План-конспект коррекционного занятия для старших дошкольников с использованием мульт-терапии «Можно и нельзя. «Кто работает над созданием мультфильмов»

Конспект занятия
«Путешествие в страну Вежливости» (подготовительная группа)

Холоденко Юлия Евгеньевна
МБДОУ д/с №5, МО г. Железнодорожный
воспитатель

Цель: совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения.


Задачи:


  1. Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.

  2. Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности)

  3. Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.

Оборудование : 2 куклы (Фея Вежливости и Королева Грубости), карточки с заданиями, 2 стрелки; модель «Сухое дерево»; листочки; лепестки к цветку «вежливости»; коробка; презентация «Волшебные слова».

Предварительная работа: Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово».

Ход занятия :

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Дети, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? (ответы детей).

Ребята, а давайте мы с вами отправимся в страну Вежливости и проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными?

А поможет нам указать правильный путь вот это волшебное яблочко и серебряное блюдечко.

"Катись, катись, яблочко
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.

Приведи нас в страну вежливости!

Ребята, посмотрите, кажется, волшебные предметы указали нам неправильный путь. Мы попали в какое то мрачное место.

Королева Грубости: Я, Королева Грубости, и вы попали в мое царство. Я захватила в плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете ее освободить, если выполните мои задания.

Воспитатель: Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными?

Нет. Тогда будем выполнять задания.

  1. Задание

Вежливая викторина

Воспитатель: О невоспитанных людях и животных снято много мультфильмов и художественных фильмов.

Кто из героев мультфильма, устроив разгром в доме, сказал: «Пустяки, дело житейское»? (Карлсон)

Кто из героев мультфильма съел все запасы меда у Кролика и застрял в парадном проходе? (Винни -Пух)

Кто говорил такие слова в мультфильме: «Леопольд, выходи. Выходи, подлый трус!» (Мыши)

Кто в мультфильме пел:

Какой чудесный день!

Какой чудесный пень!

Какой чудесный я,

И песенка моя!(Мышонок)

Вед: АХ, как нам вежливые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова, дела важны?

Дела делами, а слова- словами.

2. задание
«Выбери правильный путь» (2 стрелки)

Воспитатель: Чтобы выручить Фею Вежливости нужно выбрать правильный путь.

Налево пойдешь - грубить и драться ты начнешь

Направо пойдешь -сказочных героев найдёшь».

Воспитатель: Дети, какой путь мы с вами выберем? (ответы детей)

Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь.

Сценка

Воспитатель : Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.

Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!

Птичка : Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.

Петушок : А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка : Но я же сегодня сказала «здравствуй»!

Петушок : Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок : Почему? Я не хочу, чтобы она болела!

Воспитатель: А что ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!

Петушок : А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!

Птичка : Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?

Птичка : Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты! »

Вопросы к детям:

Как вы думаете, правильно ли ведут себя герои этого сюжета?

Что было неправильным в их поведении?

Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Вы знаете, как надо общаться друг с другом и обращаться друг к другу?

(Ответы детей)

Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, по имени, не грубить, не дразнить и уважать друг друга.

Мне кажется, что и это задание мы выполнили правильно. Пойдемте дальше.

3.задание

Модель «Заколдованное дерево».

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое деревце. Мне, кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное)

Дети, можно ли ему помочь?

У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их в руки, вспомнит пословицу о вежливости.

Вежливости открываются все двери.

Ласковое слово и кошке приятно.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Плохое слово, что грязная вода.

Ласковым словом и мед растопишь.

Доброе дело делай смело.

Ласковое слово — что весенний день.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

На всякие приветы надобно иметь ответы.

Воспитатель: Посмотрите, как оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых ваших пожеланий.

Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше.

Физминутка.

4. задание

Игра «Цветик - семицветик»

Воспитатель: Дети, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего не хватает на этой полянке? Чтобы украсило эту поляну? - (цветы)

Вот видите, в Королевстве Грубости даже цветы не растут. Нам надо постараться оживить полянку. Наше следующее задание такое: нам нужно вырастить цветик-семицветик добрых и вежливых слов.

Если мы сможем выложить красивый цветок вежливости, то королева Грубости освободит Фею Вежливости.

Добрый день. Простите.

Добрый день! - тебе сказали. Простите, я больше не буду

Добрый день!- ответил ты. Нечаянно бить посуду,

Как две ниточки связали- И взрослых перебивать,

Теплоты и доброты. И что обещал- забывать,

Но если я все же забуду -

Здравствуйте. Простите, я больше не буду.

Здравствуйте!-ты скажешь человеку.

Здравствуй!-улыбнется он в ответ.

И.наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «спасибо»?

За все,что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали? Сколько раз?

Доброго пути .

Нам желают: « Доброго пути»

Будет легче ехать и идти.

Приведет,конечно, добрый путь

Только к доброму чему - нибудь.

Пожалуйста.

Отменить, что- ли слово « пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет,пожалуй что, без « пожалуйста»?

Нам становится неуютно.

Будьте здоровы.

Эти слова все известны давно,

Видишь,они и просты, и не новы

Но я еще раз повторю все равно:

Добрые люди,будьте здоровы!

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки.

Королева Грубости: Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости (появление Феи Вежливости)

Фея Вежливости : Ребята, спасибо вам за то, что меня выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость.

Фея Вежливости : Я приготовила для вас сюрприз: дарю вам вот такую красивую коробочку. Но открыть её можно только с помощью волшебных слов.

Какие волшебные слова вы знаете? (показ презентации с загадками о волшебных словах)

(дети достают из коробочки угощение для каждого ребёнка)

Воспитатель: Давайте поблагодарим Фею Вежливости, попрощаемся с ней.

И нам пора возвращаться в группу.

« То жара на планете, то вьюга

Только вместе нас не испугать

Мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнем уважать.

Как бы ни было нам туго

Нужно вежливость не растерять

Мы окажем друг другу вниманье

И друг друга сумеем понять»

О грубости и сквернословии.

Урок по русскому языку

Учитель Бобрышева Н.И.,

Воронежский музыкальный колледж

им. Ростроповичей

Цели: осознать ответственность за современное состояние русского языка; сформировать критическое отношение к использованию ненормативной лексики.

Задачи: познакомить учащихся с понятием «языковая ситуация», «языковая культура личности», разъяснить понятие «ненормативная лексика», способствовать формированию гражданской ответственности за состояние русского языка и собственной речевой практики.

Форма урока: круглый стол.

Готовясь к уроку, ребята провели анкетирование, получили задания к занятию.

Оборудование: презентация «Ненормативная лексика», анкеты и фрагмент из художественного фильма «Председатель».

Ход урока.

ЭКакова жизнь, такова и речь. Сенека

Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский; кто знает родной язык великого народа. Надо помнить, что мы в ответе за государство.

И. А. Ильин
пиграф:

I Языковая ситуация.

    Лекция учителя.

О состоянии общества, о его культуре и нравственных ценностях свидетельствует языковая ситуация, т.е. соотношение разных форм языка в речи людей. Говорят ли они на литературном языке, на жаргоне, можно ли услышать диалекты, просторечия. На каком языке мы с вами говорим в период, который назвали периодом «межцивилизационного развития»? В переломные периоды в языке обычно меняется лексика, способ её употребления, общая манера выражения мысли.

Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) резкое стилистическое снижение русской речи, её огрубление и вульгаризация, массовые отступления от русского литературного языка, резкое падение престижа русской речевой культуры 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка. Я бы прибавила еще и третью беду нашего общества. Это грубость и сквернословие. В нашем общении они получили такое же распространение, как пьянство. В России 70 – 90-х гг. сквернословие приобрело тотальный характер. Отмена цензуры, ложно понимаемая демократия, свобода слова сделали своё дело. Сквернословие охватило все регионы страны, все население, почти все ситуации речи. А. Солженицын с горечью пишет о стране, где каждый второй прошел академию ругани, где ругаются не только при посадке в загородный автобус, но и в задушевных беседах. («В круге первом»).

Распространение сквернословия привело к тому, что из области сознания оно проникло в область бессознательных процессов. Хирург не мог оперировать одну очень интеллигентную женщину, потому что, когда ей дали наркоз, она заговорила… Даже если сам не говоришь скверные слова, твои земляки позаботятся о том, чтобы ты их не забыл.

Представьте себе, что есть определенное заболевание-синдром Туретта, когда человек, кроме ряда других признаков этой болезни, обладает и такой особенностью речи: речь утрачивается, а способность к сквернословию сохраняется..

Сквернословие стало печальным знаком нашей отечественной речи. Иностранные студенты усваивают первые русские слова, которые являются непечатными. В настоящее время к сквернословию проявляют интерес почти все. Защищают диссертации на эту тему, выпускают словари мата, студенты исследуют в своих курсовых работах язык Лимонова, С. Довлатова и т.д. Итак, сегодняшняя практика пользования родным языком вызывает тревогу. В связи с этим мы тоже решили провести небольшое исследование. Студентам нашего колледжа была предложена анкета. Интересно познакомиться с её результатами.

    Группа учащихся знакомит аудиторию с результатами анкет.

Учитель.

Как видим, анкетирование показало, что ситуация с использованием сквернословия противоречивая.

Чтобы наши размышления на тему сквернословия не были пустыми, давайте проясним некоторые языковые понятия. Где место бранной лексики в родном языке? Прослушайте сообщения ребят по этой теме.

II Сообщение I группы.

Выступающий 1.

В каждом языке выделяют литературную, разговорную и ненормативную лексику. Литературная лексика -это лексика культурная, которая может быть использована в любой ситуации, причем в устной и письменной речи, в общественном месте и в средствах массовой информации. Сюда входят традиционно разграничиваемые книжная, высокая, научная, специальная, официально-деловая и часть традиционно выделяемой разговорной лексики (литературно-разговорная). Например, куда мы отнесём слова «человек», «гражданин», «чувак», «чел». Последние 2 слова НЕ являются литературными.

Выступающий 2.

Разговорная лексика-лексика уместная и допустимая преимущественно в устной речи между своими, в узкой компании близких, хорошо знакомых и равноправных в общении людей; сюда же входит сниженная лексика, общенациональная жаргонная (сленг) и просторечие. Например, человек, человечище, тащиться (медленно идти). Есть разговорные слова нейтральные и сниженные.

Литературная и разговорная лексика образуют лексику нормативную, употребление которой соответствует нормам литературной и разговорной речи.

Выступающий 3.

Ненормативная лексика рассматривается как оскорбляющая собеседника и негативно характеризующая говорящего, в связи с чем в общественном мнении она рассматривается подлежащая исключению из публичного употребления.

Среди ненормативной лексики языковое сознание выделяет два разряда – грубую и нецензурную.

Выступающий 4.

Грубая лексика включает вульгарную и бранную (инвективную). Употребление вульгарной лексики (пузо, плешь) свидетельствует прежде всего о бескультурье говорящего и не адресуется собеседнику как оскорбление; обычно культурного человека оскорбляет просто её употребление кем-либо в его присутствии.

Бранная или инвективная лексика (свинья, собака) обычно употребляется с намерением оскорбить или унизить адресата или третье лицо. Но она в определенных ситуациях может употребляться и без такого намерения, для выброса эмоций. Публичное употребление бранной лексики осуждается общественным сознанием.

Нецензурная (синоним - неприличная) лексика-это экспрессивная лексика, которую общественное сознание современного общества постоянно запрещает в публичном употреблении. На базе приведенной классификации представляется возможным определить термин сквернословие. Сквернословие – это экспрессивные слова с недоброжелательным значением, используемые с намерением или без намерения оскорбить слушающего – бранная и нецензурная лексика. Сквернословие, таким образом, включает бранную лексику (осуждается общественным сознанием) и нецензурную лексику (запрещена к публичному использованию общественным сознанием), но не включает вульгарную (свидетельство о бескультурье говорящего).

Ненормативная лексика включает вульгарную и сквернословие (бранную и нецензурную лексику) и является более широким понятием, чем сквернословие.

Учитель.

Брань есть в каждом языке. Но существует мнение об исключительности русского мата: русский мат самый сильный, все иностранцы его признают, в первую очередь его заучивают и предпочитают ругаться исключительно по-русски.

III Сообщение II группы.

Сквернословие в языках мира.

Выступающий 1.

Ругаться на чужом языке действительно люди любят. Так легче нарушить запрет. Кавказцы, жители Средней Азии часто ругаются по-русски потому, что не решаются ругаться на своём родном языке. Русские в Германии часто ругаются немецкими словами.

Американцы издали словарь «7000 русских ругательств» , куда включили слова, которые называют какие-то недостатки человека. Сюда вошли определения глухой, хромой, слепой и под . А немцы издали словарь «100 русских вульгарных слов» . Первое из них - аппаратчик. Туда вошли такие слова, как главарь, вкалывать, недотрога, она беременная, мешок, забегаловка, шмотки, кайф, тюрьма, подружка, трус и др . Вряд ли эти слова являются ругательствами – это просто слова, которые дают человеку или предмету неодобрительную оценку, да и то не во всех случаях.

Выступающий 2.

А что понимать под матом? Мат – это самые грубые из инвектив, выражающие крайнюю степень презрения, раздражения, наиболее сильную степень эмоции, обычно – отрицательной. При этом подчеркнём, что к мату относятся некодифицированные единицы, то есть такие, которые не признаются единицами литературного языка, не фиксируются общеупотребительными толковыми словарями и не употребляются в письменной форме, не могут быть употреблены при выступлении перед аудиторией, в печати, в средствах массовой информации, художественных произведениях.

Таких слов в русском языке, как и в других языках, немного, хотя это и не делает их менее заметными, поскольку они, к сожалению, очень часто употребляются в устной речи.

Важным признаком этих слов и выражений является их сугубо устный характер – их нельзя писать, печатать, они чисто устные.

Этот запрет, к сожалению, сейчас начал сплошь и рядом нарушаться нашей прессой, телевидением, современными писателями, что оказывает серьёзное отрицательное воздействие на развитие современного русского языка, на культуру общения и вообще на культуру общества.

Выступающий 3.

Один из наиболее распространенных в мире способов ругаться – поношение святыни. Именно нарушение “святого запрета” и делает такие ругательства очень сильными. В своей докторской диссертации В.И. Желвис сравнивал инвективы в 50 языках мира и установил, что ругательства с компонентом “мать” встречаются в 11 языках. Оскорбление матери – это оскорбление богоматери, удар по святому. Инвективы есть во всех языках, хотя каждый народ находил свои способы выражать недовольство собеседником. Мы скажем: “Дурак!” , а японец использует конструкцию типа “я умнее” , а результат тот же.

О наличии неприличных слов во всех языках свидетельствует и такое любопытное явление: иностранцы, изучающие русский язык, начинают избегать некоторых русских слов, смущаясь при их употреблении. Болгары избегают русского слова “спички” , чехи – “лекарша”, арабы - “зуб”, немцы – “пупс” и т.д.

IV Беседы по вопросам.

Учитель:

Почему люди ругаются?

Ответы учащихся :

    Снятие стресса, “разрядка” переживаемой в данный момент эмоции.

    Помогает снять физическую и душевную боль.

    Средство защиты своего статуса. Чаще скандал – защитное оружие слабого, кто боится за свое положение, престиж, привилегии и т.д.

    Функция “самоподбадривания”. Боксёры нередко начинают с оскорблений, а затем, с гонгом бросаются друг на друга с кулаками.

    Средство подавления собеседника, как агрессивное средство нападения. Не случайно “браниться” и “поле брани” однокоренные слова. В рукопашной схватке фронтовики всегда матерились.

    Как средство самоунижения. “Ах, я дурак, что наделал!”

    Ругательства помогают человеку скрыть страх, уязвимость. “Иди к чёрту! Чёрт бы тебя побрал!” и т.д.

    В качестве магической силы. “Ругайте меня, когда я буду сдавать экзамен” . Ср.: Ни пуха, ни пера!

    Традиционные ругательства – ритуальные речи: “корительные” русские свадебные песни (поношение жениха), в частушках, куплетах, анекдотах.

    Для демонстрации высокопоставленными людьми своей близости к народу.

    Ругательства часто используются в функции междометий, для “заполнения пауз”, для связи слов в предложении. Например, слово “блин”, ”ёлки-палки”, “ё-моё” и подобные им.

Учитель:

Итак, причин, по которым люди прибегают к сквернословию, много. Но ни одна из них не может служить оправданием. Это первая ступень к нарушению законов общества. С другой стороны, у человека, использующего мат, постепенно атрофируется мыслительная способность.

Кто, на ваш взгляд, чаще всего использует ненормативную лексику?

Ответы учащихся:

    Дети чаще, чем взрослые, выражают своё недовольство друг другом, используют ругательства, дразнилки, оскорбления. Они обладают повышенной эмоциональностью и не усвоили еще навыков культуры поведения и общения.

    Подростки используют брань как средство повышения статуса, как защиту от возможной агрессии или как демонстрацию агрессии. Или как проявление бунта.

    Чаще ругаются мужчины. Это стремление продемонстрировать мужскую силу или “принадлежность к группе”, показать, что я свой: “И тут нас выручил пожилой солдат, который спустился к самому берегу реки и принялся крыть часового отборными словечками. Только тогда часовой по-настоящему поверил, что на другом берегу свои” (“Неделя”, 1982г.)

    Мужчины и подростки нередко начинают ругаться, оказавшись в мужской компании. Ругаться как бы считается “по-мужски”.

    Люди, занимающие высокое положение в обществе, обычно публично меньше ругаются, чем низы и “слабые” люди.

Учитель:

Правда, в России нередко наблюдается начальственное сквернословие – начальник сквернословит в присутствии подчиненных, подчеркивая свою доминантность, власть. Физик В. Шкловский рассказывал об одном очень серьёзном совещании у Берии: “Берия прервал докладчика и обрушил на собравшихся академиков поток грязной брани. Учёные потупили глаза. И тут встал академик П.Капица и стал в тех же выражениях честить Берию: мол, когда разговариваешь с физиками, …, ты должен стоять по стойке смирно, а не позволять себе такую наглость. Берия тут же прекратил совещание, а на следующий день П.Капица был снят с поста директора Института физических проблем АН СССР и посажен под домашний арест. Материться имел право только Сам…”

А как вы относитесь к тому, что ругаются женщины?

Учитель:

Публичное употребление ругательств является грубейшим нарушением общественного, морального запрета. Кстати, в некоторых странах есть уголовные статьи, предусматривающие наказание за брань в общественном месте. Верховный суд США в 1978 году официально признал 7 английских слов наиболее непристойными ругательствами. Однако, что характерно – ни одна из американских газет не решилась опубликовать этот список – именно из-за его крайней непристойности.

А вы знаете о правовой ответственности за употребление ненормативной лексики?

Ответы учащихся:

Создан Совет по русскому языку при Президенте РФ, разработана государственная программа “Русский язык”, принят Закон “О государственном языке Российской Федерации”, 2007 год был объявлен Годом русского языка, существует статья в Уголовном кодексе “За брань в общественном месте”.

Учитель:

Однако остается много неясного и сложного, в том числе в осуществлении Закона о русском языке.

Нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики в речи и каким образом?

Группа учащихся – исследователей знакомит аудиторию с вариантами ответов анкет.

Учитель:

Итак, подавляющее число опрошенных считают, что необходимо изгнать нецензурщину со страниц газет, с экранов телевидения.

Оптимальный пример изображения сквернословия в художественном произведении мы видим в фильме “Председатель” (просмотр отрывка из фильма “Председатель”).

Свою роль в борьбе со сквернословием должны сыграть женщины – они не должны допускать сквернословия в своем присутствии или в присутствии детей.

Долг интеллигентных мужчин – не допускать в своем присутствии публичного сквернословия.

И, наконец, необходимо демонстрировать образцы культурной, интеллигентной речи.

Итоги урока.

Учитель благодарит ребят за работу и делает вывод о том, что люди должны повышать свою языковую культуру – это их долг перед страной и родным языком.

Домашнее задание.

Написать свои предложения на тему:

Как бороться с нецензурной бранью”,

Как я боролся с нецензурной бранью”.

5

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Огонек»

общеразвивающего вида городского округа город Буй

Конспект комплексного занятия

«Кто работает над созданием мультфильмов»

(для детей старшего возраста)

Программные задачи:

Образовательные : уточнить знания детей о создании мультфильмов. Обогатить знания детей сведениями о профессиях людей, работающих над мультфильмами.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к профессиональной деятельности людей, работающих над созданием мультфильмов.

Развивающие:

Формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; обогатить словарь детей профессиональными терминами по теме занятия.

Развивать фантазию, творческое воображение.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что все вы любите смотреть мультфильмы. А знаете ли вы люди каких профессий участвуют в их создании. (ответы детей)

А начиналось все давным-давно, задолго до того, как братья Люмьеры придумали кинематограф. Уже тысячи лет назад художники и скульпторы умели оживлять фигуры. В древней Ассирии у входа в царский дворец ставили статуи крылатых быков с пятью ногами. Когда человек проходил мимо, казалось, что бык шагает. В египетских храмах искусное освещение помогало «одушевить» изображения. В Европе в Средние века распространены были забавные книжечки, похожие на блокноты. На каждой страничке была нарисована одна и та же фигура в разных позах. Если книжечку листали быстро, фигурка начинала махать руками, скакать на лошади и так далее.

Для того, чтобы создать мультфильм необходима работа многих профессионалов.

Как вы думаете с чего начинается создание мультфильма? Правильно, сначала надо написать сценарий будущего мультфильма и эта работа сценариста. Далее, когда сценарий написан, кто подключается к работе? (ответы детей)

Режиссер подбирает команду, которая будет работать над мультфильмом. Как вы думаете кого?

Правильно, это художники, композитор, актеры, которые будут озвучивать мультипликационных героев.

Для того, чтобы стать художником – аниматором нужно иметь фантазию, чувствовать время, ритм, обладать огромным чувством юмора, уметь придумывать интересные и забавные истории, сюжеты. За одну секунду в мультфильме мы видим 24 кадра. 24 кадра должен нарисовать художник, чтобы движения казались естественными и забавными. Понятно, что это не простое дело.

В основе каждого анимационного рисунка лежит конструкция – схема. Каждый рисунок – фаза записывается в специальном листе, который называется экспозиционным. Чем больше рисунков, тем плавнее движение, чем меньше фаз, тем движение резче, быстрее.

Давайте рассмотрим схемы движения условного персонажа, сравним характер движения, а также фазы движения маленькой принцессы, которая отпрянула от страшной костлявой руки. Она в ужасе пятиться на цыпочках, лицо испуганное. (рассматривание схем движения)

После того как мультфильм нарисуют, как вы думаете, чья работа потребуется далее? (ответы детей)

Правильно, мультфильм нужно озвучить.

До изобретения звукового кино игровые фильмы и мультики сопровождались музыкой, которую на пианино или рояле исполняли музыканты – таперы. Первым стал использовать музыку в своих мультфильмах Уолт Дисней. Используя музыкальные акценты и добавляя различные смешные звуки, Дисней добился удивительного сочетания звука и изображения. Если художник – аниматор придумывает танец, то ритм движения задается звуком, и, значит, крайние выразительные положения танцующего персонажа должны совпадать с акцентами. Акценты бывают не только музыкальными, это могут быть самые простые звуки, подчеркивающие движения. На каждой киностудии есть коллекция записей различных шумов: от колокольного звона до скрипа двери, от раската грома до пения птички.

Помимо звукорежиссера в кино есть чрезвычайно интересная профессия – звукооформитель. Есть такие мультфильмы, озвученные только шумами и звуковыми акцентами, когда герои не разговаривают, а просто издают какие – нибудь звуки. Также в озвучивании мультфильмов участвуют и актеры, которые разговаривают за героев мультфильмов.

Давайте сейчас попробуем стать ненадолго создателями мультфильма и разделимся на группы. Одна группа у нас будет сценаристов, одна художников, одна режиссеров и еще одна композиторов. Давайте сначала назначим главного режиссера мультфильма, который будет подбирать себе команду. (дети выбирают режиссера, делятся на группы)

Ребята, чем у нас будет заниматься группа сценаристов? Правильно, они будут придумывать сюжет, о чем снимать мультфильм. Что будет делать группа художников? Правильно, они нарисуют рисунки к мультфильму. Что будет делать группа звукооформителей? Они придумают как озвучить наш мультфильм.

Ну что ж приступаем к работе. (Дети сначала придумывают сюжет, затем рисуют несколько рисунков, затем при помощи музыкальных инструментов озвучивают)

Ребята, а чтобы увидеть наш мультфильм на экране мы попросим нашего музыкального руководителя Марину Валентиновну обработать наши материалы на компьютере.

Итог занятия:

Дети, давайте вспомним чем мы с вами занимались на занятии. О людях каких профессий беседовали? Чем бы вы хотели заниматься при создании мультфильма.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия психолога, Дошкольники – 4-6 лет

Должность: педагог-психолог
Место работы: ГКУ «СРЦН Воротынского района»
Месторасположение: с. Красная Горка, Воротынский район, Нижегородская область

Конспект занятия с элементами мульттерапии «Подарок для самого слабого» для детей дошкольного возраста

Цель: воспитывать уважительное отношение к младшим детям, взрослым.

Задачи:

— Воспитывать положительное отношение к людям;

— Осознание значимости помощи детям и взрослым;

— Снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения.

Оборудование: Проектор, мультфильм «Подарок для самого слабого», музыкальное сопровождение (релаксация, клубок, музыкальная физкультминутка (видео), картон, цветная бумага, клей.

Ход занятия

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята, очень рада снова вас всех видеть. Но сначала давайте поздороваемся.

Ритуал приветствия

Сегодня к нам на занятие пришел вот такой плюшевый мишка, который будет наблюдать за вами в течение всего занятия. Давай те мы все с ним сейчас поздороваемся, и скажем ему как нас зовут.

Начинает педагог-психолог «Здравствуй мишка, меня зовут Ирина Александровна». Дети по аналогии повторяют.

Педагог-психолог: Сегодня я хочу поговорить с вами о том, надо или нет заступаться, защищать младших детей. А поможет нам в этом мультфильм о зайчике, который был самый слабый.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

Педагог-психолог: Какие звери хотели стать самыми слабыми?

Дети: Ответы детей.

Педагог-психолог: Как вы думаете, кто из мультфильма был самый слабый? Почему вы так решили?

Дети: Ответы детей.

Педагог-психолог: Кто помог самому слабому?

Дети: Ответы детей

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы все внимательно посмотрели мультфильм и ответили на мои вопросы. А сейчас давай те немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

Проводится музыкальная физкультминутка.

«Весёлая зарядка» (видео)

Педагог-психолог: Молодцы! Ребята а вы любите получать подарки?

Дети: Ответы детей

Педагог-психолог: Давай те сейчас мы сделаем подарок своими руками. Я вам раздам все необходимое, и мы сможем сделать божью коровку.

Дети: Начинают делать поделку.

Педагог-психолог: Смотрим внимательно на меня и повторяем.

Изготовление поделки.

Педагог-психолог: Ну, вот мы и закончили. Какие красивые у вас получились божьи коровки. Молодцы.

Рефлексия

— Понравился ли вам зайчик? Почему?

— Как можно помочь слабому?

Будите ли вы помогать младшим?

Ритуал прощания «Всем-всем до свидания»


Конспект занятия по мультипликации
Тема: «Веселая ферма»
Цель: Продолжать знакомить детей с основными этапами создания мультфильма с использованием конструктора лего.
Задачи:
Обобщение и дополнение знаний детей о мультипликации,
Развитие творческого воображения и фантазии,
Учить создавать мультфильм с использованием лего,
Активизировать интерес к самостоятельному созданию мультфильма.
Оборудование и материалы: ноутбук с установленной программой «Мультипликатор», конструктор лего «Ферма», мультимедийная презентация по мотивам стихотворения А. Барто «Кто как кричит».
Ход занятия
Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие в страну волшебников – Мультипликацию. А как вы думаете, почему я назвала мультипликацию страной волшебников? (ответы детей). Да, каждый мультфильм нам дарит прекрасный и удивительный мир фантазии. В нем обитают интересные, давно полюбившиеся нам герои рисованных и кукольных мультфильмов. Этот мир реальный и сказочный. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя совсем как живые – они радуются, грустят, совершают самые невероятные чудеса. Но это никого не удивляет, ведь мы привыкли, что в мультипликации все возможно. И редко кто задумывается: а как же происходит это чудо? С чего же начинается создание любого мультфильма? (Ответы детей).
- Да с обычного чистого листа бумаги, который берет в руки сценарист, кладет перед собой и начинает писать сценарии. Это может быть рассказ, сказка, стихотворение. Мы с вами ребята уже снимали мультфильмы по сказке, рассказу, а сегодня давайте попробуем снять мультфильм по стихотворению А.Барто «Кто как кричит». Вот послушайте, о чем это стихотворение и постарайтесь определить героев этого стихотворения. (Читает стихотворение). Итак, какие же герои есть в этом стихотворении? (Ответы детей).
- Правильно, это стихотворение о домашних животных. Вот мы и определились с героями нашего мультфильма. А как вы думаете, как мы можем создать этих героев для съемки в мультфильме? (Ответы детей).
- Ребята, сегодня я вам предлагаю создать героев не используя кисти, карандашей и пластилина, а с помощью конструктора лего «Ферма». Давайте посмотрим какие герои нам понадобятся? (Включает мультимедийную презентацию по мотивам стихотворения «Кто как кричит»).
- Итак с героями мы определились, а что же мы будем делать дальше? Правильно, нам надо создать красивую картинку мультфильма, на фоне которой будет происходить действие наших героев, то есть нам надо создать декорации. Их мы тоже соберем из лего. (Дети собирают декорации).
- Посмотрите, ребята декорации готовы, герои готовы, теперь самое время определить, кто какого героя будет играть (дети распределяют роли). А теперь самое время оживить наших героев – приступаем к съемке. А в какой технике анимации мы будем снимать мультфильм? Правильно, в технике перекладки. (Процесс съемки)
- Ну вот, наши герои ожили на экране, но чего-то им не хватает. Как вы думаете, чего? Правильно, их надо озвучить, а еще можно добавить музыку, но это мы с вами сделаем на нашем следующем занятии. А сейчас я предлагаю поиграть в игру и вспомнить профессии людей, которые создают мультфильм:
Человек, который пишет сценарий? (Сценарист)
Самый главный человек в студии мультипликации? (Режиссер)
Как называется человек, который создает героев и декорации? (Художник-мультипликатор)
Кто озвучивает героев мультфильма? (Актер)
Кто создает настроение, предупреждает героев об опасности, радуется вместе с ними, дополняя мультфильм музыкой? (Композитор)
Человек, без которого герой не сможет двигаться? (Аниматор)
Кто производит съемку мультфильма? (Оператор)
- Вот путь, по которому идет создание любого мультфильма. И мы с вами, ребята, можем по праву называться волшебниками, ведь мы сами можем создать это волшебство, эту фантазию и самые невероятные чудеса, ведь в мультипликации возможно все.
Смотрите мультфильмы.
Там действуют дети и звери,
Там доброму егерю зяблик в окошко стучится.
Правдивая ложь, где всегда я заранее верю
Всему, что начнется во сне, то сегодня случиться…


Приложенные файлы