Катакомбы в париже история. Как попасть в парижские катакомбы? Экскурсии для индивидуальных посетителей

les Carriers de Paris образовались в результате добычи известняка для строительства знаменитых дворцов и соборов. Первая разработка известняка началась ещё при Людовике XI, когда он отдал земли замка Воверт под каменоломни. Со временем новые шахты начинают появляться всё дальше от центра Парижа, сейчас это улицы Сен-Жак, Гобелен и пригород . Общая протяжённость туннелей приблизительно от 187 до 300 км и площадь более 11000 кв. метров.

В эпоху Ренессанса жилые районы столицы Франции быстро разрастались и к XVII веку земли поверх Парижские катакомб попали уже в черту города. Поэтому возникла угроза обрушения многих мест Парижа. В 1777 году по приказу короля Людовика XVI была создана Генеральная инспекция каменоломен, существующая и сегодня. Работники этой инспекции более чем за 200 лет укрепили катакомбы, а в некоторых местах полностью предотвратили разрушения. Операция по укреплению была достаточно проста, подземелье попросту заливали бетоном, но эти меры оказались временными. Подземные воды всё равно размывают основания и укрепления пещер, вследствие этого опасность обрушения сохраняется.

Оссуарий.

В средние века католическая церковь поощряла и разрешала хоронить усопших на землях, прилегающих к церквям. А так как большинство церквей находилось в городах, то и тоже располагались в городах. С XI века началось массовое захоронение на одном из крупнейших кладбищ Парижа, кладбище Невинных. Там были преданы земле: прихожане из девятнадцати церквей, люди умершие от бубонной чумы (50000 человек в 1418 году), тысячи невинных жертв Варфоломеевской ночи (1572 году) и сотни неопознанных тел. Кладбище стало местом упокоения для двух миллионов человек, где в одной могиле могли находиться останки до полутора тысяч людей. Иногда глубина захоронения достигала десяти метров, а уровень земли во многих местах поднялся до трёх метров.

Некрополь стал рассадником микробов, заразы и инфекций, поэтому в 1763 году парижский парламент запретил захоронение внутри городских стен. Кладбище полностью закрыли, после того как в 1780 году обрушилась стена, которая отделяла жилую зону города от кладбища Невинных. И с этого момента в главном городе Франции хоронить было больше нельзя!

Неизвестные останки, на протяжении долгого времени, вывозились каждую ночь. Их кропотливо дезинфицировали, обрабатывали и складывали в уже заброшенные тогда каменоломни Томб-Исуар на глубину более 17 метров. Рабочие укладывали черепа и кости друг на друга, так постепенно из остатков скелетов выросла высокая стена. В 1786 году в катакомбах Парижа был основан Оссуарий, 780 метров галерей, расположенных по кругу, где хранятся останки умерших. В общей сложности, в катакомбах Парижа нашли упокоение почти шесть миллионов человек, как людей знаменитых, так и неизвестных .

Внутри подземелья можно увидеть памятники, алтарь, установленный в шахте, некогда подававшей свежий воздух, настенные рисунки XVIII века и много интересных исторических экспонатов.

Находясь в Оссуарии, трудно догадаться, что Вы на глубине двадцати метров. Если Вы пойдёте дальше и обратите свой взор к потолку, то увидите чёрную черту, «нить Ариадны». В те времена, когда не было электричества, она помогала ориентироваться в катакомбах. В катакомбах Парижа есть места почти не изменившиеся со временем. Отшлифованные столбы, служащие опорой для свода. Скульптуры и барельефы, украшавшие захоронения прошлых веков, колодец в одной из галерей, при помощи которого когда-то добывался известняк для Парижа.

Попасть в катакомбы Парижа можно через павильон, находящийся возле станции метро Данфер-Рошро(Denfert-Rochereau). В настоящее время для туристов оборудовано 2,5 километра подземных ходов. В пещерах есть зоны, где находиться категорически воспрещается! В 1980 году были созданы специальные бригады полиции, следящие за соблюдением закона от 2.11. 1955 года, запрещающего, незаконно находится на территории некоторых мест.

Однако есть любители острых ощущений, которые всё же находят разные способы незаконного проникновения в пещеры. Обычно через люки, станции метро и другие лазейки. Утешает одно, у них есть негласный закон: не оставлять после себя мусор, никогда не оставлять входы открытыми и не расписывать стены туннелей.
В лабиринтах парижских катакомб очень легко заблудиться. Система туннелей с крайне узкими коридорами и низкими потолками очень сложна и запутана. Так в 1793 году смотритель церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, пытаясь найти винные погреба, когда то находившиеся здесь, заблудился. Останки тела обнаружили лишь через 11 лет, узнав его ключи и то, что осталось от одежды.

Немного фактов.

В 1878 году во время всемирной выставки в Париже было открыто кафе под названием «Катакомбы», расположенное в подземных галереях Шайо.
— Гениальный Виктор Гюго, хорошо изучив систему туннелей, использовал свои знания при написании романа «Отверженные».
— Во времена второй мировой войны лидеры французского Сопротивления пользовались обширной сетью туннелей, а с августа 1944 года там располагался их штаб. Невероятно, но только 500 метров отделяло штаб участников Сопротивления от секретного бункера немецкой армии.
— Одним из традиционных продуктов изысканной французской кухни являются шампиньоны, которые выращиваются здесь, в сырых, подходящих по климату, подземельях.
— В эпоху холодной войны для защиты от ядерного нападения, некоторые галереи катакомб Парижа были оснащены как бомбоубежища.
Адрес : 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.


Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в Люксембургский дворец и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.

Изначально парижские катакомбы были всего лишь каменоломнями, где добывали строительный камень со времен Древнего Рима. Добыча какое-то время велась открытым способом, но примерно к 10-му веку запасы полезного материала оскудели, и рабочим пришлось опускаться все глубже в недра земли. Так и были основаны первые подземные шахты, которые разрастались под городскими кварталами . Считается, что из добытого здесь камня сложены и .

Уже отработанные тоннели горожане использовали для самых разных нужд: в них устраивали пивоварни и склады, хранили запасы вина, создавали тюрьмы и даже проводили вечеринки. Однако часть подземелий все же была заброшена и постоянно грозила обрушением. Поэтому ближе к концу 18-го столетия король Людовик XVI велел провести инспекцию бывших каменоломен и укрепить слабые места.

Кроме заботы о сохранности городских улиц, под которыми проходили подземные тоннели, была у монарха и еще одна цель. Дело в том, что к тому времени знаменитое кладбище Невинных, где хоронили, в том числе, и жертв бубонной чумы, переполнилось и превратилось в рассадник инфекций. Более того, в результате обрушения склепов останки людей заполнили подвалы близлежащих домов, и ситуация стала катастрофической. Вот тут-то и пригодились катакомбы Парижа - их превратили в Оссуарий, хранилище сотен черепов и костей.

Сегодня же в подземелье не проводится новых захоронений, однако все старые остались на месте. Открытая для туристов зона стала частью городского музея Карнавале, а недоступные для экскурсий места периодически посещаются диггерами и любителями острых ощущений.

Интересно: Генеральная инспекция IGC, призванная следить за состоянием парижских катакомб, существует со времен Людовика XVI до наших дней. Инспекторы проверяют состояние тоннелей, предупреждают обрушения и обладают самой точной картой подземелий.

Как добраться до катакомб Парижа

Официальный вход в таинственные парижские подземелья находится на площади (Данфер-Рошро) Denfert-Rochereau, рядом с одноименной станцией метро. Таким образом, из любого конца города сюда проще всего попасть на метро.

Точный адрес: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy, 75014 Paris, Франция

Как добраться от аэропорта Шарль-де-Голль:

    Вариант 1

    Электричка: на нижнем уровне терминала 2, где расположена станция электропоездов RER, нужно сесть на поезд ветки RER B и доехать до станции Denfert-Rochereau, в пути 47 минут.

    Пешком: от станции Denfert-Rochereau до входа в музей - около 100 метров.

Как добраться от Северного вокзала:

    Вариант 1

    Метро: от станции Gare du Nord по ветке 4 ехать до станции Denfert-Rochereau, в пути 20 минут.

    Пешком: от метро Denfert-Rochereau до входа в катакомбы Парижа - 2 минуты ходьбы.

    Вариант 2

    Электричка: на электропоезде RER B ехать от станции Gare du Nord до станции Denfert-Rochereau, в пути 10 минут.

    Пешком: от станции RER Данфер-Рошро до музея расстояние около 100 метров.

Как добраться от Лионского вокзала:

    Вариант 1

    Электричка: от станции Gare de Lyon по ветке RER А доехать до станции Châtelet — Les Halles, в пути 2 минуты.

    Электричка: на станции Châtelet — Les Halles пересесть на ветку RER B и ехать до площади Данфер-Рошро, в пути 7 минут.

    Вариант 2

    Метро: на станции Gare de Lyon сесть на ветку 14 и ехать до станции Bercy, в пути 2 минуты.

    Метро: на станции Bercy пересесть на ветку 6 и ехать до Denfert-Rochereau, в пути 9 минут.

Катакомбы Парижа на карте

Что посмотреть

Катакомбы Парижа начинаются на левом берегу Сены и переходят под улицы правого побережья. Однако если говорить об их туристической части, она берет свое начало под площадью Данфер-Рошро (Denfert-Rochereau), на которой расположены кассы. После приобретения билетов посетители спускаются по винтовой лестнице примерно на 20 метров и попадают в переднюю часть музея, где можно узнать историю самой загадочной достопримечательности Парижа.

Далее маршрут идет по освещенным тоннелям с макетами известных парижских зданий, а по пути можно увидеть много разветвлений и ходов, вырубленных древними каменотесами. На некоторых стенах красуются вполне современные граффити - они появились в 70-80-х годах. А еще здесь есть небольшие каменные скульптуры и барельефы, вырезанные прямо в стенах. Часть из них была создана еще во времена, когда в шахтах велась активная работа.

Наконец, осмотрев все экспонаты, туристы попадают в самое сердце подземелий - огромный некрополь. Над входом об этом предупреждает табличка, но те, кто рискнул спуститься в темноту тоннелей, уже вряд ли повернут обратно.

Оссуарий в катакомбах Парижа

Весь «Город мертвых» заполнен костями, из них выложены длинные стены, своеобразные скульптуры и высокие колонны. Считается, что где-то здесь хранятся останки Шарля Перро, легендарного революционера Робеспьера, философа и математика Паскаля, министров Кольбера и Фуке.

Прежде кости были разбросаны в беспорядке, сейчас же они уложены в тоннелях ровными рядами, а сами тоннели разбиты на сектора. В каждом секторе есть табличка с указанием примерного времени захоронения и кладбища, с которого взяты останки.

Первым, где начал работы в катакомбах Парижа, стал глава Генеральной инспекции IGC Эрикар де Тюри. Он, собственно, и построил здесь некрополь, который уже в 1806 году превратился в туристическую достопримечательность. С подачи инспектора появились и знаменитые надписи - мрачные афоризмы, вырезанные как прямо на стенах, так и на специальных табличках. Значение одной из этих надписей - «Остановись! Здесь Царство смерти» - обусловило неофициальное название Оссуария.

Сам некрополь занимает несколько залов, в каждом из которых можно увидеть причудливые рисунки, выложенные из черепов и костей. Посетителям разрешается идти строго по маршруту, что ведет из зала в зал и заканчивается в инспекторской галерее (т.е. вход в катакомбы Парижа и выход из них не совпадают). За уход с экскурсионной тропы возможен штраф - соблюдение правил строго контролируют полицейские.

Часы работы и стоимость билетов

Катакомбы Парижа работают:

  • Со вторника по воскресенье - с 10:00 до 20:30;

По понедельникам подземелья закрыты.

Стоимость билетов:

  • Дети до 18 лет - бесплатно;
  • С 18 до 26 лет - 11 € (~823 руб. ) ;
  • С 26 лет и старше - 13 € (~973 руб. ) ;
  • Аудиогид - 5 € (~374 руб. ) ;

Аудиогиды с 30-минутной лекцией доступны кроме французского языка также на английском, испанском и немецком (русскоязычной записи нет).

Можно приобрести двойные билеты, дающие также право на посещение Археологического склепа Иль-де-ла-Сите. Они действуют в течение 48 часов и стоят 17 € (~1 273 руб. ) с человека.

Подробности смотрите парижских катакомб.

Экскурсии

Катакомбы Парижа можно посетить самостоятельно или в составе групповой экскурсии. Но самостоятельные посетители тоже запускаются группами, поскольку одновременно в подземелье могут находиться не более 200 человек. Именно это и становится причиной очередей, что нередко можно увидеть у входа в музей на площади Данфер-Рошро, ведь каждая группа находится в катакомбах около 40-45 минут.

Экскурсии для индивидуальных посетителей:

  • Проводятся по четвергам в 13:00;
  • Запись за 15 минут до начала тура;
  • Стоимость 20 € (~1 497 руб. ) , включая входной билет.

Экскурсии для организованных групп:

  • Численность не более 20 человек;
  • Проводятся в любой рабочий день;
  • Запись за 2 месяца на сайте;
  • Стоимость 30 € (~2 246 руб. ) с человека;

Дети до 14 лет допускаются в знаменитые подземелья Парижа только в сопровождении взрослых.

  • В 1955 году власти запретили самостоятельное посещение парижских катакомб (кроме открытой музейной зоны). А в 1980 году было создано специальное отделение полиции, основной задачей которого стало предупреждение незаконных визитов в подземные шахты.

  • Несмотря на существующий запрет, в 1970-х и 80-х годах в Париже были очень популярны «подземные вечеринки» - молодежь, и особенно представители неформальных течений, часто устраивала здесь дискотеки и концерты.

  • О закрытой части подземелий ходят легенды: например, есть поверье, что знаменитый Призрак оперы, который обитает в ложе №5 парижской Оперы Гарнье, на ночь уходит именно сюда - в тоннели бывших каменоломен.

  • Еще одна легенда связана с монахом-сторожем конца 18-го века. Как-то раз Филибер Аспер, живущий при аббатстве Валь-де-Грас, захотел попробовать вино из монастырского погреба, что был напрямую связан с подземельями. Увы, заблудившегося сторожа нашли лишь через 11 лет, и узнать его к тому времени можно было только по сохранившимся клочкам одежды.

Мемориальная табличка, установленная сторожу Филиберу Асперу

  • Катакомбы Парижа не рекомендуется посещать беременным женщинам, а также лицам с клаустрофобией, сердечными заболеваниями, психическими расстройствами. Кроме того, стоит иметь в виду, что зрелище может оказаться тяжелым для впечатлительных посетителей.
  • В подземном музее нет условий для людей на инвалидных колясках, а также для тех, кто имеет серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата и передвигается с трудом. По маршруту придется преодолеть лестницу из 131 ступеньки.
  • Для посещения лучше выбрать удобную спортивную обувь, поскольку каменные полы тоннелей обладают неровной поверхностью и в некоторых местах могут быть скользкими от влаги.
  • Не стоит брать с собой слишком объемные сумки и другие крупные вещи - внутрь с ними не пропустят, а камеры хранения или гардероба здесь нет. Максимально допустимый размер сумки или рюкзака - 40х30 сантиметров.
  • В подземельях Парижа всегда прохладно, температура в любое время года составляет +14 градусов. Летом стоит захватить с собой свитер или легкую куртку.
  • В музее запрещено принимать пищу и напитки, касаться руками экспонатов (включая кости), фотографировать со вспышкой, а также использовать штатив. Делать фото без вспышки разрешается.

Загадочные и неимоверно древние катакомбы Парижа притягивают туристов ничуть не меньше наземной части города с ее дворцами и садами. Более того, возможно, именно сюда стоит поспешить в первую очередь, ведь эти подземелья однажды могут попросту исчезнуть. Несмотря на то, что часть тоннелей заполняется бетоном, подземные воды Сены год за годом делают свое дело и размывают укрепления. Увы, старинные каменоломни все время находятся под угрозой разрушения. Но пока этот исторический памятник еще открыт, он может стать частью интересной прогулки по Парижу. Вместе с ним удобно посетить расположенный всего в 1,5 километрах Люксембургский сад, Башню Монпарнас, Музей современного искусства, дом-музей Бурделя и массу других интересных мест.

Парижские катакомбы даже с большой натяжкой сложно назвать какой-нибудь визитной карточкой города. О них вообще мало кто знает, но если вы хотите оказаться в совершенно необычном, весьма загадочном и даже немного пугающем месте, то вам непременно должно здесь понравиться.

По сути парижские катакомбы представляют собой довольно-таки разветвленную сеть извилистых подземных тоннелей, которые образовались в процессе добычи известняка. А этот строительный материал был жизненно необходим для возведения многочисленных дворцов и соборов в Париже.

Вообще про парижские катакомбы можно сказать, что - общая протяженность всех тоннелей и пещер составляет примерно от 190 до 300 километров, их общая площадь точно превышает 11 тысяч квадратных метров. Потом по предварительным данным здесь похоронено около 6 миллионов человек. Для туристического посещения открыты не все катакомбы - только 2,5 километра из них, а всего ежегодно их посещает порядка 160 тысяч человек.

Начинается путешествие в знаменитые парижские катакомбы в небольшом павильоне, который находится неподалеку от станции метро Denfert-Rochereau. Вам надо будет ориентироваться скульптуру льва, создателем которой является автор знаменитой Статуи Свободы - Фредерик Бартольди. Боле точный адрес - 1, avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy. Открыто для посещения ежедневно, кроме понедельника с 10 утра и до 17 часов дня. За входной билет надо будет заплатить от 8 до 10 евро, дети же до 14 лет проходят бесплатно. Посещать катакомбы можно только в составе экскурсии, самостоятельные посещения здесь не допускаются.

В каком точно веке начались подземные разработки, ученые так до сих пор еще и не установили, известно только, что уже к XVII веку часть многих жилых районов города Парижа находилась над катакомбами. В то время город сильно разрастался и была велика опасность обрушений. Во второй половине XVIII века правящий король Людовик XVIII даже издал специальный указ с целью подробного изучения и инспекции каменоломен. В результате проведенных работ были установлены специальные укрепительные конструкции, предотвращающие разрушения подземных тоннелей.

Говоря о парижских катакомбах нельзя в первую очередь забывать об Оссуарии, который считается одной из главнейших составляющих этой сети тоннелей. Дело в том, что история этого места началась еще в далеком XI веке с кладбища Невинных. В те времена здесь захоранивали людей, погибших от бубонной чумы и в результате резни в Варфоломеевскую ночь. Тогда тут было похоронено около 2 миллионов человек. Естественно, что некрополь стал рассадником смертельной инфекции, и поэтому захоронения в городской черте в 1763 году были запрещены.

Тогда останки стали дезинфицировать, вывозить и складывать в заброшенной уже в то время каменоломне Томб-Исуар, находящейся на глубине в 17 метров. Тогда кости и черепа попросту складывали друг на друга, поэтому в результате и оказалась целая стена. А уже в 1768 году был основан Оссуарий в катакомбах Парижа. В то время он представлял собой 780 метров галерей, которые расположились по своеобразному кругу. Это место с останками умерших людей получило негласное название Города Тьмы. Во время Второй Мировой войны парижские катакомбы широко использовались членами освободительного движения, они здесь прятались от оккупантов.

Попав внутрь подземелья, вы сможете увидеть не только множество костей и черепов, но и различные памятники с экспонатами, а на стенах рисунки и весьма отчетливые следы от давних работ каменотесов. На стенах подземной галереи вы также разглядите «черную черту», служившую линией-ориентиром для рабочих того времени. Тогда еще и понятия не было об электричестве.

После того, как вы пройдете по лабиринту, вы окажетесь в «ателье» - широкой части катакомб, сохранившейся практически в своем первозданном виде. Еще столетия назад некрополь был широко украшен барельефами и скульптурами, но к сожалению многие из них не сохранились до наших времен. А завершите вы свой маршрут в инспекторской галерее.

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.