи на реке Волге.



Первое успешное использование военной подводной лодки произошло во время Американской войны за независимость. Подводная лодка под «Черепаха» (Turtle) была разработана американским изобретателем Дэвидом Бушнеллом (David Bushnell). Это было яйцевидное устройство, которое могло вместить одного человека.



В 1776 году в нью-йоркской гавани сержант Эзра Ли (Ezra Lee) управляя «Черепахой» пытался, но не смог прикрепить взрывной заряд на корпусе британского линейного корабля «Орел» (HMS Eagle). По сообщениям американцев, Ли был обнаружен прежде, чем смог выполнить боевую задачу. С британской же стороны нет никаких данных об этой атаке. Это все вызывает сомнение отдельных историков в самом факте атаки. Некоторые даже считают, что «Черепаха» и вся история вокруг нее были созданы в качестве дезинформации и для повышения боевого духа колониалистов.

Подводные суда появились для участия в боевых действиях, но очень часто изобретения .

Самая первая подводная лодка в России, построенная в 1721 году называлась «Потаенное судно», и по внешнему виду была больше похоже на бочку для хранения вина, нежели на подводную лодку.

Идея создания первой подводной лодки пришла в голову подмосковному крестьянину и по совместительству изобретателю-самоучке Ефиму Прокопьевичу Никонову. Предприняв несколько попыток он смог таки достучаться до Петра Первого и убедить царя в надобности герметичной лодки — «...сделаю к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли… потаенно под самое дно …» — писал Никонов челобитную Петру.

В 1720 году после личной беседы с царем изобретателю было велено — «таясь от чужого глазу », смастерить вначале действующую модель первой подводной лодки: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания ».

По приказу Петра Первого Адмиралтейств-коллегия в первых числах января произвела Ефима Никонова в «мастера потаенных судов», а уже 31 января 1720 года в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы ».

Модель первой подлодки в России строили в Санкт-Петербурге на площадке Обер-Сарваерской верфи. К работе приступили в феврале 1720 года, а спустя тринадцать месяцев, в марте 1721, модель была готова.

Так как ни чертежей, ни подробного описаний этого судна не сохранилось, можно лишь только предполагать, что «Потаенное судно» было бочкообразной формы. Основанием к этому служит участие в ее строительстве бочаров, а также распоряжение об отпуске пятнадцати железных полос, вероятнее всего предназначавшихся для обручей, с помощью которых стягивали деревянный корпус субмарины. Носовая часть первой российской подлодки повторяла строение обычного для тех времен надводного корабля, а кормовая была оснащена рулем. Рубка на верхней палубе играла роль перископа и имела плотные смотровые стекла.

В качестве двигателя использовались обычные весла, а экипаж судна состоял из четырех членов. Для испытаний было предоставлено пятьдесят свечей, это позволяет предположить, что время нахождения под водой предусматривалось порядка десяти часов.

Первое испытание состоялись в присутствии Петра летом этого же года на озере «Разлив», и назвать их удачными было нельзя — у примитивного сооружения лопнуло дно. Однако, несмотря на это Никонову было дано указание, приступить к строительству «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерной верфи в Санкт-Петербурге.

К осени 1724 года первая подводная лодка было построена в полном масштабе. Однако и на этот раз испытание закончились неудачно. Лодка камнем пошла на дно, ударилась о грунт и проломила днище. Биография Петра 1 говорит, что он велел изобретателю укрепить корпус судна, исправить недочеты, а также во всеуслышание объявил — «Ефиму Прокопьевичу, чтобы никто конфуза в вину не ставил ».

Никонов исправил все повреждения, однако 25 января 1725 Петр Первый умер. Так изобретатель лишился покровительства. Но, несмотря на это он все же довел ремонт до конца, и весной 1725 года первая русская субмарина была спущена на воду повторно. Но в корпусе лодки вновь была выявлена течь, и ее опять вытащили на берег.

Последние спуск подводной лодки на воду состоялся в 1727 году и ничем хорошим не закончился. В итоге морское начальство, удрученное подобным исходом, приказало поместить подлодку под замок в сарай. Там оно долгие годы хранилось, пока со временем не сгнило. Никонова же зимой 1728 разжаловали до рядового плотника и направили на Астраханскую верфь.

Сегодня памятник самой первой подводной лодки в России, изготовленный на петербургском бондарном производстве, установлен в Сестрорецке, возле храма Святых апостолов Петра и Павла.