Темы характерные для поэзии а 5 блока. Основные мотивы лирики Блока А.А

«Горе от ума» - первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое - «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? - пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. - Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, - тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья - еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал - «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья - из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

Смысл названия комедии «Горе от ума» было бы заманчиво выразить в одной короткой, лаконичной, хлесткой фразе. Но вряд ли это возможно осуществить именно таким образом. Поясним сказанное.

Поиск идеи «Горя от ума»

Драматургия Александра Сергеевича Грибоедова в этой пьесе новаторская, многоплановая. Поэтому однозначно определить, кто из героев произведения (представляющих «старый век» или презентующих новый) выиграл, а кто проиграл, невозможно.

Пьеса несет в себе философский смысл и поэтому выгодно отличается от наигранных сцен из классической салонной драматургии XIX века. Грибоедов в ней отобразил полноценную модель русского «полусвета».

Название комедии «Горе от ума» обманчиво: хотя, по мнению самого автора, оно выражает идею произведения, однако этого не происходит. Дело в таланте Грибоедова. Фактически он сделал произведение на порядок глубже, чем сам сумел охарактеризовать его. Пояснить данную мысль можно лишь аналогией с… «Тихим Доном» Михаила Шолохова.

Грибоедов-художник сильнее Грибоедова-драматурга

Абстрагируемся от разности эпох. Важно другое: Шолохов-писатель оказался сильнее Шолохова-коммуниста (который клеймил позором Пастернака). Не стал Михаил Александрович в «Тихом Доне» раскрывать «правильность» комиссаров, но проникновенно поведал о А уже исходя из этого читатель увидел правдивую модель нездорового общества.

Возвращаясь же к произведению Александра Сергеевича Грибоедова, мы также можем с полным правом сказать: автор показал на порядок больше, чем сам сказал в упрощенной модели «25 дураков на одного умного».

Пьеса без победителей и побежденных

На насущные вопросы начала XIX века, поднятые в своем произведении дипломатом Грибоедовым, человеком, несомненно, проницательным, следует смотреть более широко. Цивилизационный конфликт старого с новым вырисовывает этого произведения смысл. «Горе от ума» представляет собой арену столкновения двух мировоззрений: старого, крепостническо-чиновнического (прошлого века), и нового, буржуазно-разночинского, рожденного в умах будущих декабристов после победы России над Наполеоном.

Действительно, Александр Андреевич Чацкий, высказывающий острые и разумные суждения после приезда из Европы, по ходу пьесы сталкивается со стеной непонимания московского аристократического общества.

Но для молодого человека больней всего то, что рушатся его надежды на взаимное чувство с молодой незамужней дочерью Фамусова Софьей Павловной. Кроме того, у него «не складывается с карьерой» и, очевидно, не сложится. Вы думаете, он проиграл окончательно? Вы полагаете, что слово «горе» сказано автором именно относительно Чацкого?

Да ведь и Фамусову не стать «тузом»!

Представители двух миров: Чацкий и Фамусов

Какое же автор дает последствиям конфликта описание? «Горе от ума» в финале содержит сцену, когда Александр Андреевич удаляется, питая обиду от «оскорбленных чувств». Однако не выглядит победителем и «управляющий в казенном месте» Павел Афанасьевич Фамусов, организатор «холодного, как лед», приема Чацкого в своем доме. Он также не является победившей стороной в конфликте. Ему достается свой «мильон терзаний». Фамусов в сложившейся иерархии не может «прыгнуть выше головы» в плане карьеры. У него весьма средние деловые качества (он ленив и не умеет работать с документами). Его единственная надежда - увеличить капитал семьи за счет брака дочери с полковником Сергеем Сергеевичем Скалозубом. Однако и это проблематично. Софья понимает идиотизм надуманной отцом пассии.

«Горе от ума» - рассказ о преддекабристской России

Таким образом, смысл названия комедии «Горе от ума» - совершенно в другом. Это не «горе» исключительно Чацкого от недооценки обществом его взглядов. (По ходу пьесы положительный герой сталкивается с 25 персонажами, являющимися апологетами старого бюрократического общества.) На проблему эту следует смотреть шире.

Это горе всей поствоенной крепостнической России, где «Чацкие» (будущие декабристы) уже поняли: следует менять социальную матрицу общества, разрушить карьерную лестницу, основанную на выслуживании и лести, начать развивать новые проекты в обществе. А общество (в том числе и аристократическое) продолжает жить «старой жизнью», разрешая свои мелкие меркантильные карьерные устремления, рождая Молчалиных.

Смысл произведения

Личность самого автора - ключ, определяющий его же произведения смысл. «Горе от ума» - попытка Грибоедова публично, резонансно, во весь голос проорать (здесь никак не обойтись без грубой прямоты) всему российскому обществу, что есть проблема в его развитии. Умница-дипломат чувствовал не только насущные вопросы «текущего дня», возможно, он предчувствовал грядущий раскол в обществе (который, как мы знаем из истории, привел к жестокой реакции во времена Николая I).

Вы думаете, его услышали? Даже Пушкин с иронией отнесся к не поняв его. Что тут говорить дальше?

«Горе от ума» - пьеса новаторская

Произведение делают великим яркие образы. «Горе от ума» - это не только 26 человек, которые появляются на сцене. Ведь есть еще и внесценические персонажи. Князь Федор, «ботаник и химик», двоюродный брат Скалозуба, наряду с «упражняющейся в расколах и безверьи» профессурой педагогического института - потенциальные союзники Чацкого.

Заслуживает уважения и то, что автор пытается донести смысл названия комедии «Горе от ума», полностью «взломав» старую драматургию. Грибоедов-новатор отошел при создании произведения от классицизма, его творение - вполне реалистично. Автор создает полноценную модель общества с 26 реальными, характерными персонажами вместо 5-6 (привычного круга персонажей классицизма). В конце концов, Александр Сергеевич не пользуется классическим александрийским стихом, а переходит на «вольный ямб».

Вместо заключения

Мы, рассуждая о пьесе, наконец подошли к возможности понять смысл названия комедии «Горе от ума». Заметьте, в произведение введены персонажи не идеальные:

  • вольнодумец, меланхолик, «забавный малый» (по рецензии Пушкина) Чацкий;
  • меркантильный отец семейства и чиновник со средними способностями Фамусов;
  • пронырливый карьерист и обманщик Молчалин;
  • самодовольный и недалекий служака - полковник Скалозуб;
  • запутавшаяся между желанием счастья и способная на подлость Софья;
  • все еще порядочная, но бесправная служанка Лиза.

Все они помогают читателю комедии найти в ней глубокий философский подтекст.

Определим же в «Горе от ума» главное - идею произведения. Можно ли утверждать, что Чацкий умен? И да, и нет. У него есть понимание динамики прогресса, но нет контакта с людьми. Будем откровенны: ему интеллектуально не по силам стать донором этих идей для общества.

Александру идейно противостоит Фамусов. Можно ли сказать, что он умен? И да, и нет. Он не понимает, что крепостническое государство движется к катастрофе, изо всех сил поддерживая изжившие себя порядки. Но глуп ли он? Вряд ли. Скорее всего, он просто живет сегодняшним днем. Кроме того, он, не в пример Чацкому, имеет определенный отец семейства, живет в гармонии с обществом, т. е. ориентируется в людях. Его дом для ближайшего сообщества аристократов является центром светской жизни.

Вывод: у каждого из этих героев свой ум. Однако их направленность - полярно противоположная. Один понимает перспективные пути и не может их реализовать. Другой, в принципе, может (он при желании найдет слова, чтобы убедить свой «ближний круг»), но не считает прозападное мышление Чацкого верным, предпочитая «патриархальную старину».

Проблема же в том, что ум этих двух людей направлен на взаимное противостояние, а не на развитие общества. В этом суть идеи, заложенной в названии произведения. Верно говорил классик: «Проблема России - дураки и дороги!»

«Горе от ума» - первая реалистическая комедия з русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое - «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? - пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. - Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, - тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу.

У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья - еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал «муж-мальчик», «муж слуга».

У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них

разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным. Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья - из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт - столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого против царского дворянства. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных. В своем произведении Грибоедов делит героев на два совершенно противоположных лагеря, тем самым желая нам показать, какие люди нас могут окружать. Фамусовское общество - это страшный, примитивный, полный лжи и обмана мир. Ему же противостоит добрый, справедливый и светлый мир Чацкого.
К фамусовскому обществу можно отнести людей, которые живут по тем же принципам, что и Фамусов. Это глупые, необразованные люди. Для них не существует таких понятий, как честь, благородство, справедливость. Они живут в своем мире, где двуличие и лесть. Там, где уважают человека не за его личные достоинства, а лишь за его состояние и должность. Они живут в однообразии, и их это устраивает. Однако все они, каждый по-своему, счастливы. Ведь из-за своей глупости они не задумываются о жизни. Всем им противостоит образованный, полный решимости, с высокими морально-нравственными идеями Чацкий. Грибоедов показывает нам, что один действительно умный человек никогда не мо жет доказать что-либо этим примитивным людям, и даже не стоит тратить на это свои силы.
Даже название произведения может открыть нам гениальность главной идеи комедии. Ведь, действительно, умному человеку намного трудней жить. Эта комедия навсегда останется бессмертным произведением в русской литературе. Лично у меня она оставила глубокий след в душе.