Открытое занятие по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи. Звуковая культура речи для детей дошкольного возраста

Ткачёва Евдокия Ахметовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Алексеевка»

Конспект занятия по речевому развитию

Звуковая культура речи.

Программное содержание: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей; развивать фонематический слух детей; Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Материалы: Карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

1.Оганизационный момент

Предлагаю детям рассмотреть предметы, которые лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи.

Слежу за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

2. Основная часть.

Игра для развития фонематического слуха.

Предлагаю детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц : цапля, журавль, оцарапал, и т.д.

Прошу детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Напоминаю детям о том, что работать нужно самостоятельно.

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий

Покажи!

Загадывает детям загадку:

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки - лучи

Очень горячи.

(Солнышко)

Предлагаю детям определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч .

Прошу детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч . Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка начинается на ча- , - продолжаю занятие.

Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука - это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча- . (Чай, чайник, часы, чашки .) Таких слов довольно много».

Открываю словарь и читаю слова, начинающиеся на слог ча- , например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол . Интересуюсь, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол .

Затем спрашиваю у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка - раз, ты - два…

А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Указываю на ребенка. Он произносит слово, а все дети - его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Дети. Два.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Говорю детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

3. Заключительная часть.

Спрашиваю у детей, чему они сегодня учились?

Понравилось ли им наше сегодняшнее занятие?

Список использованных источников:

1.О.С.Ушакова «Придумай слово»

2. Под редакцией О.С.Ушакова « Развитие речи и творчества дошкольников»

3. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»


Цель. Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

Ход занятия

Педагог просит детей объяснить, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (фишки (мелкие предметы), картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми слов, конструированием предложений.

Затем читает «Считалочку» А. Шабунина:


Шли
Бараны
По дороге,
Промочили
В луже
Ноги.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Пять.
Стали
Ноги
Вытирать.
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Педагог объясняет детям задание: «Послушайте забавную считалку еще раз. Будьте внимательны. Сосчитайте слова со звуком ц и поднимите нужную карточку… (Два слова.) Сейчас я повторю считалку, а вы сосчитайте слова со звуком ч и поднимите соответствующую карточку. (Три слова.)

А теперь очень сложное задание. Сосчитайте слова со звуком р . (Десять слов.) То, что вы ошиблись, не беда. А вот то, что вы работаете несамостоятельно, плохо.

Теперь новое задание. Быстро нарисуйте решетку из трех ячеек. Отметьте фишкой (фишками), где в слове сундучок (или сучок ) слышится звук ч ; в словеплащ – звук щ , в слове жужелица – звук ж .

Покажите (можно на пальцах), сколько звуков вы слышите, когда я произношука- . Как вы думаете, это слово или часть слова? Попробуем вспомнить слова, начинающиеся на ка- : каша, камыш, канарейка- . Вы вспомнили, да и то с моей подсказкой, лишь несколько слов, начинающихся на ка-. В действительности в русском языке таких слов очень много. Давайте откроем словарь: кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус .

Все ли слова вы знаете? А кто такой кадет? А кавалер? Что такое казус?»

Затем воспитатель уточняет, какое сейчас время года и какой месяц.

«Сентябрь – первый месяц осени. Как вы думаете, слово или предложение я сейчас произнесла? В предложении чаще всего несколько слов. В этом предложении их..? (Четыре.) Назовите слова в том порядке, в котором они стоят в предложении».

Завершая занятие, педагог выясняет у детей, чему они сегодня научились.

«А еще, – добавляет воспитатель, – мы тренировали внимание».

Занятие 4. Лексико-грамматические упражнения

Цель. Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат их словарь. Затем дает детям задание: «Какими словами можно ответить на вопрос „кто это“? (Иногда детям необходима подсказка, например, название какого-либо животного.) А на вопрос „что это“?



Вспомните слова, отвечающие на вопросы: „Какой?“ (Синий.) , „Какая?“(Сладкая.) , „Какое?“ (Холодное.)

Перечислите, что может делать человек. Вспомните повадки животных».

«А кому и для чего нужны остальные сумки?» – уточняет воспитатель.

Предлагая рассмотреть картинку с изображением головных уборов (из того же пособия), педагог спрашивает: «Кто в какой шапочке отправится в школу? А кому и в каких случаях потребуется шляпа (платочек в горошек)?»

Занятие 5. Для чего нужны стихи?

Цель. Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

Ход занятия

Педагог показывает детям сборники стихов: одного автора и разных авторов, обычные и подарочные издания. Поясняет, что во всех этих книгах напечатаны стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, стихи серьезные и шуточные. Затем предлагает обсудить ряд вопросов:

– Зачем люди пишут стихи?

– Как вы узнаете стихотворение на слух? (В стихотворении строчки рифмованные, очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность.) Вспомните, как сочинял стихи Незнайка, как он мучился и потом отказался быть поэтом.

– Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:


Зимнее утро
(отрывок)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин

– Слушать стихи, конечно, приятно, а вот стоит ли их учить наизусть?



Выслушав рассуждения детей, воспитатель обобщает: «Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

В средней и старшей группах мы учили очень хорошие стихотворения. Давайте вспомним их».

Педагог читает первые строчки из русских народных песенок: «Тень-тень-потетень», «Дед хотел уху сварить»; из стихотворений Ю. Кушака «Олененок», А. Барто «Я знаю, что надо придумать», И. Сурикова «Детство», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная», И. Белоусова «Осень».

Липецкий район с. Боринское

Открытое занятие по развитию речи на тему: «Звуковая ».

Цель: познакомить детей со звуком ш; показать его , учить произносить звук ш в слоге, слове, добиваясь четкости произношения; воспитывать звуковую выразительность речи (произнесение звука с разной силой голоса).

Задачи: развивать тические представления; продолжать развивать память и внимание.

Послушайте, - дети о чем я сегодня вам расскажу.

Мой язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показываю).

Однажды решил Язычок поиграть: вообразил что он лисичка, распушил хвостик (сделать его широким) и выставил его на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке.

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опускал. Уж очень он боялся, что собака откусит его. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показываю).

А теперь дети поиграем так. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», - вы положите язычок на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: «Скажу!»- вы поднимете кончик язычка кверху и спрячете его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и кончик держать поднятый кверху. Домик закрывайте, а кончик язычка не опускаете!».

Дети делаю упражнение все вместе. Затем я вызываю оню Ш. Кирилла Б. сначала показываю упражнение сама, затем проверяю правильность его выполнения.

Следует обратить внимание детей на то, что при произнесении звука на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струю воздуха.

Для детей, которые не произносят звук, я сама говорю ш-ш-ш, а дети делаю заборчик (приставляют ладони к его рту), чтобы поймать струю воздуха.

Следует указанием педагога, дети ставят локоть правой руки на стол, опираются подбородком о ладонь, произносят в таком положении ш-ш-ш.

«А теперь давайте поиграем - вы все листочки. Листья шуршат. Подует ветер и листочки зашуршали: ш-ш-ш. Они шуршали все сильнее и, наконец, совсем сильно. Потом ветер стал стихать и листья зашуршали тише, еще тише, совсем тихо».

Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся,

Листья над под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят,

Далее проводится игра инсценировка «Матрешки гуляют». «Посмотрите, дети, какие у меня матрешки. Вот самая большая матрешка. Какая? Зовут её Машенька. Как её зовут? Средняя матрешка Сашенька. Как зовут её. А самая маленькая Аленушка. Как я про неё сказала?

Пошли матрешки гулять. Впереди Машенька, за Машенькой…? Сашенька. А позади? Аненушка. Пришли матрешки на лужок. А там трава зеленее, солнышко светит. Что свети? Хорошо на лугу?

Стали матрешки веселиться, плясать стали (показываю на компьютере). Вам понравилось, как плясали Машенька и Сашенька? А Аленушка еще лучше плясать умеет. А теперь мы будем танцевать вмести с наш матрешками ».

(См. «Занятия по развитию речи в средней группе д/с. Стр. 53» «Развитие речи. Стр. 44»)

Программное содержание: Закрепить произношение звука с в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук с в словах. Познакомить воспитанников со звуком з Показать артикуляцию звука. Обучить произношению звука изолированно в слогах, словах, интонированию звука в слове, различению слов с этим звуком.

Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, познание, физическая культура, здоровье, музыка.

Материалы и оборудование: Магнитная доска, расчёска, иллюстрации к чистоговоркам: коза, песок, тазы, маска – комар, игрушка для рассказывания: кукла, паровоз, самолет, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Сели все красиво. Улыбнулись. Поздоровались со всеми. Сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила грустную девочку. Я пожалела её и пригласила в гости. А вот и она. (Входит плачущая девочка)

Девочка Соня: Здравствуйте! Меня зовут Соня. Все говорят, что я не красивая и неаккуратная, поэтому со мной никто не играет.

Воспитатель: Не плачь Соня. Мы тебе поможем. Правда, дети?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Давайте вместе с Соней поиграем:

Поднимаем плечики,

Прыгаем кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тссссссс!

Выше, выше, высоко,

Прыгай на ногах легко!

Садитесь все дружно. (Соня в середине)

Дети, что мы поменяем, чтобы девочка стала красивой?

Воспитанники: Её нужно причесать, заплести ей косу.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какие у неё спутанные волосы. Какие у неё волосы?

Воспитанники: Спутанные.

Воспитатель: Сейчас я их распутаю, расчешу так, чтобы все волосоньки были в ряд. Слышите, как ласково я их назвала. А теперь, вы назовите ласково Сонины волосы.

Воспитанники: Волосоньки.

Воспитатель: Расчесала я волосоньки в ряд, один к одному. Как я их расчесала?

Воспитанники: Один к одному.

Воспитатель: А теперь что я делаю?

Воспитанники: Заплетаете косу.

Воспитатель: Посмотри, Соня, какая ты стала красивая. Давайте сейчас мы попросим, чтобы коса росла:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти коса до пят

Все волосоньки в ряд.

Девочка Соня: Ой, какая я стала красивая! Спасибо вам большое. Теперь у меня много будет друзей. До свидания!

Воспитанники: До свидания!

Воспитатель: Послушайте внимательно потешку ещё раз. Какой звук повторяется много раз?

Воспитанники: Звук с

Воспитатель: Вы помните какая это песенка была?

Воспитанники: Песенка водички.

Воспитатель: Правильно. Песенка водички тихая, без голоса. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Она похожа на песенку водички. Нужно слегка растянуть губы, немножко улыбнуться, сделать язычок тонким и широким, прижать его к крылечку и подуть, но при этом включить голос. Вот так: «З — з — з». Это новая песенка. Что она вам напоминает?

Воспитанники: Комара.

Воспитатель: Назовём её песенкой комара. Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З — з — з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенка смолкнет.

Поиграем в игру «Злой комар»

Тихо, тихо, Зоя спит.

А вот злой комар летит.

Зою будет он кусать.

Зое он не даст поспать.

Мы прогоним комара:

«Улетай ты со двора!»

Злой комар от нас летит,

И гудит, гудит, гудит.

Молодцы! А сейчас давайте выучим чистоговорки:

За – за – за – идёт коза.

Зу – зу – зу — песок везу.

Зы – зы – зы – у меня тазы.

Зя – зя – зя – шалить нельзя.

Посмотрите, пожалуйста, у меня на столе игрушки. Вы будете подходить и рассказывать про игрушку, которая больше всего вам понравится. (Рассказывают)

Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

Воспитанники: звуком з

Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?

Воспитанники: Песенкой комара.

Воспитатель: Как звучит песенка комара?

Воспитанники: Звонко.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

Тема: «Звук З» Организованная образовательная деятельность образовательная область «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район, Республики Башкортостан г. Туймазы - 2015

Выполнил: Воспитатель: Хамитова Д.А. стаж в данной должности 10 лет.

Программное содержание:

Обучающие задачи: учить детей правильно и отчётливо произносить звук «З» в словах, слогах, фразах.

Развивающие задачи: способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; формировать умения пользоваться высотой и силой голоса.

Воспитательные задачи: воспитывать умение играть в коллективе сверстников.

Интеграция областей: «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Словарная работа: комар, подлетит, отлетит.

Материал и пособия: весёлый язычок (мякиш) , плоскостной комар на палочке, комары на ниточках, кубик (мякиш) .

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный.

Воспитатель: - Доброе утро дорогие дети! Я очень рада видеть вас сегодня. К нам сегодня пришли гости. Сейчас мы улыбнемся и подарим хорошее настроение. Садимся на свои места. Сели красиво, спина прямая, ноги вместе руки на коленях.

Посмотрите, кто к нам пришел в гости, это Весёлый язычок (показываю) . Язычок знает очень много сказок. И он расскажет одну из своих сказок. А мы ему поможем. Поможем? Слушайте внимательно.

Жил да был Весёлый Язычок. Это он. Дети у вас есть язычки? Покажите. Ой, какие красивые у вас язычки. У нашего язычка был дом. Что это интересно за дом, как вы думаете?

Дети: Рот (показывают)

Воспитатель: Чтобы веселый язычок не выбегал, его дом был закрыт. А чем закрыт дом?

Дети: Губами (показывают) .

Воспитатель: В его доме были две двери, одна дверь это губы, а вторая дверь это зубы. Покажите. Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Давайте все вместе закроем и откроем домик. Открыли домик улыбнулись показали, зубы, закрыли домик (дети выполняют упражнение) .

Однажды захотелось Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. И язычок высунулся, но не весь, только кончик. Показался язычок и спрятался. Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как дети на улице играют в прятки. И начал прятаться за нижние зубы. Вот так. А сейчас вместе покажем.

Язычок любит петь разные песни. Спрятался язычок за нижние зубы стал петь песенку З-З-З. Давайте, попробуем вместе спеть песенку. Улыбнулись, спрятали язычок за нижние зубы и поем (хоровое и индивидуальное) .

Стало на улице тепло и наш Язычок выглянул на улицу и увидел кого? (показываю) .

Дети: Он увидел комара.

Воспитатель: Упражнение на речевое дыхание «Комарик на ниточке» . А комар прилетел не один, а со своими друзьями комариками. Посмотрите, сколько их много. Умеют ли они летать? Мы сейчас проверим. Подойдите и возьмите по одному комарику. И чтобы было видно, как они красиво летают надо будет встать около своих стульчиков. Держим комарика перед собой, плечи не поднимаем, вдох через нос, дуем на комарика губы трубочкой, щёки не надуваем (2 раза) .

Воспитатель: Комару понравилось как вы играли с его друзьями, а теперь поиграем все вместе.

Физминутка:

Утром комар проснулся,
Потянулся, улыбнулся,
Раз – росой он умылся
Два – изящно покрутился
Три – нагнулся и присел
На четыре - полетел (2 раза) .

Воспитатель: Ваши комарики устали пусть отдохнут. Положим их на поднос.

Сели на стулья, спинки выпрямили, ноги вместе руки на колени.

Воспитатель: А теперь комар хочет с вами поиграть в игру «Громко-тихо» . Когда комар будет подлетать близко вы произнесите песенку комара громко З-З-З, а когда комар отлетит от вас вы произносите песенку комара тихо з-з-з.

Воспитатель: Поиграем в новую игру. Игра называется «Повторялки» . Я буду говорить, а вы повторять.

За - за- за – у Зои коза
Зо – зо – зо – у Зои зонт
Зу – зу – зу – Зоя под зонтом пасет козу
Зы-зы-зы - у Зои нет зонта, нет козы

Воспитатель: Комар отдохнул и полетел и сел на волшебный кубик. Посмотрите, какой он красивый, яркий. Поиграем с ним?

Дети: Да поиграем.

Воспитатель: Все вставайте в круг. Прежде чем начать игру, надо сказать волшебные слова «Вертись, крутись на бачок ложись» . Кто это? Что это? (хоровое и индивидуальное) .

Воспитатель: Очень понравилось язычку и комару у нас. Вы так красиво умеете сидеть, правильно отвечать. Какую песенку пел наш язычок? (з-з-з) . Комар оставляет вам своих друзей комариков, чтобы вы смогли с ними поиграть.

Список используемой литературы.

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Нищева Н.В. «Весёлая артикуляционная гимнастика» Изд.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Изд.: АСТ