Как должен мыслить лидер: советы от бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса. Как думает лидер

Если вы хотите стать настоящим лидером, перед вами стоит сложная задача: вы сможете узнать то, что вам нужно знать о своей работе и о себе, только когда начнете действовать как лидер, а не просто думать о лидерстве.

О том, как это сделать, рассказывается в книге профессора с мировым именем, преподавателя INSEAD, бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса Эрминии Ибарры - «Действуй как лидер, думай как лидер» , которая вышла в издательстве «Эксмо».

Почему традиционный подход не принесет вам большой пользы

Большинство тренингов по лидерству направлено на изменение образа вашего мышления. Вас просят подумать о том, кем вы являетесь сейчас и кем хотели бы стать.


На этом основано целое направление обучения лидерству: есть тысячи книг и курсов, которые должны определить ваш стиль руководства и научить вас использовать ваши сильные стороны.


Если вы пробовали подобные методы, значит, вы знаете, насколько они ограничены. Они могут помочь вам выявить ваши сильные стороны и свой стиль лидерства. Но именно ваши представления о себе и своей работе и мешают вам стать лидером. Вам следует изменить свой настрой, а для этого нужно лишь одно: действовать по-другому.

Аристотель говорил, что люди становятся добродетельными, творя добрые дела: иными словами, поступая правильно, вы сами становитесь лучше. Его мысль находит подтверждение в большом числе социальнопсихологических исследований, доказывающих, что сознание человека меняется, когда он начинает вести себя по-новому. Проще говоря, внешние изменения влияют на внутреннее состояние, а не наоборот.

Ричард Паскаль, гуру менеджмента, формулирует эту мысль следующим образом: «Взрослые с большей вероятностью претворят новый образ действий в новое мышление, а не новое мышление в новый образ действий».



Точно так же обстоит дело и с лидерством. Наблюдения за тем, как учатся взрослые, демонстрируют, что логическая последовательность «думай, затем действуй» на практике работает совершенно противоположным образом в процессах личностных изменений, в частности, связанных с превращением человека в настоящего лидера.

Как это ни парадоксально, но наше самопознание растет только тогда, когда происходят перемены . Мы пробуем что-то новое, затем наблюдаем за результатами - своими ощущениями, реакцией окружающих - и лишь после этого задумываемся над тем, чему учит этот опыт, и, возможно, усваиваем урок. Другими словами, мы действуем как лидер и затем начинаем думать как лидер (поэтому эта книга так называется).

Как в действительности лидеры становятся лидерами

Вместе с ростом лидерского потенциала растет и вероятность того, что сотрудник получит поддержку со стороны организации. Например, ему будут поручать более ответственные задания. Подобный процесс носит циклический характер.

Когда человек сначала действует как лидер, а затем начинает думать как лидер, иными словами, когда внутреннее меняется под воздействием внешнего, возникает то, что я называю восприятием извне .

Принцип восприятия извне

Глубоко укоренившееся традиционное мышление не позволяет нам изменить свое поведение в соответствии с требованиями лидерства. То, как мы думаем, - то есть то, что мы замечаем, ценим, считаем правильным и важным, - напрямую влияет на наши действия. Фактически мышление «изнутри наружу» может препятствовать изменениям.

Наше мировоззрение трудно изменить, так как для этого требуется опыт в том, что мы менее всего склонны делать. Мы сами загоняем себя в рамки. Парадокс изменений в том, что единственный способ поменять наш образ мыслей - делать именно то, что привычное мышление нам делать не позволяет.


Согласно принципу восприятия извне , единственный способ научиться думать как лидер состоит в том, чтобы начать действовать как лидер: участвовать в новых проектах и мероприятиях, взаимодействовать с самыми разными людьми и экспериментировать с незнакомыми способами выполнения задач.


В результате привычные действия и мысли, которые ограничивают вас сейчас, трансформируются.

На переходных этапах и в периоды неопределенности размышления и самоанализ должны следовать за действиями и экспериментами, а не наоборот. Новый опыт не только меняет ваш способ мыслить, ваше мнение о том, что важно и что следует делать, но и вас самих. Он поможет вам отойти от прежних источников самооценки, старых целей и привычек.

Если использовать обратный подход к изменениям, то есть «изнутри наружу», вы ничего не добьетесь. Вопреки распространенному мнению излишний самоанализ удерживает нас в прошлом, ослабляет восприимчивость, не позволяет нам раскрыть свой лидерский потенциал и подготовиться к фундаментальным переменам в окружающей обстановке.

Это чем-то напоминает поиск потерянных часов под уличным фонарем, в то время как для решения новых задач требуется более широкий обзор: свежие, внешние точки зрения, с которыми мы знакомимся при выполнении различных действий.

Затерявшиеся в переходном периоде

Чтобы лучше понять принцип восприятия извне, я познакомлю вас с Джейкобом, менеджером по производству в компании, занимающейся выпуском продуктов питания. После того как эта компания была приобретена частным инвестором, первоочередной задачей Джейкоба стала серьезная модернизация производственного процесса. Но поскольку ему постоянно приходилось заниматься решением повседневных проблем, у него почти не оставалось времени, чтобы подумать о важных стратегических вопросах.


Когда сменился владелец компании, должность Джейкоба осталась прежней, а вот ожидания руководства по поводу него изменились. Но Джейкоб по-прежнему не делал ничего, чтобы стать лидером.


Это частая ситуация в наши дни. Раньше повышение или назначение на новую должность означало, что вам пришло время скорректировать или даже переосмыслить свою лидерскую роль. Сегодня же важные карьерные изменения не состоят лишь в получении солидно звучащей должности или переезде в новый кабинет. На первый взгляд незаметные (а также и более значительные) изменения в вашем деловом окружении создают новые, хоть и не всегда явно выраженные, ожидания руководства относительно того, что и как вы будете делать.

Подобные перемены в обязанностях весьма сложны и требуют соответствующего изменения подхода к управленческой работе. Тем не менее, согласно моему личному исследованию, лишь 47% из всех, кто сообщил о новых ожиданиях от их деятельности, получили повышение в течение двух лет, предшествовавших опросу. Что касается остальных, предполагалось, что они будут выполнять более значительную руководящую роль, оставаясь при этом на прежней должности. Именно это и произошло с Джейкобом.

С чего начать изменения?

Лучше всего - с изменения того, как вы выполняете свою работу, какие деловые контакты устанавливаете и как подходите к решению тех или иных задач. Никакой самоанализ не сможет привести к изменениям без существенных перемен в том, чем вы занимаетесь и с какими людьми при этом взаимодействуете.

1. Переосмыслите свою работу

Интуиция подсказала Джейкобу, что переход к более серьезной руководящей роли подразумевает прежде всего перемены в том, как он проводит свое время. Однако два часа в спокойной обстановке в офисе - это неправильный вариант. В действительности бóльшая часть требуемых изменений в действиях Джейкоба должна была побудить его находиться в других местах.

Чтобы добиться успеха, Джейкоб должен сначала переопределить свою работу, переключив свое основное внимание с улучшения текущих фабричных операций на понимание новых условий, в которых функционирует фирма, и создание совместного стратегического видения среди своих коллег, что позволит осуществляемому им управлению производством должным образом соотноситься с приоритетами организации в целом.

Джейкоб в своих действиях мог бы учитывать ряд факторов, например то, как меняется отрасль, в которой работает его фирма, как она создает нечто ценное для людей и как все это может измениться в будущем. И, конечно, ему следовало бы оказывать влияние на людей, играющих важнейшую роль в процессе создания этого ценного, независимо от того, находятся они в его группе или фирме.

Джейкоб хотел сосредоточиться на капиталовложениях, которые потребуются его фирме в течение следующих двух лет, но у него не было времени на подобные размышления. Он жаловался на необходимость постоянно следить за действиями своих подчиненных или производственными процессами. При этом он знал, что начальник ожидает от него создания стратегии, в которой бы учитывалось развитие всей фирмы как единого целого, а не одного или двух заводов, и активного привлечения соответствующих ресурсов.



До текущего момента Джейкоб действовал успешно, более того, выполнение подобных обязанностей типично для многих менеджеров, находящихся на таком же этапе развития карьеры. На ранних стадиях мы всегда действуем в области своей специализации. Работой других мы также обычно управляем в рамках тех функциональных или технических сфер, в которых являемся специалистами. Однако картина полностью меняется, когда мы начинаем играть более серьезную руководящую роль.

2. сеть деловых контактов

Трудно развить стратегическое предвидение, находясь в заводском цеху. Чтобы стать лидером, Джейкобу требовалось получить полное представление о ситуации, то есть взглянуть на нее со стороны, не находясь при этом в гуще событий. Чтобы проводить больше времени за пределами своего предприятия, Джейкобу следовало изменить круг своего делового общения.

С помощью деловых контактов Джейкоб обменивался связанной с работой информацией, решал проблемы, относящиеся к сфере его обязанностей, и подбирал подходящих людей для тех или иных групп сотрудников. Но эти связи не смогли подготовить Джейкоба к будущему, потому что они не выходят за рамки его текущего стиля мышления.


Столкнувшись с необходимостью мыслить вне рамок своей специализации и заниматься стратегическими вопросами, многие менеджеры не сразу понимают, что подобные вопросы - не просто аналитические задачи, а нечто требующее более широких деловых отношений.


Есть еще одна причина, почему деловые связи важны для развития наших лидерских качеств такова. Когда нам приходится учиться чему-то новому, помощь и поддержка более опытных людей совсем не будет лишней. Они смогут, подсказать, в каком направлении двигаться, и оценить наши усилия, способствуя нашему профессиональному росту.

3. Проявите к себе творческий подход

Сейчас Джейкобу необходимо перейти от привычного ему стиля руководства к стилю, в рамках которого он бы поручал больше повседневной работы своей команде и начал бы более широкое сотрудничество с другими подразделениями организации.


Люди, стремящиеся играть более значительную руководящую роль, должны не только переопределить свою работу и создать новую сеть профессиональных связей. В куда большей степени им следует переосмыслить собственную личность.


Им необходимо трансформировать свои ценности в работе, личностные цели, движущие их действиями, свои представления о себе, а также и то, как их воспринимают окружающие.

Хотя личная трансформация обычно включает изменения в стиле руководства, она представляет собой нечто гораздо большее. Когда менеджеров, подобных Джейкобу, просят подумать над тем, что мешает им расширить свой стилистический репертуар , многие почти всегда ссылаются на необходимость обеспечить достижение требуемых результатов любой ценой. Подобный подход не только помог им добиться успеха, но и лежит в основе их профессиональной идентичности. Менеджеры хотят меняться, но перемены не соответствуют их истинному «я» .

Когда вы начнете пробовать новые, непривычные для вас стили управления, вам придется перестать рассматривать это как «работу над собой» и прибегнуть к творческому подходу. Вы будете пробовать разные методы и смотреть, как они соотносятся с вашими представлениями о себе. Необходимо сосредоточиться прежде всего на самообучении, а не на достижении результатов. Если выбранный метод вам не подойдет, нужно будет попробовать что-то другое.

Лидеры обладают умением создавать в своем разуме благоприятные образы. Лидеры привили себе способность, которая позволяет видеть все события в том свете, в каком они на самом деле есть. Обычный человек имеет привычку унижать свои собственные достоинства и преувеличивать недостатки. Он всю перспективу рассматривает в тусклом свете и мало верит, что это может осуществиться. Но вот проблемы он рассматривает серьезно. Рисует все события в мрачных тонах, боится, и в то же самое время верит, что так оно и будет. Просто живет в своих проблемах в воображении. Лидеры же рассматривают проблемы такими, какими они есть на самом деле, а возможности видят преувеличенно. На самом деле, если проблемы воспринимать, как обычные ситуации, они очень просто решаются. Разница лишь в восприятии: если проблему воспринять негативно, начать бороться за ее устранение, то другие проблемы придут к вам, будто бы на помощь к первой. Вот эти другие проблемы все и усложняют.

Вообще лидеры не используют слово «проблема». Это слово вызывает в мозгу негативный образ, который притягивает другие негативные ситуации. Они исключили слово «проблема» из своего словаря. Вместо него лидеры используют слово «ситуация». Например, предложение «у меня есть проблема» лидеры заменяют на «сложилась интересная ситуация, которую мне нужно решить». Посмотрите, как мрачно звучит первое предложение и как энтузиастично второе.

Лидеры внимательно следят за использованием слов, которые вызывают негативные образы. Все дело в том, что разум мыслит образами, а слова - это всего лишь средство для передачи этого образа другому человеку. Слова не в состоянии передать точно тот образ, который возник в разуме. Вот и получается, для того, чтоб передать образ от одного человека к другому, его нужно сначала закодировать словами, сказать, а другому человеку воспринять слова и раскодировать образ. Слова выступают в роли посредника. И для того, чтоб передать определенный образ, вы можете использовать множество вариантов слов. Лидеры научились передавать слова в положительном свете. Один и тот же образ может деморализовать других людей или наоборот мотивировать, в зависимости от того, какими словами его передать. Представьте, лидер говорит своей команде: «У нас есть проблемы». И вне зависимости, что он скажет дальше, вся картина будет в мрачных тонах. Это то же самое, что начать рисовать картину не на белом холсте, а на сером. Другое дело сказать: «Мы успешно проверили, что предыдущая идея не сработала, как мы хотели. Есть возможность выполнить задание по-другому».

Мышление обычного человека Лидерское мышление
у нас проблемы мы столкнулись с интересной ситуацией
это не будет работать мы должны приложить усилия, чтоб это заработало для нас
ситуация очень сложная ситуация простая, нужно только придумать эффективный способ ее решения
рынок уже насыщен на 80% рынок частично занят. Еще 20% свободно
я слишком молод/стар мой возраст – это мое преимущество
у них все преимущества перед нами без сомнения, у них есть преимущества, но никто не может иметь полного превосходства
я совершил ошибку я получил опыт
я проиграл я проиграл битву, но война еще не закончена

Как мыслят лидеры

1. Лидеры используют только положительные образы , поскольку знают, что разум воспринимает образы и стараются создать картину, благоприятную для работы. В мрачном или тревожном состоянии невозможно добиться эффективной работы.

2. Лидеры осознают суть проблемы и стараются подать таким образом будто проблема совсем простая . Если тигра уменьшить до размера кота, он будет вовсе не страшен. Обычно люди преувеличивают сложность проблемы, что приводит к действительному усложнению.

3. Лидеры улыбаются . Попробуйте улыбнуться и в то же время думать о чем-либо плохом. У вас не получится. Или пропадет улыбка, или изменятся мысли на положительные. Другого не дано.

4. Лидеры могут казаться серьезными, но в душе они совсем не серьезны . Не будьте серьезным. Серьезность увеличивает важность и увеличивает размер проблемы. Улыбка же, наоборот, разряжает обстановку, уменьшает важность, вследствие чего ситуация легче решается. Важность блокирует мышление. Чем важнее задание, тем сильнее переживание. В состоянии переживания очень сложно адекватно реагировать на проблемы и решать их правильно. Лидеры это понимают и потому стараются для подчиненных уменьшить серьезность проблемы.

5. Лидеры используют большие образы . Они создают большое виденье и строят большие планы вместо мелких и никудышных. Большие образы способны намного сильнее мотивировать людей, чем мелкие.

6. Вместо того, чтоб смотреть, как далеко еще идти, лидеры смотрят на то, сколько уже пройдено . Это применимо к целям. Если вы будете смотреть на то, сколько еще осталось сделать работы, чтоб достичь цели, вы своей цели никогда не достигнете. Когда вы смотрите на то, чего еще у вас нет, вы забираете у себя энергию и погружаетесь в негатив. Когда же, наоборот, вы смотрите, сколько уже сделано, то энергии прибавляется, ведь вы испытываете радость от количества сделанной работы. Лидеры это знают и стараются показывать людям, которых ведут, как много уже сделано работы.

7. Лидеры смотрят на то, какими дела могут быть в будущем, а не то, какие они теперь . Каждый бизнесмен, который начинал свое дело, видит его в период его полного расцвета, и ради этого он работает и готов пройти все трудности. То, что есть теперь - это всего лишь переходной этап к цели. Ваша настоящая жизнь происходит у вас в сознании, а действительность - это всего лишь отражение событий сознания.

8. Лидеры положительно относятся ко всем происходящим событиям . Лидеры видят все ситуации в благоприятном свете, даже если они такими вовсе не являются. Каждая ситуация несет в себе зерно следующей победы. Наша жизнь - это последовательность выборов. Мы не в состоянии выбрать ситуации, которые с нами будут происходить, но мы можем выбрать. как реагировать на эти ситуации. Если вы реагируете негативно, вы притянете к себе еще больше негативных ситуаций. Реагируя позитивно, вы трансформируете негативные ситуации в позитивные. А если лидер не способен поддержать в трудные времена атмосферу позитива, то какой он лидер?

Интеграция различных культур, национальностей,
возрастов и стилей в компаниях по всему миру оказывает огромное влияние на бизнес. Сегодня лидерам нужны новые навыки для того, чтобы добиться успеха.

Благодаря социальным сетям и технологиям глобаль ное взаимодействие становится повседневной реальностью бизнеса. Доступ к практически любым данным и знаниям сейчас можно получить через устройства, которые умещаются на ладони. Джим Коузес, известный специалист по управлению, недавно так описал этот сдвиг: «суть управления остается неизменной на
протяжении последних 20 лет, контекста – нет».

Руководители, которые стремятся к успеху, должны теперь развить три новых компетенции:

  • Глобальная деловая хватка: новые финансовые, промышленные, функциональные и технические навыки, необходимые для того, чтобы ориентироваться на рынке, для которого характерны быстрые изменения бизнесмоделей и продуктов, слияния и поглощения.
  • Глобальное мышление: способность участвовать в постоянном процессе генерации нового через распознавание возможностей в многосоставной и сложной среде.
  • Мировое гражданство: восприимчивость и находчивость в географии, политике, экономике, праве, культуре, технологиях, котоые помогает создавать и внедрять корпоративную стратегию.

Глобальное мышление VS Мировое гражданство

Глобальное мышления включает в себя способность видеть за пределами компании, национальной культуры, функциональных обязанностей, осмыслять результаты деятельности как вклад в общество и устойчивое развитие.

  • Лидерство, Менеджмент, Управление компанией

Как думают лидеры ? Какие мысли гарантируют развитие лидерских качеств ? Что нужно сделать, как изменить свое мышление, чтобы стать не просто лидером, а человеком, умеющим достигать поставленных целей, идти по жизни с улыбкой и вести за собой людей? Именно эти вопросы мы затронем в данной статье.

Итак, что нужно для того, чтобы стать лидером? Правильное мышление, целенаправленные действия, положительный опыт. Впрочем, эту формулу можно использовать для достижения любой поставленной цели, нужно только знать с чего начать. Нужно только понимать, как думают лидеры. А затем необходимо контролировать свои мысли,

помня о необходимости развития лидерских качеств и постоянно себя мотивировать. Тогда и действия будут соответствовать выбранному направлению. Сложно может быть только на первом этапе, когда придется ломать стереотипы мышления.

Теперь зададим направление наших мыслей для развития личных лидерских качеств и узнаем как и о чем думают лидеры.

  1. Лидеры всегда настроены на лучшее , их мысли всегда позитивны, так как им известно правило: «без веры в успех не будет успеха». Другими словами, без веры в то, что поставленную задачу можно решить, задача не будет решена. Когда у человека есть вера в достижимость цели, в его голове возникают положительные картины успеха, настроение его улучшается, создавая, таким образом, благоприятную атмосферу в коллективе.
  2. Лидеры умеют решать проблемы , имеют разнообразный опыт их решения, а в случае возникновения проблем — несколько путей выхода из сложной ситуации. Они умеют разбивать одну сложную проблему на несколько простых и объяснять людям, что все на самом деле просто.
  3. Лидеры умеют улыбаться и радоваться каждому дню. Улыбка очищает сознание от негатива и дарит радость каждой прожитой минуты. Улыбка вызывает доверие, улыбка открывает путь к общению и дружбе. Да и в конце концов улыбка делает жизнь не такой серьезной.
  4. Лидеры смотрят на жизнь как на игру и не относятся к ней серьезно, хотя внешне проявляют серьезность. Если мы не будем воспринимать себя и других слишком серьезно, мы сможем прощать ошибки и себе и другим. Кроме этого, лидеры не придают слишком большой важности текущим проблемам, и именно поэтому проблемы не могут взять верх над их сознанием.
  5. Лидеры мыслят образно . Образное мышление позволяет видеть глобальные перспективы, строить долгосрочные планы и добиваться большего. Глобальные цели дают людям смысл в жизни и привлекают последователей.
  6. Лидеры думают о своих достижениях и благодарны жизни за то, что у них уже есть. Подобная философия позволяем им отталкиваться от того, что уже есть и дает силы идти дальше не переживая о том, чего у них пока нет и что им еще предстоит достигнуть. Лидер — руководитель всегда указывает подчиненным на их достижения, поддерживает их веру в себя и мотивирует на выполнение поставленных задач и развитие лидерских качеств.
  7. Лидеры умеют думать и представлять результаты своего труда. Такая картинка дает им силы работать над проектом, идти вперед, придумывать, модернизировать, реализовывать, достигать. Лидеры верят в свое дело, представляют успех и процветание и неуклонно идут к этому успеху. Они понимают, что сегодняшний день создает успех завтрашнего дня, поэтому они много и неуклонно работают.
  8. Лидеры знают, что неудач не бывает , знают, что исход ситуации зависит только от нашего к ней отношения. Лидеры ценят опыт, который они получают в результате неудавшейся попытки, корректируют свои действия и с уверенностью идут дальше. Лидеры знают, что без разнообразного опыта нет победы.
  9. Лидеры умеют делать выбор , так как не бояться ошибаться. Они знают, что большинство ошибок можно исправить, а вот прошедшее время вернуть не удастся, поэтому свой выбор они делают быстро не зацикливаясь на ситуации и не давая волю эмоциям. А после того, как сделали выбор, сразу начинают действовать.

Как думают лидеры — позитивно, радостно, уверенно. Благодаря позитивному отношению они сметают неприятности на своем пути, превращая их в бесценный фундамент для дальнейших достижений. Лидер постоянно говорит себе о том, что может сделать многое и это многое делает, так как не сомневается в своих силах и способностях, таким образом достигая большего, чем другие, и становясь примером для подражания.

Я много раз видел это.

Лидер может делать всё правильно, но один лишь ошибочный настрой способен затмить – и даже поставить под удар – все известные нам положительные лидерские принципы.

Одно постоянно повторяющееся действие. Одна характерная черта. Одна привычка. Одна особенность мышления.

Увы, зачастую дело даже не в том, что человек не является хорошим лидером. Просто один неверный настрой сбивает его с верного пути. Посему я считаю, что лидеры должны постоянно работать над неудовлетворительным мышлением, мешающим им достигать того успеха, которого они могли бы достичь.

Вот семь самых опасных типов лидерского мышления, которые мне довелось наблюдать.

Если быть предельно откровенным, некоторые из них я замечал и у себя – иногда в течение какого-то времени, пока кто-нибудь не помогал мне понять, что неудовлетворительный лидерский тип мышления появился у меня самого.

За деревьями не видеть леса.

Всегда найдутся мелочи, которыми придется заниматься, но чем мелочнее будут мысли лидера, тем меньше он или она сможет концентрироваться на видении перспективы. Я могу увязнуть в частностях, на которые попусту потрачу свою энергию, и которые истощат мои силы. Иногда это системная проблема, отнимающая слишком много времени, а иногда это просто неумение делегировать полномочия. И что интересно, я сам за собой заметил, что, когда отсутствует ответственность за множество деталей, я скорее замечу вещи менее заметные, но в значительной степени требующие моего внимания.

Негативный лидер практически никогда не сможет быть успешным в долгосрочной перспективе, просто потому, что никто не захочет за ним следовать. У некоторых подобный настрой сохраняется постоянно (и я лично полагаю, что лидерство – не их стезя), но иногда такое настроение может длиться лишь некоторое время – особенно при наличии многочисленных неудач либо в личной жизни, либо в той области, где мы как раз и являемся лидерами. Подобно может произойти и во времена быстрых перемен, когда число жалобщиков превышает число льстецов. Если мы не будем соблюдать осторожность, может случиться так, что мы позволим негативному образу мышления проникнуть и во все прочие сферы нашей жизни и начнем видеть свой мир в таком свете. Очень трудно следовать за лидером с негативным складом ума.

Не получать удовольствия от пути.

Не уделять времени празднованию. Лидеры высоких достижений часто попадают в эту ловушку. Я сам иногда туда попадаю, и приходится либо напоминать об этом самому себе, либо ждать напоминаний от других. Я всегда стараюсь смотреть вперед и не пропустить следующий большой шанс, стремясь к постоянному совершенствованию. Я могу не заметить текущий успех, находясь в непрерывном поиске будущего потенциала. Проблема заключается в том, что непрерывное стремление вперед не является устойчивым в долгосрочной перспективе. Оно приводит к выгоранию людей, заставляет их чувствовать себя недооцененными, и приводит к очень низкому уровню командного духа. Людям необходим отдых; им нужно остановиться, отдохнуть, перевести дыхание и отпраздновать уже достигнутые победы.

Ожидать от других больше, чем готовы отдать сами.

Как-то раз мне довелось работать с лидером, который многого ожидал от всех, причем не только по качеству работы, но и по количеству рабочих часов. Проблема заключалась в том, что, как оказалось, к себе он не предъявлял такие же высокие требования. Он появлялся на работе исключительно для того, чтобы прорычать несколько распоряжений, а потом исчезал. И, поскольку он был в основном «отсутствующим» лидером, даже если и работал, не будучи на рабочем месте (а я лично знал, что он часто работает вне офиса), никто в это не верил. Он создавал ощущение лени. Все, кто пытался следовать за ним, испытывали разочарование. Людям казалось, что их используют. Те, кто следует за лидером с таким типом мышления, работают в основном ради зарплаты.

Особенно, если образ мышления лидера предполагает, что он или она этого заслуживает. Успеха команды не бывает без усилий других людей. Когда лидер принимает все почести и награды на свой счет, команда превращается в наемных работников босса, а не в последователей лидера. Творческая деятельность становится наемной работой, а не карьерой. Это может выражаться просто в языке лидера. Если все сделал «Я» сам, если все это было благодаря «мне» — тогда «они» в ближайшее время могут – пусть даже только в мотивации – позволят «мне» делать все самому. Общий успех имеет первостепенное значение для долгосрочного успеха лидера.

Никогда не прекращать работать.

Вы не можете сделать это. Не можете. Вы можете думать, что можете постоянно сохранять активность — делать все – быть везде — но вы не сможете. Супермен не мог. И Иисус. Не пытайтесь. (Кто-то из тех, кто сейчас читает меня, все еще думает, что сможет — ладно – я вас предупредил!) И должен честно признаться, для меня это был один из самых трудных моментов. Такое, как правило, происходит, когда мне не хватает силы воли, чтобы сказать нет, когда я слишком беспокоюсь о том, что обо мне думают люди, ожидающие, что я как раз окажусь повсюду, или когда я не сделал того, чего и не должен был делать. К счастью, я достиг того уровня зрелости, когда для меня стало возможным осознанно ограничивать период активной деятельности. (А для меня это обычно означает уехать за город. Там всегда есть чем заняться.)

Подписывайтесь:

Изолировать себя от других.

Одной из самых опасных особенностей мышления лидера, которые мне довелось наблюдать, является уверенность в том, что нельзя подпускать других к себе слишком близко. Лидерство может быть работой, требующей уединения. Но это не должна быть работа одиночки. Нам нужны люди. Лидер должен быть подотчетным. Нам нужно сообщество и те, кто способен обращаться к потаенным местам в наших сердцах и жизнях. И так часто я видел подобное в неудачах лидеров — даже у многих пасторов. Когда мы становимся островами в душе своей, мы тем самым навлекаем на себя атаки противника.

Вот те несколько опасных особенностей мышления лидеров, которые я наблюдал. Не хотите ли добавить что-нибудь к списку?