Педагогический совет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Педагогический совет «Моделирование комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-

Гавриловская средняя общеобразовательная школа

Модель развивающей предметно-пространственной среды

Подготовила: Носаева И.А

Воспитатель группы дошкольного образования

С.Пересыпкино 1-е

Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы ДОУ.

Создавать атмосферу эмоционального комфорта;

Создавать условия для физического развития;

Создавать условия для творческого самовыражения;

Создавать условия для проявления познавательной активности детей;

Создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми играет развивающая предметно-пространственная среда, так как большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе. Окружающая среда детей должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда образовательного учреждения способствует реализации основных направлений развития детей:

Социально-коммуникативному развитию;

Познавательному развитию;

Речевому развитию;

Художественно-эстетическому развитию;

Физическому развитию;

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

1.Уголок художественной литературы:

Направлен на формирование целостной картины мира, в том числе первичных представлений;

Развитие литературной речи;

В уголке по художественной деятельности: книжки, литературные игры - викторины, сюжетные картинки.

2. Уголок природы:

Его цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями. Оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, тряпочки.

3. Уголок изобразительной деятельности:

Он вмещает много различного материала для развития детского творчества;

Здесь дети могут заниматься рисованием, лепкой, аппликацией.

4. Уголок театрализованной деятельности:

- втеатре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера;

Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей;

В этом уголке находятся: куклы Би-ба-бо, костюмы, маски.

5. Уголок конструктивной деятельности:

В этом уголке представлены разные виды конструктора: мелкие и крупные лего, кубики;

Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально;

Ребята с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их.

6. Физкультурный уголок:

- оборудованный разнообразным материалом для развития двигательной активности детей;

Он направлен на развитие двигательных качеств и способностей;

Комплектация: скакалки, обручи, резиновые мячи разных размеров, корзины для игр, кегли.

7. Центр сюжетно-ролевых игр:

В жизни ребенка дошкольных возраста игра занимает одно из ведущих мест;

Сюжетно-ролевая игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников;

Игровой уголок оборудован: поликлиника, салон красоты, кафе.

8. Музыкальный уголок:

Работа в нем способствует развитию творческих способностей у детей, их музыкальности.

9. Уголок развивающих игр:

Он создан для развития у детей логического мышления и воображения, смекалки и сообразительности, памяти и речи;

В нем собраны различные игры: лото, пазлы, домино, мозаика;

Весь материал подобран с учетом возраста детей.

10. Выставка детского творчества:

Уголок, где выставляются творческие работы детей.

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама с собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие.

Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность. Но самое главное, развивающая среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Педагогический совет

От 02.12. 2015 г.

Тема: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС».

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Ход педсовета

№п/п

Вид деятельности

Ответственный

Психологический настрой

Педагог - психолог

Выбор экспертной группы

Коллектив

Заведующая

Методист

Методист

Принципы.

Учитель - дефектолог

Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

Воспитатели, муз.рук.., психолог, логопед.

Методист

Экспертная группа

Повестка дня:

1. Вступительное слово.

3. Создание проблемной ситуации.

4. Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

5. Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

6. Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

7.Принятие проекта решения педагогического совета.

Предварительная работа:

  1. Выявление педагогических инициатив по подготовке и проведению педсовета.
  2. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета.
  3. Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета.
  4. Разработка протокола анализа состояния предметно-развивающей среды возрастных групп ДОО.

Ход педагогического совета.

  1. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС, программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных и образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды ДОУ. Под этим понятием понимают определённое пространство, организационно-оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:

Трансформируемой, т. Е. предполагается возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональной, т. Е. возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например ширм, мебели и т.д.; наличие в группе предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности (предметы-заменители).

Доступной, т.е. свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающие все основные виды детской активности;

Безопасной, т.е. соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Вариативной (наличие пространств и материалов, обеспечивающих свободный выбор детей; переодическую сменяемость игрового материала, появление новых материалов, стимулирующих активность детей).

Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься своим любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться по подгруппам по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-исследовательской деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования и т.д.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружева, банты, зонтики и т.д; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, которые творчески используются для решения игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, ребусы, а также материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игры в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни разностороннего развития каждого ребёнка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это значит, что всестороннего развития ребёнка организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, физического, эстетического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Как принято в практике дошкольного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приёмов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

Показ предмета и его называние;

Показ действий с предметами и их называние;

  1. Создание проблемной ситуации.

На дворе 21 век. Как сделать так, чтобы в век Интернета и новых технологий детям интересно было обучаться? Как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы дошколятам было интересно и весело проводить время в нашем детском саду. Неужели современные педагоги утратили творческую жилку и не способны создавать нечто новое и интересное? Давайте выясним актуальность сегодняшней проблемы.

  1. Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространствен- ной среды дошкольной организации.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведение режимных моментов.

Таким образом организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.

  1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии.

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого.

Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды, которая может измениться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

В них должны быть:

* сборно-разборная мебель;

* игрушечная мебель;

* ёмкости для хранения игрушек;

* игрушки;

* мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой).

Следует предусмотреть:

*использование игрового спортивного оборудования;

*использование игровых столов сложной конфигурации;

*мебель-трансформер;

*использование вертикальных разделителей;

*кукольный театр;

*костюмерную;

*игрушки-заменители.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игр в школу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

  1. игровых зон;
  2. зон уединения;
  3. современных игрушек;
  4. развивающих игр;
  5. дидактического и демонстрационного материала;
  6. материала для продуктивной деятельности;
  7. атрибутики для творческой деятельности;
  8. уголков экспериментирования;
  9. уголка природы;
  10. логопедического уголка;
  11. фонотеки, видеотеки;
  12. спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.

Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учётом принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться м в ходе реализации других областей.

В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?

Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, т.е. на то, как он обеспечивает сюжет – воображаемую ситуацию.

  1. Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО.

Выступление педагогов ДОУ.

Осуществляется анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды в группах.

  1. Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

  1. Принятие проекта решения педагогического совета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анализ объектов развивающей предметно-пространственной среды :

3 балла – если объект присутствует в хорошем состоянии;

2 балла – объект есть, но его состояние требует реставрации или его необходимо поменять;

1 балл – объект присутствует частично, и его состояние оставляет желать лучшего;

0 баллов – объект отсутствует.

Протокол анализа состояния предметно-развивающей среды группы

  1. Группа…………………………
  2. Количество детей…………………….
  3. Дата заполнения……………………….
  4. Анализ проводил ……………………

№ п/п

Классы объектов

«Художественно-эстетическое развитие».

Уголок изодеятельности.

*Альбомы, цветная бумага, картон, кисти, клей, ножницы, пластилин, книжки-раскраски.

*Разнообразные средства изобразительной деятельности(лекала, трафареты, средства для нетрадиционного рисования и ручного художественного труда).

*Эстетическое оформление.

Выставочный уголок творчества.

*Наличие детских и родительско-детских творческих работ.

*Эстетическое оформление.

Уголок ряжения.

Уголок музыкальных инструментов

«Социально-коммуникативное развитие».

Уголок детской субкультуры.

*Мини-музей.

*Детские коллекции.

*Эстетическое оформление.

Сюжетно-ролевые игры:

*Больница.

*Магазин.

*Дом.

*Парикмахерская.

*Гараж.

*Пожарное депо.

*Строительный материал.

Уголок дежурства:

* «Экран дежурства»

*Униформа дежурных

*Эстетическое оформление

«Физическое развитие».

Уголок двигательной активности:

*Спортивный инвентарь.

*Картотека подвижных игр.

*Эстетическое оформление.

Уголок психологической разгрузки

«Познавательное развитие» и «Речевое развитие»

Детская библиотека:

*Художественные произведения различных жанров.

*Эстетическое оформление.

Уголок природы.

*Растения.

*Наглядность (плакаты, планшеты, тематические альбомы, календарь погоды и т.д.).

*Природный материал (мох, камни, почва, шишки, гербарий).

*Инструментарий для детского экспериментирования.

Сенсорный уголок:

*Наличие наглядного и дидактического материала.

Уголок логики, математики:

*Дидактические игры.

*Ребусы, загадки.

*Тематические альбомы.

Наличие эмблем, понятных для детей, в каждом уголке.

Выступление заведующей ДОО.

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребёнка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребёнок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.


На сегодняшний день стоит особо актуально вопрос организации развивающейся предметно-пространственной среды (далее по тексту - РППС). Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию и наполняемости среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Цель педагога: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда

– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

– определённое пространство, организационно-оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Особое внимание необходимо уделить обстановке в группе. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств. Все пространство группы рекомендуется разделить на пять определенных тематических центров.

Центр активности – часть групповой комнаты, где тщательно подобранные материалы, оборудование и инвентарь организованы так, чтобы стимулировать виды детской деятельности дошкольников.

К основным структурным элементам развивающей предметно-пространственной среды относятся:

Мебель. Для этого используются полки, стеллажи, столы и др.

Оборудование.

Игрушки.

Материалы.

Дидактические пособия.

Плакаты, таблицы.

Продукты детской деятельности.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В группе создаются различные центры активности:

 «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников.

Литературный центр включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Здесь есть также все необходимое для создания книжек-малышек.

 «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровье сберегающую деятельность детей.

Спортивный центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

 «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты).

Центр познания может включать:

Микроцентр «Конструирования»

Микроцентр «Природы»

Микроцентр

«Дидактических игр»

Микроцентр «Безопасности»

Микроцентр «Математики»

Микроцентр «Грамотности»

Микроцентр конструирования, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. В нем в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Микроцентр природы включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит различные дидактические игры экологической направленности, серии картин, коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводя несложные опыты, определяя свойства различных природных материалов, опираясь на операционные схемы при их выполнении.

Этот микроцентр опытно-экспериментальной деятельности представлен коллекциями (камни, семена, крупы, ткани, различные виды бумаги и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. Все муляжи, коллекции, природный материал, оборудование для экспериментальной деятельности расположены в специальных емкостях и контейнерах.

Микроцентр Безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный макет с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

В микроцентре дидактических игр ребята могут не только играть в готовые дидактические игры, но и создавать их своими руками.

Микроцентр математики имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

В микроцентре грамотности находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. Д. Магнитная доска, набор магнитных букв и прищепок с буквами на сопоставление первого и последнего звука в слове, наборы картинок по лексической теме. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки (прописи по лексической теме). Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

 «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность).

Центр творчества может включать: ИЗО-творчества, драматизации, музыки. В микроцентре ИЗО-творчества для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, операционные схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном месте (контейнерах, папках). По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

 «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр.

В центре игры оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок релаксации. Это уютное тихое место. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка.

Функции предметно-пространственной среды

Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

В связи с многофункциональностью среды возникает необходимость введения операционных карт по разным видам деятельности РППС.

Операционная карта, как новая форма описания вида деятельности при самостоятельной деятельности в центрах активности.

Операционная карта– это описание вида деятельности в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств (материалов и оборудования), и предполагаемых результатов.

Для чего нужна операционная карта? Операционная карта играет немало важную роль при организации самостоятельной деятельности всей группы дошкольников в центрах активности по разным видам деятельности. В связи с этим возникает необходимость в составлении операционных карт.

Шпаргалка для воспитателя: «Как создать технологическую карту (операционную карту) в центры по разным видам деятельности»

I. Определение ведущего вида деятельности

1. Четко определить и сформулировать вид деятельности (придумать соответствующее название).

2.Определить место операционной карты в РППС (центр активности).

3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данная операционная карта (интеграция, вид, форма).

II. Определение целей и задач

Определить целевую установку операционной карты- для себя и для детей, понять, зачем данная операционная карта вообще нужна. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию операционной карты (триединство задач).

III. Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме (картинки). Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

2. Подобрать интересные игровые задания (в соответствии с лексической темой проекта), целью которых является:

Узнавание нового материала,

Воспроизведение,

Творческий подход к заданию.

3. Упорядочить схему поэтапного выполнения игрового задания в соответствии с принципом «от простого к сложному» (отображение этапов выполнения в операционной карте с помощью схем, или картинок).

IV. Продумывание «изюминки» операционной карты

Каждая операционная карта должна содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для данной возрастной группы.

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена этапов выполнения данного вида деятельности.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

Что контролировать,

Как контролировать,

Как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых материалов и оборудования для выполнения данного вида деятельности. Отобразить схематично (с использованием картинок) в операционной карте.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

Таким образом, через работу в центрах активности развиваются социально-нормативные возрастные характеристики:

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям;

Склонен наблюдать, экспериментировать;

Ребёнок способен к принятию собственных решений.

Проблемно-творческая группа «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Галина Панычева
Педагогический совет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Тема : .

Цели : провести системный анализ педагогической деятельности по моделированию комфортной предметно- развивающей среды в возрастных группах ДОО и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Повестка дня :

Выполнение решений предыдущего педсовета .

Вступительное слово.

Создание проблемной ситуации. Актуальность.

Требования к организации предметно- развивающей среды в свете ФГОС .

Итоги самоанализа «Состояние предметно- развивающей среды в группах ДОО ».

Принятие проекта решения педагогического совета .

Предварительная работа :

1. Выявление педагогических инициатив по подготовке и проведению педсовета .

2. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета .

3. Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета .

4. Разработка протокола анализа состояния предметно- развивающей среды возрастных групп ДОО.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас всех сегодня на нашем педагогическом совете по теме «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ .

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель : снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом :

1 хлопок - здороваемся как мужчины;

2 хлопка - здороваемся как близкие люди;

3 хлопка - здороваемся как женщины.

Выполнение решений предыдущего педсовета .

Вступительное слово.

Зачем нужна предметно - развивающая среда дошкольнику ?

Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития .

Любая деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждения.

Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно – развивающая среда воспитателю ?

Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы .

Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Выступление заведующей ДОО.

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Формирование личности является важной задачей педагогики , так как позволяет сформировать у каждого ребёнка представления о цели жизни . Выработав образ среды , ребёнок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями . В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка . Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать пространственно- предметную развивающую среду , которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия , сотрудничества, взаимообучения детей.

Создание проблемной ситуации.

Выступление старшего воспитателя.

На дворе 21 век. Как сделать так, чтобы в век Интернета и новых технологий детям интересно было обучаться? Как сделать предметно- развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы дошколятам было интересно и весело проводить время в нашем детском саду. Неужели современные педагоги утратили творческую жилку и не способны создавать нечто новое и интересное? Давайте выясним актуальность сегодняшней проблемы.

Ну а теперь, после того как мы с вами немного размялись и сконцентрировали свое внимание я предлагаю вам отправиться в путешествие на необычном поезде. Этот поезд поможет нам собрать «Багаж знаний» и перевезти его в нашу повседневную жизнь.

Начинаем наше путешествие, садимся в свой поезд знаний. Для того чтобы поезд наш отправился в путь нам нужно его разогнать.

Разгоняем поезд (просто хлопаем) .СЛАЙД

И так станция «Теоретическая»

Требования к организации предметно- развивающей среды в свете ФГОС ДО .

Выступление старшего воспитателя ДОО.

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда , в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления , получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития . Но не всякая среда может быть развивающей . Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития , так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды , нарушение эстетической гармонии).

Вопрос создания в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространствен- ной среды дошкольной организации.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведение режимных моментов.

Таким образом организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами , стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды . Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии .

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза» . Такую возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого.

Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки) .

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды , которая может измениться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели , предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

В них должны быть :

сборно-разборная мебель;

игрушечная мебель;

ёмкости для хранения игрушек;

мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения , здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой) .

Следует предусмотреть :

использование игрового спортивного оборудования;

использование игровых столов сложной конфигурации;

мебель-трансформер;

использование вертикальных разделителей;

кукольный театр;

костюмерную;

игрушки-заменители.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики , речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игр в школу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Здесь важна эстетическая организация среды . Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды .

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды , украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития » .

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду , которая предполагает наличие :

игровых зон;

зон уединения;

современных игрушек;

развивающих игр ;

дидактического и демонстрационного материала;

материала для продуктивной деятельности;

атрибутики для творческой деятельности;

уголков экспериментирования;

уголка природы;

логопедического уголка;

фонотеки, видеотеки;

спортивного инвентаря и оборудования и т. д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности . Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность , не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.

СЛАЙ «Паровоз»

Мы с вами продолжаем наше путешествие и вновь садимся в свой поезд знаний. Для того, что бы он поехал нам опять нужно его разогнать.

И так станция «Игровая»

Игра «Сундучок» - проводит

На какие зоны необходимо разделить развивающее пространство ?

От чего зависит предметно-пространственная среда в группе ?

Почему, среда называется развивающей ?

Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды .

Перечислите, основные центры развития в группах .

Какие цвета сочетаются со всеми?

- Средствами наглядности служат… .?

Игра «Кот в мешке»

Вывод : нами были перечислены особенности развивающей предметно- пространственной среды в целом . Выстраивая развивающую среду , воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут… » (Е. И. Тихеева) .

Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО .

Выступление педагогов ДОО Кульковой А . Ш., Журавлевой С. В.

Осуществляется анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды в группах .

Принятие проекта решения педагогического совета .

Педагогический совет

От 02.12. 2015 г.

Тема: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС».

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Ход педсовета

п/п

Вид деятельности

Ответственный

Психологический настрой

Педагог - психолог

Выбор экспертной группы

Коллектив

Организация предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Заведующая

Создание проблемной ситуации.

Методист

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

Методист

Принципы.

Учитель - дефектолог

Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

Воспитатели, муз.рук.., психолог, логопед.

Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

Методист

Принятие проекта решения педагогического совета.

Экспертная группа

Повестка дня:

1. Вступительное слово.

3. Создание проблемной ситуации.

4. Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

5. Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

6. Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

7.Принятие проекта решения педагогического совета.

Предварительная работа:

Выявление педагогических инициатив по подготовке и проведению педсовета.

Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета.

Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета.

Разработка протокола анализа состояния предметно-развивающей среды возрастных групп ДОО.

Ход педагогического совета.

Организация предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС, программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных и образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды ДОУ. Под этим понятием понимают определённое пространство, организационно-оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.