Что означает принципат древнем риме. Значение слова принципат

Наследием одного из самых могущественных государств в мире — Римской империи — мы пользуемся и поныне. Систему европейских ценностей, юридических прав невозможно осмыслить без знания основ и принципов государственного управления Древнего Рима. Именно поэтому политическое наследие империи до сих пор изучается на юридических факультетах. Одно из важных понятий, которое пришло к нам из римского прошлого, это принципат.

Значение слова

Возникновение древнеримского государства приписывают гению Именно он выстроил новые политические отношения на базе архаичных взаимодействий власти и общества. Именно благодаря Августу появился принципат. Определение это можно объяснить как "власть принципса". Кем же были принцписы Древнего Рима? Рассмотрим этот вопрос.

По сути, принципат - это нечто среднее между вождем и монархом. Старинные права и свободы триб еще было кому защитить - полисные структуры, основанные на принципах архаичной демократии, все еще существовали. Октавиану на заре своего владычества приходилось считаться с наследием полиса, хотя время республиканских традиций к началу новой эры почти ушло. К середине I века н. э. уже произошло смещение политического акцента от выборной власти к императорскому абсолютизму - римская держава стала более бюрократической по сути и менее «римской» по духу.

Власть принципсов

Как политическая система принципат - это минимальное количество чиновников и сравнительно сильная централизация. В наследие от времен Республики Риму досталась парадоксальная, на современный взгляд, бюрократическая система, состоящая из чиновников-рабов. Каждый невольник принадлежал тому или иному римлянину, занимавшему государственный пост. Чем богаче был господин, тем больше рабов он мог выделить для выполнения своих собственных государственных повинностей. Парадоксально, но принципат - это та эпоха, где рабы могли достичь самых высот реальной власти в Древнем Риме и править империей наравне со своими хозяевами. На местных уровнях управление осуществлялось советом декурионов, для которых эта власть была почетной сама по себе, и которые не получали за службу никаких средств из Рима. По сути, империя управлялась достаточно эффективно, затрачивая при этом минимальные ресурсы на финансирование системы.

Возникновение домината

Последующие властители с успехом правили по системе Октавиана, усиливая монархическое начало, но не упраздняя до конца традиции полисов. Эпоха принципата закончилась в ІІІ веке, когда империю возглавил Во время его правления был разработан и стал внедряться в политическую жизнь принцип полного господства монарха. Такая система правления получила название домината.

Характерные черты принципата и домината

Чем же отличаются эти два вида политического устройства, разделенные одним веком? При принципате сохраняется видимость есть выборные органы власти, собирается сенат. Но фактически принципат - это почти монархия. Все выборные назначения по факту контролируются принципсом. Верховный правитель одновременно осуществляет функции жреца, верховного судьи, главнокомандующего, трибуна.

Полномочия народных собраний были существенно ограничены. Собирались они редко, а их решения могли быть аннулированы принципсом в любое время. Но тем не менее и сенат, и народные собрания, и магистраты все еще существовали, хотя их роль была практически декоративной. Правило управления «что решил принципс - становится законом» получает повсеместное подтверждение.

Правление Септимуса Севера расставило все на свои места. Именно в ІІІ веке н. э. различия принципата и домината проявились особенно ярко. Народные собрания распускаются и навсегда уходят из политической жизни империи. существенно урезали. Управлением государством занимается несколько ведомств, которые управляются сановниками. Роль рабов уменьшается, и аристократы всерьез занимаются чиновничьей работой. Чиновники стали напрямую финансироваться из казны, и теперь они имеют право на пенсию.

Значение доминаты для европейской истории

Система домината оказалась настолько эффективной, что сохранила свое значение и после разделения империи на западную и восточную ее части. Поначалу такое разделение позиционировалось как чисто управленческая процедура, помогающая руководить обеими частями государства одинаково эффективно - и из Рима, и из Константинополя. Но после границы стали более серьезными, и огромное государство распалось на две части, все более отделяясь друг от друга и в методах политического управления, и в религиозной и светской жизни.

Домината как политическая форма управления нашла свое продолжение в период становления в западной Европе монархических государств. Ее основы легли в базу построения абсолютных монархий европейского образца.

лат. principatus, от princeps - первый, глава) - в Др. Риме специфич. форма рабовладельч. монархии, при к-рой формально сохраняются респ. учреждения. Период П., или Ранней Империи, охватывает время с 27 до н. э. до 193 н. э. (правление династий Юлиев-Клавдиев (27 до н. э. - 68 н. э.), Флавиев (69-96), Антонинов (96-192)). Система П. начала складываться при Августе, власть к-рого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражд. (пожизненную власть нар. трибуна) и военную (imperium) власть. Формально продолжало существовать респ. устройство: сенат, комиции (нар. собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политич. значение, т. к. выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императорского бю-рократич. аппарата (префектов, прокураторов, легатов из всадников и даже вольноотпущенников), штат к-рого непрерывно рос и сфера деятельности расширялась. Объективно система П. выражала интересы широких кругов рабовладельцев всей Рим. империи. Но наиболее прочной ее опорой были бюрократич. аппарат, армия и высшие сословия (сенаторы и всадники), расширявшиеся за счет италийской муниципальной и провинциальной верхушки. В историч. литературе система П. получила разл. оценку. Бурж. ученые 19 - нач. 20 вв., рассматривая П. гл. обр. как правовую систему (без связи с социально-экономич. условиями), определяли его как монархию (нем. историк В. Гардтхаузен, франц. ученый Л. Омо, рус. историки В. И. Герье, Э. Д. Гримм, М. И. Ростовцев и др.), как республику (нем. историк Э. Мейер, итал. ученый Г. Ферреро, амер. историк М. Хаммонд и др.) или как диархию - своеобразную систему двоевластия сената и императора (нем. ист. Т. Моммзен, нем. историки права 19 в. и др.). Идеологич. основы генезиса и сущности П. изучались франц. ученым Г. Буасье, нем. историком А. Премерштейном и разрабатываются совр. зарубежными историками (французами Ж. Гаже, Ж. Беранже, итал. Э. Лепоре, венг. историком А. Альфельди и др.). Связь П. как политич. системы с социальной историей Рима устанавливали рус. историк Р. Ю. Виппер, нем. ученый А. Премерштейн, англ. историк Р. Сайм и др. В сов. науке возникновение и значение П. последовательно связывается с социально-экономич. условиями и клас. борьбой в Риме, и П. рассматривается как особый вид рабовладельч. гос-ва, в к-ром власть принадлежит одному человеку при формальном сохранении респ. учреждений (В. С. Сергеев, С. И. Ковалев, С. Л. Утченко и Н. А. Машкин; Н. А. Машкин в своей работе "Принципат Августа" (М.-Л., 1949) исследовал вопросы, связанные с генезисом П. и его социально-политич. сущностью, дал подробный историографич. обзор работ о П.). Лит. (кроме указ. в ст.): Утченко С. Л., Кризис и падение Римской республики, М., 1965; Alf?ldi A., Studien ?ber Caesars Monarchie, Lund, 1953; B?ranger J., Recherches sur l´aspect id?ologique du principat, Lausanne, 1953; Lepore E., Il princeps ciceroniano e gli ideali politici della tarda republica, Napoli, 1954. И. Л. Маяк. Москва.

Учитывая печальный опыт Цезаря, Октавиан попытался облечь свою власть в наиболее «конституционные» формы, избавившись от одиозного названия «диктатура» и сохранив в государственном устройстве ряд республиканских элементов. Формально республика продолжала существовать: официальным лозунгом августовского правления была Res publica restituta, т. е. «восстановленная республика». Авторитарный режим, сложившийся при Августе, получил название принципата. «Принцепс» СPrinceps ) стал одним из титулов правителя, наряду с «Император» (Imperator). Несмотря на некий дуализм власти, существовала отчетливая тенденция в развитии политического режима принципата: постоянное усиление монархического начала при вытеснении и подавлении республиканских элементов.

Принципат (от лат.princeps) - политический режим эпохи империи, созданный Августом, отличавшийся тем, что наряду с монархической властью продолжали существовать некоторые республиканские элементы (народное собрание, сенат, магистраты), контролируемые императором.

Оформление власти Октавиана проходило следующим образом. Еще в 36 г. до н. э. после победы над Секстом Помпеем ему была дарована пожизненная трибунская власть. В 29 г. до н. э., одержав верх над Антонием и Клеопатрой и захватив Египет, Октавиан вернулся в Рим. Победитель отпраздновал триумф над Египтом, велел закрыть храм Януса, устроил пышные зрелища и раздачи. Ему был преподнесен титул императора в качестве ргаепотеп. 13 января 27 г. до н. э. Октавиан заявляет в сенате и народном собрании о сложении с себя триумвирских полномочий и о «восстановлении республики». Разумеется, отказ от власти был формальным. Благодарный сенат три дня спустя поднес ему почетное прозвище «Август» (от augere - умножать, увеличивать). После этого Октавиан Август (рис. 12.1) получил проконсульский империй над Галлией, Испанией, Сирией и Египтом. В этих провинциях стояли почти все легионы, и император оказался фактическим командующим армией. Остальные провинции формально управлялись сенатом, туда назначались наместники из бывших высших магистратов. Правовой основой власти Августа (и прочих римских императоров) стало сочетание трибунской власти и проконсульского империя, высшего по отношению к империям прочих наместников. После смерти Лепида (12 г. до н. э.) Август стал верховным понтификом, т. е. главой римской религии. Ему принадлежали, как когда-то и Цезарю, цензорские полномочия, таким образом император осуществлял надзор за законами и нравами и, главное, контролировал состав сената и всаднического сословия. Он имел право рекомендации кандидатов на должности. У него была своя казна - фиск. Его личную охрану составили девять преторианских когорт, три из которых постоянно базировались в Риме. Кроме правовой власть Августа имела чрезвычайно важную морально- политическую основу - исключительно высокий личный авторитет первого императора. С Августом был сопряжен долгожданный мир (рах Romand), умелой политикой в области идеологии и благодаря учету психологии толпы он сумел набрать важные «очки».

Рис. 12.1.

Вместе с тем продолжали существовать сенат, магистраты и народное собрание. Комиции были целиком послушны принцепсу. Армия была в руках Августа, он контролировал материальное снабжение Рима, устраивал народу зрелища (гладиаторские бои, морские сражения, травли зверей) и раздачи. Что касается сената, то его полное подавление было невыгодно императору: сенат был органом знати и симво-

лом Республики, он также поставлял управленческие кадры. Принцепс стремился сделать сенат ручным, монополизировав контроль над его составом и продвижением по служебной лестнице. Проведя чистку сената и сократив его численность с 1000 до 600 членов, Август установил: для принадлежности к сенаторскому сословию надо было соответствовать имущественному цензу (один млн сестерциев) и иметь не менее двух поколений предков-сенаторов. Постановления комиций отныне обязательно утверждались сенатом; он также получил право суда над своими членами. Эти меры должны были поднять авторитет сената, при этом послушного принцепсу.

Для всадников был оставлен прежний ценз - 400 тыс. сестерциев. Всадничество претерпевает трансформацию: из сословия торговцев и откупщиков превращается в имперское служилое сословие. Как правило, из всадников замещались новые должности (префект претория, префект Египта и др.), а из сенаторов - старые. Еще одним источником пополнения имперской бюрократии был плебс, особенно вольноотпущенники. Последние играют все большую роль в дворцовом хозяйстве, бывшие личные слуги принцепса попадают на чиновничьи должности. Август, правда, старался не допускать либертинов в высшие сословия: им было недоступно офицерское звание, сенаторы не могли жениться на дочерях вольноотпущенников. При преемниках Августа роль вольноотпущенников стала еще более значительной.

Армия при Августе окончательно становится профессиональной. Этому способствовали принцип добровольности, продолжительные сроки службы (легионер служил 20 лет) и сравнительно высокое жалованье. Август позаботился о гарантиях безбедной старости для ветеранов, сняв тем самым ту проблему, которая существовала со времен реформы Мария и набора в армию пролетариев. При отставке легионер получал надел, и ему полагалась военная пенсия. Армия делилась на легионы, в которых служили римские граждане или провинциалы (во вспомогательных войсках). Прослуживший 25 лет провинциал получал права римского гражданства. Легионы стояли на границах: на Рейне - восемь, на Дунае - семь, в Сирии - четыре, в Испании - три, в Египте - два и т. д. Императорскую гвардию составляли девять преторианских когорт: в них служили 16 лет (только италики), и жалованье там было большее, чем получал легионер.

По отношению к провинциям Август продолжал политику романизации, проводимую еще Цезарем, хотя, в отличие от приемного отца, весьма скупо даровал гражданские права, ведя борьбу за чистоту гражданства. Однако была отменена откупная система, провинциалы получили право жаловаться непосредственно принцепсу.

В охранительном духе Август начал кампанию против распущенности нравов во имя староримской простоты жизни, крепости семейных устоев, mores maiorum. Нравы, действительно, нуждались в исправлении, так как гражданские войны и потрясения привели к распущенности. Консерваторы видели угрозу в женской эмансипации, росте супружеских измен и разводов, падении деторождаемости. По инициативе Августа был принят Юлиев закон против прелюбодеяний: за измену муж мог убить возлюбленного жены, а отец - дочери. Семейные измены становились объектом судебного разбирательства, виновные подвергались изгнанию и конфискации имущества. Юлиев закон о браке имел целью борьбу с безбрачием и бездетностью: мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины в возрасте от 20 до 50 лет должны были состоять в браке, в случае потери супруга или развода рекомендовалось в течение полутора лет найти себе нового спутника жизни. Для безбрачных и бездетных затруднялась карьера. За бездетность облагали налогом, женщин - с 20 лет, мужчин - с 25, и наоборот, рождение третьего ребенка приносило определенные налоговые льготы, избавляло от необходимости вступать в новый брак, а мать освобождалась от опеки.

Усиленная пропаганда семейных ценностей и начал, идеализация староримских нравов велась в литературе, принцепс за этим лично присматривал и наставлял поэтов и писателей своего времени, как, например, Вергилия, Горация, Тита Ливия и других. Пытался Август подать и личный пример следования традиционным устоям и скромности в быту. Зимой и летом он жил в одной спальне, в доме его была скромная утварь, одежду он носил, изготовленную собственноручно женой, сестрой, дочерью. Однако, страстно борясь с разводами, Август сам был трижды разведенным мужем, женатым на разведенной женщине. В 38 г. до н. э. он горячо влюбился в красивую и умную жену Тиберия Клавдия Нерона, Ливию Друзиллу, развел ее с мужем и женился на ней. Его родная дочь Юлия (от Скрибонии) и внучка Юлия Младшая (дочь Юлии и Агриппы) вели себя столь скандально, что были сосланы по Юлиеву закону об адюльтерах.

При Августе шло активное строительство. Рим превратился в мегаполис с более чем миллионным населением. Установление мира, упорядочение управления, отмена откупной системы, повсеместное активное строительство (дороги, акведуки) привели к подъему муниципальной жизни в Италии и вообще к экономическому подъему во всей Империи.

Главной задачей внешней политики было укрепление границ Империи, а в качестве средства была выбрана активная внешняя политика. В парфянском вопросе императору удалось добиться успеха средствами дипломатии: в 20 г. до н. э., воспользовавшись междоусобицами в Пар- фии, Август договорился о выдачи римских пленных и трофеев. Граница между парфянскими и римскими владениями была установлена по Евфрату.

Центр тяжести внешней политики лежал на севере и северо-востоке: на Рейне и Дунае. Еще в 34 г. до н. э. Октавиан подчинил часть Далмации, в 30-27 гг. до н. э. наместник Македонии Лициний Красе завоевал Мезию. В 16 г. до н. э. был предпринят поход против племени таврисков, в результате чего образовалась провинция Норик. Пасынки

Августа, Тиберий и Друз, воюя в конце 10-х гг. до н. э., захватили Рецию и Паннонию. Империя вышла к Дунаю на всем его протяжении.

Другим направлением, где велись активные действия, было германское. Германцы не раз переправлялись через Рейн и совершали набеги на Галлию. В 12-9 гг. до н. э. Друз совершает походы в западную Германию. Возвращаясь из последнего похода, он неудачно упал с лошади и вскоре умер. Германскую войну продолжил его старший брат Тиберий (8-7 гг. до н. э.). В результате кампании в 4-5 гг. (уже н. э.) римляне завоевали территорию между Рейном и Эльбой, на которой была создана провинция Германия. В 6 г. Тиберий совершает поход против маркоманнов (современная Чехия). Цепь успешных завоеваний римлян на Дунае и Рейне была прервана восстанием, вспыхнувшим в 6 г. в Пан- нонии. В течение почти трех лет Империя, стянув сюда более половины своих сил, заново подчиняла себе эту придунайскую провинцию. Только умиротворили Паннонию, вспыхнуло восстание в Германии, которое возглавил молодой вождь германского племени херусков Арминий.

По свидетельству Тацита, с 4 г. н. э. Арминий, будучи начальником вспомогательных войск, состоявших из херусков, изучил латинский язык и римское военное дело (Тацит, Анналы, II 10). При этом ему удалось удостоиться звания всадника и стать гражданином Рима. Около 7-8 гг. Арминий вернулся на родину, где через год возглавил восстание против римлян. Он заманил римского командующего Квинтилия Вара с тремя легионами и обозом в засаду, устроенную в Тевтобург- ском лесу. В четырехдневной отчаянной битве все римское войско было уничтожено; Вар и большинство офицеров покончили с собой. По разным оценкам, римляне потеряли от 18 до 27 тыс. Август, получив известие о поражении легионов Вара, несколько месяцев не брил бороды и не стриг волос; не раз бился головой о косяк, восклицая: «Квинтилий Вар, верни легионы! (Quindli Vare, legiones redde!)» (Светоний, Божественный Август, 23). Все завоевания за Рейном были утрачены. Империя больше не предпринимала попыток их захватить. Римские провинции Нижняя и Верхняя Германии прилегали к левому берегу Рейна и находились в Галлии, население там быстро романизировалось. Грандиозное наступление Рима на варварский мир было остановлено (рис. 12.2).

Задание

Пользуясь литературой и интернет-источниками, найдите информацию, как и для чего образ Арминия использовался в пропаганде и политике Германии в Новое и Новейшее время.

В августе 14 г. умер 77-летний Август. Не обладавший гениальными способностями и сверхчеловеческой энергией Цезаря, Октавиан Август был умным, хитрым, расчетливым политиком и прекрасным организатором. Главный итог его деятельности - формирование государственной системы принципата, опиравшейся на бюрократический аппарат и профессиональную армию. В то же время его можно назвать гением двуличия, создавшим политический режим, основанный на лицемерии: «восстановленная республика» на деле была новой формой монархии. Август пережил многих потенциальных преемников (сыновей у него не было): в 23 г. до н. э. умирает его любимый племянник Марцелл, в 12 г. до н. э. - Агриппа (Август женил его на своей дочери Юлии); во 2 и 4 гг. н. э. - внуки Луций и Гай. После смерти Гая Август усыновил своего пасынка Тиберия, сына Ливии.

Рис. 72.2.

Практикум

Поэты «Августова века» (Вергилий, Гораций, Овидий)

Семинар проходит в форме практического занятия. Перед семинаром студентам рекомендуется познакомиться со следующими источниками и литературой:

Источники

  • 1. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Вергилий; пер. с лат. С. В. Шер- винского. - М., 1979.
  • 2. Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания / Гораций; изд. подг. М. Л. Гаспаров. - М., 1970.
  • 3. Катулл, Тибулл, Проперций. Сочинения / Катулл, Тибулл, Проперций; пер. с лат. под ред. Ф. А. Петровского. - М., 1963.
  • 4. Овидий. Собрание сочинений. Т. 1-2 / Овидий. - СПб., 1994.
  • 5. Проперций, Секст. Элегии / Секст Проперций; пер. с лат. А. И. Люб- жина. - М., 2004.
  • 1. Альбрехт, М. фон История римской литературы / М. фон Альбрехт; пер. с нем. А. И. Любжина. Т. 2. - М., 2003-2004.- С. 735-780 (о Вергилии), 781-812 (о Горации), 826-842 (оТибулле), 842-860 (о Проперции), 861-899 (об Овидии).
  • 2. Борухович, В. Г. Квинт Гораций Флакк / В. Г. Борухович. - Саратов, 1993.
  • 3. Гаспаров, М. Л. Избранные труды. Т. 1. О поэтах / М. Л. Гаспаров. - М., 1997.
  • 4. История римской литературы / под ред. С. И. Соболевского и др. Т. 1. - М., 1959.
  • 1. Составьте краткие биографические справки о Вергилии, Горации, Овидии, Проперции и Тибулле.
  • 2. Прочитайте одно из произведений Вергилия, Горация, Овидия, Проперция или Тибулла (в случае сборника небольших стихотворений - одну из книг), составьте цитатный план и подготовьте сообщение о прочитанном (на 5-7 мин).

Ролевая игра

«Суд времени» - император Август

Для подготовки к ролевой игре ее участники используют материал источников и сведения литературы.

Источники

  • 1. Аппиан. Гражданские войны / Аппиан. - М., 1994.
  • 2. Деяния божественного Августа. / пер. А. Л. Смышляева // История древнего Рима. Тексты и документы. - М., 2004. - С. 204-209.
  • 3. Дион Кассий Коккейан. Римская история. Книги LI-LXIII / Кассий Дион Коккейан. - М., 2014.
  • 4. Малые римские историки: Патеркул. Флор. Ампелий / изд. подгот.

A. Немировский. - М., 1995.

  • 5. Тацит, Публий Корнелий. Анналы // Тацит, Публий Корнелий. Сочинения. В 2 т. Т. I / Публий Корнелий Тацит. - М., 1993.
  • 6. Светоний, Гай Транквилп. Божественный Август // Светоний, Гай Транк- вилл Жизнь двенадцати цезарей / Гай Транквилл Светоний (любое издание).

Литература

  • 1. Буассъе, Г. Оппозиция при Цезарях. Собрание сочинений. В 10 т. / Г. Буас- сье; пер. с франц. В. Я. Яковлева. - СПб., 1993.
  • 2. Машкин, Н. А. Принципат Августа / Н. А. Машкин. - М.; Л., 1949.
  • 3. Межерицкий, Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа / Я. Ю. Межерицкий. - М. ; Калуга, 1994.
  • 4. Парфенов, В. Н. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика /

B. Н. Парфенов. - СПб., 2001.

5. Шифман, И. Ш. Цезарь Август / И. Ш. Шифман. - Л., 1990.

Действующие лица и краткий сценарий:

«Историки-эксперты» (не менее четырех человек) в начале «судебного заседания» дают краткие исторические справки по вопросам (время каждого выступления 5-7 мин):

  • Как Октавиан стал Августом: восхождение к власти.
  • Режим принципата, созданный Августом, - что это такое?
  • Политика императора Августа по отношению к сенату, народу, армии.
  • Борьба Августа с безнравственностью и бездетностью.
  • Идеологическая политика Августа.

Внешняя политика Августа: успехи и провалы.

Речь «обвинителя » (7 мин). «Обвинитель» не просто чернит обвиняемого, он приводит конкретные факты и делает на их основании выводы о содержании и последствиях политики Августа.

Речь «защитника» (7 мин). «Защитник» не просто восхваляет подзащитного, он приводит конкретные факты и делает на их основании выводы о содержании и значении деятельности Августа.

Допрос «свидетелей обвинения »: вызываются «Марк Антоний»,«Кремуций Корд», «Юлия Старшая», «Квинтилий Вар»

Допрос «свидетелей защиты»: вызываются «Агриппа», «Меценат», «Гер- маник», «Ливия» (каждое выступление - не более 3 мин).

Возможны прения сторон (но не более 5 мин)

Последнее слово предоставляется «Августу» (7 мин).

Судъи-присяжные (не менее трех человек) удаляются для совещания и вынесения вердикта. Вопросы, на который они должны дать ответ «да» или «нет»:

  • Был ли Август великим государственным деятелем, спасшим Римское государство из хаоса гражданских войн?
  • Погубил ли Август Римскую республику?
  • Правил ли Август как деспот?
  • Были ли созданы при новом режиме гарантии от тиранического и деспотического правления императоров?
  • Лишился ли римский народ свободы в результате деятельности Августа?
  • Как можно охарактеризовать моральный облик Августа?
  • Была ли успешной внешняя политика Августа?
  • Имел ли политический режим, созданный Августом, потенциал к развитию?
  • Справедлива ли оценка Августа как «гения лицемерия»?

Судьи кратко обосновывают свои ответы. Если остается время, эти же вопросы выносятся на общую дискуссию. Можно обсудить также с аудиторией вопрос: была ли альтернатива режиму принципата, и какая?

  • Автор фотографии - Till Niermanrt. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue-Augustus.jpg (дата обращения: 05.10.2017).
  • Автор рисунка - Homoatrox. URL: https://commons.wikimedia.Org/w/index.php?curid=39847353 (дата обращения: 05.10.2017).

1. Общественно-политические и правовые отношения

Вскоре после битвы при Акциуме в 31 г. до Р.Х. в 27 г. Октавиан сложил с себя чрезвычайную власть, которой он пользовался для "восстановления Республики". Однако теперь рядом с восстановленными республиканскими институтами появился новый экстраординарный магистрат, император или принцепс, совмещающий самые разные и важнейшие функции. Октавиан Август сохранил военные полномочия, а также трибунскую власть, дающую ему право законодательной инициативы. Поэтому власть Августа в отличие от прежних диктатур имела характер легитимной. Особенностью ее стала постепенная эволюция и трансформация в абсолютную монархию по мере преодоления и ликвидации республиканских институтов.

Процесс этого превращения начался с ликвидации народных собраний. Так уже при Тиберии избрание магистратов было перенесено в сенат. Уже с конца I в. от Р.Х. высшими государственными органами власти в Риме были сенат и император. Вследствие этого и государственное устройство характеризовалось двоевластием. Своеобразием этого двоевластия было то, что рядом со старыми республиканскими магистратами, избранными сенатом, развивалась система императорских чиновников; провинции делились на сенатские и императорские; рядом с государственной казной, находившейся в ведении сената (эрарий), появилась императорская казна (фиск). Как император, так и сенат имели право чеканить монету. Постепенно между властью императора и сената развивалась борьба, которая привела, в конце концов, к полному торжеству императорской власти.

Сенат приобрел статус законодательного органа. Даже эдикты императора должны были в сенате получить санкцию. Во время Августа это не было пустой формальностью. Император, как и магистраты не рассматривался как стоящий вне или над законом. Сенат избирал старых республиканских магистратов и самого императора. Правда, избрание последнего было формальностью, потому что предыдущий император указывал сенаторам преемника путем усыновления или завещания и наделял его полномочиями на основании закона об империуме. Сенат имел судебную административную власть (например, управлял сенаторскими провинциями), но она постепенно сокращалась.

Император какого-либо официального титула не имел. Чаще всего его именовали принцепсом. По этой причине и весь этот период назывался Принципатом. Своеобразие принцепса заключалось в том, что это был, хотя и республиканский магистрат, но пожизненный и с чрезвычайными полномочиями, первый человек в государстве. Но поскольку это был все-таки магистрат, поэтому этот период в истории Рима называют также периодом республиканской империи.

Основными полномочиями императора были: imperium, предусматривавший высшее военное командование, решение вопросов международных отношений, высшая административно-правовая власть; право общей проконсульской власти давало ему возможность контролировать правителей провинции как императорских, так и сенаторских; tribunicia potestas давала императору качество священного, неприкосновенного, а также право интерцессии, т.е. право "вето" или отмены официально принятых магистратом решений, по всем другим магистратам, трибунские полномочия давали императору право законодательной инициативы и вместе с тем контроля за законопроектами. Кроме того, император был пожизненным цензором и верховным понтификом.

Государственное управление осуществлялось в это время в Риме при помощи двойственной системы органов управления: республиканских магистратур и императорских уполномоченных. Однако эта система эволюционировала в сторону развития императорской власти по мере исчезновения республиканских магистратур и установления бюрократического аппарата. Консулы лишились военной власти, они лишь были председателями сената и заведовали некоторыми специальными делами. Преторы по-прежнему заведовали гражданской (предварительное следствие, составление формул и т.д.) и уголовной (председательствовали в специальных судебных комиссиях) юрисдикцией. Цензура потеряла свое значение, тем не менее, император каждый раз наделялся цензорскими полномочиями, пока Домициан не объявил, что постоянные цензорские полномочия должны считаться составной частью власти императора.

Параллельно с процессом отмирания республиканских магистратур развивалась система императорских чиновников. Появился личный совет принцепса, который со времени императора Адриана приобрел характер официального государственного учреждения. Появилась должность начальника императорской гвардии (praefectus praetorii), который становится особенно доверенным лицом. Он приобрел функции уголовной компетенции в Риме и над всей Италией и возглавил службу безопасности. Ему подчинялся префект города (praefectus urbi), являющийся начальником полиции и также наделенный правом уголовной юрисдикции в городе Риме. Появились также: префект вигилия (praefectus vigiliae) - начальник ночной полицейской и противопожарной службы; в сфере своей деятельности он обладал цивильной и уголовной юрисдикцией; префект анноны (praefectus annonae) - заведующий снабжением Рима продовольствием. Были различные императорские кураторы, контролировавшие местное управление в Италии. Были разработаны специальные требования, предъявляемые к правителям провинций. Будущий правитель не должен иметь родственников в провинции, не должен жениться на жительнице данной провинции, раздавать провинциалам деньги взаймы, устраивать за свой счет игры, брать подарки разрешалось лишь в установленных размерах и от людей своего круга. Подарки, даже незначительные, взятые у представителей низших сословий, рассматривались как взятка. Можно сказать, что в период развивающейся империи управление и положение провинций, по сравнению с республиканским периодом, значительно улучшилось.

Если период республики закончился распространением прав римских граждан на всех жителей Италии, то период Принципата завершился предоставлением этих прав жителям провинций. Процесс этот осуществлялся двумя путями на протяжении 2-х периодов. До начала 111 года, во-первых, гражданские права предоставлялись тем или другим частям территории римской державы или отдельным общинам посредством дарения, при этом для освобождения от уплаты налогов требовалось еще особое италийское право (ius italicum). Во-вторых, отдельные общины могли получить право латинское (ius latinum), т.е. право коммерции, но без политических прав. Правда, различалось латинское право большое и малое. В первом случае все жители, избранные в местные магистраты или сенаторы, получали права римских граждан. Во втором случае такой привилегией пользовались магистраты, но не сенаторы.

Все остальные провинциальные жители в это время оставались на правах иностранцев. Но постепенно грань между гражданами, латинами и иностранцами стиралась, и последний шаг был сделан эдиктом императора Каракаллы в 212 г., согласно которому все подданные Римской империи получали право Римского гражданства. Суть этого эдикта заключалась в том, что "все свободные жители Римской империи независимо от места жительства, этнической, социальной и религиозной принадлежности становились её гражданами, подданными римского императора". Этот эдикт способствовал распространению на всей территории Римской империи Римского права. Оно стало утверждаться в Греции и на Востоке (Египет, Азия и т.д.), где до сих пор действовало греческое эллинистическое право. Правда, следует отметить, что местное право не могло быть вытеснено окончательно, имело место, смешанное право. Примеры такого смешанного права, как показывают папирусы, имели место в Египте.

В эпоху Принципата окончательно складывается всадническое и сенаторское сословие. Имущественный ценз для сенаторского сословия был установлен в сумме 1 млн. сестерций (около 40 тыс. золотых рублей), для всаднического сословия ценз был равен 400 тыс. сестерций (ок.20 тыс. золотых рублей). Между всадническим и сенаторским сословием существовали острые противоречия. Представители последнего избирались из республиканских магистратур и пополняли сенат. Поэтому среди представителей этого сословия долго сохранялись республиканские традиции, и оно находилось в оппозиции к императорской власти. Представители всаднического сословия, денежной аристократии, получали немаловажные выгоды от императорской власти. По этой причине, главным образом из этого сословия вербовались императорские чиновники. Остальная масса населения составляла третье сословие - плебс, низшую ступень которого занимали вольноотпущенники (libertini).

Наблюдалось некоторое улучшение в области экономических отношений. Упорядочено было управление и положение провинций, стали регулярно поступать налоги в казну, наступило заметное оживление в ремесле и торговле, появились различные благотворительные учреждения и фонды, которые помещали свои капиталы в виде постоянных земельных рент в земельные участки, появились кредитные банки, которые помогали земледельцам и способствовали развитию сельского хозяйства. Сокращение количества рабов, вызванное прекращением больших войн, слабым естественным приростом их и отпуском многих рабов на волю, заставило землевладельцев обратиться к раздаче своих имений мелкими участками в аренду, что способствовало возрождению крестьянства. Сами императоры практиковали насаждение крестьянского землевладения. Они раздавали свои земли мелким арендаторам в долгосрочную или вечную аренду (emphyteusis). Однако необходимость содержания огромной армии и большого числа чиновников заставляла правительство увеличивать бремя налогов, а это ухудшало и без того тяжелое положение мелких хозяев.

2. Источники Римского права и юриспруденция

В рассматриваемый период в Риме вместо народных собраний законодательным учреждением становится сенат, его постановления приобретают силу закона. Постепенно инициатива сенатских постановлений сосредотачивалась в руках императора. Преторы по-прежнему продолжали издавать эдикты, однако необходимо было упорядочить их, унифицировать и закрепить навсегда. В конце II в. при Адриане преторский эдикт был пересмотрен, установлена его окончательная редакция. Он сделался неизменным и юридически обязательным для преторов. Таким образом, постоянный эдикт Адриана признано считать второй после законов XII таблиц кодификацией Римского права.

Но особенно для развития Римского права имели значение императорские указы. Это были эдикты, т.е. решения, касавшиеся судебных процессов; мандаты, т.е. императорские инструкции чиновникам и правителям провинций; рескрипты, т.е. ответы императоров на юридические запросы, как частных лиц, так и чиновников на случай каких-либо сомнений при толковании и применении права.

Уже в конце Республики возникла значительная юридическая литература, но особенно ее много стало появляться в эпоху Принципата, Фрагменты произведений римских юристов классического периода собраны в следующих изданиях:

Bremer F.P. Iurisprudentiae antehadrianae quae supersunt. Vol. 2-3. Lipsiae, 1848-1901. Lenel O. Palingenesia iuris civilis. Vol. 1-2. Lipsiae, 1889. Второе издание с дополнением: Sierl L. E. Supplementum fidenus papyrorum. Graz, 1960.

Наибольшую ценность для этого периода представляют варианты муниципального закона (lex Flavia municipalis), изданного при Домициане для гражданских общин Испании. В 1981 г. в Испании (провинции Севилья) были найдены фрагменты статута прежде неизвестного испанского муниципия - lex municipii irnitani (lex Irnitana), датируемого 91 годом. Из 10 бронзовых досок, на которых был высечен этот закон, в распоряжении ученых находятся доски III, V, VII-X. Текст таблиц III, VII-X частично совпадает с текстом lex municipii Salnensani и Malacitani, вырезанным на 2-х бронзовых досках, найденных еще в 1851 г. Lex Salpemsana содержит материал о политическом устройстве, административных, финансовых и хозяйственных вопросах, о личном статусе муниципалов, о судопроизводстве. Последний раздел (гл. 84-93) воспроизводит положения закона Aвгуста о судопроизводстве по частным делам (lex lulia iudicorum privatorum) 17 г. до Р. Х. Lex Irnitana издан: Gonzalez J. The lex Irnitana: A New Copy of the Flavian Municipal Law (Pl. V - XXIII) Journal Roman Studies, 1986. Vol. 76. P. 147-199.

Документы юридической практики классического периода собраны в следующих изданиях: Bruns C. G. Fontes iuris Romani antiqui . Vol. 3. Ed. Gradenwitz O. Tubing, 1912; Girard P.F. Textes de droit romain. Ed. Senn F. Paris, 1937; Fontes iuris Romani anteiustiniani (Riccobono S., Baviera G., Ferrini C., Furlani G., Arangio-Ruiz V.) Vol. 3. Negotia. Ed. Arangio-Ruiz V. Florentiae, 1969. со времени Августа юристы получили право давать от имени императора юридические консультации. По различным судебным вопросам юристы давали заключения, которые становились обязательными для судьи. Эти заключения излагались письменно и скреплялись печатями. Но мнения свои юристы высказывали не только по конкретным судебным делам, но и по общим юридическим вопросам, и, особенно, если эти мнения юристов совпадали, они приобретали силу "как бы закона", а сами эти юристы считались "как бы творцами права".

Усложнялось и юридическое обучение. Теперь не только в Риме, но и в других городах, в т. ч. и в провинциях появляются школы юристов. Им выделялись помещения, они имели учеников. Обучение делилось на две стадии: institutio - сообщение ученикам основных принципов гражданского права в связи с чтением источников; instructio - приобретение навыков путем участия в консультациях патрона. Школы юристов порой отличались различными подходами к общим и частным вопросам права.

Поскольку юристы стали заниматься разработкой как практических, так и теоретических вопросов права, поэтому стала появляться богатейшая юридическая литература. Появились краткие систематические учебники по основам Римского права, в дополнение к этому появились краткие юридические афоризмы и общие определения основных юридических институтов и понятий. Вторым типом юридических литературных произведений были комментарии. Общий комментарий всех частей гражданского права носил название Digesta . Многочисленные сочинения появились в связи с практической деятельностью юристов. Это т. н. responsa , т.е. собрания решений, данных юристом в разных представлявшихся ему на практике случаях.

Наконец, стали появляться и монографические сочинения по юридическим проблемам, хотя их было не так много. Всякое такое сочинение делилось на книги. Каждая книга приблизительно равнялась нашим 30-40 страницам. Известно о некоторых юристах, что они написали 300-400 книг. Если учесть, что каждые 10 книг составляли приблизительно 300-400 страниц нашего текста, то действительно можно говорить о многотомных сочинениях.

Начиная с эпохи Принципата, юристы стали приобретать престижное значение. Юриспруденция была для многих средством достижения высокого положения в обществе, которое нуждалось в знающих и образованных юристах. Плеяда таких юристов появляется именно в это время, по общему признанию получившего название классического.

Марк Антистий Лабеон и Гай Атей Капитон. Первый (45 г. до Р.Х. - 10/21 от Р. Х) происходил из аристократического рода, самый выдающийся юрист времен Августа, ученик Гая Требатия Теста, советника Цезаря и Августа, энциклопедически образованный, убежденный республиканец. Лабеон не скрывал свою неприязнь к Принципату, однако Август уважал его личный и научный авторитет. Он один из наиболее цитируемых юристов. Лабеон достиг претуры, но отверг предложенный ему консулат, посвятил себя всецело правоведению. Полгода он обучал праву в Риме, полгода писал свои труды, живя в уединении за городом. Написал около 400 книг (сохранились лишь незначительные фрагменты): Ad legem XII tabularum, Ad edictum (первый классический комментарий к преторскому эдикту) и др.

Гай Атей Капитон (кон. I в. до Р.Х. - 22 г. от Р. Х), происходил из незнатного рода, но окрепшего и получившего известность во времена Суллы. Занимал различные должности. После претуры он стал консулом и верховным понтификом. Был также куратором водопровода (curator aquarum). Занимался также литературной юридической деятельностью, но был менее известен как юрист, чем Лабеон. Капитон был сторонником Принципата, противником Лабеона. Известен как знаток понтификального (жреческого) права. Его сочинения: De pontificio iure, Epistulae и т.д.

Оба этих юриста оставили после себя школы, отличавшиеся различными направлениями: последователей Лабеона называли по имени его ученика Гнея Ацеррония Прокула - прокулианцами. Прокул был претором и консулом. В 30-е гг. I в. от Р.Х. занимал выдающееся место в политической жизни, продолжал руководить школой, основанной Лабеоном. Написал Epistulae с богатой казуистикой. Издал оставшиеся неопубликованными некоторые труды Лабеона (Ex posterioribus Labeonis). Прокулианцы развивали трактаты республиканских юристов и особенно успешно работали в области казуистики. Последователей же Капитона, соперника Лабеона, называли по имени его ученика Гая Массурия Сабина сабинианцами. Сабин был незнатного происхождения. Долгое время жил на гонорары, получаемые от своих учеников. Лишь в 50 лет накопил всаднический ценз, и Тиберий предоставил ему первому из всадников ius respondenti. Его главный труд Ius civile . Это компактное сочинение в 3-х книгах служило учебником по гражданскому праву, комментировалось многими юристами вплоть до III в. Среди прочих его трудов известны Ad edictum, Ad Vitelium, Fasti, Memoralia, Responsa и др.

Вокруг этих школ группировались юристы императорского времени. Среди них особенно выделяются три имени. Публий Ювентий Цельз отец и сын были руководителями школы прокулианцев. Особенно известен сын своей научной и политической деятельностью. Он занимал должности претора и консула, был советником Адриана, наместником во Фракии и Азии. Написал сочинение Digesta (90 книг), в которых анализировал все области частного права, вначале гонорарное и затем цивильное.

Другим выдающимся юристом был Секст Помпоний, современник Юлиана, самый плодовитый автор из юристов II в., занимался исключительно преподавательской и литературной деятельностью в области частного права. Помпоний обобщал литературную деятельность своих предшественников (см. его сочинения Ex Sabina, Ad Q. Mucium, Ex Plautio). Он написал самый обширный из известных комментариев Ad edictum, который состоял из 150 книг. Казуистике он посвятил Variae lectiones и Epistulae. Кроме того, он написал Senatus-consulta, Fideicommissa, De stipulationibus и т.д. Очень важна, как единственный в своем роде источник, его небольшая работа Enchridium (Пособие) - исторический обзор науки Римского права до Юлиана включительно.

Особое место среди юристов занимал Гай. Жил во II в. н.э. Полное имя и точные даты жизни остались неизвестны. Как юрист-исследователь он не получил известность. Классические юристы его не цитируют. Однако писал он необычайно ясно и понятно. Исключительное значение Гая заключается в том, что сохранились в почти неизменном виде его Institutiones (или Commnentatii Institutum), содержащие школьные лекции, которые Гай вероятно не раз обрабатывал, но не до конца, поэтому опубликовал их кто-то из его учеников. Другими его сочинениями являлись Res cottidianae или Aurora,

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Период принципата
Рубрика (тематическая категория) История

Глава III

Падение Республики

Правовой строй римской республики обладает многими совершенно своеобразными особенностями, которые являлись источником и его величия, и его слабости. В случае если мы окинœем общим взглядом основные начала этого строя, то мы заметим следующее.

1) В области государственного права наиболее крупными особенностями отличается строение римских магистратур и организаций народных собраний.

Что касается, прежде всœего, магистратур, то, как было указано выше, их власть, imperium, являющаяся продолжением прежней царской власти, обладала принципиальной полнотой и неограниченностью; юридических ограничений ее пределов почти не существовало. Даже по отношению к народу магистрат в течение своего должностного года принципиально независим и самостоятелœен. По справедливому замечанию Иеринга, народ создавал себе в магистрате не слугу, не нечто низшее (minister), а господина, то есть нечто высшее (magister). С момента вступления в должность он получал право отправлять ее по своему, совершенно свободному убеждению. Такая свобода давала, конечно, ему возможность в каждом конкретном случае действовать энергичнее на благо народа и не по тем или другим заранее установленным шаблонам, а сообразно особенностям случая и положения. В этом заключалось, бесспорно, огромное преимущество римских магистратур по сравнению с должностными лицами современного государства. Но, с другой стороны, в этой почти неограниченной свободе заключалась и большая опасность: свобода убеждения легко могла превратиться в свободу произвола, и огромная власть магистрата͵ вместо служения благу народа, могла оказаться направленной на служение той или другой партии или даже тем или другим личным интересам.

Правда, возможность возрождения абсолютизма фактически устранялась в Риме кратковременностью службы, правом intercessio и т. д. Но, во - первых, не устранялась возможность отдельных произвольных действий, а во - вторых, самые эти коррективы вносили новые недостатки в административный механизм республики. Обязательная кратковременность службы служила значительным тормозом для процветания отдельных ветвей управления. Ни один магистрат, в случае если он имел программу сколько - нибудь серьезных реформ в той или другой области администрации, не мог в такой короткий срок провести ее в жизнь; это приводило фактически к тому, что управление (финансовое, полицейское и т. д.) шло по традиционным шаблонам и к концу республики оказалось не на высоте положения. - Возможность вмешательства со стороны другого, равного или высшего, магистрата (jus intercessionis) и отсутствие точно разграниченных компетенций вносило также большую путаницу и неопределœенность в деятельность отдельных носителœей власти. - Каждая отрасль государственного управления требует известной специальной, технической подготовки и опытности от лиц, которым она вверяется; между тем в Риме для избрания в магистраты такой специальной подготовки не требовалось. Каждый мог быть избран в любую должность, а по общему правилу лицо, посвящающее себя должностной карьере, проходило всœе их в заранее определœенном порядке; поочередно оно оказывалось то эдилом - и тогда заведовало полицией, то квестором - и тогда получало в свои руки дела казны и государственного архива, то претором, руководившим судом и юрисдикцией, то консулом - в роли военачальника. Но очевидно, что едва ли многие обладали всœеми качествами, необходимыми для каждой из этих должностей.

Вообще вся построенная таким образом система магистратур могла еще годиться для той маленькой общины, какою был Рим в начале республики, с несложным бытом и несложными государственными задачами; но она оказывалась непригодной для такого огромного государства, каким стал Рим с покорением Италии и провинций. Этими недостатками в значительной степени объясняется то усиление роли сената͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ наблюдается во второй половинœе республики в разных областях государственного управления. Но этими же недостатками объясняется, с другой стороны, и появление различных чрезвычайных диктатур последнего столетия: лицо, очутившееся у власти, в случае если оно обладало сильным, деятельным характером и более или менее широкой государственной программой, стремится освободить себя от всœех указанных стеснений - срока, intercessio и т. д.

Не менее существенным пороком страдает и организация народных собраний . При всœех их разнообразных формах и реформах, они в течение всœего республиканского периода остаются построенными по типу собраний вечевых: каждый гражданин должен принимать участие в собрании непосредственно и лично. Идея политического представительства, идея парламентарного строя , оставалась для всœего античного мира недоступной. Не говоря уже о серьезных недостатках таких народных собраний в делœе законодательства, суда и т. д., крайне важно сть личного участия каждого фактически приводила к тому, что далеко не всœе населœение могло принимать участие в политической жизни страны: населœение города Рима являлось фактически господином всœего государства. И здесь такой порядок вещей не представлял особенного противоречия лишь до тех пор, пока римское государство совпадало с городом Римом; но когда римское гражданство оказалось занимающим всю территорию Италии, решение народного собрания по существу далеко не выражало собою истинного мнения всœего населœения государства. В случае если же еще принять во внимание, что к концу периода в Риме скопляется масса пролетариата͵ выброшенного из разных мест, и что именно эта масса, деморализованная праздностью и подачками, составляет подавляющее большинство в народных собраниях, то легко понять быстрый упадок авторитета этих последних и быстрое исчезновение их в начале империи.

2) В случае если мы перейдем к области гражданского права и гражданско - правового творчества, то и здесь мы должны отметить аналогичные черты свободы и неопределœенности. То, что было сказано выше относительно магистратов вообще, должна быть повторено полностью и относительно того магистрата͵ который заведовал гражданской юрисдикцией, - претора . Полнота его власти, дававшая ему право временами даже поступать вопреки закону (делать jus sine effectu), помогла ему сделать бесконечно много для гражданского праворазвития. Но, с другой стороны, нельзя закрывать глаза и на теневые стороны такой власти. Прежде всœего, самый дуализм правовых систем с его разнообразными nuda jura (ʼʼголые праваʼʼ, то есть гарантированные цивильным правом, но не получающие исковой защиты от претора) и т. д. создавал временами чрезвычайную запутанность не только теоретическую, но и практическую. Затем, возможность для претора не считаться in concreto (в конкретной ситуации) с предписаниями закона создавала известную неуверенность для частных лиц в том, как будет разрешен им тот или другой интересующий их конкретный случай, создавала неясность и неопределœенность, особенно чувствительную для развитого делового оборота. Наконец, и здесь свобода усмотрения легко могла перейти в свободу произвола. Конечно, в большинстве случаев преторы действовали так, как подсказывал им живой голос общественного мнения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и являлось для них лучшим контролером. Но когда голос общественного мнения заменился беспорядочным шумом толпы без определœенных интересов и определœенных общественных идеалов, такая свобода усмотрения должна была обнаружить свои сомнительные стороны. И действительно, в последнем столетии республики замечается тенденция к большему водворению в области гражданских отношений принципа законности: lex Cornelia (см. § 19) является выражением этой тенденции, хотя и не является ее полным осуществлением.

3) Наконец, в области уголовного права и процесса существеннейшими недостатками являлись: а) во - первых, также недостаточная определœенность того, что дозволено, что запрещено, ибо уставы отдельных quaestiones perpetuae всœего не охватывали и оставалась еще большая сфера, где действовала никакими нормами не связанная административная coercitio; b) во - вторых, принцип частной accusatio , то есть зависимость уголовного преследования исключительно от частной инициативы отдельных граждан. Этот принцип мог годиться также лишь до той поры, пока социальные и нравственные устои общества не были расшатаны, пока общество жило нормальною и интенсивною общественною жизнью. Когда же всœе это поколебалось, принцип частной accusatio стал только источником многочисленных и самых неприятных злоупотреблений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, во всœех самых базовых областях государственной жизни мы встречаемся с такими крупными погрешностями в строении государственного механизма, что блестящее развитие Рима в период республики может показаться несколько непонятным. Но оно станет совершенно понятным, в случае если мы примем во внимание ту чрезвычайно интенсивную общественную жизнь, которая так характерна для Рима. Весь римский государственный механизм для самого своего функционирования предполагал развитое, сознающее свои интересы и свои права общество и постоянное, неуклонное участие его в политической жизни. Это постоянное живое участие являлось лучшей гарантией против всяких попыток самовластия и произвола, вследствие чего римляне пользовались выгодными сторонами независимого положения своих магистратов, не опасаясь сторон невыгодных. При таких условиях всœе отмеченные погрешности римского республиканского строя являлись теми неправильностями в диете и образе жизни, которые до поры до времени мог позволить себе необыкновенно здоровый общественный организм.

Но положение резко должно было измениться, когда описанный выше процесс экономического и духовного разложения в корень расшатал устои общественной жизни, подрыл ту реальную общественную основу, на которой стоял весь республиканский государственный механизм.

Тогда всœе его недостатки стали давать себя чувствовать, и чем дальше, тем сильнее. Перед Римом встала проблема: или вновь возродить общественную атмосферу, или же перестроить организацию учреждений. Первое было бы, быть может, целœесообразнее и лучше, но для этого нужны были самые коренные социальные реформы, на которые римское общество решится не могло. Второе не давало радикального излечения болезни, но было сранительно проще и легче. И римская история пошла по этому второму пути.

Все последнее столетие живет этой мучительной мыслью - перестроить республику. Смутное и тревожное состояние общества не дает ни времени, ни возможности для спокойной работы в данном направлении. Взамен ее появляются диктатуры с чрезвычайными полномочиями: Сулла в качестве dictator legibus scribundis et rei publicae constituendae (ʼʼдиктатор для написания законов и укрепления республикиʼʼ), Цезарь в качестве dictator perpetuus (ʼʼбессрочный диктаторʼʼ), вторые триумвиры в качестве tresviri rei publicae constituendae consulari imperio (ʼʼколлегия трех с консульской властью для укрепления республикиʼʼ) и, наконец, Октавиан Август, с которого начинается новый период римской истории.

Период принципата - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Период принципата" 2017, 2018.