Контрольные задания по грамматике латинского языка.

Министерство образования Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический

университет им. В.П. Астафьева»

Финогенко О.В.

Сборник тестов и контрольных

заданий по латинскому языку

(Учебно-методическое пособие)

Красноярск 2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева

Ответственный за выпуск: канд. филол. наук, доцент В. А. Дятлова, зав. каф. германских языков и межкультурной коммуникации

Рецензенты: Т. Г. Игнатьева, докт. филол. наук, профессор, зав. каф. франц. яз. КГПУ; Т. В. Тюрина, канд. филол. наук, доцент каф. лингвистики и межкультурной коммуникации СФУ.

Финогенко О.В.

Сборник тестов и контрольных заданий по латинскому языку: Учебно-методическое пособие: - Красноярск: РИО КГПУ, 2010. – 120 с.

Содержит тесты и контрольные задания по материалам учебного пособия Финогенко О.В., «Латинский язык и античная культура: Учебное пособие для студентов филологических специальностей», Красноярск: РИО КГПУ, 2008. – 140 с. Предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

© ФГБОУ ВПО

им. В.П. Астафьева,

© Финогенко О.В.,

Предисловие………………………………………………………………….. 4

Методтческие пояснения……………………………………………………….. 5

Структура учебно-методического пособия………………………………....... 6

Контрольные задания по грамматике латинского языка……………………. 6

Контрольные задания к текстам……………………………………………….19

Методические указания к выполнению лексико-грамматических тестов……..42

Лексико-грамматические тесты……………………………………………49

Латинские крылатые выражения…………………………………………….86

Латино-русский словарь……………………………………………………90

Русско-латинский словарь………………………………………………….. 111

Библиографический список………………………………………………….117

Предисловие

Настоящее пособие представляет собой сборник тестов, контрольных заданий и упражнений по лексике и грамматике латинского языка, предназначено для студентов филологических специальностей. Благодаря широкому охвату грамматических тем и разнообразию заданий и упражнений пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала в различных условиях обучения латинскому языку. Основная цель данного пособия – практическая, которая заключается в формировании и развитии грамматических навыков и умений студентов. Последовательность заданий и упражнений соответствует принципу «от простого к сложному» и обусловлена этапами формирования навыка. Предлагаются задания «Выполните по образцу», что с одной стороны, предполагает наблюдение и знакомство с грамматическим явлением, с другой стороны, способствует формированию первичного навыка. Речевые образцы представляют собой типовые структуры, которые обобщают основные способы построения словосочетаний и несложных предложений. Далее следуют задания, направленные на формирование речевых стереотипов в аналогичных ситуациях и задания, способствующие дальнейшей автоматизации речевых операций. Задания могут быть использованы как во время аудиторной работы, так и при выполнении письменных самостоятельных работ. В лингвистическом плане пособие построено на знакомой студентам лексике и не содержит сложных языковых явлений. Таким образом, доступность лексики не отягощает восприятие грамматических трудностей, а ее повторяемость служит для закрепления уже знакомого материала.

В конце сборника находятся латино-русский и русско-латинский словари, включающие лексику сборника.

Методические пояснения

Для изучения латинского языка в университете отводится достаточно ограниченное число часов. В данных условиях требуется такой подход к преподаванию, при котором, отделяя существенное от не существенного, излагая материал последовательно, мы могли бы дать студентам небольшой, но цельный и законченный круг знаний. Для достижения этой цели мы считаем единственно правильным концентрический и в то же время комбинированный метод, при котором морфология изучается параллельно с основными правилами синтаксиса и одновременно по двум линиям: склонения и спряжения.

Тесты и задания представлены таким образом, что студенты могут, изучив определенные явления грамматики, сразу же встретить их в тесте, потренироваться на закрепление в упражнениях. Учащиеся последовательно знакомятся с 1, 2, 3, 4, 5 склонением латинского имени существительного, с 1, 2, 3 склонением имени прилагательного, получают представление о латинских местоимениях, предлогах, об имени числительном и о наречиях. Подробно ими изучаются времена системы инфекта и повелительное наклонение латинских глаголов.

Пособие включает материал латинских сентенций, пословиц и крылатых слов. Это, безусловно, расширит кругозор студентов. Латинские пословицы часто включают то или иное грамматическое явление. Для удобства выполнения контрольных заданий и общего повторения материала сентенции, представленные в пособии, вынесены списком в конце.

Весь материал, представленный в нашем учебном пособии, является результатом длительного преподавательского опыта. За всякое же ценное замечание или совет мы будем весьма признательны сведущим коллегам.

Структура учебно-методического пособия

Учебно-методическое пособие состоит из предисловия, контрольных заданий по грамматике латинского языка, контрольных заданий к текстам, методических указаний к выполнению лексико-грамматических тестов, лексико-грамматических тестов, списка крылатых латинских выражений, латино-русского словаря, русско-латинского словаря. Имеется также библиографический список, на основе которого разрабатывался материал пособия, и который, в свою очередь, может быть использован студентами при выполнении контрольных заданий.

Контрольные задания по грамматике латинского языка

Задание 1. первого склонения по образцу:

Terra, ae (f) – земля, nauta, ae (m) – моряк, мореплаватель

terrarum

nautarum

Bestia, ae (f) - зверь; stella, ae (f) - звезда; littĕra, ae (f) - буква; umbra, ae (f) - тень; via, ae (f) - дорога; matrona, ae (m) – матрона, замужняя дама; insŭla, ae (f) - остров; incŏla, ae (m, f) - житель; agricŏla, ae (m) – земледелец; cena, ae (f) - обед; figura, ae (f) - фигура; nota, ae (f) - примета.

Задание 2. Просклоняйте данные имена существительные второго склонения по образцу:

medicus, i (m) – врач, доктор ager, - gri (m) – поле, земля

Nom medicus medici ager agri

Gen medici medicorum agri agrorum

Dat medico medicis agro agris

Acc medicum medicos agrum agros

Abl medico medicis agro agris

Voc medice medici ager agri

vir, i (m) – мужчина, человек verbum, i (n) – слово, глагол

Nom vir viri verbum verba

Gen viri virorum verbi verborum

Dat viro viris verbo verbis

Acc virum viros verbum verba

Abl viro viris verbo verbis

Voc vir viri verbum verba

caelum, i (n) - небо; ocŭlus, i (m) - глаз; magister, - tri (m) - учитель; faber, -bri (m) – кузнец, ремесленник; mundus, i (m) – мир, свет; pericŭlum, i (n) – опасность; templum, i (n) – храм; relictum, i (n) - остаток; servus, i (m) – раб, слуга; vesper, -eri (m) - вечер.

Задание 3. Просклоняйте данные имена существительные третьего согласного склонения по образцу:

homo, homĭnis (m) – мужчина, человек

Nom homo homĭnes

Gen homĭnis homĭnum

Dat homĭni hominibus

Acc homĭnem homĭnes

Abl homĭne hominibus

Voc homo homĭnes

lex, legis (f) – закон

Nom lex leges

Gen legis legum

Dat legi legibus

Acc legem leges

Abl lege legibus

Voc lex leges

У существительнгых 3 склонения форма Vocativus всегда совпадает с формой Nominativus.

tempus, tempŏris (n) – время

Nom tempus tempŏra

Gen tempŏris tempŏrum

Dat tempŏri temporibus

Acc tempus tempŏra

Abl tempŏre temporibus

Voc tempus tempŏra

Locatio, -onis (f) – размещение, распределение; interrex, - regis (m) - междуцарь; miratio, -onis (f) - удивление; nux, nucis (f) - орех; mucor, -oris (m) - плесень; mos, moris (m) – нрав, обычай; pix, picis (f) – смола, деготь; odor, odoris (m) - запах; carmen, -mĭnis (n) - песня; rudus, -eris (n) – мелкий камень, щебень; tuber, -eris (n) – нарост, горб, недостаток; corpus, -poris (n) – тело, туловище, корпус; nomen, -minis (n) - имя; tempus, -oris (n) - время; consul, is (m) – консул;

surdĭtas, -atis (f) - глухота; tempestas, -atis (f) – время; погода; ненастье; tyrannis, -ĭdis (f) - тирания; verĭtas, -tatis (f) - истина.

Задание 4. Просклоняйте данные имена существительные третьего гласного склонения по образцу:

mare, maris (n) – море animal, is (n) - животное

Nom mare maria Nom animal animalia

Gen maris marium Gen animalis animalium

Dat mari maribus Datanimali animalibus

Acc mare maria Acc animal animalia

Abl mari maribus Abl animali animalibus

Voc mare maria Voc animal animalia

Puteal, -alis (n) – каменная ограда; commune, is (n) – община, общественное имущество; involucre, is (n) – салфетка, платок; lacte, is (n) – молоко; exemplar, is (n) – экземпляр, образец, equile, is (n) – конюшня; promurale, is (n) – укрепление городской стены; navale, is (n) – гавань, причал; insigne, is (n) – знак, признак, знамение.

Задание 5. Просклоняйте данные имена существительные третьего смешанного склонения по образцу:

civis, civis (m) – гражданин pars, partis (f)

Nom civis cives parspartes

Gen civis civium partis partium

Dat civi civibus parti partibus

Acc civem cives partem partes

Abl cive civibus parte partibus

Voc civis cives pars partes

Mens, mentis (f) – ум, дух, менталитет; urbs, urbis (f) - город; ars, artis (f) - искусство; nubes, is (f) - облако; vulpes, is (f) - лиса; labes, is (f) – падение, порча, гибель, позор; poēsis, is (f) - поэзия; proles, is (f) – отрасль; потомок, дитя;

Задание 6. Просклоняйте данные имена существительные четвертого склонения по образцу:

fructus, us (m) – фрукт, плод manus, us (f) – рука

Nom fructus fructus manus manus

Gen fructus fructuum manus manuum

Dat frctui fructibus manui manibus

Acc fructum fructus manum manus

Abl fructu fructibus manu manibus

Voc fructus fructus manus manus

Discessus, us (m) – удаление, разлука; exĭtus, us (m) – выход, конец; incussus, us (m) – удар, толчек; instinctus, us (m) – побуждение, внушение; lacus, us (m) – озеро, болото; nutus, us (m) – изъявление воли, приказание; effectus, us (m) – действие, эффект; contentus, us (m) - содержание; habitus, us (m) – внешний вид, одежда; conspectus, us (m) – вид, взор, обзор.

Задание 7. Просклоняйте данные имена существительные пятого склонения по образцу:Res, ei (f) – вещь, дело; series, ei (f) - серия; dies, ei (m) - день

Nom res series dies res series dies

Gen rei seriei diei rerum serieum dierum

Dat rei seriei diei rebus seriebus diebus

Acc rem seriem diem res series dies

Abl re serie die rebus seriebus diebus

Voc res series dies res series dies

Fides, ei (f) – вера, верность; spes, ei (f) - надежда; mollities, ei (f) – мягкость, гибкость, слабость; facies, ei (f) – лицо; species, ei (f) - вид; planities, ei (f) – равнина; caries, ei (f) - гнилость.

Задание 8. Просклоняйте данные имена прилагательные 1, 2 склонения по образцу:

amicus bonus хороший друг puella pulchra – красивая девочка

Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской Во втором, существенно переработанном и дополненном издании учебника (1-е изд. Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на.

  1. Решебник латинский язык чернявский. Гдз по физике а в пёрышкин. Тесты к учебнику сахарова - готовые решения. История учебник сахарова 10 класс.
  2. Решебник по геометрии для 9 класса а.в. Самоподготовка к контрольной работе по ii разделу курса на материале словообразования и мед терминологии раздел iii. Латинский язык и базы мед терминологии, чернявский.

В книжном интернет-магазине OZON можно купить учебник Латинский язык и основы фармацевтической этого, в нашем книжном каталоге собраны другие школьные учебники от автора Максим Чернявский. Интернет- магазин OZON.ru - онлайн мегамаркет №1. 1998-2015 ООО "Интернет Решения ". Парни помогите найти Решебник по латинскому языку чернявский, заранее благодарю! Средний онлайн - 100человек. Как я считаю, то если даже и выйдет Mafia III, то будет уже про других героев..

Латинский язык и основы медицинской терминологии (2- е издание) - Учебники, самоучители и словари латинского языка (латыни)Авторы: М. П. Чернявский, Е. П. Тверковкина, Л. М. Окатов и другие. Издан в 1. 98. 9 году. В формате DJVUВторое издание было существенно переработано и дополнено. Принцип системно- терминологического обучения по трем основым терминосистемам: комплексу клинических дисциплин, морфологическим дисциплинам и фармации получил более полное и последовательное развитие.

Добавлен материал для студентов- стоматологов.

Скачать бесплатно Чернявский М. Н. - Латинский язык и основы медицинской терминологии djvu. Название: Латинский язык и основы медицинской терминологии.

Размер: 4. 5. 5 МБФормат: djvu. Язык: Русский. Рассматриваемая книга включает в себя разделы наиболее значимой рассматриваемой медицинской терминологии: анатомо- гистологической, клинической и фармацевтической. Освещены исторические аспекты развития и становления латинского языка как профессионального языка доктора, рассмотрены основные сведенья греческого языка, как предшественника латинского.

Представлен терминоэлементный словарь, а также латинские пословицы и афоризмы. Для студентов- медиков, преподавателей латинского языка.

Название: Латинский язык для учащихся медицинских и фармацевтических училищ. Автор: Городкова Ю. И. Год издания: 2. Размер: 8. 5. 3 МБФормат: djvu. Язык: Русский. Описание: Книга "Латинский язык для учащихся медицинских и фармацевтических училищ" под ред., Городковой Ю. И., рассматривает алгоритмы образования слов, предложений, грамматику, фонетику, терминологию (топограф..

Скачать книгу бесплатно. Название: Латинский язык и основы медицинской терминологии.

А., включает в себя разделы наиболее употребляемой медицинской терминологии: как анатомо- гистологической.. Скачать книгу бесплатно. Название: Латинский язык. Автор: Ярхо В. Н., Лобода В. И.,Год издания: 1. Размер: 5. 8. 7 МБФормат: djvu. Язык: Русский. Описание: В учебном пособии "Латинский язык" под ред., Ярхо В.

Н., и соавт., рассмотрены материалы освещающие базовые знания латинского языка, исторические аспекты его становления. Освещены вопросы грамматики (м.. Скачать книгу бесплатно. Название: Латинська мова.

Язык: Украинский. Описание: В учебном пособии "Латинська мова" под ред., Ревака Н.

Г., и соавт., рассмотрены материалы освещающие базовые знания латинского языка для не специальных факультетов. Освещены вопросы грамматики (морфо.. Скачать книгу бесплатно. Название: Латинский язык.

Л., Иваненко Т. В. Год издания: 1. 99. Размер: 1. 6 МБФормат: djvu. Язык: Русский. Описание: В учебном пособии "Латинский язык" под ред., Ахтеровой О.

Л., и соавт., рассмотрены материалы освещающие базовые знания латинского языка для юриспруденции.

Задание №1

Тема: Фонетика латинского языка

Теория: §§ 1–16 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

1. Цели и задачи изучения латинского языка.

2. Историческая справка о латинском языке.

3. Периодизация истории письменного латинского языка (см. учебник лат. яз. для начинающих В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой. М., 2007).

4. Проникновение латинской лексики в новые языки (там же).

5. Значение изучения латинского языка (там же).

6. Алфавит.

7. Правила чтения букв и буквосочетаний.

8. Долгота и краткость гласных.

9. Количество слога.

10. Правила ударения.

11. Слогораздел (самостоятельно).

Практика:

1. Упр. №1, с. 222; тексты с. 222–223 в учебнике (под ред. В.Ярхо): отработать правильное чтение слов и предложений и постановку ударения. Уметь объяснить правила чтения и ударения.

2. Переписать и выучить крылатые выражения:

1) Ab ovo. От начала (букв.: "от яйца").

2) Ad Kalendas Graecas. До греческих календ,

т.е. на неопределенный срок

(Ср. "После дождичка в четверг").

3) Confer! (cf., cfr.) Сравни! Смотри! (помета в

научных текстах).

4) Status quo. Существующий порядок вещей.

5) De facto. Фактически.

6) De jure. Юридически.

3.Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 1 (см. у маркетолога звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание № 2

Тема: Грамматический строй латинского языка. Характеристика имени. Первое склонение существительных

Теория: §§ 26-29, 31–33, 242 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

1. Латинский язык – язык синтетического типа.

2. Nomen substantīvum: грамматические категории имени существительного (род, число, падеж, склонение).

3. Типы склонения.

4. Общие правила (для всех пяти склонений).

5. Первое склонение.

6. Словообразовательные суффиксы существительных первого скло­нения (с. 55 в учебнике лат. яз. для начинающих В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой. М., 2007).

7. Употребление предлога "in".

8. Личные формы глагола esse.

Практика:

    Переписать в словарь лексический минимум 1-го раздела (с. 223-224) и выучить наизусть. Для этого разделите страницы словаря на четыре колонки. В первой запишите все формы слова полностью, а также указанные у него категории (род у существительных, номер спряжения у глаголов, падеж у предлогов и у некоторых глаголов), во второй колонке запишите варианты перевода, в третьей – слова, производные в русском языке, они указаны в учебнике под цифрой 2, в четвертой колонке запишите слова, производные от данного латинского слова, в изучаемом вами иностранном языке. Знать значение слов, производных в русском языке (см. словарь иностранных слов).

2. Учебник (под ред. В.Ярхо): читать, переводить предложения №1–15, с. 222–223, сделать письменный морфолого-синтаксический анализ существительных из этих предложений (образец: (in) lunā – nomen substantivum, luna, lunae f, declinatio prima, abl. sg., обстоятельство, «на луне»); письменно просклонять третье словосочетание из упр. 2, с. 222.

3. Переписать и выучить крылатые выражения:

1) Scientia potentia est. Знание – сила (Ф.Бекон).

2) Ibi victoria, ubi concordi а . Там победа, где согласие.

3) Experienti а est opt ĭ ma magistra . Опыт – лучший учитель.

4) Tabula rasa . Чистая доска (Аристотель,

древнегреческий философ).

5) Terra in со gn ĭ ta . Неизведанная земля

(надпись на старинных

географи­ческих картах).

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 2 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №3

Тема: Общие сведения о латинском глаголе. Четыре спряжения. Основы и основные формы глагола

Теория: §§ 154,157,158,160,161 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

2. Распределение глаголов по 4-м спряжениям.

3. Четыре основные формы и три основы латинского глагола.

Практика:

1. Выписать и выучить лексический минимум 2-го раздела (с. 226–228).

2. Учебник (под ред. В. Ярхо): упр. 1, 2, c. 224–225 (письменно).

3. Переписать и выучить следующие крылатые выражения:

1) Post scriptum . После написанного.

2) Post factum. После сделанного.

3) Dum spiro , spero . Пока я дышу, я надеюсь (Цицерон,

римский оратор и политический деятель).

4) Qui quaerit , rep ĕ rit . Кто ищет, тот находит.

5) Viv ĕ re est cogit ā re . Жить – значит мыслить (Цицерон).

6) Viv ĕ re milit ā re est . Жить – значит бороться (Сенека,

римский философ и писатель).

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 3 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №4

Тема: Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения). Личные и возвратное местоимения. Imperatīvus

Теория: §§ 108,109, 165–169, 184, 186, 239–242, 303 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Синтетический способ образования времен системы инфекта.

    Личные окончания актива.

    Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения).

    Правило соединительного гласного.

    Глагол esse в praesens indicatīvi actīvi.

    Imperatīvus praesentis actīvi (самостоятельно).

    Личные и возвратное местоимение. Их употребление с предлогом cum.

    Genetīvus partitīvus (самостоятельно).

Практика:

1. Переписать и выучить лексический минимум 3-го раздела (с. 229–231).

2. Проспрягать глагол ago 3 в praesens indicatīvi actīvi и образовать от него imperatīvus praesentis actīvi.

    Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного глагола и одного местоимения из каждого предложения (образцы анализа: 1) doces – verbum, doce o, docu i, doct um, doc ē re, conjugatio secunda, praesens indicatīvi actīvi, persona secunda, sg., сказуемое, «(ты) учишь»; 2) Docēte! – verbum, doceo, docui, doctum, docēre 2, imperativus praesentis activi, pl., forma positiva, сказуемое, «Обучайте!»; me(cum) – pronomen personale, ego, mei, abl.sg., дополнение, «со мной»).

    Упр. 1–2, с. 228 (письменно).

    Выучить крылатые выражения:

1) Aqu ĭ lam volare doces . Ты учишь орла летать (поговорка).

2) Cog ĭ to ergo sum . Я мыслю, следовательно,

я существую (Рене Декарт).

3) Vade mecum ! Иди со мной!(традиционное название путеводителей).

4) Epistula non erubescit . Бумага не краснеет (Цицерон).

5) Festina lente ! Спеши медленно!

(поговорка императора Августа).

6.Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): темы № 4, 5 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №5

Тема : Второе склонение существительных

Теория : §§34–39, 280–283, 299–300, 307–308 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Declinatio secunda, признаки склонения, окончания.

    Сигматический и асигматический номинативы.

    Правило среднего рода.

    Суффиксы существительных 2-го склонения.

    Genetīvus subjectīvus et objectīvus, datīvus commŏdi et incommŏdi (самостоятельно).

Практика :

    Переписать и выучить лексический минимум 4-го раздела (с.232-234).

    Упр. 1 (первое и третье словосочетания), с. 231 (письменно).

    Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного существительного второго склонения из каждого предложения).

    Выучить крылатые выражения:

1) Otium post negotium . Отдых после дела (поговорка).

2) Ignorantia non est argumentum . Невежество не доказательство

(Бенедикт Спиноза).

3) Periculum est in mor ā. Опасность в промедлении

(Тит Ливий).

4) Verbum movet , exemplum trahit . Слово волнует, пример увлекает (поговорка).

5) Lupus non mordet lupum . Волк волка не кусает (поговорка).

5.Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 6 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №6

Тема: Имя прилагательное. Притяжательные, указательные местоимения. Местоименные прилагательные. Причастие прошедшего времени страдательного залога и причастие будущего времени действительного залога

Теория: §§ 74–78, 110–120, 208–209, 220, 280b, 282b, 283b в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Имя прилагательное (nomen adjectivum), его категории (genus, numĕrus, casǔs, declinatio, gradūs comparatiōnis).

    Первая группа прилагательных: окончания, склонение, согласование с существительными.

    Суффиксы прилагательных первой группы (самостоятельно).

    Притяжательные местоимения (pronomĭna possessīva). Особенности склонения. Указательные местоимения (pronomĭna demonstratīva) (самостоятельно). Морфологический анализ притяжательных и указательных местоимений.

    Причастие прошедшего времени страдательного залога (participium perfecti passīvi) и причастие будущего времени действительного залога (participium futuri actīvi). Образование и склонение.

    Местоименное прилагательное (adjectīvum pronomināle). Особенности склонения.

Практика:

    Переписать и выучить лексический минимум 5-го раздела (с. 235–237).

    Упр.1 (2-е словосочетание без местоимения), упр. 2, с. 234 (письменно).

3. Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного прилагательного, одного местоимения и одного причастия из каждого предложения (если имеются) (образцы: 1) mală – nomen adjectīvum, malus, mala, malum, f, declinatio prima, nom.sg., определение, «сорная»; 2) tuus – pronomen possessīvum, tuus, a, um, m, declinatio secunda, nom.sg., определение, «твой»).

    Выучить крылатые выражения:

1) Err ā re hum ā num est . Человеку свойственно ошибаться (Сенека).

2) Plus sonat , quam valet . Больше звона, чем смысла (Сенека).

3) Cognosce te ipsum ! Познай себя самого! (Фалес)

4) Mala herba cito crescit . Сорная трава быстро растет (Цицерон).

5) Per asp ĕ ra ad astra ! Через тернии к звездам! (поговорка).

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 7 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №7

Тема: Страдательный залог в системе инфекта. Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения). Страдательная конструкция

Теория: §§ 164, 170, 189, 292, 293, 326 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Genus passīvum – синтетический способ образования в системе инфекта.

    Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения).

    Синтаксис страдательной конструкции.

Практика:

    Переписать и выучить лексический минимум 6-го раздела (с. 238–239).

    Проспрягать глаголы colo 3 и voco 1 в praesens indicatīvi passīvi.

    Выучить крылатые выражения:

    Nullum periculum sine periculo vincĭtur. Ни одна опасность

не побеждается без

опасности (поговорка).

    Tertium non datur . Третьего не дано

(закон исключения третьего

в формальной логике).

    Clavus clavo pell ĭ tur . Клин клином выбивают

(Цицерон).

    Sic transit gloria mundi . Так проходит мирская слава

(фраза, с которой обращаются

к будущему римскому папе во

время возведения его в сан,

сжигая перед ним кусок ткани

в знак призрачности земного

могущества).

    Margar ī tas ante porcos . (Метать) бисер перед свиньями

(Евангелие от Матфея).

6. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 8 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №8

Тема: Система инфекта изъявительного наклонения обоих залогов

Теория: §§ 171–178, 243, 244, 253, 254 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Синтетический способ образования времен системы инфекта индикатива.

    Imperfectum indicatīvi actīvi et passīvi.

    Futurum primum (I) indicatīvi actīvi et passīvi.

    Глагол essе в системе инфекта индикатива актива.

Практика:

    Переписать и выучить лексический минимум 7-го раздела (с. 240–242) (только слова: absum, adsum, dominus, eo, filius, is, lupus, multus, nullus, oculus, possum, servio, trado, ullus) и 8-го раздела (с. 244-245) (все слова, кроме apud, auxilium, quaero).

    Упр. 2 (tango 3), с. 243 (письменно).

    Выучить крылатые выражения:

    Ut sal ū tas , ita salutab ĕ ris . Как ты приветствуешь, так и тебя будут приветствовать (поговорка).

    Qui semĭnat mala, metet mala. Кто сеет зло, тот пожнет зло (поговорка).

    Post prandium stabis, post cenam ambulābis. После завтрака постой, после обеда погуляй (Ср. Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу).

    Ul ǔ lam Ath ē nas ferre . Везти сову в Афины (сова считалась священной птицей богини Афины, покровительницы Афин) (Ср. Ехать в Тулу со своим самоваром).

5. Подготовиться к терминологическому диктанту (принести с собой тонкую тетрадь для контрольных работ).

Задание №9

Тема: Терминологический диктант. Повторение пройденного материала

Домашнее задание: подготовиться к лексической работе (разделы I–VIII).

Задание №10

Тема: Лексическая работа. Повторение пройденного материала

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.

Задания контрольной работы:

    Написать четыре формы глагола, выделить основы. Образовать определенное лицо и число во всех временах инфекта индикатива, актива и пассива. Перевести на русский язык. Образовать 4 формы императива от того же глагола. Все формы перевести на русский язык.

    Образовать от того же глагола неопределенную форму настоящего времени страдательного залога. Образовать два изученных причастия. Все формы перевести на русский язык.

    Просклонять словосочетание.

    Перевести предложение на русский язык. Преобразовать его в страдательную конструкцию. Сделать морфолого-синтаксический анализ слов полученного предложения. Перевести его на русский язык.

Выполнить тренировочные задания:

    Проспрягать narro 1 и finio 4 во временах системы инфекта актива и пассива (во всех лицах и числах), образовать повелительное наклонение.

    Образовать infinitīvus praesentis passīvi, participium perfecti passīvi et participium futuri actīvi от глаголов narro 1, finio 4

    Просклонять alius liber magnus, nullum periculum longum

    Перевести: Poētae Romāni fabulas longas scribunt/scribēbant/scribēnt. Преобразовать в страдательную конструкцию. Сделать морфолого-синтаксический анализ слов полученного предложения. Перевести его на русский язык.

Задание №11

Тема: Контрольная работа. Существительные 3-го склонения

Теория: §§ 40–52, 282, 284, 315, 316, 333, 334, 335 в учебнике

1.Declinatio tertia (третье склонение): consŏnans (согласное), vocālis (гласное), mixta (смешанное).

2. Declinatio tertia consŏnans: род, историческая основа, склонение, виды номинатива (сигматический и асигматический).

3.Declinatio tertia vocālis: род, основа, отличие от согласного типа в склонении, асигматический номинатив.

4.Declinatio tertia mixta: род, историческая основа, отличие от согласного типа в склонении, сигматический номинатив.

5.Продуктивные суффиксы существительных третьего склонения.

6.Nominatīvus et accusatīvus duplex; ablatīvus tempŏris.

Практика:

1.Учить лексический минимум 9-го раздела (с. 247: слова № 1, 3, 5, 9, 10, 12–15; с. 248: слова № 1, 2, 4, 5, 7, 8); 10-го раздела (с. 250: слова № 1, 3–5, 10, 11; с. 251: слова № 3, 4, 6–9, 11; с. 252: слова № 3, 4); 12-го раздела (с. 256: слова № 1, 2, 4; с. 257: слова № 3, 4, 6, 7, 9, 11; с. 258: слово pars).

2.Упр. 2, с. 246 (1-е словосочетание) (письменно).

4.Выучить крылатые выражения:

1) Alma mater. Мать-кормилица (об учебном заведении).

2) Homo homǐni amīcus est. Человек человеку друг (поговорка).

3) Homo homǐni lupus est. Человек человеку волк (Плавт, римский комедиограф, III в. до н.э.).

4) Homo locum ornat, non homǐnem locus. Человек украшает место, а не место красит человека (поговорка).

5) O tempŏra, o mores! О времена, о нравы! (Цицерон).

Задание №12

Тема: Анализ ошибок контрольной работы. Прилагательные 3-го склонения

Теория : §§ 79–87, 190–192, 255, 280, 281, 283 (-ilis, -ibĭlis, -aris) в учебнике

2.Вторая группа прилагательных: прилагательные одного, двух и трех окончаний, гласное склонение.

3.Исключения.

4.Суффиксы прилагательных 3-го склонения.

5.Participium praesentis actīvi. Образование. Сигматический номинатив.

Практика :

1.Учить лексический минимум 11-го раздела учебника (с. 253–255).

2. В пособии «Неличные формы латинского глагола» (автор А.М. Брагова) письменно сделать упр. 2, с. 28, упр. 3, с. 29 (читать и переводить предложения №1, 6, 8, 9, сделать морфолого-синтаксический анализ причастий, образец анализа причастия в пособии, с. 23).

3. В учебнике читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать морфолого-синтаксический анализ прилагательных и причастий (по одному из каждого предложения); упр. 2, с. 252 (3-е словосочетание).

4. Учить крылатые выражения:

1) Omnia mea mecum porto. Все мое ношу с собой (Биант, один из легендарных «семи мудрецов» (VI в. до н.э.). Когда родной город Бианта Приена был взят неприятелем и жители в бегстве старались захватить с собой больше вещей, кто-то посоветовал ему поступить так же, на что он ответил: «Все мое ношу с собой», имея в виду, что только духовное богатство можно считать неотъемлемым имуществом).

2) Abiens, abi! Уходя, уходи!

3) Qualis vir, talis oratio . Каков человек, такова и речь.

4) Timeo Danaos et dona ferentes . Я боюсь данайцев и дары приносящих (слова жреца Лаокоона, относящиеся к огромному деревянному коню, сооруженному греками («данайцами») якобы в дар Минерве).

5) Volens – nolens . Волей – неволей, хочешь – не хочешь.

Задание №12

Тема: Система перфекта действительного залога

Теория: §§ 191–202, 224 (актив), 249–252 (индикатив), 319 в учебнике

1.Синтетический способ образования времен системы перфекта в активе.

2.Исходная форма – infinitīvus perfecti actīvi.

3.Perfectum indicatīvi actīvi; окончания перфекта.

4.Plusquamperfectum indicatīvi actīvi.

5.Futurum secundum (II) indicatīvi actīvi.

6. Морфологические показатели в системе перфекта в активе.

7. Accusatīvus tempŏris.

Практика:

1.Учить лексический минимум 13-го раздела (с. 261–262).

2. Упр. 1 (первые 2 глагола), упр. 3, с. 259 (письменно).

3. Читать и переводить текст “De Gallis” (с. 260) и 2 предложения не из текста “De Gallis” (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать морфолого-синтаксический анализ глаголов, стоящих во временах системы перфекта актива (по одному из каждого предложения в тексте и из предложений вне текста).

4.Учить крылатые выражения:

1) Veni, vidi, vici . Пришел, увидел, победил (Цезарь. Этой фразой Цезарь сообщил в письме к своему другу Аминтию о победе в сражении при Зеле в августе 47г. до н.э. над понтийским царем Фарнаком, сыном Митридата).

2) Nil sine magno vita labōre dedit mortalĭbus . Жизнь ничего не дала смертным без большого труда (Гораций).

3) Quod scripsi , scripsi . Что написал, то написал (Евангелие от Иоанна: о Пилате, который не согласился по совету священников иудеев исправить надпись на кресте Иисуса).

4) Oleum et opĕram perdĭdi . «Я потерял даром масло и труд», т.е. напрасно трудился (из комедии Плавта «Пуниец»: девушка жалуется, что она напрасно трудилась, наряжаясь, и напрасно тратила масло для умащения).

5) Acu rem tetigisti .«Попал иглою», т.е. попал в точку (Ср. Не в бровь, а в глаз).

Задание № 13

Тема: Система перфекта в страдательном залоге

Теория: §§ 208, 210–213, 217, 219, 224 в учебнике

1.Аналитический способ образования времен системы перфекта в пассиве.

2.Infinitīvus perfecti passīvi – исходная форма для времен системы перфекта в пассиве.

3.Perfectum indicatīvi passīvi.

4.Plusquamperfectum indicatīvi passīvi.

5.Futurum II indicatīvi passīvi.

6.Страдательная конструкция на примере времен системы перфекта. Правила перевода действительной конструкции в страдательную (повторение).

Практика:

1.Учить лексический минимум 14-го раздела (с. 264–265).

2.Читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать морфолого-синтаксический анализ глаголов во временах системы перфекта в пассиве (по одному из каждого предложения).

3.Упр. 1 (nomĭno 1), упр. 2, стр. 262 (письменно).

4.Учить крылатые выражения:

1) Acta est fabula. Представление окончено (Светоний в «Жизни 12-и Цезарей» сообщает, что Август в свой последний день несколько раз спрашивал, не вызывает ли его состояние тревоги в городе, а «вошедших друзей спросил, находят ли они, что он хорошо сыграл комедию жизни»).

2) Alea jacta est . «Жребий брошен» – о бесповоротном решении, о шаге, не допускающем отступления, возврата к прошлому Цезарь о своем переходе с войском через реку Рубикон в 49г. до н.э.).

Представлены элементы основ латинского языка и медицинской терминологии (анатомической, клинической и фармацевтической) с учетом их современного уровня развития. Терминологическая цель учебника определяет его построение и отбор языкового материала. Наиболее распространенные греко-латинские терминоэлементы последовательно распределены по всему учебнику в соответствии с изучаемыми грамматическими темами. Рецептура дана с учетом применения ее в сестринской и фельдшерской практике. Приведены частотные отрезки наименований лекарств. Весь учебный материал изложен дифференцированно с учетом разного профиля медицинских и фармацевтических колледжей и училищ.
Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения.
Для студентов и учащихся медицинских и фармацевтических колледжей и училищ.

УДАРЕНИЕ, ДОЛГОТА И КРАТКОСТЬ СЛОГА.
В латинском языке ударение никогда не ставится на последнем слоге, а ставится на предпоследнем, если он долгий, или же на третьем от конца слоге, если второй от конца (т.е. предпоследний) слог краткий.

Следовательно, постановка ударения зависит от долготы и краткости второго от конца (предпоследнего) слога.
В двусложных словах ударение всегда ставится на начальном слоге: statim (статим) - немедленно; cito (цито) - быстро, срочно.

Долгота и краткость слога зависят от входящего в его состав гласного: если гласный долгий, то и слог долгий, если гласный краткий, то и слог краткий.
I. Гласный бывает кратким (следовательно, и слог краткий), если он стоит перед другим гласным или перед h: aetherea (этэрэа) - эфирная arteria (артэрия) - артерия cinereus (цинэрэус) - серый contraho (контраго) - стягиваю

Содержание
Предисловие для преподавателей
Предисловие для учащихся
Введение
ФОНЕТИКА
Латинский алфавит (§1)
Произношение звуков (§2-7)
Ударение, долгота и краткость слога (§8, 9)
Контрольные вопросы (§10)
МОРФОЛОГИЯ
Глагол (§11-23)
Повелительное наклонение (§13, 14)
Образование форм сослагательного наклонения (§15, 16)
Употребление сослагательного наклонения в стандартных рецептурных формулировках (§17-19)
Спряжение глаголов в изъявительном наклонении
Спряжение вспомогательного глагола esse (§20-23)
Контрольные вопросы (§24)
Имя существительное. Склонение имен существительных (§25)
Первое склонение (§26-30). Несогласованное определение (§27)
Склонение существительных греческого происхождения на -е (§28)
Краткие сведения о рецепте (§31-32)
Краткие сведения о предлогах (§33-34)
Состав слова (§35)
Наиболее употребительные латинские и греческие терминоэлементы-приставки (§36)
Терминоэлементы (§37)
Греко-латинские дублеты (§38, 39)
Второе склонение (§40-49)
О названиях лекарственных веществ (§41)
О словах греческого происхождения на -on (§42)
О латинских названиях болезней и патологических состояний (§43)
Греко-латинские дублеты (§46, 47)
О частотных отрезках в названиях лекарственных веществ и препаратов (§48,49)
Имя прилагательное. Прилагательные первой группы (§50-58)
Согласованное определение (§50, 51)
Названия групп лекарственных средств по их
фармакологическому действию (§54, 55)
Названия химических элементов, оксидов и кислот (§57, 58)
Третье склонение (§59-78)
Определение рода (§60). Согласование прилагательных первой группы с существительными 3-го склонения (§61)
Мужской род (§62-64)
Женский род. О названиях солей (§65-68)
Средний род (§69-71)
Особенности склонения некоторых групп существительных 3-го склонения (§72-74)
О названиях болезней, патологических процессов (§75)
Греко-латинские дублеты. Греческие терминоэлементы (§76-78)
Прилагательные второй группы (§79-82)
Согласование и склонение прилагательных второй группы с существительными 1, 2 и 3-го склонений (§80-82)
Греческие терминоэлементы (§83-84)
Четвертое склонение (§85-87)
Пятое склонение (§88-90)
Таблица падежных окончаний пяти склонений
Степени сравнения прилагательных (§91 -93)
Имя числительное (§94-95)
Местоимения, наречия (§96-99), предлоги, союзы (§100-102)
Рецептурные сокращения (§103, 104)
Повторение (§105)
Список терминоэлементов (§106)
Список частотных отрезков, встречающихся в названиях лекарственных веществ и препаратов (§107)
Перечень-минимум значений для терминоэлементов (§108)