В какие годы существовало государство древних амазонок. Где жили амазонки, какое носили оружие и откуда пришли? Кто такие амазонки

Амазонками древние греки называли воинственное племя, состоявшее исключительно из женщин. Они выходили в походы под предводительством своей царицы и создали собственное воинственное государство. Для сохранения рода амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали к их отцам, а по другой легенде — попросту убивали, девочек же оставляли у себя и воспитывали из них воительниц-амазонок. Их обучали сельскому хозяйству, охоте и искусству войны.

Происхождение слова «амазонка» не очень понятное — то ли от персидского слова «воин», то ли от греческого, переводимого как «без мужа», «незамужняя».

Среди греков была популярна другая версия — от а… без + mazos грудь. По древним сказаниям, для удобства стрельбы из лука амазонкам еще в детстве выжигали правую грудь. Однако те же греки в своих произведениях искусства представляют амазонок всегда с обеими грудями. Да и лук у степных народов, как говорят историки, натягивался не на уровне груди, а на уровне уха.

Если верить древнегреческому историку V века до нашей эры Геродоту, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым) и на берегах озера Меотида — так древние греки называли Азовское море. Геродот сообщал, что сарматы были потомками амазонок и скифов и что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». Также Геродот сообщает, что у сармат «никакая девушка не станет женой, пока она не убьет человека в сражении». После изучения скифского языка они согласились жениться на скифских мужчинах при условии, что они не будут обязаны следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, сарматы боролись вместе со скифами против персидского царя Дария в V столетии до нашей эры.

Где амазонки жили

Об амазонках пишут и римские историки. Цезарь напомнил Сенату о завоевании амазонками значительных пространств в Азии. Амазонки совершили успешный набег против малоазиатских стран Ликии и Киликии, о чем упоминает историк Страбон. Филострат размещает амазонок в Таврии. Аммиан — к востоку от Танаиса (Дона) по соседству с аланами. А Прокопий говорит, что они живут на Кавказе. Более оригинален римский историк Диодор Сицилийский, который усматривает в амазонках потомков атлантов и пишет, что они живут в западной Ливии. А вот Страбон демонстрирует скептицизм относительно их историчности. Но позже некоторые Отцы Церкви говорят об амазонках как о вполне реальном народе.

Есть сведения, что амазонки жили в Понте (ныне эта историческая область является территорией Турции, а точнее, ее черноморским побережьем). Там они сформировали независимое государство, одной из правительниц которого была Ипполита, чье имя переводится как «свободная, необузданная кобыла». Возможно, такое обозначение амазонки считали комплиментом.

Амазонки, по легендам, основали много городов, среди них Смирна, Эфес, Синоп и Пафос.

Где воевали и первые упоменания

Амазонки впервые появляются в греческом искусстве архаичного периода в сюжетах, связанных с несколькими греческими легендами. Они вторглись в Ликию, но были побеждены Беллерофонтом. В гомеровской «Илиаде» упомянута могила Мирин; согласно древнегреческому историку Диодору, королева Мирин возглавляла амазонок до победного конца войны против Ливии. Они напали на фригийцев, которым помогал Приам. Одна из задач, порученных Гераклу Эврисфеем, состояла в том, чтобы заполучить волшебный пояс амазонской царицы Ипполиты. Еще одна царица амазонок, Пентесилия, участвовала в Троянской войне. Вообще, амазонские воительницы так часто изображались в сражении с греческими воинами, что этот популярный сюжет получил в классическом искусстве даже свое название — «амазономахия». Сражения между афинянами и амазонками увековечены в мраморных барельефах из Парфенона и скульптурах Мавзолея в Галикарнасе.

Некоторые биографы Александра Македонского упоминают королеву амазонок Фалестриду, посещавшую знаменитого завоевателя и даже ставшую от него матерью. Однако этот рассказ другие биографы Александра, в том числе историк Плутарх, считают легендой. В своем произведении он упоминает момент, когда главнокомандующий флотом Александра, Онесикрит, читал эту историю царю Фракии Лисимаху, участвовавшему в походах вместе с Александром. Царь, услышав рассказ о встрече амазонки и Александра, лишь улыбнулся и сказал: «И где я был тогда?»

Вооружение

Да и в произведениях древнегреческого искусства сражения между амазонками и греками фигурируют наравне со сражениями греков и кентавров. Вера в их существование, однако, культивировалась национальной поэзией и искусством. Занятием амазонок была охота и война; их оружием — лук, копье, топор, щит в форме полумесяца и шлем, в раннем искусстве — такой же, как у греческой богини Афины, а в более поздних изображениях — как у Артемиды. На вазах того же позднего времени их платье почему-то наподобие персидского. Они изображались обычно верхом, но иногда пешком.

В эпоху Средневековья и Возрождения амазонок также не забывают и даже приписывают им изобретение боевого топора.

Амазонки в истории мира

В эпоху великих географических открытий в честь амазонок была названа река на Американском континенте. Это случилось в 1542 году, когда путешественник Франсиско де Орельяна достиг реки Амазонки.

Историки Нового времени серьезно относились к столь дружным свидетельствам древних авторов и пытались понять, где и когда могло жить такое племя воинственных женщин. Самые очевидные места их обитания — Скифское государство и Сарматия, в соответствии с «Историей» Геродота.

Но некоторые авторы все же предпочитают искать легендарных амазонок в Малой Азии или даже на острове Крит. Еще в вышедшей в 1911 году энциклопедии «Британика» с немалым сомнением писалось: «В то время как амазонки вполне мифический народ, некоторые видят в сообщениях о них историческую основу».

Предположение, что сказания об амазонках имеют под собой реальную почву, основано на результатах археологических исследований. В частности, изучение сарматских погребений, инвентаря могил сарматок, в которых встречается оружие, говорит о том, что женщины Сарматии действительно участвовали в сражениях.

Археологические свидетельства, кажется, подтверждают существование женщин-воинов, как и активную роль сарматских женщин в военных походах и социальной жизни общества. Погребения вооруженных женщин у сармат включают приблизительно 25 % от общего числа захоронений с оружием.

P.S.

Возможно, причина такой необычной для древнего мира высокой роли женщины в сарматском обществе объясняется требованиями суровой жизни кочевого народа: мужчины часто уходили в дальние края в поход или на охоту, а женщины в их отсутствие должны были быть в состоянии защитить свой очаг, детей, стада животных и кочевья. Современная археология располагает и изученными захоронениями скифских воинов-дев, погребенных под курганами в области Алтайских гор и Сарматии.

Таким образом, современная наука, кажется, разрешила загадку, волновавшую древних и средневековых историков, сообщавших о воинственных женщинах, перед которыми трепетали древние царства.

Видео: Царство Амазонок

Известно из множества легенд, произведений древних авторов и мифов о некогда существовавших воинственных женщинах-амазонках.

Вопрос заключается в том, были ли на самом деле племена женщин-воительниц - вызывает до сих пор целую массу споров у исследователей и ученых.

Племена амазонок, согласно мифам обитали на побережье Черного моря, поблизости к рекам Ирис и Фермодонт. О войнах фригийцев и Белларофонта с амазонками писал еще Гомер.

И по сей день не утихают жаркие споры ученых о реальности их существования.

Амазонки в древнегреческих источниках упоминаются как воинственные племена женщин, которые проживали в Малой Азии или на берегах Меотиды (ныне Азовского моря). Жить они предпочитали обособлено, без мужчин, избегали брака, отличались недюжинной физической силой, воинственностью и отвагой. Богиней-покровительницей считали Артемиду, так как она воплощает образ женщины-воина, амазонки поклонялись ей, а также почитали бога войны - Артеса. Главным занятием воительниц считались вооруженные набеги. Чтобы продолжить собственный род они вступали в связь с мужчинами, проживающими в соседних племенах. Отдавали отцам родившихся мальчиков, или убивали их, а девочек развивали с детских лет духовно, обучали физическим упражнениям, грамоте, владению оружием.




Амазонка с древнегреческого переводится как «безгрудая женщина». Устные предания гласят, что амазонки в раннем возрасте прижигали правую грудь, чтобы та не мешала в их стрельбе из лука.

Но, согласно мнению некоторых ученых, название «амазонки», получили отважные воительницы несколько позже. Окончательно утвердилось за ними лишь в Южной Америке.

Когда вступили испанцы на территорию племени, которое, как получилось, подчинялось амазонкам, те сражались в первых рядах против испанцев и проявили отвагу, мужество, и просто выдающееся искусство войны. Испанцы очень хотели взять в плен хотя бы одну женщину из племени амазонок, чтобы продемонстрировать ее Католическим испанским Величествам, но этого сделать им так и не удалось. Как не получилось у них, и завоевать страну. Эта страна получила название «Амазония», а рядом протекающая река – «Амазонка». Имя «Бразилия» появилось в некотором смысле позже, и взято оно было на основе старокельтских легенд об острове «О Бразил». Населенном только женщинами «острове счастья».

Споры о том, были ли амазонки в реальной жизни, ведутся до сих пор. Сторонники существования отважных воительниц, приводят в качестве аргумента тот факт, что присутствуют изображения амазонок на множестве античных творений. Их оппоненты утверждают, что упоминается об амазонках только в легендах и мифах, которые обрастают с течением времени лишь вымыслом и слухами.

Советские ученые в 1928 году во время раскопок в Земо-Ахвале на побережье Черного моря, произвели на свет сенсационное открытие. Ученые раскопали доисторическое захоронение, в нем был погребен «князь» во всеоружии и полных доспехах; тут же рядом лежал и двойной топор. И данное открытие сделано было в области предполагаемого места, где расселялись амазонки. Детальное изучение скелета продемонстрировало, что это прах женщины. Возможно, она была царицей амазонок.

На Украине в 1971 году нашли еще одно захоронение женщины. Она была погребена также с царскими почестями. А поблизости к ней покоился скелет маленькой девочки, весьма роскошно украшенный. Находились вместе с ней в могиле золотые сокровища и оружие. А еще два мужчины, явно умерших насильственной смертью.

Близ местечка Покровка во время раскопок в Казахстане, в 1993-1997 годах, нашли многочисленные могилы прочих воительниц. И снова мы видим, что рядом со скелетами лежали наконечники и кинжалы для стрел. Определили возраст захоронения, это как раз оказалось две с половиной тысячи лет.

В1994 году в один из сезонов раскопок, нашли могилу очень юной девушки. Ей было приблизительно 14 лет. Кости ее ног имели искривления от постоянной езды верхом. По набору оружия вложенному в могилу напрашивался вывод, что девушка отлично владела боевыми навыками. Рядом с ней найденный кинжал с небольшой рукояткой, был сделан именно под девичью руку. А по немалому количеству наконечников для стрел следовал вывод, что ее хоронили с полным колчаном.

Сторонники реальной истории амазонок полагают, что в мифах есть часть исторической информации. И данная информация, несомненно, указывает на реальное существование амазонок, которые находились когда-то возле реки Фермодонт.

Одна известная скифская легенда гласит, что однажды на землях скифов появилось воинственное неизвестное племя. Воины племени совершали набеги на местные поселки и постоянно угоняли скот. Убив несколько воинов в стычке, скифы захотели скальпировать их но, с удивлением поняли, что все это были женщины. А столь гордым скифам не престало воевать с женским полом. И они боевых действий они стали избегать. Постепенно и скифы и амазонку перешли к мирному сосуществованию, если это можно так назвать.

Явным свидетельством правдивости мифов и легенд об амазонках служат многочисленные захоронения девушек и женщин с боевым оружием.

Амазонки


Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Многие века легенды о женщинах-амазонках волнуют людей образованных, как мужчин, так и женщин. С течением времени легенды эти наполнились всякими вымыслами, были сильно приукрашены, а амазонки стали героинями многих художественных и литературных произведений, в том числе – фантастических. Для женщин это символ – символ женской независимости, образец для подражания, иногда в буквальном смысле, а для мужчин – образец красоты и привлекательности. Поэтому любопытно узнать, что было и было ли на самом деле.


Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что женщины-амазонки жили на границах обитаемого мира (то есть за пределами известных эллинам территорий). По его словам, женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. И когда рождались дети, заботиться о них поручали мужчинам. Легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.

В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов. В ходе этой войны, по свидетельству Геродота, часть амазонок попала в плен, и греки отправили их к себе на трех кораблях. Но не тут-то было! Амазонки восстали, перебили греческих воинов и команды кораблей и, уносимые течением и ветрами, приплыли к берегу, высадившись на скифских землях у места под названием Кремны, затерявшегося в веках. Там они угнали у скифов лошадей и, вооружившись оружием убитых греков, стали грабить страну скифов.


Скифы долго не могли понять, что произошло и откуда эта напасть свалилась на их головы: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени этого они до сих пор не встречали. Собрав силы, скифы вступили в бой с амазонками, впрочем, без особого успеха, так как победить врага не удалось. Каково же было удивление скифов, когда после боя, осмотрев трупы врагов, они обнаружили, что все они – женщины! Восхищенные этим обстоятельством, они решили сделать так, чтобы от таких женщин у них родились дети.

Посовещавшись, скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ – савроматы, говоривший на искажённом скифском языке. Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.

История появления амазонок под стенами Афин связана с именем древнегреческого героя Тезея (Тесея). Историю эту рассказал Плутарх. В одном из своих путешествий по Понту Авксинскому (Черному морю) Тезей приплыл к берегу страны амазонок и высадился там, где был встречен весьма гостеприимно. За это гостеприимство он отплатил черной неблагодарностью, влюбившись в царицу амазонок Антиопу и увезя её на своем корабле в Афины. Для освобождения своей царицы амазонки по суше отправились в Афины и осадили город. Осада длилась 4 месяца и закончилась битвой у стен Акрополя, впрочем, безрезультатной для обеих сторон. Поэтому было заключено перемирие, и амазонки ушли к себе. Антиопу они не освободили, поскольку она сражалась на стороне греков и пала в бою. Вот такие дела творились в древности: за что бились – непонятно.

В Украине есть могилы, где находятся скелеты женщин, похороненных с оружием. Они жили все времена, когда греки еще пересказывали многовековые предания о народе женщин-воительниц, но уже считали их вымыслом. Из-за этих находок у археологов опять возник вопрос об амазонках. Быть может, они все же существовали когда-то? На юго-востоке современной Украины, по Великой степи Евразии, тысячи лет бродили орды кочевников, люди разных этнических групп и культур. Но суровая природа диктовала им единый образ жизни.

Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц. Теперь лишь насыпные холмы в степи являются немыми свидетелями их прошлого. Это - могильники древнего народа, сарматов, которые постоянную обитель обретали только со смертью. В этих захоронениях, именуемых курганами, мало кто предполагал найти подтверждение древних греческих мифов. Сарматы, кочевавшие здесь в I тысячелетии до н. э., не оставили ни письменных источников, ни строений. Все, что мы знаем о них - добыто в могилах или вычитано у древнегреческого историка Геродота, но его сведения всегда рассматривались как легенды.


После путешествия в 450 году до н. э. по Северному Причерноморью Геродот записал миф о странном племени женщин-воительниц, которые разъезжали по степи верхом на лошадях, свирепо сражались, стреляя из луков. Никто из них не выходил замуж, пока не убивал врага. Черноморские греки называли их "иорпаты" (мужеубийцы), но Геродот привел и другое название - амазонки, от греч. амазес (безгрудая). Авторы более поздних времен объяснили это тем, что амазонки лишали себя одной груди чтобы лучше стрелять из лука, но древние греки никогда не писали про такие увечья. Быть может, эти вояки получили прозвище амазонок за то, что не хотели кормить детей грудью?

Амазонки, лютые враги древних греков, изображались ими везде как племя женщин диких настолько, что с мужчинами знались только для продолжения рода и даже посмели однажды напасть на Афины. Но в более поздние времена все сочли это за небылицы. "Кто поверит , - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов Рассказать такое, все-равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей" . Многие сведения об амазонках в науку не вошли, зато дали богатую пищу творчеству драматургов во всех жанрах - от комедий до трагедий. К XX веку амазонки появились на эстраде и в фантастике. Но каждый раз, когда в степи находят захоронения женщин с оружием, невольно вспоминается миф о них. И, уже из могил амазонки как бы воюют снова - за свое место в истории мира. Интересно, что Страбон и прочие скептики сказали бы об этих могилах?


Такие находки действительно необычны. Об этих женщинах написано чрезвычайно мало и только древними греками, что воспринималось всегда как мифы. Но тут, в степи, археологи находят настоящих женщин-воительниц, похожих на амазонок, ведь рядом с ними захоронены мечи, кинжалы, колчаны с наконечниками стрел из бронзы и железа - сплошь боевое снаряжение воина. То, что в этих степях жили воинственные женщины, здесь воевали, здесь погибали, здесь хоронили своих подруг - очевидно вполне. Но как они связаны с амазонками древних мифов? Не о них ли писал Геродот?

Отечественные археологи давно знают о женских могильниках в степях Украины и России, где находили не только украшения из золота и серебра, но еще и боевое снаряжение. Но они не связывали эти захоронения с амазонками до тех пор, пока сюда не пришла многонациональная группа археологов из Западной Европы и США. В мире, где воевали мужчины, образ воительницы казался нелепым. Кое кто даже счел оружие ритуальным, для боев в мире ином, а не в этом. Но скелеты женщин свидетельствуют о другом - есть черепа со следами рубящих и колющих ударов, есть плечевые кости с торчащими з них наконечниками стрел...


Обычно, если археологи находят оружие в могиле, то считают, что похоронен мужчина, если бусы, браслеты и прочее, то женщина. Однако в этих раскопках нельзя полагаться на сопутствующие вещи, потому что в сарматских могилах бывает и наоборот - мужчина с зеркальцем, а женщина - с оружием. Но, к счастью, археологи, изучавшие физическую антропологию, по черепу и другим частям скелета могут безошибочно определить пол погребенной особи. Вот скелет женщины лет шестидесяти, из оружия здесь только нож, рядом шильца для прокалывания кожи, кремни и кресала. Судя по этим и другим вещам, старушка в общине могла делать то, что всегда и везде поручалось мужчине, ведь кремни и кресала - орудия хранителя огня. По черепу этой женщины видно, что сарматки доживали до старости, ее зубы сточились, но порченых нет.

В один из сезонов раскопок, в 1994 году, нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати. Кости ног ее были кривы от постоянной езды верхом. По набору оружия было понятно, что она хорошо владела боевыми приемами. Для рукопашной схватки - кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке. По множеству наконечников стрел ясно, что хоронили ее с полным колчаном. Одна из могил принесла археологам неожиданный сюрприз. Там обнаружены останки женщины, не похожей на воительницу, но соплеменницы, видно, боялись ее, потому что связали ей ноги, явно не желая, чтобы она выбралась на свет Божий. Можно только строить догадки, за что с ней обошлись так сурово. Дурной глаз? Они боялись, что она наведет на них порчу? Или же эта женщина была помешанной, бесноватой? А может быть, причина была совершенно иная и нам, живущим в другом укладе общества этого никогда не понять.

Пытаясь представить диких кочевников, скачущих стремительно по степи, невольно вспоминаешь о Чингирхане и ордах монголоидов, но сарматы были европеози. Греки, привыкшие биться пешими в плотном строю, сочли всаднице луками трусливыми, но те заставили признать, что их атаки смертоносны. Почти каждая легенда о битве с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивой, но свирепой воительницы, посмелившей меряться силами с греческим героем. Но у Геродота, напротив, амазонки чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн. Эти женщины очень важны для нас, потому что они представляют общественную формацию, которая еще никогда не регистрировалась документально.

В украинских степях много захоронений, в том числе в виде курганов. Археологи за несколько сезонов раскопали уже порядка сотни из них, поровну мужских и женских. Здесь есть могилы разных племен, которые приходили сюда друг за другом. В какой-то период времени здесь появились племена, воинами которых были женщины, весьма похожие на тех, которые, по словам Геродота, обитали в степях к северу от Черного моря. Если в женских могилах обилие всяких предметов, то в мужских их почти нет. В одной мужской могиле найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках...

Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате. Результаты раскопок просто поразительны. Благодаря им легенды обрели реальную основу, а записки Геродота о амазонках нашли подтверждение. Согласно Геродоту, амазонки жили в VI веке до н. э., а эти последние могилы относились к периоду от IV до II века до н. э. Таким образом, от амазонок Геродота до погребенных в последних открытых могилах прошло более двух веков, и в племенах, о которых рассказывалось в мифах Древней Греции, уже царил патриархат. За три столетия женщины степей утратили власть и она перешла к их сыновьям и внукам.

Возможно, виновниками этой перемены были пленники-мужчины, которые не хотели мириться с новой для них ролью и которым амазонки доверили воспитание своих детей. Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки существовали, что жили на земле такие женщины и мифы о них стали еще привлекательнее. Впервые удалось найти в полевых условиях материальные доказательства того, что в обществе существовала формация типа племени амазонок. Она была у кочевых народов, обитавших в этих степях. Здесь правили женщины, пасли скот, охраняли стада и, при необходимости, с оружием в руках бились за свои земли. Благодаря этим открытиям восстановлена добрая репутация Геродота, ведь его называли не только отцом истории, но и отцом вымыслов за рассказы о всякой экзотике типа амазонок. За десяток лет раскопок археологи доказали, что Геродот был прав.

В XII в. до н.э. после битвы элинов с амазонками в Троянской войне элины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить из страну.

"Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, и уклоняться; когда же те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети. Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом. Амазонки в полуденный час делали следующее. Они расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга.

Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь. И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую. Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок. А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея жену ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: "У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу; нашими женами будете вы, и никакие другие женщины" . Они же на это сказали следующее:
"Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи.

Мы стреляем из лука и мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но оставаясь на повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда. Так вот мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите чтобы мы были вашими женами и чтобы вы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе".


Перейдя Танаис, они прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней пути от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в ту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее. И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей;
они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из них, не способные исполнить обычай, умирают в преклонном возрасте, прежде чем выйти замуж".


Это этиологический миф, объясняющий происхождение савраматов, который переписал Геродот из какого-то более раннего сочинения. Вероятно этот миф сочинили боспорские греки которые после переселения на Боспор Киммерийский увидели женщин, умеющих сражаться на лошадях.

Амазонки Амазонки

(Amazones, Αμαξόνες). Мифический народ воинственных женщин, живший близ реки Фермодонта в Каппадокии. В своей стране они не терпели мужчин, но для продолжения своего племени вступали в сношения с народом, жившим у подошвы Кавказа. Девочкам, рождавшимся у них, они выжигали правую грудь, чтобы они лучше могли владеть луком (отсюда и их название, означавшее “без груди”). Амазонки предпринимали большие походы. Одним из двенадцати подвигов Геркулеса было добыть пояс царицы амазонок Гипполиты. Под начальством своей царицы Пенфезилеи они пришли на помощь Приаму в Троянской войне; но Пенфезилея была убита Ахиллесом.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АМАЗОНКИ

(Άμαζόνες), в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии (Apoll. Rhod. II 990- 993). Обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723-725, 416-419). В определённое время года А. вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены А. луком, боевым топором, лёгким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием. А. поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против А. сражался Беллерофонт (Apollod. II 3,2; Hom. П. VI 179). Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408-415). Тесей взял в жёны Антиопу (мать Ипполиты), после чего А. осадили Афины (Plut. Thes. 26-28). А. Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (Diod. II 46,5). А. приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об А. и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата.
Легенды об А. широко известны во всех частях света, являясь либо порождением местных традиций, либо распространением греческой.

Лит.: Косвен М. О., Амазонки. История легенды, «Советская этнография», 1947, № 2-3; Hennig R., Über die voraussichtlich völkerkundlichen Grundlagen der Amazonen - Sagen und deren Vorbereitung, «Zeitschrift fur Ethnologie», 1940, Jg. 72; Ninck М., Das Amazonen-Problem, .Schweizer Monatshefte», 1940/41, Jg. 20.
А. А. Тахо-Годи.

С кругом мифов об А. связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства начиная с 7 в. до н. э.: сцены амазоиомахии, т. е. битвы между А. и греческими героями [западные метопы Парфенона; метопы сокровищницы афинян в Дельфах, нач. 5 в. до н. э.; рельефы фриза храма Аполлона в Бассах, 5 в. до н. э.; рельефы фриза Артемисиона в Магнесии, 5-4 вв. до н. э.; рельефы западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре, 4 в. до н. э., рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея, сер. 4 в. до н. э. и др.; рельефы саркофагов, вазопись (амфоры Эксекия и др.)]. Особое место среди античных произведений занимали статуи А.; согласно рассказу Плиния Старшего (Plin., Nat. hist. XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй А. для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие источники называют пятым Кидона). Ряд дошедших до нас римских копий греческих оригиналов, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д. В барочной живописи популярность приобретают сцены амазономахии (П. П. Рубенс).
Мифы об А. привлекали европейских поэтов и драматургов главным образом в 16-17 вв. («Ипполита» Р. Гарнье; «А.» Лопе де Вега, «А. в Индии» Тирсо де Молины и др.); в 19 в. к сюжетам об А. обратились романтики («Пенфесилея» Г. Клейста; «А.» Ф. Грильпарцера). Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях, действие которых происходило не в античном мире, при этом заимствовались отдельные мотивы (Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим»; к нему восходят сюжеты картин Я. Тинторетто, Я. Пальмы Старшего, Г. Рени и др.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Амазонки

Народ женщин-воительниц и наездниц, живших в Малой Азии, или в предгорьях Кавказа, или на берегах Метиды (Азовского моря). Вступали в близкие отношения с мужчинами лишь для сохранения рода (родившихся мальчиков отсылали отцам или убивали, девочек оставляли). Тесей и Геракл воевали с ними и одержали победу. В награду Тесей взял себе в жены самую храбрую из них - Антиопу (Ипполиту). Потом амазонки пошли войной на Афины, и Тесей вместе с Антиопой, горячо любившей мужа, защищали город. В одном из боев копье вонзилось в грудь Антиопе, и обе армии прекратили сражение. Вместе с объятыми горем афинянами амазонки похоронили молодую царицу и вернулись домой. В Троянской войне амазонки были враждебны ахейцам и после смерти Гектора пришли на помощь троянцам. Царица амазонок Пентесилея была убита Ахиллом.

// Франц фон ШТУК: Амазонка и кентавр // Франц фон ШТУК: Раненая амазонка // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Фермодонт // Эмиль ВЕРХАРН: Амазонка // Шота НИШНИАДЗЕ: Амазонки // Марина ЦВЕТАЕВА: Амазонки // Н.А. Кун: ПОЯС ИППОЛИТЫ (ДЕВЯТЫЙ ПОДВИГ) // Н.А. Кун: ТЕСЕЙ И АМАЗОНКИ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Роспись краснофигурного кратера «художника Ниобид».
Около 460 до н. э.
Палермо.
Археологический музей.

Фрагмент росписи краснофигурного кратера «художника Ниобид».
Около 460 до н. э.
Палермо.
Археологический музей.


Мрамор.
Около 350 до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Рельеф Скопаса с гробницы царя Мавсола в Галикарнасе.
Мрамор.
Около 350 до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Фидия.
440—430 до н. э.
Рим.
Капитолийские музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Поликлета.
440—430 до н. э.
Рим.
Капитолийские музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Кресилая.
440—430 до н. э.
Берлин.
Государственные музеи.





Смотреть что такое "Амазонки" в других словарях:

    - (греч. amezon, от a отриц. част., и mazos грудь). Так древнее сказание называет воинственных женщин, составлявших особое государство и вступавших в сношения с соседними мужчинами только для продолжения рода, причем новорожденных мальчиков они или … Словарь иностранных слов русского языка

    В греческой мифологии воинственный народ, состоящий исключительно из женщин. А. жили на побережьи Черного моря, при р. Фермодонте. Под предводительством своей царицы А. совершали походы в Азию. У Гомера упоминается о войнах Беллерофонта и… … Литературная энциклопедия

    Этим именем древнее сказание называет народ, состоявшийисключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший впоходы под предводительством своей царицы и образовавший особоевоинственное государство. Для сохранения потомства А. вступали … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    АМАЗОНКИ, в греческой мифологии племя женщин воительниц в Малой Азии или в предгорьях Кавказа. Вступали в близкие отношения с чужеземцами ради продолжения рода (родившихся девочек оставляли, мальчиков отдавали на воспитание или убивали) … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии народ женщин воительниц, живших в М. Азии или в предгорьях Кавказа. Вступали в близкие отношения с мужчинами лишь для сохранения рода (родившихся мальчиков отсылали или убивали, девочек оставляли) … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Амазонка (значения). Битва греков с амазонками … Википедия

    Амазонки - в греческой мифологии женщины воительницы, представлявшие собой отдельное племя. Согласно легендам, оно проживало у самых дальних берегов Эвксинского Понта (Черного моря). Их столицей являлся город Фемиксира. С детства амазонок учили владеть… … Термины гендерных исследований

Амазонками в древние времена именовали племя воинственных самодостаточных женщин, которые завоёвывали земли, дрались с мужчинами, брали некоторых в плен (для продолжения рода), но в быту обходились без них. Похоже на красивую сказочку, правда? Но всё же, если о таких женщинах существуют прошедшие сквозь века мифы и легенды, если упоминают о них известные ученые древности (да и современные не оспаривают возможность существования амазонок), то, наверное, какая-то доля правды в этом есть.

Что значит «амазонка»?

По одним источникам «амазонка» - значит «a mazos» - безгрудая. Девочкам-подросткам из племени раскалёнными углями выжигали правую грудь, чтоб не мешала в бою. Но этот источник можно поставить под сомнение, потому как ни одно дошедшее до нас изображение амазонок не показывает безгрудых женщин. Другие источники утверждают, что это название происходит от иранского слова «ha-mazan» – воины. Ещё один вариант – от слова «a masso» – неприкосновенные (для мужчин).

Царство амазонок

Откуда же они пришли и где обитали? И тут ученые расхожи во мнениях. Одни говорят, что амазонки были кочевницами, другие – что у них было своё царство на побережье Средиземного моря (или в Крыму). Третьи источники утверждают, что пришло племя воинственно настроенных женщин из Малой Азии (где-то от подножия Кавказа) или с побережья Азовского моря.


Существует ещё такой миф: амазонки были настолько хороши в бою, что бог Дионис попросил у них помощи, чтобы низвергнуть титанов. После победы над ними Дионис… разбил амазонок. Немногим удалось спрятаться от коварного и мстительного бога в храме Артемиды. Далее отправились покорять Азию, воевали в Крыму, покорили Сирию, построили города Эфес, Смирна, и другие. На реке Фермодон амазонок захватили греки и хотели переправить по морю на родину. Но воительницы не хотели покоряться – перебили команду корабля, вскоре волею ветров судно с амазонками прибило к скифским землям. Скифы возжелали получить потомство от таких вот чудо-женщин, и отправили отряд красивых юношей, чтобы покорить их. Так появилась новая народность – савраматы.

Амазонки в мифологии

В греческой мифологии эти девы-воительницы вели своё происхождение от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Первой амазонкой считается Лисиппа. Своей покровительницей амазонки называли богиню Артемиду, и всячески почитали её. Во время Троянской войны амазонки воевали на стороне троянцев, и известный греческий герой Ахилл вынужден был убить их царицу. С амазонками воевали ещё Беллерфонт и Тесей. А Геракловым девятым подвигом было задание – отобрать у предводительницы воинственных дев волшебный пояс. Он должен был стать выкупом за похищение Ипполиты, дочери царицы Антиопы.


По преданиям, амазонки великолепно владели луком, небольшим двухсторонним боевым топором (лабрисом), коротким мечем и легким щитом. Доспехи и шлемы амазонки изготавливали сами.

Образы амазонок в изобразительном искусстве

Мифы об амазонках породили множество произведений искусства в живописи и скульптуре, изображавших дев-воительниц. Это популярный сюжет в античном изобразительном искусстве 7 века до н.э. и в живописи уже в наше время (эпоха барокко и классицизма). Сюжеты боёв с амазонками присутствуют в картинах Я. Пальмы Старшего, Я. Тинторетто, Г. Рени и пр.

Амазонки как персонажи литературы и кино

Амазонки и их подвиги вдохновили таких поэтов и драматургов Европы как Р. Гранье («Ипполита»), Тирсо де Молина («Амазонки в Индии»), Лопе де Вега («Амазонки»), Г. Клейст («Пенфесилея») и др. В 20-21 веке амазонки выступают персонажами фэнтези.


Многим, я думаю, известен популярный в 90-ые годы прошлого века сериал о женщине-воине и её спутнице Габриэль «Ксена – принцесса-воин».

«Амазонская» рота

Это явление имело место в апреле 1787 года. В Крыму ждали приезда императрицы Екатерины Второй. По приказу Григория Александровича Потёмкина к этому событию была создана рота, состоящая из женщин (100 человек). Императрица однажды услыхала от князя о невиданном чуде – греческих воительницах. Потёмкин решил удивить Екатерину, и ему это удалось. Императрица была искренне обрадована, и осыпала Потёмкина почестями.


За создание «Амазонской» роты в Крыму взялся Премьер-майор Балаклавского греческого полка по фамилии Чапони (грек по происхождению). Командование ротой он передал своей молодой жене 19 лет от роду, Елене Ивановне Сарандовой. Рота состояла из жен и дочерей благородных балаклавских греков. Женщин учили маршировать и приветствовать Екатерину Вторую. До нас дошли сведенья о том визите императрицы, описанные в «Записках об амазонской роте» Г. Дуси. Из этих воспоминаний мы узнаём, что увидев роту «при параде» - в зеленых бархатных куртках и малиновых юбках, в белых тюрбанах со страусовыми перьями (у «старших по званию» были даже ружья с тремя патронами), императрица Екатерина была очень обрадована и сказала Елене Сарандовой: «Поздравляю вас, Амазонский Капитан, - ваша рота исправна, - Я ею очень довольна». Вскоре после отъезда императрицы рота была расформирована. Эта забава стояла её свыше 100 000 рублей.


Воинственные девы современности

Думаю, у всех женщин бывало иногда чувство, когда хочется покорить и поработить весь мир. Каждая чувствует недюжинную силу, ей всё по плечу. Современные амазонки ходят по улицам, путешествуют, стоят во главе крупных корпораций и воспитывают детей. Они сильны, самодостаточны, умны и образованы. Они покоряют сердца и снисходят улыбнуться, тому, кто понравится. Они знают себе цену, и знают, что всё в их руках.


P.S. Легенды об воинствующих племенах женщин существуют у многих народов мира. Это либо предания об существовавших на самом деле племенах, либо распространённые античные мифы, обросшие новыми подробностями. И у меня лично большое подозрение, что, во-первых, амазонки были не настолько кровожадными (греки могли распространять о них ложную информацию), а во–вторых, они могли быть также и не столь изящными, как на изображениях, дошедших до нас из древности, или созданных в наше время. Огромные физические нагрузки в битвах и ранние тренировки (с 10-12 лет) делали их тела более мускулистыми, и менее «формистыми». Вспомните современных профессиональных спортсменок.