Упражнения для развития правого полушария. Как активизировать и развивать функции правого полушария мозга

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого.

При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге.

Левое полушарие обслуживает правую сторону.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов - композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. - "правополушарные" люди.

Тест 1

Называть цвета, а не то что написано. Правое полушарие мозга - распознает цвета, левое - читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Для безопасности (от глюков у юзеров) - тест начинается и заканчивается "правильными" комбинациями слово-цвет.

Оптические эффекты - светотени формируют трёхмерное изображение. На картинке или фотографии можно видеть лунный кратер, а повернув на 180 градусов - гору, и это не только иллюзия, а особенность зрения, визуальная привычка глаза к тому, что дневной свет солнца идёт сверху вниз.

Лунные кратеры (на фотографии слева) При повороте фото на 180 градусов (справа) - на картинке появляются "горы"

Оптические иллюзии (обман зрения, глюки) - вращение картинки, мерцание и прочие зрительные илюзии. Если смотреть слишком долго, возникает эффект последействия (переведя взгляд в сторону, на белый фон, можно видеть эту же картинку). Медитация, глядя на свечу, действует похоже - в центральном поле зрения, в течение нескольких минут будет виден "отпечаток", оставшийся на сетчатке глаза и в зрительной коре головного мозга (сначала - напоминает желтое пламя на красном и синем эллипсе-фоне с зелёным ореолом и т.д.) В вечернее время и ночью, когда шишковидная железа (эпифиз, "третий глаз") наиболее активна, медитативные, в том числе и дыхательные практики работы с энергией (йога, цигун) - эффективны. В древности данная система служила в качестве своеобразного "прибора ночного видения" ("второе зрение") и для повышения чувствительности.

Обычная, но регулярная (утром и днём) тренировка вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, потягивания вверх, стоя на носках и смотря ввысь) - развивает чувство равновесия и координацию движений, а так же укрепляет психику и стабилизирует определённые полевые структуры человека (устойчивость так называемого астрального тела и т.д.)

В случае повышения артериального давления, появления головных болей и головокружения во время тренировки - временно сконцентрировать внимание на обеих точках E36 (цзу-сань-ли), или выполнить лёгкий точечный массаж, для выравнивания своей энергетики по меридианам. Вовремя заземляться - повседневными, домашними делами, физкультурой и спортом, прогулками на природе.

Примечание: смотреть на картинки «Оптические иллюзии» - не дольше 15 минут подряд, дабы не расшатать свою психику.

Тест 2

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Тест 3

Что вы видите? Если девушка у вас развито правое полушарие мозга. Если старуха левое

Тест 4

Найдите мужскую голову на этой картинке

Если Вы справились с задачей:

  • менее чем за 3 секунды то ваше правое полушарие вашего мозга развито лучше, чем у большинства людей
  • в течение 1 минуты - это нормальный результат
  • если в течение 1-3 мин. - ваше правое полушарие развито плохо, вам нужно есть побольше мясного протеина.
  • если поиск занял у вас больше 3-х минут - плоховато...

Тест 5

Ниже представлена картинка, при рассмотрении которой, в зависимости от того, какое полушарие мозга у вас активно, объект будет двигаться в определенном направлении. В данном случае, вертеться вокруг своей оси либо по часовой стрелки, либо против. Итак...

По часовой или против часовой стрелке. Если вы видите эту девушку, движущуюся по часовой стрелке, то у вас активно правое полушарие в данный момент. Если же она движется против часовой стрелки, то вы используете левое полушарие. Некоторые могут видеть ее движущейся в обоих направлениях.

Попробуйте заставить ее двигаться в противоположном направлении, используя другое полушарие. Вы можете это сделать.

Эксперименты показали, что две разные области мозга отвечают за разные виды умственной деятельности. Ниже эти деятельности разбиты по полушариям.

Левое полушарие:
  • Логические процессы
  • последовательные или следствия
  • Рациональные
  • аналитические
  • объективные
  • когда человек смотрит на отдельные части, а не на целое
Правое полушарие активно при работе с чем то:
  • выбранным наугад, случайным или беспорядочным
  • интуитивным
  • целостным
  • синтезирующим
  • субъективным
  • рассматривает все в целом, а не отдельные части

Обычно люди используют только одно полушарие, свойственное их типу мышления. Но бывают индивидуалы, работающие с обоими полушариями.

Существуют школы отдающие предпочтение одному полушарию, а не другому. Так школы, развивающие левое полушарие концентрируют свое внимание на логическом мышлении, анализе и точности. В то время как школа правостороннего полушария фокусируется на эстетике, чувствах и творчестве.

Посмотрите в сторону и вновь смотрите на девушку, через некоторое время она начнет двигаться в противоположном направлении. Так же некоторые люди открыли, что можно смотреть на ее ноги и она опять же сменит направление движения.

Мозг – важнейший орган нашего организма. От его правильной работы зависит состояние всех органов и человека в целом. Оба полушария мозга работают в системе, но у каждого из них свои функции. Чем лучше взаимодействуют полушария, тем гармоничнее развитие человека.

Левое полушарие

Главная функция – логическое мышление. То есть в левом полушарии происходит анализ полученной информации и делаются выводы. Обрабатываются данные поэтапно. Дословное понимание значений выражений.

Распознание математических знаков и чисел, решение задач, основанных на вычислениях.

Координация движений правосторонних частей тела.

Обработка сведений, полученных не прямым путем, а за счет восприятия образов, символов, знаков. То есть за интуицию.

Ориентация в пространстве и определение местоположения.

Способность понимать иносказательные выражения – например, метафоры.

Возможность проникаться музыкальными произведениями. Но за обучение музыке в ответе левое полушарие.

Способность мечтать, придумывать, воображать, сочинять, рисовать.

Получение удовольствия от сексуальных отношений. Возможность отдаться ощущениям.

Мистические способности, религиозность, фанатизм.

Возможность видеть ситуацию в общем.

Координация движений левосторонних частей тела.

Полушария мозга отвечают за разные процессы. У одних хорошо развита логика, а у других – интуиция. Но для гармоничного развития личности оба полушария должны хорошо, слаженно работать. Ведь что толку в хорошем аналитическом уме, если ничего нового придумать не в состоянии. Или, наоборот, иметь множество идей, но не реализовывать их из-за непоследовательных действий.

Учеными доказано, что руки – наилучший инструмент совершенствования мозга. Не зря развитию мелкой моторики у детей уделяется повышенное внимание. Если обе руки работают, то и оба полушария взаимодействуют.

Идеально помогает музыка. Так, для восприятия музыки, работает одно полушарие, а для обучения игре на инструменте – другое. А игра, например, на пианино, во время которой обе руки согласовано работают – наилучшая тренировка обоих полушарий.

Существует ряд упражнений для тренировки мозга. Подходят и детям, и взрослым.

  1. Правую руку кладут на кончик носа, левую – на правое ухо; затем руками делают хлопок и руки меняют местами: левой берутся за нос, правой – за левое ухо.
  2. Двумя руками одновременно стараются рисовать зеркальные, симметричные узоры или пишут буквы.
  3. Выполняют упражнение из комплекса утренней зарядки: левую руку к правой поднятой ноге и наоборот.
  • пальцев делают колечко, соединяя поочередно большой палец с остальными. Делать максимально быстро, от указательного пальца к мизинцу и в обратном направлении. Сначала одной рукой, потом обеими.
  • Нужно вслух как можно быстрее назвать цвет, которым написано слово.
  • Эти упражнения отлично тренируют мозг, улучшают связь между полушариями.

    А чтобы понять насколько наш мозг умеет приспосабливаться, попробуйте прочитать текст:

    Развить интуицию и даже ясновидение можно через развитие правого полушария.

    Отметим, что у детей с рождения более развито правое полушарие, ведь они воспринимают мир только через ощущения.

    Интуитивное восприятие основано на образах, символах, неуловимых деталях. То, что человек замечает, не фиксируя этого в своем сознании. Но в подсознании эти факты откладываются и обрабатываются, так получаются интуитивные догадки.

    Следующей ступенью развития интуиции будет ясновидение. Ведь последние исследования указывают на то, что эти способности можно выработать.

    Целые учения основаны на мнении, что наши мысли материальны и вокруг нас огромное море информации. Нужно только найти путь к нужным сведениям.

    В нашей голове постоянно варится «каша» из мыслей. Это препятствует получению внешней информации. Но если удается остановить диалог внутри себя, то мозг настраивается на внешнюю среду. И, в виде образов, звуков, символов или знания, человек может получить нужные сведения из информационного мира.

    Итак, если поставить себе цель – добиться ясновидения, то работать над собой придется много. Задания направлены на развитие правого полушария головного мозга. Ведь в повседневной жизни в основном работает левое.

    Этапы развития ясновидения:

    1. Нужно стимулировать работу правого полушария мозга. Хорошо, если человек творчески развит, это значит, что правое полушарие и так доминирует. В другом случае нужно над собой работать.
    2. Стараться воспринимать какой-либо предмет без слов, опираясь только на образы, ассоциации, чувства, ощущения. К примеру, какие ощущения возникают при виде апельсина.
    3. Остановить ход мыслей в своей голове. То есть нужно научиться на время прекращать думать. В этом помогут техники медитации. В случае успешного опыта, наш мозг освободится и будет готов принимать информацию извне.

    Для удачного отключения мыслей, нужно:

    • расслабиться;
    • занять удобную позу;
    • сосредоточиться на одной мысли или созерцать один предмет;
    • можно слушать музыку, лучше без слов.

    При правильном выполнении инструкции в какое-то время наступит состояние транса.

    И, наконец, самым сложным будет понять и принять себя. Осознать, что именно вы достойны управлять своей жизнью. Нужно верить в себя, потому что неверие блокирует поток информации.

    Может сложиться впечатление, что заниматься развитием интуиции и ясновидения лучше в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Но практика доказывает обратное. Дело в том, что неодушевленные предметы обладают не такой сильной энергетикой, как люди. При занятиях с человеком гораздо проще уловить исходящую от него информацию.

    Вот несколько коллективных упражнений для развития способностей правого полушария:

    1. Каждый из участвующих пишет на бумаге свои данные.
    2. Во время письма нужно представлять, как листок заряжается личной энергетикой. Затем бумажки складываются и смешиваются.
    3. Каждый берет себе одну. И, не открывая, пытается прочувствовать личность писавшего. То есть нужно описать ощущения, которые возникают от свернутого листа. Это может быть чувство холода, тепла, злости… Могут быть и зрительные или звуковые образы.
    4. Затем листок разворачивается и сопоставляется личность человека и образ, который почувствовали.

    Следующее упражнение основано на тактильных ощущениях.

    1. Одному из участников закрывают глаза. И поочередно остальные подходят и прикасаются к нему: либо вкладывают руки в руки, или прикасаются ко лбу, или к затылку. А испытуемому нужно почувствовать информационный поток, исходящий от человека.
    2. В начале занятий нужно просто пытаться чувствовать, без анализа. Со временем различные ощущения будут складываться в конкретный образ.
    3. Упражнение направлено на калибровку внутренних часов. Нужно засечь определенный временной интервал – минуту, две, пять. Затем с закрытыми глазами, не считая, определить такой же период. Делать это следует до тех пор, пока биологические часы не выровняются с реальным временем.
    4. Если внутренние часы спешат – вам мешает чувство тревоги, а когда отстают – вы не уверены в себе.
    5. После устранения внутренних проблем, вам удастся настроиться на нужную волну.
    6. Развивать моторику левой части тела. Стараться выполнять действия левой рукой.

    Мы живем в век логики. Люди чаще всего опираются на факты, числа, доказательства, исследования. А интуиция, творческое восприятие находятся на втором плане. Поэтому так много говорится о развитии именно левого полушария.

    Для гармоничного развития личности оба полушария мозга должны работать хорошо. Но в случае если развита эмоциональная сфера и плохо работает логическое восприятие, нужно деликатно помочь «отстающему» полушарию. Что делать если доминирует правое?

    У детей изначально доминирует правое полушарие. Левое полушарие вступает в работу после года, ближе к двум. Когда у ребенка формируется речь. Примерно в это время современные родители отдают своих детей в школы развития, с самым разнообразным профилем.

    Если у ребенка отстает развитие левого полушария, ему трудно в социуме. Как помочь ребенку в этом случае:

    • Основными упражнениями в таком случае будет игры, направленные на развитие речи малыша, расширение словарного запаса.
    • Нужно учить детей выражать свои мысли словами, так им легче будет взаимодействовать с другими людьми.
    • Не менее важны и ролевые игры. С помощью таких занятий можно просто и доступно научить ребенка вести себя в больнице, школе, магазине; объяснить, чем занимаются люди разных профессий и многое другое.

    Не следует увлекаться развитием только левого полушария. Наряду с интеллектом, нужно уделять внимание и физическому развитию, не забывать о творчестве.

    Левое полушарие выполняет важнейшие функции. Очень важно, чтобы логическое мышление было развито на должном уровне. Особенно это касается взрослых, ведь любая работа требует применения логики.

    Для развития левого полушария можно выполнять упражнения:

    • Ежедневно заниматься решением задач по логике, математике. Чем больше, тем лучше.
    • Решение кроссвордов также отлично тренирует левое полушарие мозга.
    • Стараться выполнять большинство действий правой рукой.

    Для всестороннего развития человека очень важна синхронность в работе левого и правого полушарий. Ведь их функции не заменяют, а дополняют друг друга. Заниматься улучшением работы мозга никогда не поздно. Ученые доказали, что и 60 лет можно развиваться.

    Пожалуй, самый удивительный орган человеческого тела - это мозг. Ученые еще досконально не изучили его, хотя шаги в этом направлении сделаны немалые. В данной статье будет рассказано о том, за что отвечает головного мозга и как его можно развить.

    Основная информация

    В самом начале стоит сказать о том, что состоит из двух полушарий - правого и левого. Эти части разделены корой головного мозга, однако обмен информацией происходит через так называемое Для наглядности работы обеих полушарий можно провести довольно-таки простую аналогию с компьютером. Так, в данном случае левая часть мозга отвечает за последовательное выполнение задач, т. е. является основным процессором. Правое же полушарие может выполнять несколько задач одновременно, и его можно сравнить с дополнительным процессором, который не является ведущим.

    Работа полушарий

    Если говорить кратко, то левое полушарие мозга отвечает за анализ и логику, в то время как правое полушарие - за образы, мечты, фантазии, интуицию. У каждого человека обе части данного органа должны функционировать равномерно, однако всегда одно из полушарий будет работать более активно, а другое - как вспомогательный элемент. Из этого можно сделать простой вывод, что у творческих личностей более развито правое полушарие мозга, в то время как у людей деловых - левое. Разберемся подробнее в том, какие функции выполняет левое полушарие мозга.

    Вербальный аспект

    Левое полушарие мозга отвечает за языковые и вербальные Именно оно контролирует речь, а также проявляется способностью к письму и чтению. Рассматривая работу мозга в данном ключе, стоит также уточнить, что это полушарие воспринимает все слова буквально.

    Мышление

    Как уже было выше сказано, левое полушарие мозга отвечает за анализ фактов, а также их логическую обработку. В данном случае обрабатывается именно полученная информация. Эмоции и оценочные суждения тут в работу не вступают. Также хочется сказать о том, что левое полушарие обрабатывает всю информацию последовательно, выполняя поставленные задачи одну за другой, а не параллельно, как это может «делать» правое полушарие.

    Контроль

    Обязательно стоит сказать также о том, что левое полушарие мозга отвечает за деятельность и работу тела человека. То есть если кто-то поднял правую руку или ногу, это будет означать, что команду послало именно левое полушарие мозга.

    Математика

    За что еще отвечает левое полушарие головного мозга? Именно оно задействуется в том случае, если нужно решать определенные математические задачи. Интересный факт: различные символы и числа распознает также именно эта часть мозга.

    О людях

    Что можно в общем сказать о людях, у которых более активно и развито именно левое полушарие мозга? Так, подобные личности организованы, они любят порядок, всегда соблюдают все сроки и графики. Они легко воспринимают информацию на слух и почти всегда приходят к своей цели, так как их поступки подчинены здравому смыслу, а не порывам души. Однако нельзя о таких личностях сказать, что им чуждо искусство. Вовсе нет, однако в творческой деятельности эти люди выберут то, что имеет форму и смысл, отказываясь от абстракции и недосказанности.

    О развитии

    Нередко людей интересует вопрос, как развить левое полушарие мозга. Стоит сказать о том, что сделать это возможно. Достаточно просто периодически тренировать свой «компьютер». Так, для этого могут быть полезными следующие упражнения:

    1. Физические нагрузки на организм тесно связаны с работой мозга. Если больше времени уделять развитию правой половины тела, соответственно, более активно будет работать левое полушарие мозга.
    2. Так как левое полушарие мозга отвечает за логику и решение математических задач, нужно больше времени уделять именно этому занятию. Начинать нужно с более простых математических упражнений, постепенно повышая планку. Активность данного полушария, несомненно, приведет к его дальнейшему развитию.
    3. Довольно-таки простой совет, как развить левое полушарие мозга, заключается в необходимости разгадывать кроссворды. В таком случае человек чаще всего действует аналитически. А это приводит к активизации именно левой половины мозга.
    4. Ну и, конечно же, можно подобрать специализированные, разработанные психологами тесты, которые помогают активизировать и развить желаемое полушарие мозга человека.

    Слаженная работа

    Следует упомянуть и о том, что оба полушария мозга нужно развивать одновременно. Ведь только разносторонне развитый человек является талантливым, более конкурентоспособным на рынке труда и уникальным по своим возможностям. Более того, существуют люди, которых называют амбидекстры. Оба полушария мозга у них развиты одинаково. Они могут все действия выполнять в равной степени хорошо как правой, так и левой рукой. У таких людей нет выраженного, ведущего полушария, в работу задействованы обе части мозга в равной степени. Достичь такого состояния можно упорным трудом и тренировками.

    Причина болей

    Бывает так, что у человека левое полушарие мозга болит. Почему так происходит? Наиболее распространенная причина - это мигрень. В таком случае болевые ощущения локализируются именно в левой части головы. Длительность данного состояния также бывает разной - от нескольких часов до пары суток. Среди основных причин возникновения данного состояния ученые выделяют следующие:

    1. Физическая усталость.
    2. Стрессы.
    3. Жара и обезвоживание организма.
    4. Натяжение серповидной перегородки головного мозга.
    5. Заболевания тройничного нерва, его воспаления.
    6. Бессонница.

    Однако если у человека периодически болит левое полушарие головного мозга, все-таки стоит обратиться за врачебной консультацией. Ведь далеко не всегда этот симптом является безобидным. Нередко головные боли в определенной части головы свидетельствуют об опухолях, тромбозе или иных тяжелых проблемах, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни пациента.

    Геморрагический инсульт

    Геморрагический инсульт - это внутримозговое кровоизлияние. Что же в таком случае происходит с человеком? К каким последствиям может привести кровоизлияние в левое полушарие мозга?

    1. Нарушения двигательной активности. Если кровоизлияние произошло в левой части мозга, пострадает, в первую очередь правая сторона тела пациента. Могут возникнуть трудности при ходьбе, координации. Односторонние нарушения движения в медицине называют гемипарезом.
    2. Нарушение речи. Как уже было выше сказано, именно левое полушарие мозга отвечает за восприятие символов и чисел, а также за чтение и письмо. Когда же происходит кровоизлияние именно в эту часть мозга, человек с трудом начинает не только говорить, но и воспринимать слова окружающих. Также возникают проблемы с письмом и чтением.
    3. Переработка информации. В случае кровоизлияния в левую часть головы человек перестает логически мыслить, обрабатывать информацию. Понимание становится заторможенным.
    4. Иные симптомы, не связанные с деятельностью именно левого полушария. Это могут быть болевые ощущения, психологические нарушения (раздражительность, депрессия, колебание настроения), проблемы с дефекацией и мочеиспусканием.

    Инвалидизация после кровоизлияния высока и составляет примерно 75% всех случаев. Если же вовремя не определиться с причиной данной проблемы, возможно повторное кровоизлияние, которое может привести даже к смерти больного.

    Отключение левого полушария

    Иногда люди интересуются, как отключить левое полушарие мозга, можно ли это вообще сделать? Ответ прост: можно. Более того, каждый человек делает это ежедневно, ложась спать. Во время сна активизируется именно правое полушарие, а левое затухает. Если же говорить о периоде бодрствования, то левое полушарие всегда находится в работе и помогает людям логически мыслить и анализировать полученную информацию. Стоит сказать о том, что полностью отключить работу левого полушария во время его активной деятельности нельзя (без вмешательства специальных инструментов и специалистов-психиатров). Да и делать этого вообще не нужно. Лучше всего установить баланс между правым и левым полушарием, что и сделает жизнь отдельного человека качественнее и лучше.

    Простые упражнения

    Разобравшись, почему болит левое полушарие мозга и за что оно отвечает, нужно привести пример нескольких простых упражнений, которые помогут тренировать мозг человека равномерно.

    1. Нужно удобно сесть и сосредоточиться на одной точке. Через минуту следует попробовать рассмотреть те предметы, которые расположены слева от выбранной цели. Периферическим зрением нужно рассмотреть как можно больше деталей. Далее следует изучить предметы, расположенные справа. Если хочется тренировать только левую сторону мозга, нужно рассматривать предметы, которые находятся по правую руку от выбранной точки.
    2. Чтобы активизировать оба полушария, нужно попеременно правым и левым коленом касаться противоположного локтя. Если же выполнять упражнение медленно, так можно тренировать еще и вестибулярный аппарат.
    3. Чтобы активизировать обе части мозга, нужно просто помассировать свои уши. Делать это нужно сверху вниз. Проделывать манипуляции необходимо примерно 5 раз. Если же вы хотите тренировать только левое полушарие, массировать следует правое ушко.

    перепост

    Метод Макато Шичида

    Феноменальная память, скорочтение, абсолютный музыкальный слух, мгновенное решение сложнейших задач, легкая обучаемость – все это доступно любому малышу. Но для этого очень важно развивать правое полушарие мозга, - так утверждает японский профессор Макато Шичида.

    В своих книгах он пишет о том, что в возрасте от рождения до трех лет ребенок быстро поглощает информацию и очень хочет учиться. Дети растут и созревают быстрее, чем родители думают.Человеческий мозг начинает развиваться вскоре после рождения, а к десяти годам мозг ребенка развит уже почти на 90%. В первые три года жизни у человека действует преимущественно правое полушарие мозга. Поэтому в этот период важно регулярно стимулировать развитие всех пяти чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Развить эти чувства позднее окажется невероятно трудной задачей.

    Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому, что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Шичида считал, что именно так в будущем можно добиться синхронной работы полушарий мозга: это когда одновременно действуют и правое, и левое полушарие. Считается, что таким мозгом обладают гениальные люди. И, по словам Шичиды, каждый родитель должен верить в потенциал своего ребенка. В учебных учреждениях Шичида дети быстро и без зубрежки запоминают огромные объемы информации, улучшают свои спортивные и музыкальные способности и даже предсказывают будущие события. И все благодаря развитию правого полушария мозга. Профессор считал, что целью образования не должны быть знания, которые «вталкиваются» в ребенка. Не надо форсировать развитие левого полушария мозга, давая задачки на логику и энциклопедические знания малышам до 3 лет. Главное - создать такие условия, при которых мозг ребенка мог бы развиваться максимально, чтобы полушария мозга работали синхронно. Человеку с таким мозгом очень легко учиться, соответственно никогда не приходится зубрить. Но достигнуть этого можно только первоначальным интенсивным развитием правого полушария мозга.

    Немного о Макато Шичида Профессор Макото Шичида родился в 1929 году. Он является членом Международной академии образования и советником японской математической ассоциации по сертификации. Шичида получил докторскую степень в области образования. Профессор является известным общественным деятелем в Японии и очень уважаем за свой большой вклад в исследование мозга. За его плечами сорок лет исследований и еще двадцать лет успешной практики. Шичида изменил взгляды людей на возможности ребенка: он доказал, что дети с рождения наделены уникальными способностями, которые можно развивать. Сегодня существует более 450 Шичида-учреждений в Японии, а также открыты филиалы в Сингапуре и Малайзии.

    Что такое метод Шичида? Это комплексные занятия, нацеленные на развитие у ребенка правого полушария мозга. Эффективнее всего это делать, когда данное полушарие является доминирующим – в возрасте с рождения до 3 лет. Но заниматься этим полезно и подросткам, и даже взрослым. Дети в школах Шичида сначала расслабляются под музыку с альфа-волнами, делают дыхательную гимнастику и упражнения на развитие воображения, что позволяет активизировать правое полушарие мозга. А сразу после этого приступают к играм на развитие экстрасенсорных способностей (телепатии, ясновидения, интуиции), показу флэш-карточек и упражнениям на фотографическую память. Также в школах Шичида дети слушают сказки или рассказы, которые звучат в ускоренном темпе (так быстро, что сначала совершенно непонятно, о чем говорят): это тоже развивает правое полушарие мозга. Кроме того, на этом занятии тренируют и скорочтение, потому что коротенький рассказ сначала звучит в нормальном темпе, а потом все быстрее и быстрее. Во время такого занятия родители листают перед ребенком специальную книгу с крупными шрифтом. Как правило, мини-блоком идет иностранный язык – читают книгу сначала на родном, а потом на английском (или другом) языке. Далее, в зависимости от школы, могут следовать пазлы, танграмы и творческое занятие – рисование, лепка, аппликация.

    Как можно заниматься по методу Шичида дома? Для начала определитесь, когда вы будете заниматься с малышом. Лучше, чтобы постоянно в одно и то же время дня. Хорошо, если занятие начинается с любимой песенки. Поете с малышом, а потом можете сказать, какой сегодня день недели и какая погода.

    Далее выполняем пункт за пунктом: 1.Релаксация под музыку с «альфа» волнами. Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

    2.Дыхательное упражнение: ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

    3.Упражнение «шар энергии»: в ладони берем шар энергии, катаем как ком снега и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичида. Лучше посмотреть, как это делается на видео, выложенном на youtube.

    4.«Внушение»: улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы «Ты – особенный», «Ты любим», «Ты можешь все» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное, донести до ребенка, как вы его любите

    5.Тренировка воображения (Image training). С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что мы сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла? С морковкой?.. Вкусный, наверное! И так далее.

    6.Тренировка экстрасенсорики(ExtraSensoryPerception): Упражнение на телепатию – (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко) – маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?». Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы. Упражнение на интуицию – начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым листочком спрятался жучок? Потом усложняем: предлагаем три киндер-яйца и спрашиваем, в котором сидит мишка и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

    7.Гимнастика для глаз – для самых маленьких берем колокольчик и водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше гимнастику можно скачать в интернете.

    8.Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со 100 штук. Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант - 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для истовременного подключения и левого полушария - так происходит синхронизация полушарий мозга. Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичида карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флэш-карточки делают в виде компьютерных презентаций. Стоит отдельно упомянуть математику по Шичида. Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана, но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более 0.5 секунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно – бабочек, слонов и т.п. В общем, делать все, чтобы поддержать интерес ребенка.

    9.Игры на развитие фотографической памяти. Похожие картинки (Photo memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше А4 формата), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел. Размести правильно(Spacememory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более 1 секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Для самых маленьких: покажи мишке его домик и т.п. Найди новую картинку(Flashmemory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее. Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает. Мандала.Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена. Абсурдная история или память «цепочкой» (Linkingmemory).Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала 3 штук) сочиняет сюжет типа: ворона прыгнула в речку, которая пахла как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки – ворона, река и роза. Сначала мама 1-2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

    10.Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия. Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

    11.«Внушение», описанное выше, завершает занятие. В конце можно снова спеть вместе любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30-40 минут в день. А остальное время позволить ребенку играть. Профессор Шичида считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с 1 по 6 включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности. Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому, что перед занятием очень важно расслабиться.

    Метод Шичида только начинает обретать популярность в России. Еще сложно судить, насколько он подходит детям с нашим менталитетом. Например, не каждый родитель захочет развивать у своего малыша телепатию и ясновидение. Но это не повод совсем отказаться от метода, ведь правое полушарие можно развить и без экстрасенсорики.

    Оставьте на более зрелый возраст (3-4 года) изучение цифр и букв и другие подобные занятия, стимулирующие преждевременное развитие левого полушария мозга. Научите ребенка играть в ролевые игры с игрушками-заменителями (например, кубик может на время стать паровозиком, а карандаш - ложкой) – это развивает воображение, что очень полезно. Чаще мечтайте с ребенком, представляя, как вы поедите на море или пойдете в зоопарк. Используйте простые предложения, описывая, что вы будете делать и что увидите. Ребенок будет представлять, а это ни что иное, как – тренировка воображения или image training. Также очень полезно с рождения давать ребенку предметы, как в правую, так и в левую руку. Учите малыша есть и рисовать и левой, и правой рукой. Для синхронизации полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Например, в этом плане очень полезна игра на фортепиано. Слушайте музыку, пойте, танцуйте, играйте с тактильными мешочками, вдыхайте разные запахи, пробуйте разные вкусы, изучайте оттенки цветов, занимайтесь творчеством – это позволит хорошо развить правое полушарие мозга.

    И еще раз то же самое только другими словами)))

    Макото Шичида – японский профессор, член Международной Академии образования, разработавший уникальную методику раннего развития детей . В 1998 году он был удостоен Всемирной премии мира за вклад в исследования головного мозга. Его методика пользуется огромным спросом за границей (открыто более 460 центров в Японии, Тайланде, Сингапуре, США), и напротив, у нас в России совсем не популяризирована.

    В Интернете вы не найдете ни одной мало-мальски полной статьи, посвященной его методике, или хотя бы печатного перевода книги. В распоряжении есть лишь книги на японском, английском и испанском языках. Одну из книг группа активных мамочек перевела буквально по отрывкам и это все, на что может опираться российский родитель.

    Попробуем вкратце рассказать про профессора Макото Шичида и описать его методику. Тем более, однажды узнав ее, вы либо полностью включите ее в дошкольное образование своего ребенка, либо позаимствуете какие-то упражнения и занятия из нее – но безразличным она никого не оставит, это точно.

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Основные принципы методики Макото Шичида Нынешнее дошкольное образование имеет один существенный недостаток – оно основано исключительно на активации левого полушария мозга, ответственного за логику и анализ. Правое полушарие, ответственное за все бессознательное, интуитивное, эзотерическое, не удостаивается должного внимания. Существует ряд учебников по правополушарному развитию, но в классических детских садах или школах вы их не найдете.

    Вразрез с общепринятой доктриной Макото Шичида утверждает, что у детей до 6 лет доминирует правое полушарие. В этом есть существенные плюсы. Если левое полушарие постоянно избавляется от старой информации, попросту говоря – удаляет ее, то в правом полушарии ничего не исчезает бесследно. Оно как архив, которым всегда можно воспользоваться. Более того, заимствуя термины из музыковедения, темп работы левого полушария можно определить как adagio (медленно), темп правого полушария – как prestissimo (очень быстро). Соответственно последнее намного эффективнее усваивает информацию.

    Макото Шичида однако говорит, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной». Это подтверждают исследования ученых Гарвардского университета, обнаруживших, что у выдающихся деятелей оба полушария развиты одинаково.

    Кроме этого, все дети, по мнению Макадо Шичида, от рождения гении и в них скрыт глубокий потенциал. Занимаясь обучением детей до шести лет и развивая у них правое полушарие головного мозга, можно способствовать их развитию в творческом направлении, развить интуицию, быстрое чтение, математические способности, фотографическую память, способность к изучению нескольких языков.

    То, что подвластно детям, не подвластно взрослым. Как известно, все в мире имеет свои сигналы. Даже вещи испускают сигналы с определенной частотой. Дети могут ловить «другие», альфа сигналы, на которых основана телепатия, ясновидение и другие паранормальные явления. Макото Шичида приводит простой пример.

    Девочка после болезни собирается идти в детский сад. При этом сообщает родителям, что ее лучшей подруги в саду не будет, а придет новенькая воспитанница. Все так и вышло.

    Условно говоря, событие, заключающее в себе эти действия, уже сложилось в мире и подавало сигнал. Девочка лишь уловила нужный сигнал.

    Помимо известных нам пяти органов чувств левого полушария (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание), есть еще и шестое чувство, относящееся к правому полушарию. Оно включает в себя:

    телепатию (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств); ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств); психометрию (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним); предвидение (способность, уменье предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить); духовную силу (энергия). Если у ребенка развито в полной мере правое полушарие, то ему подвластны:

    запоминание информации посредством образов, скорочтение, уникальные вычислительные способоности, способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты (музыкальная особенность правого полушария) способность к овладению языком (языковая способность правого полушария) Сыграть музыкальный отрывок по памяти, лишь однажды услышав его! Прочитать том «Войны и мира» менее, чем за час! Освоить к 6 годам пару-тройку иностранных языков! Это все становится понятно и легко объяснимо с помощью методики Макото Шичида.

    Развитие правого полушария направлено не только на учебные успехи. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум.

    Задача родителей по Шичида - запустить в работу правое полушарие, с помощью которого ребенок в дальшейшей жизни сможет учиться чему угодно быстро и легко, практически не прилагая усилий.

    Как пишет Шичида,

    Ребенок младше пяти лет может легко впитать огромное количество информации.

    Ребенок младше четырех лет сделает это легче и эффективней.

    Ребенок младше трех лет сделает это намного легче и гораздо эффективней.

    Ребенок младше двух лет сделает это самым эффективным способом и ему будет легче всего.

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Как строится урок в школе Макото Шичида

    Обычный урок в школе Макото Шичида длится около 50 минут. Группа состоит из 4-6 детей.

    Каждое занятие включает в себя подготовительный этап, направленный на активизацию правого полушария. Эти приемы хорошо знакомы тем, кто занимается йогой. Они помогают снять доминанту левого полушария.

    Подготовительный этап состоит из работы с:

    созерцанием – дети должны расслабиться, успокоиться, закрыв глаза; дыханием – дети должны настроить дыхание на глубокое и медленное; внушением и позитивным настроем. Активности быстро, менее чем за 5 минут, сменяют друг друга. На занятиях обязательно присутствует один из родителей.

    Ученики принимают участие более чем в десяти различных играх за занятие, а именно, приветствие, различные игры, пение и танцы, загадки, изучение алфавита и чисел и т.д. Детям помогают мамы.

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Упражнения на налаживание гармоничных отношений с ребенком Ввести элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Мы все об этом знаем, но порой забываем.

    Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым – правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

    Крепкие 8-секундные объятия

    Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа. Правда, упражнение на 8-секундные объятия является одним из множества на развитие гармоничных взаимоотношений между вами, родителем, и ребенком.

    Внимательно слушать, что вам говорит ребенок

    Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает, разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Примените тактику «метода эха», основанного на том, что взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

    Возьмем для иллюстрации простой разговор:

    Мама, Катя плохая. - Да, Катя плохая. Что она тебе сделала? - Она ударила меня. - Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

    Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

    Метод настроя «5 минут»

    Метод настроя под названием «5 минут» поистине палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелание ходить в детский сад, сосание пальца, лень и т.д.

    5 минут – это время после того, как ребенок заснул и заснул его сознательный разум. Но подсознание-то бодрствует и работает. Поэтому, очень эффективно воспользоваться этим временем и работать на подсознательном уровне.

    Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама только что заснувшему дошколенку начинает нашептывать следующие слова: «….(имя ребёнка), ты теперь большая девочка, тебе уже целых 2 года. Тебе 2 годика и поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко. Ты чувствуешь себя прекрасно. Спи здоровым сном до завтрашнего утра, проснись в хорошем настроении, завтра будет хороший день. Вот видишь, ты можешь крепко спать, ты можешь спать таким сладким сном.»

    В своей книги Макото Шичида отмечает успехи этого упражнения. Все мамы, обращавшиеся к нему с теми или иными проблемами, которые их тревожили, вскоре сообщали о положительной динамике. Один ребенок в течение недели прекратил сосать палец, другой – через три дня с удовольствием пошел в детский сад

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Практические занятия по методике Макото Шичида Показ картинок

    Каждый день вы показываете ребенку порядка 100-150 картинок/слайдов с разными изображениями. На одну картинку отводится не более полсекунды. Мама должна озвучить, что изображено на картинке. Существует три вида изображений:

    изображение без подписи, изображение с подписью, изображение только со словом – им отводится не более 10% от общей презентации. Надо сказать, что это упражнение требует больших физических затрат - карточки изо дня в день не должны повторяться! Минимум, через который можно возобновить показ уже знакомых карточек составляет 4 месяца. Макото Шичида обнаружил, что быстрое мелькание карточек/слайдов помогает отключиться от обычного восприятия информации и перейти на другой уровень – интуитивный. Чуть замешкались, и мозг перебрасывает информацию в левое полушарие, которое начинает анализировать поступившую информацию.

    Игра в телепатию

    Маленькие дети имеют телепатические способности. Макото Шичида предлагает ряд упражнений на поддерживание этих уникальных возможностей ребенка.

    Прижмите ребенка крепко к себе и скажите: «Я тебя люблю. Ты и я одно целое».

    Затем представьте у себя в уме красный квадрат и мысленно пошлите его ребенку, прокомментировав: «Мама представила цвет у себя в голове и посылает его тебе. Ты можешь его увидеть. Теперь закрой глазки, поймай этот цвет и назови его мне». Ребенок с легкостью угадывает задуманный цвет.

    В следующий раз играйте в телепатию не соприкасаясь с ребенком. Результат будет такой же.

    Игры на память

    Вам понадобятся карточки с разными картинками. Можно использовать элементы из лото. Начните с двух карточек – придумайте какую-нибудь абсурдную историю. Например, «собака ехала на велосипеде». Затем перемешайте карточки и предложите ребенку восстановить цепочку событий. То есть нужно первой положить карточку с изображением собаки, вторую - с изображением велосипеда. Постепенно вы можете увеличить количество карточек до 50. В этот момент ребенок сможет запоминать последовательность как единый образ – с первого взгляда, без слов.

    Другое упражнение называется «мандара» (мгновенная память). Ребенок смотрит на карточку мандара около 5 секунд, закрывает глаза на 5 секунд. Снова смотрит на карточку – снова закрывает глаза.

    Ребенок должен схематически отметить, какие цвета присутствовали на картинке.

    Этот метод строится на том, что сетчатка глаза некоторое время сохраняет увиденный образ.

    Упражнения на то, чтобы видеть образы

    Один из способов, который поможет ребенку ВИДЕТЬ образы, называется «напряжение - расслабление». Этот метод используется широко в театральных студиях. Ребенка просят представить себя тем или иным предметом. Например, стать твердым, как бревно. Затем стать мягким, как перышко.

    Как отмечает Макото Шичида, ребенок через некоторое время показывает удивительные результаты: он может визуализировать и слышать различные образы, такие как цвет, звук и т.д.

    Развивать способность видеть образы можно также с помощью оранжевых карточек. Для этого нам понадобится оранжевый лист бумаги. В центре листа наклеиваем синий круг диаметром 2 сантиметра. Пусть ребенок закроет глаза и успокоится. Сначала пусть дышит медленно и глубоко. Затем сделает глубокий вдох на восемь секунд, задержит дыхание на восемь секунд и сделает глубокий выдох в течение восьми секунд. Эти дыхательные упражнения следует повторить три раза. После этого ребенок дышит спокойно – он расслаблен.

    Расположите оранжевый лист на расстоянии 30 сантиметров от глаз ребенка. Скажите ему, чтобы он пристально смотрел на лист в течение 30 секунд.

    После того, как он закроет глаза, он увидит послеобраз. 4 вида послеобразов которые он увидит:

    синий цвет в центре будет выглядеть как оранжевый; увидит только синий цвет; увидит вместо синего цвета в центре другой цвет, другую форму (например, квадрат); увидит синий цвет в центре и сможет менять его произвольным образом. Цель обучения - увидеть себя в образе. Ребенок добьется этой цели, если сможет представить сам себя. Игры на обучение скорочтению

    Небольшой рассказ необходимо прочитать несколько раз в течение минуты. Для обучения скорочтению подойдут басни Эзопа. Затем попросите ребенка книжку закрыть и написать по памяти, что он только что прочитал.

    Пример рассказа. Северный ветер и солнце.

    Однажды северный ветер и солнце поссорились. И они договорились: кто заставит путешественника снять одежду, тот и победил. Задул северный ветер, но напрасно. Солнце светило изо всех сил. «Так жарко, я не выдержу», - сказал путешественник. Снял с себя одежду и прыгнул в воду.

    Когда ребенок закончит писать, проверьте, правильно ли он написал, проверяя также пунктуацию.

    Возможно, что он запомнит не все сразу. Тогда пусть прочитает еще раз в течение одной минуты и запишет то, что прочитал.

    О том, с помощью каких упражнений можно развить правое полушарие мозга, рано или поздно задумывается каждый творческий человек, ведь именно оно отвечает за всё самое возвышенное и духовное в человеке: искусство, мышление, фантазию и интуицию. О том, как развить правое полушарие мозга, вы узнаете из этой статьи.

    Мой сын, как и любой подросток, начал засиживаться за компьютерными играми. Я не особо ему запрещаю, но в последнее время начала замечать, что он перестал нормально ориентироваться на дороге, путает стороны. Совершенно перестал заниматься раннее любимым рисованием. В общем, полностью в компьютер погрузился. Не стала закрывать на это глаза, залезла в интернет в поисках полезной информации. Нашла информацию о развитии правого полушария и решила вместе с ребёнком попробовать несколько упражнений. Пока результат радует: у ребёнка появилось больше вдохновения для занятий любимым делом, да и я наконец приобщилась к искусству, посетив художественную галерею в своём городе. В общем, действительно полезные упражнения, не с мгновенным, но вполне заметным эффектом.

    Подробнее о правом полушарии

    Полушария нашего головного мозга работают согласовано. Левое отвечает за принятие мозгом, так называемой, «речевой» информации, её обработки. Благодаря работе левого полушария человек имеет способности к письму и чтению, запоминанию информации, логике, анализу, формулированию выводов.

    Правое полушарие отвечает за принятие мозгом визуальной информации. Благодаря ему, люди фантазируют, мечтают, сочиняют стихи, песни, рисуют картины и создают скульптуры. Так же, как и левое, правое полушарие обрабатывает информацию, но может рассматривать проблему с разных сторон, предполагая творческих подход к решению. Все функции правого полушария:

    • отвечает за эмоции;
    • отвечает за фантазии и воображение;
    • отвечает за развитие в человеке способностей и наклонностей к искусству;
    • подчиняет себе движения левой половины тела;
    • прививает музыкальные способности, различает темп, мелодии;
    • отвечает за ориентацию человека в пространстве, на местности;
    • понимает средства выразительности и юмор;
    • воспринимает чужой голос, выделяя в нём тембр и интонацию;
    • запоминает образы;
    • отвечает за дедукцию (выведение истины путём сбора одного или нескольких утверждений-предпосылок);
    • отвечает за интуицию (способность получения верной информации без анализа);

    Что даёт развитие правого полушария головного мозга

    Несмотря на то, что в современном мире в приоритете является левое полушарие, отвечающее за работу с точными цифрами и знаниями, ему чуждо развитие в духовном плане. Развивая правое полушарие, человек овладевает способность видеть картинку мира полностью, не деля её на части. Вместе с этим, улучшается восприятие мозгом различных образов и символов.

    Ну а главная цель развития правого полушария – достижения слаженной работы сразу в нескольких направлениях.

    Человек учится заниматься одновременно несколькими делами, обращая внимания даже на мелочи. Очень полезный навык во многих профессиях, как в «человек-человек», так и в «человек – знаковая система».


    Сниженная активность правого полушария

    О том, как активировать правое полушарие мозга у ребёнка, рано или поздно задумывается каждый родитель. Современные дети намного больше времени начали проводить в сети Интернет, виртуальной реальности, полной развлечений. Посредством этого, их левое полушарие, отвечающее за сбор информации и логическое мышление, развивается быстрыми темпами. В свою очередь, ребёнок перестаёт пользоваться своими речевыми способностями в должном объёме. При таком раскладе, правое полушарие молодёжи, отвечающее за развитие в человеке творческой личности, подавляется в пользу левого за ненадобностью.

    Очень часто в такой ситуации родители приходят в растерянность, таскают своих чад по врачам и психологам, выискивая все возможные проблемы вроде неврологических заболеваний. Мало кто подозревает, но такими методами можно сделать ещё хуже – ребёнок может замкнуться в себе, перестать учиться таким навыкам, как чтение и письмо. Чтобы помочь ребёнку с развитием обеих полушарий, нужно учесть индивидуальные особенности, подобрать правильную программу обучения с оптимальным темпом.

    Как происходит развитие правого полушария?

    Как заставить работать правое полушарие мозга? Творческие личности довольно часто задаются этим вопросом, ведь то, чем они занимаются, напрямую связано с правым полушарием мозга. Его развитие также связано с искусством. Оно развивается при прослушивании музыки, когда мы мечтаем или видим сновидения, медитируем или занимаемся другими вещами, задействующими наше воображение.

    Самостоятельно развить правое полушарие можно, активно участвуя в творческой деятельности: сочинение стихов и литературных произведений, обучение пению и танцам, рисованию и прочим. Также существуют методики для улучшения способностей правого полушария, при котором мы полностью задействуем полушарие для достижения максимального эффекта.


    Как развить правое полушарие мозга, упражнения

    Головной мозг охраняется костями черепа от повреждений, является частью центральной нервной системы. Основная функция мозга – контроль и регуляция всех происходящих в организме процессов. Всё то, что ощущает человек, все его действия идут от мозга. При его повреждении или дисфункции, утрачиваются способности к действиям и эмоциям, реакциям на внешние раздражители.

    1. Самый простой способ развить правое полушарие – заниматься искусством, посещать художественные галереи, приобщаться к прекрасному.
    2. Второй способ заключается в увеличении нагрузки на полушарие путём выполнения стандартных задач с помощью стороны тела, управляемой полушарием. В случае правого полушария – левой стороной тела. Просто делайте ваше привычные дела, старая больше задействовать левую руку и ногу: если вы правша, пробуйте рисовать левой рукой, на обеде возьмите ложку или вилку в левую руку. Также можно попрыгать на левой ноге, поиграть в футбол, используя для пинания мяча левую ногу вместо привычной правой.
    3. Упражнение осознание полушарий. Левая рука дотрагивается до носа, а правая – левого уха. Далее отпускаем нос и ухо, хлопаем в ладоши и меняем положение: левая рука берёт правое ухо, а правая рука – нос.
    4. Рисование правым полушарием мозга. Берёте лист бумаги и кладёте его перед собой. В обе руки возьмите по карандашу и обеими руками попытайтесь нарисовать несложные символы, используя эффект зеркала: одно изображение должно быть зеркальным отражением другого.
    5. Упражнение для пальчиков. Поочередно образуйте «колечко» с помощью большого пальца и остальных. Проделайте упражнение сначала на одной руке, потом на другой, а далее на двух одновременно.
    6. Ещё одно упражнения для пальцев. Сожмите обе ладони в кулаки. На правой руке выпрямите большой палец, на левой – указательный. Поменяйте положение – на правой руке выпрямите указательный, на левой – большой. Делайте это упражнение, увеличивая темп.
    7. Работа со звуком. Расположитесь в тихом месте, включите любимую песню, закройте глаза и сосредоточьтесь. Постарайтесь распознать каждое слово в песне, точно расслышать мелодию.
    8. Развитие воображения. Закрыв глаза, представьте, что перед вами белый лист бумаги. Представьте, как на нём выводится ваше имя чёрными чернилами. А теперь представьте, как чернила плавно меняют свой цвет, от чёрного в синий, из синего в красный, из красного в любой другой цвет. Ещё больше задействовать полушарие можно, представляя, как белый фон, вместе с буквами, также меняет свой цвет.
    9. Тактильные ощущения. Представьте, что перед вами определённое блюдо. Вы его едите. Восстановите в голове его вкус и запах, вашу ассоциацию с этой едой. Тоже самое можно проделать и с запахами, и со знакомыми людьми, вспоминая тембр голоса человека, его смех и походку.
    10. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Я
    11. Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л

    Первый ряд – хорошо знакомый всем с детства алфавит. Второй – обозначение рук. Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки наверх. Проговаривая алфавит, выполняйте соответствующее букве движение.