Восстание соляной бунт. Медный и соляной бунты

Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе - задача педагогического коллектива, а также родителей.

Что такое адаптация?

Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад. Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным. Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.

Адаптация детей к обучению в школе - настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача. Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.

Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье. Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу. Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.

Однако социализация - это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе - это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка - задача родителей и педагогов.

Степени адаптации

Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе. Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая - это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.

Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев. На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе. Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября. Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.

Третья группа - это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление - маленький школьник замыкается в себе. Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье. Без специалиста в этой ситуации не обойтись.

Трудности, с которыми еще приходится столкнуться

Успешная адаптация ребенка к школе - задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей - лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей - заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.

Вербилизм - еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, - это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе - это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

Хроническая неуспеваемость

В начале обучения каждый ребенок - это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой - в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей. Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций. Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.

В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.

Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.

Как учитель может оказать помощь ребенку?

Первый учитель - это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:

  1. Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра - математика, ручка - письмо, кисточка - рисование, гармонь - пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
  2. Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
  3. Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).

По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:

  1. Нравится ли тебе в школе?
  2. Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
  3. Тебе нравятся твои одноклассники?
  4. Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
  5. Ты радуешься, когда отменяют уроки?
  6. Ты дружишь со многими одноклассниками?
  7. Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки - короче?

Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.

Игра как способ адаптации

Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника - целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент. В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.

Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант - поход. Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.

Что могут сделать родители?

Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи. Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!

Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром. Спешка - дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром - в школу, в обед - домашнее задание, вечером - вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.

Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).

Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки. Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.

Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня. Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна - огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем. Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:

  • ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
  • у малыша появились новые друзья;
  • домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
  • малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
  • ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.

Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем. Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.

Подведем итог

Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи - все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.

Семилетний ребенок пришел в школу.Много придется освоить маленькому первокласснику.Уровень развития и уровень жизни детей заметно меняется.Каждый родитель должен помнить,что ребенок попал совершенно в новую среду перед ним открываются новые школьные двери,где очень много народу,где к ребенку предъявляются требования,где необходимо получить знания и умения.

Следует хорошо осознавать и родителям и всем взрослым принимающих участие в учебном процессе,что поступление ребенка в школу является для него переломным моментом,означающим переход к новому образу жизни:от привычной игровой деятельности к учебной.

Вот уже две недели нынешние первоклашки ходят в школу. Позади волнительные сборы, торжественная линейка, первые насыщенные дни. Жизнь потихоньку входит в свою колею, ребенок привыкает к школе. Но так ли все гладко?

Все мы знаем как тяжело и даже немного страшновато приниматься за новое дело, полное неизвестности. А от ребенка в этот период требуется активизация внимания и сосредоточенности, соблюдение дисциплины, напряженного умственного труда. К этому прибавляется необходимость спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности ребенка.

Поможем ребенку. Этому процессу можно и нужно помочь. Ведь тяжелая и затяжная адаптация ребенка к школе грозит серьезным истощением организма из-за частых переутомлений, простудных заболеваний, эмоциональных перегрузок. Поэтому нужно постараться, чтобы адаптация ребенка к школе прошла как можно безболезненнее.

Всех первоклассников по способности адаптации к школе можно разделить на три основные группы.

Первая группа адаптируется легко – процесс адаптации проходит в течение первых 2-х месяцев после начала учебы. Такие дети лишь иногда испытывают сложности с освоением новых норм и правил поведения, а чаще всего они спокойны, добросовестно выполняют требования педагога.

Следующая группа отличается более длительным периодом адаптации к школе. Дети, относящиеся к этой группе, не сразу готовы принять требования учителя. На уроках они могут играть, разговаривать. На замечания педагогов обижаются, могут расплакаться. Учебная программа в первом полугодии дается детям довольно трудно, но зато уже к концу первого полугодия дети полностью готовы выполнять требования школы .

И, наконец, третья группа детей – это группа, к которой относят детей с очень трудной социально-психологической адаптацией . Такие дети проявляют негативное поведение, отрицательные эмоции, учебная программа дается им с большим трудом. Часто дети этой группы становятся объектами жалоб учителей: они мешают учебному процессу, постоянно нарушают дисциплину.

Как же понять, насколько легко или тяжело дается ребенку школьная нагрузка? Внимательные родители смогут найти ответ на этот вопрос. Следующие признаки могут свидетельствовать о том, что адаптация ребенка к школе проходит не очень гладко :

  • ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах
  • ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно
  • ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу
  • в школе ребенок либо активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. активно «протестует»
  • в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, находится в подавленном настроении – это «пассивный протест»
  • в школе ребенок тревожен, часто плачет, боится

Как помочь ребенку в этот нелегкий период?

Главное, как бы банально это ни звучало, - это родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы – враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче адаптироваться к школе.

В период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. К этому нужно отнестись с пониманием: просто в этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.

Участие родителей в адаптации ребенка. Можно помогать ребенку собирать вещи с вечера, тогда утром ему не нужно будет торопиться. Если есть возможность, лучше отводить ребенку в школу, а не отпускать его самого. Ребенку будет приятно, если мама или папа проведут его до класса.

По дороге из школы можно заходить с ребенком в книжный магазин, кафе-мороженое или выполнять любой другой ритуал, приятный ребенку. Тогда и в школу ребенок будет идти с большей охотой.

Учитель нач.классов: Осипцева С.В.

Школа № 588

Санкт-Петербург


В 1648 году произошло народное восстание в Москве, получившее название «Соляной Бунт». Соляной бунт в Москве стал реакцией народа на внутреннюю политику правительства боярина Бориса Морозова. При нём в России возросла коррупция, получило развитие самоуправство и значительно выросли налоги.

Росло недовольство в разных слоях . Борис Морозов, желая хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию, решает заменить некоторые прямые налоги на косвенные. В 1645 году, товары, имевшие наибольшее значение в быту, были обложены пошлинами. В списке товаров, которые теперь облагаются пошлиной, была и соль.

Пуд соли подорожал с пяти копеек до пуда, её потребление резко сократилось. Соль сразу превратилась из товара первой необходимости в товар «не для всех». Многие, несмотря на нужду в соли, просто не могли позволить себе её купить.

Соль в то время была консервантом. Сокращение употребления соли, привело к сокращению срока годности многих продуктов. От этой соляной пошлины пострадали в первую очередь купцы и крестьяне. В 1647 году пошлина на соль была отменена, в связи с нарастающим недовольством населения. В связи с отменой соляного налога, в казне образовались «дыры», которые закрывали путем взыскания отмененных прямых налогов.

1 июня 1648 года возвращался с богомолья из Троицко - Сергиево монастыря. Большая толпа остановила кареты, и стала подавать царю челобитные на Бориса Морозова и других влиятельных чиновников, про которых ходила дурная молва. Алексей Михайлович выслушал народ и поехал дальше. Толпа не найдя понимания у царя, попробовал обратиться к царице, но царская охрана разогнала челобитчиков. В царскую свиту из толпы летели камни, 16 человек было арестовано.

2 июня 1648 года Алексей Михайлович участвовал в крестном ходе. Несмотря на торжество, группа активных людей окружила царя и попросила его освободить их товарищей. Алексей Михайлович потребовал от Бориса Морозова разъяснений. Выслушав, царь пообещал народу разобраться, но после молебна.

Алексей Михайлович отправил делегацию из нескольких чиновников на переговоры, но некоторые из них повели себя неуважительно по отношению к народу, за что и познали его гнев. Участники соляного бунта подожгли белый город, Китай - город, громили дворы наиболее ненавистных бояр. Был убит инициатор соляного налога Назарий Чистой. Петра Траханиотова, шурина Морозова, постигла такая же участь.

Боярин Борис Морозов был отстранен от власти и отправлен в ссылку. Народные волнения продолжались до февраля 1649 года в Козлове, Курске, Соли Вычегодской, и других русских городах.

Итогом бунта стал созыв Земского Собора, отмена взыскания налоговых недоимок. Народ добился своего.

Соляной бунт или московское восстание 1648 г. – одно из многих городских восстаний в России середины XVII в. (бунты происходили также в Пскове, Новгороде, в Москве в 1662 г случился еще один бунт).

Причины соляного бунта

Историки называют несколько причин бунта, и каждая из них имеет большое значение. В первую очередь восстание произошло по причине недовольства политикой тогдашнего правительства в целом, и его руководителя боярина Бориса Морозова в частности (это боярин пользовался большим влиянием на царя Алексея Михайловича, был его воспитателем и свояком). В 40-х годах XVII в. непродуманная экономическая и социальная политика, коррупция привели к тому, что налоги, которые взимало государство стали слишком обременительными. Правительство Морозова, видя значительное недовольство людей, решило заменить прямые налоги (взимаемые непосредственно) на косвенные (такие налоги закладываются в цену какого-либо товара). И чтобы компенсировать значительные потери от сокращения прямых налогов значительно были увеличены цены прежде всего на активно используемые в быту товары, которые пользовались большим спросом у населения. Так, цена на соль была увеличена с пяти копеек до двух гривенников (20 копеек). Соль в то время была одним из самых необходимых продуктов для жизни – она обеспечивала сохранность продуктов на длительный срок, и таким образом помогала экономить деньги и способствовала преодолению неурожайных годов. В связи с подорожанием соли в особенно тяжелое положение были поставлены крестьяне (как самый бедный слой населения) и купцы (издержки на хранение товара увеличились, увеличилась и цена на товары – упал спрос). Видя еще большее недовольство, чем то, которые было до замены прямых налогов косвенными, Морозов принял решение отменить соляной налог в 1647 г. Но вместо косвенных налогов стали взимать ранее отмененные прямые.
1 июня 1648 г. группа москвичей решила передать царю Алексею Михайловичу челобитную. Царь возвращался из Троицо-Сергиева монастыря, и был встречен толпою на Сретинке. В поданной челобитной были призывы к созыву Земского собора, высылке неугодных бояр, остановке всеобщей коррупции. Но охранявшим царя стрельцам был отдан приказ разогнать москвичей (такой приказ отдал Морозов). Горожане не успокоились, и 2 июня пришли в Кремль и попытались повторно передать челобитную Алексею Михайловичу, но бояре вновь не допустили этого (бояре разорвали челобитную и бросили ее в прибывшую толпу). Это было последней каплей в чашу причин, приведших к соляному бунту. Терпению толпы пришел конец, и город погрузился в беспорядки – были подожжены Китай-город и Белый город. Люди стали разыскивать и убивать бояр, царю было направлено требование выдать некоторых из них, которые укрылись в Кремле (в частности, Морозова, начальника земского приказа Плещеева, инициатора соляного налога Чистого, и Траханиотова, который был шурином окольничего). В тот же день (2 июня) был пойман и убит Чистой.
Итоги соляного бунта

4 июня испугавшийся царь принял решение выдать толпе Плещеева, который был приведен на Красную площадь и растерзан людьми. Траханиотов решил бежать из Москвы, и устремился в Троице-Сергиев монастырь, но царь отдал приказ князю Семену Пожарскому догнать и привести Трахионова. 5 июня Трахионов был доставлен в Москву и казнен. Главный «виновник» бунта Морозов был слишком влиятельной персоной, и царь не мог и не хотел его казнить. 11 июня Морозов был отстранен от власти и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь.
Итоги соляного бунта ознаменовали собой уступки власти требованиям народа. Так, в июле был созван Земский собор, который в 1649 г. принял Соборное уложение – документ, в котором отмечалась попытка борьбы с коррупцией в государственном аппарате, установлен единый порядок судопроизводства. Стрельцы, перешедшие на сторону власти благодаря угощениям и обещаниям боярина Милославского, получили по восемь рублей каждый. А всем должникам была предоставлена отсрочка в выплате и они были освобождены от принуждения к выплатам путем битья. После некоторого ослабления бунта были казнены наиболее активные его участники и зачинщики из числа холопов. Тем не менее, главный народный «обидчик» Морозов вернулся в Москву живым и невредимым, но большой роли в государственным делах он впредь не играл.

Причины соляного бунта, как и большинства народных движений 17века, кроются в недостатках того времени. Поэтому рассматривая причины соляного бунта, следует обратить внимание не время, которое предшествовало бунту.

Одна из главных причин будущего бунта случилась в 1646 году. В этом году правительство России ввело огромную таможенную пошлину на ввоз соли в страну. Следствием этого постановления стал сильный рост цен на соль абсолютно у всех торговцев страны. В среднем по стране цена на соль выросла в 2,5 раза. Суть налога пошлины заключалась в том, чтобы повысить наполняемость казны. Но случилось следующее: многие купцы отказались от доставки соли в страну из-за высокой пошлины, а основная масса жителей России оказалась не в состоянии купить соль из-за высокой цены. В результате правительство в декабре 1647 года отменило таможенную пошлину на соль. Такие действия руководства страны стали первым шагом к народным волнениям и создали главные причины соляного бунта.

Поскольку главной цели соляная пошлина государству не принесла, последовало увеличение пошлины с, так называемых, «черных» слобод, под которыми понимаются ремесленники, мелкие торговцы, мелкие служащие и прочие. В те времена разделение шло на «черную» и «белую» слободу. О черной слободе мы уже знаем, рассмотрим, кто же входил в слободу «белую». Это были все те торговцы, служащие и ремесленники, которые обслуживали царский двор, а также крупные торговцы. В результате опять сложилась ситуация при которой еще большее бремя налогов легло на плечи простого человека. Все это вело к народному недовольству. Именно в этом кроются причины соляного бунта.

В довершении всего на апрель месяц 1648 года в Москве был назначен съезд дворянской конницы. В результате чего стоимость продовольствия опять выросла в несколько раз. Бедные люди бродили по городу, образуя толпы недовольных сложившимся положением. Люди выступали против произвола властей и главными их «обидчиками» были боярин Морозов, воспитатель царя, который заведовал финансами и всеми государственными делами столицы. Еще один чиновник, снискавший ненависть толпы, был Плющеев, который заведовал «черными» слободами города, а также Назарий Чистый, который был главным инициатором соляной пошлины. Таким образом, причины соляного бунта были весьма оправданными.

Бунт начался довольно спокойно, и не предвещал никакого массового явления. Так, 1 июня 1648 года из Троице-Сергиевского монастыря в Москву въезжал царь. Люди желали поднести царю челобитную с жалобами на чиновником, и на сложную ситуацию в городе. Войска разогнали толпу. Около 16 человек было арестовано. 2 июня люди силой пробился к царю и начал жаловаться на Плющеева и его чиновников. Мятежники проникли в кремль. Стрельцы, которые были вызваны, чтобы успокоить толпу, перешли на сторону восставших, поскольку были недовольны Морозовым за то, что тот сократил их жалование. Люди требовали, чтобы царь выдал им Морозова и Плющеева. Царь лично пошел на переговоры с восставшими. Но причины соляного бунта были очень сильны, и ненависть людей к чиновникам была крайне высока. Люди бросились к дому Морозова и буквально уничтожили его. После этого был разграблен и разрушен дом Назария Чистого. Сам Чистый был убит. Дальше толпа начала грабить и сжигать дома всех неугодных чиновников. В результате 3 июня большая часть Москвы полыхала огнем. К концу дня 3 июня царь выдал толпе Плющеева, которого на красной площади избили палками до смерти. Из царских чиновников расплаты избежал только боярин Морозов, являвшийся воспитателем царя. Летописцы описывают, что царь лично уговорил толпу сохранить жизнь Морозову. Сам же боярин Морозов должен был покинуть город навсегда. Эти действия привели к тому, что уже 5 июня силы восставших были крайне малы. Люди получили кровь ненавистных чиновников и в массе своей разошлись по домам.

В результате соляной бунт был завершен, но мелкие волнения в Москве продолжали еще около месяца. Такими были причины соляного бунта и таковы были его последствия.