Собственные имена существительные.

Имя существительное и культура его употребления в речи

Имя существительное является самым многочисленным классом слов и составляет 46,35% всего словарного состава языка. Именно существительные наиболее часто используются в устной и письменной речи. Лексику этого класса удобнее и рациональнее всего использовать на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и формирования высокого уровня ее культуры.

Появление вариантных форм в разряде имен существительных, связанное с закономерностями изменения грамматических категорий, вместе с тем отражает общие процессы развития современного русского языка (точнее литературной речи). Так, замена форм женского рода существительных банкнота , георгина, зала, погона, рельса, санатория, фильма и др. формами мужского рода : банкнот, георгин, зал, погон, рельс, санаторий, фильм свидетельствует о проявлении упоминавшейся уже тенденции к экономии средств выражения, а также об активном взаимодействии различных речевых стилей. Аналогичными причинами в области развития форм рода (частично также условиями заимствования из других языков) вызвано появление вариантов типа анемон – анемона, вольер – вольера, глист – глиста, желатин – желатина, жираф - жирафа, клавиш – клавиша, манжет – манжета и др.

Грамматическое варьирование имен существительных в современном русском языке проявляется в следующем:

    многие существительные употребляются как слова разной родовой принадлежности, то есть имеет место варьирование по грамматическому роду, или родовое варьирование; одно и то же существительное может иметь грамматические признаки и единственного, и множественного числа при одном и том же грамматическом значении , то есть выступать как существительное и единственного, и множественного числа одновременно (варьирование по числу, или числовое варьирование); многие существительные используются то как склоняемые слова (изменяются по падежам, приобретают разные падежные окончания), то как несклоняемые (варьирование по склоняемости-несклоняемости); одни и те же склоняемые существительные могут склоняться по-разному, т. е. приобретать разные окончания отдельных падежных форм в рамках одного и того же типа склонения (варьирование по падежам, по падежным окончаниям).

Вариативность грамматического рода, по словам, «в русском языке явление убывающее, хотя и в современном русском языке есть несколько десятков имен, не имеющих однозначной родовой характеристики». Профессор писал, что благоприятные условия колебания в роде были, прежде всего, у слов, оканчивающихся на мягкий согласный, так как такая финаль характерна для слов и мужского, и женского рода. Среди таких слов было много заимствований из французского и других европейских языков. И если в современном русском языке колебания в роде – явление убывающее, то в языке XIX века оно было весьма распространено. Род, отличающийся от современной нормы, имели в XIX веке такие слова рояль, вуаль, карусель, портфель, кадриль и многие другие. В современном русском языке родовая принадлежность этих слов вполне определена. Отступления характерны для диалектной речи или просторечия, то есть являются отступлениями литературных норм.

В зависимости от того, к какому из трех родов относятся различающиеся вариативные формы существительных, последние подразделяются на четыре группы: а) существительные, относящиеся к мужскому и женскому роду (георгин(а), аневризм (а), мангуст(а). Вариативность этого типа представлена в русском языке наиболее широко; б) существительные относящиеся к мужскому и среднему роду (горн(о), плес(о). Подобное варьирование представлено единичными примерами в современном русском языке. Но следует учитывать, что к этой группе примыкают несклоняемые заимствованные имена существительные типа боа, какао, кафе, купе и др., которые в толковых словарях современного русского языка, частности в БАСе, относятся к словам и мужского, и среднего рода; в) существительные, относящиеся к женскому и среднему роду (коленка – коленко, сивка – сивко, уймища – уймище). К этой группе относится небольшое количество заимствованных несклоняемых слов (авеню , медресе); г) существительные, относящиеся к мужскому, женскому и среднему роду. Эта группа включает наименьшее количество номинаций. Так, в форме всех трех родов в БАСе зафиксированы слова фреск – фреска – фреско, мирр – мирра – мирро и некоторые другие.

В языке наблюдается тенденция устранения родовых вариантов. О том, что это явление убывающее и чуждое системе языка свидетельствует тот факт, что существующие варианты в современном русском языке противопоставлены друг другу как нормативный и ненормативный (ботинок – ботинка), как современный и устаревший (рояль – черный и черная, постель – постеля). Лишь в единичных случаях оба варианта существуют в литературном языке, но один из них употребляется реже и постепенно вытесняется: клавиша – клавиш, жираф – жирафа, скирд – скирда.

В современном русском языке родовые колебания различных типов проявляются в большей степени у неизменяемых имен существительных. Например, кофе (м. и ср.), авеню (ж. и ср.) цунами (ж. и ср.), сабо (м. и ср.). В некоторых случаях по-разному род этих слов определяется в различных словарях, в других случаях слово имеет две пометы. «Объясняется это тем, что в языке одновременно действует две тенденции: в соответствии с первой все неодушевленные существительные должны относиться к среднему роду; вторая ориентируется на род родового понятия», - отмечала.

Наряду с варьированием имен существительных в грамматическом роде, в современном русском языке имеют место колебания в числе, т. е. числовое варьирование. В качестве причин вариативности форм числа лингвисты называют «отсутствие последовательного противопоставления чисел как выражения единичности (единственное число) – множественности (множественное число), многообразие значений, связанных с употреблением форм единственного и множественного числа», что «приводит к функциональному тождеству форм числа (и единственное, и множественное число выполняет номинативную функцию), к семантическому параллелизму (и формы единственного, и формы множественного числа передают вещественное значение, называют сложные предметы и т. п.), к лексикализации форм числа, а, следовательно, и к вариативности этих форм».

Варьирование имен существительных в числе проявляется в том, что для выражения одного и того же грамматического значения (значения единичности или множественности) могут использоваться формы существительных с окончаниями и единственного, и множественного числа. При этом «в зависимости от того, какое грамматическое значение (значение единичности или множественности) выражается варьирующимися формами единственного или множественного числа, числовые варианты имен существительных могут быть подразделены на две группы: 1) вариативные формы со значением единичности и 2) вариативные формы со значением множественности»).

К словам первой группы в современном русском языке относятся имена существительные – названия конкретных предметов, которые в словарях имеют параллельные формы единственного и множественного числа. При этом обычно в качестве основной, исходной словарной формы они имеют форму множественного числа. В толковых словарях современного русского языка такие слова указываются в форме множественного числа, но при этом в скобках дается форма единственного числа, например: антресоли (антресоль), внутренности и (реже внутренность) и т. п.

В ряде случаев в качестве исходной формы указывается форма единственного числа, хотя при этом часто обращается внимание на более частое или преимущественное употребление форм множественного числа. приводит следующие примеры: дверь и в скобках двери (в отдельных значениях), поручень и поручни с пометой «обычно мн.», руина и руины (чаще мн.). Кроме того, в некоторых случаях формы единственного и множественного числа используются как равноправные, например: кружево – кружева, небо – небеса.

В современном русском языке представлено также числовое варьирование второго типа, когда формы единственного числа существительного употребляются, наряду с формами множественного числа, для обозначения многих однородных предметов – лиц, животных, растений, конкретных предметов и их частей. Как отмечается в специальной литературе, формы единственного числа имен существительных употребляются для выражения «обобщенно-собирательного значения», при этом обращается внимание на то, что «обобщенно-собирательное значение у существительных с выраженной противопоставленностью по числу выступает в таких контекстах, когда указание на количество несущественно...». Такое употребление форм единственного числа называется грамматической синекдохой и «считается одним из самых ярких стилистических явлений в категории числа». Подобное значение в условиях определенного контекста приобретают формы единственного числа одушевленных имен существительных – названий лиц и животных, реже – названий конкретных неодушевленных предметов, например: повалил мужик с войны, пойдет японец на нас или нет?

Отмечаются и другие случаи употребления форм единственного числа имен существительных вместо форм множественного числа. Нередко «такое употребление находим, когда указывается, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой группы или находятся в одинаково отношении к ним». Например, Опустив голову, шли какие-то генералы (Б. Полевой). Такое значение называется дистрибутивным (распределительным) значением.

Грамматическое варьирование имен существительных проявляется также в том, что одни и те же слова употребляются в речи то с падежными окончаниями, то без окончаний. В этом случае имеет место варьирование по склоняемости-несклоняемости. Это относится, главным образом, к именам существительным, которые принято выделять в особую группу несклоняемых существительных.

Многие имена существительные, относимые к числу несклоняемых, в современной русской речи нередко употребляются в склоняемом виде, т. е. приобретают падежные окончания. Однако склонение таких существительных является нарушением морфологической нормы, и поэтому «используется обычно в определенных стилистических целях, в качестве своеобразного стилистического средства, особенно в художественной литературе ». Именно этот тип варьирования существительных является, по мнению некоторых ученых, наиболее распространенным в современном русском языке. По словам, «именно варианты склоняемых-несклоняемых форм занимают почти половинную долю всех зарегистрированных вариативных форм имени существительного».

Многие склоняемые имена существительные в русском языке допускают образование вариативных форм падежей, т. е. падежное варьирование. Падежное варьирование имен существительных проявляется в том, что один и тот же падеж получает свое выражение в разных падежных окончаниях: много снега – много снегу, луной – луною. В этом случае одно из этих окончаний является основным, другое – вариативным. Употребление обоих окончаний разграничивается лексико-грамматически или стилистически.

Основные и вариативные окончания отмечаются, прежде всего, у неодушевленных существительных мужского рода 2-го склонения в родительном падеже : основное – а, вариативное – у: купить сахара – сахару, стакан чая – чаю. Наличие вариативной флексии объясняется исторически: она принадлежит существительным с древней основой на у краткое типа сын. В древнерусском языке это был особый тип склонения. Впоследствии это склонение было утрачено в связи с унификацией падежных флексий у всех слов мужского рода. Формы на –у вещественных существительных имеют значение части целого, являются довольно продуктивными, но не строго обязательными. Они постепенно вытесняются формами на –а. У отвлеченных существительных и некоторых конкретных существительных формы на –у носят просторечный характер (простору, блеску, из дому). В целом в современном русском языке намечается тенденция к устранению форм на –у, к замене их формами на –а. Еще в середине прошлого столетия писал, что «чем ближе к нашему времени, тем форм родительного падежа на –у становится меньше. Молодое поколение оказывает заметное предпочтение формам на –а». Об убывании форм на –у в современном русском языке говорится и в других работах. Однако следует отметить, что во фразеологических оборотах окончания на - у довольно устойчивы: не давать ходу, сбить с толку уйти без спросу.

У существительных мужского рода 2-го склонения в предложном падеже с предлогами в и на также используются разные окончания. Вариативность флексий е – у наблюдается при выражении определенных значений: а) «внутри чего либо»: в цехе и в цеху, в снеге и в снегу; б) «на поверхности чего-либо»: на снеге и на снегу; в) «в условиях чего-либо, в состоянии чего-либо»: в отпуске – в отпуску. Как отмечается в Русской грамматике -80, «формы предложного падежа на –у образуют существительные (как правило, немотивированные), называющие пространство, которое может быть вместилищем чего-нибудь, или поверхность, на которой может что-нибудь находиться (берег, бор, край, круг, лес, луг); вещество или массу (жир, клей, лед); собрание людей или предметов (мир, полк, ряд, строй), а также некоторые слова, называющие действия, состояния или периоды времени (бег, бой, бред, век, долг, отпуск, смотр, ход). Это в основном слова с односложной основой».

Вариативные окончания предложного падежа также исторически мотивированы и являются результатом унификации типов склонения древнерусского языка. В современном русском языке в отношении этих окончаний действует две противоположные тенденции: с одной стороны, окончания –е и –у различаются семантически: при объектном значении падежа используется флексия –е: говорить о лесе, при пространственном, объектном значении – флексия –у: гулять в лесу. С другой стороны, сильна тенденция к преодолению вариативности, о чем свидетельствуют факты ее отсутствия в целом ряде случаев: в бою, в саду – потребность в отпуске. Однако, как отмечают исследователи, «для целого ряда слов форму на –у в сочетании с предлогами в и на нужно квалифицировать как единственно возможную с точки зрения современной литературной нормы. К ним относятся: ад, борт, бок, глаз, горб, долг, лед, лоб, нос, плац, плен, плот, полк, рот, сук, хмель, чад, шкаф, топонимы Дон, Клин, Крым и нек. др.». Во фразеологических оборотах формы на - у также являются обязательными: на слуху, на полом ходу. В других случаях, наоборот, обязательна флексия –е: во цвете лет, в ряде случаев.

Вариативные падежные окончания имеют существительные 1-го склонения в творительном падеже единственного числа: стеной и стеною, землей и землею. Исконным является окончание –ою; - ой возникло в русском языке в результате редукции конечного –у. Аналогичным образом объясняется вариативность флексий у существительных 3-го склонения с отвлеченным значением в творительном падеже: жизнию (исконная форма) – жизнью (форма возникла в результате редукции). В современном русском языке эти флексии различаются стилистически: - ою характерно для книжной речи, - ию воспринимается как устаревшая и используется преимущественно в поэзии.

Вариативные формы родительного, дательного и творительного падежей образуют слова на –ишко и –ище типа домишко – домище: род. п. домишка и домишки; дат. п. домишку и домишке; твор. п. домишком и домишкой. Однако формы, имеющие окончания женского рода (домишки, домишке, домишкой) в «Грамматическом словаре русского языка» квалифицируются как «менее литературные» по сравнению с типовыми (домишка, домишку, домишком).

Одушевленные существительные типа волчище и котище (с увеличительным значением) в разговорной речи также имеют вариативные формы в некоторых падежах: вин. п.: волчища и волчищу, род. п. волчища и волчищи, дат. п. волчища и волчище, твор. п. волчищем и волчищей. Вторые формы возникли под влиянием склонения существительных женского рода на –а. Вариативные формы винительного падежа квалифицируются как менее литературные. Остальные формы в вышеназванном словаре характеризуются как просторечные.

Вариативные окончания отмечаются у форм творительного падежа множественного числа некоторых существительных: дочерями – дочерьми, лошадями – лошадьми. И в этом случае вариативные окончания являются результатом унификации древних типов склонения и сближения их флексий. В современном русском языке действует тенденция к преодолению вариативности, в основном, в пользу флексии –ами. Лишь в единичных случаях нормативным является употребление окончания –ми: детьми, людьми (а не детями, людями). Форма с окончаниями -(ь)ми отличает также слова кость и плеть во фразеологизмах лечь костьми, бить плетьми. Однако в свободном употреблении кость и плеть имеют типовое окончание –ями. Отдельные существительные 3-го склонения – дверь, дочь, лошадь – имеют формы на –(ь)ми и –ями, которые Русская грамматика – 80 квалифицирует как стилистически равноправные.

Некоторые имена существительные имеют вариативные окончания в родительном падеже множественного числа. Это окончания - ов –ев –ев –ей и нулевые окончания, которые также объясняются исторически как следы разных типов склонения древнерусского языка. В одних случаях употребление этих флексий строго нормировано в пользу одной из них: например, окончание –ов, –ев свойственно существительным мужского рода с основой на твердый согласный (кроме ж и ш) или на й: гриб – грибов, сарай – сараев. Окончание –ей свойственно тем существительным мужского рода, конечным звуком которых в единственном числе является мягкий согласный (кроме й) или ж и ш: голубь – голубей, нож – ножей. В других случаях варианты рассматриваются как стилистически равноценные: кеды – кедов и кед; буряты – бурят и бурятов. Однако тенденция к преодолению вариативности действует и здесь и, видимо, со временем нулевое окончание будет вытеснено окончанием –ов –ев.

Дело в том, что стремление к экономии языковых средств, наряду с влиянием разговорного стиля, способствует распространению формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием (без –ов в словах мужского рода) типа без погон, из баклажан, сто грамм. В парах бурятов – бурят, лезгинов – лезгин, мордвинов - мордвин, туркменов – туркмен (названия национальностей), баклажанов – баклажан активнее используются формы с нулевым окончанием. Можно отметить как общее правило, что в «соревновании» двух форм – более длинной и более короткой – обычно «побеждает» более короткая. В частности, на это указывают те случаи, когда влияние разговорного стиля исключается: в названиях единиц измерения типа микронов – микрон, омов – ом, рентгенов – рентген в настоящее время все чаще встречаются вторые формы (в начале ХХ века использовались формы с окончанием –ов: амперов, ваттов, вольтов).

Вариативные окончания именительного падежа множественного числа существительного мужского рода 2-го склонения –ы/-и и - а/-я, среди которых господствующим является окончание ы/-и, которое выступает у существительных мужского и женского рода (страны, земли, столы). Окончание –а исконно у существительных среднего рода (окна, моря), у существительных мужского рода оно вторично и появилось под влиянием форм именительного падежа двойственного числа, прежде всего тех слов, которые обозначают парные предметы (рога, рукава), а позже распространилось и на другие слова (тополя). В современном русском языке употребление этих флексий в одних случаях строго регламентировано (боксер – боксеры, адрес – адреса), в других оба окончания употребляются как равноправные или одно из них принадлежит книжной речи, например, поэтической: снеги, грома, мужи, сыны. Таким образом, соотношение этих форм в современном русском языке неоднозначно. Исследователи выделяют следующие группы таких слов: 1) варианты формы в рамках литературного языка: годы – года, вексели – векселя ; 2) приняты литературным языком формы профессора, учителя; их варианты стилистически отмечены: профессоры, учители (школьные учителя, но учители поколений); 3) функционально различаются формы литературные: редакторы, корректоры, дизели, торты, горны, супы, слесари – и формы, свойственные профессиональной речи: редактора, корректора, дизеля, торта, горны, супа, слесаря; 4) варианты различаются стилистически – литературно-книжные и разговорные или просторечные: договоры – договора, директоры – директора, бойлеры – бойлера.

Таким образом, основные трудности при образовании вариативных падежных форм представляют: формы предложного падежа существительных типа в отпуске – в отпуску, в спирте – в спирту; формы именительного падежа множественного числа существительного типа: корректоры – корректора; слесари – слесаря, тракторы – трактора; формы родительного падежа множественного числа существительных типа: килограммов – килограмм, туркменов – туркмен.

При этом важной тенденцией в развитии форм существительных в современном русском языке является стремление к их унификации, к установлению большего единообразия путем выравнивания по господствующей модели. Так, у существительных мужского рода форма родительного падежа с количественным значением (родительный части, родительный разделительный) на –у (-ю) все больше вытесняется общей формой родительного падежа с окончанием –а (-я) в сочетаниях типа чашка чая, много народа. Интересно отметить, что в этом случае «побеждает» не разговорная форма, а книжная. Наоборот, под влиянием разговорной речи стала распространяться в различных стилях весьма продуктивная в настоящее время форма именительного падежа множественного числа на ударяемое –а (-я) у существительных мужского рода (типа инспектора, слесаря). Под воздействием аналогии этот процесс становится все более интенсивным.


Имя существительное в словообразовательном отношении - самая богатая часть речи. Кроме способов словообразования, действующих в сфере других частей речи, имеются специфические субстантивные способы словообразования: аббревиация, усечение основ, субстантивация. Существует лишь один способ словообразования, не распространяющийся на существительные,- сращение (это способ словообразования прилагательных) .
В словообразовании существительных широко представлена суффиксация. Этим способом производятся существительные от основ различных частей речи: имен существительных, прилагательных, глаголов и
1 Подробнее описание словообразования различных частей речи см. в работах: В. В. Виноградов. Русский язык. М., 1986; Русская грамматика. М., 1980 (гл. «Словообразование»); Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование (гл. 9); Русская грамматика. Praha, 1979 (гл. «Словообразование»).
реже наречий. По сравнению со словообразованием других частей речи число суффиксов существительных самое значительное.
Производные, относящиеся к области синтаксической деривации, образуются от основ имен прилагательных и глаголов.
Отприлагательные синтаксические дериваты имеют значение отвлеченного признака и образуются с помощью суффиксов:
-ость: глупый - глуп-ость, весёлый - весёл-ость; -от(а): добрый - добр-ота, прямой - прям-ота; -ин(а): тихий - тиш-ина;
-изн(а): белый - бел-изна, голубой - голуб-изна; -в изменение конечного согласного основы система флексий существительных типа кость: зелёный - зелень, гнилой - гниль, сухой - сушь;
-в усечение суффикса или субморфа -нпроизводящей основы + система флексий существительных типа стол: интимный - интим, примитивный - примитив, грандиозный - грандиоз. Эти образования синонимичны существительным с суффиксом -ость, ср.: грандиоз и грандиозность.
Среди имен существительных с суффиксами -ость, -от(а), -изн(а), -ин(а) имеются слова, не относящиеся к области синтаксической деривации, так как они не равны по значению однокоренным прилагательным. Таковы названия физических параметров, т. е. измерений (типа скорость, глубина, ширина, высота) ".
Отглагольные синтаксические дериваты имеют значение отвлеченного действия и образуются с помощью суффиксов:
-mij(e): рисовать - рисова-ние, петь - пе-ние; -к(а): носить - нос-ка, разрезать - разрез-ка;
-в: отгонять - отгон-в, перелететь - перелет-в; -б(а): косить - кось-ба, молотить - молоть-ба. Область лексической деривации включает ряд словообразовательных категорий.
Производные от основ имен существительных.
  1. Существительные, имеющие размерно-оценочные значения. Эти значения по-разному обнаруживаются в производных. Чаще всего значение уменьшительности совмещается со значением положительной оценки (ла-
1 См.: Панов М. В. Русский язык и советское общество: Проспект. Алма-Ата, 1962. С. 27.
скательности), а значение увеличительное™ - со значением отрицательной оценки (уничижительности): -ик: дом - дом-ик, мяч - мяч-ик;
-чик: карман - карман-чик, автомобиль - автомобиль-чик;
-ец: брат - брат-ец, доклад - доклад-ец; -ц(е)/-ец(о)/-иц(е): окно - окон-це, корыто - корыт-це, письмо - письм-ецо;
-иц(а): вода - вод-ица, вещь - вещ-ица;
-ок: друг - друж-ок, лист - лист-ок;
-к(о): яйцо -яич-ко, ведро - ведёр-ко;
-к(а): рука - руч-ка, нога - нож-ка;
-еньк(а): нога - нож-енька. рука - руч-енька; -ищ(е), -ищ(а): дом - дом-ище, книга - книжища;
-ин(а): дом - дом-ина, газета - газет-ина; -ишк(а), -ишк(о): дом - дом-ишка, слон - слон-ишка, письмо - письм-ишко;
-ошк(а): рыба - рыб’-ошка, комната - комнат’-ошка;
-ышк(о): перо - пер-ышко, крыло - крыл-ышко; -’онк(а): рука - руч-онка, газета - газет’-онка; -енцщ(а): книга - книж-енция, старуха - старуш-енция.
  1. Существительные, имеющие собирательное значение:
-ств(о): учитель -учитель-ство, офицер - офицер-ство;
-uj(a): комсомол - комсомол-ия, пионер - пионер-ия;
-н’(а): ребята - ребят-ня, офицер - офицер-ня,
солдат - солдат-ня;
-j(o): ворон - ворон’-j (о), зверь - 3eep’-j(o), пацан - пацан’-І(о), профессор - профессор’-j(o), тряпка - тряп’-і(о);
-ур(а): профессор - професс-ура, аппарат - аппарат-ура.
  1. Особую словообразовательную категорию составляют существительные, обозначающие совокупность каких-то предметов или явлений, связанных с тем, что называет производящее существительное. Такие производные образуются с помощью суффикса -иан(а): Ленин - Ленин-иана, Пушкин - Пушкин-иана, Мольер - Мольер-иана. То же значение могут иметь производные с суффиксом -(и)ада. Обычно они употребляются в книжных заголовках: «Бюрократиада» Маяковского, «Россиада» Хераскова.
  2. Существительные, имеющие значение единичности, производятся от основ существительных вещественных с помощью суффиксов:
-ин(а): горох - горош-ина, фасоль - фасол-ина, виноград - виноград-ина;
-инк(а) (значение единичности совмещается со значением уменьшительности): песок - песч-инка, снег - снеж-инка, солома - солом-инка.
  1. Существительные, имеющие значение невзрослости, образуются от названий животных и лиц с помощью суффиксов:
-’онок (во мн. ч. -’ата): тигр - тигр’-онок, мышь - мыш-онок, повар - повар’-онок;
-’оныш: змея - зме"\-оныш, волк - волч-оныш.
  1. Существительные женского рода, соотносительные с однокоренными существительными мужского рода, обозначающие живые существа женского пола.
Существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от основ соотносительных существительных с помощью различных суффиксов.
Одни из суффиксов прибавляются к неусеченной основе соотносительного существительного:
-их(а): дворник - дворнич-иха, повар - повар-иха; -ш(а): кондуктор - кондуктор-ша, доктор - доктор-ша (о жене доктора и докторе-женщине);
-j(a): певун - певун-j(a), шалун - шалун’-і(а). Другие суффиксы присоединяются к основе существительного, лишенной суффикса лица:
-щик/-щиц(а), -чик/-чиц(а): сортировщик - сортиров-щица, наладчик - налад-чица, буфетчик - буфет-чица;
-ец/-иц(а): красавец - красав-ица, упрямец - упрям-ица.
Третью группу представляют суффиксы, которые в одних случаях присоединяются к основе существительного, содержащей суффикс лица, а в других - к основе, лишенной этого суффикса. Таковы, например, суффиксы -к(а) и -ниц(а).
Суффикс -к(а). В тех случаях, когда существительное мужского рода содержит суффиксы -ец, -анин или -ин, соотносительное существительное женского рода не включает элементов -ец и -ин: литовец - литов-ка, эстонец - эстон-ка, комсомолец - комсомол-ка, киевлянин - киевлян-ка. В других случаях суффикс -к(а) присоединяется к основе существительного: студент - студент-ка, пионер - пионер-ка, москвич - москвичка, швед - швед-ка.
Суффикс -ниц(а) присоединяется к основам существительных с суффиксом -тель: учитель - учительница, писатель - писатель-ница.
Если же существительное мужского рода имеет суффикс -ник или -ик, то он не входит в существительное, но соотносится с -ница, -ица в существительном женского рода: колхозник - колхоз-ница, школьник - школь-ница.
Существительные, обозначающие самок животных, производятся от соотносительных существительных с помощью суффиксов:
-щ(а): тигр - тигр-ица, волк - волч-ица, орел - орл-ица;
-их(а): слон - слон-иха, лебедь - лебед-иха; -к(а): голубь - голуб-ка, глухарь - глухар-ка.
  1. Существительные со значением лица, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой, образуются с помощью суффиксов:
-щик/-чик: барабан - барабан-щик, баня - банщик. газета - газет-чик;
-ник: школа - школь-ник, колхоз - колхоз-ник; -ец: Ленин - ленин-ец, комсомол - комсомол-ец; -ист: Маркс - маркс-ист, Пушкин - пушкин-ист, трактор - трактор-ист;
-ант: квартира - квартир-ант, диплом - дипломант;
’-ор: комбайн - комбайн-ор, киоск - киоск’-ор; -арь: аптека - аптек-арь, библиотека - библиотекарь;
-ич: Москва - москв-ич, Кострома - костром-ич; ’-ак: Тула - тул’-ак, Пермь - перм’-ак;
-анин: Рига - риж-анин, Рим - римл’-анин;
-ач: борода - бород-ач, усы - ус-ач;
-ан: пузо - пуз-ан, горло - горл-ан.
  1. Существительные со значением ‘вместилище, помещение для того, что названо производящей основой’ производятся с помощью суффиксов:
-ник: чай - чай-ник, молоко - молоч-ник, пчела - пчель-ник;
-ниц(а): сахар - сахар-ница, салат - салат-ница.
  1. Существительные со значением ‘место, связанное с тем, что названо производящей основой’ производятся с помощью суффиксов:
-н’(а): колокол - колоколь-ня, кофе - кофе-(й)-ня;
-ищ(е): пожар - пожар-ище, костёр - костр-ище (‘место от костра’).
От основ имен прилагательных производятся наименования лиц, живых существ и предметов со значением ‘носитель признака, названного производящей основой’. При этом используется суффиксация: 1) материально выраженная, 2) нулевая.
  1. Суффиксация материально выраженная:
-’ак: пошлый - пошл’-ак, бедный - бедн’-ак, толстый - толст’-ак, порожний - порожн-ак;
-ец: скупой - скуп-ец, слепой - слеп-ец;
-ик: умный - умн-ик, черновой - чернов-ик;
’-атин(а): кислый - кисл’-атина, пошлый - пошл’атина;
’-аг(а): весёлый - весел’-ага, здоровый - здоров’ага;
’-уг(а): хитрый - хитр’-уга, жадный - жадн’-уга.
Существительные разнообразных предметных значений образуются с помощью суффикса -к(а) на базе сочетаний прилагательное + существительное. В качестве производящей основы используется основа имени прилагательного; семантически же существительное эквивалентно всему словосочетанию: летучее заседание - летуч-ка, овсяная крупа - овсян-ка. Суффикс производящей основы может усекаться: вечерняя газета - вечёр-ка, десятилетняя школа - десятилет-ка.
  1. Нулевая суффиксация.
Среди отприлагательных имен существительных, производимых нулевой суффиксацией, имеется два словообразовательных типа:
а) существительные, имеющие значение ‘носитель признака, названного производящей основой’: универсальный - универсал, интеллектуальный - интеллектуал, индивидуальный - индивидуал;
б) такое же деривационное значение имеют существительные, производные от основ имен прилагательных с помощью суффикса и одновременного усечения производящей основы, но семантически эквивалентные одному или нескольким сочетаниям, включающим однокоренное прилагательное + существительное. Усекается конечная часть производящей основы вне зависимости от границы морфем. Производное кончается на твердый согласный и относится к мужскому роду независимо от рода существительного, входящего в опорное словосочетание (склоняется по образцу слов типа стол): синхронный перевод - синхрон, мемориальный музей, мемориальные соревнования - мемориал, факультативный курс - факультатив. В редких случаях производное относится не к мужскому роду, например ретроспективный показ - ретроспектива.
Для существительных, производимых от основ глаголов, характерны такие значения производных:
  1. Существительные, обозначающие ‘производитель действия, названного производящей основой’. Такие производные могут быть именами лиц и именами орудий, инструментов (ср. врун - человек и колун - предмет, исполнитель - человек и выключатель - прибор, разведчик - человек и передатчик - механизм).
Для производства существительных со значением ‘производитель действия’ используются суффиксы: -тель: мечтать - мечта-тель, исполнить - исполнитель, выпрямить - выпрями-тель;
-чик/-щик: возить - воз-чик, придумать - придумщик, корректировать - корректиров-щик;
-ец: бороться - бор-ец, творить - твор-ец;
-л(а)-со значением лица, -л(о) - со значением орудия: обирать - обира-ла, зубрить - зубри-ла, пугать - пуга-ло, кадить - кади-ло;
-ун: врать - вр-ун, прыгать - прыг-ун;
-в(а): заикаться - заик-в-а, задирать(ся) - задир-0-а.
Чисто инструментальное (орудийное) значение имеют существительные с суффиксом -лк(а): сеять - сея-лка, прочищать - прочища-лка.
  1. Существительные со значением ‘место, где совершается действие, названное производящей основой’ производятся с помощью суффиксов:
-льн’(а): читать - чита-льня, раздевать-раздева-льня;
-лк(а): раздевать - раздева-лка, сушить - сушилка;
-ищ(е): учить-учи-(л)-ище, вместить - вмести(л)-ище.
Большая часть префиксальных типов существительных обладает высокой продуктивностью и образуется с легкостью, близкой образованию словоформ.
Для префиксальных существительных наиболее характерны следующие словообразовательные категории:
  1. Производные с общим значением интенсивности, высокой степени того, что названо производящей основой:
раз-: красавица - рас-красавица, граф - раз-граф; сверх-: человек - сверх-человек, гигант - сверх-гигант, прибыль - сверх-прибыль, запоминание - сверхзапоминание;
супер-: экспресс - супер-экспресс, пятитонка - супер-пятитонка, танкер - супер-танкер, кубок - суперкубок;
архи-: демократ - архи-демократ, порядок - архипорядок;
ультра-: мода - ультра-мода, радикал - ультрарадикал, звук - ультра-звук;
гипер-: вежливость - гипер-вежливость, коррек
ция - гипер-коррекция, фонды - гипер-фонды;
экстра-: мода - экстра-мода, хлеб - экстра-хлеб, совершенство - экстра-совершенство.
  1. Производные с общим значением противоположности, отрицания:
анти-: частица - анти-частица, роман - анти-роман, герой - анти-герой;
противо-: меры - противо-меры, действие - противо-действие;
контр-: удар - контр-удар, позиция - контр-позиция, инициатива - контр-инициатива;
де-/дез-: гуманизация -де-гуманизация, информация - дез-информация;
не-: счастье - не-счастье, покой - не-покой, руководитель - не-руководитель;
дис-: пропорция - дис-пропорция, гармония - дисгармония, комфорт - дис-комфорт.
  1. Производные с общим значением неистинности, ложности:
псевдо-: рецензия - псевдо-рецензия, открытие - псевдо-открытие;
квази-: диалог - квази-диалог, открытие - ква
зи-открытие, доказательство - квази-доказательство.
  1. Производные со значением совместности:
со-: автор - со-автор, редактор - со-редактор, переживание - со-переживание.
  1. Производные со значением подчиненности: под-: вид - под-вид, класс - под-класс, группа - под-группа, язык - под-язык;
суб-: продукты - суб-продукты, инспектор - субинспектор, аренда - суб-аренда.
Кроме того, в словообразовании существительных действуют отдельные малопродуктивные приставки.
Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные на базе сочетаний существительных с предлогами. В составе производного предлог преобразуется в приставку. Производящим является сочетание имени существительного с предлогом. Производные, как правило, обозначают предметы, соотнесенные в пространственном или временном отношении с тем, что названо производящей основой. Наиболее употребительны при этом суффиксы -ник, -j(e), -иц(а).
  1. Производные с пространственными значениями: под... -ник (предмет, находящийся под тем, что
названо производящей основой): под снегом - подснеж-ник, под локтем - под-локот-ник;
на-... -ник (предмет, находящийся на том, что названо производящей основой): на колене - на-колен-ник, над почкой - над-почеч-ник;
за... -j(e) (то, что находится за предметом, названным производящей основой): за рекой - за-реч-}(е), за Волгой - за-волж-j(е);
при... -j(e) (то, что находится рядом с предметом, названным производящей основой): при Урале - ПриypaA’-j(e), при море - npu-Mop’-j(e);
меж... -j(e) (то, что находится между предметами, названными производящей основой): меж горами - меж-гор’-j(e), меж бровями - меж-бров’-і(е).
  1. Производные с временными значениями: меж... -j(e): меж сезонами - меж-сезон -j(e); пред... -j(e): пред зимой - пред-зим’-"\(е).
  2. Производные, обозначающие отсутствие того, что названо производящей основой, образуются с помощью приставки бези суффиксов -иц(а) и -j(e):
без... -иц(а): без работы - без-работ-ица, без дороги - без-дорож-ица, без корма - бес-корм-ица;
без... -j(e): без денег - без-денеж-](е), без людей- без-люд’-}(е), без земли - без-земел’-j(e), без рыбы - без-рыб’-\(е), без культуры - бес-культур’-Не).
Группа префиксально-суффиксальных существительных не соотносится с сочетанием предлог + существительное. Приставка, входящая в производное, не имеет омонимичного предлога. Эта группа малочисленна и дает мало новообразований. В производных участвуют приставка антии суффикс -ин: комар - антикомар-ин, спазма - анти-спазм-ин, шутливые: антиведм-ин, анти-любв-ин. Производные называют средство против того, что названо основой производящего существительного.
Префиксация в соединении с нулевой суффиксацией используется для производства от основ имен прилагательных существительных со значением ‘слабой степени обнаружения какого-либо признака, названного производящей основой’. При этом действует префикс пров соединении с нулевым суффиксом.
Производные содержат те же чередования, что слова типа сушь, и относятся к тому же склонению: жёлтый - про-желт’-в, седой - про-сед’-в.
Производство сложных существительных осуществляется несколькими способами. В русском языке сложные слова обычно состоят из двух основ, но могут включать и большее число компонентов.
С точки зрения способа соединения компонентов различаются две группы сложных существительных: компоненты которых соединяются с помощью интерфикса («соединительного гласного») и - реже - компоненты которых соединяются без помощи интерфикса.
Рассмотрим сначала сложные существительные с интерфиксами.
Способом чистого сложения образуются имена существительные, последняя (опорная) часть которых является самостоятельным существительным. В качестве первого компонента обычно используются основы: имен прилагательных, существительных, реже - числительных и местоимений: вольн-(о)-слушатель, сух-(о)-фрукты; груз-(о)-отправитель, лес-(о)-промышленность; пере-(о)-источник, втор-(о)-разрядник; сам-(о)-защита, сам-(о)-критика.
Первый компонент сложения служит конкретизатором значения опорного компонента.
Сложение в соединении с суффиксацией. В таких сложных существительных чаще всего действуют суффиксы -ец, -тель, -чик/-щик, -ник, -uj(e): орден-(о)-нос-ец, красн-(о)-флот-ец, воздух-(о)-плаватель, железн-(о)-дорож-ник, легк-(о)-мысл-ие, долг(о)-лет-ие. Сложное слово может иметь значение лица, предмета или отвлеченного понятия.
Сложение в сочетании с нулевой суффиксацией.
Сложения с опорным глагольным компонентом преимущественно обозначают производителя действия, названного глагольной основой. Они составляют две основные семантические группы:
а) наименования лиц и животных: стал-(е)-вар, кост-(о)-рез, скал-(о)-лаз, скор-(о)-ход, кор-(о)-ед;
б) наименования механизмов: атом-(о)-ход, тепл(о)-воз, пул-(е)-мёт.
Значительно менее продуктивны сложения со второй глагольной частью, обозначающие действие в отвлечении от его носителя: лед-(о)-ход, снег-(о)-пад, солнц(е)-пёк.
Первая часть сложения содержит конкретизацию действия, выраженного опорным компонентом: называет характер действия (скороход), его объект (пулемёт, короед) или субъект (солнцепек, ледоход).
Сложения с опорным именным компонентом имеют значение ‘носитель отношения к предмету, названному опорным компонентом сложения и конкретизированному первым компонентом сложения’. В качестве первого компонента сложения может выступать основа имени существительного, прилагательного или глагола: нос-(о)-рог, утк-(о)-нос, лиз-(о)-блюд. Сложное слово обычно является именем лица или животного.
Сложные слова без соединительного гласного - более редкий тип слов. Примером их могут быть существительные типа Ленинград, генерал-майор, меч-рыба. Словообразование существительных способом аббревиации и субстантивации рассмотрено выше (см. 5, 33, 34).

Имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение). Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?. Кто? – одушевленные. Что? – неодушевленные. Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний. Имена существительные изменяются по числам и могут иметь формы единственного числа и множественного числа. Некоторые имена сущесвительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа. Как ты думаешь, почему? Имена существительные изменяются по падежам. Существительное - самая существенная часть речи


Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный Родился – стал Родительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом: Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом: Именительный, родительный, Именительный, родительный, Дательный, винительный, Дательный, винительный, Творительный, предложный. Творительный, предложный. У падежа как-то спросили: У падежа как-то спросили: - А зачем нужны вы,падежи, существительным? - А зачем нужны вы,падежи, существительным? - Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. - Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. - А как именно? - А как именно? - Указываем на отношение действия и места(идти лесом, сидеть на стуле), дествия и орудия(бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта(читать книгу, собирать ягоды), целого предмета или его части (ветка березы, стрелка прибора) … Без нас Существительное не проживет, как без рода и числа, и превратится в Наречие. - Указываем на отношение действия и места(идти лесом, сидеть на стуле), дествия и орудия(бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта(читать книгу, собирать ягоды), целого предмета или его части (ветка березы, стрелка прибора) … Без нас Существительное не проживет, как без рода и числа, и превратится в Наречие.


Не думайте, что название именительный просто образовано русскими учеными- лингвистами от слова имя и, следовательно, возникло сравнительно недавно. Нет, история его, как и многих других грамматических определений, восходит к древним временам Греции и Рима, мы с этим уже встречались. Греки первыми придумали для него название onomastike ptosis [ономастика птозис]. Римские ученые любили заимствовать свои термины у старших своих соседей.Они довольно точно перевели эти слова на латынь: casus nouinatius. И греческое onoma[онома] и римское nomin[номин]одинаково значили «имя». Слово номинатив стало звучать в грамматиках большей части так называемых новых европейских языков (французский, немецкий и др.). Мы перевели это слово на русский как именительный, поляки – как мяновик, болгары - именителен. Почему он первый среди равных? Почему все его считаю основной формой имен? Да хотя бы потому, что немало слов как раз в именительном падеже равно своему корню. Все остальные падежи уже произведены от него (кот -а, кот- у, кот- ом, о кот-е).Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения. Не теряйтесь, начинающие грамотеи, если встретите в предложении существительное мужского рода, отвечающее на вопрос что? Если не будете знать, какой это падеж – именительный или винительный, - подставьте существительное женского рода (я вижу дом - именительный или винительный? Я вижу маму, дочку, книгу… и т. д. – винительный).


Нет, это не описка, а заранее обдуманное намерение. В латинском языке он звался Genetivuus casus[ генетивус казус ],что вообще-то можно истолковать и как «падеж родства». Уже во времена римлян (да и раньше) его применяли часто в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, внук знаменитого деда, потомки императора и т. п. «Родство» можно понимать и шире:ветка пальмы – ветка, рожденная пальмой; заводы Форда – заводы, построенные(то есть как бы « порожденные») Фордом. Таково исходное,начальное значение этого падежа. Но затем он приобрел иные значения, некоторые из них очень далеко ушли от основного. Родительный падеж может обходиться и без предлогов, но не избегает их. Мы уже говорили вам, что можно сделать, чтобы не спутать именительный и винительный падежи (оба они отвечают на вопрос что?) А тот же винительный падеж имеет и с родительным общий вопрос кого? Я смотрю на (кого?) слона. Какой это падеж - родительный или винительный? Подставляем другое существительное. Я смотрю на (кого?) маму, дочку…. Так и есть – винительный. У (чего?) дома есть крыша,- это « кого» родительного падежа.


Щедрым можно назвать дательный падеж только по происхождению: первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого, ради которого делается что-нибудь: подарок (кому?) дочери; помогать (кому?) соседу; дань (чему?)памяти. Вдумавшись, во всех этих выражениях можно как бы почувствовать мысль о том, что кому-нибудь что – либо как бы дается – дочери дается подарок, соседу – помощь, памяти (погибшим, умершим) отдается дань любви, преклонения.Такое значение, очевидно, и дало еще у древних народов название этому падежу:у греков он Dotike ptosis, у римлян – Casus datives. И в том, и в другом имени ощущается общее с нашим дательным падежом. Но уже очень давно он получил возможность выражать и совсем непохожие на « дать» понятие: Мне (кому?) грустно и легко….


Теперь – о творительном падеже. Творительный падеж, видимо, потому назван в русской грамматике этим самым своим именем, что главным его значением было такое: значение орудия, которым что-нибудь делают: Старик ловил (чем?) неводом рыбу; Рыбка (чем?) голосом молвит человечьим Вот почему в латинской грамматике один из видов творительного падежа назывался ablativus instrumentals. Да и у нас в страну иногда упоминали оорудивный падеж (от орудие). Но кроме этого, наш творительный выражает еще немало других значений. Нередко падеж этот встречается с предлогами: Там царь Кащей Над (чем?) златом чахнет. Подумайте, нет ли других значений, которые бы выражал творительный падеж.


Обычно научные термины выражают только одно значение и в обыденной речи отдельно практически не употребляются. Мы не говорим дательный человек, винительная речь т. п. Это относится и к предложному, например, языку. Из всех падежей предложный – самый предложный, наипредложнейший, так как без предлога не употребляется. Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного Родоночальником нашего нынешнего предложного падежа был древний местный падеж. Летописи так и пестрели им: Во городе во Смоленске, в Вышгороде и т. п. Теперь потомок местного падежа, падеж предложный, служит у нас для обозначения времени, места, как в старину, а также того, о ком (или о чем) мы ведем речь. А предложным он называется за выработанную веками привычку не употребляться иначе, чем с предлогами о, при, на, в, по. Теперь вопросы, сохранившиеся со времен старого местного, связанные с этими предлогами(на ком? на чем? при ком? при чем? в ком? в чем?),можно заменить вопросом где? то есть в ком? в чем? в каком месте?





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний об именах существительных, контроль за усвоением знаний и умений;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедиа и проектор, учебник, стр. 71-73, карточки с заданиями, шифрограмма, таблицы, дополнительные материалы к уроку.

План урока:

  1. Орг. момент. Приветствие, организация внимания, установление контакта, проверка готовности к уроку.
  2. Актуализация прежних знаний:
    а) повторение об именах существительных: игра «Найди лишнее».
    б) Восстановление в памяти знаний об именах существительных одушевленных и неодушевленных: игра «Шифрограмма»
  3. Работа по теме.
    1. Беседа по таблице.
    2. Работа над правилом.
    3. Чистописание.
  4. Физкультминутка. Игра «Хлопаем и топаем».
  5. Закрепление материала. Выполнение упражнений.
    1. упр. 182 (устно);
    2. упр. 186 (письменно).
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание: упр. 188, написать мини-сочинение на тему: «Слово «лес» – это имя существительное».

Ход урока

I. Орг. момент.

– Добрый день, ребята. Давайте, все настроимся на работу. Начнем урок русского языка. Дежурный, рапорт.

II. Актуализация знаний.

– Дети, посмотрите на экран.

– Прочитайте слова.

Тетрадь, дерево, кошка, зеленый, мальчик .

– Найдите лишнее слово.

– Зеленый.

– Почему оно является лишним? Докажите.

– Слово зеленый является именем прилагательным, все остальные имена существительные.

– Что называется именем существительным?

Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

– К предметам относятся:

III. Работа по теме.

– Значит, ребята, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, догадались?

– Об именах существительных.

  • Сформулируйте тему урока.
  • Имена существительные.
  • – Умницы. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число,тему.

– Спишите предложения чисто, аккуратно, обращая внимание на правильное соединение букв.

– Объясните смысл предложений.

– Подчеркните имена существительные, какими членами они являются?

– А теперь напишем слова под диктовку: собака Бобик, тетя Надя, поэт Габдулла Тукай, город Казань, кот Пушок, журнал «Мурзилка».

– Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы. Почему? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Расскажите правило.

– А остальные существительные как называются?

Нарицательные.

Расскажите правило.

– Молодцы, ребята. Проверьте свои работы, правильно ли сделали вы?

А теперь перед вами шифрограмма. Среди множества букв спрятались слова. Найдите и назовите их

  • ВУМАМА ПС
  • ВЕТКА ЛЮУ
  • ИДКАСТРА
  • ЯВОРОБЕЙ
  • АЗКОШКА Ш
  • ЦЕИЖРЕПА

– Прочитайте, какие слова у нас получились? Что объединяет эти слова?

– Все они имена существительные. Все нарицательные существительные.

– Давайте, попробуйте поставить вопросы к словам. На какие вопросы отвечают эти слова?

  • Мама – кто?
  • ветка – что?
  • астра – что?
  • воробей – кто?
  • кошка – кто?
  • репа – что?

На какие две группы можно разделить данные слова?

Некоторые имена существительные отвечают на вопрос кто?

Потому что они обозначают живые предметы.

Как называются эти существительные?

Одушевленные.

Остальные слова отвечают на вопрос что?

Они обозначают неживые предметы.

Чем отличаются одушевленные и неодушевленные сущ-ные?

В татарском языке только люди отвечают на вопрос кто? А все остальные существительные отвечают на вопрос что?

Одушевленные и неодушевленные существительные в русском языке различаются грамматически. У одушевленных существительных форма винительного падежа мн. числа совпадает с формой какого падежа?

У неодушевленных существительных форма вин.падежа мн. числа совпадает с именительным падежом. Например:

В.п. вижу что? книги, дома.
И.п. есть что? книги, дома .

IV. Закрепление. Выполнение упражнений.

б) Физкультминутка.

– Встали все из-за парт, Руки на пояс.

Игра называется «Топаем и хлопаем». Если я назову одушевленные существительные, то вы похлопаете, а если – неодушевленные, потопаете.

Праздник, веревка, писатель, рыба, яблоня, орел, коза, стекло, хлеб, дуб, инженер, печь, радость, молоко, город, мастер, село, лисенок, воин, дождь, медвежонок, дядя.

– Молодцы, ребята, почти не ошибались. Собственность и нарицательность, одушевленноость и неодушевленность являютя постоянными признаками имен существительных.

– Какие еще постоянные признаки имен существительных вы знаете?

Род.

А сейчас, ребята, определите род данных имен существительных, запишите их в 3 столбика.

– Кто правильно определил род имен существительных, давайте проверим. Проверяем по цепочке.


Как вы определили существительные м.р. и ж.р. с нулевым окончанием.

– Надо поставить в Р.п.

– Еще какой постоянный признак существительных вы знаете?

Склонение .

– Что называется склонением?

– Сколько склонений в русском языке?

– 3 склонения.

– А теперь определите склонение данных существительных.

– Давайте проверим.


Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

– Назовите непостоянные признаки имени существительных Число, падеж.

Сколько падежей в русском языке? Назовите их по порядку с падежными вопросами.

Просклоняйте по одному слову: мама, отец, степь.

– Как различать И.п. и В.п. неодушевленных имен существительных?


в) №182 (устно), 186 (письм).

V. Домашнее задание.

Наш урок заканчивается. Задание на дом – упр.188, стр.74, написать мини-сочинение-рассуждение на тему «Лес – это имя существительное», просклонять существительное «лес» по падежам.

VI. Оценка за выполнение заданных работ в течение урока.

За тестовую работу оценки будут объявлены позднее.

VII. Подведение итогов урока.

– Наш урок подходит к концу. О какой части речи говорили на уроке? Насколько значима эта часть речи для нас?

– По количеству слов имя существительное – самая богатая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Писатель Л.В. Успенский считал, что «имя существительное – это хлеб.

– Урок окончен. Спасибо всем за урок.

«Характеристика имени существительного» - Образец морфологического разбора существительного. Выберите правильный вариант окончания существительного. Самостоятельная знаменательная часть речи. Имя существительное. Равноправные варианты. Одушевленные существительные. Какое существительное относится к мужскому роду. Выделите имена существительные.

«Упражнения по имени существительному» - Существительные. Прибытие. Путешествие в Африку. Слон. Имена существительные. Задание от зебры. Словарные слова. Отдохнём. Задание от жирафа. Задание от льва. Классная работа. Слон Анжиус. Задание от верблюда.

«Морфологический разбор существительного» - Непостоянные признаки. Род. Синтаксическая роль. Ученики. Постоянные признаки. Морфологический разбор имени существительного. Одушевлённое или неодушевлённое. Собственное или нарицательное. Весной у зайчихи рождаются зайчата. Ученики рисуют в альбоме. Части речи. Морфологические признаки. Чувства. Образец разбора.

«Разбор существительного» - Терпенья, уменья, творенья. Названия книг. Весенние воды. Имя существтельное. Поиск знаний. Морфологический разбор. И к склонению сейчас перейти нам в самый раз. Теперь падеж определяем. Значенье вопросов. Весна идет. Прочитайте текст стихотворения. Весенний вечер. Дальше род определяем. Определить число.

«Существительное в русском языке» - Употребление в речи. Ребус. Удивительная часть речи. Число имени существительного. Роль существительного в предложении. Буквы А, У, И после шипящих. Неодушевленные имена существительные. Какие существительные здесь спрятаны. Морфология. А, У, И после шипящих. Склонение имен существительных. Кроссворд.

«Какие есть существительные» - НЕ с существительными. Существительное. Род. Содержание. Падеж. Число. Склонение. Имя существительное. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода. Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии. Несклоняемые имёна существительные.

Всего в теме 34 презентации