Фоновая концентрация взвешенных веществ в воде. Сравнительный анализ по загрязнению реки исеть разными элементами

В данном исследовании использовались результаты измерений, полученных на гидрохимических постах (створах) гидрометслужбы, расположенных вдоль реки за 1986-2009 годы. (Рисунок 10) Анализировались значения ежемесячных наблюдений 40 показателей, полученных на 6 створах. Антропогенное воздействие на водный объект было представлено данными годовых сбросов загрязняющих веществ в межстворных участках реки и значениями годовых инвестиций на водоохранные мероприятия, полученными из Государственных докладов о состоянии и использовании водных ресурсов. Предметом данного исследования выступают статистические методы анализа.

Для анализа интеграции характеристики качества речных вод массивы отобранных мною показателей, характеризующих загрязнение по каждому створу, подверглись факторному анализу. Я использовал метод главных компонент с варимаксным вращением корреляционной матрицы. В качестве представителя реки Исеть я принял створ близ поселка Большой Исток, так как именно там мы можем пронаблюдать характерные загрязнения после мегаполиса и крупного промышленного центра Екатеринбурга.

Анализ показателей загрязнения позволил выделить три основных фактора, ответственных почти за половину общей дисперсии (43,45%).

Итак, фактор 1 существенно проявляется в органических веществах, фактор 2 - во взвесях и тяжелых металлах. Компонента 3 имеет наибольшую корреляцию с показателем ХПК (химическое потребление кислорода), отвечающим за способность к химической окисляемости веществ в воде. (Приложение 7)

Сложно интерпретировать группу, выделенную третьей компонентой. ХПК, как главный ее представитель, также характеризует содержание в воде органических веществ, но по количеству израсходованного на окисление кислорода. Поэтому остановимся на анализе первых двух групп загрязнителей.

Достаточно высокое проявление фактора 2 во взвесях свидетельствует о преобладающей адсорбции на них ионов цветных металлов, что позволяет рекомендовать простой способ очистки воды от этих высокотоксичных компонентов речной воды. В частности, можно ограничиться сравнительно недорогим методом отфильтровывания взвешенного компонента вместе с которым удалится и основная доля примесей цветных металлов.

Более подробно исследовались типичные представители главных компонент: взвешенные вещества и медь, азот и азотистые соединения. Были удалены все значения - статистические выбросы, а также для удобства графического анализа данные были сглажены полиномиальными линиями тренда и скользящей средней.

Чтобы проследить природное содержание веществ в воде, воспользуемся динамикой концентраций веществ в воде в дачном поселке Палкино, так как он находится в самом начале реки Исеть - антропогенная нагрузка на этот створ минимальна.

Рассмотрим график, показывающий природное содержание взвешенных веществ и представителя тяжелых металлов - меди.

Рис. 12.

Линии тренда показывают, что природная концентрация взвешенных веществ в реке Исеть составляет 4-8 мг/л, и наблюдается тенденция к ее уменьшению. Природная концентрация меди превышает в среднем в 18 раз предельно допустимую для водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Уровень фонового загрязнения воды отражает особенности уральской геохимической провинции. На результаты оказывает влияние «хозяйка Медной горы».


Рис. 13.

Черной линией изображена динамика Большого Истока, красной - Палкино.

Мы можем заметить, что уровень взвешенных веществ в воде значительно увеличился после прохода водных масс через Екатеринбург. Это обусловлено наличием нескольких промышленных заводов вблизи города Екатеринбурга. Например, Верх-Исетский завод (ОАО «ВИЗ-Сталь»), занимающийся производством различных видов стали. Именно это производство делает неизбежным выбросы взвешенных веществ. Например, медь необходимейший элемент в сталелитейной промышленности.

Также можем заметить явную внутригодовую сезонность этого показателя. Наибольшие значения отмечались в августе каждого года. Возможно, это связано с природными колебаниями уровня воды. Именно в этот период объем воды в реках уменьшается, что повышает в них показатели концентрации веществ.

Далее приведен график концентрации взвешенных веществ для створа, находящегося до Каменск-Уральского (красный цвет), и створа после Каменск-Уральского (синий цвет). Данные снова были сглажены методом скользящей средней и полиномиальной линией тренда.


Рис. 14.

Можем заметить, что с 1991 года уровень взвешенных веществ в воде стал значительно больше в створе после Каменск-Уральского, чем в створе на 5,3 км выше этого города. К 2009 году эта разница стала незначительной. Возможно, в 1991 году открылись предприятия, активно сбрасывающие свои отходы производства в воду, а в 2000-х годах усилилась экологическая политика, что привело к положительным результатам в 2009 году.

Сравним уровни концентраций некоторых тяжелых металлов (медь, цинк и хром) на створах до города Каменск-Уральского (синий цвет) и после него (красный цвет).


Рис. 15.

Рис. 16. Динамика концентрации цинка на створах до и после Каменск-Уральского



Рис. 17.

Из всех трех графиков мы видим, как вода насыщается тяжелыми металлами после выхода из города Каменск-Уральский. Это связано в первую очередь с предприятием ОАО «Завод Исеть», который функционирует с 1970 года. В его деятельность входит лакокрасочное, штамповочное, гальваническое и другие производства. Завод занимается нанесением таких покрытий, как золочение, никелирование, хромирование, цинкование. Неудивительно, что концентрации взвешенных веществ и тяжелых металлов увеличивается после городских стоков.

Предлагаю отдельно рассмотреть динамику концентрации меди в большом городе на примере створа в черте Екатеринбурга.


Рис. 18.

Можно заметить резкое снижение концентрации меди в 1989-1991 и в 2008-2009 годах, что характеризует общий кризис производства в эти периоды.

На следующей круговой диаграмме изображены доли суммарных содержаний взвешенных веществ в реке за период с 1986 по 2008 год.


Рис. 19.

Можем заметить, что наибольшие суммарные концентрации взвешенных веществ были обнаружены около села Большой Исток, Колюткино, а также на створах близ города Каменска-Уральского. Показатели створа в селе Большой Исток являются результатом промышленных выбросов Екатеринбурга. Колюткино и две створы близ Каменска-Уральского являются наименьшими административными единицами из представленных, а в крупнейшем производственном центре Екатеринбурге отмечены наименьшие содержания взвешенных веществ в Исети. Возможно, это говорит о том, что в крупных городах проводится более строгий контроль за предприятиями по промышленным выбросам, нежели в меньших поселках в сельской местности.

Согласно «Общим требованиям к составу и свойствам воды водотоков и водоемов в местах питьевого и хозяйственно-бытового, рекреационного и рыбохозяйственного водопользования (ГОСТ 17.1.2.04)» при сбросе сточных вод, производстве работ на водном объекте и в прибрежной зоне содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,75 мг/л.

Следующий график демонстрирует абсолютные отклонения от естественного уровня концентрации взвешенных веществ в реке Исеть. В качестве естественного уровня взяты результаты створа в деревне Палкино. Анализируются створы в черте Екатеринбурга (синий цвет), в поселке Большой Исток (красный цвет) и в Колюткино (зеленый цвет). Для сглаживания данных был применен метод скользящей средней.

Рис. 20.

Можем заметить, что в каждом из анализируемых створов нарушаются требования к допустимым концентрациям взвешенных веществ в местах рекреационного и рыбохозяйственного использования. Особенные нарушения можно отметить в поселке Большой Исток.

Далее пронаблюдаем динамику изменения концентрации представителя следующей группы загрязнителей - азота в реке Исеть. Рассмотрим динамику концентрации до города Екатеринбурга (Палкино) и после него (Большой Исток).

Рис. 21.

Очевидно, что уровень азота после Екатеринбурга значительно увеличился.

Пронаблюдаем концентрацию азота в реке до и после Каменска-Уральского. Для удобства графического анализа снова были взяты полиномиальные линии тренда.


Рис. 22.

Можем заметить, что разница в содержании азота между створами несущественна, хотя ниже Каменска-Уральского его концентрация увеличивалась. Это видно из тренда на участке с 1988 по 1996 года.

Наибольший интерес представляет сравнение содержания азота в реке на створах в промышленном центре Екатеринбурге и в сельскохозяйственном районе Колюткино.

Рис. 23.

Мы видим, что содержание представителя органических веществ в Колюткино больше, чем в Екатеринбурге. Это связано с тем, что азот является продуктом разложения многих азотистых соединений, являющихся в свою очередь сельскохозяйственными удобрениями, а также отходами животноводческих ферм. Действительно, на круговой диаграмме долей суммарных содержаний азота по различным створам видно, что наибольший объем выбросов азотистых соединений за десятилетний период с 1986 по 1995 год пришелся на створы в поселках Колюткино и Большой Исток.

Рис. 24.

Рассмотрим более подробно загрязнения азотистыми соединениями (аммоний, нитриты, нитраты) в черте поселка Колюткино.


Рис. 25.

В процессе своей жизнедеятельности обитатели вод, как и все существа на земле, взаимодействуют с окружающей средой, выделяя аммоний. Первым этапом разложения органики является именно он. Концентрации аммония зачастую превышали предельно допустимую концентрацию (2 мг/л), но в силу своей нестабильности он безобиден - распадается, не успев пригрозить. Поглощая аммоний, аэробные бактерии активно выделяют нитриты. Завершающим этапом процесса разложения аммония бактериями являются нитраты. ПДК нитратов довольна высока - 45 мг/л, и даже в больших концентрациях он переносится рыбами спокойно. Особенно опасными веществами являются нитриты: их концентрация является ядовитой для речных обитателей, если превышает 0,2 мг/л.

Рассмотрим динамику загрязнения нитритами в Колюткино на следующем графике.


Рис. 26.

Мы можем заметить, что большую часть времени за этот период уровень нитритов в воде превышает порог токсичности (пунктирная линия на графике). Наибольшая концентрация нитритов в воде наблюдается летом, что связано с деятельностью некоторых микроорганизмов и водорослей. Повышенное содержание нитритов указывает на усиление процесса разложения органических веществ в условиях медленного окисления. Нитриты могут применяться в промышленности, как консерванты и ингибиторы коррозии.

Аналогично, рассмотрим на следующем графике динамику концентрации опасных нитритов относительно порога токсичности (0,2 мг/л) в поселке Большой Исток.

Рис. 27.

Общий уровень нитритов в створе у села Большой Исток меньше, чем в сельскохозяйственном Колюткино, но все же каждое лето содержание нитритов превышает порог ядовитости. Это связано с тем, что нитриты могут применяться в промышленности, как консерванты или ингибиторы коррозии. Из сточных вод промышленных городов они попадают в открытые водоемы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

Http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.В.Лиуконен, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме помощником судьи Н.Н.Ярынченко, рассмотрел в судебном заседании исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал», г.Воткинск о взыскании 1 300 174 руб. 24 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду

В присутствии представителей:

Истца – Панаева М.В. - представитель (доверенность № 11 от 31.05.2014 приобщена к материалам дела); Мурзанаев В.Б. – представитель (доверенность № 20 от 09.04.2014);

Ответчика – Нистеренко А.В. – представитель (доверенность № 153 от 02.06.2014); Пастухов А.А. – представитель (доверенность № 156 от 28.07.2014);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал», г.Воткинск о взыскании 1 300 174 руб. 24 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель истца требования по иску поддержал по основаниям указанным в иске, дополнительных пояснениях, содержащих расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (т.1, л.д. 134-136, 167-173),

Ответчик исковые требования оспорил по основаниям указанным в отзыве на иск (т.1, л.д 128, 174) и дополнительных пояснениях (т.2, л.д.94-95), считая, что письмом Федерального Агентства Водных Ресурсов от 17.03.2014 г. дано разъяснение, что согласно государственному водному реестру река Вотка и Воткинский прус) (Воткинское водохранилище) один и тот же объект. Следовательно, р. Вотка и Воткинское водохранилище образуют в совокупности единый объект, то при учете НВОС данные объекты не подлежат разделению, а также заполнение отчетности по формам № 2 - тп (водхоз) в части расчета определения массы загрязняющих веществ при сбросе в водный объект (р. Вотка) должно соответствовать п. 3.13. указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения приказа Росстата от 19.10.2009 № 230, а именно: при учете НВОС указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта) на основании анализа.

Вывод истца о том, что источником водоснабжения г. Воткинска помимо поверхностных водных объектов, также являются 32 водозаборных скважины, по мнению ответчика не соответствует действительности, поскольку с огласно приложению № 3 от 26 сентября 2002 года к лицензии ИЖВ00647ВЭ и приложению №3 от 6 февраля 2006 года к лицензии ИЖВ00994ВЭ, на балансе МУП «Водоканач» находится 29 водозаборных скважин, 11 из которых подлежат ликвидации согласно предписанию №16 от 29.06.2009г. выданным истцом. На данный момент, водозаборные скважины, подлежащие ликвидации, не тампонированы, так как это требует дополнительных финансовых затрат и в настоящий момент МУП «Водоканал» не может выполнить данное предписание, в силу того, что на расчетные счета наложен арест ФССП г. Воткинска. Согласно постановлению правительства РФ 01.07.2005 № 410 установлен специальный (понижающий) коэффициент при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в случаях, когда природопользователь забирает и сбрасывает воду в один и тот же водоем.

МУП «Водоканал» г. Воткинск производит забор воды из Воткинского водохранилища и сбрасывает воду также в Воткинское водохранилище, поскольку вода, которую забирает предприятие из этого водоема уже загрязнена, то водопользователь не должен оплачивать это загрязнение.

Первичная форма учета, в которую заполняются сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод, утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205.

При расчете фактического сброса загрязняющих веществ, согласно требованиям формы 3.3, предусмотренной в вышеупомянутом приказе необходимо при учете загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).

Кроме того, аналогичная норма содержится при расчете годового учета НВОС, а именно в п. 3.13. инструкции №2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 19 октября 2009 г. N 230.

Данные полученные в результате учета качества сточных вод по форме 3.3 также используются и при составлении расчета платы за НВОС при заполнении формы №2-ТП (водхоз), значит учет один и цифры (массы загрязняющих веществ) должны совпадать.

Вывод истца о том, что ответчик произвел уменьшение фактической массы загрязняющих веществ сбрасываемых с водовыпусков на массу загрязняющих веществ в природной воде Воткинского водохранилища на р. Вотка в фоновом створе в нарушение действующего законодательства -является необоснованным. Проект норматива допустимых сбросов (далее НДС) разрабатывается в соответствии с методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17 декабря 2007 г. N 333. Данная методика предусматривает, что до установления фоновых концентраций следует соблюдать нормативные требования к составу и свойствам сточных вод, обеспечивающие выполнение требований к качеству вод водного объекта (п.23).

При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение допустимой концентрации загрязняющего вещества обеспечивающие нормативное количество воды в контрольных створах с учетом требований методики (п.25).

Согласно п. 3.10 Инструктивно - методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды РФ от 26.01.1993 (в редакции приказа Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 15 февраля 2000 г. N 77) норматив платы за сброс в водные объекты взвешенных веществ, рассчитан без учета естественного фона этих веществ в воде водоприемника. Для определения платы за сброс в составе сточных вод указанных загрязняющих веществ норматив платы должен быть скорректирован с учетом фона водного объекта, принятого при установлении ПДС (ВСС) по установленной формуле.

По мнению ответчика, поскольку Воткинское водохранилище является искусственным водоемом, который заполняется водой из реки Вотка, то согласно Методическим указаниям проведения расчетов фоновых концентрации химических веществ в воде водотоков, утвержденных Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 01.01.2002. створ водотока (створ реки Вотка) - условное поперечное сечение водотока, используемое для оценок и прогноза качества воды. Фоновая концентрация химического вещества - расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенного выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества.

По мнению ответчика, при разработке проекта Норматива допустимых сбросов (далее – НДС) загрязняющих веществ для МУП «Водоканал» г. Воткинск, в расчетной формуле (лист 19) указано слагаемое, которое отражает фоновую концентрацию взвешенного вещества в водотоке (р. Вотка) без учета естественного фона этого вещества, содержащегося в Воткинском водохранилище. Данный факт также подтверждается официальным ответом проектной организацией ООО «Ижица», которая непосредственно разрабатывала проект НДС для МУП «Водоканал» г. Воткинск.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ. Данным постановлением установлен специальный (понижающий) коэффициент при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в случаях, когда природопользователь забирает и сбрасывает воду в один и тот же водоем.

Рассмотрев представленные по делу доказательства, заслушав доводы и возражения сторон, суд

Установил:

На основании постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года № 370» (в редакции от 13.09.2010 № 717) и приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 февраля 2012 года № 64 «О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета в Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее - Управление) на территории Удмуртской Республики осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Управление, как администратор доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Удмуртской Республики, осуществляет:

Проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду;

Взыскание задолженности по платежам в бюджет.

Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в ходе плановой проверки соблюдения природоохранного законодательства МУП «Водоканал» г. Воткинска, были рассмотрены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за 1-4 кварталы 2012 года; 1-2 кварталы 2013 года.

Сброс сточных вод в р. Вотка через выпуск № 1 осуществляется ответчиком на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 10.08.2009 года № 51-с, сроком водопользования до 11.12.2013 года (далее - Решение № 51) (т.1, л.д.33-35).

В ходе проверки было установлено, что раздел 3 расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП Водоканал г. Воткинска за 2012 год и 1 и 2 кварталы 2013 года, в части платы за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, выполнены с уменьшением фактической массы загрязняющих веществ сбрасываемых с водовыпусков на массу загрязняющих веществ в природной воде Воткинского водохранилища на р. Вотка в фоновом створе.

Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике письмом № 01-05-16/3290 от 27.09.2013.г. обязало МУП «Водоканал» г. Воткинска в срок до 31.10.2013г. произвести корректировку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее-НВОС) за указанный период, и расчет платы за организованный сброс предприятия исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сточной воде.

Письмо № 07-258629.11.2013 г. МУП «Водоканал» г.Воткинска от выполнения корректировки отказалось, в связи с чем, Управление произвело доначисление платы за НВОС в части организованного сброса и 20.02.2014 направило МУП «Водоканал» г.Воткинска Требование № 2 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду (письмо № 05-15/91) с предложением оплатить доначисленную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 300 174 руб. 24 коп. в течение тридцати дней со дня получения требования (т.1, л.д.36).

МУП «Водоканал» г. Воткинска требование Управления не выполнило, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из материалов дела отведение хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод МУП «Водоканал» осуществляется в водные объекты через 3 организованных выпуска.

Выпуск № 1 предназначен для сброса хозяйственно-бытовых производственных сточных вод в р. Вотка после очистки на комплексе канализационных очистных сооружений (далее - КОС).

Сброс сточных вод в р. Вотка через выпуск № 1 осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 10.08.2009 года № 51-с, сроком водопользования до 11.12.2013 года (далее - Решение № 51).

Пункт 10 Решения № 51-с устанавливает максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Вотка.

Количественный химический анализ (далее - КХА) сбрасываемых сточных вод осуществляется Аналитическим центром МУП «Водоканал» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.515805, действителен до 28.01.2015 года), по утвержденной и согласованной Программе регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (установленная периодичность - 1 раз в месяц).

В результате анализа представленных результатов сбрасываемых МУП «Водоканал» в р. Вотка через выпуск № 1, установлены превышения концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах в р. Вотка над допустимыми концентрациями, установленными п. 10 ч Решения № 51-с:

По нитрат-иону - в 1,5 раза;

По меди - в 1,2 раза;

По нефтепродуктам - в 1,1 раза;

По фенолам - в 2 раза.

В ходе проводимой плановой проверки был проведён контрольный проб сточных вод МУП «Водоканал», сбрасываемых в р. Вотка через выпуск и природной воды (р. Вотка в фоновом и контрольном створах).

Отбор проводился сотрудниками Ижевской территориальной лаборатории фи «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Удмуртской Республике» ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений Приволжскому федеральному округу» (аттестат аккредитации № РО RU.0001.514502, действителен до 21.07.2016 года) 03.09.2013 года, 09.09.2013 года, 16.09.2013 года, о чем составлены акты отбора проб и протоколы количестве химического анализа.

Всего было отобрано 3 пробы сточной воды на выпуске № 1 в р. Вотка и 6 проб природной воды в р. Вотка (в фоновом и контрольном створах согласно установленным Решением № 51-с точкам отбора).

В результате контрольного анализа результатов КХА сточных сбрасываемых МУП «Водоканал» через впуск № 1 и природной воды в р. Вотка также выявлены превышения концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах на выпуске № 1 в р. Вотка (фактических) допустимыми концентрациями, установленными в п. 10 ч.2.3 Решения № 51-с: по железу – в 1,1 раза, по фенолам – в 3 раза.

Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике Постановлением № 04-225/Пс от 18.10.2013 г. о назначении административного наказания назначен штраф в размере 30 000 рублей МУП «Водоканал» по ч.4 ст. РФ, выразившегося в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь загрязнение, засорение или истощение (а именно, за нарушение МУП «Водоканал» требования ч.4 ст. РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, устанавливающей, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; ч. 6 ст. РФ, запрещающей сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.)

При вынесении постановления инспектором анализировались фактические концентрации загрязняющих веществ, отраженные в протоколах КХА сточной воды МУП «Водоканал» без вычитания фоновых концентраций.

Постановление Управления Росприроднадзора по УР № 04-225/Пс от 18.10.2013 ответчиком не обжаловано, штраф оплачен в полном объеме (т.1, л.д.154).

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно статье и пункту 1 статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» утверждены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ведется в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды РФ 26 января 1993 года.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков" уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» закреплено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Кроме того, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регулируется следующими нормативными правовыми актами:

Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 года «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении форм расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» определено, что нормативы платы за НВОС, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом соответственно 2,05 и 1,67.

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» определено, что нормативы платы за НВОС, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2013 году с коэффициентом соответственно 2,20 и 1,79.

Для определения нормативов допустимых сбросов предприятие использует Методику разработки нормативов допустимых сбросов (далее -НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. Приказом МПР РФ от 17 декабря 2007 г. № 333). В соответствии с данной Методикой величины НДС определяются исходя из нормативов качества водного объекта.

На стр. 19 п.5 Проекта НДС МУП «Водоканал» из расчетных формул видно, что основным слагаемым при расчете допустимой концентрации загрязняющего вещества - Сндс - является фоновая концентрация загрязняющего вещества, то есть величина фоновой концентрации загрязняющих веществ учтена в установленных нормативах сброса загрязняющих веществ (т.1, л.д.138).

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ 26.01.1993г.) п. 5.3-5.4 предлагают различные варианты определения фактической массы сброса, вместе с тем, они не должны противоречить разрешительным документам.

Согласно Водному кодексу РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Классифицируются водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. В соответствии с классификацией водных объектов, приведенной в Водном Кодексе РФ (п.2 ст. 5), р. Вотка и Воткинское водохранилище на реке Вотка являются разными водными объектами - водоток и водоем соответственно.

Кроме того, МУП «Водоканал» имеет разные Решения о предоставлении водного объекта в пользование:

- № 50-с от 07.08.2009 г. для целей сброса сточных вод через выпуск № 2 и выпуск № 3 в Воткинское водохранилище;

-№ 51-с от 10.08.2009 г. для целей сброса сточных вод через выпуск №

1 в реку Вотка.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», в целях предоставления водного объекта в пользование заявитель обращается в исполнительный орган государственной власти с заявлением. В заявлении указываются наименование и место расположения водного объекта.

МУП «Водоканал» получены разные Решения примерно в одно и то же время, соответственно предприятие оформляло разные заявительные документы по разным водным объектам.

Согласно пункту 3.3 вышеуказанных Решений, гидрологические характеристики водных объектов различны. Кроме того, согласно п. 3.5 Решений, содержащему информацию о гидротехнических сооружениях на водных объектах, на р. Вотке гидротехнические сооружения отсутствуют, на Воткинском водохранилище имеется плотина высотой 13 м, шириной 40 м., длиной 600 м.

Письмо Федерального Агентства водных ресурсов № ВН-02-28/1208 от 17.03.2014 г. содержит лишь информацию о заполнении отчетности 2-тп (водхоз) и об определении концентраций загрязняющих веществ для ее заполнения. Вывод о возможности применения информации из формы 2-тп (водхоз) для заполнения расчета платы за НВОС письмо не содержит. Кроме того, указанное письмо не является нормативным документом, следовательно, не содержит положений, имеющих обязательную юридическую силу. Таким образом, утверждение ответчика о том, что осуществляя забор воды из Воткинского водохранилища и сбрасывая сточную воду в р. Вотка МУП «Водоканал» использует один и тот же водный объект не документально не подтвержден.

Сточные воды, поступающие на очистные сооружения водозабора МУП «Водоканал» г. Воткинска собираются от предприятий и населения всего города Воткинска, в то время как водоснабжение города осуществляется не только из Воткинского водохранилища, но и из подземных источников.

Данные о нахождении на балансе МУП «Водоканал» г. Воткинска 32 водозаборных скважин были получены в ходе плановой проверки Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике по состоянию на 02 сентября 2013 года. Ответчик в ходе судебного разбирательства пояснил, что фактически используются 18 скважин, остальные 11 скважин подлежат ликвидации. Использование подземных источников водоснабжения ответчиком подтверждается также данными формы 2-тп (водхоз) (раздел 1 - код типа источника - 60 - забрано всего загод-1013,15 тыс. м3).

Таким образом, несмотря на меньшее количество фактически используемых для водоснабжения населения скважин, на очистные сооружения канализации поступают смешанные воды, забранные изначально из разных источников, в том числе и подземных. Соответственно, утверждение ответчика о том, что вода забрана из одного и того же водного объекта документально не подтверждено. Концентрация загрязняющих веществ в забранной воде складывается из концентрации загрязняющих веществ вод забранных из Воткинского водохранилища и из подземных источников.

Пункт 3.13 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, по мнению Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, содержит прямое указание на обязательное исключение из общего количества загрязняющих веществ, поступающих в водоем, того количества загрязняющих веществ, которое содержится в воде, забранной из того же водного объекта, и только при условии использования для водоснабжения и водоотведения одного и того же водного объекта.

Таким образом, ответчиком не соблюдены два условия заполнения формы:

Вода изначально забрана из двух разных водных объектов: водохранилища и подземных источников и отводится в: водохранилище (по выпускам 2, 3); в р. Вотка (по выпуску 1);

Из фактических концентраций загрязняющих веществ МУП «Водоканал» исключило фоновую концентрацию водоема, но не исключило фоновую концентрацию загрязняющих веществ в воде, забранной из подземных источников.

Для доначисления платы за негативное воздействие на окружающую среду были взяты расчеты платы за НВОС МУП «Водоканал» г. Воткинска за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2012 года и 1 и 2 кварталы 2013 года, представленные в Управление. Для сбросов каждого загрязняющего вещества Управлением выполнено доначисление. Объем сброса и фактические концентрации загрязняющих веществ взяты из протоколов анализов, представленных в Управление в ходе плановой проверки. Расчет Управления выполнен без вычета фоновых концентраций загрязняющих веществ в Водохранилище на р. Вотка.

Механизм расчета фактического сброса загрязняющих веществ в водный объект МУП «Водоканал» и Управления Росприроднадзора по УР представлен истцом в следующей таблице.

Наименование вещества

Расчет массы сброса ЗВ МУП «Водоканал»

Расчет массы сброса ЗВ Управлением Росприроднадзора по УР

Взвешенные вещества

2,17*(6,8-0**)=14,75

2,17*6,8-0=14,75

2,17*(5,5-0,9)=9,98

Нитрат -ион

2,17*(107,5-7,1)=217,78

2,17*107,5=233.275

2,17*(0,21-0,207)=0,0065

2,17*0,21=0.450

2,17*(0,014-0,01)=0,0108

2,17*0,014=0.030

2,17*(0,049-?)=0.0108

2,17*0,049=0,106

2,17*(0,005-0**)=0,0108

2,17*0,005=0,0108

2,17*(71,9-34,5)=84,482

2,17*71,9=156.020

Сульфаты

2,17*(40,1-12,7)=59,435

2,17*40,1=87.010

2,17*(0,10-0* *)=0,217

2,17*0,10=0,217

Нефть и нефтепродукты

2,17*(0,123-0**)=0.2668

2,17*0,123=0.267

2,17*(2,85-0**)=6.1821

2,17*2,85=6.1821

Сухой остаток

2,17*(586-363,8)=481.989

2,17*586=1271.6

Нитрит-ион

2,17*(0,50-0,0271)=0.999

2,17*0,50=1.085

Рассчитанная масса сброса каждого загрязняющего вещества внесена в столбец 5 Раздела 3 расчета платы за НВОС «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты».

В столбце 3 раздела указан установленный Проектом НДС нормативный сброс (в НДС МУП «Водоканал» заложена фоновая концентрация). В случае превышения установленных нормативов сбросов в столбце 8 отражается масса ЗВ, сброшенная сверхнорматива, как например, по нитратам и меди.

В столбцах 9, 10 раздела установлены нормативы платы, соответственно, в пределах норматива сброса и сверхнормативного сброса.

В столбце 11 указан 5-ти кратный повышающий коэффициент к нормативу платы (столбец 10), применяется в случае превышения установленного норматива сброса.

В столбце 12 указан коэффициент экологической значимости =1,1.

В столбце 13 указан дополнительный коэффициент =1.

В столбце 14 указан дополнительный коэффициент =1.

В 15 столбце указан коэффициент к нормативу платы, применяемый в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год = 2,05.

Итого, плата за сброс загрязняющего вещества - меди (по данным Росприроднадзора) составит (в выражении указаны номера столбцов):

(6*9+(8*10*11)*12*13*14*15=16+18

Разница между расчетом, сделанным МУП Водоканал г. Воткинска, и расчетом, выполненным Управлением, составляет сумму доначисления. Всего за период с 1 квартала 2012 года по 2 квартал 2013 года Управлением доначислена сумма в размере 1 300 174,24 руб.

Таким образом, МУП «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод р.Вотка с превышением нормативов, установленных решением на право пользования поверхностными водными объектами (р. Вотка) № 51-с, что подтверждает Акт проверки от 27.09.2013 № 42/А-78/Н-76/0-76/Л, Протокол о назначении административного наказания от 09.10.2013 №04-225/Пр, Копия решения о предоставлении водного объекта в пользование от 10.08.2009 года № 51-с с приложениями; Копии протоколов КХА от 19.09.13 №№ 1115, 1118, 1116, 1120, 1117, 1119, от 25.09.13 №№ 1 132, 1 133, 1134, Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике № 04-225/Пс от 18.10.2013 о назначении административного наказания МУП «Водоканал» г. Воткинск в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (т.1, л.д.154).

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», суд признал исковые требования о взыскании с МУП «Водоканал» г. Воткинска 1 300 174 руб. 24 коп. платы за НВОС (за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) обоснованными, подтвержденными надлежащими доказательствами (ст. , Арбитражного процессуального кодекса РФ) и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. Налогового кодекса РФ государственная пошлина в размере 26 001 руб. 74 коп. относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. , - , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Водоканал», г.Воткинск (ИНН 1828000481, ОГРН 1021801059818), г. Воткинск:

В пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ИНН 1831099255, ОГРН 1041800269928), г. Ижевск 1 300 174 руб. 24 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду,

В доход федерального бюджета 26 001 руб.74 коп. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья М.В.Лиуконен

Суд:

АС Удмуртской Республики

Истцы:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по УР (ИНН: 1831099255 ОГРН: 1041800269928)

Оценку воздействия антропогенных источников загрязнения и нормирование сбросов проводят по отдельным веществам или показателям качества воды, привнесение которых в результате хозяйственной деятельности может привести к превышению установленных нормативов - значений предельно допустимых концентраций этих веществ (наиболее жестких значений из перечня рыбохозяйственных или культурно-бытовых ПДК при комплексном использовании водного объекта).

В соответствии с разработанным ГУ «Гидрохимический институт» Росгидромета (ГУ «ГХИ») РД 52.24.622-2001 «Проведение расчетов фоновых концентраций химических веществ в воде водотоков» в качестве количественных значений показателей химического состава и свойств воды используется термин «фоновые концентрации химических веществ». Следует отметить, что РД 52.24.622-2001 является единственным руководящим документом по расчету фоновых концентраций веществ в воде водотоков, действующим на территории Российской Федерации. Согласно п. 4.1 указанного РД расчет количественных значений показателей химического состава и свойств воды водотоков выше проектируемого или действующего выпуска сточных вод должен периодически проводится с целью установления оптимальной степени очистки, режима и условий сброса сточных вод, при которых качество воды водотока ниже выпуска сточных вод будет удовлетворять установленным нормам.

Фоновые концентрации химических веществ рассчитываются для конкретного, задаваемого проектными или другими заинтересованными организациями створа водотока и являются количественной характеристикой содержания веществ в этом створе при наиболее неблагоприятных гидрологических условиях или наиболее неблагоприятных в отношении качества воды периодов (сезонов) в годовом цикле под воздействием как природных факторов, так и всех источников загрязнения, расположенных выше рассматриваемого створа.

За фоновую концентрацию вещества принимается статистически обоснованная верхняя доверительная граница возможных средних значений концентраций этого вещества, рассчитанная для наиболее неблагоприятных гидрологических условий или наиболее неблагоприятных в отношении качества воды периода (сезона) в годовом цикле. Значение фоновой концентрации считается статистически обоснованным, если оно определено с доверительной вероятностью Р=0,95.

Для расчета фоновой концентрации используют результаты систематических наблюдений, при получении которых не изменялись: методики количественного химического анализа, водный режим водотока (зарегулирование, забор воды и т.п.), характер поступления рассматриваемых химических веществ на вышерасположенном участке водотока.

При расчете фоновой концентрации вещества учитываются только те створы наблюдений, где имеются данные не менее чем за один год - при ежемесячной, ежедекадной или еще более дробной системе отбора проб воды; не менее чем за двухлетний период при 6-11 разовом отборе проб воды в год; не менее чем за трехлетний период при 4-5 - разовом отборе проб воды в год. Основное условие - чтобы наблюдения проводились по единым, утверждённым ГУ «Гидрохимический институт» (ГУ «ГХИ») Росгидромета, методикам количественного химического анализа (КХА) во все характерные сезоны не менее одного года и минимальное число данных в каждом сезоне за расчетный период было не менее трех. При отсутствии на водном объекте створов наблюдений, соответствующих вышеуказанным требованиям, расчет возможен только после проведения необходимых дополнительных наблюдений.

Расчет фоновых концентраций химических веществ необходим для нормирования сбросов каждого предприятия-водопользователя, а так как количество створов государственной сети, где проводятся регулярные наблюдения за качеством воды, значительно меньше количества сбросов, расчет фоновых концентраций, как правило, возможен только по результатам наблюдений предприятия-водопользователя, которые проводятся в рамках производственного экологического контроля (в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., в редакции Федеральных законов от 14.03.2009 № 32-ФЗ).

Однако, следует разграничивать понятия фоновых концентраций и природного фонового содержания веществ в воде водных объектов. Природное содержание вещества (природное фоновое содержание вещества) - это значение показателей качества воды, сформировавшееся под влиянием только природных факторов, характерных для конкретного региона, не являющееся вредным для сложившихся экологических систем. Природное содержание может быть определено по результатам многолетних наблюдений в створах не подверженных антропогенному загрязнению. Методики расчета природного фонового содержания веществ в воде и региональных нормативов качества воды в настоящее время не разработаны. Однако, в «Приложении Б» Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (Приказ МПР № 328 от 12.12.2007 г., зарегистрирован в Минюсте 23.01.2008 г. за № 10974) норматив предельно допустимой концентрации с учетом региональных особенностей качества воды может быть определен по формуле, аналогичной установлению фоновых концентраций в соответствии с действующими методиками по проведению расчетов фоновых концентраций химических веществ в воде водотоков (РД 52.24.622-2001) в створах с подтвержденным экологическим благополучием.

В соответствии с п. 1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утвержденной приказом МПР № 333 от 17 декабря 2007 г. и зарегистрированной в Минюсте РФ 21.02.2008 г. за № 11198), если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды. Содержания таких веществ, как железо, медь, цинк, марганец, трудноокисляемые органические вещества по ХПК, как правило, превышают предельно допустимые концентрации веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДКр.х.) в верховьях рек Свердловской области или в начальных створах, не подверженных прямой антропогенной нагрузке. Могут превышать ПДКр.х. за счет природного фактора и некоторые другие вещества, например, алюминий, однако его содержание в воде водных объектов, в створах государственной сети, не определяется. Содержание никеля в верховьях рек Свердловской области, как правило, ниже ПДКр.х.

Содержание металлов в верховьях рек варьирует в значительных пределах и зависит от особенностей формирования качества воды. Процесс формирования химического состава водных объектов весьма сложен, большую роль играют различные природные факторы: горные породы, почвы, живые организмы, климат, водный режим, рельеф, растительность, гидрогеологические и гидродинамические условия. Источниками поступления в воду металлов, взвешенных и органических веществ являются горные породы и продукты их выветривания, почвы, торф, наличие у истоков рек и на протяжении русла рек болот и заболоченных пойм и др. Химизм болотных вод зависит как от типа болот (верховое, низинное, переходное), так и от химизма грунтовых вод, питающих их. К типоморфным элементам болотных ландшафтов можно отнести железо, гуминовый комплекс и аммонийный азот. Гумусовые кислоты имеют большое значение для формирования химического состава природных вод. Обладая сильной кислотностью, они, придают воде свойства агрессивности к горным породам, обладают способностью образовывать комплексные соединения с различными металлами. О количестве и качестве органического вещества, поступающего с болотными водами в водотоки и водоемы, судят по величине цветности, ХПК и БПК5.

При оценке качества воды следует учитывать, что большинство металлов в воде присутствуют в виде растворимых, взвешенных и валовых форм. Соотношение различных форм металлов в воде зависит от множества факторов.

Растворенной формой принято считать часть соединений металла, отфильтрованную через фильтр с размером пор 0,45 мкм как можно быстрее после отбора пробы. После фильтрования, при необходимости (для хранения в холодильнике), проба может быть законсервирована кислотой.

На состав и формы нахождения железа и марганца в воде оказывают существенное влияние такие факторы, как величина рН и Еh, присутствие природных комплексообразователей (гуминовых и фульвокислот), содержание растворенного кислорода, сероводорода, диоксида углерода, наличие микроорганизмов, окисляющих и восстанавливающих эти элементы. Соотношение различных форм меди и цинка в воде водных объектов определяется величиной рН и наличием органических веществ гумусовой природы (гуминовых и фульвокислот). В природных водах, где содержание гумусовых органических веществ незначительно, доля растворенных форм указанных металлов значительно ниже, чем в окрашенных (гумифицированных) водах. Таким образом, в поверхностных водах с высоким содержанием органических веществ, а именно гуминовых и фульвокислот, может обнаруживаться значительно повышенное содержание марганца, меди, цинка, железа за счет окислительно-восстановительных процессов и процессов комплексообразования.

Необходимость определения водорастворимых форм металлов связана с тем, что в соответствии с «Перечнем рыбохозяйственных нормативов: ПДК и ОБУВ вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение», утвержденным Приказом № 96 от 28.04.1999 г. Государственного комитета РФ по рыболовству, для металлов ПДК дано для всех растворимых в воде форм (ссылка 1) таблицы 2 указанного перечня). В связи с этим, определение уровней загрязнения поверхностных водных объектов проводится при сравнении полученной концентрации водорастворимых форм металла с ПДКр.х. этого элемента. Сравнение валового (суммарного) содержания металла с ПДКр.х. считаем некорректным, т.к. в этом случае могут быть получены завышенные уровни загрязнения воды металлом, а в отдельных случаях - значительно завышенные.

В соответствии с требованиями ст. 4; 5; 10 Федерального закона о Гидрометслужбе № 113 от 19.07.9. (в редакции ФЗ от 02.02.2006 г. № 21-ФЗ) во избежание получения несопоставимой информации и противоречивой информационной продукции при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а именно - определение уровней загрязнения водных объектов, необходимо обязательное определение водорастворимых форм металлов. Валовое содержание определяется дополнительно.

При оценке влияния сбросов сточных вод, содержащих металлы, на уровни загрязнения водного объекта, также необходимо получение сопоставимой информации, поэтому корректным будет сравнение водорастворимого содержания металла в сточных и поверхностных водах. Однако, в случае необходимости получения информации о валовом содержании металлов в сточных водах в соответствии с требованиями других Федеральных органов исполнительной власти, полученные данные необходимо сравнивать с валовым содержанием металла в поверхностных водах, однако в этом случае некорректно их сравнение с ПДКр.х. В связи с этим, считаем наиболее целесообразным получение информации о содержании и водорастворимых, и валовых форм металлов в сточных и поверхностных водах в каждой отобранной пробе. При этом можно получить сопоставимую информацию в зависимости от поставленных задач.

С учетом всего вышеуказанного уравнение кислородного баланса примет вид

где
- коэффициент пересчета БПК полн в двухсуточное;

- нормируемое минимально допустимое количество растворенного кислорода, принимается в зависимости от категории водопользования, мг/л.

Расчет
ведется как для летнего периода, так и зимнего периода.

ПДС по БПК следует устанавливать по наименьшему из всех
.

Взвешенные вещества сорбируют на своей поверхности часть органических загрязнений. Из практики известно, что снижение концентрации взвешенных веществ в сточных водах на 60%, дает снижение БПК полн примерно на 20%. Следует отметить отсутствие ПДК для взвешенных веществ, так как концентрации взвешенных веществ в поверхностных водных источниках в течение года колеблются в широком диапазоне. Поэтому нормируется увеличение концентрации взвешенных веществ в смеси сточных вод и вод водного объекта- приемника сточных вод. В этом случае балансовое уравнение примет вид

где
- максимально допустимая концентрация взвешенных вещества в сточных водах перед поступлением их в водный объект, мг/л;

- фоновая концентрация взвешенных веществ в речной воде выше выпуска сточных вод, мг/л;

- нормируемое предельно допустимое повышение концентрации взвешенных веществ в воде поверхностных источников, принимается в зависимости от категории водопользования, мг/л.

(29)

Расчет
для взвешенных веществ ведется как для минимальной концентрации взвешенных в речной воде, так и максимальной концентрации взвешенных веществ в речной воде. При этом должны учитываться реальные коэффициенты кратности разбавления сточных вод в речном потоке для условий зимней и летней меженей.

Кроме содержания взвешенных веществ, -х загрязняющих веществ, БПК и растворенного кислорода, санитарное состояние водного объекта лимитируется температурным режимом, ХПК, реакцией рН и т.д. Подходы в оценке ПДС при этом остаются теми же. В проекте расчет температурного режима, ХПК, рН и т.д. не производится.

Представленный алгоритм работает лишь в относительно благополучных условиях, когда предельно допустимая концентрация вещества в водоеме выше фоновой или природной фоновой концентрации. В противном случае, когда фоновая концентрация , обусловленная природными и другими тяжко устранимыми причинами, превышает
, допустимую концентрацию вещества на сбросе
следует назначать равнойС факт или фактическому значению концентрации на сбросе, если справедливо соотношение:

(30)

Следует отметить, что в исключительном случае если фактические концентрации загрязняющих веществ
на выходе очистных сооружений не превышают нормализованных, т.е. достижимых на данных типовых сооружениях очистки, а
по тяжело устранимым причинам, то тогда
устанавливается на уровне
, даже если
. Однако в этом случае по решению органов экологической безопасности значение
может и должно поэтапно снижаться с целью достижения нормативов экологического качества воды, что находит свое отражение в установлении ВСС – временно согласованного сброса.

Расчет может проводится с использованием программы, разработанной в лаборатории экологии и математического моделирования УкрВОДГЕО.

Расчетное фоновое качество воды, должно определяется статистической обработкой данных гидрохимических наблюдений. Основное соотношение при наличии данных натурных наблюдений имеет вид:

где
- средняя концентрация загрязняющего вещества, мг/л;

- среднеквадратичное отклонение концентрации;

- коэффициент Стьюдента, определяемый по статистическим таблицам при односторонней доверительной вероятности P=0,95;

- число членов ряда наблюдений.

Перед тем, как определяются средние значения из выборки исключаются непредставительные данные (чрезмерно высокие или низкие значения концентрации, обусловленные ошибками при отборе и анализе проб воды). В проекте фоновое качество воды в реке принимается по вариантам исходя из среднегодовых показателей.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕСИ СТОЧНЫХ ВОД ПОСТУПАЮЩИХ ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАСЕЛЕНИЯ НА ГОРОДСКИЕ КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Для разработки ПДС необходимо иметь данные по расходам воды, потребляемой и сбрасываемой предприятиями города, показателям состава сточных вод, поступающих в городскую канализацию от основных предприятий-абонентов, а также требования к составу промышленных сточных вод, поступающих в горканализацию. Абонентами ГКОС являются различные промышленные предприятия города, которые на основании заключенных договоров с ПУВКХ осуществляют сброс сточных вод в коммунальные сети канализации. По данным анализов качества сточных вод представляемых абонентами, ведут расчет концентраций основных загрязняющих веществ по зависимости

, (32)

где - концентрация-го загрязняющего вещества, содержащегося в сточных водах-го предприятия, мг/л;

- расход сточных вод -го предприятия.

Далее учитывают качество и количество хозбытовых сточных вод (по статистическим данным для аналогичных городов), поступающих от населения. После этого сравнивают результаты расчета и данные анализа качества сточных вод поступающих на ГКОС химико-бактериологической лаборатории очистных сооружений. В случае незначительных отклонений, полученные данные можно считать достоверными для дальнейшего расчета ПДС. В случае значительных несовпадений анализируют информацию и определяют причину несоответствия. В табл. 2 в качестве примера приведены данные по концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах предприятий города, поступающих в горканализацию.

Качество сточных вод поступающих в сети горканализации должно соответствовать определенным требованиям, представленным в табл.3. Исходя из этих требований и специализации предприятия, устанавливается максимальный расход сточных вод и ПДС веществ для каждого предприятия. Все вопросы связанные с условиями договора между ПУВКХ и предприятием регулируются «Правилами приема сточных вод в коммунальные сети канализации».

Таблица 2. - Концентрации загрязняющих веществ в сточных водах предприятий города, поступающих в горканализацию в 2002 г.

Предприятия

п/о «Химпром»

Солевой завод

Больница

ЗАО «Мебельная фабрика»

ЗАО «Масложиркомбинат»

ЗАО «Продтовары»

Завод “Торэласт”

Молокозавод

Станция техобслуживания

Мясокомбинат

А/О “Бетонмаш”

Керамический комбинат

Хлебозавод

АП «Рыбкомбинат»

ЗАО «Стройматериалы»

З-д «Стройдетали»

Таблица 3. - Требования к качеству сточных вод, сбрасываемых промышленными предприятиями в городскую канализацию

Показатели качества сточных вод

Допустимые величины (мг/л)

Не более, чем в 2.5 раза

ХПК /БПК полн

Не более, чем в 1.5 раза

Температура С

не выше 40

Взвешенные вещества г/м 3

Нерастворимые масла, смолы, мазут, г/м 3

не допускается

Нефтепродукты г/м 3

не более 20

Жиры растительные и животные, г/м 3

не более 100

Хлориды, г/м 3

не более 350

Сульфаты, г/м 3

не более 400

Сульфиды, г/м 3

не более 1,5

Аммиак, соли аммония, г/м 3

Медь, г/м 3

Железо, г/м 3

Хром 6 , г/м 3

Алюминий

Кислоты,горючие смеси, токсические и растворенные газообразные вещества, способные образовывать токсические газы

не допускается

Вещества, для которых не установлены ПДК

не допускается

Концентрированные маточные и кубовые растворы

не допускается

Строительный, промышленный мусор, земля, абразивные вещества

не допускается

Радиоактивные вещества, эпидемиологически опасные бактериальные и вирусные загрязнения

не допускается

Например:

На очистные сооружения ПУВКХ поступают смешанные хозбытовые (70%) и промышленные (30%) сточные воды. Крупнейшими предприятиями-абонентами городской канализации являются ПО «Керамкомбинат», ЗАО «Масложиркомбинат» (155тыс.м 3 /год), ОАО «Содовый завод» (253,6 тыс.м 3 /год) и др.

Суммарное количество стоков от промпредприятий в 2002 г. составило 3510,4 тыс.м 3 /год. Объем хозбытовых стоков за 2002 г. составил 10582,6 тыс. м 3 /год. Итого общее количество стоков в 2002 г. составило 14093,0 тыс. м 3 /год или 1608,8 м 3 /час.

Качество сточных вод поступающих на сооружения полной биологической очистки также должно соответствовать определенным требованиям. Предельные концентрации некоторых веществ, допустимых при поступлении ГКОС представлены в табл.4.

В данном проекте исходные данные по качеству и количеству сточных вод поступающих на ГКОС приведены для смеси сточных вод промпредприятий и хозбытовых сточных вод.

Таблица 4. - Максимально допустимые концентрации некоторых загрязняющих веществ в сточных водах, которые допускаются на биологическую очистку

Вещество

Концентрация, мг/л

Алюминий

Глицерин

Жиры растительные и животные

Марганец

Нефть и нефтепродукты

Полиакриламид

Сероводород

Сероуглерод

Анионные

Неионогенные

Растворимые соли

Стронций

Сульфиды

Уксусная кислота

Формальдегид

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКИХ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Пример: Очистные сооружения ПУВКХ расположены на берегу реки. Производительность сооружений составляет 20000 м 3 /сут (7300 тыс.м 3 /год). Показатели очистки по ряду веществ близки к нормализованным (показателям, характерным для типовых сооружений очистки, которые составляют в среднем по БПК=15 мг/л, по растворенному кислороду – 8 мг/л, по взвешенным веществам - 15 мг/л).

Очистные сооружения представляют собой комплекс типовых сооружений полной биологической очистки, проектной производительностью 22000 м 3 /сут (8030 тыс.м 3 /год). Сточные воды поступают на круглые решетки-дробилки и горизонтальные песколовки диаметром 6 м и глубиной 5,3 м. Максимальная производительность 40 тыс.м 3 /сут, что при существующем расходе сточных вод позволяет достичь проектного показателя осаждения-частицы с гидравлической крупностью более 20 мм/с осаждаются в пределах песколовок. Затем сточные воды поступают на первичные радиальные отстойники диаметром 18 м и глубиной воды 3,6 м. Производительность одного отстойника за установленное время 1,5 ч составляет 525 м 3 /ч или 12,6 тыс. м 3 /сут, а концентрация взвешенных веществ соответствует нормативным требованиям, предъявляемых к таким сооружениям. Общая производительность первичных отстойников 38 тыс. м 3 /сут. Осветленные стоки после механической очистки (решетки, песколовки, первичные отстойники) поступают в аэротенки трехкоридорные длиной 36 м, шириной 13,5 м и глубиной воды 4,4 м. Фактическая пропускная способность аэротенков 22000 тыс. м 3 /сут, 8030 тыс.м 3 /год. Средняя концентрация активного ила 2,4 г/л, а его возврат составляет 60%. При установленной продолжительности аэрации 6 ч, расход воздуха составляет около 7 тыс. м 3 /ч. Аэротенки работают по схеме полной биологической очистки. Для задержания активного ила сточные воды после биологической очистки поступают на вторичные радиальные отстойники диаметром 18 м и глубиной воды 3,8 м. При принятом времени отстаивания 2,2 ч производительность одного отстойника равна 361 м 3 /ч 34,6 тыс.м 3 /сут. Проектные показатели выноса взвешенных веществ (14-15 мг/л) соответствуют данным лабораторных анализов. После вторичных отстойников очищенные и осветленные сточные воды поступают на доочистку, состоящую из двух ступеней фильтров-биореакторов с ершовой загрузкой. Обеззараживание стоков осуществляют хлорированием, для чего очищенные стоки в течении 30...35 мин находятся в двух контактных резервуарах длиной 21 м, шириной 6 м и глубиной 3,6 м после чего по водоводу диаметром 0,6 м через прямоугольный оголовок их сбрасывают в реку. Осадок из первичных отстойников обезвоживают и складируют в место, согласованное с городской санэпидстанцией. Уплотненный на илоулотнителях избыточный ил направляют в аэробные минерализаторы, откуда его вывозят на иловые площадки.

Исходя из представленных данные можно сделать вывод об устойчивой работе очистных сооружений.

В проекте необходимо исходя из производительности ГКОС самостоятельно подобрать технологическую схему очистки сточных вод и привести ее в записке. Также необходимо привести схему одного из основных очистных сооружений. На рис._ представлен пример генплана ГКОС, а на рис._ схема радиального отстойника.

Рис.__. Первичный отстойник.

Рис.__. Генеральный план городских канализационных очистных сооружений.

1- приемная камера; 2- здание решеток; 3- песколовки; 4- водоизмерительный лоток; 5- первичные отстойники; 6- аэротенки; 7- вторичные отстойники; 8- лоток- смеситель; 9- контактные резервуары; 10- хлоратоная со складом хлора; 11- насосно-воздуходувная станция; 12- илоуплотнители; 13- метантенки; 14- камера управления метантенками; 15- газгольдеры; 16 газовый киоск; 17- котельная; 18- корпус механического обезвоживания осадка сточных вод; 19- проходная; 20- контора- лаборатория; 21- гарж-мастерская; 22- склад материалов; 23- насосная станция.

ОБОСНОВАНИЕ И РАСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ ПДС И ВСС ВЕЩЕСТВ В СТОЧНЫХ ВОДАХ, СБРАСЫВАЕМЫХ ГКОС В ПОВЕРХНОСТНЫЙ ИСТОЧНИК (РЕКУ)

В соответствии с п.2.4 «Инструкции...» концентрации ПДС веществ устанавливаются, исходя из перенесения нормативных требований к качеству воды водного объекта-приемника возвратных вод непосредственно на возвратные воды.

Определение концентрации ПДС веществ необходимо производить по показателям ПДК для водных объектов соответствующего водопользования.

Ниже приведен пример установления ПДС по отдельным видам веществ.

По органическим веществам (БПК полное).

Фактическая концентрация органических загрязнений составляет по БПК полное =56 г/м 3 , в речной воде концентрация загрязнений по БПК полное =13 г/м 3 . Предельно допустимая концентрация для водоема коммунально-бытовой категории водопользования составляет 6,0 г/м 3 . Принимаем концентрацию органических загрязнений по БПК полн. для установления ПДС по фактической концентрации в реке

г/м 3

По взвешенным веществам.

Средняя фоновая концентрация взвешенных веществ в водоеме равна 26,8 г/м 3 , допускается превышение ее на 0,75 г/м 3 . Тогда

мг/л, г/м 3

По нефтепродуктам.

Фоновая концентрация нефтепродуктов в реке равна 2,6 г/м 3 , что обусловлено попаданием в реку неочищенных сточных вод с прилегающих реке улиц города, а также поверхностного стока с территорий промпредприятий, концентрация нефтепродуктов в котором составляет 5,8 г/м 3 . Согласно «Инструкции...», за С ПДС принимаем предельно-допустимую концентрацию нефтепродуктов для водоемов коммунально–бытового назначения.

г/м 3

По железу.

Фоновая концентрация железа в реке обусловлена, природными причинами. Фактическая концентрация железа в сточных водах равна 0,3 г/м 3 .В соответствии с пунктом 2.4 «Инструкции…» в этом случае ПДС устанавливается из условия обеспечения в контрольном створе фоновой концентрации. Поэтому для расчета ПДС железа принимаем фактическую концентрацию

г/м 3

По азоту аммонийному.

Фоновая концентрация в реке составляет 1,7 г/м 3 , фактическая концентрация азота аммонийного в сточных водах равна 2,0 г/м 3 , что не превышает С ПДК. Поэтому предварительно за С ПДС принимаем фактическую концентрацию азота аммонийного.

г/м 3

По фосфору (фосфатам).

Концентрация фосфатов в сточных, сбрасываемых в реку водах составляет 1,08 г/м 3 и С ПДК =3,5 г/м 3 . Принимаем для установления С ПДС фактическую концентрацию

г/м 3

По нитратам и нитритам фактические концентрации в сбрасываемых водах меньше С ПДК =3,5 г/м 3 , поэтому при установлении ПДС принимаются фактические концентрации

По нитратам С ПДС =6,5 г/м 3 .

По нитритам С ПДС =0,4 г/м 3 .

Хлориды - С ПДС =350 г/м 3

Сульфаты - С ПДС =110 г/м 3

В соответствии с п2.4 «Инструкции...» установление ПДС веществ необходимо проводить с учетом лимитирующего показателя вредности (ЛПВ) для веществ 1 и 2 классов вредности при коммунально-бытовом водопользовании, и по всем нормируемым веществам, кроме главных ионов минерализации (хлоридов, сульфатов) при рыбохозяйственном водопользовании. При этом в водном объекте для веществ одинакового ЛПВ сумма отношений концентраций к ПДК не должна превышать единицы, т.е.


(33)

где
- количество веществ одинакового показателя вредности.

Из рассмотрения нормативов ПДК (табл.1) и фактических нормируемых веществ следует, что для коммунально-бытового водопользования из рассматриваемых веществ только нитрит ион относится ко второму классу опасности и поэтому для этой категории водопользования проверка концентрации по формуле (18) для учета ЛПВ не производится.

В результате расчетов получены следующие значения концентраций С ПДС сбрасываемых ГКОС со сточными водами в поверхностный водоем:

Для достижения нормативов ПДС необходимо снизить концентрацию следующих веществ:

    нефтепродуктов с С=2,6 г/м 3 до С ПДС =0,3 г/м 3 ;

    взвешенные вещества нефтепродуктов с С=74 г/м 3 до С ПДС =27,55 г/м 3 .

В проекте все ПДС сводятся в таблицы (лист 2 и 3) представленных далее.