Знаменитый ученый средневековья. Цифры и движение планет

Период Средневековья

Средние века – это тот исторический период, который находится между периодом Античности и периодом Нового времени, т. е. от падения Римской Империи (476 г.) до середины XVII в., когда произошла Английская буржуазная революция. Период Средневековья историки делят на Средневековье ранее и Средневековье позднее. К позднему Средневековью относят также эпоху Возрождения (Просвещения, Гуманизма).

Средние же века характеризовались, помимо прочего, тем, что к этому времени уже заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала слепого принятия целого ряда новых «истин». В Средние века на Европейском континенте нераздельно господствовали феодализм, крепостнический строй. В социально-экономическом плане он соотносится с с распространением и укреплением общественного строя, более прогрессивного, чем рабовладельческая организация общества. Господствующей во многих странах мира стала также христианская религия. Вот эти две особенности и два фактора – феодализм и христианство – обусловили собой содержание, состояние и социальное место науки и философии периода Средневековья.

С

Средневековое мировоззрение

редневековое мышление воспринимало мир в религиозно-мистическом виде. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Также как и в античное время, в средневековье господствовалуниверсализм мышления, т. е. тяготение его к всеобъемлю­щему познанию, стремление понять мир в целом, как божье универсальное творенье. Из этого вытекало: знать способен только тот, кто проник в суть божествен­ного творения. Всякий, знавший его, знал все, не знав­ший его, вообще не мог ничего знать. Поэтому здесь не могло иметь место частичное, от­носительное и незавершенное знание: оно могло быть либо универсальным, либо никаким.

Важно и другое свойство средневе­кового миросозерцания – символизм , который был всеобъем­лющим: он охватывал как учение о бытии, так и процесс познания. Будучи сотворенной, всякая вещь и природа в целом символизировали божественную сущность. Как говорилось тогда: «все отмечено печатью всевышнего» и «все исполнено высшим смыс­лом».

В средневе­ковом представлении все вещи делились на видимые и невидимые (символы). При этом существовала иерархия символов : они подразделялись на «высшие» и «низшие», принадлежность к которым определялась приближенностью или удаленностью от бога.

Очень важным для средневекового мышления был догмат о сотворении мира Богом из ничего, что прямо противоречит античному миропониманию. Из этого догмата следует такая характеристика мышления, как телеологизм – истолкование явлений действительности как существующих по промыслу Божию для и во имя исполнения заранее предусмотренных целей. В конечном счете утверждалось, что «ничто не существует напрасно», т. е. без пользы для человека. Однако человек в Средневековье представлялся суще­ством с противоположными свойствами: с одной стороны, он – венец творения, воплощение божеского, созданный по образу и подобию верховного творца, с другой сторо­ны, он – плод искушений дьявола, греховная тварь. Человек постоянно выступал объектом борьбы, средо­точием противоборства высших альтернативных сил мира – Бога и дьявола.

Познание осуществляется только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления.

В

Особенности западной и восточной культуры

западной цивилизации, с одной стороны, заметно продолжение традиций античности, свидетельство тому – существование таких мыслительных комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным.С другой стороны, возник разрыв с античными традициями в результате занятий алхимией, астрологией и т. п., ориентированных на опыт.

На Востоке уходят в прошлое древние ближневосточные государства, и возникает «воинствующая религиозная община» – государство Арабский халифат, давшее начало будущим крупным арабо-ирано-турецким исламским государствам-империям. Здесь господствовал сформировавшийся еще в древности тип власти-собственности и перераспределения государством ренты-найма. Это позволило под эгидой богатейших государств сформироваться нескольким центрам культуры и науки, в которых непосредственно использовались достижения ученых Греции и создавались новые знания о мире, в частности наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. Закат восточных государств-империй в позднем средневековье привел и к упадку науки.

В

Религия и наука в средневековой Европе

странах Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, господствующей религией стало христианство. Ведущие представители христианской религии испытывали потребность в философском обосновании своих исходных положений, и они все чаще стали обращаться к их положениям, способным дополнить или подкрепить те или иные истины религии.

Средневековая наука почти не соответствует критериям научности. Она представляет собой шаг назад по сравнению с античной наукой. В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философским учением о Боге). В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

В период раннего Средневековья наука переживает упадок. Сохраняются лишь жалкие остатки научных знаний, которым обладала античность и которые признавались христианской церковью. Пересмотру эти знания не подлежали, их можно было только комментировать – этим и занимались средневековые мыслители. В положительную сторону ситуация в средневековой науке стала меняться в XII веке, когда в научном обиходе стало использоваться все научное наследие Аристотеля. Тогда, естественно, наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Однако постепенно позитивные изменения в средневековой науке набирали силу, и поэтому представление о соотношении веры и разума в картине мира менялось: сначала они стали признаваться равноправными, а затем, в эпоху Возрождения, разум был поставлен выше откровения.

Д

Средневековая философия

ля философии Средневековье было периодом, когда изменились цель и характер философствования. В античности философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции как в области онтологии, так и в гносеологии, этике, эстетике, социальной философии. Их религиозно-мифологическая ориентация была относительно автономной в том отношении, что существовал большой выбор среди «богов» или в трактовках «божества», механизмов их связи с людьми, с природой, хотя, конечно, философам порой грозило суровое наказание за признание не тех богов, которые почитались в том или ином городе (это называлось «безбожием»). В Средневековье философия слилась с христианством – монотеистической религией. Её целью стало обоснование теологических утверждений и постулатов. Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ. Первая из них опиралась на платонизм, а вторая – на аристотелизм. Среди множества Отцов и Учителей церкви следует отметить таких деятелей, как Климент Александрийский, Ориген, Лукиан, Арий, Афанасий Александрийский и др.

Однако наиболее известным христианским богословом-философом был Августин Блаженный , епископ гиппонский (354 – 430), стоявший на позициях неоплатонизма. Он впервые изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В своеобразном истолковании им христианских верований, библейских сказаний он видел решение всех мировоззренческих проблем: происхождения мира, причину существования в мире зла, приобретение истинных мировоззренческих знаний – в восприятии на веру всего церковного учения и так далее.

Схоластические споры средневековых богословов-философов доходили часто до абсурда, но в то же время способствовали развитию логического мышления, науки Логики. Так, схоласт Иоанн Буридан (ок. 1300 – ок. 1358) написал справочник по силлогистике (учение о рассуждениях) под названием "Мост ослов", и в историю философии Буридан попал благодаря своим увлечениям проблемой соотношения разума, чувств и воли в человеке. Он доказывал, что в психологии человека доминирует разум; что поведение человека обусловлены его знаниями, пониманием, размышлениями. Высмеивая Буридана, средневековые схоласты и философы создали миф о Буридановом осле. Говорится, что по обе стороны – слева и справа – на одинаковом расстоянии от осла поставили две вязанки одинакового объема и одинакового качества сена. А поскольку вязанки сена одинаковы, одинаково и расстояние к ним, то осёл стал размышлять, задумался: "До какой вязанки сена следует сначала повернуть голову?" Осёл думал, думал, думал, но так и не решил своими размышлениями проблему. – И поход с голода! С того времени человека, который колеблется, рассуждает над тем, как поступить в той или иной конкретной ситуации, но никак не поступает, – такого человека называют Буридановым ослом.

Самыми выдающимися богословами-аристотеликами были Альберт Великий (1225 – 1274) и Фома Аквинский (1225 – 1275).

Альберт Великий – философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец, признан католической церковью Учителем Церкви.Он изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Именно через его работы философия и богословие средневековой Европы восприняло идеи и методы аристотелизма. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов, со многими из которых он полемизировал в своих работах. Альберт оставил гигантское письменное наследие – его собрание сочинений насчитывает 38 томов, большая часть которых посвящена философии и теологии. Энциклопедические знания Альберта позволили ему оставить богатое наследие в таких областях науки, как логика, ботаника, география, астрономия, минералогия, зоология, психология и др. Он много занимался химией и алхимией, кроме всего прочего, впервые выделил в чистом виде мышьяк.

Фома Аквинский (Аквинат) – ученик Альберта Великого, философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви. Он написал два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»). Признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении. Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология – священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения. Мир – совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Индивидуальность человека - личностное единство души и тела. Душа – животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосущна. Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор. Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Справедливые формы правления – монархия, аристократия и полисная система, несправедливые – тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления – монархия.

В

Зародыши экспериментальной науки в Европе

период Средневековья в Западной Европе возник ряд университетов, которые стали центрами образования и науки. Древнейшим был, основанный вX в., университет в г. Болонья. Другие были созданы в XI – XIV вв. В XII в. возникает университет в Оксфорде. Далее вначале XIII в. возникают последующие западноевропейские университеты: 1209 г. – в Кембридже, 1215 г. – в Париже и 1218 г. – в Саламанке. Позднее возникают последующие университеты: 1288 г. – в Лиссабоне, 1303 г. – в Риме и 1321 г. – во Флоренции. География средневековых европейских университетов в данный период – исключительно западноевропейская: это Италия, Испания, Англия, Португалия и Франция.

В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки, в силу своей практической направленности. Исподволь они разрушали идеологию созерцательности, перешедшую в средневековое мировоззрение из античности, осуществляли переход к опытной науке, хотя и несли в себе при этом множество черт магического мироощущения, основанного на идее сверхъестественной связи предметов и явлений мира. В ходе этих исследований были получены весьма интересные результаты как в практической, так и в теоретической областях. Тем самым эти дисциплины подготовили возможность появления современной науки.

Самые интересные результаты дали алхимия и ятрохимия, в рамках которых были открыты способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Ятрохимия – течение в медицине XVI–XVII веков, ставившее своей задачей поиски философского камня для нахождения панацеи – лекарства от всех болезней.

В теоретической области были важны разрабатывавшиеся идеи космизма, а также биологизации мира – рассмотрение мира как целостного организма, каждая часть которого несет в себе признаки всего целого. Получил также развитие герметизм через иудейских и восточно-христианских мистиков. Это – религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Представлено оно было сочинениями, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту, и в нем сочеталась совокупность оккультных наук – астрологии, алхимии и магии. Но если практические достижения герметических «наук» позже легли в основу классического естествознания Нового времени, то теоретические рассуждения были отброшены и новый интерес к этим идеям появился лишь в XX веке.

Значительный вклад в развитие средневековой науки внес Роджер Бэкон (1214 – 1294) – английский монах-францисканец, философ и ученый. Он отличался широтой энциклопедических знаний и научных интересов, являлся представителем оксфордской школы. В своих работах объединял в рамках философии математику, астрономию, алхимию, физику, медицину и этику, используя дедуктивные построения и математические доказательства. Занимаясь астрологией, алхимией и оптикой, вносил в них элементы науки. Он предполагал огромное значение алхимии для медицины, чем предвосхитил идеи Парацельса. Ему принадлежат идеи создания телефона, летательных аппаратов и самодвижущих тележек, не исключена возможность, что его идеи были использованы Леонардо да Винчи. Основными его работами являются: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение».

Р. Бэкон различал несколько способов познания: использование знаний признанных авторитетов, рассуждение и опыт, основанный на знании. По своим воззрениям он был близок к арабским мыслителям, таким как Авиценна и другим. В противовес европейским схоластам он считал, что знание необходимо для улучшения жизни человека. Предлагал реформировать теологию, выступал против невежества теологов и считал возможным использование знаний, накопленных язычниками. Был осужден орденом францисканцев по подозрению в занятиях черной магией и много лет провел в заточении.

Другой ученый – Уильям Оккам (1300-1350) – предложил эвристический принцип научного исследования, который вошел в золотой фонд методологии науки. Смысл его в том, что при изучении вещей и явлений необходимо отбрасывать все те предположения, которые излишни для объяснения сущности вещей и явлений. Это принцип получил название "Бритва Оккама" (руководствуясь ею, "отрезают ненужное"), который наряду с законами сохранения вещества и энергии, энтропии, постулатами Евклида стал неотъемлемым фактором эффективного, эвристического, научного исследования. Молодого, 24-летнего профессора Оксфордского университета Уильяма Оккама возненавидели схоласты и натравили на него папскую инквизицию. Философ вынужден был оставить Оксфорд, спасая свою жизнь. С группой своих единомышленников и учеников он бежит под защиту баварского короля Людвига и там закончилась его жизнь.

Абано Пиетро (1250– 1316)– знаменитый врач, философ и астролог, был профессором медицины, философии и, возможно, математики в Падуе. Он составил большое руководство по астрономии, истолковывал философию Аристотеля в натуралистически-материалистическом духе. Одним из первых в истории итальянской и европейской натурфилософии сделал попытку поставить в зависимость от движения небесных светил процессы природы и события человеческой жизни, включая изменения в области религии, за что был привлечен к следствию инквизиции, как и за утверждение о вечности и несотворенности мира.

Н

Наука на Арабском Востоке

а Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В IX в. была переведена на арабский язык книга "Великая математическая система астрономии" Птолемея под названием "Аль-Магисте" (великое), которая потом вернулась в Европу как "Альмагест". Переводы и комментарии "Альмагеста" служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и "Начала" Евклида, и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризуют систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.

Интерес для нас представляет личность Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (780 – 850), автора нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его "Арифметику" европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана "Книга об ал-джебр и ал-мукабала", целью которой было обучить искусству решений уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. "Ал-джебр" (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и "ал-мукабала" – приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из "Арифметики" позднегреческого математика (III в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке.

Значительные научные достижения были характерны и для ряда других арабских ученых. Мухаммедаль-Баттани (850 – 929) – астроном, составивший новые астрономические таблицы; Ибн Юлас (950 – 1009), известный достижениями в области тригонометрии, составивший таблицы наблюдений лунных и солнечных затмений; Ибн аль-Хайсам (965 – 1020), сделавший значительные открытия в области оптики; Ал-Бируни (973 – 1048) – автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, философии, математике, астрономии, создавший основы учения об удельном весе; Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037) – философ, математик, астроном, врач, чей "Канон врачебной науки" снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня; Омар Хайям (1048 – 1122) – не только великий поэт, но и известнейший в свое время математик, астроном, механик, философ; Ибн Рушд (1126 – 1198) – философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии.

Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальнейшем это привело к созданию оптики. Работая на основе традиций, унаследованных от египтян и вавилонян, черпая некоторые знания от индийцев и китайцев и, что самое важное, переняв у греков приемы рационального мышления, арабы применили все это в опытах с большим количеством веществ. Тем самым они вплотную подошли к созданию химии.

В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.

К

Наука и философия Китая

итайская наука в период Средневековья имела преимущественно прикладной характер. В это время в Китае было создано множество изобретений. К ним относятся: книгопечатание с использованием наборных шрифтов, переплетное производство, порох, компас, зеркала, газовые баллоны, бамбуковые трубопроводы для транспортировки природного газа от скважин к печам, на которых в чугунных котлах кипел рассол и выпаривалась соль, двухструйный огнемёт, диагностика и лечение сахарного диабета, кокс как топливо, меха с гидравлическим приводом и т. д.

Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу , получивший известность как «Конфуций эпохи Хань», философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн , автор написанноой «Книги перемен», а также такой выдающийся мыслитель как Чжан Хэн , внесший выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь , автор первой всеобщей истории Китая и ряд других. Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна , автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии. Большое влияние на развитие философии в Китае оказал философ Ван Би . Свои взгляды мыслитель излагал в сочинении «Чжоу и чжу»в виде комментариев к конфуцианской и даосской классике. Ван Би истолковывал содержание «Чжоу и чжу» как теорию временных процессов и изменений.

Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.) характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания. С другой стороны, имеет место гонение на даосистов. Важнейшим философским течением в XI в. становится неоконфуцианство . Оно опиралось на достижения философствующих танской эпохи, но было вполне самостоятельным в построении принципиально новой концепции, призванной охватить все стороны бытия. Центральным понятием этого учения можно считать представление о некоем высшем "законе – принципе" (ли), управляющем формированием вещей, благодаря которому образуются индивидуальные живые объекты, например, различные породы животных и т.д. Субстанциальную основу единства всего существующего, по учению неоконфуцианцев, составляет "эфир" (ци, "пневма"). Это динамическая субстанция, обладающая разнообразными свойствами и способностью придавать эти свойства вещам.

Видным мыслителем XI в. был Чжан Цзай (1020 – 1078), один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»). В своем учении о человеке он исходил из признания существования в человеке двух «природ» – небесной и «эфирной». Эфир является первоосновой как всех вещей, так и Вселенной в целом, заполняет великую пустоту. По мнению основателя юнцзяской школы философа Е Ши (1150 – 1223), вселенная образована из вещества, состоящего из пяти первоэлементов и восьми видов вещества, которые символически обозначаются восемью триграммами.

В XV веке учение неоконфуцианцев, продолжая оставаться влиятельным, приобрело несколько иное содержание благодаря влиянию виднейшего мыслителя Ван Янмина (1472 – 1529), который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Наиболее оригинальным в учении Ван Янмина должно быть, по-видимому, признано его знаменитое положение о том, что "вне сердца-ума" не существует в действительности ни принципа-ли, ни предметов-явлений (у), ни занятий-деятельности (ши). При этом Ван Янмин считает сердце-ум не органом в физиологическом смысле, а своего рода органом познания, тело-сущность которого (ти) – совершенное благо. Второй характерной чертой философии Ван Янмина считают трактовку им знания как созидающего действия. Смысл тезиса философа о "совпадающем единстве знания и действия" – в демонстрации действенного характера знания, стремлении доказать, что знание есть действие, а не наоборот, что существенно повышало статус знания и шире – сознательного начала в человеке.

Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619 – 1692). В XVII веке протекает также деятельность ученого-энциклопедиста(филолог, историк, географ, экономист, астроном) Гу Яньу (1613 – 1682), основателя учения о естестве (пу сюэ), своеобразного эмпирико-конкретного направления. Крупнейшим представителем этого направления являлся также философ и ученый XVIII века Дай Чжэнь (1723 – 1777).

Итак, эпоха Средневековья, с одной стороны, характеризовалась потерей многих достижений античной науки и подчинением науки религиозно-мистическому мышлению, но с другой стороны, и в тех условиях познавательная деятельность распространялась, хотя главное место при этом отводится не познанию мира как такового, а обращению к неизменным основаниям всего существующего как творения бога. Но без этого времени, без его открытий и технических усовершенствований, наступление нового времени было бы невозможно. Технические успехи возрождения стали возможными в результате использования и развития изобретений и открытий средних веков.

Периодом Средневековья принято считать промежуток времени, охватывающий тысячелетие, начавшееся в V и закончившееся в XV веке нашей эры. Вопреки устоявшемуся представлению о том, что это были Темные века мировой истории, ученые Средневековья внесли весомый вклад в развитие цивилизации. В этой статье мы вспомним наиболее значительные их достижения.

Тяжелый плуг

Одним из ранних изобретений средневековой истории (примерно 600 год) стал тяжелый плуг, позволивший успешно распахивать жесткую почву полей Северной Европы. Это дало возможность увеличить их урожайность, а следовательно, производить больше продуктов питания. В результате данный период истории был отмечен существенным ростом общей численности европейского населения.

Суть изобретения весьма проста. Известно, что глубина борозды, которую оставляет за собой нож-лемех, зависит от веса плуга, который не может быть слишком велик, так как в этом случае землепашец не сможет его поднять. Решение было найдено простое и эффективное: плуг оснастили колесами, что позволило сделать его значительно тяжелее, а следовательно, и увеличить глубину вспашки. Так было положено начало изобретениям и научным открытиям в Средние века.

Приливные мельницы

Следующее по хронологии изобретение средневековой истории также связано с производством продуктов питания, поскольку голодный желудок как ничто иное стимулирует творческую мысль. Им стали так называемые приливные мельницы. В 787 году монахам монастыря Нендрам, расположенного на одном из островов Северной Ирландии, пришла в голову мысль использовать для вращения мельничного колеса морской прилив.

Они соорудили достаточно большой резервуар, соединенный с морем и наполнявшийся в период повышения его уровня. Когда он был полон, то закрывались специальные воротца, и после этого воду начинали спускать на мельничное колесо, отчего оно вращалось и приводило в движение жернова. Объем резервуара был рассчитан таким образом, что обеспечивал работу мельницы до следующего прилива, после чего весь цикл повторялся заново.

История песочных часов

Едва ли нужно описывать принцип действия этого простого устройства, позволяющего точно обозначить определенный интервал времени. Оно всем известно. Изобретены песочные часы были довольно поздно - лишь в XI веке, и стали весьма важным дополнением к магнитному компасу. Использовались они на первых порах исключительно для нужд мореплавания. Об этом свидетельствуют записи в корабельных журналах той давней эпохи.

Как выглядели первые образцы песочных часов, неизвестно, поскольку до наших дней они не сохранились, а наиболее ранние их изображения встречаются лишь на картинах итальянского художника Амброзио Ларенцетти, относящихся к первой половине XIV века. Тем не менее имеется много свидетельств того, что к середине XV столетия они получили наибольшее распространение. С тех пор их внешний вид и конструкция не претерпели сколько-нибудь заметных изменений.

Из дневников Фернана Магеллана известно, в частности, что во время кругосветного путешествия на каждом из судов, входящих в состав его эскадры, использовалось не менее 18 песочных часов. Более того, корабельным уставом предусматривалась специальная должность матроса, обязанного своевременно переворачивать их и вносить соответствующие записи в корабельный журнал. Песочные часы стали первым в истории инструментом для измерения времени, и потому вошли в число наиболее значимых научных открытий и изобретений. В Средние века они использовались не только на море, но также в производстве, богослужениях и даже кулинарии.

Появление первых доменных печей

Наука в Средние века подарила миру еще одно изобретение, во многом определившее дальнейший ход цивилизации - это было создание первых доменных печей. По данным историков, они появились в странах Западной Европы на рубеже XII и XIII веков и по большей части являлись детищем монахов широко распространенного в то время, Цистерцианского ордена.

Любопытно, что цистерианцы (в некоторых странах их называли бернардинцами) столь много времени и значения уделяли занятиям металлургией, что разработанная ими технология выплавки была занесена в монастырский устав. Там же, среди всего прочего, помещались и чертежи доменной печи.

Не ограничиваясь лишь теоретическими изысканиями, монахи развернули широкое производство металла, построив целую сеть предприятий, по площади часто превосходивших их святые обители. Проявляли они и недюжинный предпринимательский талант. В тех районах, где была развита горнодобывающая промышленность, монахи принимали пожертвования не деньгами (от которых, впрочем, тоже не отказывались), а рудой, из которой выплавлялся металл, поступавший затем на рынки всех европейских стран.

Изобретение перегонного аппарата (дистиллятора)

Ученым Средневековья принадлежит изобретение, нашедшее свое применение во всем мире и заслужившее особую популярность в России. Это был аппарат, позволявший легко и просто превратить любой спиртосодержащий, но слабоалкогольный состав в продукт, хоть и имеющий различные технические названия, но являющийся, по сути, обычным самогоном.

Нет надобности объяснять его устройство, поскольку лицам заинтересованным он хорошо знаком, а остальным едва ли интересен. Отметим лишь, что изобретены были перегонные аппараты на Востоке в VIII-IX вв., и их создателями являлись мусульманские алхимики, то есть люди абсолютно непьющие. Парадокс, да и только. Кстати, создатель перегонного куба Хабир ибн Хайян (721-815) писал, что пары, образующиеся из подогретого в его аппарате вина, хоть и легко воспламеняются, но едва ли найдут себе практическое применение. Как же он ошибался!

Относительно чистый спирт научились получать также в Монголии на рубеже VI и VII вв., но там применялся сложный и крайне непрактичный метод. Спиртосодержащий состав (например, брагу) замораживали, а затем извлекали из нее ледяные кристаллы воды. В результате оставалась жидкость, не замерзавшая из-за высокого содержания спирта. Кроме того, известно, что методом дистилляции спирт получали еще в Древнем Вавилоне, но использовался он исключительно для изготовления духов, и технология его производства со временем была утеряна.

Принято считать, что их появление относится к XIII веку. По своему значению это событие относится к числу важнейших научных открытий и изобретений. В Средние века люди также страдали расстройством зрения, как и нынешнее поколение, а потому искали способы восполнить этот природный недостаток. Кому именно пришла идея воспользоваться вставленными в оправу линзами - неизвестно, хотя наиболее ранний трактат на эту тему принадлежит английскому философу и естествоиспытателю Роджеру Бэкону (1214-1292). Свои записи ученый сопроводил рисунками, дающими представление об этой нехитрой конструкции. Однако в его время она уже применялась для чтения не только европейцами, но и жителями исламского мира. Поэтому в среде ученых до сих пор ведутся дискуссии о том, Восток ли заимствовал это изобретение у Европы, или все было как раз наоборот.

В данном разделе идет речь о механических часах, поскольку о песочных рассказывалось выше. Известно, что появились они также в период Средневековья, но имя их изобретателя кануло в Лету. Известно, что вначале это были весьма большие конструкции, помещавшиеся на башнях монастырских соборов и предназначавшиеся для точного определения времени, когда надлежало бить в колокол и созывать монахов на молитву. От современных башенных часов они отличались тем, что имели лишь одну стрелку.

Из ныне действующих образцов средневековой механики самыми старыми являются часы, установленные в Руане. Они были сделаны в 1389 году и лишь немногим моложе тех, что украшают башню собора Девы Марии в английском городе Солсбери, стрелка которых замерла несколько столетий назад. Их ровесниками считаются также часы, сконструированные для башни собора в Уэльсе, но они давно демонтированы и сегодня экспонируются в лондонском Музее науки.

Рождение печатного станка

Несмотря на то что родиной книгопечатания является Китай, механизировать этот процесс сумели в Европе. И если имена тех, кто придумал часы или очки, навсегда сокрыты от потомков, то изобретатель печатного станка - немец Йоганн Гутенберг - прочно занял место в истории. Следует отметить, что ряд исследователей отдают пальму первенства его соотечественнику Лоуренсу Янсону Костеру, но убедительных аргументов они привести не могут.

Принято считать, что прототипом печатного станка Гуттенберга, созданного им в середине 1440 годов, явился пресс для оливок или винограда, широко распространенный тогда в странах Средиземноморья. В обоих случаях специальным рычагом приводили в движение тяжелый деревянный винт, при помощи которого создавалось необходимое давление на бумагу. Этот несложный по своей конструкции аппарат позволял в течение часа производить до 250 листов односторонней печати. Просуществовав без серьезных изменений около 350 лет, печатный станок вошел в число наиболее значительных из всех сделанных в Средние века изобретений и научных открытий.

Мыслители прошедших веков

Средневековая история сохранила для потомков имена многих исследователей и мыслителей, которые внесли значительный вклад во все области знаний. Это английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон, австрийский математик Иоган Гмунден, итальянский философ Пьетро д"Абано и целый ряд других выдающихся ученых мужей прошлого.

В статье умышленно не упоминаются открытия, сделанные в эпоху Возрождения, началом которой принято считать XVI век. В ней идет речь исключительно о достижениях науки в Средние века. Их далеко не полный перечень, приведенный выше, позволяет с полным основанием утверждать, что даже в период истории, называемый «Темными веками», человеческая мысль прокладывала дорогу к будущим вершинам технического прогресса. Фундаментом ему послужили сделанные в Средние века научные открытия и изобретения.

Века, называемые Средними, в истории каждой страны занимают разный период. В общем случае, как правило, подобным образом именуют промежуток с V по XV века, отсчитывая его от 476 года, когда пала Западная Римская империя.

Культура Античности погибала под натиском варваров. В этом одна из причин того, почему Средние века так часто называют темными или мрачными. Вместе с затуханием Римской империи исчезал и свет разума, и красота искусства. Однако научные открытия и изобретения в Средние века - отличное доказательство того, что даже в самые сложные времена человечество умудряется сохранять ценные знания и, более того, развивать их. Отчасти этому способствовало христианство, но большая доля античных наработок сохранилась благодаря арабским ученым.

Восточная Римская империя

Наука в в первую очередь развивалась в монастырях. После падения Рима хранилищем античной мудрости стала Византия, где к тому времени христианская церковь уже играла заметную, в том числе и политическую роль. В библиотеках константинопольских монастырей хранились труды выдающихся мыслителей Греции и Рима. Трудившийся в IX веке епископ Лев много времени посвящал математике. Он был в числе первых ученых, ставших применять буквы в качестве математических символов, что фактически дает право называть его одним из основоположников алгебры.

На территории монастырей переписчики создавали копии античных трудов, комментарии к ним. Математика, развивавшаяся под их сводами, легла в основу архитектуры и сделала возможным возведение такого образца византийского искусства, как храм Святой Софии.

Есть основания полагать, что византийцы создавали карты, путешествуя в Китай и Индию, им была ведома география и зоология. Однако сегодня большая часть информации о состоянии, в котором пребывала наука в Средние века на территории Восточной Римской империи, нам неизвестна. Она похоронена в руинах городов, постоянно подвергавшихся вражеским нападениям на протяжении всего периода существования Византии.

Наука в арабских странах

Многие античные знания получили свое развитие за пределами Европы. развивавшийся под влиянием античной культуры, фактически спас знания не только от варваров, но и от церкви, которая хоть и благоприятствовала сохранению мудрости в монастырях, но приветствовала далеко не все научные труды, стремясь обезопасить себя от проникновения ереси. По прошествии некоторого времени античные знания, дополненные и переработанные, вернулись в Европу.

На территории Арабского халифата в Средневековье развивалось огромное количество наук: география, философия, астрономия, математика, оптика, естествознание.

Цифры и движение планет

Астрономия во многом базировалась на знаменитом трактате Птолемея «Альмагест». Интересно, что такое названия труд ученого получил после того, как был переведен на арабский и затем снова возвращен в Европу. Арабские астрономы не только сохранили греческие знания, но и приумножили их. Так, они предполагали, что Земля представляет собой шар, и смогли измерить дугу меридиана, чтобы вычислить Арабские ученые дали название многим звездам, расширив тем самым описания, приведенные в «Альмагесте». Кроме того, в нескольких крупных городах они соорудили обсерватории.

Средневековые открытия и изобретения арабов в области математики также были довольно обширными. Именно в исламских государствах берет свое начало алгебра и тригонометрия. Даже слово «цифра» имеет арабское происхождение («сифр» означает «нуль»).

Торговые взаимоотношения

Многие научные открытия и изобретения в Средние века арабами были позаимствованы у народов, с которыми они постоянно торговали. Через исламские страны в Европу из Индии и Китая попали компас, порох, бумага. Арабы, кроме того, составляли описание государств, через которые им приходилось путешествовать, а также встречавшихся народов, в том числе и славян.

Арабские страны стали и источником культурных изменений. Считается, что именно здесь была изобретена вилка. С территории она сначала попала в Византию, а затем и в Западную Европу.

Богословская и светская наука

Научные открытия и изобретения в Средние века на территории христианской Европы в основном появлялись в монастырях. До VIII века, правда, знания, которым уделяли внимание, касалось священных текстов и истин. Светские науки стали преподаваться в школах при соборах лишь во время правления Карла Великого. Грамматика и риторика, астрономия и логика, арифметика и геометрия, а также музыка (так называемые первоначально были доступны только знати, но постепенно образование стало распространяться на все слои общества.

К началу XI века школы при монастырях стали преобразовываться в университеты. Светские учебные заведения появились постепенно во Франции, Англии, Чехии, Испании, Португалии, Польше.

Особый вклад в развитие науки внесли математик Фибоначчи, естествоиспытатель Вителлин, монах Роджер Бэкон. Последний, в частности, предполагал, что скорость света имеет конечную величину и придерживался гипотезы, близкой к волновой теории его распространения.

Неумолимое движение прогресса

Технические открытия и изобретения в XI-XV веках подарили миру многое, без чего нельзя было бы достигнуть того уровня прогресса, который характерен для человечества сейчас. Более совершенными стали механизмы водяных и ветряных мельниц. На смену колоколу, отмерявшему время, пришли механические часы. В XII веке мореплаватели стали использовать для ориентации компас. Порох, изобретенный в Китае еще в VI веке и завезенный арабами, стал играть значительную роль в европейских военных походах только в XIV веке, когда изобрели и пушку.

В XII веке европейцы также познакомились с бумагой. Открылись производства, изготавливавшие ее из разных подходящих материалов. Параллельно развивалась ксилография (гравировка по дереву), которая постепенно была вытеснена книгопечатанием. Его появление в европейских странах датируется XV веком.

Изобретения и научные открытия 17 века, а также всех последующих во многом базируются на достижениях средневековых ученых. Алхимические поиски, попытки найти край мира, желание сохранить наследие Античности сделали возможным прогресс человечества в эпоху Возрождения и Научные открытия и изобретения в Средние века способствовали становлению знакомого нам мира. А потому, пожалуй, будет несправедливым называть этот период истории беспросветно мрачным, помня лишь об инквизиции и церковных догмах того времени.

Учёные Средневековья .

Фома Аквинский

Средневековый философ и богослов. Жил примерно в период от 1223- 1274 гг. Родился в итальянской дворянской семье. Несмотря на протесты родителей, стал монахом – доминиканцем и учился у одного из известных теологов своего времени в Кёльне. Затем, он преподавал в Париже, и даже какое-то время находился при папском дворе. Фома с раннего детства интересовался книгами и размышлял о Боге.

Он был тихим, полным, молчаливым и на редкость серьезным мальчиком, постоянно искал ответы на вопросы о существовании Бога. Фома любил книги и, наверное, предпочел бы их всем сокровищам на свете. Однажды его спросили, за что он благодарен Богу больше всего, Фома ответил: «Я понял каждую страницу, которую читал».

Фома Аквинский стал основателем движения, которое получило название – схоластика. Оно опиралось на авторитет Аристотеля, а так же ранних отцов церкви. Именно благодаря Фоме Аквинскому работы Аристотеля были признаны в христианской Западной Европе. Основные его мысли изложены в работе «Сумма теологии». Фома Аквинский понимал человека как совокупность тела и души. Он считал душу бессмертной. Душа в понимании философа – это некая духовная основа личности. Личностью же является весь человек.

Фома Аквинский считал, что каждая душа принадлежит к своему телу в строгом соответствии, и их единство формирует саму личность. В своих трудах, он развивает мысль о том, что человек такое творение, которое обладает способностью к познанию, а так же наделен свободной волей. А добродетели проявляются в человеке, если развились так называемые духовные способности, чем являются интеллект и воля. Он выдвигает пять доказательств существования Бога и говорил о том, что научные истины и догматы веры противоречить друг другу не могут, потому они гармонично связанны друг с другом. Он рассуждал о мудрости, как о стремлении постигать Бога, а науку рассматривал как средство, которое этому способствует. После смерти ему был присвоен титул «ангельский доктор», а через какое-то время Фомупричислили к лику святых.

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон жил в период между 1214 -1294 гг. Он был философом, естествоиспытателем, преподавал в Оксфорде и был монахом-францисканцем. Отличался большими энциклопедическими познаниями в разных сферах науки, написал несколько трактатов среди них: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение» и «Компендий философии».

Роджер обращал большое внимание «опытной науке» и считал, что именно на ней основывается любая другая наука. Он стремился формировать так называемую энциклопедию наук, в рамках которой хотел объединить философию математику, физику и этику.

Он доказывал, что человек сам по себе всегда стремится к абсолютной истине, но ему открывается только та часть, которую Бог пожелает ему открыть. Был противником диктата схоластической философии, которая в то время была ведущей. Бэкон говорил о том, что существует три типа познания: авторитет, опыт и рассуждение. Опыт он делил на два типа - внутренний и внешний.

Последователем идей Роджера Бэкона можно считать Леонардо да Винчи, который так же в своих трудах ориентировался на практический опыт и с недоверием относился к отвлеченной науке. Идеи Бэкона не находили поддержки, и более того учение философа было осуждено орденом францисканцев, но несмотря на это, именно его понятие об «опытной науки» и достижения в области естествознания дали толчок к развитию философии Нового времени. Роджер Бэкон выдвинул немало идей и технических мыслей (например,идеи о создании телескова и летательных аппаратов), которые во многом опережали свою эпоху..

Юлия Шерстюк - лингвист, политолог. Москва.

  1. Введение
  2. Заключение
  3. Литература

Введение

Средние века – более чем тысячелетний (V – XV вв.) период в истории человечества. Этот время господства религиозного мировоззрения в духовной жизни, когда три мировые религии, зародившиеся на Востоке - буддизм, христианство и ислам, - определяют философские учения и развитие художественной культуры. Когда культура существует в фольклорно-обрядовой и культово-религиозной формах, а художественный канон имеет большее значение, чем личность художника.

Средневековая культура была исторически закономерным и во многом прогрессивным этапом в развития человечества. Положительный вклад средневековья в историю мировой культуры объективно велик. Он сказался отчасти в философии, содержавшей, несмотря на господство идеализма и схоластики, ценные материалистические и диалектические тенденции. Он проявился также в области научных знаний. Средневековая культура это не застывший мир, а живое движение по пути поисков высшего совершенства. Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Переход к феодализму и его развитие происходили у разных народов по-разному.

История средних веков ближе к нашему времени, чем история древнего мира. Много ее «следов» сохранилось на поверхности земли. В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные домами средневековых ремесленников, купцов, крепостные стены и башни, величественные храмы.

От средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник. До нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. Все документы были рукописными.

Развитие наук в средневековой Европе

Восточные государства значительно опережали Европу в экономическом и культурном развитии в течение эпохи раннего средневековья (VII-XI вв.) Если, например, Бируни переводил Птолемея, определял радиус Земли, размышлял о гелиоцентрической системе мира, то в Европе господствовали наивные представления о Земле как о плоской лепешке, накрытой хрустальным колпаком и опоясанной океаном.

Однако уже с X в. начинают развиваться экономические и культурные связи Европы и Востока. Большую роль в этом сыграли со второй половины XI в. знаменитые крестовые походы, доставившие европейцам новые сведения: экономические, технические и культурные.

Происходящее в Европе развитие ремесла и торговли способствовало оживлению экономики и культуры. Появляются первые университеты, сначала в Испании, где уже арабами был организован университет в Кордове, затем в Италии, Париже и Англии. Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета, однако до нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, звания профессора и доцента, лекции как основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета.

Лекция (буквально - чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации.

Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.

Другой предпосылкой будущего расцвета науки послужило развитие техники. Механические часы, очки, книгопечатание, производство бумаги сыграли огромную роль в развитии естествознания.

Основным фактором, определившим революционные изменения в развитии общества и науки, было то, что внутри феодального общества вызревали новые производительные силы, пришедшие в противоречие с феодальными производственными отношениями и потребовавшие как новых форм общественного бытия, так и новой науки. Пока же культивировавшаяся в университетах схоластическая наука базировалась на антинаучном по самой сути принципе - истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторитетов (к которым причислялся и приспособленный к нуждам церковного мировоззрения Аристотель), и долг ученых - изучать и комментировать эту истину.

В этих условиях науке было трудно развиваться; свободная, самостоятельная мысль беспощадно подавлялась. Эта эпоха вошла в историю науки как «период застоя», как «темная ночь средневековья». Однако и в это время жили и работали люди, возвышавшиеся над общим уровнем, искавшие новых путей познания. Таким был, например, знаменитый монах Роджер Бэкон (1214-1294). Бэкон родился в Англии в графстве Сомерсет, учился в Оксфордском и Парижском университетах, в 1250 г. вступил в монашеский орден францисканцев. В Оксфорде он занимался научными исследованиями.

Независимость в мышлении навлекла на него обвинение в ереси, и он был заключен в тюрьму. Освобожденный папой Климентом IV, он уехал во Францию, но там вновь подвергся преследованиям и вышел из тюрьмы только глубоким стариком в 1288 г.

Бэкон не ограничивался указанием на большое значение опыта. Он неутомимо экспериментировал и сам производил химические, оптические, физические эксперименты и астрономические наблюдения.

Бэкон знал действие камер-обскуры, увеличивающее действие выпуклых линз, установил, что вогнутые зеркала фокусируют параллельные пучки в точку, лежащую между центром и вершиной зеркала, предвидел возможность построения оптических приборов. Он сделал шаг вперед в объяснении явления радуги, сравнивая ее цвета с радужными цветами при преломлении света в хрустале, в каплях росы, в водяных брызгах.

При этом он установил, что угол, образованный направлением падающего на водяные капли луча с лучом, направленным от радуги в глаз, составляет 42°.

В XIVв. начинается реакция. Усиливается со стороны церкви борьба с «ересью», вводится пытка. Было осуждено учение и сожжен труд Николая из Отрикура, который, следуя атомистам, утверждал, что в мире нет ничего, кроме сочетания и разделения атомов Он был вынужден отречься от своего учения. Церковь осудила также учение Вильгельма Оккама, который защищал возможность двух видов познания - научного и божественного откровения - и требовал свободы для научного познания. Тем не менее и в XIV в. жизнь не стояла на месте. Продолжается развитие техники, появляются башенные колесные часы в Париже, в Германии, в Москве. В 1440 г. Иоганн Гуттенберг (1400-1468) изобретает книгопечатание отдельными вырезными буквами. Наступала новая эпоха в развитии цивилизации и науки.

В 1519-1522 гг. экспедиция Фердинанда Магеллана совершила первое кругосветное путешествие, доказав экспериментально шарообразность Земли и по существу открыв ее как космическое тело. После Магеллана держаться устаревших средневековых представлений о Земле стало невозможно. Магеллан открыл путь новому пониманию Вселенной, и такое понимание было дано Николаем Коперником. Оно подготовлялось не одними географическими открытиями. Уже в XVв. были люди, провозгласившие новый подход к пониманию природы.

Начиная со второй половины XV столетия на историческую арену выходят великие художники итальянского Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие; религиозные реформаторы: Лютер и Кальвин; великие гуманисты: Томас Мор, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле и другие; отважные путешественники: Колумб, Васко да Гама, Магеллан и многие другие; ученые: Николай Кузанский, Тарталья, Кардано, Рамус, Коммандино, Телезий, Гвидо Убальди, Порта. Список имен можно было бы значительно расширить.

Леонардо да Винчи является предшественником Галилея, Декарта, Кеплера, Ньютона и других основателей современного естествознания. Он одним из первых начал борьбу со схоластическим методом, провозгласил основы нового метода и начал применять его к решению конкретных задач, в частности к изучению движения.

Леонардо живет в другое время, существенно отличное от времени Аристотеля. Он знает порох, наблюдал неоднократно полет снарядов и пуль, и число наблюдаемых движений, продолжающихся и после действия толкающей силы, у него больше, чем у Аристотеля. Поэтому он делает следующий шаг в понимании природы движения и фиксирует в природе наличие инерции и инерционного движения, приписывая его сохранению «природы насилия».

Механика Леонардо, Галилея и Ньютона обобщила новую практику артиллеристов, конструкторов оружия, кораблестроителей, мореплавателей.

Наблюдательность и острота физического мышления Леонардо позволили ему сделать интересные наблюдения и сформулировать ряд положений и задач. Так, он фиксирует важное свойство звуковых и водяных волн распространяться, не мешая друг другу (принцип суперпозиции).

Шифрованные записи Леонардо не вошли своевременно в жизнь науки, и его богатое научное наследие не смогло послужить делу научного прогресса. Но то, что Леонардо жил, работал, думал, имело огромное значение. Устои средневековой науки расшатывались, и деятельность Леонардо, художника, инженера, мыслителя, помогала сокрушать старое и создавать новое.

Наука на средневековом Востоке

Арабские ученые отличались любовью к математике. Усвоив знания древних греков и индусов, они вводят использование десятичной системы и нуля, квадратных и кубических корней. Здесь впервые правильно вычислили размеры Земли, составили самый точный календарь. Первым после начала н.э. измерением Земли мы обязаны халифу Аль-Мамуну: около 820 г. два арабских астронома Халид Ибн Малик и Али Ибн Иса по приказанию этого халифа измерили на равнине Сенжадлину одного градуса земной окружности.

Успешно развивались астрономия и астрология. Так, багдадский ученый-астроном Альбумаэор (IХ в.) описывает пары планеты Марс и комментирует этот факт уже как астролог, говоря, что воспламенения этих паров предвещают смерть царям и смену царств, ибо таковы действия влияния Марса. Интенсивно развивались химия и алхимия: арабы в результате поисков эликсира молодости и философского камня открыли спирт, скипидар, серную кислоту, изобрели пушки.

Сведения об уровне развития арабской медицины приводятся в трактате Ибн-Али Усейбии «Источник сведений о различных классах врачей». В нем помимо данных об уровне развития медицины того времени дан анализ развития медицины разных регионов Арабского Востока: Ирака, Персии, Индии, Египта, Ирака, Испании и Магриба. Приводятся сведения о 400 врачах и уровне их заслуг. Наибольшей известностью пользовался врач и философ Абу-Али Ибн Сина (Авиценна), который помимо изучения анатомии человека составил уникальные рецептурные справочники. Склонность к систематизации многочисленных научных наблюдений прослеживается и в филологии, и в биологии, и в географии.

Арабский Восток славился своими картографами: их топографические карты, составленные высококлассными рисовальщиками во время путешествий, отличались удивительной точностью. Удачный инструмент для упорядочения историко-географического материала был найден арабским географом и путешественником Х в. Шамс-ад-дином Абу Абдаллахом Мукалдаси в виде описания стран дифференцированно «по Климатам». Впоследствии Мухаммед Идриси тоже выделил «семь климатов» и описал присущие им страны.

В VIII – IX веках на арабский язык были переведены многие научные труды древнегреческих, иранских, индийских и других ученых. Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан «дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада в других больших городах были созданы «дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, работы индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру (от слова «алджебр» - счет), стали пользоваться индийскими цифрами. У арабов эти цифры потом заимствовали европейцы. До сих пор в Европе эти цифры называют арабскими.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый Аль Бируни (973-1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн-Сина (980-1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн-Сину называли главой ученых. Особенно прославился Ибн-Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством.

Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в Х в. Абул-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислял таблицу синусов с интервалом в 15 , ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.

Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» - выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Больших успехов достигла медицина - она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Абу Бакр Мухаммед ар-Разщ известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IХ в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ааг-Табара и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII – XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV – XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибy - Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже VIII – IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик.

К Х в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы - медресе. В Х - ХIII вв. в Европе сnала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Индийские математики впервые в истории мировой математической науки ввели десятичную позиционную систему счисления и стали употреблять нуль для обозначения отсутствия единиц данного разряда.

Современное начертание цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Не арабского как думали раньше, а индийского происхождения. Оказывается арабы пользовались позиционной десятичной системой счисления, которую они позаимствовали у индийцев, а затем постепенно перенесли в Европу.

Индийские математики создали алгебру, свободно оперировали не только с дробями, но и иррациональными, но и отрицательными числами.

Индийский астроном и математик Ариабхата дал приближенное вычисление числа с точностью до четвертого знака: =3,1416. В алгебре дал правило извлечения квадратных корней из чисел, рассматривал задачи на составление и решение в целых числах неопределенных уравнений. Занимался суммированием кубов натуральных чисел и т.д.

Знаменитый индийский математик и астроном Бхаскара-Акария родился в 1114 г. Решал в целых числах неопределенные уравнения вида: , дал трактовку деления на нуль и некоторые вопросы вычислительной геометрии.

Великим достижение китайской математики стали результаты вычислений, сделанные в V в. отцом и сыном Цзу Чунчжи и Цзу Гэньчжи. С помощью не известных нам методов они получили точное число до десятого знака после запятой. Это достижение было зафиксировано в летописи, сами же труды бесследно исчезли.

Китайцы открыли способ измерения физических тел на расстоянии, пришли к выводу, что «земля имеет форму, а небо лишено тела». Впервые в истории календаря в Китае использовали прецессию, знали около полугора тысяч звезд. Разработали диагностику заболеваний: исходя из учения о темном и светлом началах, объяснили связь между физиологией, патологией и заболеванием, открыли методы биологического контроля за растениями.

В V в. был разработан процесс сплавления металлов, при котором чугун и ковкая сталь плавились до получения новой стали.

В III в. впервые в мировой практике китайцы научились отливать металлические стремена совершенной формы. На запад их принесли с собой воины племени жуань-жуань, которое стало известно под именем аваров. Появился навигационный «кибернетический прибор», работающий по принципу обратной связи. Его называли «повозкой, указывающей на юг». Это устройство не имело ничего общего с магнитным компасом и представляло собой именно повозку, увенчанную нефритовой фигуркой мудреца. Куда бы ни поворачивалась повозка, даже если она ездила по кругу, вытянутая рука мудреца всегда показывала на юг.

Одним из наиболее удивительных предметов, созданных китайскими мастерами, были «волшебные зеркала». Они существовали уже в V в. Выпуклая отражающая сторона зеркала отливалась из светлой бронзы и полировалась до блеска. Оборотная сторона покрывалась литыми бронзовыми рисунками и иероглифами. Под яркими лучами солнца через отражающую поверхность можно было смотреть насквозь и видеть узоры обратной стороны, словно бронза становилась прозрачной. Тайну разгадали только в ХХ в., когда изучению доступна стала микроструктура металлических поверхностей.

В VI в. появились в Китае первые спички. Считается, что своим появлением они обязаны осаде императорского дворца в 577 г. в северном царстве Ци.

Великие открытия Средневекового Китая были немыслимы без развития научных знаний. Усилиями математиков были созданы основы китайской алгебры. Благодаря изобретениям буддийского монаха И Сина (683-727) стало возможно измерить скорость движения небесных тел. Развитию медицины способствовало создание в Танскую эпоху медицинского управления, с помощью которого было положено начало преподаванию различных специальностей медицинской практики. Расцвет географии связан с появлением записей о горных и речных системах Китая и Западного края. Была создана «Карта китайцев и варваров, проживающих в пределах четырех морей».

Выдающимися открытиями были книгопечатание, порох и компас. В IХ в. с резных досок была напечатана первая книга. В середине ХI в. появился подвижной глиняный наборный иероглифический шрифт, а примерно в ХII в. - и многокрасочная печать. Эти достижения привели к созданию первых крупных библиотек и газетного дела. Опыты китайских алхимиков завершились в Х в. изобретением пороха. В ХII в. китайские мореплаватели первыми в мире стали использовать компас.

Общекультурное значение имело также изобретение бумажных денег - ассигнаций. Они появились в стране в конце VIII в. и назывались тогда «летающими деньгами», так как ветер легко уносил их из рук.

В Х в. возникло понятие вакцинации, когда стала практиковаться прививка против оспы.

Китаю принадлежало и первенство в изобретении механических часов. Их сделал И Син, а усовершенствовал в 976 г. Чжан Сисюнь. Их изобретения стали ступенями на пути создания «Космической машины» - величайших китайских часов эпохи Средневековья, построенных Су Супом в 1092 г. Они представляли собой астрономическую часовую башню 10-метровой высоты. Принцип часов Су Супа лег в основу первых механических часов Европы.

Чудом инженерной техники своего времени стал первый арочный мост протяженностью 37,5 м, называемый китайцами и поныне Великим каменным мостом. Он был построен в 610 г. Ли Чунем через реку Цзяо в предгорьях Шаньси на окраине Великой китайской равнины. Самый же известный средневековый пологий арочный мост Китая получил имя Марко Поло потому, что был им подробно описан во время путешествия по стране и назван «самым замечательным в мире». Этот мост был возведен через реку Юядин в 1189 г. к западу от Пекина. Действующий до сих пор, он состоит из 11 арок, длина пролета каждой составляет 19 м, а общая протяженность - 213 м.

Еще одним китайским чудом литейного и инженерного искусства является восьмиугольная колонна - так называемая «Небесная ось». На ее сооружение в 695 г. пошло 1325 т чугуна. Колонна (32 м в высоту и 3,бм в диаметре) покоилась на фундаменте окружностью 51 м и высотой 6 м. На ее вершине был расположен «облачный свод» с четырьмя бронзовыми драконами (каждый высотой 3,6 м), поддерживавшими позолоченную жемчужину.

Самым же знаменитым научным открытием эпохи Юань был календарь, в котором длительность года составляла 365, 2425 суток, что лишь на 26 секунд расходилось с тем временем, в течение которого Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца. Это совпадает с действующим в настоящее время григорианским календарем, который появился на 300 лет позже.

В империи Мин была возрождена традиционная система образования, однако она не смогла достичь размаха Сунского времени. В обеих минских столицах, Пекине и Нанкине, были открыты высшие государственные школы, в которых обучали военным наукам, медицине и даже магии. Восстанавливались местные школы-академии, областные, окружные и уездные училища. Указом 1375 г. предписывалось создать сеть начальных деревенских (общинных) школ. Наряду с государственными открывались частные учебные заведения. Все типы школ находились под контролем администрации.

Развитие научных знаний отразилось в практике создания трудов энциклопедического характера, в которых обобщались знания по сельскому хозяйству, технике ремесленного производства, фармакологии. Особое развитие в эпоху Мин получила история. В начале ХV в. был издан «Великий свод годов правления Юн-лэ». Эта энциклопедия состояла из 11095 томов и 22877 глав и содержала разделы по истории, географии, медицине, технике и искусству.

Расширению географического кругозора способствовали описания земель, сделанные участниками грандиозной экспедиции под руководством Чжэн Хэ, и составленная входе нее «Карта морских плаваний Чжэн Хэ». С 1405 по 1435 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку было совершено семь экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ, который в разных походах вел от 48 до 62 только крупных кораблей. Кроме культурнопознавательных экспедиции имели торговые и дипломатические цели.

Выдающейся фигурой эпохи Хэйань в Японии был буддийский монах, писатель, каллиграф, просветитель Кукай, известный также под именем Кобо-дайси. Ему приписывают создание первой японской слоговой азбуки хираганы на основе китайского курсивного иероглифического письма. Позже звуки той же азбуки стали записываться знаками другой системы. Так родилась катакана.

Появляется особый раздел графического искусства красивого письма - каллиграфия. Ее выдающимися представителями наряду с Кукаем были Косэй (971-1027), Цофу (925-996) и Сари (933-988). Образцом им обычно служили китайские иероглифы. Однако их кисть всегда рождала самобытную красоту.

В начале IХ в. усилиями Кукая была открыта и первая школа для детей простых горожан и чиновников низкого ранга. Для высшей аристократии был создан столичный университет, имевший четыре факультета: ведущий историко-филологический, юридический, исторический и математический. Обучение велось по китайскому образцу и включало овладение шестью конфуцианским искусствами: ритуалом, музыкой, литературой, математикой, стрельбой из лука и управлением колесницей. Собственные школы имели некоторые знатные аристократические семьи, однако эталоном для них оставалось университетское образование.

Храмы были настоящими исследовательскими центрами древних майя. Основы математики, астрономии, письменности они переняли у ольмеков. В то время эти науки были тесно связаны между собой. Наблюдения за звездным небом фиксировались письмом и связывались в последовательности и периодичности математикой. Впервые в мире майя разработали точную систему нумерации и применили идею учета местоположения при записи больших чисел. На тысячи лет раньше Европы они оперировали понятием нуля и выражали бесконечно большие величины.

Мысль о том, что все живое (в том числе звезды, светила, люди) подчинено числовым периодичным законам гармонии, необходимости и стабильности, привела к появлению астрологии. Зодиак майя представлял собой иллюстрацию модели космоса, привязанную к реинкарнационному циклу человека. В нем было 13 главных созвездий.

Майя определили продолжительность года (365,242129 дня) и период обращения Луны вокруг Земли (29,53059 дня), с необычной точностью, даже для нашего времени, предсказывали затмение Луны и фазы Марса и т. п. Остается загадкой, как смогли они получить такие точные цифры столь примитивными средствами: вертикально поставленной палкой и нитками для проведения визуальных линий! Тем не менее, майя имели самую точную среди древних цивилизаций систему летоисчисления.

Майя также имели весьма обширные знания по минералогии и сейсмологии, географии и геодезии, метеорологии и медицине. Высокого уровня достигли диагностика, гомеопатия, искусство массажа и хирургическая практика. Проводились сложные операции по удалению опухолей, соскабливанию катаракты с использованием наркотических средств в качестве наркоза.

Майя развили, обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. В большинстве своем их иероглифы имеют строго определенное фонетическое значение и являются слогами. Долгое время они не поддавались расшифровке, и только в 1959 г. ленинградский ученый Ю.В. Кнорозов впервые их прочитал. Это позволяло ознакомиться с содержанием книг майя. К сожалению, до нас дошло всего три майяских манускрипта - многое было сожжено испанскими завоевателями в ХVI в.

Немногочисленные сохранившиеся книги майя условно называют кодексами и различают по месту хранения: Парижский, Дрезденский, Мадридский. Кроме них еще имеется несколько рукописей, написанных латиницей в первые годы завоевания Америки европейцами. Это «Пополь-Вух» и «Чилам-Балам». «Пополь-Вух» состоит их трех главных частей: космогонической, мифологической (о двух братьях-близнецах Хун-Ахпу и Шбаланке и их путешествии в преисподнюю - Шибальбу) и антропогонической (о создании прародителей человечества). Текст передает религиозные, философские и эстетические воззрения майя.

Среди инков были хорошие математики, астрономы, инженеры и врачи. Основой инкской науки была математика. Она базировалась на десятеричной системе и положила начало развитию статистики.

Широкое применение нашла математика в астрономии. По всей территории Перу были размещены обсерватории, где определялись дни солнцестояния и равноденствия, наблюдали за Солнцем, Луной, Венерой, Сатурном, Марсом, Меркурием, созвездиями Плеяд, Южного Креста и т.д. Солнечный год инков делился на двенадцать месяцев по тридцать дней каждый плюс один добавочный месяц из пяти дней.

В Тауантинсуйу были свои географы и картографы, делавшие прекрасные рельефные карты, а также историки.

Но наиболее развитой наукой в государстве признана медицина. Болезни считались следствием греха, поэтому врачебной практикой занимались жрецы и знахари. Они лечили магическими приемами, постом, кровопусканиями. Промываниями желудка и кишечника, а также травами. В тяжелых случаях прибегали к операциям (трепанация черепа, ампутирование конечностей) и т.д. Применяли особый способ обработки ран - с помощью муравьев, а также обезболивающие средства, например коку, ценившаяся очень высоко. Свидетельством эффективности инкской медицины служило долголетие жителей империи - 90-150 лет.

Однако несмотря на отлаженную государственную систему и высокий уровень достижений великой державы Солнца, она просуществовала недолго и ее настигла участь всех цивилизаций доколумбовой Америки ХVI в. При встрече с европейцами она гибнет, сломленная натиском непонятного для инков мира алчности и вероломства.

Особенности средневековой науки

Важнейшей особенностью средневековой науки является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. При этом сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

Средневековая культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Пришли в упадок математические и естественные научные дисциплины. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся.

В средние века не произошло подлинной дифференциации научного знания. Многие ученые занимались разными науками. Ученый Аль Бируни из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: география, история, астрономия и другим наукам. Ученый Ибн Сина был очень разносторонним мыслителем – философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежат более ста научных трудов.

В средние века процветали такие своеобразные науки, как астрология и алхимия. Астрологи утверждали, будто бы по звездам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники, прежде чем что–либо предпринять. Алхимики были заняты поисками «волшебного камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Как ни фантастичны были цели алхимиков и астрологов, их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний по астрономии и химии. Алхимики, например, открыли и усовершенствовали способы получения красок, металлических сплавов, лекарственных веществ, создали многие химические приборы и приспособления для проведения опытов.

Заключение

В средние века человечество сделало крупный шаг вперед по сравнению с древностью в развитии хозяйства, культуры и морали.

Многие из ныне существующих городов появились в средние века. Это дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры.

Со времен средних веков люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами. Мускулы человека в некоторых видах работ были вытеснены водяным двигателем. Появились доменные печи, а металл стали обрабатывать на сверлильных, токарных, шлифовальных станках. В производстве тканей начали пользоваться самопрялкой с ножным управлением и горизонтальным ткацким станком. Для развития военного дела решающее значение имело изобретение пороха и огнестрельного оружия.

В мореплавании люди применили компас и другие приборы. Они научились строить более совершенные корабли. Смелые путешественники обследовали значительную часть суши, морей и океанов, открыли Америку, обогнули с юга Африку. Человек окончательно убедился в шарообразности Земли.

Литература

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков»: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999
  2. «История арифметики». Пособие для учителей. Государственное учебно – педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва 1959.
  3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2002.
  4. Культурология для технических вузов. «Учебник для технических вузов». Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  5. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П.Савин. – М.: Педагогика, 1989.

Похожие материалы