Развитие ссср 1945 1953. Реакция на демократический импульс была двоякой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Березниковский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общенаучных дисциплин

Культурная жизнь СССР в 1945-1953 гг.

Контрольная работа по дисциплине

«Отечественная история»

студентки первого курса

группы БФ/В Э-1-11

Карповой Евгении Сергеевны

Проверил:

ст. преподаватель Чащина М.Ю.

Березники, 2011

Первая часть………………………………………………………………..…3-15

Введение……………………………………………………………………....3

1. Развитие культуры в послевоенный период………..................................4- 6

2. Усиление партийно-государственного контроля за различными

сферами культурной жизни…...............…………......................……………7

2.1. Литература..................................................................................................8

2.2. Театр и кино...............................................................................................9

2.3. Музыка.......................................................................................................10

2.4. Образование..............................................................................................11

2.5. Наука..........................................................................................................12-13

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы………………………………………..15

Вторая часть……………………………………………………………….….16

Ответы на тестовые задания…………………………………………….…...16

Введение

Культура – одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществе, в изучении его исторического развития существует понятие: культура – всегда включала и включает в себя, прежде всего образование – умственное и нравственное (В.И. Даль).

Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны сотни тысяч книг. Сократился выпуск специалистов в вузах. В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства.

В послевоенные годы в советском обществе был взят курс на фактическое усиление репрессий, что было шоком для многих миллионов советских людей, переживших самую страшную в истории человечества войну и бывших в уверенности, что кошмарные 1936-1937 годы с ее победой остались позади. Это были иллюзии и самообман. Репрессивная машина сталинизма сделала лишь короткую передышку и заработала с новой силой.

1. Развитие культуры в послевоенный период

Переход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали.
В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала. За годы войны резко уменьшилось количество школ (было уничтожено 82 тысячи школ, много высших учебных заведений, НИИ, музеев и других учреждений культуры). Однако уже в первую послевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развития системы народного образования. Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования .
Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых . В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение.
В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.
В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы . В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. На документальной основе создаются роман А. Фадеева "Молодая гвардия" и "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого. Одним из первых попытался сказать правду о войне В. Некрасов в повести "В окопах Сталинграда".
Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было осуществиться.

Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт».

Цель идеологического диктата заключалась в том, чтобы помешать развитию в обществе свободомыслия, гражданской ответственности, самоуважения. Эта политика привела к тому, что замедлился рост культурного потенциала общества и развитие отечественного искусства.

Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946 г.) . Поводом для него послужила публикация в журнале "Мурзилка" рассказа М.М. Зощенко "Приключения обезьянки", перепечатанного затем литературным журналом "Звезда". Политическая оценка детского рассказа М.М. Зощенко была дана на заседании Оргбюро ЦК партии, где присутствовали И.В. Сталин, секретарь ЦК по вопросам идеологии А.А. Жданов, другие идеологические работники, писатели. Повести, рассказы и стихи ряда авторов были признаны несовместимыми с социалистическим мировоззрением. М.М. Зощенко был обвинен в безыдейности, вульгарности и аполитичности. В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и других советских литераторов. В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма . Страницы газет и журналов были заполнены статьями, направленными против "буржуазного космополитизма" и его носителей. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось "преклонение перед всем западным". Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировом историческом процессе, умаление роли русского народа и русского рабочего класса в победе Октябрьской революции и гражданской войне, в построении социалистического общества. Борьба с космополитизмом сопровождалась "проработками" и административными мерами против известных исследователей. Она привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложившиеся в 30-40-е годы концепции исторического развития. Малейшие отклонения в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные вопросы рассматривались как нарушение принципа партийности в науке. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с "буржуазной идеологией", политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества. Диктатура в духовно-идеологической сфере тяжело отражалась на развитии науки. С большими трудностями сталкивались исследователи, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 г. они были объявлены лжеучеными, а их труды - вне закона.

2. Усиление партийно-государственного контроля за различными сферами культурной жизни

Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденции к относительному смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, не только прорвали "железный занавес", но и создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против "западного влияния" на развитие отечественной культуры. По существу речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней.

В августе 1946 г. был создан новый журнал "Партийная жизнь", призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, "страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма".

Советский Союз приобрел статус ведущей мировой державы.

Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределению средств в пользу тяжелой промышленности, перекачке средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60% от довоенного уровня. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.

В 1947 г. был установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к его массовому забою.

Были сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м гг. удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоенная обстановка потребовала от правительства проведения в жизнь демократических принципов устройства государства.

В 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны. Прошли перевыборы Советов всех уровней, участились их созывы и сессии. Было увеличено количество постоянных комиссий, возобновлена работа общественных и политических организаций.

В 1946 г. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров, а наркоматы - в министерства. В соответствии с Конституцией были проведены прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й Съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос о проекте новой программы ВКП(б).

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы: Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.

Произошли изменения в науке и культуре. С 1952 г. было введено обязательное семилетнее образование, стали открываться вечерние школы. Была образована Академия художеств и Академия наук с ее филиалами в республиках. Во многих вузах появилась аспирантура. Началось регулярное вещание телевидения.

На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство политики в их развитие. Правительство и партия стали контролировать научные исследования историков, философов, филологов.

Послевоенное устройство мира отличается целым рядом особенностей. Мировое сообщество, пережив самую кровопролитную за всю историю войну (более 50 млн. погибших) и сумев объединить усилия в борьбе против фашизма, рассчитывало на мир и процветание. Однако победа над фашизмом вскоре обернулась расколом мира и угрозой новой мировой войны. Для объективного анализа сложившейся обстановки необходимо дать оценку международной ситуации.

Из войны 1941–1945 гг. СССР вышел с возросшим авторитетом, что было проявлением признательности многих народов за освобождение от фашизма. Претензии на лавры «страны-победительницы» имелись и у США, что диктовалось созданной за годы войны мощной экономической базой. После войны США контролировали 80 % золотого запаса капиталистического мира и сосредоточивали у себя до 60 % мирового промышленного производства, а рост вырабатываемой продукции составил 2,5 раза. США превратились в экономический, финансовый и политический центр мира. Монопольное обладание ядерным оружием давало возможность этой стране действовать «с позиции силы» в отношениях с потенциальным противником.

Постепенно складывается двухполюсная картина международных отношений: формировался блок просоветски ориентированных государств (социалистический лагерь) и противостоящих им западных стран, вступивших в союзнические отношения. Антигитлеровская коалиция с ее детищем – ООН была поставлена под угрозу. Общество втягивалось в «холодную войну». Ее своеобразным манифестом стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенной 5 марта 1946 г. Политический смысл этого выступления заключался в ориентации мировой общественности на разрыв отношений между странами-победительницами и признание приоритетов на мировой арене за англоязычными странами. В отношении СССР выдвигалась идея противопоставить советской экспансии «железный занавес», опираясь на американскую ядерную монополию. Отныне в самих США утверждалось мнение, что ХХ в. – век Америки и нужно перестраивать мир по своему подобию.

Ответным шагом со стороны СССР была жесткая пропагандистская кампания против Запада, форсированное продвижение коммунистических идей в страны Восточной Европы и завершение работ по созданию ядерного оружия (в 1949 г. была испытана советская атомная бомба). Таким образом, шансов на развитие сотрудничества, дальнейший поиск его цивилизованных форм с учетом общечеловеческих ценностей практически не оставалось.

Вершиной противостояния стала корейская война 1950-1953 гг. в которую были вовлечены помимо режимов Северной и Южной Кореи армейские подразделения КНР, СССР и США. В отдельные моменты противостояния американское военное командование предлагало применить атомное оружие.

Вторая половина 40-х и начала 50-х гг. характеризуется следующими событиями:

Со стороны США и их союзников – выдвижение плана экономического возрождения Европы («план Маршалла»), создание в 1949 г. военно-политического блока НАТО (Североатлантический пакт), объединившего вначале 12 государств Европы и Северной Америки, отказ от ранее согласованных решений по Германии (в частности - признать восточную границу Германии по р. Одеру и Нейсе), локальные военные конфликты, наиболее крупным из которых стала война в Корее - 1950-1953 гг., гонка вооружения, прежде всего ядерных.

Со стороны СССР – в течение 1945-1948 гг. были сформированы сначала коалиционные, с участием коммунистов, а затем – коммунистические по составу правительства в странах Восточной Европы, в 1949 г. создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1947 г. для координации деятельности коммунистических партий было создано Коминформбюро, просуществовавшее до 1956 г. В противовес НАТО в 1955 г. создается Организация Варшавского Договора как военно-политический союз стран социалистического лагеря. В 1956 г. при активном участии советских войск было подавлено антикоммунистическое восстание в Венгрии. Спровоцированное волюнтаристской политикой венгерского руководства оно отличавшееся крайней жестокостью по отношению к членам правящей партии.

Таким образом, в истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав – СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства. Приоритет общечеловеческих ценностей и идея мирового единства были отодвинуты на задний план.

Внутреннее положение Советского государства было не менее противоречивым. Его определяющие факторы:

- чувство гордости за одержанную победу, возросший авторитет страны подпитывали идею исключительности социалистической державы;

Материальные и моральные потери, человеческие жертвы порождали, наоборот, пессимизм, неверие, утраченное чувство перспективы;

- «холодная война», обострение международной обстановки провоцировали экстремальную обстановку с акцентом все на тот же энтузиазм;

В обществе зрела «критическая масса» (вернувшиеся с фронта, из лагерей, интеллигенция), в центре внимания которой был вопрос о сути общественной системы и необходимости ее пересмотра, К тому же общая угроза сблизила народы и понятие «система» потеряло смысл.

Победа предоставила Советскому государству выбор: развиваться с цивилизованным миром, или по-прежнему искать «свой путь».

Экономическое положение было крайне тяжелым. СССР потерял 1/3 своего национального богатства, погибло 27 млн. чел. Были разрушены 32 тыс. предприятий, 1710 городов и поселков, 70 тыс. деревень, 96 тыс. колхозов и совхозов. Сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 млрд. руб., что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г. Засуха 1946 г. и последовавший за ней голод ухудшили производительные силы деревни.

Задачи восстановление хозяйства были отражены в четвертом пятилетнем плане, главной задачей которого было не только восстановить разрушенное войной народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень в значительных масштабах. Основным направлением развития в послевоенные годы опять становится форсированное развитие тяжелой промышленности. Уже в 1948 г. национальный доход страны был увеличен на 64 %, достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1950 г. превзойден на 73 %. Сельское хозяйство вышло на уровень довоенного производства в 1950 г. Высокими темпами развивались наука и техника. Крупных достижений добилось отечественное ракетостроение, авиастроение, радиотехника.

Социальные проблемы решались медленнее. Однако уже в 1947 г. была отменена карточная система и одновременно проведена денежная реформа, обеспечившая стабилизацию денежной системы. Высокие темпы восстановления и развития промышленности обеспечивались за счет изъятия средств из сельского хозяйства, что сказывалось на положении крестьян. Доходы крестьян оставались в 4 раза ниже доходов рабочих и служащих.

Сложной оставалась и политико-идеологическая ситуация в стране. Мы уже отметили наличие в обществе «критической массы», которая стремилась к изменению системы. Однако выбора в пользу демократии не случилось. «Эйфория победы» утвердила мысль об идеальности советской системы. Элементы либерализации общества, формально заложенные в проектах Конституции и Программы партии (1947) не получили своего воплощения. Более того, власть развернула кампанию по ужесточению контроля за общественной жизнью. Для борьбы с опасными общественными умонастроениями использовались прежние полицейско-репрессивные меры. Сотни тысяч вернувшихся на родину военнопленных были отправлены в лагеря.

В 1946-1948 гг. была принята серия идеологических постановлений ЦК ВКП(б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «Об опере «Великая дружба» Мурадели, «О репертуаре драмтеатров» и др. Творческая интеллигенция, таким образом, была поставлена на место за вольнодумство и игнорирование принципа социалистического реализма. В 1947-1951 гг. были проведены погромные «дискуссии» по философии, языкознанию, политэкономии, истории, физиологии, в ходе которых насаждались единомыслие и административно-командный стиль в науке.

Отражением внутренней борьбы в руководстве страны стало так называемое «ленинградское дело». По сфабрикованным обвинениям были расстреляны ряд видных партийных и государственных деятелей (А. Кузнецов, М. Родионов, и др.). Одиозную историческую известность приобрело «дело врачей», принявшее антисемитскую окраску.

Надежды общества, поколения победителей на либерализацию политического режима были подавлены административно-репрессивной машиной. Только скоропостижная кончина И. Сталина 5 марта 1953 г. изменила обстановку в стране. С его кончиной закончилась целая эпоха в жизни страны.

К марту 1953 г. в высших партийных органах сформировались две основных группировки. Первая из них предполагала сохранение сталинского курса без принципиальных корректировок (В. Молотов, Л. Каганович, Н. Булганин, К. Ворошилов), а вторая понимала необходимость реформирования тоталитарной системы, смягчение политического режима. (Г.М. Маленков, Н.С. Хрущевым, с аналогичными заявлениями выступал и Л.П. Берия).

Самой серьезной проблемой для наследников Сталина было решение вопроса о сохранении созданной ими системы. Но каждый из них понимал, что оставить ее без изменений было уже невозможно. Наиболее радикальную программу преобразований предложил Берия:

    осудить культ личности Сталина;

    перестроить и смягчить сложившуюся репрессивную систему;

    увеличить доля национальных кадров в партийном и государственном аппарате союзных республик;

    перераспределение властных полномочий от партийных организаций к государственным;

    во внешней политике – нормализация отношений с Югославией, объединение ГДР и ФРГ.

Возможность усиления позиций Берии встревожило его соперников, опасавшихся, что его приход к власти приведет к новому витку репрессий среди высшего руководства. Маленков и Хрущев, объединившись, в июне 1953 г. на заседании Президиума ЦК при решающем участии Жукова арестовали Берию, объявив его в традициях того времени английским шпионом и врагом народа. В декабре 1953 г. он был расстрелян.

Завершение Великой Отечественной войны стало огромным облегчением для жителей СССР, но одновременно поставило перед правительством страны ряд неотложных задач. Вопросы, решение которых было отложено на время войны, теперь нужно было решить срочно. Кроме этого, властям было необходимо обустроить демобилизированных красноармейцев, обеспечить социальную защиту жертв войны и восстановить разрушенные хозяйственные объекты на западе СССР.

В первую послевоенную пятилетку (1946–1950) была поставлена цель восстановить довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства. Отличительной чертой восстановления промышленности было то, что не все эвакуированные предприятия возвращались на запад СССР, значительная их часть отстраивалась с нуля. Это позволило укрепить промышленность в тех регионах, которые до войны не имели мощной индустриальной базы. Одновременно были приняты меры по возвращению промышленных предприятий к графикам мирной жизни: была сокращена продолжительность рабочего дня, и увеличилось число выходных. К концу четвёртой пятилетки во всех важнейших отраслях промышленности удалось достичь довоенного уровня производства.

Демобилизация

Хотя небольшая часть бойцов Красной армии вернулась на родину уже летом 1945 года, основная волна демобилизации началась в феврале 1946 года, а окончательное завершение демобилизации пришлось на март 1948 года. Было предусмотрено, что демобилизованные воины в течение месяца будут обеспечены работой. Семьи погибших и инвалидов войны получали от государства особую поддержку: их дома в первую очередь снабжали топливом. Однако в целом демобилизованные бойцы не имели каких-либо льгот в сравнении с гражданами, находившимися в годы войны в тылу.

Укрепление репрессивного аппарата

Аппарат репрессий, переживший расцвет в предвоенные годы, за время войны видоизменился. Ключевую роль в нём играли разведка и СМЕРШ (контрразведка). После войны эти структуры проводили фильтрацию возвращавшихся в Советский Союз военнопленных, остарбайтеров и коллаборантов. Органы НКВД на территории СССР боролись организованной преступностью, уровень которой сразу после войны резко возрос. Однако уже в 1947 году силовые структуры СССР вернулись к репрессиям гражданского населения, а в конце 50-х годов страну потрясли громкие судебные процессы (дело врачей, ленинградское дело, мингрельское дело). В конце 40-х и начале 50-х годов из новоприсоединённых территорий Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтики проводились депортации «антисоветских элементов»: интеллигенции, крупных собственников, сторонников УПА и «лесных братьев», представителей религиозных меньшинств.

Внешнеполитические ориентиры

Ещё в годы войны будущие державы-победительницы заложили основы международной структуры, которая бы регулировала послевоенный миропорядок. В 1946 году начала свою работу ООН, в которой пять наиболее влиятельных государств мира имели блокирующий голос. Вхождение Советского Союза в Совет Безопасности ООН укрепило его геополитическое положение.

В конце 40-х годов внешняя политика СССР была направлена на создание, укрепление и расширение блока социалистических государств, позже ставшего известного как социалистический лагерь. Появившиеся сразу после войны коалиционные правительства Польши и Чехословакии были заменены на однопартийные, в Болгарии и Румынии были ликвидированы монархические институты, а в Восточной Германии и Северной Корее просоветские правительства провозгласили свои республики. Незадолго до этого коммунисты взяли под свой контроль бо́льшую часть Китая. Попытки СССР создать советские республики в Греции и в Иране не увенчались успехом.

Внутрипартийная борьба

Считается, что в начале 50-х годов Сталин запланировал очередную чистку высшего партийного аппарата. Незадолго до своей смерти он также провёл реорганизацию системы управления партией. В 1952 году ВКП(б) стала называться КПСС, а Политбюро было заменено Президиумом ЦК, в котором не было должности Генерального секретаря. Еще при жизни Сталина наметилось противостояние между Берия и Маленковым с одной стороны и Ворошиловым, Хрущёвым и Молотовым – с другой. Среди историков распространено такое мнение: члены обеих групп осознавали, что новая серия процессов направлена, в первую очередь, против них, а потому, узнав о болезни Сталина, позаботились, чтобы ему не оказали нужную медицинскую помощь.

Итоги послевоенных лет

В послевоенные годы, которые совпали с последними семью годами жизни Сталина Советский Союз из державы-победительницы превратился в мировую державу. Правительству СССР удалось сравнительно быстро отстроить народное хозяйство, восстановить государственные институты и создать вокруг себя блок союзных государств. Одновременно усиливался репрессивный аппарат, направленный на искоренение инакомыслия и на «чистку» партийных структур. Со смертью Сталина процесс развития государства претерпел резкие изменения. СССР вошёл в новую эпоху.