Почему большинство людей правши. Почему большинство людей — правши? Почему у большинства позвоночных нет правшей-левшей

Почему Правшей больше, чем Левшей

К настоящему времени накопилось уже довольно много ископаемых находок древнейших людей - австралопитеков. Находки датируются от 5 миллионов лет назад до 2,7 лет назад. По строению и развитию рук и внутренних полостей черепов этих находок был уверенно сделан вывод: с 5 миллионов лет назад и до 3 миллионов лет назад правшей и левшей было поровну! После 3 миллионов лет назад и до 2,7 миллионов лет назад правшей становилось все больше и больше и 2,7 миллионов лет назад правшей стало около 90% - практически все стали правшами. Далее количество левшей постепенно еще уменьшается и у современного человека это довольно большая редкость. Почему так произошло, палеоантропологии ответа не дают. Попробуем дать ответ исходя из новой теории происхождения человека. И обязательных свойств жизни из новой теории происхождения жизни физическим путем. В конце этой работы помещена таблица этих свойств. В дальнейшем по мере необходимости просто будем делать в некоторых местах ссылку ОСЖ N такой-то. И начнем с ОСЖ 14 - не начнет делать что-либо , попадая в новую для них экологическую нишу, изменяться в сторону улучшения свойств, помогающих это что-то делать, ни эта группа, ни вид в целом, не будут! Не позволяет естественный отбор улучшать не используемые организмом свойства . Значит, около 3 миллионов лет назад человек создал для себя новую экологическую нишу (или внезапно в нее попал, по независящим от него обстоятельствам), к которой стал приспосабливаться, усиленно развивая правую руку. Рассматривая развитие охотничьих умений и способов охоты можно найти эту новую экологическую нишу. С 5 до 3 миллионов лет назад человек охотился индивидуально не мелких животных, размером не более кролика, к которым целой компанией даже и не протолкнуться. Орудием охоты была довольно тонкая длинная палка, почти хлыст, которым крупное животное можно напугать, но не убить. Когда вся территория, где можно было так охотиться, была освоена - встал вопрос об охоте на более крупных животных, размером примерно с овцу. На бо льших по размеру не обращали внимания, так как были сами слабы и малорослы. А крупное животное можно убить только большой и крепкой палкой - это и в те времена все понимали. Но большую и крепкую палку не враз и поднимешь! И не очень то ей размахнешься - ведь она тяжелая и неудобная. Полено оно и есть полено. Размышляя об охоте на более крупных животных, толстую и тяжелую палку пришлось укоротить, чтобы она была легко управляема руками. Наши предки изобрели дубинку и получили возможность охоты на более крупных животных. Размером с овцу или около того. Дубинка представляла собой сильно укороченную и несколько утолщенную палку. Окружив животное, несколько мужчин забивали его насмерть множеством частых ударов дубинками. Количество пищи, добываемой на прежней территории, несколько возросло. Стало не нужным обходить все это огромное пространство. Появилась территория с совершенно не тронутыми запасами пищи, а роды наших предков заимели возможность чуть меньше кочевать в поисках пропитания. Стали вести чуть-чуть более оседлый образ жизни. Постепенно свободные земли заселялись. Количество родов увеличивалось, и находились они уже поближе друг к другу. Происходило это примерно так. Так как внутри стада существовали устойчивые дружеские группы, то нередко возникала ситуация, когда под влиянием подражания друг другу группа отправлялась на охоту целиком и не сразу распадалась в поисках добычи. Иногда такая группа натыкалась на крупную добычу, и тогда срабатывали несколько биологических факторов сразу. Во-первых, в виду индивидуального способа охоты, каждый член группы независимо от других начинал свою охоту, то есть начинал подкрадываться к зверю. Получалось, что к одному животному одновременно устремляется вся группа почти параллельными курсами. Так как животное не стоит на месте, а потихоньку движется, то пути, по которым подкрадываются к нему охотники, так же потихоньку изменяются, несколько расходятся, искривляются в зависимости от индивидуальных свойств охотников. В результате животное автоматически оказывается в полуокружении. Во-вторых, когда наиболее приблизившийся охотник бросался к животному для нанесения удара и становился заметным всем участникам охоты, срабатывал инстинкт сверхподражания. Все участники охоты устремлялись к животному одновременно с разных сторон и становились видимыми для животного. Одновременное нападение с разных сторон приводит объект охоты в состояние временного замешательства, ему требуется время на оценку ситуации и выбор линии поведения. Это время очень мало, но и его достаточно для безопасного нанесения первого удара, который если и не убивает животное, то на некоторое время обездвиживает его. За это время успевают собраться все остальные члены дружеской группы и под влиянием сверхподражания добивают добычу совместными, но не связанными действиями. То есть случайная групповая охота оказывается значительно более удачной, чем преднамеренная индивидуальная. Это не могло остаться не замеченным, тем более, что успех был подкреплен приятным действием - коллективным поеданием мяса. Налицо все предпосылки для выработки условного рефлекса на групповую, коллективную охоту. Постепенно такой рефлекс и выработался. Охота на мелких животных осталась индивидуальной и главной. Охота на относительно крупных животных стала групповой, но осталась вспомогательной по причине и трудности и опасности. С течением времени групповая охота постепенно отрабатывалась, становилась все более и более коллективной и занимала всё большее место, так как постепенно другие пищевые ресурсы оказывались вовлеченными в оборот, и кроме охоты на относительно крупных животных других ресурсов почти не оставалось. Но главным препятствием для переноса основных охотничьих усилий на добычу относительно крупных животных оставалась большая опасность такой охоты. Опасность исходила не только от животного, но и в большей мере от самих же охотников! Представьте себе группу из 4 человек - два правши и два левши. Они же машут дубинками в разные стороны! Дубинкой достается не только животному, но твоим друзьям. А животное в это время нагло убегает. И вы остаетесь с синяками и шишками, а то и с переломами подвернувшихся под дубинку соседа рук. И что тут делать? А придумывать, как всем вместе дружно махать дубинками в одну сторону! Не такая уж и сложная мыслишка! И реализация простая. Надо всем встать у камня или пня или просто у холмика и тренироваться. Тренироваться до тех пор, пока все не научаться дружно и одновременно махать дубинками в одну сторону. Может и по чьей то команде. Естественно, что при этом нужно, прежде всего, не мешать наносить удары самому сильному охотнику. Подстраиваться остальным, махать дубинками так же, как машет он. Совершенно случайно, в роду, где первыми до этого додумались, самым сильным охотником оказался правша. Под него и подстраивались остальные. То есть в этом конкретном роду все левши и взрослые и подростки стали переучиваться с левшей на правшей. Сколько времени ушло на первые тренировки - да кто его знает. Может быть, хватило 2-3 дней, а может быть, растянулось и на месяц. Ведь привычка - огромная сила и не так то просто сразу левше заучить намертво, что бить дубиной всегда надо справа налево, а не наоборот. Лишняя тренировка в таком деле, как охота не повредит. После тренировок, уверенные в своих силах, охотники на охоте дружно завалили какую-нибудь овечку. Вот было радости. Потому, что все получилось как надо. Это значит, что они и дальше продолжили свои тренировки на праворукость и такие тренировки и, само собой разумеется, охота становилась все более успешными. Теперь огромная цитата из произведения "Как и почему человек приручил собаку" для тех, кто это произведение не читал. Вопрос о "плановых" встречах соседних родов, то есть, фактически, о преднамеренном и взаимном хождении в гости (а зачем?) будучи не раскрытым, хотя бы частично, может подорвать доверие ко всей статье. Поэтому, вкратце, приходится его объяснить в данном приложении. Род у человека численно всегда был невелик. Человек 40-60, не более. Такая численность рода происходит от двух основных причин. Первая причина - происхождение от стадных человекообразных обезьян, у которых стадо насчитывало примерно такое количество особей. Вторая причина - совмещение возможностей прокормиться и оборониться от хищников. Большему количеству людей на определенной территории не прокормиться, а меньшему не отбиться от хищников. Так и жили наши предки родами по 40-60 человек в течение всего времени своего развития до освоения земледелия. Значит, каждый год рождалось новых людей 4-5, ну 6 человек всего. В каждом роду, статистически, в среднем за несколько лет, рождалось поровну мальчиков и девочек. Но в данный конкретный год либо девочек, либо мальчиков рождалось больше. Количественное неравенство полов налицо, к тому же детская смертность от болезней была колоссальной, ведь лекарств современной мощности в древности не было. О степени детской смертности может дать представление статистика 19 века, когда медицина была уже достаточно хорошо развита. Так вот, по этой медицинской статистике половина новорожденных умирала, не дожив и до года, а из оставшейся половины до 5 лет умирала ещё половина. Вот такая печальная статистика. В древние времена, о которых идёт речь, дела с детской смертностью от болезней вряд ли были лучше, чем в 19 веке. Статистически, за несколько лет от болезней умирало поровну девочек и мальчиков, но, сколько конкретно детей и какого пола в данном текущем году, умрет от болезней зависело от великого множества добавочных, конкретных обстоятельств в данном году и в данном роду. Поскольку неравномерность рождений и смертность от болезней накладывались друг на друга, то очень часто они друг друга взаимно усиливали (хотя иногда, довольно редко, они могли и взаимно компенсироваться). В результате этого, каждый год в роду был дефицит либо юношей, либо девушек, вступающих во взрослую жизнь. Мог быть и несколько лет подряд дефицит молодых людей, какого либо одного пола. А, поскольку человек жил семьями, то и размножение и удовлетворение половых потребностей происходило в семье и только в семье. И раз каждый год есть недостаток женихов или невест (он же - избыток невест или женихов, соответственно), то всё время в каждом роду были две проблемы: первая - не образуется нужное для воспроизводства рода количество семей; вторая - всегда есть избыток не пристроенных женихов или невест, которые не могут создать своей семьи т.к. их сверстники умерли ещё в детстве от болезней. Первая для рода весьма опасна и нужно где-то раздобыть нужное количество людей нужного пола и нужного возраста, чтобы снова стало необходимое для воспроизводства рода количество семей. Подчеркнем, что в роду этих людей нет. Ждать, когда кто-то из малышей подрастёт и выровняет дисбаланс полов нельзя - можно и не дождаться (не забывайте о болезнях). Вторая проблема - это проблема взаимоотношений между людьми уже имеющими семью и людьми, которым семью создать не удалось (не из кого). Излишние холостяки завидуют своим семейным сверстникам, завидуют рождению у них детей; к тому же, холостяки лишены возможности удовлетворять свои половые потребности. Всё это приводит холостых членов рода в состояние неудовлетворённости жизнью, вообще, и жизнью в собственном роду в частности. В свою очередь, женатые и замужние сверстники холостяков, которые одновременно являются родственниками и друзьями, братьями и сёстрами холостых молодых людей сочувствуют им, беспокоятся о них. Им хочется как-то устроить судьбу своих родных и друзей и помочь им создать свою семью. (Это желание у наших предков было столь сильным, что въелось прямо в организм человека и сейчас женатые или замужние люди всегда стараются переженить своих знакомых холостяков и частенько им это удаётся сделать). Такое положение было всегда и в каждом отдельном роду и во всех родах вместе. Каждому роду был необходим баланс семей, и в каждом роду были люди, которым хотелось, чтобы их друзья обзавелись семьями, т.е. каждому роду, в целом, хотелось пристроить своих холостяков. Поэтому, когда при постоянных кочёвках происходила встреча с соседями, то это был настоящий праздник для обеих родов. Для каждого рода, в целом, появлялась возможность выровнять баланс семей; для холостяков появлялась возможность подобрать себе подходящую по возрасту пару; для их друзей и родственников появлялась возможность переженить холостяков. Все были рады этому. Женихи или невесты переходили из рода в род, кому, где больше понравилось. Дисбаланс семей и избыток холостяков в каждом роду сокращался, но полностью не исчезал, так как совсем не обязательно дисбаланс холостяков одного пола в одном роду совпадал с аналогичным дисбалансом холостяков противоположного пола в другом роду. Требовалась ещё встреча с другим родом, где были бы подходящие для этого рода холостяки. И может быть не одна такая встреча. Только тогда в первом роду и во всех родах, вообще, устранялся избыток холостых молодых людей, и образовывалось нужное в каждом роду число семей. Естественно, что в самом начале развития человека, встречи соседних родов для обмена холостяками нельзя назвать плановыми. Они имели более-менее случайный по времени и месту характер. Но так как встречи родов для обмена холостяками были нужны всем, то с течением времени и довольно быстро, по историческим меркам, определились наиболее удобные места и времена для таких встреч. Хождение в гости к соседям для обмена холостяками стало преднамеренным и плановым и по месту, и по времени. Кстати, заодно, во время таких встреч можно было пообщаться с родными или друзьями, ранее перешедшими в другой род. Во время встреч можно было посмотреть, что нового освоили соседи и перенять полезное для себя. Обменяться с приятелем или родственником чем-либо заинтересовавшим тебя. Подарить кому-нибудь что-нибудь. Присмотреться подросткам друг к другу, чтобы, когда вырастешь не искать себе пару, как говорят "наобум, святых", а уже знать в каком роду живёт понравившийся тебе человек и т.д. и т.п. Таким образом, происходил не только обмен женихами и невестами, но и укрепление дружеских связей между родами, а также взаимный обмен опытом, что, вдобавок, ускоряло развитие тогдашней "науки и техники". То есть со всех сторон жизни человека, встречи родов были и плановыми, и мирными, и дружескими, и всем доставляли радость и удовольствие. На этом цитата кончается. Мы возвращаемся к правшам и левшам. Когда происходила очередная встреча с соседним родом, соседи начинали удивленно спрашивать - а откуда это у вас взялись такие большие и мягкие шкуры? Почему у вас так много разнообразного костяного инструмента? Что это за животное вам удалось добыть и отрезать от него такие большие куски мяса? Естественно им с гордостью отвечали. И не столько словами, из-за неразвитости языка, сколько показом своих тренировок. Может быть, и совместную тренировку организовали. А может и на охоту соседей взяли, чтобы те все увидели и поняли. То есть, хотели того соседи или нет, а их буквально затащили в тренировки на праворукость! Ну, а потом были встречи с другими родами. И эти рода встречались с другими и т.д. и т.п. Настоящая разветвленная цепная реакция. Как в атомной бомбе. Только результатом этой реакции был не взрыв, а поголовное вовлечение всех охотников и подростков в тренировки на праворукость. В течение нескольких десятков лет - территорию люди тогда занимали не очень большую - все люди стали учиться быть правшами! В соответствии с ОСЖ 10, 11, 12 стали накапливаться в организме соответствующие белки. Когда их набралось достаточно, произошла перезапись в ДНК, что все должны быть правшами. ОСЖ 8 - он же закон Геккеля - при этом ставится в ДНК метка отмены леворукости. А так как метки отмены или переделки в ДНК иногда плохо считываются, то и сейчас имеем основную массу людей правшами с небольшим количеством левшей. Все произошло по законам природы. Совершенно случайно, в роду, где первыми до всего этого додумались, самым сильным охотником оказался правша. Мог с таким же успехом самым сильным охотником оказался и левша. Тогда ученые сейчас бы думали, а почему все люди левши и не находили бы ответа, как сейчас не могут объяснить почему большинство правши. А оказывается все очень просто - так, как Вы только, что прочитали. Практический вывод из всего сказанного. Левши - небольшой атавизм. И для нормального развития ребенка с ним надо бороться. Аккуратно и не навязчиво. В результате будет как бы двойное развитие мозга и тела. Как минимум такие переученные левши чуточку умнее и чистых левшей и чистых правшей - это уже чистая медицинская статистика подтверждает для детей школьного возраста. Ну и еще маленькое дополнение. Все таки нашим предкам при помощи дубинки было трудно, очень трудно охотиться на животных с хорошей реакцией на обстановку и достаточно быстрых. Поэтому, в основном, старались охотиться на медленно двигающихся животных. В связи с еще не сильным развитием самого человека, додуматься до ограничения на охоту на малоподвижных животных, чтобы их ненароком полностью не истребить, вряд ли было возможно. Из-за этого в промежуток времени от 3 до 2,7 миллионов лет назад должно было произойти вымирание (считай невольное истребление человеком) некоторых тихоходных животных на востоке и юго-востоке Африке, где тогда и жили наши предки. Где-то я читал о таком вымирании, но теперь никак не могу вспомнить, какие виды животных вымерли в это время. Если заинтересуетесь, то и сами найдете этому подтверждение. А я продолжу писать о свойствах человека. Обязательные Свойства Жизни (ОСЖ)

1 Замкнутое, клеточное строение.
2 Обязательность периодического деления, размножения клетки на большой спиралевидной молекуле типа ДНК.
3 Обязательность предохранения от преждевременного деления с использованием хромосомного чехла, накопительных молекул типа РНК
4 Обязательность постоянных или периодических записей в ДНК, ее самопроизвольное удлинение, особенно в условиях длительного недоедания.
5 Периодическое добавление дополнительных хромосом.
6 Обязательное наличие клеточных молекулярных механизмов (КММ) для манипуляций с крупными молекулами.
7 Обязательное наличие КММ для контроля ДНК на гладкость рабочей ее стороны и ремонта испорченных участков ДНК.
8 Обязательность простановки меток отмены-переделки на ДНК. (Закон Геккеля, наличие атавизмов и рудиментов, случайное дублирование органов)
9 Обязательное изменение организма по измененной наследственности в течение его собственной жизни. Наличие периодически действующих связей от организма в целом к ДНК и обратно.
10 Инстинкты - программа готовых действий - записаны в организме в целом. В ДНК есть только косвенные указания того, как этот инстинкт реализуется в процессе роста организма
11 У белковой формы жизни - невероятное изобилие разных белков, синтезируемых без изменений в ДНК. Только скачкообразное изменение записей в ДНК в условиях длительного недоедания.
12 Перед процедурой полового размножения организм приводит все клеточные молекулярные механизмы в самую активную стадию и занимается полным самоконтролем!
13 Во время слияния клеток не только происходит изготовление новой ДНК, но и проверка ее на гладкость, и самоконтроль, и ремонт новой ДНК.
14 Пока какая-либо группа животных не начнет делать что-либо , попадая в новую для них экологическую нишу, изменяться в сторону улучшения свойств, помогающих это что-то делать, ни эта группа, ни вид в целом, не будут! Не позволяет естественный отбор улучшать не используемые организмом свойства тела!
15 Все многоклеточные живые существа, если они готовы к оплодотворению, активнейшим образом изображают Демонстративное Половое Поведение, которое заключается в наборе обязательных поз и часто сопровождается специально выделяемыми пахучими веществами.
16 У достаточно развитых животных в мозгу есть Центр Удовольствия. В процессе размножения центр удовольствия вырабатывает сигналы правильности действий и сигналы удовольствия от процесса размножения.
Небольшое пояснение к п. 11. Попав в новые для него условия, организм начинает синтез белков, которые помогут ему выжить. При этом несколько меняется и сам организм, работа которого идет по новому варианту. Несколько изменившийся организм вырабатывает еще сильнее изменившиеся белки, которые еще больше изменяют и сам организм. И так до тех пор, пока организм более-менее не приспособится к новым условиям. Когда изменившемуся организму в новых условиях станет жить более комфортно, чем на момент перехода на эти условия, то и происходит сброс всей накопленной на белках информации на ДНК, чтобы в последующем нужные белки изготавливались сразу, без перебора разных вариантов.

Примерно 90 % людей — правши, и это одна из черт, которая отделяет нас от большинства других приматов, которые на самом деле не показывают каких-либо общих предпочтений к левой или правой руке.

Правая рука и эволюция

Считается, что праворукость играет важную роль в человеческой эволюции. Недавнее исследование самых ранних свидетельств праворукости в палеонтологической летописи проливает свет на то, когда и почему возникла эта черта. Интересно, что свидетельства были найдены не в руках наших древних предков, а в их зубах.

Уже давно известно, что человеческий мозг состоит из двух приблизительно одинаковых половинок. Левое полушарие контролирует способность двигаться и говорить, в то время как правое отвечает за визуально-пространственное внимание.

Также хорошо известно, что латерализация, то есть преобладание некоторых когнитивных процессов в одной части мозга, является отличительной чертой человека, и оно связано с улучшением когнитивных способностей.

Могла ли праворукость сыграть определенную роль в латерализации мозга? Древние каменные орудия труда, изготовленные и используемые нашими ранними предками, дают нам некоторые подсказки.

Использование инструментов

Самые ранние каменные орудия датируются 3,3 млн лет. Они были найдены на территории современной Кении (Африка). Обработка камней требовала высокого уровня ловкости. Из экспериментов ученым известно, что левое полушарие мозга, которое отвечает за планирование и выполнение действий, является активным во время этого процесса.

В то же время люди в подавляющем большинстве случаев полагаются на правую руку, когда речь идет о создании инструментов, по сравнению с другими видами деятельности. Скорее всего, это потому, что левое и правое полушария контролируют действия на противоположных сторонах тела.

В то время как эти отношения не являются такими простыми, как казалось бы, в большинстве случаев праворукость и латерализация мозга идут рука об руку.

Объект исследования

Так почему же ученые решили использовать зубы, чтобы исследовать праворукость? Ответ заключается в нехватке костей левой и правой руки в палеонтологической летописи, особенно тех, которые принадлежат нашим ранним предкам.

Без согласования набора костей левой и правой руки невозможно исследовать различия в размерах и форме, чтобы определить, какую руку использовали наши ранние предки при выполнении задач.

Зубы, с другой стороны, как правило, сохраняются относительно хорошо и могут даже иметь царапины, которые рассказывают об использовании правой или левой руки.

Исследование зубов неандертальцев

В более раннем исследовании ученые отметили борозды на передней стороне зубов, принадлежащих европейским неандертальцам. Они предположили, что эти борозды появились, когда неандертальцы держали материал в одной руке и зажимали его между передними зубами для работы с каменным инструментом, который иногда мог повреждать зубы.

В ходе экспериментов, во время которых участники использовали каппы, эти действия были скопированы. Результаты показали, что косые бороздки с правой стороны зубов появлялись в тех случаях, когда материал держали левой рукой, а ударяли по нему правой. Поэтому косые бороздки являются хорошим индикатором использования той или иной руки.

Исследование челюсти человека умелого

Предмет нового исследования — древняя верхняя челюсть — является самым старым доказательством праворукости в нашем роду Homo. Эта челюсть принадлежала одному из наших самых ранних предков — человеку умелому, который кочевал из Танзании в Африке около 1,8 миллионов лет назад. Челюсть была найдена в Олдувайском ущелье равнины Серенгети, которая сохранила некоторые из самых ранних археологических артефактов в мире.

Отметки на зубах

Интересно, что почти половина всех бороздок была на правой стороне зубов. Правые косые бороздки особенно часто встречались на четырех передних зубах (на центральных резцах, правом втором резце и правом клыке).

Это привело авторов к мысли, что большинство бороздок было сделано правой рукой человека. Они также предположили, что четыре передних зуба с большим количеством правых косых бороздок чаще всего использовались во время обработки материала.

Челюсть человека умелого имеет важное значение, поскольку она обеспечивает самое старое свидетельство праворукости в палеонтологической летописи. Но также это позволяет предположить, что основной уровень организации мозга появился у людей по крайней мере 1,8 млн лет назад.

Это развитие мозга позволило нам освоить важные ранние навыки, такие как изготовление каменных инструментов, и потенциально проложило путь для развития языка. Поэтому праворукость значит для нас намного больше, чем просто предпочтение в использовании одной руки.

Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие - левой.

Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей, и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией , как почему-то считают некоторые люди.

Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, - так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.

Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.

Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.

В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.

Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.

У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ

Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез

Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.

Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.

Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».

Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
- капризности;
- негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
- энурезу;
- трудностям произношения;
- нелюбви к чтению;
- заиканию;
- задержке навыков рисования, двигательной пластики.

Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!

Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.

Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга. И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.

Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.

Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.

Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.

Мы живем в обществе, в котором доминирует правши. Если верить статистике, то приблизительно 85-90% населения активно используют правую руку. Ручки на дверях, переключатель скорости в автомобиле, дверцы в шифоньерах – все сделано для удобства правши. Меньшинству приходится подстраиваться, единицы используют специальные приспособления, основная масса прекрасно обходятся без них.

Почему большинство людей – правши? На сегодняшний день нет определенного ответа на этот вопрос. Есть несколько версий, объясняющих это явление.

Одной из версий называют асимметричность нашего тела. Левая рука длиннее правой, стопа правой ноги больше по размеру, чем левая. Или наоборот. Такая асимметрия наблюдается по всему телу человека, такая же ситуация происходит и внутри его организма. Давно не опровержимым является факт, что ведущую руку определяет мозг. Левое полушарие управляет правой частью нашего тела, левая часть управляема правым полушарием. У левши больше развито правое полушарие, у правши – левое. Ученые предполагают, что в большинстве случаев левое полушарие головного мозга доминирует над правым. Раз левая сторона мозга доминирует, значит, правая сторона нашего тела более совершенная и развитая. Этим фактом можно и объяснить, почему большинство из нас правши. Если же у человека больше развито правое полушарие, то ему удобнее работать левой стороной тела. Он – левша.

Следующая версия – внутриутробное развитие. Был проведен эксперимент, в ходе которого наблюдали за течением беременности женщин. С помощью ультразвука фотографировали не родившихся малышей и рассматривали изображение. Если кроха сосал или активно шевелил правой рукой, строили предположение, что он правша. И напротив, левша использовал левую ручку. После рождения дети подтвердили догадки ученых. Был сделан вывод, что на 3-4 месяце внутриутробного развития, у будущих левшей происходят некоторые изменения в мозге. Как результат – правое полушарие начинает доминировать над левым. Со временем изменения закрепляются, и правое полушарие теперь отвечает за речь и письмо. Левая рука становится ведущей. Если подобная «перестройка» произошла не полностью, то человек может одинаково владеть и левой и правой стороной тела. Их называют амбидекстрами, в общей массе населения они составляют всего 1%.

Еще одно предположение – генетическая наследственность. Дети с доминирующим правым полушарием мозга рождаются в семьях, в которых по линии матери были левши.

Левое полушарие мозга отвечает за абстрактное и логическое мышление, правое - за пространственное и образное. Полушария имеют разный энергетический уровень, в правом происходит интенсивный обмен веществ, оно более возбудимое. В левом энергетика снижена, возбуждения происходят реже и слабее. Поэтому левша и правша – абсолютно разные по своей сути люди. У правшей выше интеллект, им проще найти общий язык в коллективе, они общительные. Левши хуже учатся в школе, зато им дано отличать тончайшие цветовые оттенки, слышать малейшие колебания звуков и интонаций. Это творческие люди.

В былые времена детям в школе привязывали левую руку к телу, пытаясь переучить ребенка на правшу. Как результат – дети теряли навыки владения левой, а приобретаемый опыт работы правой давался с трудом и не в полной мере. Сегодня авторитетные психологи выступают против таких радикальных мер. Если ребенку легче управлять левой рукой, то не стоит ему в этом препятствовать. И не смотря на то, что левша и правша по-разному мыслят и воспринимают мир, они прекрасно существуют друг с другом, и это замечательно!

Ручки, ножницы, машины, компьютерные мыши... Все эти вещи рассчитаны на 85% человечества — на правшей. В последние годы ученые стали уделять внимание левшам как совершенно иным, по-другому мыслящим и живущим индивидам. От того, левша вы или правша, зависит не только то, какой рукой вы пишете, но и то, как вы смотрите на мир и как с ним взаимодействуете, выяснили ученые.

Рука голосует за разум

Исследователи из Чикагского университета утверждают , что, выполняя привычные действия, люди подсознательно выбирают более удобную и комфортную для них сторону — а таковой является сторона рабочей руки. Это означает, что, если праворукий человек увидит в баре двух одинаково привлекательных для себя людей, он инстинктивно познакомится с человеком, стоящим с правой стороны. Точно так же человек поведет себя и в магазине: не видя особых различий между двумя продуктами, левши выбирают левый продукт, а правши — правый.

Почему правши и левши рассуждают так по-разному? Ведущий автор исследования Даниэль Касасанто предположил, что концепция выбора людьми «хорошего» и «плохого» частично зависит от того, какую руку они чаще используют. Он говорит о том, что доминирующей рукой люди могут действовать намного свободнее, поэтому бессознательно связывают хорошие вещи именно с ней.

Если этот факт кажется вполне логичным, то следующее наблюдение ученых стало для них весьма неожиданным. Оказалось, что такое поведение переносится и на выбор кандидатов в избирательных бюллетенях при голосовании:

вероятность того, что правши выберут кандидата, фамилия которого записана в правой стороне страницы, на 15% выше, чем в случае с левшами.

Это значит, что, если человек не до конца определился со своими политическими предпочтениями и рассчитывает подумать, уже будучи в избирательной будке, случайность вполне может сыграть с ним злую шутку.

Левшей лечите по-другому

Авторы исследования не остановились на простом фиксировании особенностей поведения людей — они выяснили, что различия правшей и левшей распространяются и на мозг. У правшей центры, отвечающие за творчество и ощущение счастья, находятся в левом полушарии, у левшей — наоборот. Это означает, что терапия, ориентированная на конкретные участки мозга, может оказывать обратное воздействие на человека в зависимости от его ведущей руки.

«Ученые давно считают, что центры, отвечающие за счастье и гнев, находятся в левом полушарии, — говорит один из авторов исследования доктор Даниэль Касасанто. —

Оказывается, это справедливо только для правшей, и организация мозговой деятельности зависит от того, какая рука является ведущей».

Подобные открытия имеют огромное значение для лечения разнообразных психических расстройств — например, депрессии, избавить пациента от которой врачи пытаются методом увеличения активности левого полушария. По сути, для левшей подобное лечение может иметь противоположный эффект, поэтому терапия должна быть направлена на правое полушарие.

Как бросить перчатку разуму

Как уже говорилось выше, правши подсознательно связывают хорошее с правой стороной пространства, а плохое — с левой, левши — наоборот. Чтобы проверить, можно ли изменить подобное поведение, ученые из Института психолингвистики Общества Макса Планка и Университета Пенсильвании провели ряд необычных экспериментов. Подробнее с данным исследованием можно ознакомиться на страницах журнала Psychological Science.

Ученые доказали, что даже

несколько минут работы с преобладанием левой руки способны изменить представления правши о том, что правое — хорошо, а левое — плохо.

В первом эксперименте людей просили выбрать один их двух продуктов, одного их двух кандидатов на работу, а также оценить, кто из двух инопланетных существ, изображенных на картинках, умнее другого. Правши, как и ожидалось, намного чаще выбирали правые объекты, левши — левые. Затем ученые проверяли, как правши думали о плохом и хорошем после того, как утратили способность владения правой рукой: или вследствие каких-то травм, или при искусственных ограничениях действий ведущей руки (испытуемые надевали на руку лыжную перчатку).

Оказалось, что те, кто утратил способность полноценного владения правой рукой, считали левое «хорошим» — так же как и «природные» левши. Такая же закономерность была обнаружена и у здоровых студентов, которые выполняли правой рукой в громоздкой перчатке разнообразные задания на моторику, требующие скорости и ловкости.

После 12 минут такой «неуклюжей» моторной деятельности ведущей рукой правши меняли свои суждения относительно того, что правое — хорошо, а левое — плохо.

Ученые говорят о том, что люди привыкли думать, что их суждения рациональны, а понятия стабильны. Но если ношение перчатки в течение нескольких минут может полностью поменять обычные суждения людей о том, что плохо, а что хорошо, то, возможно, наш ум более податлив к изменениям, чем мы предполагали ранее?

Хорошо ли быть амбидекстром?

В народе бытует мнение, что идеальным и универсальным воплощением человеческих умений в отношении право- и леворукости является амбидекстрия — одинаковое владение правой и левой руками. Ученые разрушили этот миф: оказывается, обладателям этой удивительной способности приходится намного сложнее в жизни, чем обычным правшам и левшам.

Ученые уверяют: дети с амбидекстрией намного чаще испытывают проблемы с языками, здоровьем, хуже учатся в школе и склонны к синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Исследователи из Имперского колледжа Лондона и других европейских институтов предполагают, что их выводы могут помочь учителям и работникам здравоохранения выявлять детей, которые больше других подвержены риску развития определенных проблем. Данное исследование было опубликовано в журнале Pediatrics .

Каждый сотый ребенок является амбидекстром. Исследователи осмотрели около 8 тыс. детей, 87 из которых были амбидекстрами, и обнаружили, что в возрасте 7-8 лет дети, владеющие обеими руками, в два раза чаще испытывали трудности с освоением родного языка и проблемы со школьной успеваемостью, чем их праворукие сверстники.

Когда же эти дети достигли 15-16 лет, амбидекстры были опять же в два раза больше подвержены рискам возникновения симптомов дефицита внимания и гиперактивности. «Двурукие» подростки, как и в более раннем возрасте, обладали бóльшими проблемами с языком, чем правши.

На данный момент ученым мало известно о том, что способствует формированию у детей амбидекстрии, но исследователи предполагают, что это может быть связано с работой полушарий, как и у правшей и левшей. Для более подробного понимания проблемы исследователи предполагают углубить и продолжить дальнейшую работу. Также ученые подчеркивают, что они лишь обнаружили у амбидекстров повышенную склонность к определенным расстройствам и проблемам — это не значит, что такие проблемы возникают у всех амбидекстров без исключения.