Все про янку купала на белорусском языке. Янка Купала — интересные факты из жизни

Классик белорусской литературы (в том числе и белорусской советской), народный поэт Белоруссии (с 1925 года), драматург, публицист, академик АН БССР (с 1928) и АН УССР (с 1929). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).


Родился 7 июля (25 июня по старому стилю) 1882 году в деревне Вязынка под Минском. Родители были обедневшие шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих угодьях. В детстве будущему поэту приходилось много помогать отцу, который по сути, несмотря на своё шляхетское происхождение, принадлежал к числу безземельных крестьян и вынужден был обрабатывать съёмные участки, платя крупные суммы в качестве аренды за использование угодий. После смерти отца в 1902 году работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание - римско-католическое и национальность - русский. Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием; таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году закончил народное училище в местечке Беларуч. В 1908-09 г.г. жил в Вильно, где работал в редакции первой белорусской газеты "Наша Ніва". Там же познакомился с будущей женой - Владиславой Станкевич - и актрисой Павлиной Мядзёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы - комедии "Паулінка". С 1909 по 1913 году начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената. Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация, объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции. В это время Янка Купала обосновался в Смоленске, работал в сфере строительства дорог, где его и застала врасплох революционная стихия. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного произведения, однако позже Янка Купала в своей лирике обратился к теме выживания отдельной личности и народа в целом в годину исторического перелома. Следует упомянуть такие программыне произведения послевоенно-революционного периода, как «Время», «Для отчизны», «Наследство», «Своему народу», которые датируются 1919 годом. После революции Янка Купала поселился в Минске. События Советско-польской войны существенно не повлияли на образ жизни поэта: он пережил двухлетнюю польскую оккупацию Минска, в котором и остался жить до следующей войны.

Первые публикации

Первые произведения Купалы - несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903-1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «К-а». Первое стихотворение на белорусском языке - «Мая доля» (датируется 15 июля 1904 года) в газете «Северо-Западный край». После этой публикации Купала начал систематически появляться в печати; стихотворение «Мужик», опубликованное в этом же году, можно считать его успешным литературным дебютом и началом восхождения на литературный белорусский олимп. Его ранние стихи типичны для фольклора в белорусской поэзии XIX века.

Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы - «Шляхам жыцця» (Дорогой жизни), в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашей Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.

С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купале подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал исренние наждежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влииянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «От сердца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.

Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: больше десятилетия (с начала 20-х до начала 30-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 10-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, сидения в неудобной камере, попытки самоубийства. В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности наконец оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии вождя всех времён и народов, Янка Купала , как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1941); за сборник стихов «От сердца»

орден Ленина

Публицистическая деятельность в Великую Отечественную войну

С наступлением военных действий стала пользоваться популярностью яркая публицистика Янки Купалы, способная зажечь людей для сражения; вместе с тем Янка Купала не прерывал стихотворной деятельности, его новым патриотическим стихотворениям, написанным во время войны, была присуща уничижительная антифашистская направленность. Уехав из Минска, Янка Купала обосновался в Печищах, маленьком населённом пункте недалеко от Казани, в котором попытался обрести покой для того, чтобы с головой окунуться в антифашистскую публицистику. Поэтический талант Янки Купалы развился на основе устоявшихся традиций белорусской литературы и фольклора середины и конца XIX века, равно как и более раннего периода, когда только происходило становление канонов народного литературного творчества. Его лирические произведения органично передают тональность и мелодику напевов народных песен, а также их звуковое единство и метафоричность, которые и обуславливают общий настрой лирики Янки Купалы.

Переводы

Помимо собственных стихотворных сочинений, Янка Купала занимался активной переводческой деятельностью. В частности, им на белорусский язык было переведено «Слово о полку Игореве». Прозаический перевод древнерусского памятника был выполнен поэтом в 1919 году; это был первый литературный перевод «Слова…» на белорусский язык. Занимался переводами пушкинских сочинений: можно упомянуть «Медного всадника». Также переводил произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и других знаковых поэтов прошлых эпох. Что касается произведений самого Янки Купалы, то они переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран.

Загадочная смерть

28 июня 1942 года Янка Купала , остановившийся в гостинице «Москва», неожиданно странно и загадочно погибает. Первоначально выдвигалась версия: выпивший Луцевич пошатнулся и упал с лестницы. Но он никогда не пил, имея проблемы со здоровьем Будучи за несколько часов до нелепой и трагической смерти абсолютно весёлым и полным радужных планов на ближайшее и отдалённое будущее, Иван Доминикович общался с друзьями, угощал их кондитерскими изделиями и приглашал на своё шестидесятилетие. Тем более шокирующим оказалось известие о его гибели: поэт сорвался в лестничный пролёт между 9-м и 10-м этажами гостиницы, смерть была мгновенной. Свидетелей его гибели нет. До сих пор тайна его смерти не раскрыта и не умолкают слухи о том, что смерть могла оказаться неслучайной, выдвигаются версии о самоубийстве или убийстве, так как мало кто верит, что падение в лестничный пролёт могло произойти по какой-то трагической неосторожности.

Янка Купала был первоначально погребен на Ваганьковском кладбище в Москве. В 1962 году его прах был перенесён в Минск и перезахоронен на Военном кладбище, рядом с могилой матери (умершей на другой день после сына, о гибели которого она так и не узнала, в оккупированном Минске). Над могилой Янки Купалы, как и погребенного неподалёку Якуба Коласа, воздвигнут большой мемориал.

Награждён орденом Ленина. В 1945 в Минске открыт музей Купалы. Филиал столичного Литературного музея Янки Купалы открыли в 2 км от хутора Акопы - в деревне Хоруженцы (к 110-летию со дня рождения).


Не так давно мы закончили публикацию серии материалов о всех . И сейчас начинаем рассказывать о Народных поэтах Беларуси. Всего их 8 – Янка Купала, Якуб Колас, Петрусь Бровка, Аркадий Кулешов, Максим Танк, Пимен Панченко, Нил Гилевич, Рыгор Бородулин. А начнем мы рассказ с одного из самых известных поэтов Беларуси – Янки Купалы . Статус Народного он получил в 1925 году.

Биография. Янка Купала (настоящее имя Иван Доминикович Луцевич ) родился 7 июля 1882 года в небольшом фольварке Вязынка в семье арендаторов земли. Как отец так и мать происходили из семей обедневшей шляхты. Род Луцевичей упоминается еще в документах 17 века. Его дед арендовал землю у Радзивиллов, но те изгнали его с родных земель. Этот факт даже лег в основу купаловской драмы «Раскіданае гняздо» .

В детстве будущий поэт много работал с землей, помогал отцу. Часто их семья переезжала с место на место, это повлияло и на образование будущего поэта.

В 1898 году Купала закончил Белорусское народное училище. А в 1902 у него умирает отец и на его плечи ложится содержание семьи. Он работает по хозяйству, домашним учителем, писарем, приказчиком, чернорабочим, на других работах. Все это время будущий поэт активно занимается самообразованием.

В 1908-1909 годах живет в Вильне и работает в редакции газеты «Наша Ніва» . Там он заводит множество полезных знакомств, в том числе и со своей будущей женой Владиславой Станкевич, а также с актрисой Павлиной Мядёлкой , в честь которой назвал главную героиню своей пьесы “Паўлінка” .

В 1909-1913 живет и учится в Санкт-Петербурге. Работает в публичной библиотеке. Позже, в 1913 возвращается в Вильню, где работает секретарем Белорусского издательского товарищества, а затем возвращается в газету «Наша Ніва». С 7 апреля 1914 года он становится главным редактором издания.

Позже, в 1915 году, из-за приближения фронта, эвакуируется в город Орел. Переезжает в Москву, где учится в Московском городском народном университете им.Шанявского. Но доучиться ему не удалось – в 1916 году в связи с началом Первой мировой войны началась всеобщая мобилизация, призвали в войска и Купалу. Он служил в дорожно-строительном отряде вплоть до Октябрьской революции. Служба проходила в Минске, Полоцке, Смоленске.

Революция застала поэта в Смоленске. После ее окончания он поселился в Минске. Там же он находился во время польской оккупации и жил в белорусской столице вплоть до начала Великой отечественной войны. Работал библиотекарем, редактором журналов “Рунь” и “Вольны сцяг” .

Был одним из инициаторов создания Белорусского драматического театра (1920), БГУ (1921), Инбелкульта (1922). Участвовал в конференции по реформе белоруссокго правописа и азбуки (1926).

В 1920-1922 годы тяжело болел и практически ничего не писал.

В Советском Союзе к писателю относились настороженно. С одной стороны в его раннем творчестве было много стихов, прославлявших обычного рабочего и обличавшего помещиков-эксплуататоров. С другой стороны, Купала писал исключительно на белорусском языке, чем вызывал подозрения у властей.

С 1920 вплоть до 30-х годов на Купалу началась травля. В 1921 году у него конфисковали все рукописи, в 1930 – раскулачили его сестру и мать. Его обвинили в неблагонадежности и начали повсеместную травлю в прессе. Главное обвинение заключалось в националистических взглядах поэта. Якобы он до революции состоял в рядах Организации Национального освобождения Беларуси, чем “запятнал” свою репутацию. Была запрещена за национализм пьеса “Тутэйшыя” (заново напечатана лишь в 1989 году). Причем не только в СССР. Ее перевод на польский вызвал резкий протест поляков, которые посчитали ее антипольской.

Поэта начали часто вызывать на многочасовые допросу в ГПУ. После одного из них он даже пытался покончить жизнь самоубийством. Он даже написал письмо председателю правительства БССР Александру Червякову с такими словами: Видно, такая доля поэтов. Повесился Есенин, застрелился Маяковский, ну и мне туда за ними дорога” .

Итогом этих испытаний стало “Открытое письмо” поэта, в котором он вынужден был покаяться во всех грехах и пообещать в дальнейшем не допускать подобных идеологических промашек. Эти события серьезно пошатнули здоровье и моральный дух поэта. Но на этом от него не отстали. Новая угроза ареста нависла над ним в 1937 году. Но беда миновала. Многие сходятся во мнение, что это произошло лишь благодаря народной любви к Купале.

После начала войны, которая застала его в Каунасе, поэт поселяется в небольшом поселке Печище, который находится недалеко от Казани. Но он не остался в стороне от войны, а вел антифашистскую публицистическую деятельность.

28 июня 1942 года поэт приезжает в Москву и селится в одноименной гостинице. И в тот же день погибает. Обстоятельства смерти до сих пор неизвестны. Писатель упал в лестничный пролет между 9 и 10 этажом. Умер мгновенно. Выдвигалось несколько причин происшествия – алкогольное опьянение, самоубийство, убийство спецслужбами, случайность. Свидетелей происшествия не было.

Версия с алкогольным опьянением отпала сразу же. Во-первых, ее не подтвердила экспертиза. Во-вторых, сам Купала из-за проблем со здоровьем алкоголь практически не употреблял.

Версия самоубийства тоже в скорости отпала. За несколько часов до происшествия он встречался со своими друзьями, был веселый, угощал всех сладостями и приглашал на свое 60-летие (7 июля).

Что касается убийства – то это самая загадочная версия. Открытых причин убийства у спецслужб не было – открытого неповиновения Купала не выказывал. С другой стороны, многие говорят, что незадолго до происшествия его видели в компании Павлины Медёлки, подруги его молодости, первая исполнительница роли Павлинки в одноименной пьесе, а в те годы служившей в ГПУ.

Что касается версии о случайности, то она маловероятна. У лестницы были высокие перила и перекулиться через них случайно было очень сложно. Возможно, поэту просто стало плохо.

Из-за того, что Минск в 1942 году еще был оккупирован, поэта похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище, но в 1962 году его останки были перевезены в Минск и захоронены на Военном кладбище , рядом с могилой матери. На могиле установлен мемориал.

Интересный факт – мать поэта умерла спустя день после своего сына. Но о гибели Купалы так и не узнала, поскольку находилась в оккупированном Минске.

Творчество. Первые лирические произведения Купала написал в 1903-1904 годах на польском языке. Они были опубликованы в журнале «Ziarno» . Он тогда работал под псевдонимом “К-а” .

А в 1904 году в газете “Северо-Западный край” появилось его первое стихотворение на белорусском языке – “Мая доля” . В этом же году появилось его знаковое стихотворение “Мужык” , которое считают знаковым в его творчестве. Поэт начинает активно печататься в газетах.

В начале творчества Купала написал поэмы «Зімою», «Нікому», «Адплата каханнем», «У Піліпаўку», «Адвечная песьня» и «За што?».

Следующий период творчества поэта – виленский, который начался в 1908 году. В это время поэт пишет множество своих известных произведений: “Маладая Беларусь”, “Заклятая кветка” и прочие. Они публикуются в газете «Наша Ніва».

Жалейка – первый сборник стихов Янки Купалы

Также в 1908 году в Петербурге вышел первый сборник поэта – «Жалейка» . Правда Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД признал сборник антигосударственным и решил конфисковать его, а автора привлечь к уголовной ответственности. Запрет был снят, но в 1909 году тираж был вновь конфискован. На этот раз по приказу Виленского генерал-губернатора.

Это событие стало поворотным в судьбе поэта. Чтобы не порочить репутацию «Нашай Нівы» он увольняется из редакции. Наступает следующий период его творчества – питерский.

В этот период Купала заводит множество полезных знакомств с творческой интеллигенцией – Элоизой Пашкевич , Якубом Колосом , Валерием Брюсовым . Кстати, Брюсов был одним из немногих российских деятелей, который обратил внимание на творчество Купалы. Они сдружились и именно Брюсов стал переводить белорусского поэта на русский язык.

В конце 1909 года Янка Купала переезжает в Петербург. Здесь в марте 1910 года выходит его второй сборник – “Гусляр” . Он печатается латинкой. А летом этого года отдельной книгой выходит его поэма «Адвечная песьня».

В 1910 поэт также завершает написание поэмы “Курган” и драмы “Сон на кургане” .

В этот же период Купала пишет такие известные поэмы, как «Бандароўна», «Магіла льва», «Яна і я», пьесы «Прымакі», “Тутэйшыя”, “Паўлінка”, «Раскіданае гняздо».

Шляхам жыцця – третий сборник стихов Янки Купалы

В конце 1913 года выходит третий сборник поэта – «Шляхам жыцця» . Он считается лучшим не только у поэта, но и вообще одним из лучших поэтических сборников в белорусской литературе. В этом сборнике поэт обратился к теме национального самосознания. Многие стихотворения из него при СССР были запрещены и нигде не перепечатывались вплоть до 1980-х годов.

Во время Первой мировой войны и революций Купала практически ничего не создает. А потом наступает следующий период его творчества – советский.

В этот период изменилось настроение творчества поэта. Оно стало гораздо более оптимистичным. Вплоть до начала Великой отечественной Купала усиленно создает новые произведения, несмотря на все воздвигаемые на его пути препоны. Выходят поэтические сборники “Спадчына” (1922), “Безназоўнае” (1925), “Адцьвітаньне” (1930), “Песня будаўніцтву” (1936) и другие.

Сборник “Спадчына” тогда уже советская критика приняла очень прохладно. Ведь главная тема, которая в нем затрагивается – это размышления о будущем Родины. А от поэта ожидали прославления революции.

Также активно занимается переводом с русского, украинского, немецкого и польского языков. Впервые им было переведено на белорусский язык “Слово о полку Игореве” в 1919 году. Переводил произведения Пушкина, Шевченко, Некрасова, Крылова, Мицкевича, Сырокомли и других поэтов.

Также с польского перевел пьесы Дунина-Марцинкевича “Ідылія” и “Залёты”.

После начала войны творческий талант писателя был направлен на создание публицистических антифашистских произведений. Писал он и стихи на военную тематику, но большим успехом они не пользовались. Главное стихотворение военного периода – Беларускім партызанам” . А вот публицистические произведения Купалы печатались в газетах “Красная звезда”, “Известия”, “Правда” и других.

В 2003 году завершено издание полного собрания сочинений Я.Купалы в 9 томах.

Что почитать? Если вы до сих пор не читали пьесу “Тутэйшыя” , то срочно кидайте все и беритесь за ее чтение. Также обязательными для прочтения являются “Паўлінка”, “Раскіданае гняздо”, «Бандароўна», «Магіла льва», “Курган”, «Адвечная песьня» .

Что касается стихов, то предпочтение лучше отдавать ранним произведениям, написанным до 1930-х годов. А особенно обратить внимание на дореволюционное творчество поэта и в первые годы после революции. Так можно провести анализ – чего же поэт хотел от революции, и принесла ли она ожидаемый результат.

Награды и память. В Беларуси множество географических объектов и учреждений носят имя Янки Купалы: улицы, парки, театр, библиотеки, институт и др.

Во многих городах нашей страны установлены памятники поэту. А в Минской области есть даже поселок, который называется Янка Купала.

Также памятнику поэту установлены и за границей – в Москве и в Монро (США, штат Нью-Йорк).

Также улицы Янки Купалы есть в крупных городах России (Волгоград, Казань, Нижний Новгород и т.д.) и Украины (Киев, Львов, Луцк и др.).

В 1982 году в серии книг “ЖЗЛ” выпущена и биография Янки Купалы под авторством Олега Лойки .

На текст стихотворения Купалы “Не быць скотам” одноименную песню написала белорусская группа Ляпис Трубецкой.

Некоторые из произведений Купалы были экранизированы: “Паўлінка”(1952, 1972), “Магіла ільва”(1971), “Раскіданае гняздо” (1981).

Писатель награжден Сталинской премией (1941) за сборник стихов “Ад сэрца” , а также Орденом Ленина.

В 1982 году в Беларуси, а по решению ЮНЕСКО и во всем мире, отмечалось 100-летие Янки Купалы.

Произведения Янки Купалы переведены на 117 языков мира.

Достоин? Сложно назвать более народного и более известного белорусского поэта, чем Янка Купала. Однозначно – достоин!

Литературные легенды и истории. 1. На народного поэта Беларуси постоянно писались доносы, причем не только “чужими”, но и своими же писателями, завистниками. Его не раз вызывали на допросы, пытали. И однажды он этого не выдержал. 22 ноября 1930 года Янка Купала совершил попытку самоубийства. Причем сделал он это очень необычным способом – харакири. По одним сведениям вместо меча он использовал обычный кухонный нож, по другим – кавказский кинжал. Спасло его лишь то, что жена, которая находилась в соседнем помещении, услышала стон. Позже Купала никак не мог простить себе, что не выдержал боль и застонал. Жена, увидев окровавленное тело мужа кинулась в соседнюю квартиру, где жил брат поэта, военный врач Стефан Луцкевич. Он оказал первую помощь, а затем Купалу доставили в больницу. Но поэт не выздоравливал, рана постоянно гноилась. Там возле его двери постоянно дежурил военный и однажды он зашел в палату с большим подносом, на котором стояли дорогие угощения, фрукты. Он сказал: “Иван Доминикович, с Вас сняли обвинение” . Болезнь поэта пошла на спад и в скором времени его перевезли домой.

2. Эта история непосредственно связана с первой. Янка Купала уже находился дома, когда к нему в гости пришел его друг, президент Академии наук Всеволод Игнатовский. Он сказал: “Янка, ты должен жить, ты у нас один” . А уже на следующий день Игнатовский покончил жизнь самоубийством. Оказалось, что НКВД попросту перекинула все обвинения, которые предъявляла Купале на Игнатовского. И тот не выдержал этого.

Спустя несколько месяцев после этих событий в “Звязде” появился покаянный лист Янки Купалы, в котором он полностью признавал свою вину. Многие исследователи его творчества считают, что это письмо, или скорее даже попытка самоубийства, разделило творчество поэта на “до” и “после”.

3. Нередко причиной ненависти советской власти к народному песняру становилась и случайность. Так, во время советско-польской войны, когда армия Пилсудского захватила Минск в газете “Звон” появилось стихотворение Купалы “Паўстань”, а под ним новость о том, что польская армия в Минске. Поэта обвинили в том, что он приветствует польскую интервенцию и захват Минска. Особенно злорадствовал сталинский прихвостень, поэт Демьян Бедный (в честь которого сегодня называются улицы в Беларуси), который посвятил белорусу такие строки: “Голос Янки соловьиный превратился в шип змеиный” .

4. Эта легенда общая для Купалы и Коласа. Известно, что хотя в жизни они и были друзьями, в профессиональной считались непримиримыми конкурентами. Такими же конкурентами они были и за шахматной доской. Янка Купала играл в шахматы лучше, и поэтому очень расстраивался, если Коласу удавалось выиграть. И вот, во время одной из партий, когда Купала явно проигрывал, он после очередного удачного хода своего оппонента воскликнул: “Ах ты мужик!”. Колас не остался в долгу и ответил: “А ты - шляхтюк!” Завязалась потасовка, в процессе которой все фигуры были сметены с шахматной доски. Так Янка Купала смог спастись от поражения.


Янка Купала
Родился: 25 июня (7 июля) 1882 года.
Умер: 28 июня 1942 (59 лет) года.

Биография

Янка Купала (настоящее имя Иван Доминикович Луцевич, белор. 25 июня (7 июля) 1882 - 28 июня 1942) - белорусский поэт, драматург, публицист.

Классик белорусской литературы. Народный поэт БССР (1925). Академик АН БССР (1928) и АН УССР (1929). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родился 25 июня (7 июля) 1882 года в деревне Вязынка (ныне Молодечненского района Минской области Беларуси) в семье Доминика Онуфриевича Луцевича и Бенигны Ивановны Луцевич (дев. Волосевич).

Родители были обедневшие белорусские шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих угодьях. Род Луцевичей известен с начала семнадцатого века. Дед поэта арендовал землю у Радзивиллов, но был ими изгнан с родных мест. Этот факт лёг в основу купаловской драмы «Раскіданае гняздо».

В детстве будущему поэту приходилось много помогать отцу, который, несмотря на своё шляхетское происхождение, по сути принадлежал к числу безземельных крестьян и вынужден был обрабатывать съёмные участки (у Здзеховских и др.), платя крупные суммы в качестве аренды за использование угодий.

После смерти отца в 1902 году работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание - римско-католическое и национальность - русский.

Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием; таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году закончил народное училище в местечке Беларуч.

В 1908-1909 годы жил в Вильне, где работал в редакции первой белорусской газеты «Наша Ніва». Там же познакомился с будущей женой - Владиславой Станкевич - и актрисой Павлиной Мядёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы - комедии «Паўлінка».

В 1909-1913 годах начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената.

Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация, объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции.

В это время Янка Купала обосновался в Смоленске, работал в сфере строительства дорог, где его и застала врасплох революционная стихия. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного произведения, однако позже Янка Купала в своей лирике обратился к теме выживания отдельной личности и народа в целом в годину исторического перелома. Следует упомянуть такие программные произведения послевоенно-революционного периода, как «Время», «Для отчизны», «Наследство», «Своему народу», которые датируются 1919 годом.

После революции Янка Купала поселился в Минске. События Советско-польской войны существенно не повлияли на образ жизни поэта: он пережил годичную польскую оккупацию Минска, в котором и остался жить до следующей войны.

Первые публикации

Первые произведения Купалы - несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903-1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «К-а». Первое стихотворение на белорусском языке - «Мая доля» (датируется 15 июля 1904 года). Стихотворение «Мужык», опубликованное в 1905 году в минской газете «Северо-Западный край», можно считать успешным дебютом в печати и началом восхождения Янки Купалы на литературный белорусский олимп. Его ранние стихи типичны для фольклора в белорусской поэзии XIX века.

С 1907 года Янка Купала начинает первое кратковременное сотрудничество с газетой «Наша Ніва». В 1906-1907 годах написаны поэмы «Зімою» (Зимой), «Нікому» (Никому), «Адплата каханнем» (Отплата любовью), 18 декабря 1908 году «Наша Ніва» публикует поэму «У Піліпаўку». В том же году закончена работа над поэмами «Адвечная песьня» и «За што?». Тема этих произведений - социальная несправедливость и гнет помещиков.

Виленский и петербургский периоды

Осенью 1908 года Купала переехал в Вильно, где продолжал работу в редакции «Нашай Нівы». В виленский период пишется множество известных стихотворений: - «Маладая Беларусь», «Заклятая кветка» (Заговоренный/заколдованный цветок), «Адцьвітаньне» и другие, «Наша Ніва» публикует их у себя.

В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка» («Дудочка»). В конце года Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора - привлечь к ответственности. Вскоре арест был снят, но в 1909 году тираж книги повторно конфискован, уже по приказанию Виленского генерал-губернатора. Чтобы не испортить репутацию «Нашей Нівы», Купала прекратил работу в редакции. Тем не менее, петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: в первую очередь потому, что Янке Купале довелось свести знакомства со многими представителями белорусской интеллигенции, например, оформившимся как поэт и снискавшим себе славу к началу 1910-х годов Якубом Коласом и Э. Пашкевич , которая работала под псевдонимом Тётка. Ещё в Вильно поэт познакомился с выдающимся деятелем русского символизма В. Я. Брюсовым, который обратил внимание на активно публикующегося автора и изъявил неподдельный интерес к его поэтическому творчеству. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге; Брюсов стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык.

В конце 1909 года Купала уехал в Петербург, где проживал по адресу 4-я линия, 45. 8 июля 1910 года отдельной книгой вышла поэма «Адвечная песьня» (Вечная песнь), а 13 марта 1910 года - сборник «Гусьляр» (Гусляр). В апреле 1910 года была завершена поэма «Курган», а в августе того же года - драма «Сон на кургане», одно из величайших творений Янки Купалы, символ бедного существования народа в тогдашней Беларуси, попытка выявить его глубинные причины. Отдельным изданием поэма была опубликована в 1912 году в Санкт-Петербурге.

В 1911-1913 годах Купала жил с матерью и сестрами в имении Акопы. В Акопах мать Купалы, Бенигна Луцевич, арендовала помещичий хутор. Здесь написано более 80 стихотворений, пьесы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», поэмы «Магіла льва», «Бандароўна» и др. На сегодняшний день от хаты Луцевичей сохранился лишь фундамент, колодец и беседка.

3 июня 1912 года Купала завершил первую свою пьесу-комедию «Паўлінка», которая в том же году была издана в Санкт-Петербурге, затем поставлена на сцене сперва в Санкт-Петербурге, затем в Вильно. В июне 1913 года в Акопах завершена историческая поэма «Бандароўна», следом за ней - поэмы «Магіла льва», «Яна і я», а также комедийная пьеса «Прымакі». Тогда же была написана драма «Разорённое гнездо» (1913), опубликованная в Вильне в 1919.

Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы - «Шляхам жыцця» (Дорогой жизни), в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашей Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.

С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купалы подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал искренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влиянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «От сердца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.

Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: в течение десятилетия (с начала 1920-х до начала 1930-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 1910-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Пьеса «Тутэйшыя» была запрещена за национализм. Её перевод на польский язык вызвал протест польских шовинистов. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, попытки самоубийства. В письме на имя председателя правительства БССР Александра Червякова Купала писал: «Видно, такая доля поэтов. Повесился Есенин, застрелился Маяковский, ну и мне туда за ними дорога». В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать, что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности, наконец, оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии «отца народов», Янка Купала, как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

Переводы

Помимо собственных стихотворных сочинений, Янка Купала занимался активной переводческой деятельностью. В частности, им на белорусский язык было переведено «Слово о полку Игореве». Прозаический перевод древнерусского памятника был выполнен поэтом в 1919 году; это был первый литературный перевод «Слова…» на белорусский язык.

Занимался другими переводами: поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», ряда стихотворений и поэм Т. Г. Шевченко, некоторые произведения Н. А. Некрасова, И. А. Крылова, А. В. Кольцова, А. Мицкевича, Владислава Сырокомли, М. Конопницкой, Ю. И. Крашевского, В. Броневского, Е. Жулавского и других знаковых поэтов прошлых эпох.

Также перевёл «Интернационал», польский текст в пьесах В. Дунина-Марцинкевича «Идиллия» и «Залёты», либретто оперы «Галька» С. Монюшки.

Произведения самого Янки Купалы были переведены на языки многих народов СССР и зарубежных стран. Так, например, в БССР 1920-30-х годов его произведения часто печатались в периодической печати на языке идиш; в 1936 году в Минске вышел сборник стихов Янки Купалы в переводе на идиш З. Аксельрода.

Музеи

В 1945 году в Минске открыт музей Купалы. Филиал столичного Литературного музея Янки Купалы открыли в 2 км от хутора Акопы - в деревне Хоруженцы (к 110-летию со дня рождения). Музей Янки Купалы в селе Печищи около Казани.

Памятники

Памятник Янке Купале в Минске
Памятник Янке Купале в Москве
Бюст Янке Купале на родине поэта в дер. Вязынка
Памятник Янке Купале в купаловском заповеднике «Левки»
Памятник Янке Купале возле филиала «Акопы» литературного музея Янки Купалы в Хоруженцах
Надгробный памятник на Военном кладбище в Минске
Памятник-бюст поэта в Арайпарке (США)
Памятный знак в честь Янки Купалы на одноименной площади в израильском городе Ашдоде (установлен в 2015)

.

Белорусский поэт, драматург, публицист, переводчик, классик белорусской литературы, один из основоположников новейшей белорусской литературы и литературного языка. Народный поэт Беларуси (1925). Академик АН БССР (1928).

Иван Луцевич родился в месте Вязынка Вилейского уезда (сейчас Молодеченский район, Минская область) в семье арендатора. В 1898 закончил Белорусскую народную училище. После смерти отца (1902) работал на хозяйстве, позже домашним учителем, писарем у судебного следователя в Радошковичах (1903), младшим приказчиком у помещика в Сенненском уезде Колдунилевской губернии (1904), практикантом и ассистентом винокура в имении Семково под Минском, на пивоварне в Яхимовщине, в имении Снов Новогрудского уезда (1905-1908), был сотрудником “Нашей Нивы” и библиотекарем библиотеки “Познания”.

Сначала декабря 1909 г. с рекомендательным письмом переехал в Петербург, где обучался на общеобразовательных курсах А. Черняева (1909-1913), работал в Общественной библиотеке, участвовал в работе научно-литературного кружка белорусских студентов Петербургского института. 3 октября 1913 опять в Вильнюсе: секретарь “Белорусского издательского общества”, редактор «Нашей Нивы» (1914-1915). С приближением фронта эвакуировался из Вильнюса, жил в Соколе, в сентябре 1915 года выехал в Москву, где обучался в Народном институте. С января 1916 г. был на военной службе: несколько месяцев служил в Минске старшим рабочим в дорожно-строительном отряде Варшавского окрестность путей сообщения, позже в Полоцке, Смоленске. В 1916 году женился с Владиславой Луцевич.

В июле 1918 года получил должность агента по обеспечению продуктами Западной области. Вкупе с Н. Горецким был слушателем факультета истории искусств Смоленского отделения Столичного археологического института. В 1919 году, после провозглашения БССР, переехал на неизменное жительство в Минск. Работал заведующим библиотеки при Белорусском домике, редактировал журнальчик “Рунь” (1920) и “Свободный стяг” (1920-1922).

В 1920-1922 тяжело болел, но, оправившись, вновь возвратился к активной публичной и литературной деятельности. С начала 1921 - заместитель заведующего литературно-издательского отдела БССР, заходил в состав Академической комиссии Академического центра БССР по вложения и обработке белорусской терминологии, член научно-редакционной коллегии БССР, которая рассматривала выставленные к печати произведения (позднее она называлась комиссией, и Я. Купала был ее председателем); один из инициаторов сотворения Белорусского драматического театра (1920), БГУ (1921), Инбелкульта (с 1922 года его действительный член), литературного объединения “Пламя”. Янка Купала участвовал в Академической конференции по реформе белорусского правописания и азбуки (1926).

Не один раз подвергался репрессиям. В 1921 году на поэта был наложен домашний арест и изъяты рукописи. В 1930 году было раскулачено мама и сестра поэта. Летом 1930 года в печати появилась статья Л. Бэндэ “Путь поэта”, в каком Купала был объявлен “идеологом буржуазного национал-врзраждения”. Купалу вызывали на допросы в ГПУ; ему обвинялось лидерство в “Союзе освобождения Беларуси”. 20 ноября 1930 после “бесед” в ГПУ он сделал попытку самоубийства, но был спасен. В декабре 1930 был обязан опубликовать в “Звезде” “покаянное” письмо, в каком признавался в “ошибках” и “вредных взорах”, обещал разорвать с “кулацким националистическим направлением” и отдать все свои силы социалистическому строительству”. В 1930-е годы произведения Купалы подверглись значимой цензурной правке, в т. л. произведения из сборников “Жалейка” и “Гусляр”. В 1937 году над поэтом в очередной раз нависла угроза ареста - его имя оказалось в перечне предполагаемых жертв. Ареста удалось избежать.

Величавая Российская война застала его в Каунасе. В 1-ые деньки войны в Минске сгорели его архив и библиотека. 30 июня 1941 с дачи в Левках Янка Купала выехал в Москву. С ноября 1941 года он жил в пас. Печищи около Казани. Как член президиума Всеславянского антифашистского комитета Купала выступал на антифашистских митингах, подписал обращение с призывом подняться на вызвольную борьбу против фашизма, участвовал в И имевший несколько математических книжек митинга и в научной сессии АН БССР (в Казани), где выступил с докладом “Российская война и белорусская интеллигенция”.

18 июня 1942 Купала приехал в Москву и через 10 дней умер в гостинице “Москва” при невыясненных обстоятельствах - свалился в лестничный просвет с 10 этажа. Существует три версии - злосчастный случай, суицид, убийство. Был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В июле 1962 урна с прахом Янки Купалы была перевезена в Минск и захоронена на Военном кладбище.

Янка Купала - классик белорусской литературы, традиции писателя оказывали влияние на белорусских поэтов различных поколений. Особенное значение наследство Янки Купалы заполучила в конце 1980-х, когда были написаны ранее нелегальные его произведения (поэмы “Инвалид”, “В Сочельник” и др.).



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической информатики и математической экономики

Реферат
По дисциплине: История Беларуси
На тему: «Творчество Янки Купалы»

Студентка
ЭФ, 1 курс, Э 21 20.10.10 А.В. Домашевич

Проверил
кандидат исторических наук,
доцент Г.Ф. Шаповал

Минск 2010 г.

Введение…………………………………….………………… …………………. 3

    Биография Янки Купалы. ………………………………………….………....5
    Творчество..……………………………………………… ……………………7
    Стиль творчества Янки Купалы………………………………………………14
    Историческая роль……………………………………………..…………….. .16
    Поэт международного масштаба…………………………………..…...... ......18
Заключение…………………………………………………… …………………...20
Список источников…………………………………………………… …………..21

ВВЕДЕНИЕ
В каждой литературе есть великие поэты, которые в своих произведениях отображают мысли и надежды народов. К таким поэтам относится и Янка Купала – выдающийся народный поэт, классик белорусской литературы.
В творчестве Янки Купалы, в его неповторимом таланте белорусский народ показал «сілу і прыгажосць свайго паэтычнага духу, сваей глыбокай чалавечнасці, сваей мудрай філасофii, сваей любві да жыцця і веры ў лепшую будучыню чалавека». Так описал народность купаловской поэзии Михась Лыньков.
Я решила выбрать данную тему для написания реферата, так как, во-первых, сам процесс изучения жизни выдающейся личности является очень интересным и увлекательным, а во-вторых, я живу на земле, на которой родился и жил Янка Купала, и через его произведения можно проследить, как изменялся дух белорусского народа с течением времени.
Целью данной работы является анализ творчества Янки Купалы и определение его исторической роли в развитии белорусской нации.
Для решения этой цели я поставила следующие задачи:

    Ознакомиться с биографией Янки Купалы;
    Рассмотреть его творчество в различные периоды жизни;
    Изучить стиль творчества Купалы;
    Определить историческую роль поэта.
Янка Купала прожил непростую жизнь, полную тяжестей и испытаний. Однако его высокие качества как человека, гражданина и творца: высокородность, гуманизм, любовь к своему народу и Отечеству, верность национальному, социальному и духовному освобождению людей, раскрытая на высоком художественном уровне, – всегда оставались неизменными и неоспоримыми.
Белорусский поэт стоит в ряду тех великих мастеров мира, которым дано глубоко познать суть своего времени, народа, его истории и высказать это в яркой, только им присущей форме.
Нельзя не согласиться со следующей оценкой белорусских литературоведов: «Творчество Янки Купалы – это летопись жизни белорусского народа, отпечаток национального характера народа на переломных исторических рубежах первой половины XX века. Она отличается глубокой народностью, художественной оригинальностью, национальной отличительностью».
Очень точными являются размышления о Янке Купале русского поэта А.Т. Твардовского: «Ни физическая смерть поэта, ни варварское уничтожение дома, в стенах которого он творил свои песни, не лишили белорусский народ богатства его поэзии. Популярность Янки Купалы огромна. Лирик по складу своего замечательного таланта, певец Белоруссии, выразивший сердце ее с необычайной силой, он всем своим поэтическим существом как бы символизировал творческую мощь народа», и «так глубоко запал в душу народа», что стал «неотъемлемой частью его живой жизни».
Можно утверждать, что определения, которые часто используют для описания личности Янки Купалы: «великий поэт белорусского народа», «пророк национального возрождения» и даже «создатель нации» – являются полностью уместными.

БИОГРАФИЯ
Ой ты мае сонца,
Як жа свеціш ясна!
Дз е ж было раней ты.
Як быў я няшчасны?
Як я у маленстве
Ра дасці не ведаў,
Як за мной пляліся
Бя да, гора следам...
Як ішоў маркотны,
Не знаўшы дарогі,
Аб іваць з паклонам
Па нскія парогі.
(1935)
Янка Купала родился 25 июня (7 июля) 1882 года в деревне Вязынка ныне Молодечненского района Минской области Беларуси. Родители – Доминик Ануфреевич и Бенигна Ивановна – произошли от дробной чиншевой шляхты, которая имела свои особенные сословные черты, но по экономическому положению и укладу жизни была близкой к крестьянам. Дворянское происхождение рода Луцевичей Сенатом Российской империи подтверждено не было. Тем не менее, при крещении в Родошковичском костеле Иван Луцевич был записан дворянином, но позже, согласно официальным документам, относился к мещанам. Материальное положение семьи резко ухудшилось, когда Луцевичи в 1870-х годах были выселены из закута Пески (назывался также Лазаревщина, Луцевичи; сейчас Узденский район Минской области), где род жил с 17 века. До этого Луцевичи, как чиншевая шляхта, хоть и не имели наследственной земли, но владели усадьбой на основании бесплатного пользования. Доминик Луцевич арендовал чужую землю. Семья была многодетной, часто переезжала с места на место. Янка, как старший сын, был главным помощником отца по хозяйству.
После смерти отца в 1902 году молодой Иван Луцевич работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание - римско-католическое и национальность - русский. Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием. Таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году окончил народное училище в местечке Беларуч. В 1908-1909 годы жил в Вильно, где работал в редакции первой белорусской газеты «Наша Ніва». Там же познакомился с будущей женой - Владиславой Станкевич - и актрисой Павлиной Мядзёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы - комедии «Паулінка». В 1909-1913 годах начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената. Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация, объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции. В это время Янка Купала обосновался в Смоленске, работал в сфере строительства дорог, где его и застала врасплох революционная стихия. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного произведения.
После революции Янка Купала поселился в Минске. События Советско-польской войны существенно не повлияли на образ жизни поэта: он пережил двухлетнюю польскую оккупацию Минска, в котором и остался жить до следующей войны.

ТВОРЧЕСТВО ЯНКИ КУПАЛЫ
ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Янка Купала вошел в литературу с внутренней потребностью сделать все возможное для того, чтобы белорусскому «люду свет иной открылся».
Общественную и творческую деятельность молодому писателю пришлось начинать с самых элементарных вещей: в то время не существовало белорусских печатных изданий, т.е. даже негде было опубликовать написанное. Однако историческое появление национального поэта было предопределено. Янка Купала «ворвался» в литературу подобно метеору.
Первые произведения Купалы - несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903-1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «Купала». Первое стихотворение на белорусском языке - «Мая доля», датируется 15 июля 1904 года в газете «Северо-Западный край».
Его первое опубликованное стихотворение «Мужык» появилось на страницах прогрессивной русской газеты «Северо-Западный край» 5 мая 1905 года. И, как во всякой случайности, при пристальном рассмотрении проявляется явственная закономерность: первое печатное произведение белорусского поэта оказалось волею судьбы опубликованным рядом с рассказом Л.Толстого, словно предвещая о том, какой могучий талант идет в литературу. «Мужык», с его ярко выраженной гражданской позицией, воспринимается как манифест молодого Янки Купалы:
Але хоць колькі жыць тут буду,
Як будзе век тут мой вялік,
Ніколі, браткі, не забуду,
Што чалавек я, хоць мужык.
І кожны, хто мяне спытае,
Пачуе толькі адзін крык:
Што хоць мной кожны пагараджае,
Я буду жыць! – бо я мужык!
Вступив на путь защиты «пана сохи и косы», заявив о его человеческом достоинстве, Янка Купала понял, что белорусские беспросветные труженики должны стать полноправными членами общества. Он утверждал, что трудовой Беларуси для того, чтобы добиться социальной и национальной свободы, необходимо осознать себя единым народом с общенациональными устремлениями. Из-под его пера появилось стихотворение «А хто там ідзе?» (1905-1907), ставшее национальным гимном пробуждавшейся Беларуси:
А хто там iдзе, а хто там iдзе
У агромнiстай такой грамадзе?
- Беларусы.
А што яны нясуць на худых плячах,
На руках у крывi, на нагах у лапцях?
- Сваю крыўду.
А куды ж нясуць гэту крыўду ўсю,
А куды ж нясуць напаказ сваю?
- На свет цэлы.
А хто гэта iх, не адзiн мiльён,
Крыўду несць наўчыў, разбудзiў iх сон?
- Бяда, гора.
А чаго ж, чаго захацелась iм,
Пагарджаным век, iм, сляпым, глухiм?
- Людзьмi звацца.
Жизнеутверждающая песня Янки Купалы воспринималась как голос пробуждающейся нации, как призывный клич родной земли, вдохновленный ее зелеными лесами, голубоглазыми озерами, тихоструйными реками и ржаными полями. Судьба человеческая, судьба народная, защита национального достоинства определили основное содержание купаловского творчества.
С 1907 года Янка Купала начинает первое кратковременное сотрудничество с поэтическим журналом «Наша Ніва». В 1906-1907 годах написаны поэмы «Зімою», «Нікому», «Адплата каханнем». 18 декабря 1908 году «Наша Ніва» публикует поэму «У Піліпаўку». В том же году закончена работа над поэмами «Адвечная песьня» и «За што?». Тема этих произведений - социальная несправедливость и гнет помещиков. Также в 1908 вышел первый сборник стихов Купалы «Жалейка».

ВИЛЕНСКИЙ И ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОДЫ
Дооктябрьское творчество Янки Купалы – это бунтарская песня против зла и несправедливости, против горя, бесчисленных обид и унижения. Его многочисленные стихотворения, драматические поэмы «Адвечная песня» (1908) и «Сон на кургане» (1910), поэмы «Курган» (1910) и «Бандароўна» (1913), драма «Раскіданае гняздо» (1913), комедия «Паўлінка» (1912) поведали миру не только о страданиях и муках белорусского народа, но оказались наполненными пророческими предчувствиями великих исторических перемен, которые должны были благотворно сказаться на судьбе белорусов.
Осенью 1908 года Купала переехал в Вильно, где продолжал работу в редакции «Нашай Нівы». В виленский период пишется множество известных стихотворений: «Маладая Беларусь», «Заклятая кветка», «Адцьвітаньне» и другие. «Наша Ніва» публикует их у себя.
В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка». В конце года Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора - привлечь к ответственности. Вскоре арест был снят, но в 1909 году тираж книги повторно конфискован, уже по приказанию Виленского генерал-губернатора. Чтобы не испортить репутацию «Нашай Нівы», Купала прекращает работу в редакции. Тем не менее, петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: в первую очередь потому, что Янке Купале довелось свести знакомства со многими представителями белорусской интеллигенции, например, оформившимся как поэт и снискавшим себе славу к началу 10-х годов Якубом Коласом и Э.Пашкевич, которая работала под псевдонимом Тётка. Ещё в Вильно поэт познакомился с выдающимся деятелем русского символизма В. Я. Брюсовым, который обратил внимание на активно публикующегося автора и изъявил неподдельный интерес к его поэтическому творчеству. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге; Брюсов стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык.
В конце 1909 года Купала уехал в Петербург. 8 июля 1910 года отдельной книгой вышла поэма «Адвечная песьня», а 13 марта 1910 года - сборник «Гусьляр». В апреле 1910 года была завершена поэма «Курган», а в августе того же года - драма «Сон на кургане», одно из величайших творений Янки Купалы, символ бедственного существования народа в тогдашней Беларуси, попытка выявить его глубинные причины. Отдельным изданием поэма была опубликована в 1912 году в Санкт-Петербурге.
В 1911-1913 годах Купала жил с матерью и сестрами в имении Акопы. В Акопах мать Купалы, Бенигна Ивановна Луцевич, арендовала помещичий хутор. Здесь написано более 80 стихотворений, пьесы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», поэмы «Магіла льва», «Бандароўна» и др. На сегодняшний день от хаты Луцевичей сохранился лишь фундамент, колодец и беседка.
3 июня 1912 года Купала завершил первую свою пьесу-комедию «Паўлінка», которая в том же году была издана в Санкт-Петербурге, затем поставлена на сцене сперва в Санкт-Петербурге, затем в Вильно. В июне 1913 года в Акопах завершена историческая поэма «Бандароўна», следом за ней - поэмы «Магіла льва», «Яна і я», а также комедийная пьеса «Прымакі». Тогда же была написана драма «Раскіданае гняздо» (1913), опубликованная в Вильно в 1919.
Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы - «Шляхам жыцця», в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашай Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.

ПЕРИПЕТИИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купале подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал искренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влиянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны) выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Спадчына» (1922), «Безназоўнае» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «Ад сэрца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.
Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: больше десятилетия (с начала 20-х до начала 30-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 10-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, сидения в неудобной камере, попытки самоубийства. В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности наконец оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии вождя всех времён и народов, Янка Купала, как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

СТИЛЬ ТВОРЧЕСТВА ЯНКИ КУПАЛЫ
Купала в своем творчестве отображал настроение крестьянства. Этим обусловлен и художественный стиль первых стихов, собранных в сборнике «Жалейка». Мысль, что на пиру жизни есть обделенные - крестьяне, которым приходится и голодать и терпеть обиды от высокомерно относящихся к ним панов, - проходит красной нитью в первом сборнике Купалы, где находит еще весьма непритязательное выражение; автор даже не считает себя достойным звания поэта. Еще довольно неискусный в версификации, Янка Купала руководствуется главным образом чувством ритма. Ритм стихов, часто сбивчивый и лишенный выразительности, отличается большим разнообразием. Уже в этой первой книге проявляется характерное для будущего стиха Купалы частое пользование внутренними рифмами, придающими его поэзии особую певучесть и ритмическую рельефность. В следующих сборниках особенно заметно влияние Шевченко и Кольцова. Заимствуя у Кольцова его приемы в изображении жизни и труда крестьянина, Купала не забывает, что это - труд человека, жестоко эксплуатируемого. Взяв известную некрасовскую пародию на лермонтовскую колыбельную песню, Купала пишет стихотворение в том же сатирическом плане, но наполняет образами, взятыми из знакомой поэту белорусской действительности. Горечь, вызываемая окружающей поэта действительностью, мечты о светлом будущем, ожесточенность, призывы к борьбе, всегда проникнутые сильным чувством - таковы основные лирические мотивы Купалы.
Значение отмеченных выше литературных традиций нужно, однако, признать небольшим в сравнении с тем, что дало Янки Купалы белорусское народное творчество и прежде всего народная песня. С народной песнью связано не только музыкальное строение его стиха, но и отдельные черты стиля: частое применение как тематических, так и синтаксических параллелизмов, традиционные эпитеты, постоянные обращения к своим думам, к своим песням, насыщающие его лирику живым и подчас глубоко драматическим диалогизмом. Характерны для Янки Купалы концовки, являющиеся не простым повторением, но предстающие перед нами каждый раз в новой вариации. Отметим, что ритмы подчас непосредственно определены ритмом самого труда, например, в стихах, изображающих косьбу, где ритм и инструментовка стихотворения передают движения косы в руках косца.
После имеющего переходное значение сборника «Гусьляр» Купала издает сборник «Шляхам жыцця», наиболее значительный из его сборников не только по размерам, но и по качеству. Богатством размеров и разнообразием строфики с Купалой соперничал в белорусской литературе один лишь Максим Богданович. Но Богданович стремился пересадить на еще невозделанную в его время почву белорусской литературы достижения европейской поэзии. Богданович явился продолжателем буржуазных традиций европейской литературы, Купала - ритмически и эмоционально высокоодаренный наследник белорусского устного творчества.
Янка Купала по преимуществу лирик. К эпическому творчеству он подошел через разработку народной баллады, предания, легенды, сказки. В период, когда поэт под влиянием нашенивства был склонен к националистической идеализации прошлого Белоруссии, у него часты образы белорусского баяна, гусляра, лирника.
За время революции Купала выпустил два сборника: «Спадчына» и «Безназоўе». В этих сборниках намечается перелом в его творчестве. Изредка появляющиеся стихи, относящиеся главным образом к области политической лирики, свидетельствуют о том, что поэт, определившийся как художник в 10-х гг. XX века, может дать образцы нового, более скупого на слова, но четкого и строгого мастерства.
Менее уверенными были выступления Купалы в области драматического творчества. Его пьеса «Паўлінка» написана в реалистичном стиле, в драме «Раскіданае гняздо» критика отметила элементы романтики, комедия «Тутэйшыя», политически представляя собой апологию национал-демократической идеологии, разработана в манере гротеска.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ
Я адплаціў народу,
Чы м моц мая магла:
Зв аў з путаў на свабоду,
Зв аў з цемры да святла.
В чем же все-таки выражается специфичность исторической роли Янки Купалы?
Как правило, даже незаурядные поэты выражали и идеи, и устремления уже сформировавшихся наций, имевших свою историю, язык и литературу, соответственно сложившиеся национальные традиции, защищали интересы народов, обладавших определенным багажом, если так можно выразиться, экономических и культурных накоплений.
Миссия Янки Купалы оказалась намного сложней.
Во-первых, белорусскому поэту выпало на долю формировать национальное самосознание народа, которого фактически не признавали за нацию. «Доброжелатели» утверждали, что такой нации, как белорусы, нет и в помине. Русские шовинисты надоедливо твердили, что те, кто в западных районах России придерживается православия, являются русскими. Польские вторили, что те, кто придерживается католичества, – бесспорно, поляки. И, разумеется, и одни, и другие пытались как можно большее количество белорусов перетянуть в свое вероисповедание. Таким образом, если следовать религиозным канонам, их ухищренным требованиям, целая нация исчезала с лица земли, так как ей было отказано в праве на самостоятельное существование, на полноценное самоутверждение.
Кроме того, сами белорусы по причинам экономической отсталости, социального бесправия и постоянного национального унижения, когда душились любые проявления белорускости, еще не поднялись до национального самоопределения, называя себя то «палешукамі» (по географическому названию – Полесье), то «тутэйшымі» («здешними» – людьми, обитающими в данной местности).
Во-вторых, язык, на котором говорили белорусы, официально не признавался как самостоятельное лингвистическое явление. Иногда его называли «простым», а чаще презрительно именовали «мужицким», а то и «хамским», осмеивали людей, изъясняющихся на нем, высокомерно обзывая их «быдлом».
На долю Янки Купалы выпала грандиозная общественная миссия. Ему предстояло пробудить самосознание своего народа, по сути дела практически способствовать формированию белорусов в нацию, вызвать их к исторической деятельности, пробудить желание людьми зваться, отстаивать свои национальные интересы и законное право на существование. Для того чтобы заставить задавленных непомерным гнетом людей поверить в самих себя, в осуществление извечной мечты о свободе, требовалась громадная эмоциональная сила воздействия на них, требовалось мужественное служение жизненной правде для формирования общественного сознания.
Янке Купале приходилось решать и другую не менее важную проблему – создание общенационального литературного белорусского языка, обосновать его жизнеспособность, его возможность передавать человеческие мысли, действия, оттенки человеческих чувств и абстрактных философских понятий.
Наконец, в-третьих, не менее трудную задачу необходимо было решить и в области сугубо литературной. Янке Купале предстояло, опираясь на фольклорные источники и скромные творческие достижения предшественников, создать высокохудожественную литературу, не уступающую по гуманистической насыщенности и художественной выразительности другим, уже признанным миром, литературам. Молодому писателю пришлось сталкиваться с еще не решенными до него сложными вопросами художественного творчества, выступая в роли первооткрывателя. К тому времени другие славянские литературы, такие, как русская, украинская, польская, чешская, уже заняли прочное место в литературном пространстве, а белорусской словесности еще понадобилось доказывать свое право стоять в одном ряду с ними. Исторические обстоятельства диктовали Янке Купале роль основоположника новой оригинальной литературы.

ПОЭТ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА
Деятельность Янки Купалы, его роль и значение в национальном духовном возрождении белорусов высоко оценена наследниками.
Произведения поэта неоднократно переиздавались отдельными изданиями. Сборники произведений выходили в 1925-1932 гг. (в 6 томах, первый сборник произведений в истории белорусской литературы), 1928-1940 гг. (в 4 томах), 1952-1954 гг. (в 6 томах), 1961-1963 гг. (в 6 томах), 1972-1976 гг. (в 7 томах), 1995-2003 (в 9 томах).
Многие стихи и поэмы включены в школьные программы.
В 1959-1965 гг. присуждалась Литературная премия имени Купалы, с 1965 года – Государственная премия Беларуси имени Купалы.
В Минске работают Государственный литературный музей Янки Купалы и четыре его филиала: “Акопы” в Логойском районе, “Яхімоўшчына” в Молодечненском районе, Купаловские мемориальные заповедники “Вязынка” в Молодечненском районе (где ежегодно проводятся купаловские дни поэзии) и “Ляўкі” Оршанском районе.
Именем поэта названы Институт литературы Национальной академии наук Беларуси, Национальный академический театр в Минске, Гродненский университет, поселок в Глусском, деревня в Пуховичском районах, колхозы, библиотеки, школы, улицы во многих городах и населенных пунктах Беларуси.
Личность Янки Купалы нашла воплощение в изобразительном искусстве. Ему посвящены скульптурные и живописные работы, музыкальные и кинематографические произведения, стихотворения. Памятники Янке Купале поставлены в Акопах, Родошковичах, Левках, Минске. На домах, где в разное время жил Купала, установлены мемориальные доски.
Произведения Янки Купалы стали истоком вдохновения многих композиторов. М. Чуркиным создана опера «Раскіданае гняздо». По мотивам поэмы «Магіла льва» написал оперу «Машэка» Р. Пукст, а Я. Глебов – симфоническую «Паэму-легенду». И можно пересчитывать еще очень долго.
Драматургические произведения Янки Купалы ставились во многих театрах. Его пьесы «Паўлінка», «Раскіданае гняздо», поэма «Магіла льва» экранизированы.
Творчество поэта заслужило всемирное признание – про это свидетельствует широкий гражданский резонанс, который оно получило во многих странах мира. Произведения белорусского поэта переведены почти на 100 иностранных языков.
О том, что Янка Купала – поэт международного масштаба, говорят купаловские мемориальные знаки за границами Беларуси. Памятник Купале установлен в Арав-парке в Нью-Йорке, планируется открытие памятника в Москве. В Санкт-Петербурге, Смоленске, Кисловодске, деревне Софьина Роменского района Московской области (Россия), Вильнюсе (Литва), Ялте (Украина), установлены мемориальные доски, посвященные поэту. Именем Янки Купалы были названы судна Дунайского и Волжского пароходств.Купаловские наименования получили школа и улица в Душанбе (Таджикистан), библиотека в Харькове и улицы в Киеве и Запорожье (Украина), а также улицы во многих других странах.
и т.д.................