Тема над которой работает психолог в школе. Работа психолога с родителями учащихся

В средней школе №57 работает заслуженный педагог-психолог Матвеева Т.Н.

Образование - высшее

С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни.

Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.

Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа.

Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа - это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.

Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.

Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?

Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.

В данном учреждении работает психолог Гриценко Татьяна Сергеевна, психолог высшей категории. Она была моим руководителем учебно-ознакомительной практики.

Как и в любом учреждении, психолог имеет свои должностные обязанности:

  • 1. Педагог-психолог должен знать: Конституцию Р.Ф. Законы РФ, решения правительства РФ.
  • 2. Педагог-психолог утверждается на должность и освобождается от должности директором школы.

Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору школы, замдиректора по воспитательной работе.

Цель и задачи деятельности психолога в данном учреждении:

Основными направлениями деятельности психолога являются: психодиагностика, психокоррекция, психопросвещение, психопрофилактика, психоконсультирование.

Психодиагностика подразумевает выявление агрессии, тревожности, личностных, мотивационных, познавательных и других особенностей детей. Но на этом этапе работа психолога не заканчивается. Он должен разработать рекомендации для каждого ребёнка, письменно оформив их, и провести коррекционные занятия с теми учениками, у которых выявлены отклонения от нормы. Эти занятия проводят индивидуально или с группой в форме тренингов, упражнений или игр для дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на устранение проблемы.

Также психолог занимается психопрофилактикой, которая включает в себя объяснение вреда курения и употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение правонарушений. Кроме того, он ведёт просветительскую работу с родителями и преподавателями, выступая на педагогических советах и родительских собраниях и рассказывая при этом особенности психологии детей определённого возраста по предложенной ему заранее теме. Некоторые психологи в школах индивидуально консультируют родителей и детей по волнующему их вопросу, помогая понять причину проблемы в ходе индивидуальной беседы.

Роль школьного психолога – создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он сам выбрал (в соответствии или в противовес) требованиям школы и семьи, конструктивно решать неизбежные конфликты, возникающие в результате этого выбора. Деятельность психолога задается во многом социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок (реальным социальным окружением ребенка). Деятельность психолога в школе включает анализ школьной среды совместно с педагогическим составом, возможности развития и требований к школьнику, определение критериев эффективности обучения и развития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития, приведение этих условий в постоянно действующую систему.

Сопровождение – система профессиональной деятельности психолога для создания социально-психологических условий успешного обучения и развития ребенка:

Идеи психологического сопровождения ребенка в школе включают следующие направления:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития (накопление информации связанной с особенностями ребенка, его проблемами и трудностями).
  2. Создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения:
  3. Создание психолого-педагогических условий для оказания помощи проблемным детям, разработка и внедрение системы компенсационных мер.

Направления деятельности психолога в школе с детьми:

I. Прикладная диагностика. Зачастую у дирекции школы и учителей возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика – прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие.

Условия диагностики детей в школе ставят требованием экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Результаты диагностики должны давать возможность судить о причинах трудностей ребенка и создавать условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, тогда как большинство методик позволяют только констатировать наличие чего-либо.

Цели диагностики:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей оказания помощи «трудным» школьникам;
  • выбор средств и форм психологического сопровождения;

Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:

  • диагностический минимум,
  • дифференциация нормы и патологии (интеллекта),
  • углубленная психодиагностика личности «по запросу» (индивидуальная).

Диагностический минимум позволяет отделить «проблемных» детей (1, 3-5, 8, 10-11 классы), проводить лонгитюдные исследования развития детей. Диагностический минимум проводится как плановое мероприятие и в основном опирается на экспертные опросы педагогов и родителей, и минимально затрагивает детей. Цели проведения диагностического обследования детей:

а) Выявление детей с низким уровнем развития, для которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.
б) Выявление детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической или социальной помощи, детей с частичным нарушением когнитивных процессов. Для таких детей необходимо проводить коррекционные занятия (педагогическая запущенность, проблемы социально-педагогической адаптации, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.).
в) Выявление детей с особенностями развития, с целью профилактики возможных трудностей.

Углубленное диагностическое обследование включает в себя следующие направления:

  • дифференцирование нормы и патологии,
  • изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы,
  • изучение зоны и содержания конфликта.

II. Психокоррекционная и развивающая работа

а) Развивающая работа – создание социально-психологических условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных» школьников).
б) Коррекционная работа – решение конкретных проблем обучения, поведения (для психологически «неблагополучных» школьников).

Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие или по запросу педагогов и родителей, служит основой для определения направления коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа – целостное воздействие на личность ребенка (не «разделяя» ребенка на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на

  • добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),
  • учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,
  • последовательность и преемственность форм и методов работы.

Развивающая работа – ориентирована на познавательную, социально-личностную, эмоциональную сферы психической жизни ребенка.

Формы развивающей работы: организация развивающей среды, тренинг, обучающие встречи с психологом, психологические технологии на учебных занятиях и внешкольных встречах; обучающая психодиагностика – самопознание.

в) Психокоррекционная работа проходит как групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей.

III. Консультирование и просвещение школьников. Просвещение проводится как ответ на определенный запрос с учетом возрастных потребностей, ценностей, уровня развития, реальной групповой ситуации школьников. Консультирование в основном ориентировано на старшеклассников и проводится как по запросу школьника, так и по запросу родителей при обязательном выполнении требования добровольности и конфиденциальности. Консультирование проводится как индивидуальная работа со школьниками и чаще всего по следующему кругу вопросов:

  • трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
  • обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;
  • оказание психологической помощи и поддержки школьникам в сложных ситуациях.

Изредка консультирование начинается по инициативе психолога или педагога, при этом психологу сложнее выйти на контакт с подростком.

Конфликтные ситуации в школе и проблемы, связанные с образовательным процессом, - это распространенные явления. Педагоги не всегда могут разрешить такие проблемы по причине своей загруженности, а родители не имеют достаточного количества знаний в области детской психологии, чтобы грамотно подойти к решению возникшей проблемы.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

В школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения - обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению "Педагогика и психология". Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
  • Контроль образовательного процесса.
  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы педагогов.

Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

Программа педагога-психолога

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона "Об образовании". Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей. в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерная тревожность;
  • чрезмерная стеснительность;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится. Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества.

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе - это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей. Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь. Отслеживание школьной успеваемости детей - это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

В заключение

Продуктивность работы педагога-психолога заключается не только в сокращении случаев возникновения конфликтных ситуаций, но и в повышении успеваемости среди школьников. Это очень важный человек в учебном учреждении.

Что делает психолог в школе?

Уже более 20 лет прошло с момента, когда первые практические психологи пришли работать в школы. Но до сих пор вопрос о деятельности психологической службы волнует учеников, родителей, учителей. Некоторые до сих пор склонны видеть в профессии некоторый высший мистический смысл, а другие наоборот, представляют работу довольно примитивно. Это можно понять, т.к. в среде самих психологов до сих пор идет поиск, и не утихают разговоры о месте и роли психологической службы в образовательном учреждении. Следует отметить, что наряду с социально-педагогической службой, психолого-педагогическая – самая молодая в системе образования. Она постоянно развивается, совершенствуется, приобретая новый опыт и формируя потребность в ней у всех участников образовательного процесса.

Деятельность службы осуществляется в соответствии с основными нормативными документами 1996 г. В них, в частности, прописаны основные направления деятельности педагога-психолога: диагностическое, психопрофилактическое, коррекционно-развивающее (для соответствующих образовательных учреждений), консультативное, а также – психологическое просвещение. Как видим, ничего сверхъестественного в работе психолога нет. А сам он обычный живой человек, выполняющий свою работу. Существует кардинальное отличие психолога от психиатра или психотерапевта. Работа двух последних относится к медицине, отклонениям от нормы, патологии. Психолог же работает «с нормой».

Деление между основными направлениями деятельности педагога-психолога весьма условно; скорее они взаимно проникают и дополняют друг друга, образуя некоторую целостную систему. В работе каждого педагога-психолога все эти направления обязательно присутствуют. Однако степень выраженности той или иной работы может быть разная. Так, например, в специальных коррекционных образовательных учреждениях основной акцент сделан на коррекционно-развивающую работу, как самой необходимой. Количество детей в таких школах и детских садах значительно меньшее, нежели в общеобразовательных учреждениях, и психолог имеет возможность «напрямую» (непосредственно) работать с каждым ребенком. И зарплату он получает именно за такую работу.

Иная ситуация в общеобразовательной школе. Здесь столько учеников, что психолог не имеет возможности непосредственно работать с каждым, да и основной запрос общеобразовательной школы иной. Сосредоточиться на работе с отстающими или проблемными учениками было бы неправильно, хотя бы потому, что это неизбежно скажется на «охвате» психологическими услугами других, менее проблемных учеников, ущемлении их прав, свертыванию прочих видов работ и как следствие - нерациональному использованию средств налогоплательщиков. Замечу, что педагог-психолог общеобразовательной школы получает свою зарплату именно за охват всех учеников примерно в равной степени. Модель «прямой», непосредственной работы с учеником не подходит для общеобразовательной школы, она не эффективна. Где же выход? Как можно организовать работу, чтобы выполнить эти условия?

Существует иная «опосредованная» модель деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы, наиболее адекватная потребностям современной системы образования. Согласно этой модели деятельность психологической службы выстраивается через образовательную среду (или образовательный процесс) в целом.

В самом деле, кто ближе всего расположен к ребенку? - Родители, близкие друзья. Это первый, ближний круг, который оказывает самое сильное влияние на развитие и воспитание человека. Не менее важный, но все-таки более дальний - учителя и сверстники в школьном коллективе. При этом понятно, что учителя начальной школы, которые имеют возможность каждый день общаться с детьми, более влиятельны, нежели их коллеги в средних и старших классах. Администрация школы, а также все специалисты (педагог-психолог, в частности) объективно стоят еще дальше от ученика, их прямое влияние самое незначительное, поэтому и встает необходимость организации опосредованного (непрямого) влияния их на учеников через образовательную среду и других участников образовательного процесса: учителей, родителей, сверстников.

Образовательная среда включает в себя собственно образовательный процесс (процесс обучения и воспитания, а точнее эффективные способы обучения и воспитания), деятельность и общение учителя с учеником и родителями, а также социально-психологические процессы в классных коллективах (общение со сверстниками). Вот почему в нашей школе педагог-психолог уделяет особое внимание инновационной деятельности по 2 основным направлениям: «Освоение современных развивающих подходов в образовании» и «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений».

Стержневая проблема первого направления - повышение психолого-педагогической компетентности учителя и освоение им современных развивающих методов, подходов в образовании. Современные требования системы образования не ограничиваются передачей знаний от учителя ученику. Знания не цель, а средство развития интеллекта, личности в целом. Задача учителя - не просто «пополнить копилку» знаний ученика, а выстроить процесс обучения так, чтобы ученик самостоятельно активно усваивал новые знания, развивая свой потенциал. Именно эти требования отражаются в новых стандартах образования. За годы учебы в школе каждый ребенок должен воспитать в себе потребность в самообразовании и саморазвитии, т.к. только эти качества обеспечат ему успешность в нашем стремительно меняющемся мире. Это задача очень сложная. Далеко не каждый учитель способен поставить перед собой такую задачу и решать ее; помочь в этом учителю призван психолог. В силу своих профессиональных знаний, взгляд психолога на процесс обучения более глубокий, нежели у учителя традиционной школы. Не случайно развивающие образовательные программы нового поколения созданы ведущими психологическими школами в сотрудничестве с педагогами. Не случайно появление первых психологов в школах в конце 80-х совпало с периодом активного освоения педагогами современных развивающих подходов и программ. И далеко не всегда альтернативный психолого-педагогический смысл программ нового поколения понятен учителю. Освоение этого нового смысла учителем идет гораздо эффективнее в содружестве с психологом.

Чтобы было понятнее, приведу простой пример. На уроке учитель читает детям несколько слов и просит их запомнить, потом ученики называют запомнившиеся. По мнению учителя, таким образом развивается память учеников. Однако у психолога при этом другое мнение. Тренировка механического запоминания небольшого объема отвлеченных слов малоэффективна по следующим причинам:

Механическое запоминание лучше всего развито у детей 2-5 лет, и она не может обеспечить полноценного усвоения знаний в связи с ограниченным объемом;

Суть развития памяти состоит в овладении ребенком эффективными приемами запоминания, наоборот «уводящими» от механического способа, и позволяющими оперировать постоянно возрастающими объемами информации;

Эффективное овладение приемами осмысленного, ассоциативного запоминания осуществляется путем ежедневной, «каждоурочной» определенным образом подаваемой учебной информации. В этом как раз и состоит сложный процесс преобразования «традиционных» знаний в «развивающие».

В связи с этим вызывают также большое сомнение занятия по развитию психических познавательных процессов, которые обычно проводят начинающие психологи. Ни одно специальное, самое лучшее упражнение (занятие), проводимое в 1 раз в неделю, не сравнится по эффективности со всеми предметными уроками, выстроенными с учетом психологических закономерностей, т.е. в современном, развивающем ключе (напомним, речь идет об общеобразовательной школе). Психологическое сопровождение, оптимизирующее образовательный процесс, усиливающее его развивающий характер, - вот сложнейшая и актуальная для современной системы образования задача педагога-психолога.

Вторая по сложности и значимости задача, связанная с инновационным направлением работы «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений», – создание и регулирование благоприятной, психологически комфортной ситуации в классных коллективах. Человек становится личностью только в социальной среде. Школа - один из самых важных социальных институтов в жизни человека. Поэтому умение выстраивать свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) способствует развитию личности ученика, его социализации и социальной адаптации. Развитие коммуникативных качеств личности (доброжелательности, терпимости, активности, уважения к личности другого человека и т. д.) - один из главных показателей воспитанности ученика. Психологически комфортная социальная ситуация в классе и школе является необходимым условием успешности обучения и воспитания всех и каждого, а также результатом деятельности педагогического коллектива в целом.

Таким образом, деятельность педагога-психолога общеобразовательной школы, нашей в частности, направлена на решение задач оптимизации образовательного процесса (образовательной среды). Эта работа - не мановение «волшебной палочки», а кропотливая, подчас незаметная для окружающих деятельность. Но в современном обществе, в системе образования она необходима. Ее результаты - позитивные изменения в интеллектуальном и личностном развитии учеников, характере отношений взрослых и детей, профессионализме учителей, обоснованности управленческих решений.

Мне хочется закончить словами одного выдающегося ученого, которые запомнились еще со времен студенчества: «Присутствие психолога в коллективе иногда бывает незаметно, зато всегда бывает заметно его отсутствие…»

– диагностическое обследование детей. Это дает возможность отследить динамику их развития в процессе обучения. Кроме того, диагностика помогает своевременной коррекции того или иного направления в обучении конкретного ребенка.

Психолог проводит диагностические обследования в нескольких направлениях. Диагностика – это выявление уровня подготовки к школе будущих . Такое исследование позволяет оказать помощь родителям в выборе обучающей программы, которые отличаются концепцией и уровнем сложности.

Диагностическое обследование выпускников проводится в девятом и одиннадцатом классах. Использование профориентированных тестов помогает старшеклассникам определиться с выбором своей будущей профессии.

При необходимости диагностика знаний, умений и навыков школьников проводится в начале и конце учебного года. Так определяется результат обучения каждого ребенка. Кроме того, во время обучения диагностируется психологическое состояние детей в коллективе.

Очень важным является определение эмоционального фона в классе. Своевременная помощь психолога окажется полезной в процессе формирования коллектива.

Мониторинг

Школьный психолог обязан отслеживать обстановку в каждом . В идеале он должен знать семью каждого ученика. Так специалист сможет отследить и предотвратить появление проблемы в учебе школьников.

Посещение уроков также входит в обязанности школьного психолога. Его функция – наблюдение учебного процесса. Не вмешиваясь в ход урока, он делает выводы о том, насколько комфортно детям в процессе обучения. Если возникает проблема с конкретным ребенком, психолог прорабатывает ее с привлечением руководителя и родителей ученика.

Консультирование

Психологическое консультирование – один из эффективных методов работы школьного психолога. Консультации проводятся как со школьниками и их , так и с педагогами школы. Этот метод работы предполагает индивидуальный подход к участникам проблемы.

Консультирование учителей также входит в функции школьного психолога. Своевременная психологическая помощь помогает предотвратить нервные срывы у педагогов.

В зависимости от сложности ситуации, проводится одна или несколько консультаций. Поэтапное решение дает возможность пошагового изучения возникшей проблемы. Результат будет во многом зависеть от того, насколько открыты и честны присутствующие на консультации.