Необходимость постоянного самообразования и профессионального. Понятие «самообразование» - определение, значение, задачи и сущность, роль в развитии личности

Сегодня в этой статье я хотел бы поговорить про важную деталь, которая называется – САМООБРАЗОВАНИЕ. Почему я считаю, что самообразование очень важная деталь в нашей современной жизни? Да потому что многие люди без самообразования начинают деградировать. Для начала я Вам расскажу, что такое самообразование, потом приведу серьезные аргументы, которые должны Вас заставить время от времени заниматься самообразованием.

Что такое самообразование?

Самообразование – что это такое? Я жду от Вас ответа!!! Не получается ответить? Тогда прочтите мое определение. Самообразование – это самостоятельное обучение в конкретной области для получения необходимых навыков и знаний. Самообразование – это один из видов и . Поскольку термин «самообразование» происходит от слова «само» , то становится понятно, что человек проявляет личный интерес к каким-либо знаниям и навыкам.

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%. Процесс самообразования представлен на картинке снизу.

Для наглядности я приведу конкретные примеры. Ваня стать классным танцором, и для этого он записался в танцевальную школу, название которой «Cool Dancer» . Без разницы какой стиль он выбрал – hip-hop или popping. Его решение – стать классным танцором. Он посещает школу «Cool Dancer» три раза в неделю по два часа, то есть в неделю это составляет шесть часов.

И как Вы считаете, станет ли Ваня супер танцором через семь лет, занимаясь в школе «Cool Dancer» всего лишь 6 часов в неделю? За семь лет это будет 2190 часов без пропусков. Я уверен, что он многому научится, но очуменным танцором навряд ли ему удастся стать. Чтобы стать профи, по закону одного знаменитого человека, необходимо отзаниматься 10 000 часов. За десять лет такое возможно, если каждый день заниматься какой-либо деятельностью по 2,5-3 часа в день.

А чтобы столько часов набрать – необходима самостоятельная работа или самообразование. Для этого без не обойтись.

Другой пример с самообразованием. Тот же самый Ваня решил . Для этого он пошел по старому пути – записался в школу английского языка, где ему рассказывают об основных правилах и временах этого языка. Занятия в школе проводится два раза в неделю по два часа, то есть всего лишь четыре часа в неделю. Вау, как это ничтожно мало!!!

И как Вы считаете, Ваня заговорит на английском языке через три года, исключительно занимаясь четыре часа в неделю под руководством учителей? Да, если только за это время его молнией не ударит, и он не начнет говорить на всех языках мира. Ну или пришельцы похитят после чего он заговорит только на английском языке.

Конечно это невозможно, ведь самообразование – это 90% труда. Но человек забывает об этом. Он думает, если я записался в школу танцев или английского языка, значит, мне нужно просто ходить на занятия и все придет: я научусь танцевать и говорить на английском языке. Мне бы тоже хотелось того же, но я не могу не замечать, как люди что были на 0 уровне до прихода куда-либо, что остались. Такое случается из-за отсутствия самостоятельной работы или самообразования.

Важность самообразования

Чтобы достичь успехов в танцах или в иностранном языке, разумеется, необходима самостоятельная работа. Для танцев это самостоятельная работа над своим стилем, оттачивание изученных приемов, попадание в ритм музыки и так далее. Для успешного изучения иностранного языка необходимо пополнять словарный запас, самостоятельная письменная работа, постоянное общение с носителями языка. Это понятно, да вот только кто бы все это сделал за нас, а мы бы получили прогресс???

Вот и получается, что без самообразования человек растет сверх медленно. Чтобы такого не было, обязательно должна присутствовать позитивная мотивация. Человек обязательно должен видеть конечный результат своего .

Возьмем меня. Я хожу на танцы, но самостоятельно я не тренируюсь, так как у меня нет цели стать очуменным танцором. Я хожу на занятия и то не всегда. Так же я изучаю английский язык. Здесь совсем другой случай. Я точно знаю, что он мне позарез необходим и поэтому я еще дома занимаюсь по несколько часов в день. Да я от переводчика не отхожу. Плюс я создал англоязычный сайт – http://www.worldmagik.com для того, чтобы приятное с полезным сочетать. Во втором случае самообразование присутствует, в первом случае напрочь отсутствует. Понятно, что на английском языке я когда-нибудь заговорю, а крутым денсером (танцором от анг. dancer) не стану. Теперь Вы понимаете, какую важную роль играет самообразование и самостоятельная работа?

Чтобы человек занимался самостоятельно, конечно же нужно желание. Если человека заставляют делать что-либо принужденно, а он сам того не хочет, тогда ничего не выйдет. Человек должен сам понимать, зачем ему это надо. Пинки под зад не помогут, я это точно знаю.

Самая лучшая для самообразования это конечно же занятие любимым делом. У меня есть знакомый – теска, который любит играть на рояле. Он каждый день сам занимается по три часа в день, плюс два раза в неделю посещает занятия сольфеджио. Сольфеджио – это очень скучно, но для него это нормально. Так же он сам в интернете ищет композиции и пытается их играть. То есть процесс самообразования есть, причем добровольный. Честно говоря, самообразование – это всегда добровольный процесс.

Понятно, что если человек не развивается, то тогда он деградирует. Если цветок не растет, он вянет. Многие люди после окончания ВУЗов перестают свое развитие. Они устраиваются на работу и перестают думать о своем личном развитии. Так уж у нас заведено.

Чтобы такого не допустить – найдите свою цель и думайте о том, как ее достичь. Тогда и самообразование будет и и результаты. Я искренне Вам этого желаю.

Самообразование

Нравится

Образование необходимо каждому культурному человеку. Вы заблуждаетесь, если считаете, что эти знания вам ничего не дают, ведь они дают самое главное: базу и ресурсы для самостоятельного усвоения навыков и знаний всю последующую жизнь. Человек с высшим образованием ведет себя более гибко и изворотливо в тяжелых жизненных ситуациях, чем человек без образования. Как говорил Ральф Уолдо Эмерсон: "Учёба в школах и университетах - это не образование, а только способ получить образование".

Что такое самообразование?

В каком-то смысле с самообразованием мы сталкиваемся практически каждый день. Например, вам было непонятно какое-то иностранное слово в игре и вы решили посмотреть его значение в интернете. Это уже является ситуативным самообразованием, но оно не обладает одной очень важной характеристикой - систематичностью. Такие поиски информации в интернете являются случайными и малоэффективными.

Самообразование - это путь, пронизывающий всю жизнь наиболее целеустремленных и успешных людей; это целенаправленная деятельность, мотивированная профессиональными или личностными интересами человека. В процессе самообразования недостаточно только читать учебники и книги на интересные темы (хотя это, безусловно, является очень важным аспектом полноценного саморазвития). Важно следовать определённой стратегии, системе, которая бы определяла продуктивность данного процесса. Нужно найти для себя цели и задачи самообразования, методы и средства его осуществления. Таким образом, чертами самообразования являются:

  1. отсутствие образовательного учреждения;
  2. отсутствие учителя/педагога;
  3. наличие внутренней мотивации;
  4. свобода выбора источников и методов изучения информации;
  5. наличие определенной системы;
  6. самоконтроль.

Почему самообразование является эффективным?

При правильно построенной системе самообразования, темы и проблемы, которые человек изучает без участия преподавателей и контроля посторонних лиц, усваиваются намного прочнее, чем знания, полученные в ходе обучения в образовательном учреждении. Это происходит из-за того что изучающаяся проблема изначально близка человеку. Согласитесь, человек вряд ли выберет для самообразования неинтересную и ненужную ему тему. То есть у человека есть внутренняя мотивация, что, пожалуй, в прочном усвоении знаний играет решающую роль. Кроме того, систематичность занятий и методы самоконтроля можно подстроить под собственный жизненный график и индивидуальные особенности характера.

Образование - не будет преувеличением сказать, что в этом слове люди разных эпох и времён видели не только знания, которые получает человек в школах, институтах, университетах и других учебных заведениях, но находили в нём радость, душевную отраду и даже .

Естественно, получение образования необходимо, ведь для этого и созданы образовательные учреждения и предусмотрены образовательные программы. Но можем ли мы ответить на вопрос о том, хватает ли нам той базы, которая содержится в среднем и даже высшем образовании, утвердительно?

Конечно, для многих людей этого может быть вполне достаточно - если им хватает диплома, какой-то работы (причём совсем по специальности), ; если они довольствуются стандартной рабочей неделей, соцпакетом и кажущейся стабильностью. Однако есть и другая категория людей - это люди, стремящиеся к постоянному личностному и профессиональному развитию, самосовершенствованию и улучшению качества жизни, неустанному продвижению по карьере, повышению уровня доходов, ; люди, «прокачивающие» себя и свою жизнь, не знающие границ и пределов, отвергающие ограничения, рамки и стереотипы.

И может ли таким людям дать то, что им нужно, привычная образовательная система? Ответ очевиден - конечно же, нет. По этой причине они выбирают для себя более сложный, но более интересный путь в жизни - самообразование.

Самообразование - тенденция современности и будущего. Но даже сегодня найти достойный материал, в котором бы полноценно раскрывались все тонкости и «подводные камни» этого процесса, стоит немалых трудов, по причине чего гораздо чаще люди тратят сотни часов и миллиарды импульсов нейронов на то чтобы выработать хоть какую-то систему самостоятельного получения знаний, которая была бы эффективной и давала ощутимый результат. Это и навело нас на идею о создании тренинга по самообразованию. В результате у нас получился отличный материал, включающий в себя базовые аспекты самостоятельного образования, которым вы можете воспользоваться прямо сейчас.

Данный курс раскроет вам, в первую очередь, что вообще такое самообразование, каковы его основы, какими особенностями оно характеризуется и что в себя включает. Каждый урок самообразования раскрывает отдельную тему, благодаря чему вы сможете чётко уяснить для себя, какие существуют методы и средства самообразования, каковы его цели и задачи. Вы узнаете, как разрабатывается индивидуальный план самообразования, какие навыки для этого могут пригодиться, как достигается повышение личной эффективности, развитие творческих, личностных и профессиональных качеств. Также мы поговорим о том, какие существуют пути самообразования. А учитывая то, что самообучение и самообразование личности вообще всегда требуют и привлечения к деятельности сторонних материалов, мы рассмотрим и некоторые материалы по самообразованию, которые окажут вам существенную поддержку в работе.

Можем вас уверить, что после прохождения данного тренинга личностное, профессиональное, творческое и интеллектуальное самосовершенствование посредством своих собственных усилий вам будет гарантировано. Способствует этому также и то, что в тренинге даётся огромное количество практических упражнений, методов, советов и рекомендаций. Сам же тренинг будет полезен любому человеку, для которого , от ученика или студента до менеджера, педагога и бизнесмена.

Что такое самообразование?

Одним из признаков по-настоящему мыслящего и развивающегося человека, стремящегося к познанию себя, окружающего мира и его явлений, является тяга к получению новых знаний, навыков, опыта, расширению своих границ и кругозора. И если привести в пример традиционное образование, где есть преподаватель, и сравнить его с самостоятельным образованием, где такового нет, то второе будет значительно эффективнее, чем первое. Но здесь сам собой встаёт вопрос «А почему именно так?».

Дело в том, что знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок - всё это бесценно и интегрируется в его - становится частью его натуры. Абсолютно всё, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переносит теоретические знания в практическую плоскость.

Это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на развитие и усовершенствование им качеств своей личности. Самообразование является неотъемлемой частью жизни и деятельности развивающегося человека.

Основной особенностью самообразования является отсутствие образовательного учреждения и обучающего человека, абсолютная свобода действий самообучающегося при выборе предмета изучения, источников и методов.

Даже если вы отправляетесь на курсы повышения квалификации или записываетесь на какой-то тренинг, это ещё (или уже) не самообразование, ведь обучаясь самостоятельно, вы исключительно сами выбираете ту область, которой хотите овладеть, а после так же самостоятельно создаёте план обучения и следуете ему так, как вам заблагорассудится.

Основной и главной мотивирующей силой в процессе самообразования является не какой-то внешний фактор, причина или воздействие, а только внутренняя потребность человека - именно благодаря этому самообразование является таким эффективным.

Уникальность полученных при помощи такого способа знаний состоит, в первую очередь, в том, что человек полностью пропускает их через себя и делает частью своей жизни. Предметом же здесь может выступать всё, что угодно, например, иностранные языки, и многое другое, вплоть до составления сканвордов и игре на скрипке.

С точки зрения психологии результативность самообразования объяснить очень и очень просто: то, что человек получает самостоятельно, не важно, знания это, деньги, слава, успех или материальные объекты, он ценит намного больше, нежели то, что было получено им без каких бы то ни было усилий. По этой же причине полученные самостоятельно знания и умения хочется как можно скорее реализовать и применить, и тренинг наш, собственно говоря, на это и рассчитан.

Самообразование на практике

Как мы понимаем, если вы уже читаете вводный урок к тренингу по самообразованию, значит, у вас есть необходимость в получении знаний путём самостоятельных исследований. Соответственно, и вопрос «С чего начинать?» у вас наверняка имеется.

По большому счёту, практические рекомендации на тему самостоятельного обучения - это в полном смысле - рекомендации, т.к. программа занятий, их форма, последовательность и т.д. - это ваше личное дело. Однако перед началом вы, непременно, должны поставить перед собой цель - для чего вы всем этим занимаетесь? В противном случае ваши усилия могут оказаться тщетными.

Целью самообразования может быть:

  • Обеспечение непрерывности и системности своей деятельности по овладению новыми знаниями и навыками
  • Максимальный учёт своих индивидуальных особенностей и познавательных потребностей в процессе обучения
  • Решение поставленных задач в удобное время, без ущерба остальной деятельности

В практике повседневной жизни идея профессионального и личностного роста вне самообразования просто не может быть осуществима. По мнению социологов, вместе с развитием личности деятельность перерастает в самодеятельность, развитие становится саморазвитием, а образование - самообразованием. И самообразование в этом контексте следует трактовать как собственную активность человека, направленную на раскрытие и обогащение своих потребностей личностного, профессионального, творческого и духовного характера, а также на максимальное и всестороннее раскрытие своего потенциала.

Основными характеристиками самообразования являются самостоятельность, непрерывность, дисциплинированность, целеустремлённость, нацеленность на результат. К тому же, самообразование является процессом, который длится не какой-то конкретный период времени, а всю жизнь человека, если он проявляет живой интерес ко всему, что есть вне его, и что происходит внутри него. Иначе личностный рост и развитие становятся намного сложнее или прекращаются вовсе.

Если вы овладеете навыками самостоятельно обучения и будете применять их систематически и регулярно, чтобы закрепить, вы сможете стать не только более образованным, эрудированным и информированным человеком, но и более сильной личностью вообще, благодаря чему сможете дать фору и интеллектуалам, и людям, имеющим по два, а то и по три высших образования. Но главное - вы будете в состоянии самореализоваться, достигнуть своих целей и претворить в жизнь самые смелые планы и замыслы.

Не будет лишним подметить также и то, что любое ваше действие, направленное на получение новых знаний, освоение новых навыков, получение интересующей информации уже является самообразованием. Заметьте: услышав разговор на интересную тему между незнакомыми людьми, вы приходите домой и ищете то, что вас заинтересовало, в Интернете; не справляясь с какими-то функциями на работе, вы обращаетесь к Уставу или описанию должностных обязанностей и т.д. Но такое самообразование является «местечковым», несистематизированным и малоэффективным. Если же вы глубоко заинтересованы в том, как сделать его качественным и продуктивным, у вас есть отличная возможность сделать это уже сегодня. И не сомневайтесь - вы можете это сделать, ведь здесь, как и везде в жизни, всё в ваших руках.

Как этому научиться?

Нет никакого сомнения в том, что кто-то обладает тягой к знаниям уже с малых лет - рассматривает энциклопедии и атласы, разгадывает кроссворды, много читает и смотрит познавательные передачи. Таким людям систематизировать процесс самообразования несколько легче, чем тем, у кого «хромает» самодисциплина, кому приходится совершать над собой усилие, чтобы взяться за книгу или конспект, в ком преобладает тяга к приятному времяпрепровождению, а не к работе над собой и движению по пути развития. Но это ещё не значит, что первые лучше вторых, а вторым путь к успеху «заказан», ведь человек способен на огромные достижения, особенно, если он сильно чего-то хочет. Вы вполне в состоянии овладеть секретами самообразования, независимо от того, каковы черты , насколько сильна и т.п., причём без чьей-либо активной помощи и поддержки - сами и своими усилиями, на что, к слову заметить, и рассчитан данный тренинг.

В процессе овладения материалом вы столкнётесь с двумя составляющими - теоретической и практической.

Теоретическая составляющая будет представлена базой знаний, которые требуют осмысления и усвоения на уровне ума.

Практическая составляющая будет представлена упражнениями, методиками, техниками и рекомендациями, которые требуют применения на уровне практики - в обычной каждодневной жизни.

Исходя из этого, мы хотим оградить вас от совершения той ошибки, которую нередко делают люди, изучая какие-либо ценные материалы. Эта ошибка заключается в том, что абсолютно вся информация остаётся лишь информацией и не находит себе применения, хотя должна быть использована по назначению. Отчасти это вина составителей и авторов, т.к. они преподносят знания так, что их сложно перевести в практическую плоскость, а отчасти тех, кто эти знания впитывает, т.к. они либо не понимают как, либо просто не желают приступать к действиям.

С ориентировкой на это и создан наш тренинг «Самообразование». Его целью является не беспрерывный поток теоретической информации или сложных для понимания и применения приёмов, а понятное объяснение того, как выстраивать процесс самостоятельного образования, и доходчиво изложенные методики для применения. Ко всему прочему, всё это подаётся именно таким образом, чтобы читатель не потерял мотивацию, а, напротив, сохранял желание изучать материал и скорее использовать его.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по самообразованию

Проведя собственное исследование в рамках данной темы, определив наиболее и наименее важные её составляющие, а также произведя адаптацию изученного и найденного под применение на практике, мы разработали комплекс уроков по самообразованию.

Каждый из уроков посвящён отдельной теме, касающейся самообразования. В них разобраны основные составляющие этого процесса, которые вам будет нужно изучить, и, естественно, как уже было не раз нами сказано, приведено множество практических элементов - именно на них сделан главный уклон.

В первом уроке будет затронут, в первую очередь, самоанализ как диагностика человеком своих истинных стремлений, желаний и поступков - это нужно для того чтобы понять, как «заряжать» себя на действия. Вы узнаете о том, как связаны между собой самоанализ и учебная мотивация, как проводить самоанализ и ставить цели при самообучении, познакомитесь с несколькими эффективными методиками на тему мотивации себя и других.

В четвёртом уроке вы найдёте ответы на все вопросы, касающиеся самоорганизации и самодисциплины: вы узнаете о том, какие для самообразования, а какие - нет, как избавиться от и как привить продуктивные, как можно научиться дисциплинировать себя и что для этого нужно. Особое внимание будет уделено стилям самоорганизации, некоторым основам и развитию усидчивости. Поговорим мы и о , и об открытости новому.

Как проходить занятия?

Те знания, которые доступны вам из нашего тренинга, максимально адаптированы под практическое применение, и могут быть использованы любым человеком. Но мы всегда делаем акцент на том, что в любом тренинге, как и в любом деле, основополагающим является переход от получения информации и размышлений о ней к практике. Да вы и сами прекрасно понимаете, что можно перечитать тысячу учебников, статей и умных книг, можно пройти десятки тренингов, но так и остаться на том же месте, если всё вновь узнанное и почерпнутое не будет использовано на деле - в жизни.

Так как проходить тренинг?

Освоение каждого из уроков может быть распределено вами на несколько периодов. Вы можете, например, создать для себя такой график: изучаете один урок в течение трёх дней: 1 день - чтение материала, 2 день - осмысление прочитанного, 3 день - практика того, что узнали. Затем один день отдыха и затем изучение нового урока. Получается, что вы сможете изучить два урока за неделю и весь курс примерно за три недели, т.к. дни отдыха и занятий будут смещаться вперёд.

Всегда держите в памяти, что уроки нужно не просто штудировать, а внимательно изучать, чтобы понять смысл написанного. А те упражнения и методики, которые станут вам доступны, важно делать частью своей каждодневной жизни, чтобы они закрепились. Единичный успех - это ещё не показатель. Показателем является систематический успех.

С течением времени ваша жизнь уже будет невозможна без самообразования - тяга к познанию чего-либо нового будет постоянно трансформироваться в действия, а учитывая то, что вы уже будете научены опытом, изучать любой заинтересовавший вас предмет будет просто и увлекательно.

Самообразование - приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www. allbest. ru

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. самообразование самостоятельность знание интерес

Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время лично на себя, чтобы "не отставать от жизни". Сравнивая процесс самосовершенствования с бизнесом, говорят, что надо инвестировать в себя. Под этим подразумевают, что в интернет-бизнесе, как и в обычной жизни, главным достоянием человека является не его доход или накопленное имущество, а он сам. Это самое эффективное вложение усилий и средств, так как только это может обеспечить лучшее понимание жизни, что в итоге поможет найти путь самореализации и достигнуть желаемого. Как гласит одна из моих любимых пословиц: "Дай человеку рыбу - и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу - и он будет сыт всю жизнь". По-моему, нельзя говорить о самосовершенствовании, самообучении и самообразовании, не остановившись подробно на том, что же это такое. Если мы говорим, что человеку необходимо обучаться, так давайте же посмотрим, что подразумевается под этим процессом. Начнем с самого простого - рассмотрим, что такое "самосовершенствование". В толковых словарях этому слову дано достаточно простое определение: совершенствование своих нравственных, умственных или физических качеств. Обычно под этим подразумевают сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных качеств или способностей. Школьник, тренирующий свою память; подросток, бегающий в качалку, чтобы накачать побольше мышц; молодые мама и папа, старающиеся стать внимательными и заботливыми родителями - всё это примеры самосовершенствования. Я тоже себя совершенствую и стараюсь делать это каждый день,тоесть в характере пытаюсь что то изменить, занимаюсь своей фигурой и никогда не останавливаюсь на достигнутом- что есть самое главное.

Немного более запутанными являются понятия "самообучение" и "самообразование". К сожалению, обычные толковые словари не делают никакой разницы между этими словами. А большинство людей считает, что это слова-синонимы, то есть у них одинаковый смысл. Раньше я тоже так считала. Но недавно с удивлением узнала, что между этими понятиями есть различие, которое очень четко понимают некоторые педагоги. Смотрите сами. "Большой толковый словарь" определяет "самообучение" как самостоятельное обучение чему-либо, например - рисованию. А "самообразование" определяется как приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование, к примеру, может быть политическое, экономическое. Как видите, определения этих слов очень схожи. Даже если посмотреть в "Словаре методических терминов", мы недалеко уйдем. Здесь "самообучение" определяется как процесс самостоятельного образования без непосредственного участия преподавателя. Целям самообучения служат специальные учебные пособия - самоучители, разговорники, фонo- и видео-фонограммы и компьютерные программы. "Самообразование" определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей. Сами видите, что в обоих понятиях упор делается на получение дополнительных знаний, самостоятельном овладении навыками и умениями, будь-то иностранный язык, игра на гитаре или набор текста без постоянного смотрения на клавиатуру, не говоря уже о различных технических ноу-хау. Но если мы углубимся в происхождение слов, то эти понятия предстанут перед нами в различном свете. С приставкой "само-", я полагаю, всё понятно: человек делает лично, т. е. "сам". Слово "обучение" можно понять благодаря слову "учить", которое произошло от укр "учение", того же корня, что лит. jaukмnti "приучать", арм. usanim "учусь, приучаюсь". То есть это то, что дает навык, привыкание; наука. Слово "образование" можно понять через слово "образ", производное от образити "изобразить, нарисовать", которое в свою очередь было образовано от разити "резать". В соседних языках слово "образ" также имеет похожее значение: болг. образ "лицо, щека", польск. оbrаz "изображение, картина; образ; икона". К примеру, в древности вырезали из дерева фигурку, которая была наделена определенными хорошо узнаваемыми чертами. Мы это можем увидеть и в скульптуре - формируется образ, который может передавать какое-либо смысловое или эмоциональное послание. Получается, что при самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями и умениями, как это происходит при самообучении, но и создает из себя "новый образ", т. е. человек меняется внутренне. Мало кто знает, что почти сто лет назад Николай Александрович Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель) в научном сочинении "Письма к читателям о самообразовании" писал:"…Как известно, на долю мало-мальски культурного человека, в особенности российского, выпадает бесконечно большое число самых разнообразных несчастий. Но нет несчастия, думается нам, более ужасного, более зловредного по своим последствиям, по той массе страданий, которые им причиняются человеку, к тому же длительно, в течение всей человеческой жизни, как нижеследующее: имея глаза-не видеть, имея уши - не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других, не понимать того, что творится вокруг,…. Жить, не видя, не слыша и не понимая, - разве же это житье?"В начале двадцатого века он работал с читателями библиотек, получил и ответил на более чем 1200 писем, помогая каждому построить его собственную программу самообразования. Он описал образ настоящего образования, который и через сто лет актуален для тех, кто использует Интернет:"Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития". Николай Александрович Рубакин очень просто и понятно объяснил, кто такой образованный человек:

"…Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования". По его мнению: "Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека". И с ним полностью согласна,поэтому и привела его в пример. Для себя я определила, что самообразование необходимо для того, чтобы научиться "правильно" мыслить, приобрести широкий кругозор и подняться в своем развитии, чтобы действительно понимать то, что происходит вокруг, и адекватно реагировать на это. А не это ли и меняет человека внутренне, подготавливает его к действию, делает его более успешным в жизни? На мой взгляд, если человек понимает окружающую жизнь, то он сможет с ней сделать что-нибудь, а не будет "ждать у моря погоды".

Размещено на Allbest. ru

Подобные документы

    Отличительные характеристики и структура профессионального образования МВД России. Требования к самообразовательной активности личности работника полиции. Роль современных информационных технологий в самообразовании сотрудников органов внутренних дел.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    дипломная работа , добавлен 28.10.2011

    Особенности проектирования и проведения уроков в средней школе. Самообразование на уроках естественноучного цикла. Разработка и проведение лекции по теме "Нуклеиновые кислоты. Хранители важной информации". Формы контроля знаний и оценки результатов урока.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Физкультура как часть общей культуры общества и как цель физического воспитания, ее структура и задачи. Методы формирования физической культуры личности, направленные на приобретение знаний, на овладение двигательными навыками и на их совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Объединение знаний из разных дисциплин, направленное на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы. Цель и преимущества интеграции. Изучение возможностей построений данного учебного процесса. Отличие обычных уроков от интегрированных.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Проблемы, возникающие в современном педагогическом процессе. Основная идея профессионального саморазвития и трудности адаптации. Определение самообразования как одного из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Сущность образовательной и оздоравливающей задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Программа целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры. Программа "Умные движения", особенности распределения тем.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Профессиональное самосовершенствование специалистов. Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя. Важные предпосылки, обуславливающие начало процесса самосовершенствования, его формы: самовоспитание и самообразование.

    презентация , добавлен 12.01.2015

    Сущность понятия и главные условия самообразования. Развитие самообразования в России. Педагогические воззрения И. Копиевича. Влияние Ломоносова на развитие просвещения и идеи самообразования. Возникновение "Отдела самообразования", его функции и цели.

    реферат , добавлен 29.11.2011

    Специфика и основные функции школьной библиотеки - воспитательная и образовательная. Выработка информационных навыков. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Формирование способности к самообразованию, поиску, анализу и усвоению информации.

Хочешь от жизни большего?

Подпишись и получай больше интересных статей вместе с подарками и бонусами.

Более 2000 человек уже подписались на лучшие материалы недели

Отлично, теперь проверь почту и подтверди подписку.

Ой, что-то пошло не так попробуйте еще раз 🙁

Если правильно организовать свою деятельность, самообразование вполне может стать альтернативой традиционному способу обучения. Кроме того, занимаясь самообразованием вы сами выбираете, чему и когда учиться.

Заняться самообразованием стоит как тем, кто хочет получить новые знания и навыки для конкретных целей - например, сменить род деятельности или повысить квалификацию, так и просто тем, кто «заскучал», чувствует жизненный ступор и давно не узнавал чего-то нового.

Шаг 1/7 Выделите или найдите время для себя

Используй любую возможность чтобы заниматься самообразованием. Оно у вас есть, вы просто не задумывались.

Где можно заниматься самообразованием:

В транспорте Дорога в метро занимает много времени? Отличный повод почитать умную книжку. Можно бумажную или электронную, но читайте обязательно. Игра «собери алмазики в линию» не сделает вас лучше.

На прогулке По вечерам долго гуляете с собакой, или бегаете по утрам - используйте это время чтобы слушать лекции или аудиокниги.​

Совет: если вы выделите всего 2 час в день на самообразование, то прослушаете 100-150 полезных аудиокниг в год

В кафе Копите хорошие статьи и читайте их залпом в кафе или когда пьете кофе во время перерыва. Социальные сети и новостные издания переживут несколько часов без вас.

На работе или дома Делаете какие то рутинные действия не требующие внимания? Включайте полезные аудио книги или лекции с You Tube, например, во время уборки по дому. Все это - часть самообразования, даже несмотря на то, что оно фоновое.

Подробности в статье:

Шаг 2/7 Вместе с мышцами качайте и память

Раз и навсегда осознайте для себя, что любая проблема или вопрос - лишний повод узнать что-то новое. Это касается как споров с друзьями о причинах распада Австро-Венгерской империи, так и вполне насущных проблем, вроде самостоятельной починки велосипеда.

Совет: тренируйте память — старайтесь максимально запоминать заинтересовавшие вас факты и истории. Во-первых это крутая тренировка мозга, а во-вторых в удобный момент всегда можно блеснуть неожиданными знаниями на вечеринке или в соцсетях

Подробности в статье:

Шаг 3/7 Изучайте языки

Лучше всего начать самообразование с английского - без него никуда. В любой непонятной ситуации - учи языки.

И дело даже не в том, что все умные люди проживают исключительно за рубежом, а в том, что многие новые идеи, исследования и работы, если они достаточно хороши, чтобы претендовать на мировой уровень, раньше всего появляются именно на английском языке.

Так что, если хотите быть в курсе последних событий из мира знаний и начать эффективное самообразование - учите языки.

Совет: запоминание 10-20 новых слов способствует сохранению молодости мозга и препятствует возрастным изменениям.

Шаг 4/7 Общайтесь с теми, кто хочет узнать то же, что и вы. Или уже знает больше

Общайтесь с теми людьми, которые изучают то же, что и вы. Если это интернет - есть форумы, тематические сообщества в соцсетях и публичные эксперты, готовые ответить на любой вопрос.

По-возможности старайтесь, чтобы общение было живым. Личное общение дает человеку не только знания, но и определенные навыки, повышает его эмоциональный интеллект, развивает способность быть хорошим собеседником, преодолевать конфликты и уважать позицию другого человека.

Нужные мероприятия всегда есть в вашем городе, вам надо только их поискать. В худшем случае, все всегда можно организовать самому. Вы найдете единомышленников, и тогда процесс самообразования будет идти значительно легче.

Совет: отпишитесь от всех развлекательных групп и подпишитесь на блоги, емейл рассылки, тематические сообщества в соцсетях - масса полезной информации по теме, в которой вы хотите развиваться, будет вам обеспечена. Гораздо полезнее для саморазвития видеть в ленте мемы про блокчейн, чем про очередную собачку или кошечку.

Шаг 5/7 Практика и повторение - почему это важно?

Практика - 100% успеха. В любом обучении важнее всего то, как вы сможете применять свои знания в реальной жизни и реальной ситуации. Найдите любую возможность тренироваться, так вы лучше будете понимать, что еще необходимо узнать и на что делать акценты для развития в выбранном вами направлении.

Конечно, этот совет действителен только в том случае, если предмет вашего обучения не настолько абстрактен как «способы ухода за космическим кораблём в условиях нападения повстанцев».

Совет: найдите бесплатные события будь-то общение с носителями языка, мастер-классы или презентации новой книги. Так вы расширите свой кругозор и может быть заведете новые контакты, которые помогут вам в дальнейшем.

Шаг 6/7 Что не запланировано, того и не будет

Составляйте списки своего саморазвития - прокрастинация погубила не один миллион человек. Поняв какая у вас цель, и чему вы хотите научиться, распишите по пунктам, что и в какой последовательности вы хотите освоить или изучить.

Важна каждая минута нашей жизни, нет времени впадать в прострацию и уныло пересматривать сериальчики. Чтобы избежать «выпадения из реальности» заведите дневник, блокнот или мобильное приложение. Всегда держите перед глазами список того, чем можно заняться сегодня, на неделе и в течение месяца.

Надоело слушать лекции про успешные примеры в вашей профессии? Поучите английские неправильные глаголы в прошедшем времени или поиграйте в игры на тематических сайтах по изучению языка. Устали от глаголов? Почитайте про шумерскую цивилизацию или жизнь Наполеона. В конце концов, может в действиях великих из прошлого вы сможете найти идею для изменения своей жизни.

Самообразовывайтесь каждую секунду!

Совет: попробуйте спланировать свое самообразование хотя бы на 3 месяца вперед, с детализацией до недели. Вы удивитесь, как быстро пролетят эти три месяца, а знания уже будут в вашей голове.

Шаг 7/7 Откуда взять силы и найти пример для подражания?

Кстати, про списки. В условиях самообразования, самый главный источник знаний - это люди. Найдите людей, которые вдохновляют вас заниматься тем, чем вы занимаетесь, которые знают больше чем вы.

Мы живём в мире, в котором можно связаться с любым человеком и задать вопросы можно практически любому, используйте этот шанс.

Большинство сильных личностей и отраслевых экспертов охотно согласятся ответить на короткий и конкретный вопрос, если вы их грамотно и с уважением спросите.

Совет: Найдите в соцсетях профили вдохновляющих вас людей и начните следить за их деятельностью. Читайте и смотрите интервью с ними - помимо вдохновения от харизмы личности, вы узнаете много новой и интересной для себя информации.