Каковы причины школьной дезадаптации учащихся. Причины школьной дезадаптации учащихся начальных классов

0 2 517 0

Чтобы понять, что такое школьная дезадаптация, достаточно вспомнить свой первый класс. Уже в этом возрасте появляется гамма эмоций, связанных с собой и обществом: не хочется подвести родителей, страх перед новыми людьми, боязнь провала.

Такая тревога часто выливается в неспособность приспособиться к процессу обучения. В педагогике это называется школьной дезадаптацией.

Кандидат психологических наук Евгения Пустовая провела исследование на связь дезадаптации с тревожностью. Оказалось, что у 72% первоклассников повышенный уровень тревожности. В 9 классе эта цифра падает до 45%. Самый «спокойный» – седьмой класс. В этот период лишь 31% испытывает волнение касательно процесса обучения и общения со сверстниками. Это не критично.

Причины проявления

Несколько причин могут вызывать это педагогическое явление:

    Низкий общий уровень развития детей.

    Плохая физиологическая характеристика – это природная медлительность, плохо развитые психомоторные навыки. Это приведет к тому, что ребенок окажется не готов к процессу обучения.

    Особенности воспитания.

    Родители были склонны слишком сильно опекать ребенка, и в результате он отстает по программе из-за несамостоятельности. Или наоборот – дети, росшие без присмотра, тоже не особо преуспевают в учебе.

    Контроль поведения.

    В школе нужно соблюдать дисциплину. Не всем это удается сделать. Неспособность контролировать свое поведение приводит к нарушению контактов с учителем, спаду успеваемости.

    Брак социальной адаптации.

    Не каждый школьник может открыто общаться с людьми разного возраста. Многие замыкаются в себе. Жизнь в ракушке не поможет стать преуспевающим в учебе и коллективе.

    Специфика учебного процесса.

    Иногда учебный процесс построен неправильно с педагогической точки зрения. Слишком сложная программа. Авторитарный стиль преподавания. Нет учета индивидуальных особенностей детей определенного возраста.

Виды школьной дезадаптации

Проблемы ребенка с приспособленностью к школе могут принимать различные формы. В психологии нет однозначной классификации. Но часто выделяют пять видов:

1. Когнитивная дезадаптация.

Все программы скорректированы по возрасту детей. Когда ребенок не успевает по программе своего возраста – у него когнитивная дезадаптация.

Признаки : хроническая неуспеваемость, отсутствие системных навыков и умений.

2. Эмоционально-оценочная.

Ребенок не любит конкретные предметы, процесс обучения в целом. У него плохие отношения с педагогами.

3. Поведенческая.

Когда школьник не идет на контакт. Своим поведением явно противопоставляет себя другим ученикам. Выставляет напоказ свое мнимое право на нарушение школьных норм. В стадии запущенности это приведет к вандализму.

4. Соматическая.

В этом случае ребенок имеет различные страхи. Возможно, у него нарушена работа нервной системы, сенсорных анализаторов. Любые отклонение в физическом развитии.

5. Коммуникативная.

Ребенок не способен строить здоровые отношения со сверстниками и взрослыми.

Признаки

Не стоит быть панику, если ребенок не понимает какой-то предмет. Возможно, это лишь временно. Но если отставание просматривается системно, стоит обратить внимание и на наличие следующих признаков:

  • Тревожность во время нахождения в школе. Боязнь испытаний (контрольных, тестов, самостоятельных работ) и публичных выступлений, выражения своего мнения.
  • Плохие отношения со сверстниками и педагогами. Ребенок агрессивен, легко идет на конфликт или ведет себя отчужденно.
  • Плохие привычки. Прогрызание ручек, ногтей, навязчивые движения. Иногда – дрожание пальцев, заторможенность.
  • Личностные нарушения. Самомнение, высокое или заниженное, – явный указатель на проблему. Неуверенность в своих силах, уклонение от трудностей, страхи.

Как учителя определяют дезадаптацию

Самая распространенная методика определения – опросник. Особый интерес составляет опросник научных педагогов Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Все последующие опросники составлялись на основе их работы. Оригинальный опросник содержит 46 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет. Лишь один вопрос посвящен участию родителей в воспитании. Учитель заполняет бланк ответа и сравнивает с таблицей результатов. В последней содержатся номера принятых утверждений и их характеристика.

Евгения Пустовая считает, что главная профилактика состоит в соблюдении следующих рекомендаций:

  • Уделять ребенку больше внимания. Навязчивому воспитанию предпочитать советы.
  • Заниматься развитием чада. Особое внимание стоит уделить упражнениям на развитие мелкой моторики, концентрации внимания и образного мышления.
  • Не завышать ожидания от ребенка. Такое поведение родителей сильно влияет на самооценку. Следствием становится неуверенность в себе, страх успеха. В будущем может развиться .
  • Не сравнивать с другими. Последствия те же, что и при завышенных ожиданиях.
  • Помочь ребенку найти увлечение по душе. Самореализация позитивно сказывается на социальной адаптации.

Изучая тему школьной адаптации, мы не можем не обратить внимание на то, что существует еще и такое явление, как дезадаптация.

В самом общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность») фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения. К числу основных первичных внешних признаков врачи, педагоги и психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения. С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходят резкие изменения в его ситуации социального развития.

Наибольший риск представляет момент поступления ребёнка в школу и период первичного усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией.

На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез.

На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются неуспешность учения, негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать её), к учителям и одноклассникам, учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

Исходя из понятия «структура психики» и принципов её анализа, компонентами школьной дезадаптации могут выступать следующие

1. Когнитивный компонент, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка. Включает такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки типа недостаточности знаний, умений и навыков.

2. Эмоциональный компонент, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой.

3. Поведенческий компонент, показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологические реакции, антидисциплинарное поведение, пренебрежение правилами школьной жизни, школьный вандализм, девиантное поведение.

Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться у абсолютно здоровых детей, а также сочетаться с различными нервно-психическими заболеваниями. При этом школьная дезадаптация не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные задержкой психического развития, грубыми органическим расстройствами, физическими дефектами, нарушениями органов чувств.

Таким образом, школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Анализ литературных источников позволяет классифицировать всё многообразие факторов, способствующих возникновению школьной дезадаптации.

К природно-биологическим предпосылкам можно отнести:

· соматическую ослабленность ребёнка;

· нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств (неотягощённые формы тифло-, сурдо- и прочих патологий);

· нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический синдром, двигательная расторможенность);

· функциональные дефекты периферийных органов речи, ведущие к нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью;

· лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые дисфункции, астенические и цереброастенические синдромы).

К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести:

· социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, сопровождаемые нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе;

· психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и др.);

· личностные качества ребёнка, сформированные до школы: эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;

· неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.

Е.В.Новикова предлагает следующую классификацию форм (причин) школьной дезадаптации, характерной для младшего школьного возраста.

1. Дезадаптация вследствие недостаточного овладения необходимыми компонентами предметной стороны учебной деятельности. Причины этого могут заключаться в недостаточном интеллектуальном и психомоторном развитии ребёнка, в невнимании со стороны родителей или учителя к тому, как ребёнок овладевает учёбой, в отсутствии необходимой помощи. Эта форма школьной дезадаптации переживается младшеклассниками остро лишь тогда, когда взрослые подчёркивают «бестолковость», «неумелость» детей.

2. Дезадаптация вследствие недостаточной произвольности поведения. Низкий уровень самоуправления затрудняет овладение как предметной, так и социальной сторонами учебной деятельности. На уроках такие дети ведут себя несдержанно, не выполняют правила поведения. Эта форма дезадаптации чаще всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного отсутствия внешних форм контроля и ограничений, которые подлежат интериоризации (стили воспитания «гиперопека», «кумир семьи»), или вынесения средств контроля вовне («доминирующая гиперпротекция»).

3. Дезадаптация как следствие невозможности приспособиться к темпу школьной жизни. Этот тип нарушения чаще встречается у соматически ослабленных детей, у детей со слабым и инертным типами нервной системы, нарушениями органов чувств. Сама дезадаптация возникает в том случае, если родители или учителя игнорируют индивидуальные особенности таких детей, не выдерживающих высоких нагрузок

4. Дезадаптация как результат дезинтеграции норм семейной общности и школьного окружения. Этот вариант дезадаптации возникает у детей, не имеющих опыта идентификации с членами своей семьи. В этом случае они не могут образовать настоящие глубокие связи с членами новых общностей. Во имя сохранения неизменного Я они с трудом вступают в контакты, не доверяют учителю. В других случаях результатом невозможности разрешить противоречия между семейным и школьным МЫ является панический страх расставания с родителями, желание избежать школы, нетерпеливое ожидание конца занятий (т.е. то, что обычно называют школьным неврозом).

Ряд исследователей (в частности, В.Е.Каган, Ю.А.Александровский, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, И.А. Невский) рассматривают школьную дезадаптацию как следствие дидактогении и дидаскогении. В первом случае психотравмирующим фактором признаётся сам процесс обучения.

Информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени, не соответствующие социальным и биологическим возможностям человека, являются одним из важнейших условий возникновения пограничных форм нервно-психических расстройств.

Отмечается, что у детей до 10 лет с их повышенной потребностью в движениях наибольшие трудности вызывают ситуации, в которых требуется контролировать свою двигательную активность. При блокировании этой потребности нормами школьного поведения нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Наступающая вслед за этим разрядка, являющаяся защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение, выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, которые воспринимаются учителем как дисциплинарные проступки.

Дидактогении, т.е. психогенные расстройства, вызываются неправильным поведением педагога.

Среди причин школьной дезадаптации нередко называют некоторые личностные качества ребёнка, сформированные на предыдущих этапах развития. Существуют интегративные личностные образования, определяющие наиболее типичные и устойчивые формы социального поведения и подчиняющие себе его более частные психологические характеристики. К таким образованиям относятся, в частности, самооценка и уровень притязаний. При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой ожидаются неудачи. В основе возникающих отрицательных эмоциональных переживаний лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков социально-психологической дезадаптации. Не менее серьёзные проблемы возникают у детей со сниженной самооценкой и уровнем притязаний. Их поведение отличается неуверенностью, конформностью, что сковывает развитие инициативы и самостоятельности.

Обоснованно в группу дезадаптированных можно включить детей, испытывающих затруднение в общении со сверстниками или учителями, т.е. с нарушениями социальных контактов. Умение устанавливать контакт с другими детьми чрезвычайно необходимо первокласснику, так как учебная деятельность в начальной школе носит ярко выраженный групповой характер. Несформированность коммуникативных качеств порождает типичные проблемы общения. Когда ребёнок либо активно отвергается одноклассниками, либо игнорируется, в обоих случаях отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также имеет дезадаптирующие свойства ситуация самоизоляции, когда ребёнок избегает контактов с другими детьми.

Выводы по первой главе

При рассмотрении явления адаптации мы ознакомились со следующими понятиями: «адаптация в биологическом смысле», «адаптация социальная», «устойчивая психическая адаптация», а также «адаптация социально-психологическая».

Процессы адаптации направлены на сохранение равновесия с окружающей средой. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической организации деятельности.

И, говоря про первоклассников в период адаптации к обучению в школе, можно заметить, что в силу их возрастных особенностей в это время начинают формироваться такое важное личностное образование как чувство социальной компетентности или при неблагополучных условиях -социально-психологической неполноценности.

Также в первой главе данной работы были изложены подходы по вышеозначенной теме, в которых такие исследователи, как А.Л. Венгер, Э.М. Александровская, Т.В. Дрожевец, А. Маслоу, А. Элли, К. Роджерс, Д. Снигг и А. Комб, выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации первоклассников к школе.

Кроме того, говоря о социально-психологической адаптации детей к обучению в начальной школе, мы не могли оставить без внимания такое явление, как дезадаптация и рассмотрели ее понятие, признаки, причины и последствия.

На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать вывод, что процесс адаптации к обучению в начальной школе, а также трудности, которые могут возникать у ребёнка в этот период, связаны с воздействием большого числа факторов: как личностных особенностей индивидуума, так и влияния на него внешних обстоятельств.

адаптация школа социальный психологический

Критерии. Задачи.

Методы работы.

Учитель математики

МБОУ «Красноармейская средняя

Общеобразовательная школа»

Девиантное поведение и личность.

Нет ничего более страшного для человека,

Чем другой человек, которому нет до него дела.

Осип Мандельштам . О собеседнике .

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестоко, связано с нарушением норм психического здоровья. Совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Самыми важными индивидуально-личностными факторами являются локус контроля и уровень самоуважения.

Американский психолог Говард Кэплан создал теорию девиантного поведения, проверенную на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения и ряда психических расстройств. Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение ощущается как неприятное состояние, а приятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Пониженное самоуважение связано у юношей со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, и различными психическими нарушениями.

В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы:

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти способы самоутверждения, которых у него не было в семье и в школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

4. Кроме делинквентости важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется. Девиантное поведение (совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание и интерес у девиантной группы), как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

Причины школьной дезадаптации.

Термин (ШД) школьная дезадаптация – широкое понятие, включающее в себя: нарушение приспособления личности школьника к сложным меняющимся условиям обучения в школе, т.е. нарушение приспособляемости к обучению; нарушение поведения, при котором дети с нормальным интеллектом, не страдающие психическими нарушениями отказываются от обучения, посещения школы.

Или по другому ШД- это невозможность для ребёнка найти в пространстве школьного обучения своё место, на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции, возможности для самореализации и самоактуализации.

Факт ранней ШД особенно у младших школьников в настоящее время является одной из основных предпосылок возникновения ранних детских неврозов, различных форм отклоняющегося поведения и развития психопатологического характера.

ШД переросла в проблему, которую призваны решать педагоги, психологи, психиатры, психотерапевты, педиатры, дефектологи, социологи. Острота и актуальность проблемы лежит уже в том, что несёт в себе ШД, каковы её последствия для личности в целом. Страдают от этого состояния, прежде всего сами дезадаптивные дети и, конечно, окружающие их.

Критерии и признаки школьной дезадаптации

1. Неуспешность в обучении по программам, хроническая неуспеваемость, второгодничество, отсутствие системных знаний, навыков.

2. Постоянные нарушения эмоционально- личностных отношений к отдельным предметам или к обучению в целом, а также к личности учителя. Проявляются они в равнодушно-безучастном, пассивно- негативном, пренебрежительном отношении к учёбе. Т.е. полный протест.

3. Систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и школьной среде в виде отказа от учёбы. Стойкое антидисциплинарное, оппозиционное поведение. Противопоставление себя ученикам, учителю, пренебрежением к правилам школьной жизни.

В настоящее время проблеме ШД младших школьников уделяется внимание уже с 1-го класса, т.к. начало обучения представляет собой уже стрессовую ситуацию, меняется кардинально образ жизни ребёнка. Игровая свободная деятельность переходит в произвольную, учебную (не по их воле), как бы навязали из вне, общественно задали, не считаясь с потребностью ребёнка. Этому факту дети усиленно сопротивляются.

В результате, уже с 1-ом классе с октября-ноября месяца от 30-70

% страдают ЩД и проявляется она:

  1. В реакциях пассивного протеста достигающего патохарактерологического уровня. Дети отказываются выполнять задания, эмоционально напряжены в школе, появляются страхи, сердцебиение, потливость, частые позывы к мочеиспусканию, появляется ощущение мнимой недостаточности и возникают моносимптомные неврозы(депрессивные, астенические состояния)

Этим страдают в основном дети, которые воспринимались родителями ещё до школы неудачливыми, неспособными, неорганизованными. Эти дети тревожно мнительные, ипохондричные.

  1. В реакциях активного протеста, грубого непослушания, резкого отказа от учёбы. Это в случаях директивно – авторитарного воспитания в учёбе.

Эти признаки, идущие с 1 класса, проявляются и в последующих классах: влияют на изменение характера, появляются патопсихологические черты: агрессивность, замкнутость, слезливость, демонстративность, гиперактивность и др., являясь прямой предпосылкой пограничных, нервно – психических заболеваний и деликвентного поведения.

В нахождении путей преодоления ШД важно вначале выделить причины возникновения состояний дезадаптации:

1. Недостаточное психоэмоциональное развитие ребёнка в дошкольный период.

Отсутствует эмоционально-волевая готовность: умение взять на себя ответственность, найти выход из сложной ситуации, умение обращаться к взрослым за помощью для разрешения своих проблем. Недостаточно высокая самооценка, самоуверенность, самосознание своего места в ситуации. Затруднено общение, недостаточна коммуникабельность. В познавательной деятельности недостаточно сформированы мотивации, установки к самостоятельному усвоению знаний, т.к. недостаёт произвольности в запоминании, сосредоточение внимания и т. п.

2.Органические и психосоматические заболевания.

Заболевания мозга, нервной системы и др. существенно мешают и ограничивают возможности школьной адаптации.. Существует замкнутый круг: переживания вызывают психосоматическое заболевание, оно же в свою очередь ШД, а ШД обостряет психосоматику (неврозы, бронхит и т.д.) .С этим необходимо считаться, помогать таким детям, знать особенности их здоровья.

  1. Социальная среда.

К ней относятся семья, родные, сверстники во дворе и в школе и др.. Эта та действительность, которая формирует или вызывает дезадаптивное состояние или поведение, особенно у детей с неустойчивым характером. Одни дети переживают воздействие среды на них, другие поддаются её влиянию, становятся продуктом среды.

4. Личность учителя .

Позиция учителя приемлема в демократичном стиле, личностно-ориентированным на характер, способности, особенности личности.

5.Эмоционально – стрессовые переживания.

Включают внутренний и внешний межличностный конфликт. Дети тяжело переживают отрицательную оценку их взрослыми и сверстниками. Они не могут своевременно и адекватно реагировать на психотравмирующую ситуацию, что вызывает ранние детские неврозы, дезадаптивное поведение.

6. Задержка психического развития.

Не позволяет мобилизовать эмоционально – волевую сферу на успешность в учёбе, в поведении. Ликвидировать ЗПР задача специалистов: определить причину, степень задержки и пути её преодоления.

7. Характерологичесие особенности личности школьника.

Характер наследственно предопределён, задан, поэтому с этим приходиться считаться. Такие типы характера, как неустойчивый, психостенический, эпилептоидный, шизоидный, возбудимый предопределяют различные формы дезадаптивного состояния или поведения..

Например: эпилептоидный тип характера несёт в себе тяжёлые садистские поступки, трудности адаптации, агрессивность. Многие поведенческие расстройства у некоторых личностей: гиперактивность, гипоактивность: медлительность, тревога, дезорганизованность, конфликтность, агрессия, раздражительность и др. предопределены их типом характера.

Характер психокоррекции неподвержен, поведение же изменить можно. Эти две категории тесно взаимосвязаны и это нужно учитывать.

8. Дефекты домашнего воспитания.

Особое место в формировании дезадаптации занимают конфликты в семье, разводы, пьянства, унижения, авторитарность и директивность родителей, несправедливое наказание, чрезмерный контроль. В таких случаях основная работа проводится с родителями.

Методы работы, используемые в работе с дезадаптивными школьниками.

Зная перечисленные причины ШД, можно предотвратить, избежать, не упустить эти состояния, ликвидировать с помощью специалистов.

Методы работы:

  • Ранняя психодиагностика типа акцентуации характера, отношения к учёбе, школе, учителю; межличностные отношения, самооценка, притязания, конфликтных переживаний, психотравмы и т.д.
  • Определение причин возникновения ШД через психодиагностику, беседы, интервью, рисуночные тесты, анкетирование и т.д.
  • Определение круга лиц, участвующих в психологической помощи ребёнку. Это: родители, педагоги, школьный психолог, социальный педагог, психотерапевт, сверстник, друзья, родные.
  • Определение форм работы: групповые (беседы, психотренинги, лекци и, встречи на классных часах, на родительских собраниях), индивидуальные. Обсуждаются, анализируются сложные ситуации, причины появления ШД.
  • Определение видов психологической деятельности: консультирование, психокоррекция, беседы, психологические упражнения, тренинги.

Задачи, решаемые в психокоррекции при дезадаптации.

Дать возможность школьнику пережить, что его принимают таким, какой он есть.

Дать положительные образцы поведения со сверстниками.

Дать возможность реализовать положительный опыт общения со сверстниками.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Самостоятельная работа

по дисциплине: «Специальная психология »

по теме:

«ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ »

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Андреева А.Ш.

г. Москва, 2016г.

    Что входит в понятия «адаптация» и «дезадаптация» в психологии?

    Каковы причины школьной дезадаптации учащихся (стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, внутренний конфликт)?

    Охарактеризуйте формы школьной дезадаптации в младшем школьном и подростковом возрасте (неврозы, страхи, депрессия, неврастения).

    Ознакомьтесь с определениями, приведенными в методических рекомендациях. Подумайте, какого рода воздействия могут вызвать стресс? Можно ли рассматривать фрустрацию как одну из форм психологического стресса?

    Какие особенности воспитания приводят к эмоциональной депривации?

    Что понимается под школьным неврозом?

    Какие школьные ситуации чаще всего вызывают страх у ребенка и подростка?

    В чем вы видите возможности профилактики школьных неврозов?

    Адаптацией (от лат. adaptare - приспособлять) принято называть процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, npоявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых действий и т. д.

Дезадаптация - процесс, который приводит к наруше­нию взаимодей­ствия со средой.

    Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием. При этом, необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции как сложные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

Вторая по распространенности причина ШД – неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, истероневротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению. В категорию школьников-«дезадаптантов» попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется рядом признаков.

1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.

2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.

3. Наблюдается несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся.

    Одна из форм школьной дезадаптации учащихся младших классов связана с особенностями их учебной деятельности. В младшем школьном возрасте дети овладевают прежде всего предметной стороной учебной деятельности - приёмами, навыками, умениями, необходимыми для усвоения новых знаний. Овладение мотивационно-потребностной стороной учебной деятельности в младшем школьном возрасте происходит как бы латентно: исподволь усваивая нормы и способы социального поведения взрослых, младший школьник ещё не пользуется ими активно, оставаясь по большей части зависимым от взрослых в своих отношениях с окружающими людьми.

Если у ребёнка не формируются навыки учебной деятельности или приемы, которыми он пользуется, и которые закрепляются у него, оказываются недостаточно продуктивными, не рассчитанными на работу с более сложным материалом, он начинает отставать от своих одноклассников, испытывать реальные трудности в учёбе (12).

Возникает один из симптомов школьной дезадаптации - снижение успеваемости. Одной из причин этого могут быть индивидуальные особенности уровня интеллектуального и психомоторного развития, которые однако, не являются фатальными. По мнению многих педагогов, психологов, психотерапевтов, если правильно организовать работу с такими ребятами, учитывая их индивидуальные качества, обращать специальное внимание на то, как они решают те или иные задания, можно в течении нескольких месяцев, не изолируя детей от класса, добиться не только ликвидации у них отставания в учёбе, но и компенсации задержки в развитии.

Другая форма школьной дезадаптации младших школьников , так же неразрывно связана со спецификой их возрастного развития. Смена ведущей деятельности (игровой на учебную), которая происходит у детей в 6-7 лет; осуществляется за счёт того, что только понимаемые мотивы учения при определённых условиях становятся действующими мотивами.

Одним из таких условий является создание благоприятных отношений референтных взрослых к ребёнку - школьнику - родителей, подчёркивающих значимость учёбы в глазах младшеклассников, учителей, поощряющих самостоятельность учащихся, способствующих образованию у школьников стойкой учебной мотивации, заинтересованности в хорошей оценке, получении знаний и т.п. Однако наблюдаются и случаи не сформированности у младшеклассников мотивации учения.

Третья форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в их неспособности произвольно управлять своим поведением, вниманием учебной работой. Неумение адаптироваться к требованиям школы и управления своим поведением в соответствии с принятыми нормами может быть следствием неправильного воспитания в семье, которое в ряде случаев способствует обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная возбудимость, трудность концентрации внимания, эмоциональная лабильность и др. Основное, что характеризует стиль отношений в семье к таким детям, - это либо полное отсутствие внешних ограничений и норм, которые должны были бы интериоризироваться ребёнком и стать его собственными средствами самоуправления, либо "вынесенность" средств контроля исключительно вовне. Первое присуще семьям, где ребёнок полностью предоставлен сам себе, воспитывается в условиях безнадзорности, или семьям в которых царит "культ ребёнка", где ему дозволено всё, он ничем не ограничен. Четвёртая форма дезадаптации младшеклассников к школе связана с их неумением приспособиться к темпу школьной жизни. Как правило, она встречается у соматически ослабленных детей, ребят с задержкой физического развития, слабым типом ВДН, нарушениями в работе анализаторов и других. Причины возникновения дезадаптации таких детей в неправильном воспитании в семье или в "игнорировании" взрослыми их индивидуальных особенностей.

    Любое непривычное для организма воздействие - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств - все это может вызвать стресс.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.

Принято различать: фрустратор причину, вызывающую фрустрацию; фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию.

Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и т. д. Фрустрация может возникать, например, в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Состояние фрустрации, как правило, достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Дело в том, что человек планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, при этом, одновременно мобилизует блок обеспечения своих целей определенными действиями. В этом случае имеется в виду энергетическе обеспечение целенаправленного поведения. Перед этим запущенным в ход действием возникает некое препятствие – само психическое событие тормозится или прерывается, при этом в месте прерывания события происходит повышение психической энергии. Все это приводит к повышению активизации корковых образований, в частности ретикулярной формации. Именно этот пререизбыток нереализованной энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, которое необходимо снять. Поведение человека в состоянии фрустрации может быть самым разнообразным, оно зависит от многих факторов, таких как возрастные особенности, сила фрустратора, привлекательность цели, объем остановленной психической энергии.

Вообще, фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.

    Депривация может возникать и из-за того, что взрослые не позволяют ребенку выказывать свои эмоции. Злясь на малышей за их радость или слезы, родители заставляют младших членов семьи блокировать вполне естественные эмоции, что в дальнейшем приводит к их замкнутости и регулярным депрессиям.

    ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ - недуг, мешающий детям нормально учиться. Это устойчивый дискомфорт, привычный стресс, связанный с отношением к школе. А ещё постоянная тревога, устойчивые страхи, тихая паника, ужас, который испытывает школьник.

    1 . Страх ответить неправильно на вопрос учителя, особенно у доски. Этого школьники боятся как огня. Кому хочется выставить себя «в дурном свете», вызвать смех или осуждение одноклассников, неудовольствие или критическое замечание учителя. Отсюда рождается боязнь ошибиться, а также страх публичных выступлений.

2. Страх получить плохую оценку. Это и понятно - «двойка» в дневнике влечет за собой целый ряд нежелательных последствий: будут ругать дома, могут наказать, вдруг не успею исправить до конца четверти?

И если родители требуют только «десяток» и «девяток», сила давления на ребенка увеличивается, становится двухсторонней. Постепенно возникает синдром «неудачника», который всегда не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них.

3 . Страх перед необъективностью учителя. В этой ситуации ребенок практически беззащитен, так как педагогический коллектив даже в случае неправоты коллеги обычно защищает честь мундира.

4. Страх быть отвергнутым одноклассниками (сверстниками) становится главным в подростковом возрасте, когда потребность в общении со сверстниками становится жизненно необходимой. Острое желание общаться и быть «своим» чаще всего сопровождается боязнью оказаться вне круга - а вдруг не примут и не захотят дружить?

5. Страх перед обидчиками - одноклассниками, старшими ребятами, которые могут спровоцировать драку, отнять чужую вещь, организовать травлю.

    Профилактика школьных неврозов:

Знание семейной обстановки и предрасположенности ребенка к невротическим реакциям;

Благожелательная атмосфера на уроке;

Уроки физкультуры, двигательная разгрузка детей;

Повышение самоконтроля педагога;

Выбор правильного стиля общения;

Неформальное общение.