Умение следить за своей речью - важная основа в искусстве общения.

9 декабря

Записывайте и рисуйте

Начните свои мысли записывать и зарисовывать. Наверное, вы наблюдали: когда что-то вам рассказывает умный человек, он вам не только говорит, он еще и рисует то, что он вам говорит. Сейчас это — нарисовал, нам нужно то —нарисовал, к этому мы придем там — нарисовал. Да, так становится яснее обоим. Привыкайте записывать не только свои обрывочные соображения, а свои размышления целиком, целые логические цепочки, где понятно из чего вы исходите и куда вы идете. Еще лучше эти схемы не просто записывать, а зарисовывать, оформлять в схемы и картинки. Как нарисуете — так и сами поймете, что хотите сказать.

Придумали — рассказывайте!

Исключительно полезно свои новые мысли рассказывать терпеливо слушающим и позитивно настроенным окружающим. Смысл такого рассказа в том же, как и «записывать», но у хорошего собеседника вы будете получать обратную связь и поддержку — уверенность, что вы с этим справляетесь. Эффект рассказа — большой. Пока объясняете, лучше начинаете понимать сами. По анекдоту: «Я ему раз расказываю — он не понял. Я ему второй раз рассказываю —он все равно не понимает. Я ему третий раз рассказываю, уже сам все понял, а он так и не въехал!»

Техника «Повтори, согласись, добавь»

Повтори, согласись, добавь — формат обсуждения спорных, трудных вопросов как в семье, так и между сотрудниками на работе — в любом случае, для общения с порядочными людьми, которые заинтересованы в сотруднических отношениях. В общении с дикими и агрессивными людьми этот подход не годится.

Первое — это определите предмет разногласия. Для этого — собеседник должен сформулировать свой тезис как-либо внятно, чтобы это был один тезис и чтобы его можно было повторить. Если вы с этим тезисом согласны полностью, то улыбнитесь и согласитесь. Если вы не вполне согласны, то вначале сформулируйте свой тезис, противостоящий тезису собеседника. Начинать обсуждение и возражать собеседнику, не определив свою собственную позицию — нехорошо и неграмотно, это обычно порождает только препирательства и не приводит ни к чему общему и разумному. Итак, сформулируйте свой тезис и определите предмет разногласия.

Повторите тезис собеседника по возможности дословно. Например:

«Я услышал, ты говоришь, что своих детей воспитывают родители, и в первую очередь своим примером». (Если собеседник считает, что он имел в виду не это, он должен повторить свою мысль более просто и четко).

Согласитесь с тем, что по вашему мнению в этом высказывании разумно. Здесь лучше говорить не дословно, а своими словами. К примеру:

«Я согласен с тем, что влияние родителей на детей бывает очень сильным, и пример родителей очень важен для детей». (В этом высказывании позиция собеседника немного переформулирована, и если собеседник считает, что это исказило его мнение, он может и должен об этом сказать)

Добавьте, дополните то, что, по вашему мнению, в этом видении не хватает. Выскажите свое мнение, но не отдельное и вообще, а в привязке к тому, что было сказано собеседником, дополняющее его позицию и взгляд. Например:

«Хочу добавить, что на детей влияют не только их родители. На них влияют, и не менее серьезно, их одноклассники в школе, а их ценности могут серьезно отличаться от ценностей, принятых в семье, на детей влияет и телевизор, который дети смотрят по несколько часов подряд. В этой ситуации полагаться только на то, что пример родителей все сделает в воспитании детей — неправильно».

Теперь аналогично делает собеседник.

Что дает это упражнение:

— Убирает ненужные эмоции, включает голову. Когда вы начинаете повторять за собеседником что-то, то лишние эмоции уходят. Вы сосредоточено думаете. Следствия: даже если тема острая, вы успокаиваетесь сами, успокаивается собеседник. Этот формат приучает к уважению друг друга и обычно оказывается надежным заслоном грубости и наездам.

— Помогает собеседникам понять точки зрения друг друга. Если есть возможность выстроить конфигуратор или просто договориться — это происходит.

— В плане развития личности — эффективно учит слушать и слышать, развивает логику и мышление: учит обосновывать свою позицию и излагать свои мысли связно. Такой разговор является великолепной интеллектуальной гимнастикой и во многих парах является любимой вечерней игрой во время прогулки.

Следите за своей речью

Мышление неразрывно связано с речью: мышление не только воплощается в речи, но и строится речью. Нередко, чтобы начать по-другому думать, нужно приучить себя немного по-другому говорить, изменить свои привычки. Например, убрав из своего речевого лексикона слова «проблемы», «очень трудно», «ужас» и чаще используя слова «цель», «задача», «интересно», мы делаем свое мышление более конструктивным. А зачем нам знать, что мышление и речь связаны так плотно? А дело в том, что свое мышление отслеживать сложно, оно быстрое и неуловимое. Подумал — и ушло. Как только подумал, о чем же я подумал, мысли уже другие! А свою речь отслеживать проще. Поэтому: хотите строить свое мышление — начинайте следить за своей речью!

Следите за чужой речью

За чужой речью следить легче, чем за своей: к своей речи внимание «замыливается», а чужая воспринимается «свежаком» и внимание к ней обострено. Не зря говорят: «Со стороны виднее». В чужой речи легче слышны логические сбои и проще заметить доказательные ошибки: о чужих ошибках в принципе проще говорить, чем об ошибках своих. Поэтому, если вы хотите сделать более четкой свою речь, вначале начинайте следить за чужой речью, это очень облегчит вам работу.

Учитесь работать с текстами

Начните с анализа письменных текстов. Письменный текст анализировать еще проще, чем речь, поэтому именно с анализа текстов начинается максимально эффективная работа по «затачиванию» собственного мышления.


Ни для кого ни секрет, что умение красиво говорить , правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес , кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
Развивать навыки красивой речи необходимо всегда. Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать "шутя". Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на "кривляние" перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок , и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не "съедая" звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов. Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то , что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.

Наша речь - это уникальный дар природы. Ведь никто больше из живого мира не говорит, кроме человека. И какая существует зависимость в том, что мы говорим и как мы думаем - об этом и пойдет речь в данной статье.

Всё, что мы говорим, отражает то, что мы думаем и как мы думаем. Поэтому если вы, моя дорогая читательница, психолог - и вам есть что добавить к моей статье- буду рада услышать ваше мнение.

Когда мы говорим словами негатива, когда мы говорим или не замечая сами употребляем матные слова - мы опускаемся в мир тяжелых и низких вибраций, тягучих и низких энергий. Мы начинаем как магнитом притягивать в свою жизнь негатив, неприятности, непредвиденные ситуации, в общем все, что связано с нежеланными для нас, на самом деле, событиями.

Однако, мало кто задумывается над тем, что мы притягиваем то, что не хотим, посредством употребления слов и выражения своих мыслей в негативно окрашенных предложениях.

Когда наша речь загрязнена, когда она невыразительна, когда она негативна - ожидать в жизни прекрасных событий - трудно и совершенно нереально. Ведь речь отражает мысли. А значит и мысли полностью или отчасти негативны.

Конечно, вы можете со мной не согласиться.Ведь есть люди, добившиеся большого успеха, больших денег и положения, но они тоже ругаются матом. Как этот закон работает тут? Тут все гораздо сложнее. Люди, которые добились положения и денег, живут в несколько других энергетических реалиях. Они больше действуют, меньше думают и у них совсем другие намерения. А намерение, с которым говоришь - не менее важно, чем все остальное.

Многие употребляют слова просто чтобы что-то сказать или как-то сказать и даже не вдаваясь в подробности того что и зачем говорят. То есть, люди просто говорят, чтобы поговорить. Женщины расходуют много энергии, болтая впустую. Никогда не говорите просто, чтобы поболтать, а то неизвестно до чего можно доболтаться. Во всем нужно знать меру.

Как использовать речь правильно для своего развития?

1. Старайтесь разговаривать только когда в этом есть необходимость.

2. Не разговаривайте и постарайтесь убрать из вашего круга общения негативно настроенных людей.

4. Вы можете начать с простого - просто следить за своей речью постоянно. И это даст плоды.

5. Если следить за речью - вы начнете следить за мыслями - а это огромный шаг на встречу своей счастливой жизни.

Жизнь и ее качество очень сильно зависят от того, как мы говорим. Чем более чистая наша речь - тем более чистые наши мысли. Если много читать - это расширяет словарный запас, помогает подбирать больше разнообразных слов, расширяет знания и кругозор и, конечно, помогает отвлекаться от реалий жизни и не смаковать негатив и не передавать его из уст в уста, из телевизора, друзьям и так далее.

Остановить поток негатива можно только начав с себя. Перестать на нем фокусироваться и, конечно же, перестать думать негативно. Позитивная речь ведет к позитивным мыслям.

Позитивно говорите. Не болтайте ни о чем просто так. Думайте позитивно, сила позитивного мышления работает всегда. Ваша речь - отражение вашего мышления. Дайте волю своей фантазии, продумайте видение своего будущего и стремитесь к высоким результатам.

Ваши слова понесут вас к успеху и позитиву, к выдающимся победам. Но вам нужно начать следить за своей речью. Это просто. Это быстро. И это самый большой и простой секрет успеха многих.

Желаю вам высоких результатов. Желаю вам высоких побед. Желаю вам самого волшебного, что только вам хочется исполнить!

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Так гласит народная мудрость. А все потому, что оно, сорвавшись с губ, не исчезает бесследно. Пронизывающая его энергия, переданная мелодикой звука и интонацией, как круги на воде начинает расходиться все шире по реке жизни, изменяя подчас не только нашу «индивидуальную действительность», но и влияя на судьбы окружающих. Пламенная резкая или, напротив, доброжелательная речь не раз и не два предопределяла ход истории не только для отдельных людей, но и для целых народов. Поэтому, неслучайно то, что тема неумолимо грядущего и своей ответственности перед ним редко кого из знаменитых творческих личностей могла оставить равнодушной. Вот и Уильям Шекспир в свое время сказал: «Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее».

Конечно, вы можете задаться вопросом: «Разве применимы ли все эти выражения, произнесенные столько веков назад, к современной жизни?» Но, если подумать и внимательнее вглядеться в то, что происходит вокруг, несложно заметить, что все наши слова, как маленькие ниточки каждый день, час, минуту ткут полотно нашей жизни. И распустятся ли на нем удивительные прекрасные цветы или все заслонит собою хмурый осенний дождь – зависит только от нас.

Одним единственным словом можно лишить надежды или вернуть желание жить, в устах человека, осознающего это удивительное свойство звучащей речи нести в себе определенный энергетический заряд, оно обретает практически безграничное могущество. Однако обычно мы не склонны размышлять на эту тему и, может быть поэтому, совсем не замечаем, что помимо собственных мыслей в разговоре выражаем чувства, причем именно последние играют главную роль, придавая весомость и оттеночное значение всему, что было и будет сказано.

Поэтому иногда, даже мимоходом услышанная фраза может поднять настроение или испортить его. Это как раз и есть последствия воздействия той звуковой энергетической волны, которая движется от эпицентра – говорящего, к адресатам и попутно затрагивает всех, кто встречается на ее пути. При этом, сила воздействия – величина, напрямую зависящая от эмоционального состояния оратора, то есть от того насколько полно он заинтересован донести смысл своей речи до остальных слушателей, насколько это важно для него (кстати, как правило, личные беседы во много раз более горячи, экспрессивны). Особенно явно мощь произнесенных звуков ощущают на себе адресат и адресант. И, зачастую, настроение одного передается другому: речь, как и взгляд, в этом случае является надежным проводником, который доставляет мысли и чувства «по назначению».

Именно поэтому мы всегда в ответе за свои слова. Не только по отношению к тем, кто находится чуть выше по служебной лестнице или, наоборот, как ребенок зависит от нашего участия, не только тогда, когда это позволяет расположение духа или иные составляющие бытия. Ведь абсолютно неверно и наивно полагать, что быть внимательным и вежливым необходимо исключительно на работе и в общественном транспорте, а близкие и родные – вытерпят и поймут все, потому что любят. Они-то, возможно, посочувствуют и простят, но только сможете ли вы простить себе, что ненароком причинили боль самым дорогим, самым любимым людям?

«Безумье – глядеть вперед, безумье – жить не глядючи» - так писал Борис Пастернак. Перефразируя его, скажу, что безумие думать, будто мы в состоянии просчитать, какие слова и поступки в конечном итоге приведут нас к поставленной цели, но еще большее безумие жить, не задумываясь о том, к каким последствиям могут привести наши необдуманные слова.

© Евгения Чуклина