Привет студент. Лирический герой

Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя.

Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым 1 в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой - художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» 2 .

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания 3:

  1. Лирический герой - это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
  2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
  3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого... Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность» 4 . В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта. Характерным примером может служить творчество А.А. Фета с его особым поэтическим видением мира. Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с «я» начинается свыше сорока его произведений. Однако это «я» не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое «я» поэта - это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир. В поэтическом мире Фета в центре находится чувство, а не мысль. Фета интересуют не столько люди, сколько их чувства, как бы отвлеченные от людей. Изображаются определенные психологические ситуации и эмоциональные состояния в их общих чертах - вне особого склада личности. Но и чувства в стихах Фета особые: смутные, неопределенные. Для воспроизведения такого расплывчатого, еле уловимого внутреннего мира Фет и прибегает к сложной системе поэтических средств, которые при всем разнообразии имеют общую функцию - функцию создания зыбкого, неопределенного, неуловимого настроения.

Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта - реально существующего человека.

Однако в лирическом герое (при всем его явном автобиографизме и автопсихологизме) нас привлекает не столько его личная неповторимость, его личная судьба. Какой бы биографической, психологической определенностью ни обладал лирический герой, его «судьба» интересна нам прежде всего своей типичностью, всеобщностью, отражением общих судеб эпохи и всего человечества. Поэтому справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «...у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей... если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры» 5 .

ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ

Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

(А.А. Ахматова, 1958)

1.Каков итог размышлений лирической героини стихотворения «Приморский сонет»?
______________________________________________________________________________________

2. К какому литературному направлению, в основе которого лежит объективное отобра-жение действительности, относится позднее творчество А.А. Ахматовой?______________

3. Какое средство художественной выразительности, представляющее собой употре-бление слова в переносном значении на основании сходства каких-либо предметов и явлений, использовано в строке «Сиянье легкий месяц льет »? ______________________

4. Какой художественный прием дважды использован в первой строфе для усиления смысловой выразительности текста? ____________________________________

Здесь все меня переживет,
Все , даже ветхие скворешни
И этот воздух , воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

5. Как называются образные определения, придающие поэтической речи особую выразительность: «воздух вешний », «чаща изумрудная »? ___________________________

6. Укажите размер, которым написан «Приморский сонет». ________________________

7. Каков общий эмоциональный тон стихотворения А.А. Ахматовой и с помощью каких средств он создается? ______________________________________________________

8. В произведениях каких русских поэтов XIX – XX вв. звучит «голос вечности» и кто из них близок А.А. Ахматовой в воплощении этой темы?

1) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
** РЕКВИЕМ

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что не топчет родимой земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

1. Какая стилистическая фигура использована А.А. Ахматовой для создания художественной выразительности в строках: ________________________________

« И ту, что едва до окна довели,
И ту, что не топчет родимой земли,
И ту, что красивой тряхнув головой…»?

2. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь » _________________________

3. Приведённый фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей? _______________
4. Во фрагменте употреблены образные определения « измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной » и др. Какой вид тропа использован в этих примерах? ______

5. Как называется сходное звучание концов стихотворных строк в двустишиях эпилога поэмы А.А. Ахматовой? _____________________________


Я была тогда с моим народом,

7. В творчестве каких русских писателей звучит тема памяти и что позволяет сопоста-вить их произведения с эпилогом поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?

8. Как в творчестве А.А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

1) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________

**
РЕКВИЕМ (фрагмент)

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжёлые солдат.

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мёртвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда всё поёт вдали.

Приговор… И сразу слёзы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идёт… Шатается… Одна.

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

(А.А. Ахматова, 1935–1940 гг.)

1. Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «нежится закат». ________
2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания). ______________________________________
1) сравнение 2) анафора 3) неологизм 4) риторический вопрос 5) ирония

3. Как называется литературное направление, достигшее своего расцвета во 2 половине ХIХ века и определяющее художественную специфику ахматовского «Реквиема»? ______

4. Выпишите эпитеты из следующих строк:

Для кого-то веет ветер свежий, ____________________________________________
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же, ______________________________________________
Слышим лишь ключей постылый скрежет…

5. Укажите жанр произведения А.А. Ахматовой «Реквием». ___________________________

6. Тексту поэмы А. Ахматовой «Реквием» предпосланы строки из более позднего ахматовского стихотворения:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Как называют цитату, предпосланную всему произведению или его части? _________

7. В каких произведениях русской классики отражены трагические события русской истории и в чём эти произведения созвучны «Реквиему» А.А. Ахматовой?

8. Почему лирическое «я» заменяется в произведении А.А. Ахматовой лирическим «мы»?

9. Назовите три основных темы лирики Ахматовой. Как решаются эти темы в поэме «Рекивем»?

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала, их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. – Умру с тобой…».

Это песня последней встречи,

Я взглянула на тёмный дом,

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.

(А.А. Ахматова «Песня последней встречи», 1911 г).
1. Обратитесь к первым трём строкам стихотворения «Песня последней встречи» и определите их стихотворный размер. ________________________________
2. Назовите художественный приём, помогающий А.А. Ахматовой передать состояние природы, которая наделяется человеческими чувствами: «Между клёнов шёпот осенний попросил: «Со мною умри!..». _______________________________

3. Определите средство выразительности «равнодушно-жёлтым огнём» ________________

4. Охарактеризуйте образы в данном стихотворении и определите тему и идею:

5*. Укажите прием, использованный А.А. Ахматовой в начале данного стихотворения:

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит … ______________________________

6. Почему в одном из своих стихотворений, размышляя о поэзии, А.А. Ахматова сказала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»? (По лирике А.А. Ахматовой.)


** МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

(А.А. Ахматова, 1942)

1. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов («ныне», «мужество», «русский»)? ___________________________________________

2. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Не стр ашно п од п ул ям и м ерт выми л ечь»). _____________________________

3. Как называется созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (весах – часах; ныне – не покинет )? _________________________

4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А.А. Ахматовой в стихотворении.
1) эпитет 2) гипербола 3) сравнение 4)метафора 5) инверсия

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания _____________

5. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» (без указания количества стоп). _______________________

6. Почему для героини стихотворения А.А. Ахматовой главной ценностью в годину военных испытаний является «великое русское слово»? ______________________

7. Кто из русских поэтов обращался к патриотической тематике и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»?

1) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной – непременно –

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться – мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично – на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен…)

Двадцатого столетья – он,

А я – до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все – равны, мне все – равно,

И, может быть, всего равнее –

Роднее бывшее – всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты – как рукой сняло:

Душа, родившаяся – где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей – поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если на дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

(М.И. Цветаева, 1934 г.)

1. Как называется созвучие стихотворных строк (например, в первой строфе: «давно – равно», «морока – одинокой»)? ____________________________________
2. В строках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи» использован прием, при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением. Назовите этот прием. _______________________________
3. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркий»). ________
4.В словосочетаниях «язык родной», «призыв млечный» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой прием используется в этих случаях? _________________________

5. Почему так трагически одинока лирическая героиня Марины Цветаевой?

2) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________

Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!

(М.И. Цветаева, 1920 г.)

1. Как называется созвучие концов стихотворных строк (плоти в полёте; плиты разбита и т. п.)? _______________________________________
2. Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке («А я с е р ебрю с ь и с ве р каю!»). _______________________

3. Какой художественный приём использован в следующих строках: «Кто создан из камня, кто создан из глины»; «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети»? __________

4. Как называется яркое определение, придающее выражению образность и эмоциональность («весёлая пена», «высокая пена», «бренная пена»)? _______________
5. Определите размер, которым написано стихотворение М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп). _____________________________

6. Каким предстаёт внутренний мир лирической героини стихотворения М.И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)

7.В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чём они созвучны стихотворению М.И. Цветаевой?

3) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
**
СТИХИ К БЛОКУ

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое – ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

(М.А. Цветаева, 1916)

1. Каким предстает внутренний облик поэта, которому адресовано стихотворение «Стихи к Блоку»?

2. Укажите традиционный лирический жанр, с которым сближается стихотворение М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку». _______________________________
3. Как называется повтор слова или группы слов в начале смежных строк стихотворения:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке…? _________________________________

4. Укажите прием, основанный на уподоблении одних явлений другим и образующий образно-ассоциативный ряд в стихотворении М.И. Цветаевой. __________________
5. Каким термином обозначаются образные определения, придающие лирическому вы-сказыванию особую выразительность («ключевой, ледяной, голубой глоток»)? _________

6. Какой стилистический прием использует М.И. Цветаева в строке «В не ж ную сту ж у недви ж ных век»? ______________________________
7. Какие чувства преобладают в лирическом высказывании героини стихотворения М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку»?

8. Кто из русских поэтов, подобно М.И. Цветаевой, обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу и что объединяет произведения подобного рода?

Хуже других справились выпускники с ответом на вопрос к роману «Обломов», изучающемуся обзорно: « не смог помочь своему другу Илье Обломову вернуться к активной жизни?» (средний процент выполнения 30% от максимального балла). В 2007 году заданий высокого уровня по этому произведению не предлагалось.

Учащиеся отвечали на вопросы: «Как приведенный фрагмент тематически перекликается с началом пьесы?» (С1); «Что

символизирует дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора?» (С2) и «В каких

произведениях русской классики показана драма крепостного и в чем вы видите

сходство между Фирсом и героями этих произведений?» (С3). В работах сильной

группы учащихся, получивших максимальные 3 балла в ответе на вопрос С1,

говорилось о том, что «начало пьесы противопоставляется финалу: в начале

Раневская возвращается в родное имение, в конце покидает его, по-видимому, навсегда.

В первой сцене цветущие вишни и ожидание чуда, которое может спасти сад. В конце

– умирают и вишни, и дом, и преданный лакей Фирс – один из символов прошлого.

Ожидание и надежда сменяются мёртвой тишиной». Отвечая на второй вопрос,

сильная группа учащихся отмечала, что «стук топора символизирует не только

уничтожение сада Раневской и Гаева, но и разрушение старого дворянского мира:

«вырубаются» вековые устои дворянского общества, на смену им идёт купечество –

нажива, коммерция». Вместе с тем в отдельных работах говорилось о поспешности

Лопахина, вырубающего вишнёвый сад до отъезда Раневской, т. е. «стук топора

говорит о быстроте перемен в жизни общества». Рассуждая о судьбе Фирса,

выпускники вспоминали о крестьянах из поэмы «Кому на Руси жить

хорошо» (глава «Последыш»): «Фирс не может существовать без барской власти, как

и они без власти старика-«последыша», а также слуге Обломова Захаре (роман

«Обломов»).

39% экзаменуемых не смогли ответить на вопрос о

модернистском течении в поэзии конца ХIХ – начала ХХ века, ярким представителем

которого является (символизм). 66% затруднились назвать художественный

прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений (контраст). От 46 до

75% выпускников испытывают трудности в определении изобразительно-

выразительных средств, использованных поэтом в стихотворении (метафора, эпитет и

др.). За выполнение задания С4 «Какую истину открывает для себя лирический герой в

финале стихотворения (заключительная строфа)?» 30,6% экзаменуемых получили 0

баллов (30,6% – 1 балл, 11% – 2 балла и только 3,4% – максимальные 3 балла).

Эмоциональное состояние лирического героя стихотворения «Незнакомка» (С5) не

сумели объяснить 26% отвечавших на вопрос. 38,9% экзаменуемых, выполнявших

данное задание, набрали 1 балл и 7,3% – 3 балла. 19,3% экзаменуемых, отвечавших на

вопрос: «В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и

прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от

стихотворения «Незнакомка»?», получили 0 баллов, ещё 22,2% набрали 1 балл,

соответственно 2 и 3 балла набрали 13,5 и 5,6% учащихся.

Приведём примеры работ учащихся, отвечавших на вопросы к стихотворению

1) В одной из работ был сформулирован бессодержательный и искажающий

смысл стихотворения вывод «все беды от вина» (ответ был правильно оценен

экспертами 0 баллов).

2) Учащиеся сильной группы обнаружили умение точно и ёмко выражать своё

понимание смысла стихотворения. В этих работах, оцененных 3 баллами, говорится о противопоставлении «страшного мира» действительности, наполненной

«тлетворным духом», «пьяными окриками» и «пылью», и мира незнакомки –

прекрасного и очаровательного»; экзаменуемый отмечает, что, «глядя на Прекрасную Даму, лирический герой осознаёт, что незнакомка – это сокровище его души; вот истина, которую он открывает».

Рассматривая стихотворение в литературном контексте, большинство учащихся

правомерно называли лирические произведения («Я помню чудное

мгновенье…», «Мадонна» и др.), в центре которых прекрасный и чистый женский

образ. Очевидно, что разные результаты по творчеству одного поэта можно объяснить

различием в понимании смысла стихотворения учащимися. Только 31% экзаменуемых, выполнявших данный вариант, смогли назвать традиционный лирический жанр, с которым сближается стихотворение «Стихи к Блоку» послание. 67% экзаменуемых не справились с заданием: «Укажите прием, основанный на уподоблении одних явлений другим и образующий образно-ассоциативный ряд в стихотворении » (ответ: сравнение). Половина отвечавших не назвали стилистический прием, использованный в строке «В нежную стужу недвижных век»?

(ответ: звукопись; аллитерация).

Приведём примеры работ, оценённых экспертами 3 баллами.

«Внутренний мир А. Блока «заинтересовал» не одну М. Цветаеву. А. Ахматова в

стихотворении «Я пришла к поэту в гости…» также выразила своё отношение к

поэту. Поэтессы высоко ценили Блока. М. Цветаева восхищается им, его имя она

готова возносить до небес. Она сравнивает его имя «с птицей в руке», с «льдинкой на

языке» и т. д. Всё это примеры искреннего восхищения поэтом, «громкое имя»

которого «гремит».» Говоря о преобладающих в лирическом высказывании чувствах,

выпускники называли чувство восхищения: «Имя поэта поэтесса произносит с

трепетом, осторожностью»; «Создаётся впечатление, что Цветаева очень

дорожит этим человеком». Отвечая на вопрос С6, экзаменуемые сильной группы

называли разнообразные стихотворения, и

др., указывая на то, что они написаны в жанре послания, что их целью является

«передача собственных взглядов, чувств, вопросов и восхищения».

В ответе на вопрос: «Торжествует ли «правда» Бубнова в финале

пьесы М. Горького «На дне»? Свое мнение обоснуйте» по первому критерию (глубина

и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе) 0 баллов

получили 29% отвечавших, тремя баллами эксперты оценили 10% выпускников. 26%

экзаменуемых, отвечавших на вопрос «Почему мечта ночлежников подняться «со дна»

для большинства из них оказывается несбыточной?», были оценены 0 баллов, Почему

любовь, которую считал «великим счастьем», завершается во многих

произведениях писателя трагически?» (литературный материал по выбору учащихся Освоение творчества проверялось только проблемными

вопросами. Результаты выполнения ответа на вопрос: «Как вы понимаете смысл

названия поэмы «Облако в штанах»?» невысоки Почти половина экзаменуемых

не справились с вопросом: «Как называются такие слова, как «саданул», «шибко»,

«воротился», создающие искренний, доверительный тон обращения лирического героя

к матери?» (ответ: «просторечные слова»). Столько же выпускников не владеет

понятиями «анафора» и «художественная деталь», 48% экзаменуемых не знает такого

средства художественной выразительности, как инверсия, хотя в вопросе было указано,

что оно «заключается в нарушении прямого порядка слов в предложении». Вместе с

(«Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и

какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»?»). На этот вопрос не

смогла дать ответ четвёртая часть отвечавших и только 9% экзаменуемых получили

максимальный балл. Прокомментируем ответы на последний вопрос: большинство

выпускников смогли вспомнить только произведения, посвящённые няне

– «Зимний вечер» и «Няне», и лишь в немногих работах сильной группы учащихся

названы стихотворения цикла «Памяти матери» , в которых «звучат

мотивы родного дома, памяти, горечи от потери близких людей».

(«В произведениях каких русских поэтов XIX –

этой темы?») смогли 86%, набрав 1 балл (41%), 2 балла (34%), 3 балла (10%) учащихся Отвечая на вопрос проблемного задания по лирике («Почему в

одном из своих стихотворений, размышляя о поэзии, сказала: «Когда б

вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»?»), выпускники в среднем

набрали 29% от максимального балла. Хуже всего эта группа экзаменуемых справлялась с заданиями В2, В3, В8, В9 и В12 (например:«Укажите термин, которым в драматическом произведении называют краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации, произносимых героями» // ответ: ремарка; «Как называются фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин и т. п.)?// ответ: говорящие). Эти учащиеся не могут назвать тип «маленького человека» (герой повести «Шинель»), затрудняются в определении метафор, эпитетов на основе произведений стихотворной лирики. Часть выпускников не смогла вспомнить названия глав романа «Герой нашего времени», испытывала затруднения при именовании персонажей произведений. В частности, плохо припоминалась фамилия одной из героинь романа «Обломов»: вместо указания на Пшеницыну в экзаменационных работах можно было обнаружить, например, «Хозяйкину». Одно из заданий по пьесе «Недоросль» требовало от экзаменуемых перечисления положительных персонажей комедии. Часть учащихся наряду с Милоном, Правдиным и Стародумом называли Скотинина, Простакова, Вральмана. Значительная часть выпускников не могли вспомнить и фамилии гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина, что, как было указано,


М. И. Цветаева – крупнейшая поэтесса 20 века. Путь ее становления был тернист: ей приходилось буквально пробивать себе место в литературных кругах. Но сильная духом, она не сломалась под прессом всех жизненных трудностей и смогла достучаться до сердец своих читателей именно благодаря своей открытости, глубине своего внутреннего мира.

В ранней лирике юная Марина предстает перед нами восторженной девочкой, обладающая бесценным даром – писать стихи.

В стихотворении «Моим стихам, написанным так рано…» поэтесса предугадывает свою судьбу. В ее жизни будут и первые сборники, пылящиеся на полках магазинов, «где их никто не брал и не берет», и слава, признание: «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», - предсказывает поэтесса. Спонтанность и свежесть первых стихов сравнивается с брызгами из фонтана, искрами из ракет.

Годы идут и перед нами новая Цветаева – влюбленная в поэта, своего современника А. Блока. Она проводит некую духовную параллель между собой и мужчиной, и их действительно многое связывает: внутреннему миру Марины Ивановны, к и блоковскому, присущи трагические ощущения одиночества, бунтарский дух, мятежность, энергичность и напряженность. Самое известное произведение «Стихи к Блоку» интересно тем, что в нем ни разу не произноситься имя поэта, но при этом читатель безошибочно определяет, о ком идет речь.

Не имея возможности видеться с предметом обожания, поэтесса словно пробует на вкус фамилию Блока, а затем передает свои ассоциации на бумаге: «одно-единственное движение губ», «мячик, пойманный на лету» «камень, кинутый в тихий пруд».

Судьба М. И. Цветаевой сложилась очень непросто. Годы, проведенные за границей в эмиграции, оставили глубокий след в ее душе, и естественно, отразились на творчестве. В стихотворении «Тоска по родине! Давно…» лирическая героиня, вопреки ожиданиям читателя, говорит, что тоска по родине – «давно разоблаченная морока». Она ощущает себя абсолютной одинокой, отрекается от России, но вдруг признается в любви ко всему родному: «Но если по дороге – куст / Встает, особенно – рябина…». Поэтесса обнажает свое сердце, рассказывая душераздирающую трагедию свей жизни.

В заключении хочу подчеркнуть, что М. И. Цветаева, в отличие от других поэтов, привлекает именно своей открытостью, откровенность и интимностью своих стихов, ее внутренний мир хочется познать до конца, а стихи – перечитывать снова и снова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-05-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Перед читателем лирического произведения не может не возникнуть вопрос, а с кем же он разговаривает, в чью речь вслушивается, о ком узнает столь много неожиданного и интимного? Разумеется, авторский голос слышен в любом произведении вне зависимости от его родовой принадлежности. С этой точки зрения особой разницы между эпопеей «Война и мир», драмой «Три сестры» и лирической миниатюрой Фета не существует. Важно другое. В лирических стихах авторский голос становится смысловым центром, именно он скрепляет стихотворение, делает его цельным и единым высказыванием.

Лирическое «я» в разных стихах звучит по-разному, разное означает: порой поэту важно дать ощущение полной слитности «я», существующего в литературе, и «я» реального. Но бывает и иначе. В предисловии к переизданию сборника «Пепел» (1928 г.) Андрей Белый писал: «...лирическое “я” есть “мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не “я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям, но изучавшего проблемы логики и стиховедения». Признание весьма серьёзно. Андрей Белый увидел в своих стихах «другого», а между тем именно этот «другой» был центром едва ли не важнейшей книги поэта. Как же следует назвать подобное явление?

За несколько лет до предисловия Белого была написана статья Ю. Тынянова «Блок»; здесь, резко отделив Блока-поэта от Блока-человека, исследователь писал: «Блок самая большая тема Блока... Об этом лирическом герое и говорят сейчас». Далее Тынянов рассказывает, как складывается в поэзии Блока странный, всем знакомый и как бы сливающийся с реальным А. Блоком образ, как образ этот переходит из стихотворения в стихотворение, из сборника в сборник, из тома в том.

Оба наблюдения связаны не с поэзией «вообще», но с конкретными поэтами, принадлежащими к одной творческой системе — русскому символизму. Ни Белый, ни Тынянов, ни серьезные ученики последнего не собирались распространить термин на всю мировую лирику. Более того, «теория лирического героя» предполагала, что большинство текстов строится по иным законам, что лирический герой — понятие специфическое. Попытаемся выяснить, какова же его специфика?

Жизнь поэта не сливается с его стихами, пусть даже на биографической основе написанными. Для того чтобы почти любой жизненный факт оказался неразрывно сцепленным с поэзией, втянутым в орбиту стиха, и необходим лирический герой. Это не герой одного стихотворения, но герой цикла, сборника, тома, творчества в целом. Это не явление собственно литературное, но нечто возникающее на грани искусства и бытия. Сталкиваясь с таким явлением, читатель неожиданно оказывается в положении незадачливого редактора ахматовской «Поэмы без героя», не может разобраться, «кто автор, а кто герой». Грань между автором и героем становится зыбкой, неуловимой.

Поэт по большей части пишет о себе, но пишут поэты по-разному. Иногда лирическое «я» стремится к идентичности с «я» поэта — тогда поэт обходится без «посредника», тогда возникают стихи, подобные «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина, «Сну на море» Тютчева или «Августу» Пастернака.

Но бывает и иначе. Ранняя лирика Лермонтова глубоко исповедальна, почти дневник. И все же не Лермонтов, а кто-то другой, близкий поэту, но не равный ему, проходит сквозь его стихи. Тексты живут лишь в одном ряду, один тянет за собой другой, вызывает в памяти третий, заставляет думать о том, что было «между ними», особую смысловую роль обретают даты, посвящения, пропуски текста, трудно расшифровываемые намеки. Стихи тут не самодостаточные, замкнутые миры (как в только что приведённых случаях), но звенья цепи, в пределе — бесконечной. Лирический герой возникает как средоточие и результат развития своеобразного «пунктирного» сюжета.

Лирический герой может быть достаточно однозначным. Вспомним поэзию русского романтизма. Для большинства читателей Денис Давыдов — лишь лихой поэт-гусар, молодой Языков — поэт-студент, Дельвиг — «ленивец праздный». Маска наложена на биографию, однако тоже оказывается художественно выстроенной. Для целостного восприятия стихов читателю вовсе не обязательно знать о трудах Давыдова по военной теории, о горькой судьбе и тяжёлой болезни Дельвига. Разумеется, лирический герой немыслим без «биографического подтекста», но сам подтекст поэтизируется в соответствии с основным духом творчества.

Надо также понимать, что Лирический герой — не «постоянная величина», он появляется в тех случаях, когда жизнь поэтизируется, а поэзия дышит фактом. Недаром В. Жуковский написал в итоговом для романтического периода стихотворении:

И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

С романтической культурой, для которой характерен своеобразный лирический «взрыв», когда сама жизнь поэта стала почти художественным произведением, - связано появление лирического героя, странного «двойника» автора; с эпохой символистской — его второе рождение. Отнюдь не случайно отсутствие лирического героя в зрелом творчестве Баратынского или Некрасова, выросшем в глубоком и серьезном споре с романтизмом, или у поэтов, споривших с символизмом, — Мандельштама, Ахматовой, поздних Пастернака и Заболоцкого. Не случайна и характерная для последних неприязнь ко всему игровому в литературе. Строгие слова Пастернака звучат неожиданным ответом Жуковскому:

Когда строку диктует чувство.
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

Не будем сравнивать больших поэтов, чей диалог в веках организует сложное целое русской поэтической традиции, важно понять другое: лирический герой много даёт поэту, но и требует от поэта не меньшего. Лирический герой большого поэта достоверен, до пластичности конкретен. Таков он у Блока, проходящий долгий путь «через три тома». Блок не обмолвился, назвав их «трилогией». У «трилогии» есть и «лирический сюжет», не раз прокомментированный в письмах поэта: от озарений «Стихов о Прекрасной Даме» через иронию, скепсис, снежные и огненные вакханалии II тома — к новому, уже иному приятию жизни, к рождению нового человека в томе III. Давно известно, что не чистая хронология, но логика целого руководила Блоком при составлении циклов, при выработке окончательного композиционного решения. Многим стихам III тома по времени место во II, однако внутренняя история «лирического героя» диктовала поэту их перестановку.

Заметим, что отношения поэта с собственным порождением не всегда идилличны, поэт может уйти от старой маски, уже привычной для читателя. Так случилось с Языковым. Поздние стихи его никак не вяжутся с обликом хмельного дерптского бурша, переход к новому стилю, к новому типу поэтического мышления потребовал категорического разрыва со старым амплуа как формой контакта с читателем. Отказ от лирического героя — чёткая грань между «старым» и «новым» Языковым. Таким образом, антитеза «Лирический герой» — «прямой» голос автора оказывается значимой не только для истории поэзии как целого, но и для творческой эволюции того или иного (не каждого!) поэта.

Задумываясь над проблемой лирического героя, следует быть осмотрительным, всякий «быстрый вывод» здесь приводит к путанице. Увидеть его у современного поэта очень легко. Сама ситуация века массовой информации чрезвычайно приблизила, разумеется лишь внешне, поэта к аудитории, вырвала его из прежней «таинственной отдаленности». Эстрада, на которой выступают отнюдь не только «эстрадные» поэты, а затем и телевидение сделали лицо стихотворца, его манеру чтения и поведения «всеобщим достоянием». Но напомним ещё раз — для объективной оценки необходимы перспектива, взгляд на всё творчество, временная дистанция, а их критик-современник лишён. Лирический герой существует, пока жива романтическая традиция. Читатель ясно видит и напряжённо-волевого героя лирики И. Шкляревского, и «книжного мальчика», чей образ создаёт А. Кушнер, и меланхолично-мудрого «певца» Б. Окуджавы. Нет нужды объяснять, что реальный облик поэтов многомерней и сложней. Важно, что образы эти живут в читательском сознании, иногда переживая поэтическую реальность.

Конечно, никому не заказано пользоваться термином и в других значениях: для одних он кажется синонимом «образа автора», для других — поощрительным призом, для третьих — способом сурового укора. Поэт не становится лучше или хуже в зависимости от того, есть у него лирический герой или нет. А термин — «инструмент» очень хрупкий, поэтому использовать его надо осторожно.