Вечный студент, или Ещё один американский лохотрон. «Я – вечный студент, потому что не хочу ходить на работу

По закону каждый имеет право поступать в вуз столько раз, сколько считает нужным, но получить бесплатное образование можно только единожды. Пока студент не получит диплом, его право на бесплатное высшее образование считается нереализованным. А значит, он может поступать снова и снова, пока не закончит обучение или не откажется от этой затеи. The Village записал истории вечных студентов - людей, которые учились в разных вузах, но по разным причинам так и не смогли их окончить.

Михаил, 27 лет

бросил четыре вуза и планирует поступать снова

В свой первый институт я пошел сразу же после школы просто потому, что надо было куда-то поступать. Я из Беларуси, поступил в Белорусский национальный технический университет на программиста. Но даже не успел начать учиться, только сходил на встречу первокурсников. Мой отец тогда жил в Москве и предложил переехать к нему. Я переехал. Учебный год уже начался, и снова пойти учиться я мог только в следующем сентябре. Отец почему-то решил, что мне опять надо поступать на программиста, причем обязательно в Бауманку или МИСиС.

В Беларуси система такая же, как ЕГЭ в России, только называется она централизованным тестированием. Оценки тоже измеряются в баллах. Так вот, я сдал физику на 17 баллов при минимальном балле 15. Я был в шаге от того, чтобы вообще никуда не поступить. По идее, за год можно было ее подтянуть, но на деле я сразу же пошел на работу, и готовиться серьезно возможности не было совсем. В итоге поступал, что называется, куда поступится. Так попал во Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Честно говоря, там было даже неплохо. Но в 18 лет меня окружали творческие люди, которые постоянно вели разговоры о том, что надо воплощать свои детские мечты. В детстве я собирал конструкторы, рисовал и мечтал стать архитектором.

Я проучился в ВЗФЭИ почти год, но сессию сдавать не стал, решил поступить на архитектурный, начал долго и усиленно готовиться. Репетиторы из МАРХИ были мне не по карману, поэтому я сходил только на четыре занятия. Зато понял, что надо делать дальше. Я начал рисовать людей в метро - чтобы научиться ловить построение и размеры. Втихаря выбирал человека, на которого хорошо падал свет, и набрасывал рисунок в блокноте.

Для поступления в архитектурный вуз надо сдать три творческих экзамена: рисунок головы, рисунок капители и чертеж - и два нетворческих: русский язык и математику. На творческих экзаменах со мной приключалась одна и та же проблема: на рисунок, например, давалось пять часов, а я всегда укладывался за два, поэтому мне приходилось буквально заставлять себя рисовать медленно. Сейчас я понимаю, что мало занимался подготовкой. За два года я всего 16 раз сделал то задание, которое ждало на вступительных. Порядочно отвлекала от подготовки необходимость работать: я продавал газеты, занимался веб-дизайном, в какой-то момент устроился в казино. Именно после казино, как мне кажется, я перестал быть молодым и устал. Работать приходилось по ночам, в не самой лучшей атмосфере: люди проигрывали всю зарплату и, конечно, испытывали стресс. Бывало такое, что я заканчивал смену, уходил домой, спал, возвращался на работу и видел того же человека, с которым играл в прошлые сутки. Он мог даже не сдвинуться с места, просто периодически доставал фишки и плакал.

В итоге после двух лет подготовки я все же поступил в Государственный университет землеустройства на архитектурный факультет. Тогда я начал общаться со студентами и работающими архитекторами и быстро понял, насколько трудоемкое и ресурсозатратное занятие выбрал. Во время сдачи проектов люди почти не спят и принимают стимуляторы. И очень многие жалуются, что им все равно не удается построить то, что они хотят. В архитектуре я разочаровался и после первого же семестра из ГУЗа ушел.

После архитектуры я захотел заняться музыкой, но понимал, что поступить, например, в Гнесинку будет нереально. В этот момент мне подвернулась достаточно доступная, денежная и при этом связанная с музыкой специальность - звукорежиссер. Я поступил в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» на заочку. Мне хотелось пойти на дневное отделение и погрузиться в студенческую жизнь, но такой возможности не было.

Порядочно отвлекала от подготовки необходимость работать : я продавал газеты, занимался веб-дизайном, в какой-то момент устроился в казино .

Наш набор был первым на факультете, программа обучения была очень сырой и невыстроенной. На первом курсе я нашел работу по специальности: устроился звукорежиссером в агентство по организации детских праздников. Помимо этого, тренировался в своей домашней студии. Уже на втором курсе у меня возникло ощущение, что я все знаю. Учиться стало неинтересно. Тут еще грянул экзамен по философии, а я не был ни на одной паре. В итоге я ее не сдал, расстроился и решил уйти. Мой аттестат до сих пор лежит в МИТРО.

Сейчас я работаю программистом. Наткнулся на бесплатные курсы в интернете - оказалось, что это на 100 % мое. Если рисовать или заниматься музыкой я иногда себя заставлял, то за программированием мог сидеть по 12 часов не отрываясь, мог вскочить посреди ночи, если придумал, как решить задачу. Тогда я решил заняться программированием серьезно, договорился с девушкой, что посижу у нее на шее пару месяцев, и начал учиться. Занимался по 12 часов в день. Мне кажется, за это время я выучил столько, сколько другие не могут осилить за пять лет в институте. После этого стал искать работу. В одной серьезной компании меня готовы были принять после собеседования, но тут выяснилось, что у меня нет высшего образования. Работу я все же нашел, но понимаю, что отсутствие корочек способно помешать карьере, поэтому планирую их получить. Я присматриваюсь к институту, где можно учиться онлайн. Думаю, много сил и времени такое обучение не отнимет и мне удастся получить диплом.

Михаил, 23 года

семь раз бросал вуз, проучившись один семестр

Последние три класса я учился в школе № 239 Санкт-Петербурга. Это крупнейший физико-математический лицей города, сейчас он стал называться Президентским. В разное время там учились известные люди: Алиса Фрейндлих, Борис Гребенщиков, Александр Халифман. Хороша эта школа тем, что дает отличные знания по физике, математике, техническим предметам, а плоха тем, что там практически ничего не требуют, а у учеников возникает невероятное самомнение. Просто для статистики: в моей старой, совершенно обычной школе далеко не все смогли поступить, но те, кому это удалось, учебу закончили. Из моего класса в 239-й школе треть хотя бы раз вылетала или брала академический отпуск, хотя поступили все, и притом бесплатно. В первый раз я поступал, будучи призером двух олимпиад по математике и олимпиады по физике, и мог выбирать среди всех технических вузов города.

Выбрал математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Проходной балл там очень низкий и поступить проще простого - немногие хотят мало того, что мучить себя математикой, так еще и ездить в Петергоф. Причем не в тот парадный Петергоф с дворцами и фонтанами, а в самую натуральную деревню. Изначально матмех находился на Васильевском острове, но в советское время из университета решили сделать эдакий Кембридж. Но только сделали не по-человечески: теперь студенты и преподаватели катаются в такую даль, где инфраструктуры нет совсем, а около факультета гуляют коровы и козы.

Кроме расстояния, матмех был хорош всем. Но на первом курсе я получил травму и выпал из привычной жизни почти на год. За этот год, когда не нужно было рано вставать и сразу бежать по делам, я еще больше расслабился и обленился. В итоге, когда я второй раз пришел на матмех, на меня свалилось огромное количество материала. Я осознавал объем подготовки и думал: «Я, конечно же, ничего не понимаю по большей части предметов, но я же из 239-й, я гениальный, и я справлюсь». Наступил час икс - надо было сдавать экзамены. Тут я понял, что никакой не гениальный. Меня отчислили не по правилам, но я бы все равно вылетел. Третий заход был туда же, но тогда у меня была несчастная влюбленность со всеми вытекающими: депрессией, желанием прыгнуть с крыши и походами к психологу. Мне было совершенно не до учебы.

После этого я решил сменить специальность. Так оказался в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики на факультете фотоники и оптоинформатики. Попал туда случайно, по рекомендации друга. Сходил буквально на два десятка пар, а потом опять ушел. Я поступал еще дважды - опять на матмех в СПбГУ и в ИТМО на специальность, связанную с математикой. Сейчас я совершенно не помню почему, но тогда на парах я вообще не появлялся. В то время я постоянно находился в общаге и пытался социализироваться путем пьянок. Вроде бы мне даже нравилось учиться, но дело снова было в моей лени. За все годы, что я пытался учиться на матмехе, преодолевал последствия травмы и неудачной влюбленности, я обленился настолько, что мне бывало лень просто доехать до вуза.

Седьмой раз был на геофаке СПбГУ. Идея возникла совершенно спонтанно: она мне приснилась. Я понял, что география была интересна мне еще со школы. Я пошел учиться на картографа, но разочаровался. На лекциях опять почти не появлялся, а когда все же приходил, не слышал ничего интересного. Большинство из них были очень скучными, а заинтересовать меня смог только преподаватель по физике. Возможно, сыграли роль мои завышенные ожидания. Я хотел научиться чему-то, что будет применимо на практике.

Я пытался учиться на матмехе, преодолевал последствия травмы и неудачной влюбленности, я обленился настолько, что мне бывало лень просто доехать до вуза .

Теперь я совершенно не знаю, куда себя девать. У меня есть жизненный принцип: делаю я только то, что мне в кайф и не требует особенных усилий. Так что пока перебиваюсь на каких-то работах. Уже поработал в фастфуде, в книжном магазине, официантом, раздавал листовки. Сейчас снова выбираю, куда поступать. Мне интересно программирование (но оно мне не дается) и история (но я не уверен, что у историков есть работа). Склоняюсь к факультету экологии в Гидрометеорологическом университете. А пока работаю курьером и ищу себя.

Митрофан, 27 лет

учился в трех вузах и почти получил диплом, но институт лишили лицензии

Я из Нижнего Новгорода. После школы поступал в Волго-Вятскую академию государственной службы на специальность «государственное и муниципальное управление». Родители уверяли, что меня ждет светлое будущее, если я отучусь и пойду работать госслужащим, а я им зачем-то поверил. В итоге полтора года я провел абсолютно бессмысленно. При поступлении думал, что в академии будут давать практические знания, но меня ждали ненужные предметы. Например, я так и не понял, зачем будущему мелкому чиновнику нужна высшая математика. Возможно, на пятом курсе какие-то полезные знания я бы все же получил, но отзывы ребят из моей группы, которые окончили академию, говорят об обратном. Сейчас все они работают в своих полпредствах и заксобраниях и говорят, что обошлись бы и без такого образования. Наверное, единственное, что мне пригодилось в работе, - это знание документооборота.

На первом курсе меня сразу же захлестнула студенческая жизнь: я играл в КВН, записался во всякие профкомы, советы, активы, работал вожатым. Я снимал квартиру с друзьями, и никакого контроля со стороны родителей не было. Вместо пар я частенько развлекался. На втором курсе забил на учебу совсем и начал работать няней - за это платили хорошие деньги. В конце года я решил уйти из вуза, сказал об этом родителям и забрал документы.

Когда на первом курсе я стал главным редактором студенческой газеты, все говорили: «Митя, у тебя талант! Пишешь как боженька!» Я подумал, что такой талант нельзя зарывать, и решил, что филологический факультет подойдет для карьеры журналиста. Тогда я подал документы на филфак Университета имени Лобачевского. Я даже начал ходить на пары, но как-то раз приехал в гости к родителям в не самый подходящий момент: у меня дома находился военком. Мне вручили повестку, а я решил, что сыну офицера не подобает бегать от армии. Я серьезно собирался служить: забрал документы из вуза, расстался с девушкой, завязал с работой. В течение всех школьных лет в приписном свидетельстве стояло «годен к срочной службе в армии». Но на первом курсе я попал в аварию, повредил ноги, отчего у меня развился артроз. Хирург на медкомиссии меня забраковал и отправил к военкому. В одних трусах я нашел его, тот оглянул меня с головы до ног и сказал: «Да ты нам на хрен в армии не нужен». В армию я не попал, но, чтобы пойти учиться, пришлось бы заново подавать документы.

Задумался о поступлении я только следующей весной. На тот момент я сам себя обеспечивал, поэтому одним из критериев выбора вуза был вопрос цены - потяну ли я оплату за учебу. Я решил поступать на заочку в Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, тогда год обучения стоил в районе 20 тысяч рублей, и меня эта цифра полностью устраивала. Я пошел на факультет PR, попал сразу на третий курс, досдав несколько экзаменов. В моей группе учились четверо - сильно старше меня, они пришли за корочкой, нужной для повышения по службе. Я проучился год, а потом мне предложили работу в Москве.

Я переехал и учиться стал совсем по-раздолбайски. Обычно приезжал раз в пару месяцев и скопом шел сдавать все экзамены. Так дотянул до шестого курса. Когда оставалось только сдать госэкзамены и защитить диплом, на работе образовался проект, который я никак не мог оставить. Тянулся он долго, и я уже был готов взять академический отпуск. Но, когда приехал подписывать документы, оказалось, что вуз лишили лицензии.

Фотографии: обложка, 3, 4 – Виктор Юльев, 1, 2, 5, 6 – Иван Анисимов

На дворе июль, горячая пора для поступающих в вузы. А кое-кто замахнется на второе или даже третье высшее образование — сегодня это очень модно: новые "высшие", курсы, тренинги… Кто же те люди, которые не останавливаются и продолжают пополнять свою копилку знаний? Вечные студенты? Или просто они идут в ногу со временем? Попробуем разобраться.

Тезис о непрерывном обучении на протяжении всей жизни в условиях информационного общества необычайно актуален в наше время. Белозубые улыбки американских пенсионеров, получающих энное по счету высшее образование, внушают жизнерадостность и оптимизм. Запомнилась также одна фраза бывшей учительницы из Соединенных Штатов, сказанная ею перед аудиторией украинских студентов: "Я вышла на пенсию, и моя жизнь только начинается". Закончив свою педагогическую карьеру, Шелли оправилась путешествовать по всему миру, так и попала на эту встречу с изучающей английский сумской молодежью. Можно ли сказать, что она непрерывно учится? Безусловно. Потому что обучение для мыслящей личности во все времена не ограничивалось школьной или университетской скамьей.

Учиться означает, в первую очередь, эффективно осваивать новую информацию, чтобы затем использовать ее в своей жизни для саморазвития, достижения определенных целей, ведущих к получению личного блага. Учиться — значит, познавать нужное, и теоретически, и опытно. В этом смысле человек не может не учиться постоянно, если только он хочет развиваться.

Современная парадигма образования наконец-то взяла правильный курс − она прежде всего нацелена на формирование азов искусства учиться и постигать. Разумеется, главная роль при этом отводится адаптации учебных программ к индивидуальным и возрастным особенностям человека. Ведь, к примеру, даже любое литературное произведение одним и тем же читателем в 15 и в 40 лет будет воспринято по-разному. Что уж говорить о методиках, целью которых является формирование практических знаний, умений и навыков.

Тем не менее, фраза: "Этому поздно учиться", — постепенно и справедливо получает ярлык "абсурд". Возможно, начав заниматься гимнастикой после тридцати, вы не победите в международных соревнованиях − но это не лишит вас пользы, которую может принести данный вид спорта. Вопрос лишь в том, чем измерять эффективность обучения − потенциальными медалями, количеством успешно выполненных упражнений или же просто очередным шагом к неплохому владению своим телом? Только два последних характеризуют отношение к непрерывному и пожизненному обучению чему-либо как к необходимому саморазвитию. Именно с этим подходом полученные знания и умения становятся действительно полезными − не в отдаленной и туманной перспективе, а именно здесь и сейчас.

Человек, который учится успешно и постоянно, причем и в довольно зрелом возрасте, − не обязательно "вечный студент". К таким людям можно смело отнести всех успешных практиков − невозможно оставаться признанным асом в какой-либо отрасли, если не интересоваться ее новинками. Итак, учиться всю жизнь − это не роскошь и вряд ли простая необходимость, а, бесспорно, закономерность успеха. Двадцать первый век стимулирует совершенствоваться еще одним, не менее важным фактором − конкурентоспособностью. Вряд ли сможет опередить талантливую молодежь в карьерной гонке опытный бухгалтер, до сих пор пользующийся только счетами. Счеты могут быть, безусловно, но лишь как раритет и почти хобби наряду с приличным владением современными компьютерными программами финансового учета. Без этого никуда − эпоха рыночной экономики, временами удивительно жестокая к личностям, однако верно служит качеству их деятельности. И только те, кто готов и может воспринимать новое, а главное, умело его использовать, сохраняет свои позиции в ее четких рейтингах. Что это, если не сдача постоянных и многочисленных экзаменов самой жизни, как говорится, не выходя из родного кабинета?

Изучение многочисленных иностранных языков, на которые приходится львиная доля пожизненных образовательных усилий, − также не прихоть. Об этом еще бессмертный Антон Павлович Чехов сказал вполне точно и конкретно: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". Ни прибавить, ни убавить. Наше время во многом более многолико и критично, чем-то, в которое жил классик. Оно требует от желающего быть полиглотом (или просто хорошим профессионалом) большей мобильности − как реальной, так и виртуальной. Возможно, скоро будет считаться невежеством не смочь прочесть онлайн какую-нибудь статью о своей профессии на одном из иностранных языков международного пользования − жестко, но довольно справедливо. Ибо мы живем и в эпоху больших возможностей, реализовать которые не так уж и сложно − было бы желание и немного усилий.

Если попробовать сформулировать три основных принципа развивающего непрерывного обучения, они прозвучат примерно так: учиться для себя, учиться для пользы, учиться для цели. Осознав потребность в постоянном повышении своего личностного уровня, хоть в 20 лет, хоть в шестьдесят пять, человек без труда придет и к ответам на два последующих важных вопроса: почему полезно узнавать новое и какой конкретно положительный результат изученная новизна может принести. В этом, собственно, состоит и различие между целенаправленно обучающимся человеком и "вечным студентом": для первого важен КПД, выражающийся как в материальном, так и в духовном, для второго же его статус учащегося − скорее всего, просто удобный образ жизни, приносящий определенные "дивиденды", но уровень его бытия существенно не повышаюший.

Век информатизации дал "зеленый свет" первым. Благодаря появлению новых интерактивных технологий процесс постоянного обучения становится все приятнее. Каждый имеет возможность выбрать что-то свое − ненавидящий корпеть над книжками вполне может начать самообразование на любимом интернет-портале или наладить видеосвязь с тьютором, оставив консерваторам ни с чем не сравнимое для последних удовольствие общения с книгой. Разрушается поистине вредный стереотип о том, что дополнительное образование − это долгое и нудное получение еще одной "корочки", обреченной пылиться на полке, что учеба − лишь определенный этап жизни, заканчивающийся лет эдак в двадцать пять — двадцать семь. Нет, для понимающих настоящую ценность знания и развития учение − синоним самой жизни. Причем почти абсолютный…

Петенька Трофимов, выдуманный Чеховым, и сейчас гуляет по России. Другой вопрос, что он несколько изменился: "вечноучащийся" может оказаться в юбке, увлекаться эротическими техниками и даже мечтать о сцене. Главное - он всё также постоянно учится. Маниакально. Лайф о том, что скрывается под личиной бесконечного образования и что делать, если вы заучились.

Как утверждают психиатры, треть населения не нашла себя ни в профессии, ни в призвании. Эти люди хотят постоянно учиться: у одних это может перейти в психопатию, а у других никакой "гонки" нет. Поэтому далеко не все вечные студенты заметны. Люди таким образом бегут от одиночества или пытаются, попробовав себя в чём-то новом, наконец-то определиться с работой.

Оказывается, основная причина непрекращающейся учёбы - семейные наставления. "Ты должен быть врачом!", "Нормальные люди не идут в театр!", "Ты не будешь ходить в музыкальную школу - ты мальчик!" - это приводит к тому, что в будущем дети не смогут найти себя. По словам специалистов, заучиться могут все - неважно, есть у человека семья или нет.

Не хватает. Учиться, чтобы не чувствовать себя одиноким

Довольной жизнью, как может показаться сначала, Ольге - 34 года. Она работает в консалтинговой компании, получает больше 100 тысяч рублей в месяц и, живя в одиночестве, может все деньги тратить только на себя. Но она носит одежду из синтетики - что-то покупает в переходах метро, что-то на рынке, иногда в дешёвых магазинах. Она не ходит в рестораны и кафе (разве что в "Макдоналдс"), редко ездит за рубеж. Большая часть заработка уходит "на образование".

Ольга учится актёрскому мастерству, двум языкам, ходит на пилатес, гимнастику, йогу, секс-тренинги и курсы личностного роста. Все эти занятия она меняет, как перчатки, хотя хотела бы так переключаться с мужчины на мужчину.

Вся неделя женщины расписана: ещё до работы она может пойти в спортзал, а вечером - позвонить репетитору по чему-нибудь. Это неважно. Выходные вовсе превращаются в гонку: из дома Ольга выходит в 10-11 утра, а приходит спустя 8-9 часов. Её "всё устраивает". Ну, почти всё.

Женщина никогда не была замужем и у неё нет пока детей. Ольга убеждена, что с ней что-то не так, но если она будет всё уметь, то непременно станет кликабельней в Tinder и привлекательней на рынке невест.

В режиме нон-стоп курсов "учащаяся" уже шестой год. Слава богу, заработок позволяет. Однако на занятиях с мужчиной своей мечты она пока так и не познакомилась, а полученные навыки в консалтинге ей пока не пригодились.

Иногда Ольга сдаётся и плачет. Почти у всех подруг уже есть семьи, а потому развлекаться и забываться приходится самой.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов утверждает, что такие женщины не страдают от своих увлечений, они таким образом ищут мужчину и пытаются найти спутника и, как следствие, саму себя.

- Нужно либо найти мужчину, чтобы успокоиться, либо пойти к специалисту. Это, конечно, не болезнь, но идея, с которой можно так до старости проходить. При этом, как и в других случаях с вечными студентами, причину нужно искать в воспитании. Девушка не может определиться с выбором пути, отсюда неуверенность и невозможность создать семью.

Сексолог, психиатр Александр Полеев считает, что основополагающая причина постоянной "учёбы" - сексуальная неудовлетворенность. Если у человека есть постоянный любовник, то ему не нужно никак сублимировать.

- Это достаточно частая проблема молодых, неустроенных женщин (старше 27 лет). Несмотря на то что такие дамы образованны и хорошо зарабатывают, есть некие личные качества, которые мешают им устроить личную жизнь. И девушки рассчитывают, что курсы или тренинги в этом им как-нибудь помогут, - сказал Полеев. - Мой опыт говорит, что тренинги - это неплохо. Масса девочек, ранее "психологически неуклюжих", повышали таким образом самооценку, учились общаться и знакомиться.

Однако нужен психолог, который скажет, какой тренинг (психологический или нет) вам поможет. От женщин может исходить неуверенность, из-за чего мужчины после секса могут их сразу оставлять. Неинтересно, и вот тут надо сексологу разбираться - почему так, какие занятия нужны, в чём корень проблемы. Просто так постоянно что-то учить и забивать себе курсами голову не стоит - пустая трата денег.

Как рассказал член Гильдии маркетологов Андрей Милехин, целый сегмент курсов и тренингов рассчитан на "одинокую аудиторию".

- Это такая целевая группа. Причём, как правило, это люди, имеющие большой доход и свободное время. Речь идёт о курсах, связанных с личностным ростом, установлением межличностных отношений, тренингах, с помощью которых можно не просто приобрести знания, но и, возможно, новый социальный статус, - говорит Милехин. - Сейчас, благодаря прогрессу, у человечества появилось огромное количество пустого времени. А чем его заполнять - неясно (не было продумано это), поэтому мы начали заполнять его телевизором и Интернетом.

Шабашник. Учиться, чтобы наконец-то "выстрелить"

За 32 года Игорь так себя и не нашёл, зато везде попробовал. Как признаётся мужчина, он всегда хотел стать "звездой", а поэтому в 27 лет он ходил на курсы вокала, актёрского мастерства, танцы, несколько раз пытался попасть на "Фабрику звёзд", пробовал писать статьи для газет, а ещё научился отдельно множеству профессий.

Пока я ещё не стал известным, мне неважно, где работать. Вообще по профессии я инженер (этого хотели родители, и я не отказал), но это не моё. Я не ходил на пары вообще. Закончил на тройки и забыл. Я работал официантом, кассиром, грузчиком, барменом, консультантом в разных магазинах. Во многих компаниях я, конечно, проходил обучение, поэтому во многом разбираюсь. Могу и одежду подобрать человеку, и духи, и косметику, - рассказывает Игорь. - Однако долго я нигде не работал ещё. Просто не моё это. Я хочу заниматься творчеством, у меня есть талант, но никто не видит. Но я уверен, что ещё получится - меня заметят.

Игорь в этом был убеждён в 18 лет, и он искренне в это верит в свои 32. Стоит при этом сказать, что у мужчины нет семьи - он считает, что пока рано. "Да и всё не то".

Мужчина берётся за новое дело, но угасает так же быстро, как и воспылает к новому ремеслу. Игорь считает, что его "уникальность" должны сразу заметить, но этого не происходит ни на одной работе и ни на одних курсах. Его бывшие коллеги говорят, что "он - мальчик который не вырос".

По словам психиатра Михаила Виноградова, "маниакальное желание стать известным" связано с тем, что человек вовремя не "оторвался от семьи".

Раньше было понятие - психопаты, теперь их называют акцентуированными личностями. Здесь очевидно, что семья рекомендовала сыну выбрать определённый "правильный" путь, который не подошёл чаду. Немало известных певцов, музыкантов, художников нашли себя, потому что вовремя оторвались от семьи, от гнёта. Здесь так не получалось, - говорит Виноградов.

Патологическое студенчество. Учиться, чтобы учиться

36-летняя Елена недавно закончила медицинский техникум. Получать среднеспециальное образование женщина решила, чтобы "научиться правильно делать прививки своему ребёнку" - на это Лена потратила 4 года. Надо сказать, что отучилась мамочка на "отлично". Как поясняет новоявленный медик, она только после 25 поняла, как классно учиться, а потому теперь "остановиться сложно".

Вообще Лена закончила МГУ, а сейчас учится ещё и в аспирантуре (соискателем учёной степени женщина решила стать два года назад). К 36 годам вечная студентка научилась искусству массажа, свободно говорить по-английски, наращивать самостоятельно ногти. И большую часть жизни (родители помогают) девушка не работала, а если и шла зарабатывать, то "для души".

У меня должно быть время, чтобы учиться. Мама это понимает, - рассказывает женщина. - Я чувствую себя удовлетворённой, когда начинаю в чём-то разбираться, получаю оценки...

Сейчас Елена хочет получать второе высшее - стать врачом. И её не пугает тот факт, что учиться придётся не меньше 6 лет.

Психиатр Михаил Виноградов говорит, что "учёба ради учёбы" - патология.

Это навязчивое стремление. Такие люди себя не находят и не найдут, если им также не обратиться к специалисту (если они признают проблему). Учёба должна быть для того, чтобы она помогала развиваться в каком-то одном направлении или хотя помогла определить жизненную позицию. Тут такого нет, знания особо в жизни не будут применяться. Нужно разбираться со структурой личности, с тем, что человек действительно может и хочет. Пока последнее не определено, есть метания в таком зрелом возрасте, результатов от учёбы никаких не будет.

«Знание – сила» , – утверждает давно изжеванная-пережеванная истина. «Я знаю, что ничего не знаю» , – соглашается Сократ. Некоторые люди, правда, принимают все эти постулаты буквально и превращаются в вечных студентов, которые всю жизнь учатся, получают образование за образованием, корочку за корочкой, раз за разом с неописуемой негой погружаясь в процесс обучения. «Я – вечный студент! Мне нравится учиться!» – с гордостью говорят они. Но так ли беззаботна жизнь вечного студента?

На самом деле, у понятия «вечный студент» есть два значения. С одной стороны, так называют людей, которые учатся, учатся и никак не могут закончить хотя бы одно высшее образование. Такие вечные студенты часто берут академический отпуск, прерывают свое обучение, отчисляются из университета, потом снова возвращаются, снова учатся, меняют специальность, меняют вуз, потом снова бросают… и так до бесконечности. В итоге мы видим вечно мечущегося человека, который никак не может найти «свою дорогу», постоянно ищет, сомневается, разочаровывается. Хорошо, если в итоге он все-таки что-то заканчивает и начинает применять свои знания в жизни. Чаще же всего такой вечный студент остается ни с чем: без образования, без смысла жизни, с глубочайшей апатией и потерей какого-либо рвения к существованию. Нереализовавшийся, отчаявшийся человек, зачастую ненавидящий себя и собственную жизнь.

Второй подвид вечного студента – человек, который учится всю жизнь, но при этом чаще всего не применяет полученные знания. Его жизнь – это учеба ради самого процесса учебы. Он получает удовольствие от достижения флажков, от получения корочек. Может получить 3-4-5 высших образований, но так и остаться «вечным студентом» с беспомощным взглядом на окружающий мир.

На самом деле, и те, и другие «вечные студенты» – люди, как говорится, «одного поля ягоды». Золотые мальчики и девочки, бывшие (или настоящие) отличники, научившиеся учиться, но не научившиеся жить. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает простое объяснение этому феномену.

Итак, закройте глаза и вспомните ваши школьные годы. В каждом классе – я уверена, что в каждом – были такие мальчики и девочки (чаще девочки). Отличники и отличницы, у которых всегда можно было списать. Самые прилежные ученики, самые правильные с самыми идеальными тетрадями, где все чисто и аккуратно. Любимчики и любимицы учителей. Мамина радость, прилежно поправляющая косичку и с рвением тянущая руку: «Вызовите меня! Вызовите меня!» Кто готов? Конечно, Маша. Уж на кого-кого, а на нее Марья Ивановна всегда может положиться. Что ни случится: эпидемия ли гриппа, морозы, конец света – Маша всегда приготовит домашнее задание, всегда выучит-вызубрит и всегда получит заслуженную «пятерку».

Отличниками и отличницами такие детки становятся неслучайно. Страсть к обучению задана им от природы и подогрета родительским воспитанием. У них есть зрительный вектор, жаждущий открытий, цель существования которого – познание окружающего мира. И есть анальный вектор, задающий усидчивость, упорность, аккуратность, педантичность, перфекционизм. В потенциале анально-зрительные люди – это ученые, врачи, специалисты своего дела, приносящие несомненную пользу обществу и всем окружающим. К таким выстраиваются грандиозные толпы: уж кто-кто, а анально-зрительный человек может стать настоящим асом того дела, где требуются все перечисленные выше качества.

Итак, анально-зрительные дети с пеленок зачитываются книгами. Их жажда знаний не дает им покоя: они глотают том за томом, библиотеку за библиотекой и с нетерпением ждут того заветного момента, когда их отправят в школу. Школа для них – таинственный мир знаний и открытий, и они, несомненно, получают массу удовольствий от обучения.

Однако всему должна быть мера. И анально-зрительные дети вполне могут и не становиться вечными студентами. Ведь после обучения наступает самый важный момент: применение полученных знаний на практике, реализация в обществе и получение несомненного удовлетворения от «выхода наружу». Так что же случается с нашими золотыми детками?

Анально-зрительный человек очень чувствителен к похвале. Однако если родители при воспитании своего золотого ребенка перегибают палку, манипулируют, то у анально-зрительного малыша появляется зависимость от похвалы. Пятерки для него превращаются в этакую систему выбивания одобрения из окружающих. Интровертам по природе (анальный вектор интровертирован), таким детям не всегда просто устанавливать связи с окружающими. Они очень зависимы от мнения посторонних, болезненно реагируют на критику в их адрес, на неодобрение. И если у них не получается как следует адаптироваться среди сверстников, оценки и награды становятся единственным способом восстановления «гармонии». Анально-зрительный ребенок пятерками пытается завоевать любовь окружающих и испытывает небывалую радость, когда его замечают, выделяют, хвалят.

Часто у него развивается «комплекс отличника» и следующая за этим боязнь ошибок. «Если я не получаю пятерки и что-то делаю плохо, значит, я не достоин любви». Ему кажется, что, если он получит двойку, родители – самые главные для него люди – не будут его любить, а сверстники не будут уважать.

Что происходит дальше? А дальше наш золотой отличник заканчивает школу и поступает в университет. А дальше… приходит страх перед взрослым миром, перед взрослением. Потому что за всю свою жизнь такой ребенок не научился «выходить наружу», реализовываться, применять полученные знания. Он абсолютно беспомощен перед настоящим – не школьным и не университетским – миром. Он умеет учить уроки, выполнять задания, получать хорошие

отметки, но совершенно не умеет жить: работать, добиваться успеха, находить друзей и многое другое. Ведь жить намного сложнее, чем учиться. Здесь не всегда помогут заученные теоремы из учебника, не придут на помощь и словарные слова. В реальной жизни нужно быть гибче, подвижнее, уметь преодолевать проблемы, находить свое место в «стае» …

Обладающие и без того ригидной психикой, анально-зрительные люди впадают в ступор. Многие из них так и остаются вечными студентами, получая образование за образованием: в стенах университетов они чувствуют себя в своей тарелке, «на коне», получают чувство мнимой реализации. Но рано или поздно приходит перенасыщение и разочарование. Ведь человек устроен так, что ему нужно не только получать, но и отдавать. А когда мы не умеем отдавать, не умеем делиться накопленными знаниями, мы начинаем страдать.

Студент рано или поздно должен стать «учителем».

Такими блуждающими вечными студентами часто становятся те, кого всю жизнь водили родители за ручку , за кого решали всё, кого не научили преодолевать препятствия. А как только ручку отпустили и возникли препятствия, наш золотой ребенок, не научившийся бороться, опустил руки и капитулировал. Как итог – мы получаем человека, который не только не может делиться знаниями, но и просто элементарно не знает, что он хочет от жизни, не может выбрать, ибо его просто не научили выбирать. Одним словом, еще один сценарий жизни, обреченный на неудачу, о котором можно написать целую отдельную статью.