Стресс при увольнении. Как пережить увольнение с работы: советы психолога

by Записки Дикой Хозяйки

Кризис непредсказуем. И, казалось, еще вчера вам ничего не угрожало на вашем рабочем месте, а сегодня начальство объявляет о сокращении, и вас увольняют. Понятно, что это серьезный стресс, но не стоит считать себя невезучим человеком, впадать в уныние и клясть судьбу. Вам необходимо собраться с силами и проявить характер, чтобы выйти из ситуации, сохранив по возможности здоровье и чувство собственного достоинства, да и не наделать глупостей в состоянии шока, обиды и раздражения.

А шок, безусловно, будет, даже если вы интуитивно чувствовали возможность увольнения. Связано это с тем, что вас поставили перед необходимостью менять жизнь, ведь потеря работы обязательно этого потребует. Поэтому так важно держать под контролем эмоции и свои действия, когда вам сообщили об увольнении. Если у вас нет возможности как-то повлиять на такое решение, то нужно уйти спокойно и без лишних ненужных слов.

Если вдруг вам предлагают подписать заявление об уходе по собственному желанию или документ, который вызывает у вас сомнения, попросите время на размышления. По закону, работодатель должен уведомить вас об увольнении как минимум за 2 месяца, кроме того, вам положена компенсация. Нельзя также уволить с работы по сокращению беременную женщину, а также молодую маму, у которой есть дети младше трех лет.

Переполняющие вас эмоции можно проявить дома, среди близких вам людей, которые вас поймут и не осудят. Наверняка вам захочется и пожаловаться, и поругаться, и обвинить в несправедливости – сделайте это в стенах своего дома. Такая разрядка поможет вам уже спокойнее взглянуть на ситуацию, проанализировать ее и наметить план действий.

Приобретенное спокойствие вам очень понадобится, когда вы начнете делать шаги в поиске нового рабочего места, ведь, сохраняя в душе обиду, горечь, раздражение, вам будет трудно сосредоточиться на собеседованиях и даже быть объективной к самой себе. Кроме того, такие чувства трудно скрывать, а работодателю, в первую очередь, нужны стрессоустойчивые сотрудники.

Если ваши родные или знакомые предлагают вам свою помощь в трудоустройстве, не отказывайтесь. Это очень хорошо, что рядом с вами есть люди, которые готовы помочь и поддержать.

Что касается компании, которая вас увольняет, то и с ней нужно расставаться, по меньшей мере, спокойно, поэтому можно попробовать договориться, например, о более позднем сроке увольнения. Это будет вполне возможно, если вы ведете какую-нибудь долгосрочную работу и сумеете аргументировано объяснить начальству, что именно вы и должны ее завершить. А выигранное время вам понадобится для поиска новой работы.

Кроме того, не следует забывать о компенсации: по закону, работодатель обязан выплатить вам зарплату за 2 месяца, если в течение этого срока вы не нашли новую работу. Кроме того, не забывайте о том, что компания должна расплатиться с вами за неиспользованный отпуск за весь срок работы. Так что проследите, чтобы это было сделано.

Можно переговорить с начальством о сохранении за вами места, но на неполный рабочий день – часто у компании, вынужденной пойти на большое сокращение, возникают трудности, и они пользуются услугами прежних сотрудников, чтобы не искать и не обучать новых.

Также можно выяснить, возможно, есть рабочее место в другом подразделении этой же компании. Даже если вам при переходе предложат меньшую зарплату, не стоит сразу возмущенно отказываться – важно уже то, что вы будете иметь доход, пока не найдете новое место работы.

Кроме того, при спокойном поведении в этой ситуации вы сможете обратиться к своему бывшему начальству с просьбой дать рекомендации и характеристики – это поможет вам при новом трудоустройстве. Более того, не исключено, что именно ваш начальник сможет порекомендовать вас своим знакомым и в другие компании.

Что делать, если все же наступил день, когда вам не нужно спешить на работу? Займитесь организацией своей жизни на период вынужденной безработицы. В первую очередь составьте бюджет на год, в котором учтите все необходимые расходы: на коммунальные платежи, медицинское обслуживание, питание, на машину, одежду. Теперь посчитайте, какие накопления у вас имеются и доходы, которые могут поступить в ближайшее время.

А теперь постарайтесь максимально сократить расходы. Подумайте, от чего вы можете отказаться. Может, поменять машину на более дешевую или начать пользоваться общественным транспортом? Можно сменить тариф мобильной связи, найти более дешевого интернет-провайдера, отказаться от некоторых покупок.

Если у вас есть непогашенные кредиты, обратитесь в банк и обсудите ситуацию с консультантом, ведь любой банк заинтересован в том, чтобы получить от вас хоть какие-то деньги, и потому может согласиться на уступки, например, временно снизить кредитные выплаты или даже на какой-то срок их заморозить.

Если у вас есть возможность устроиться хотя бы на временную работу, не пренебрегайте ею – даже если она вам не очень по душе, вы сможете продержаться без потерь какое-то время, пока не найдете постоянное место.

И, конечно, не теряя времени, сразу займитесь поиском новой работы. Чтобы не упустить ни одной возможности, отметься для себя, что бы вы хотели найти, то есть, что хорошо умеете и любите делать. Но точно так же перечислите те пункты, которые для вас невозможны, например, поездки в командировки и пр. И, конечно, определите для себя тот минимум заработной платы, который вам требуется для поддержания прежнего уровня жизни.

Возможно, судьба вам дает шанс изменить вашу профессию, поэтому пробуйте себя и в том деле, которое вам интересно, но не является вашей основной профессией. Если специальность, которая вас привлекает, требует дополнительных знаний, подумайте о том, чтобы немного поучиться. Даже однодневный тренинг может стать импульсом к важнейшим изменениям.

Если вам не нужно каждый день спешить на работу, это не означает, что вы можете себе позволить полностью расслабиться и вести свободный образ жизни. Напротив, вам нужно быть еще более собранной, чем всегда, поэтому каждый начинайте, составляя план необходимых дел, и четко его соблюдайте. Постоянно читайте в СМИ, Интернет объявления о вакансиях, отправляйте резюме по всем адресам, которые вам кажутся хоть немного соответствующими вашим интересам, звоните потенциальным работодателям, ходите на все собеседования. Общаясь со знакомыми, говорите о том, что вы находитесь в поиске работы – очень важно в нужное время оказаться в нужном месте, потому что, «его величество случай», может подвернуться в любой момент.

Обязательно поддерживайте отношения с друзьями и родственниками, ведите здоровый образ жизни, то есть, бывайте не свежем воздухе, нормально питайтесь и ни в коем случае не превращайте свою жизнь в трагедию. Более того, используйте время поиска работы на то, чтобы отдохнуть, укрепить здоровье и набраться сил для дальнейшей деятельности.

Уделите большое внимание подготовке к собеседованиям: отрепетируйте ответы на самые распространенные вопросы. На собеседовании старайтесь не нервничать, и не считайте каждое собеседование последним шансом – это всего лишь очередная возможность, которых у вас еще будет достаточно. Открыто отвечайте на вопросы о том, почему вас уволили с прежнего места работы, и постарайтесь сосредоточиться на том, что вы можете и хотите сделать для компании, чтобы работодатель выбрал вашу кандидатуру.

И, конечно, не переставайте верить в удачу. Именно уверенность в себе и спокойствие будут теми самыми качествами, которые при выборе кандидатуры на свободную вакансию, при прочих равных условиях дадут перевес в вашу пользу.

Увольнение с работы - один самых сильных стрессов для человека. По накалу переживаний увольнение уступает только разводу и смерти близкого человека. Если над человеком нависла угроза сокращения, то уровень стресса в этом случае резко возрастает. Возрастает уровень напряжения, тревоги. Люди жадно ловят всевозможную информацию, которая в отсутствие достоверных фактов может искажаться. В коллективе начинают работать механизмы эскалации негативной информации. В этих условиях человек может поддаться всеобщей панике, падает производительность и качество работы, человек живет в ситуации неопределенности. В коллективе может возрастать напряженность и конфликтность, обостряются старые обиды и конкуренция.

Какие ошибки может совершить человек в этой ситуации?

  • Во-первых, поддаться всеобщей панике и напряженности.
  • Во-вторых, на фоне напряжения снизить производительность и качество труда.
  • В-третьих, поругаться с коллегами.
  • В-четвертых, бездумно начать поиски новой работы или уволиться.

Что делать, чтобы не поддаваться панике и тревоге?

Важно сохранять контроль над ситуацией и трезво оценивать слухи, витающие в организации и конкретные действия руководства. Мрачных мыслей можно избежать, если в большей степени концентрироваться на работе и на своих ресурсах.

  • Важно спокойно, достойно и честно поговорить с руководством. Выяснить реальную картину по своему отделу (производству). Можно поинтересоваться, есть ли у руководства критерии, в соответствии с которыми могут сокращать сотрудников.
  • Пересмотрите свои профессиональные умения и навыки. Усиленная напоказ работа не пройдет (если до этого вы не проявляли героизма на работе). Но лучше сосредоточиться на работе и как можно лучше ее выполнять.
  • Проявите творчество, подумайте, как вы можете помочь родной организации во время кризиса. Руководство ценит толковые предложения. Им тоже нужны союзники и люди, которые оптимистично смотрят на будущее.
  • Старайтесь соблюдать все поставленные цели и сроки работы. Этим вы продемонстрируете свою надежность, станете центром уверенности для других.
  • Имейте профессиональные планы, связанные с работой. Рассказывайте о своих результатах.

Что делать, если все-таки Вас сократили?

  • При увольнении временно падает самооценка ("я плохой специалист"), теряется контроль над своей жизнью. Возникает много возмущения, злости и других негативных чувств.
  • Необходимо собрать волю в кулак, как бы трудно это ни было. Во-первых, несмотря на свою злость на руководство, сотрудников ("более удачливых") расстаться нужно по-доброму. Не нужно высказывать все, что наболело, не стирать всю информацию с компьютера. Лучше привести дела в порядок, передать их назначенному человеку. В последний день попрощайтесь тепло с коллективом и начальником. Это сохранит о вас позитивные воспоминания. Попросите у руководителя рекомендации.
  • Безусловно, самый тяжелый период наступает после всех улаженных формальностей, сбора вещей и процедуры прощания с коллегами. Сниженная самооценка, негативные мысли о себе могут привести к депрессии. Если вас посещают подобные мысли, нужно сказать себе: "Стоп! Жизнь - это не только работа". Лучше подумать какие уроки вы можете вынести из этой ситуации.
  • После увольнения у человека появляется масса свободного времени. И вроде самое время расслабиться, отдохнуть. А этого не получается. Замкнутый круг. Расслабиться по-настоящему, как правило, не получается. И безработный человек начинает переживать образовавшуюся в его жизни пустоту: из-за того, что нет работы, вы испытываете депрессию, а это, в свою очередь, не дает возможности найти работу. Такой путь ведет к неврозу. Чтобы этого избежать необходимо начинать поиск работы в тот же день как Вас уволили. Чем больше времени проходит после потери работы, тем сложнее будет ее найти. Нужно отнестись к увольнению как к испытанию на прочность, как к экзамену, сдав который вы придете к успеху.
  • Во время поиска работы сохраняйте прежний режим дня. Вставайте, завтракайте, обедайте и ужинайте в то же время, что и раньше. Ухаживайте за собой.
  • Каждый день делайте что-нибудь для поиска работы: просматривайте сайты, звоните, отправляйте резюме, ходите на собеседования.
  • В свободное от поиска работы время займитесь собой: поправьте здоровье (если это необходимо), пересмотрите (наведите реестр) свои навыки и умения. Займитесь домашними делами, до которых не доходили руки.
  • Нередко в период вынужденного бездействия у человека портятся отношения с близкими. В первое время ему сочувствуют, но по мере того, как он замыкается, уходит в депрессию, это начинает раздражать окружающих. В этот период не нужно замыкаться в себе. Включайтесь в жизнь семьи, возьмите на себя обязанности, которые раньше выполнял другой человек, общайтесь, обсуждайте домашние проблемы.
  • Если вас приглашают в гости, то нужно обязательно идти. Во-первых, вы можете оповестить всех своих знакомых о том, что вы пребываете в поисках места трудовой деятельности. И вдруг вы встретите там нужно человека, который поможет с работой.
  • Определитесь с теми требованиями, которые вы предъявляете к новому месту работы - перспектива роста, интересная должность, зарплата, удаленность от дома. Однако, не пренебрегайте временной работой. Если вы себя хорошо зарекомендуете, она может стать постоянной.
  • Старая китайская мудрость гласит: только большие проблемы дают большие возможности. Радуйтесь (как кощунственно это ни звучит) возникшей ситуации. И благодарите судьбу, что она посылает вам шанс.

Как помочь близкому человеку пережить трудную ситуацию?

  • Сами не впадайте в панику. Человек, уволенный с работы, может чувствовать вину. Наши сетования и переживания о том, как теперь мы будем жить, только подольют масла в огонь.
  • Будьте готовы его выслушать и помочь определиться с планом действий.
  • Наберитесь терпения - поиски работы не быстрый процесс. На это может уйти время.
  • Поинтересуйтесь, чем вы можете ему помочь.
  • И главное - внушайте уверенность и сохраняйте веру в близкого человека. Он в этом нуждается.

Нынешняя ситуация на рынке труда далека от идеальной - во многих компаниях уменьшают не только планы на подбор новых сотрудников, но и сокращают персонал. Не во всех случаях увольнения проходят с соблюдением всех нюансов трудового законодательства. К написанию этой статьи нас подтолкнула реальная ситуация - одна из жертв такого увольнения рассказывала о своей истории. После того, как она сдала отчет за I квартал, ей сообщили, что она уволена, вынудили написать заявление и буквально «выдавили» с рабочего места. В тот же вечер ей вызвали скорую - разболелось сердце, поднялось давление. Прошло несколько дней - проблемы со здоровьем продолжаются. Мы решили разобраться, кто может попасть в такую ситуацию и что нужно делать дальше.

Существует несколько причин, по которым вы можете стать жертвой внезапного увольнения:

  1. Жертва сокращения . Самый распространенный вариант в нынешнее время. Дела на фирме идут не слишком хорошо, руководство принимает решение сократить часть персонала, а его функции разделить между оставшимися. Есть шанс поговорить с руководством и убедить если не в незаменимости, то в отсрочке увольнения - но он мизерный. Работу искать все равно придется.
  2. На ваше место метят кого-то другого . Это может быть не обязательно чей-то родственник или знакомый. Возможно, руководство сочло, что в кризисной ситуации вы менее эффективны, чем другой специалист. Вас приносят в жертву стратегическим интересам компании. Ситуация безнадежная, лучше договориться с руководством на собственные выгоды в обмен на вашу сговорчивость - или более долгий срок «ухода» с должности, или на выходное пособие. Если удалось сторговаться - пользуйтесь ситуацией на всю катушку для дальнейшего трудоустройства. И не забудьте сохранить нормальные отношения с коллегами и руководством.
  3. Жертва руководителя . Здесь есть два подвида. В первом случае у вас с руководителем просто взаимная (или односторонняя - а вы об этом даже не догадываетесь) личная неприязнь. Руководитель вынужден вас терпеть, пока вы нужны компании (в силу приязни высочайшего руководства, личной высокой квалификации или ключевого участия в важном проекте). Как только обстоятельства меняются - вас увольняют. Во втором случае меняется руководитель - и новый приходит со своей командой. И в этой новой команде нет места для вас.
  4. Вы не вписываетесь в текущую ситуацию . Возможно, компания меняется быстрее, чем вы, вам сложно работать в постоянных изменениях. Или наоборот, вы уверены, что лучше всех все знаете и перестали дорожить работой - стали вызывающе небрежны и этим раздражаете руководство. Начали игнорировать важные участки работы и не замечаете этого. Результат один - с вами расстаются.

Что делать, если вы стали жертвой увольнения? Если однажды утром, придя на работу, вместо привычного приветствия вы слышите от начальника невнятную просьбу зайти в кабинет, где вас ставят перед фактом: «Вы уволены!». Даже если шеф деликатно постарался донести «приговор», а вы не наивная барышня, стресс и негативные эмоции, вызванные такой отставкой, обеспечены. Особенно неприятно, когда видимых причин для увольнения нет, а вас вынуждают написать заявление об уходе.

Итак, что нужно сделать, чтоб пережить это неприятное событие:

  1. Не впадать в отчаяние . Если вас уволили с работы, не впадайте отчаяние, соберитесь с мыслями и думайте о том, что это всего лишь работа, и на этом жизнь не заканчивается. Не нужно сужать всю свою жизнь до размеров письменного стола. Не пускайтесь в глубокие размышления о том, что вы сделали не так. Такие вопросы будут возникать у вас, но не позволяйте им занять все ваши мысли. Эта ситуация уже позади, а делать выводы на будущее вы еще не готовы. Необычайная выдержка, оптимизм, спокойствие при самых сложных обстоятельствах - все те качества, которые помогут пережить увольнение с работы.
  2. Уйти с достоинством . Не нужно выплескивать эмоции на коллег или, что еще хуже, устраивать истерику со скандалом руководству. Ведите себя так, будто вы сами решили уволиться. Поблагодарите сослуживцев за сотрудничество, приведите в порядок документы и рабочее место.
  3. Не считать себя неудачником . Ваше увольнение не делает вас неудачником или плохим специалистом. Возможно, это случилось по не зависящим от вас причинам. Чтобы не выбить себя из колеи и не заниматься самобичеванием, вместо самообвинения вспомните свои заслуги, победы и достижения. Прибавьте к этому список ваших достижений, которые остались с вами и после потери работы: семья, дети, друзья, увлечения и опыт. Вы увидите, что потеряли далеко не все, а только часть (возможно, не самую лучшую) вашей жизни, которую вы замените новой.
  4. Найти возможность уделить время себе . После того как вы потеряли работу, не нужно сразу же искать новую. Не ходите на собеседования со страдальческим лицом и не умоляйте взять вас на работу. Отдохните, уделите время и внимание близким, займитесь собственным здоровьем. Ни в коем случае не идите на поводу эмоций и не топите свою проблему в алкоголе.

Даже оставшись без работы, постарайтесь соблюдать тот же режим дня, который был на работе. Только «рабочее время» необходимо тратить на попытки устроиться на новое место. Чтобы новое трудоустройство было более успешным, нужно провести работу над ошибками, какой бы болезненной она не была. Попробуйте разобраться, что в увольнении зависело от вас, а что - нет. Если вы поймете, что отчасти дали повод к увольнению - прилагали недостаточно усилий, опаздывали и так далее, - постарайтесь не повторять этого на новой работе.

Такое событие действительно выбивает из привычной колеи, в голове мгновенно вспыхивают десятки вопросов: «Почему я?», «Что я сделал не так?».

Самооценка падает, настроение на нуле и вера в светлое будущее почему-то мгновенно испаряется и превращается в несбыточные надежды. Психологи и вовсе утверждают, что увольнение с работы – действительно сильный стресс, который необходимо пережить правильно, чтобы избежать неприятных, а порой и опасных, последствий.

5 важных этапов

Как пережить увольнение? Этот вопрос гложет каждого, кто попал в такую ситуацию, причем совершенно неважно, знали вы об этом заранее или новость обрушилась на вас, как снег на голову. Чтобы прийти к успешному финалу, человеку приходится пройти через 5 этапов, каждый из которых, по-своему, важен и необходим.

На первом этапе человек лишь частично осознает всю серьезность ситуации, находясь в шоковом состоянии, осознание приходит лишь на втором этапе. Здесь догоняют злость, обида и непонимание. В голове тысяча вопросов, самооценка медленно, но верно, стремится к нулю, и, в результате, может, возникнут естественное чувство агрессии и злости на бывшее начальство.

Именно на втором этапе может возникнуть жгучее желание «отыграться напоследок»: высказать начальству все, что вы о нем думаете, насолить компании, к примеру, спрятать какие-нибудь необходимые данные или удалить номера клиентов. Естественно, со временем все будет восстановлено, а вот о вас сложится крайне негативное мнение.

Не стоит делать ничего подобного! Соберите волю в кулак и помните, что профессиональный круг в одном городе всегда довольно-таки узок, а это значит, что обо всех ваших «достижениях» может узнать ваше будущее начальство, что может повлиять на дальнейший карьерный рост.

Оно вам надо? Если и уходить, то с высоко поднятой головой, с наилучшими пожеланиями и приветливой улыбкой, кто знает, иногда начальство имеет привычку менять свои решения, или, как минимум, вы сможете разжиться хорошей рекомендацией.

Следующий этап – торги. Здесь возникают подобные мысли: «Если бы я вовремя закончил годовой отчет…», «Если бы я был приветливее с коллективом…» и так далее. «Если бы, да, а бы…» уже не имеет особого смысла, перешагните через этот этап, оставьте все в прошлом, но заберите с собой выводы, касаемо вашей профессиональной деятельности, возможно, на новом рабочем месте они вам пригодятся.

Четвертый этап – депрессия. Объяснять и описывать его нет смысла, практически каждый из нас впадал в подобное состояние. Последний номер – это принятие. Наконец-то, осознав и пережив все горести, вы готовы двигаться дальше, на этом этапе, человек даже может увидеть определенную логику в своем увольнении и видит плюсы случившегося.

На словах все вроде бы просто, но как пережить это в действительности? Для начала: дайте себе полное право пережить все эти пять этапов, лучше пройти через них сразу, чем запутаться в собственных негативных эмоциях и оттолкнуть проблему, оставив ее без решения. К сожалению, немало случаев, когда после увольнения, человек полностью теряется и не находит в себе силы на новые свершения.

Чаще всего, в такую группу риска попадают люди, которые находятся на переломных этапах жизни, обычно это возраст 34-36 лет, а потом 49-52, 55-57 лет. Рано или поздно, вы придете к этапу принятия, однако, важно постараться сократить весь путь к нему: для этого дайте себе установку по поводу окончания каждого этапа. Например, по три дня на каждое состояние: может, поначалу вам это покажется странным, но, в результате логика возьмет верх над чувствами.

Что нужно знать?

Итак, это случилось. Для начала нужно разобраться с важными моментами оформления, которые могут сыграть «за» или «против» вас в будущем.

  • Увольнение по собственному желанию. Чаще всего, оформляется именно так, даже, если это желание не совсем было собственным. Если, к примеру, человека увольняют за то, что он не справляется с собственной работой и работодатель сможет это доказать, то такой вариант будет лучшим решением. А вот если человека увольняют просто по сокращению штатов, то при таком раскладе вы можете не дождаться положенной компенсации. Об увольнении по сокращению должны предупреждать заранее, оговариваются сроки, и предупреждение прилагается в письменном виде. А вот сотруднику, которого принуждают подписывать документы, оформленные задним числом, лучше проконсультироваться с юристами и заранее ничего подписывать.
  • По соглашению сторон. Самый выгодный вариант для сотрудника: в нем четко прописывается дата увольнения, при этом совершаются все необходимые выплаты (полный расчет, компенсация за отпуск, который не был использован, оставшаяся зарплата). Постановка на учет на биржу труда проходит проще, а начисление пособия осуществляется в максимально быстрые сроки.

Возможно, там же на бирже, можно будет пройти курсы повышения квалификации, что увеличит ваши шансы на поиск новой работы. Не лишним будет составить качественное резюме, разослать его по сайтам трудоустройства, а также пройти собеседования в парочке кадастровых устройств.

С точки зрения психологии

Зачастую, после тяжелого увольнения, человеку хочется расслабиться: полежать на диване, поесть сладостей и вкусностей вдоволь, поспать до обеда и так далее. Конечно, позволить подобный отдых можно, но, главное, чтобы он не растянулся до бесконечности.

Не забывайте, что полученный расчет скоро закончится, а новой зарплаты вы уже не получите, да и разве можно висеть на шее у собственной семьи? В особенности, это касается мужчин.

Для того чтобы полностью «не расклеиться», обязательно соблюдайте распорядок дня: вставайте в положенное время, завтракайте и приводите себя в порядок, активно занимайтесь поисками работы и, раз уж появилось свободное время, сделайте то, на что вам всегда его не хватало.

Например, изучите что-то новое, уберитесь в гараже, приведите в порядок домашние дела, до которых раньше не доходили руки. Используйте свободное время, чтобы привести в порядок здоровье: соблюдайте режим, не смотрите допоздна телевизор, выходите каждый день на улицу и, по возможности, делайте пробежки.

Не забывайте, что выходные дни, как и прежде, это суббота и воскресенье, в остальное время вы должны быть заняты, как это было раньше, когда вы работали. Ежедневное просматривайте сайты с вакансиями, рассылайте, как можно больше, резюме, ходите на собеседования и помните, чем в большее количество фирм вы позвоните сегодня, тем больше ответов вы получите завтра.

И еще одно: научитесь воспринимать увольнение не как злую шутку судьбы, а как знак того, что вам пора двигаться дальше, кто знает, возможно, это своеобразный знак, шанс найти место с лучшим заработком или коллективом.

Когда человека увольняют с работы по инициативе вышестоящего руководства, для него это почти всегда означает психологический стресс, тягостные переживания, уязвленное чувство самолюбия. Раздражение и обида могут обернуться серьезными последствиями для организации - от создания негативного имиджа в профессиональных кругах до длительных судебных разбирательств. Разозленный сотрудник нередко мстит компании, «сливая» конкурентам клиентскую базу или сообщая налоговым органам секретную финансовую информацию. Кроме того, увольнение, проведенное в грубом «топорном» стиле, вызывает стресс у остального персонала. Оставшиеся сотрудники понимают, что рано или поздно с ними поступят точно таким же образом. В коллективе снижается трудовая мотивация, исчезает лояльность к руководству, начинаются тайные поиски нового места работы.

Отсюда следует важность психологического сопровождения увольнения работника. Сам процесс увольнения, по возможности, необходимо сделать максимально щадящим по отношению к сотруднику, покидающему организацию. Необходимо минимизировать негативные психологические последствия. Есть несколько способов, чтобы обе стороны избежали чрезмерных переживаний при увольнении, чтобы работник не ушел озлобленным и не строил в дальнейшем козни бывшему работодателю.

Психологические исследования установили, что психологический стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин, чем у женщин. Мужчины в силу своих психофизиологических особенностей и сложившихся в обществе стереотипов больше настроены на социальный успех, на карьерные достижения. Они чаще воспринимают увольнение как крушение всех своих жизненных планов и надежд, и чаще склонны к неадекватным реакциям. , у мужчин также проявляются сильнее. Женщины более гибко реагируют на стрессовую ситуацию и быстрее адаптируются к новым условиям. Поэтому, как ни странно это выглядит с обывательской точки зрения, мужчины при увольнении нуждаются в более внимательном и «нежном» подходе, чем женщины.

Существует несколько психологических правил, которые полезно использовать при увольнении работника.

Смягчить предстоящую процедуру увольнения может постановка конкретных задач на каждую неделю/месяц/квартал и обсуждение их выполнения с сотрудником. Работник, который систематически не выполняет поставленные задачи, морально подготавливается к увольнению. Еще до объявления решения он понимает, что не справляется и с ним могут расстаться, а также знает почему. Поэтому сообщение об увольнении не становится для него неожиданностью, не вызывает состояния стресса. В этом случае стрессогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это вот-вот произойдет. А сам факт потери работы зачастую воспринимается с облегчением - как избавление от постоянной неизвестности и дискомфорта.

В отдельных случаях нужно письменно фиксировать все задания, которые даются сотруднику, и результат их выполнения - на случай будущего судебного разбирательства. Подготовкой к увольнению также может служить проведение аттестации с сообщением результатов (негативных) сотруднику. Ему дают понять, что пора искать другую работу.

Беседу, в которой сообщается об увольнении, нужно построить психологически грамотно. Лучше всего использовать психологический прием «ПНП». (Позитив-Негатив-Позитив). То есть, сначала нужно перечислить положительные качества увольняемого работника, потом объяснить, почему человек больше не может работать в компании, в конце же беседы нужно обнадежить человека и еще раз подчеркнуть его сильные стороны.

Этап 1, позитивный. На первом этапе важно создать позитивный эмоциональный фон, продемонстрировать уважение к человеку, к его личности. Это смягчит предстоящие негативные переживания.

Этап 2, негативный. Сообщение об увольнении. Реакция на него зависит от темперамента и характера человека. У некоторых реакция бывает очень бурной - сотрудник «взрывается», кричит (женщины могут заплакать), обвиняет начальство во всех смертных грехах. В этой ситуации важно не перебивать его, а дать «выпустиь пар». Спокойно выслушайте его перед тем, как продолжать беседу. Высказывать активное сочувствие сотруднику не рекомендуется - это только усилит его эмоции. Также нецелесообразно отвечать по принципу «сам дурак» - подчеркивать негативные личностные черты увольняемого, упрекать его в лени, разгильдяйстве и недостатке профессионализма. Это еще более озлобит работника и может вызвать затяжной конфликт. Оставайтесь в рамках вежливой и спокойной доброжелательности.

«Выкричав» из себя весь негатив, сотрудник вновь станет способен воспринимать ваши аргументы Кроме того, такой обличительный порыв со стороны работника, которому уже «нечего терять», бывает очень полезен для компании. Он позволяет узнать те негативные мнения и настроения в коллективе, которые обычно умалчиваются и не высказываются начальству вслух. Умный руководитель обязательно сделает выводы из полученной информации.

Тот кто быстро «заводится», как правило быстро успокаивается. Такие личности преодолевают стресс достаточно быстро. Уже через несколько дней после увольнения они приходят в норму и начинают жить не прошлым, а будущим.

У более спокойных, флегматичных и меланхоличных личностей сообщение об увольнении не вызовет такой резкой внешней реакции. Однако внутренние психологические переживания у них бывают намного сильнее, чем у «взрывоопасных». Негативные последствия продолжаются больше времени, они имеют тенденцию накапливаться, могут вызвать хроническую депрессию, потерю смысла жизни. Известны также случаи суицида, когда уволенные сотрудники пытались покончить жизнь самоубийством.

У этих людей психологический стресс имеет свойство развиваться по нарастающей. Со временем негативные переживания не уменьшаются, а становятся сильнее. Уволенный копит обиду несколько недель или месяцев, а когда она становится нестерпимой, вдруг решает отомстить бывшим работодателям, начинает разрабатывать изощренный план мести.

Для таких личностей особенно важен период адаптации. Об «их собственном желании» покинуть компанию им нужно сообщить заранее и дать поработать в компании еще некоторое время (2-4 недели), чтобы смягчить период острого психологического кризиса. За это время сотрудник смирится с неизбежным и настроится на поиск новой работы.

Этап 3, позитивный («реабилитирующий»). После вынесения «приговора» рекомендуется сделать паузу, чтобы человек успел придти в себя, осознать все, что ему сказали или «выпустить пар», а потом сделать несколько заключительных «поглаживаний». Например, выразить уверенность, что он обязательно сможет раскрыть свой большой потенциал на другом месте работы. Чтобы подсластить горькую пилюлю, на этом этапе уместно обсудить и размер выходного пособия («энное количество окладов»), которое работник получит при увольнении.

Лучше подчеркнуть, что увольнение обусловлено внешними причинами, а не личностными качествами работника. Оно происходит по объективным обстоятельствам, а сам сотрудник здесь ни при чем. Т.е. на третьем (позитивном) этапе беседы нужно сказать: «...просто фирма оказалась в такой ситуации, что мы вынуждены сокращать персонал» или «Вы хороший специалист, но для для решения новых задач в новых условиях нам требуются люди с другими навыками и другим подходом». Еще можно сыграть на честолюбии и амбициях увольняемого работника, подчеркнув его избыточную квалификацию: «Вы для нас слишком хороши. Вы давно уже переросли рамки нашей фирмы, вы способны на большее и для вас увольнение - это хороший повод подняться еще выше и полностью реализовать все ваши задатки, которые на прежнем месте работы не находили своего применения».

Принцип «ПНП» применяется и в том случае, когда увольняемый работник не блещет деловыми качествами и хвалить его, в принципе, не за что. Как известно, в соответствии с ТК сотрудник должен предупреждаться о предстоящем увольнении заранее. Поэтому соответствующий разговор начальника с нерадивым подчиненным можно построить так:

«Уважаемый имярек! Вы неплохой человек (перечисляются позитивные личностные качества). Но если вы в корне не измените отношение к работе и свои финансовые результаты, то мы будем вынуждены с вами расстаться. Даю вам две недели. Если же после истечения двухнедельного срока вы покажете, что работа вам по плечу (а мы оба хорошо знаем, что она вам по плечу), все будет хорошо. Если же через две недели ничего не изменится, то пишите заявление «по собственному» и подыскивайте другое место. Или же я сам официально сообщу вам, что вы уволены! А пока приходите ко мне за помощью и советом в любой момент, когда они вам потребуются! Я буду вести себя по отношению к вам, как будто ничего не случилось и вы только приступили к работе, и сделаю для вас все, что в моих силах.»

Данный текст нужно произносить целиком и именно в такой последовательности, чтобы достичь максимально психологического эффекта. Если через две недели ситуация не изменилась, нерадивый сотрудник увольняется.

Крупные и успешные компании могут позволить себе т.н. - работа с сокращенным персоналом. Аутплейсмент, как вид консалтинговых услуг, оказывают кадровые и рекрутинговые агентства. Он включает психологическую поддержку и, в конечном итоге, трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника.

Компании менее успешные могут ограничиться написанием хорошего рекомендательного письма для будущих работодателей, с которым уволенный сотрудник пойдет искать себе новую работу. Разумеется - только в том случае, если сотрудник согласен уволиться спокойно и без скандала. Во время заключительной беседы желательно дать напутствия и советы по будущему трудоустройству: куда лучше обратится, где можно пройти краткосрочное обучение, повысить свою классификацию т.п. Важно объяснить человеку, что потеря работа и поиск новой - не трагедия, а обычный этап любой деловой карьеры. Поэтому нужно оптимистично смотреть на будущее. Рано или поздно он обязательно найдет работу, которая откроет ему новые перспективы профессионального роста. Продемонстрируйте обеспокоенность его судьбой, чтобы человек не чувствовал себя ненужной вещью, которую бессердечные работодатели выжали и выбросили без сожаления на улицу.

Во многих компаниях существует хорошая традиция: в прощальной беседе один из руководителей фирмы благодарит сотрудника за работу и вручает ему «выходные» документы. Это дает хороший психологический эффект, но только в том случае, если благодарит действительно важная персона в организационной иерархии, а не штатный клерк из отдела персонала.

Если человек проработал долгое время и принес значительную пользу организации, провожать его желательно публично и с почетом. Например, устроить небольшой прощальный фуршет и вручить ему памятный подарок в торжественной обстановке. Особенно это важно, если увольнение происходит в связи с уходом человека на пенсию. Материальные расходы в этом случае с лихвой окупаются благоприятным психологическим климатом в организации. Не только увольняемый, но и остающийся персонал будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Люди будут знать, что компания, которой они отдают лучшие годы жизни, не отнесется к ним равнодушно, а окажет уважение и поддержку. Это благоприятно скажется на трудовой мотивации и лояльности к руководству.

Такое поведение с вашей стороны обеспечит если не позитивное, то хотя бы неагрессивное отношение к вашей компании. Работники больше будут склонны рассматривать свое увольнение как честный и вынужденный поступок, а не как подлость со стороны руководства. Часто они продолжают хорошо характеризовать компанию и не выражают никакого желания подавать на нее в суд за противозаконное увольнение или мстить бывшим работодателям каким-то другим образом.

Подготовлено по материалам учебного семинара:

© Подготовил: Виктор Бодалев.
© Psyfactor, 2007